КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА сельской школы
Алексей Алексеевич Алексеев,
ведущий научный сотрудник Института социальной педагогики РАО, профессор, кандидат сельскохозяйственных наук
Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть грядущее у ней...
Н. Некрасов
По официальным данным Минэкономразвития РФ за последние 20 лет с карты России исчезло 23 тысячи населённых пунктов, 12 тысяч находятся в стадии умирания, а 19,4 тысячи деревень и сёл де-юре существуют, но реально в них никто не живёт. О значительном потенциале расширения фермерства говорят результаты реализуемой сегодня программы поддержки начинающих фермеров, реализуемой Минсельхозом РФ. Конкурс на участие в ней — 7—12 человек на место, и при этом 65% участников программы молодые люди в возрасте до 35 лет. Важно и то, что для сельской молодёжи это и социальная возможность открыть семейный бизнес, одна из немногих позитивных альтернатив миграции в город.
• фермерство • семейный бизнес • социокультурное развитие
• высокотехнологичное производство
Региональные ориентиры школьных социокультурных практик семейного фермерства
В российских регионах сегодня наиболее социально значимая динамичная форма малого и среднего предпринимательства на селе — кресть-янско-фермерские хозяйства (КФХ) семейного типа. Отношение к фермерству высказал ещё в марте 2011 года В.В. Путин, когда в качестве Председателя Правительства РФ принял участие в работе ХХП съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) в Тамбове: «Фермерство в России состоялось, как экономическая и социальная сила, как опора страны, важнейший источник развития рос-
сийских территорий, возрождение нашего села и его лучших традиций). Как он считает, «нам нужно сохранить и малые сёла и деревни — речь идёт о гармоничном и сбалансированном развитии всего пространства страны. В интересах страны — чтобы фермерство развивалось, чтобы тот, кто хочет, мог выбрать для себя этот жизненный путь».
Комплекс эффективных социально-экономических мер по развитию семейного фермерства на селе должен занять видное место в стратегии устойчивого развития сельских территорий России до 2020 года. Фермер и его семья живут и работают на земле, они — неразрывная часть сельского поселения. Поэтому фермер как никто другой
в российских поселениях вкладывает душу и деньги в благоустройство, в дороги, мосты, водопровод, газификацию, школы, клубы, храмы, в поддержку стариков и детей. Перечень этих дел на благо родного села и односельчан обширен. Для современного молодого российского предпринимателя, который живёт и работает на селе, сельское хозяйство — образ жизни. А для успешного социокультурного развития сельских территорий необычайно важно, чтобы инвесторами становились местные жители. Именно в связи с этим Ассоциация кресть-янско-фермерских хозяйств предлагает принять в качестве регионального приоритета равномерно пространственную систему расселения, включающую сеть малых и сверхмалых сельских поселений в России — хуторов, заимок, улусов. На базе крестьянских фермерских хозяйств и их коопераций. Эта система поселенческой сети наиболее полно отвечает интересам страны, в которой есть все возможности успешно реализовать такой подход.
С учётом результатов опыта фермерского движения за последние 25 лет и сотен тысяч крестьянских семей в России, готовых развивать товарные подворья, по мнению АККОР можно обоснованно ставить задачу на государственном уровне — к 2020 году довести совокупную численность кооперативно-фермерских хозяйств семейного типа до 500 тысяч хозяйств (на 1 января 2014 г. их фактическая численность 223 тысячи). Это позволит создать 700—800 тысяч новых рабочих мест на селе, освоить 28 млн. га заброшенных сель-хозземель, сохранить 10 тысяч малых деревень, создать новые сельские поселения, решить многие демографические, образовательные и социокультурные проблемы на селе. Напомним, что рождаемость фермерских семьях в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. В связи с этим Мин-сельхозу РФ и Минобрнауке РФ предлагается включить в учебные планы и обновляемые программы учебных заведений аграрного профиля образователь-
ные спецкурсы по ведению малого семейного бизнеса на селе.
Вернуть в аграрные средние и высшие учебные заведения специальности и специализации, — «фермер-растениевод» и «фермер-животновод».
