Научная статья на тему 'Прогресс как развитие разума и регресс как форма варварства в представлении французских философов эпохи Просвещения'

Прогресс как развитие разума и регресс как форма варварства в представлении французских философов эпохи Просвещения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3317
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / РЕГРЕСС / ВАРВАРСТВО / РАЗВИТИЕ / ФИЛОСОФЫ / КУЛЬТУРА / PROGRESS / REGRESSION / BARBARITY / DEVELOPMENT / PHILOSOPHERS / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаязова С.Р.

Статья полемизирует с взглядами французских философов эпохи Просвещения по проблеме прогресса и регресса и роли в них разума, различных в нем элементов. Важность эпохи Просвещения заключается в том, что завершается становление этих парных категорий, изменяется в них и ценность так называемого разума. Прогресс изначально понимался как развитие науки или разума, однако ряд авторов надеялся, что грамотная перестройка общества способствует и нравственному прогрессу. Регресс же понимался как падение в варварство. Лишь развитие разума есть способ его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS THE DEVELOPMENT OF BOTH THE MIND AND THE REGRESSION AS A FORM OF BARBARISM IN THE VIEW OF THE FRENCH PHILOSOPHERS OF THE ENLIGHTENMENT

The article argues against the views of the French philosophers of the Enlightenment on the issue of progress and regress, and the role of the mind, the various elements in it. The importance of the Enlightenment is that followed by the formation of these pairs of categories, changes in the value of the so-called mind. Progress was initially understood as the development of science or of reason, but a number of authors hoped that a careful reconstruction of the society cont-ributes to moral progress. The same regression was understood as falling into barbarism. Only the development of the mind has a way of overcoming it.

Текст научной работы на тему «Прогресс как развитие разума и регресс как форма варварства в представлении французских философов эпохи Просвещения»

4.Палий Е.Н. Салон как феномен культуры России XIX века: традиции и современность: дис... д-ра культурологии: 24.00.01.- М., 2008. - 313 с.

5.Тихонова М.С. Дом Фуксов - центр казанской интеллигенции: от литературных вечеров к губернскому салону/ /Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств.- 2015. -№ 1. -С 133-139.

6.Яковкина Н.И. История русской культуры. Первая половина XIX века: лекции: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Культурология". - СПб: Лань, 1998. - 245 с.

УДК 1; 13;130.2

С.Р.Гаязова

ПРОГРЕСС КАК РАЗВИТИЕ РАЗУМА И РЕГРЕСС КАК ФОРМА ВАРВАРСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФРАНЦУЗСКИХ ФИЛОСОФОВ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Статья полемизирует с взглядами французских философов эпохи Просвещения по проблеме прогресса и регресса и роли в них разума, различных в нем элементов. Важность эпохи Просвещения заключается в том, что завершается становление этих парных категорий, изменяется в них и ценность так называемого разума. Прогресс изначально понимался как развитие науки или разума, однако ряд авторов надеялся, что грамотная перестройка общества способствует и нравственному прогрессу. Регресс же понимался как падение в варварство. Лишь развитие разума есть способ его преодоления.

Ключевые слова: прогресс, регресс, варварство, развитие, философы, культура.

Sarbinaz Gayazova PROGRESS THE DEVELOPMENT OF BOTH THE MIND AND THE REGRESSION AS A FORM OF BARBARISM IN THE VIEW OF THE FRENCH PHILOSOPHERS OF THE ENLIGHTENMENT

The article argues against the views of the French philosophers of the Enlightenment on the issue of progress and regress, and the role of the mind, the various elements in it. The importance of the Enlightenment is that followed by the formation of these pairs of categories, changes in the value of the so-called mind. Progress was initially understood as the development of science or of reason, but a number of authors hoped that a careful reconstruction of the society contributes to moral progress. The same regression was understood as falling into barbarism. Only the development of the mind has a way of overcoming it.

Keywords: progress, regression, barbarity, development, philosophers, culture.

Тема нашего исследования весьма актуальна, поскольку эпоха просвещения есть завершение классического понимания теории прогресса и роли в ней разума или шире духовности. В эпоху современности мы можем говорить о кризисе теории прогресса в просветительской вариации. Многие проблемы прогресса были сформулированы уже в древности, и, возможно, современность сможет найти выход из сложившейся ситуации, опираясь на историю развития теории прогресса, которая дает ответ на ту или иную проблемную ситуацию.

Когда мы говорим, что идеи правят миром или играют решающую роль в истории, мы, как, правило, думаем о тех идеях, чья реализация зависит от воли человека. Это такие идеи как свобода, терпимость, равноправие, справедливость. Некоторые из них были частично реализованы, и нет ничего плохого в том, что человек стремится их реализовать. Но есть и другой порядок идей, которые играют большую роль в определении направления и линии поведения человека, но не зависят от его воли. Идея прогресса человечества представляет собой второй вид идей. Мы считаем прогресс само собой разумеющимся, так как мы ощущаем постоянное развитие в знании, искусстве, иных сферах. Однако историческое понимание показало, что прогресс не является только результатом человеческого стремления.

