Научная статья на тему 'Социальное развитие и проблемы современного общества'

Социальное развитие и проблемы современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4257
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ / ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРЕССА / ТЕМПЫ РОСТА / ГАРМОНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО / SOCIAL DEVELOPMENT / DRIVING FORCES OF HISTORY / SOCIAL DEVELOPMENT THEORIES / INDICATORS OF PROGRESS / GROWTH RATES / HARMONY / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / GLOBAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лагунова Ирина Сергеевна

В статье раскрывается вопрос общественного (социального) развития, представлены две группы теорий развития общества: духовного и материалистического толка. Затронута проблема прогресса человечества, приведены размышления автора о его сути, перечислены критерии прогресса, главным среди которых признана всеобщая доступность знания о том, как человек может самосовершенствоваться и преобразовывать мир. Отмечая существование глобальных проблем, вызванных научно-техническим прогрессом (экологических, безопасности и т. д.), автор задается вопросом о целесообразности всех достижений и приходит к выводу о том, что преодоление имеющихся проблем способствует дальнейшему ходу прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social development and problems of modern society

The article deals with the issue on community (social) development. There are two groups of society development theories: spiritual and materialistic ones. The author identifies the problem of the humankind progress, shares his view concerning its sense and lists the progress criteria. The main criterion is the universal availability of knowledge how people can improve themselves and transform the world. Noting the existence of the global problems caused by scientific and technological progress (environmental, safety problems, etc.), the author wonders about the advisability of all achievements and concludes that overcoming the existing problems contributes to further progress.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие и проблемы современного общества»

УДК 101.1:316.42

Лагунова Ирина Сергеевна

Lagunova Irina Sergeevna

соискатель кафедры философии и политологии, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

PhD applicant, Philosophy and Political Science Subdepartment, Lecturer, Constitutional and Municipal Law Subdepartment, Nizhny Novgorod Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SOCIAL DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF MODERN SOCIETY

Аннотация:

В статье раскрывается вопрос общественного (социального) развития, представлены две группы теорий развития общества: духовного и материалистического толка. Затронута проблема прогресса человечества, приведены размышления автора о его сути, перечислены критерии прогресса, главным среди которых признана всеобщая доступность знания о том, как человек может самосовершенствоваться и преобразовывать мир. Отмечая существование глобальных проблем, вызванных научно-техническим прогрессом (экологических, безопасности и т. д.), автор задается вопросом о целесообразности всех достижений и приходит к выводу о том, что преодоление имеющихся проблем способствует дальнейшему ходу прогресса.

Ключевые слова:

социальное развитие, движущие силы истории, теории социального развития, показатели прогресса, темпы роста, гармония, экологические проблемы, мировое сообщество.

Summary:

The article deals with the issue on community (social) development. There are two groups of society development theories: spiritual and materialistic ones. The author identifies the problem of the humankind progress, shares his view concerning its sense and lists the progress criteria. The main criterion is the universal availability of knowledge how people can improve themselves and transform the world. Noting the existence of the global problems caused by scientific and technological progress (environmental, safety problems, etc.), the author wonders about the advisability of all achievements and concludes that overcoming the existing problems contributes to further progress.

Keywords:

social development, driving forces of history, social development theories, indicators of progress, growth rates, harmony, environmental problems, global society.

С древнейших времен человека волновал вопрос о том, как развивается общество, в котором он живет, каким образом можно его изменить, преобразовать. По мере изучения своей истории он анализировал логику смены состояний общества, оценивал достижения и потери. Каждое поколение выдвигало свою версию социального развития. Так были созданы теории общественных формаций К. Маркса, социального эволюционизма Г. Спенсера и множество других.

Столь пристальное внимание к вопросу общественного развития ученых всех времен и народов продиктовано не праздным любопытством. В зависимости от понимания движущих сил развития общества человек может сам ставить новые цели, определять направления социальных изменений.