Организовать на действительно современном агроэкономическом и агротехнологи-ческом уровне профессиональную пред-профильную подготовку сельских школьников, а при соответствующей ресурсной базе и межшкольные центры профессионального обучения сельских учащихся.
Вести эффективную информационную и профориентационную деятельность для расширения возможностей дистанционного обучения сельских подростков в сфере непрерывного агротехнологического образования и природообустройства, развития сельской кооперации.
Способствовать формированию в глазах российского общества, его сельского социума позитивного образа фермера, работника кооператива как успешных людей, живущих в гармонии с окружающей природной средой, как «кормильцев страны».
Развивать активное творческое взаимодействие местных профессиональных образовательных учреждений со школами, через внешкольную деятельность. Предоставить сельским школам вариативность выбора пятидневного или шестидневного обучения в неделю с учётом местных условий, чтобы сохранить школам самобытность средствами инновационной и предпринимательской деятельности обучаемых. Законодательно поддержать их взаимодействие с главами сельских поселений, с учебными и научными заведениями с целью обеспечения подготовки и обустройства на селе востребованных социумом молодых профессиональных рабочих кадров и специалистов на контрактной основе, предоставление этим молодым профессионалам жилья или земли для работы на малой родине. Минимизировать
многочисленные правовые ограничения и согласования для официального трудоустройства несовершеннолетних сельских подростков по месту жительства, на семейной ферме. Необходимо положительное решение на законодательном уровне о расширении полномочий главам сельских поселений для оказания помощи сельским образовательным учреждениям; получение права подбора, обучения местных выпускников школ, с их последующим обустройством на месте, как будущих востребованных социумом профессионалов и специалистов социокультурной сферы. Это позволит переломить негативную ситуацию миграционных настроений у подрастающего поколения молодёжи в сельской местности. Реально сформировать личностный ресурс активных и экологически грамотных землепользователей, содействовать созданию новых фермерских хозяйств семейного типа, готовить работников лесного комплекса и сельских предпринимателей, как будущий успешный средний класс сельских поселений.
Возродить народные традиции культуры крестьянского трудового воспитания и обучения ремесленничеству. Обеспечить сохранение экологии сельских территорий, так как фермерская семья заинтересована жить и работать на чистых территориях, которые они будут передавать по наследству; развивать сельский туризм.
По мнению А.В. Петрикова, статс-секретаря, заместителя Министра сельского хозяйства России, «устойчивость модели социально безопасной семейной крестьянско-фермерской деятельности обусловлена, во-первых, устойчивостью семьи как одного из основных социальных институтов и, во вторых, теми многочисленными функциями, которые семейная ферма выполняет в региональной российской экономике и обществе: экономическими, социальными, экологическими и культурными. Уместно отметить, что ряд этих функций; развитие органического сельского хозяйства; социализация молодого поколения; первоначальная подготовка занятых в сельском хозяйстве; сохранение поселенческой сети, особенно в сельской глубинке; воспроизводство традиционной народной культуры — априори не могут выполнить (или выполняют с меньшей эффективностью) крупные сельскохозяй-
ственные организации, агрофирмы и аргохолдинги»1.
Социально безопасная модель семейной фермы в России
Семейное российское крестьянское хозяйство сегодня — это экономический и цивилизационный институт, раскрывающий социокультурные значения семейных хозяйств для реального формирования «среднего класса» в сельском обществе российских регионов. Концептуальная социально безопасная модель семейной фермы в России характеризуется следующими социально-экономическими критериями:
• создаётся членами одной семьи, которые принимают личное участие в хозяйственной деятельности;
• имеет строго ограниченное законом количество наёмных работников;
• базируется на семейной собственности;
• принципиальное значение имеет
и следующий социальный критерий: члены семейной фермы живут там, где работают.
Снятие преград, тормозящих развитие крестьянских хозяйств семейного типа и несельскохозяйственных сфер в сельской экономике в российских регионах и моделирование предложенных научными сотрудниками Института социальной педагогики РАО социально безопасных условий для их эффективного функционирования в местном социокультурном и образовательном пространстве, обеспечивает значительный стимул росту агро-технологий и культуры профессиональной деятельности современного уровня в этом секторе агроэкономики, увеличивает реальные доходы сельского населения,
1 Петриков А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства России. Состояние и перспективы развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств». —
М. — 3-4 декабря 2013 г. — С. 17-25.
позволяет обеспечить комфортные социокультурные условия для развития образовательного пространства сельских территорий. В решении проблемных аспектов социального обустройства российского села необходим межведомственный подход. Это обстоятельство должно быть учтено и при разработке «Стратегии устойчивого развития территорий России до 2020 года». Необходимо выделить территориальные целевые индикаторы, ключевые критерии моделирования семейной кресть-янско-фермерской деятельности, реализация которых будет эффективна в сельской местности. Согласовать с Минсельхозом России объёмы регионального ресурсного обеспечения, включив сюда обязательную паспортизацию сельских населённых пунктов для выявления и анализа реального демографического состояния социальной, социокультурной и инженерной инфраструктур. Выявить территориальную доступность жителям села социальных, образовательных и иных услуг с учётом развития в регионе мобильных форм обслуживания, развития общественного и специализированного транспорта. Усилить государственные рычаги поддержки начинающих и семейных фермеров, агропотребительских кооперативов, помощи в оформлении земельных участков в собственность.
Государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования должны расширить обучение по профилям, учитывающим подготовку менеджеров агро-производства, которые бы выезжали на работу в село не в качестве рядовых наёмных работников, а как инициаторы создания новых, в том числе семейных, предприятий и агробизнеса, как носители социальной крестьянской культуры.
Апробировать модели создания социальных институтов питания в сельской местности для малоимущих и низкообеспеченных слоёв населения (сельские пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи) в рамках господдержки сельской территории (ВТО-«Зелёная корзина»). Подобные институты уже действуют во многих странах-членах ВТО, включая как
развитые, так и развивающиеся страны (США, Япония, Индия, страны ЕЭС). В этом случае низкообеспеченные категории людей получат безвозмездное питание из продуктов крестьянско-фермерских хозяйств местных производителей, а фермерские хозяйства — моральную поддержку и материальные стимулы для развития.
Востребованность расширения социокультурной модели ёмко предсказал академик Д.С. Лихачёв, который писал: «Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружаю-шей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни...». И далее: «Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй». Результатом модернизации регионального отечественного экологического образования сегодня может стать молодой человек с экоцентрическим экологическим сознанием и следующими характерными чертами: стремлением к творчеству, самореализации и счастью; думать об экологической безопасности (своей и общества, мира); соблюдать социальную активность придерживаясь принципа: «Думай глобально, действуй локально»; следовать нормам экологической этики, в основе которой лежат нравственные и экологические императивы; стремиться к соразмерности с окружающим миром.
Анализ свидетельствует, что в этом случае, в рамках формирования и расширения социально безопасной модели комфортного культурно-образовательного пространства сельского поселения, к примеру, в регионе Верхнего Поволжья, значительно изменяется назначение его основных составляющих. В частности, объективно происходит расширение границ
сельского образовательного пространства; поисково-исследовательской деятельности старшеклассников; обогащение и интеграция прак-тико-ориентированного обучения будущих грамотных землепользователей села, которое понимается не только как «промежуточный» социальный институт между ученичеством и взрослой жизнью, но и как интегрированная социокультурная система, социально безопасная модель, обеспечивающая культурную и личностную идентичность, способствующую саморазвитию, самосовершенстванию молодого сельского человека Верхневолжья.
По наблюдениям образовательные учреждения экспериментальных площадок ФГНУ Института социальной педагогики РАО (агрошколы Покрово-Ситская в Ярославской области, Бутылицкая, Воршанская и Булатниковская во Владимирской и другие) — катализаторы («школы-магниты») формирования и моделирования инновационного образовательного пространства сельского поселения, муниципального образования региона, в котором происходит не только сохранение крестьянской агрокультуры, но и главное, трансляции и развития культурных норм, ценностей сельского образа жизни на новом современном агроэкологическом уровне. Они становятся реальным социальным институтом подготовки нового поколения сельских жителей, способных к оптимальной социокультурной жизнедеятельности личности в новых рискозависимых рыночных социально-экономических условиях развития агроэкономики сельских территорий России.