Сегодня, в эпоху глобальных проблем, прежде всего связанных с экологией планеты, существованием оружия, способного уничтожить все население Земли, осознание хода развития истории человечества, определение его направлений является жизненно важной необходимостью.

Цель настоящего исследования состоит в историческом обзоре концепций социального развития, определении его критериев в современном обществе.

Под социальным развитием в широком смысле понимается изменение общества, которое ведет к появлению качественно новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей [1].

Социальное развитие можно рассматривать и в узком смысле как изменение социальной структуры, отдельных институтов общества, характеризуемое их качественно новым состоянием. При дальнейшем рассмотрении под развитием общества будем подразумевать социальное развитие в широком смысле.

Исследование развития общества в целом осуществляется по двум направлениям. Первое из них заключается в поиске причин исторических событий и движущих сил хода истории, второе - в выявлении общего, особенного и повторяющегося в истории и создании на этой основе моделей развития истории, типологии обществ.

Говоря о теориях движущих сил истории, можно выделить концепции духовного, «персона-листского» направления, согласно которым развитие общества определяется духовным развитием его членов, и концепции материалистического толка.

Представители теорий духовного развития общества - Р. Декарт, И. Кант, И. Гердер, О. Конт, А. Тойнби, Н. Бердяев, П. Сорокин и многие другие - придавали большую значимость разуму, духу, воле, жизненной силе и самому человеку в целом. Несомненной заслугой таких концепций является пристальное внимание к различным аспектам влияния личности на развитие общества, что, естественно, имеет место в действительности. Однако абсолютизация и рассмотрение таких факторов как единственных не дает возможности составить истинную картину всех обстоятельств, обусловливающих общественное развитие, ведь влияние материальных условий на жизнь общества присутствует и является значительным всегда.

Среди теорий материалистической основы развития общества можно выделить концепции географической обусловленности (Г. Бокль, Ф. Ратцель, П. Савицкий, Г. Гримм), экономического базиса и надстройки (К. Маркс, Ф. Энгельс, Р. Джонс), демографического детерминизма (Т. Мальтус, К. Циолковский, Н. Федоров), научно-технологического детерминизма (Т. Веблен, Р. Арон, Д. Белл, Ж. Фурастье), экологического детерминизма (Дж. Кларк, Дж. Стюард, М. Харрис) и др.

На наш взгляд, социальное развитие обусловлено именно совокупностью факторов, однако главными из них являются антропоцентрические, поскольку общество состоит из людей и все его действия имеют конечной целью именно достижение людьми состояния счастья. Как отмечает Д. Бьюри, прогресс обусловлен надеждой людей на лучшую жизнь, изменение мира [2].

Какими бы факторами ни было определено социальное развитие, ему всегда присущи определенные признаки. Это: необратимость - неустранимость однажды происшедших изменений и возвращения в первоначальное состояние; направленность - устремленность развития следовать по какой-либо избранной модели; закономерность - постоянная взаимосвязь различных институтов, выражающаяся в повторении аналогичных социальных явлений в разных обществах при схожих обстоятельствах [3].

Среди моделей социального развития можно выделить циклическую (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский), линейную (О. Конт, К. Маркс), веерную (А. Тойнби), ризомообразную (Ж.Ф. Лиотар).

В мировой философской мысли сложилось два подхода к пониманию «человечества» и «общества» как всемирной организации людей. Первый - унитарный - признает их существование и, соответственно, предполагает, что мировое общество проходит в развитии определенные стадии (их форма может разниться). Второй - множественный - отрицает существование явления «человечества» и основывается на идее существования отдельных, независимых друг от друга обществ.

Кроме того, по-разному оценивается переход от одного состояния общества к другому. Одни теории предполагают, что общество развивается постепенно, эволюционно, другие усматривают способ его развития в виде скачков, революций. Обе позиции представлены во всех типологиях общественного развития, однако социальный эволюционизм преобладает над революционизмом.