Жизнь села в руках живущих: условия для развития социально безопасной личности землепользователя
В современном российском региональном сообществе жителей сельских территорий особую значимость приобретает проблема социокультурного развития подрастающего поколения молодёжи. В условиях активной информатизации общества всё чаще наблюдается обращение школьников к Интернету как единственному источнику знаний и явному снижению роли альтернативных форм познавательной деятельности учащихся. Социально опасным следствием изменений становятся снижение уровня любознательности у школьников села, их стремле-
ния к познанию окружающего мира, к практико-ориентированным знаниям и освоению социально значимых сельских навыков; низкая социальная активность молодёжи и ослабление воспитательной задачи крестьянской семьи.
Социальные вызовы современности и культурной сельской среды предъявляют новые требования к образовательной парадигме сельской школы, ориентированной на развитие человеческих ресурсов как основных жизненных приоритетов для формирования социально значимых личностных качеств учащихся, таких как гражданская ответственность, сознательность, инициативность, готовность принимать решения и осуществлять их, умение творчески мыслить, жизнеспособность и умение находить способы успешного взаимодействия с односельчанами, выбирать профессию и личностный карьерный рост.
Анализ жизненных социокультурных практик учащихся в школах сельских поселений Верхнего Поволжья позволил установить, что в основе развития личности имеется два начала — социальное, обусловленное контактами внутри сельского социума, и культурное, связанное с усвоением народных традиций и культурных ценностей. Социокультурное развитие сельских учащихся России — это процесс воспитания не только социально значимых качеств жизнеспособной личности, указанных выше, а ещё и приобретение сельскими учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностях, прежде всего, родного края; принятие этих ценностных установок по отношению к себе, аграрному труду, сельскому сообществу, знаниям, другим людям; формирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества в местном социуме региона.
Результат такого развития — социокультурная компетентность сельских учащихся,
которая предполагает их соответствие или несоответствие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения отечественного гражданского общества на основе уважения многонационального, поликультурного состава сельских территорий российского общества. Особая роль в формировании сельской школы социокультурной компетентности учащихся отводится внеурочной деятельности, в процессе которой возможно и, главное, целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности сельских школьников (кроме учебной на уроке) и организуется по основным направлениям личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, выставки-ярмарки, фестивали, выбранные участниками образовательного процесса на добровольной основе. Её очевидные преимущества — свободный выбор учащимися; вариативность образовательного процесса; гибкость образовательных программ; общественно значимая связь с социальной и профессиональной практикой; применение оценки деятельности ребёнка, помогающей ему увидеть динамику собственного развития, что позволяет решить ряд важных жизненных задач, таких как:
• формирование у сельских учащихся опыта решения социально-культурных проблем социума, включающего приобретение таких навыков, как выбор ценностных ориентаций
и жизненных ориентиров;
• реализация познавательных интересов, способностей и возможностей;
• формирование культурных навыков общения и сотрудничества через активное участие в различных видах деятельности.
Мы стремимся весь процесс комплексного проектирования, обучения, воспитания и развития организовать на каждый новый учеб-
ный год таким образом, чтобы дети могли непосредственно участвовать, оценивать конкретные результаты деятельности. Этому способствует развитие продуктивного обучения. Продолжая новаторские традиции Бутылицкой школы и завершив в 2013/14 учебном году региональный эксперимент по теме: «Формирование социальной компетентности выпускников сельской школы», расширили образовательное пространство для успешной социализации. Постоянно обращаемся к педагогическому и культурному наследию отечественных педагогов: В. Сухо-млинского, который утверждал, что «нельзя стать гражданином, если не оставили руки, корни в родной земле, ничего не создали для людей, не оросили потом ниву, не нажили мозолей от труда нелёгкого и сладкого», и А. Макаренко, по мнению которого «только труд ребят — производственный настоящий, а не игра в него — основа и воспитания, и обучения». Организовать в настоящее время высокотехнологичное многоотраслевое школьное фермерское производство в условиях села проблематично, поэтому детям предлагаются, с учётом их возраста, различные виды и элементы этой практико-ориентированной деятельности, моделируя условия для того, чтобы каждый мог заниматься делом по душе, избегая пустого времяпровождения.