Развитие общества характеризуется необратимым изменением его структуры и порядка функционирования. Такое изменение необязательно подразумевает усложнение, так как существуют периоды застоя, упадка, цикличности в жизни общества. На наш взгляд, общество можно представить в виде дерева: ствол, тянущийся вверх, символизирует общее развитие человечества, его стремление к росту; отходящие от ствола, порой далеко, ветви представляют отдельные большие и малые общества. У каждого из них своя жизнь, место в пространстве (например, близкое к земле - более темное и холодное, на вершине кроны - молодое, жаркое). Вследствие различных причин дерево может терять часть своих ветвей, и они вырастают заново, проходя те же циклы, но в новых побегах. Все они, несмотря на разделенность в кроне, - часть одного дерева, единого человечества. И в его развитии есть прогресс.

Прогресс является увеличением блага (счастья) для всех людей. Что же такое благо для человека? Это состояние его гармоничного взаимодействия с миром и собой, при котором он обладает физическим, психологическим здоровьем, свободен в своих действиях и при этом сочетает свою деятельность с деятельностью других, что является обязательным условием гармонии. Анализируя все исторические перевороты, изменения, можно отметить, что в целом общество идет по пути прогресса. Благодаря научным открытиям человек имеет возможность излечить и даже предупредить многие недуги, сохранить жизнь. Границы возможной деятельности людей расширяются: он может с невероятной скоростью передавать информацию, исследовать невидимые глазу структуры вещей, покидать Землю, преодолевая вселенские физические законы, и т. д.

В той или иной мере общепризнанными критериями прогресса являются: степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы [4]; темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров; темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной сфере (здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), в профессионально-технической области [5]; степень свободы индивидов, занятых

во всех сферах общества; уровень демократизации общественной системы; степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и проявления творческих потенций человека; увеличение человеческого блага, счастья и добра [6].

Но самый главный и решающий показатель прогресса, на наш взгляд, - это всеобщая доступность знания о том, как человек может самосовершенствоваться и преобразовывать мир. Это знание включает достижения в области науки и техники, традиции, системы оздоровления и развития, например йогу, информацию о других культурах, позволяющую понять живущих в их пространствах людей, познать всю многогранность проявлений человека.

В то же время существует множество сопутствующих прогрессу проблем. Среди них: экологические проблемы (загрязненность Земли в разных формах, истощение природных ресурсов и др.); военные столкновения, гонка оружия массового поражения, способного уничтожить все человечество; разрыв в уровне благосостояния между бедным и богатым населением планеты; огромная привязанность образа жизни большинства населения к работе техники, что в отсутствие самоконтроля приводит к сидячему образу жизни, болезням, отчуждению, бегству человека от реальности в «мир машин» (виртуальный мир), чувству разрозненности; необходимость соответствия принятым в обществе многочисленным моделям поведения, порождающая чувство отчужденности, потерю связи с собственным «я», снижение уровня реализации творческого потенциала, шаблонность в поведении и легкую ведомость: человек становится частью массы, которой легко управлять.

Перечисленные проблемы настолько серьезны, что можно задуматься о том, не перечеркивают ли они те достижения, которым сопутствуют? Нет, общественный прогресс, возрастание уровня блага для человека есть историческая линия жизни на планете Земля. Однако, по-видимому, в рамках прогресса всегда существуют контрнаправления, преодоление которых способствует его дальнейшему ходу. Данное обстоятельство служит ярким подтверждением постоянного действия законов диалектики в мире.

Ссылки:

1. Bury J.B. The idea of progress: an inquiry into its origin and growth [Электронный ресурс]. URL: http://www.guten-berg.org/files/4557/4557-h/4557-h.htm#link2HCH0019 (дата обращения: 14.02.2017).

2. Давыдов С. Развитие общества. Понятия эволюции, прогресса и модернизации // Давыдов С. Социология : конспект лекций. М., 2008. 160 с.

3. Экономика. Толковый словарь / под общ. ред. И.М. Осадчей. М., 2000. С. 378.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 32-35.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 80.

6. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2015. С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.