Ремонтные бригады учащихся помогают содержать в порядке школьное здание и благоустраивать прилегающую пришкольную территорию. Так, в 2013/14 учебном году, совместными усилиями социальных партнёров и школы, нам удалось завершить строительство площадки хоккейного корта у Бутылицкой школы, который будет использоваться зимой сельской молодёжью поселения и района.
Уже несколько лет подряд мальчишки работают в лесу на лесопосадках и зарабатывают деньги, пополняя семейный бюджет. А ещё учащиеся Бутылицкой школы имеют возможность продать изделия в школьном магазине «Самоделкин».
Эти поделки детей разного возраста — результат личной трудовой деятельности, своеобразный эталон качества. Сумма денег, заработанная классом через магазин, стала, по решению родительского комитета школы, одним из значимых показателей конкурса «Класс года». Все личные достижения учащихся, включая трудовую деятельность, находят отражение в портфолио и озвучиваются на его защите перед общественностью села. Эти реальные достижения, социальные и профессиональные пробы подкрепляются совместной инновационной деятельностью в рамках организованного в 2013 году межмуниципального центра профессионального самоопределения «Живи, Земля!», созданного на базе Бутылицкой школы с участием сельских школ-партнёров из Ме-ленковского и Муромского районов Владимирской области. Все старшеклассники школы имеют трудовые и сберегательные книжки. В начальных классах по желанию, а с 5-го класса обязательно, учащиеся школы имеют зачётные книжки, в которых учитывается их трудовая и внеурочная деятельность: участие в кружках, проектная деятельность, летние трудовые социокультурные практики и другие достижения. Зачётные книжки позволяют учитывать количество часов, наработанных учащимися в рамках допрофессионального образования и профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка обучаемых в Бутылицкой школе организована по шести профессиям: резчик по дереву, вышивальщица, оператор ЭВМ, плотник, рабочий по уходу за животными, рабочий зелёного хозяйства. Экзамены проводятся, как правило, в форме защиты выполненных проектов и служат результатом эффективной организации социально ориентированного производительного труда. Завершается профессиональная подготовка вручением свидетельства. К сожалению, в новом 2014/15 учебном году, из-за перехода сельских школ Меленковского района на пятидневку, у нас не будет возможности в полном объёме заниматься профессиональной подготовкой.
Несмотря на эти серьёзные организационные и социально-педагогические проблемы, для организации профильного обучения детей ведётся поиск новых форм работы, вовлечения в дея-
тельность школы широкого круга сельской общественности. Социальные партнёры в сельском поселении не только поддерживают нашу инновационную деятельность, но и становятся инициаторами новых форм продуктивного взаимодействия. Давний друг и социальный партнёр школы Фиохина Валентина Михайловна, председатель ООО «Рассвет», которая помогает и советом, и конкретными делами. Она сама выпускница школы; уже окончили школу её четыре дочери, но Валентина Михайловна продолжает активно жить проблемами школы. Она олицетворяет для детей образ живого предпринимателя, успешного человека села.
Глава администрации Бутылицкого сельского поселения Р.Н. Панкратов также выпускник школы. Воспитывая двоих детей, он успешно сочетает работу с ведением большого домашнего хозяйства. Понимает и поддерживает социокультурную деятельность школы, активно участвует в её жизни. Рудольф Николаевич — один из организаторов школьного клуба семейного агробизнеса.
Воспитание трудом жизнеспособной личности школьника не проходит бесследно. Выпускники сельских школ, вовлечённых в труд, успешно работают в различных производственных сферах. Многие закончили или учатся в настоящее время в коллеждах, техникумах и вузах. Обидно, что после учёбы они редко возвращаются домой. Чаще всего остаются в других местах, где есть возможности для трудоустройства. Поэтому особенно рады за тех, кто остался в родном поселении, либо возвращается, чтобы здесь жить и трудиться. Радуемся, когда выпускник строит себе дом или ремонтирует его, украшает резными наличниками, беседками, используя практические навыки, полученные в школе. Радуемся благополучным семьям, успешным предпринимателям, людям со здоровыми ценностями. НО