Идея прогресса очень важна для человечества. Актуальность идеи прогресса означает, что человек будет и дальше двигаться и развиваться в желаемом направлении. Но, чтобы развиваться, он должен точно знать, к чему он хочет прийти. В сознании большинства людей желаемым результатом человеческого развития является состояние общества, в котором все жители планеты будут счастливы. Но нельзя быть уверенным, что цивилизация движется в правильном направлении, чтобы реализовать эту цель. Нельзя сказать, что все выбрано правильно и точно, когда касаемся идеи прогресса.

Взгляды Вольтера, Тюрго, и Кондорсе сегодня особо актуальны, поскольку результаты этих взглядов мы наблюдаем и сейчас. Например, можно противопоставить европейское Просвещение, сопряжённое с атеизмом, свойственное просветителям, религиозному фундаментализму; а идеи просветителей о всеобщем равенстве - социальной несправедливости, которая порождает насилие и - как следствие - варварство.

Французский философ, просветитель Вольтер прогресс понимал как способ завоевания природы, основываясь на разуме, как переходе от бессознательного, естественного состояния, к самосознанию и цивилизованности. Как и все представители эпохи Просвещения он ставил разум во главе че-

ловеческого совершенствования. АГ.Спиркин, пишет о рационалистической ограниченности Вольтера [8, с.125]. Исследователь говорит о том, что огромному пласту человеческой истории Вольтер отказывает в разумности, утверждая, что искать там разум - это безумие; ища там разум, найдем лишь предрассудки, варварство. Ф.Мейнеке, немецкий историк и философ XX века, анализируя взгляды Вольтера, придерживался той же точки зрения. По Ф.Мейнеке, прогресс у Вольтера носит скорее механистический характер, чем эволюционный, поскольку в человеке борется разум с неразумностью и результат этой борьбы зачастую нельзя определить, поэтому в истории наблюдаются периоды, которые можно назвать «абсолютно варварскими». Ф.Мейнеке объяснял недостаточную веру в прогресс Вольтера тем, что: «на него еще слишком сильно воздействовало наследие конца XVII в., трезвое понимание действительности. К тому же его идеал Просвещения был слишком эгоистичен и слишком сильно связан с интересом французского и европейского высшего общества, чтобы породить ту универсальную энергию, которая создала впоследствии веру в победоносный прогресс человечества»[6, с.78].

А.Р.Ж.Тюрго, французский экономист, философ и государственный деятель XVIII века, в своей работе «Последовательные успехи человеческого разума» разделял мир на «мир природы» и «мир человека». В мире природы властвует закон, который носит неизменный вечный характер. Изменчивость присуща лишь человеческой природе. Тюрго выделил, что прогресс происходит в трех сферах человеческой жизни: научной, религиозной и спекулятивной. «Интерес, честолюбие, тщеславие обусловливают беспрерывную смену событий на мировой сцене и обильно орошают землю человеческой кровью. Но в процессе вызванных ими опустошительных переворотов нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара. И вся масса человеческого рода, переживая попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годины бедствий, всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству» [8, с.227]. Скорость прогресса зависит также и от людей, вернее от обстоятельств их жизни, и их способностей (талантов).

Согласно Тюрго, история показала действительность, направления и возможности прогресса, но она также показала случаи, в которых прогресс тормозится из-за неразумности человека и других факторов. Он отмечает, что унаследованные идеи иногда могут быть препятствием к новым знаниям. Кроме того, он объясняет, что человеческое общество проходит через циклы прогресса и регресса. Исходя из выше сказанного, мы приходим к выводу, что регресс или «падение в варварство» вызывает не умение правильно использовать свой разум. По мнению И.А.Гобозова, российского философа, эксперта в области социальной философии, философии истории и политологии: «Прогресс общества Тюрго сводит к прогрессу человеческого разума, который, по его мнению, развивается через науки и просвещение. Но он не интересуется другими аспектами социального прогресса, прежде всего экономическими, что, конечно, сужает понятие прогресса» [2, с.295]. Однако Джон Бэри [9] считает, что Тюрго разработал четыре этапа теории экономического и социального развития: от охотников-собирателей до процветания коммерческого или рыночного общества. Тюрго использует стадиальную или эволюционную теорию развития общества, согласно которой каждый определенный этап следует за другим по линии, последним из этапов является современный коммерческий мир капитализма.

Тюрго объясняет, что есть процесс, посредством которого каждый период наследует социальные, политические, экономические, образовательные, организационные, художественные и другие «наследия» окружающей среды от своих предшественников. Существует процесс приобретения, сохранения и увеличения объема знаний о человеке и мире. Тюрго постоянно об этом упоминает. Это прогрессивное накопление, увеличение количества открытий и передача знаний стало возможным благодаря языку и письменности. Знание и прогресс идут «рука об руку».

Все народы не прогрессируют регулярно или с одинаковой скоростью. Даже в то время, когда большинство стран замедляют развитие или претерпевают разложение, Тюрго провозглашает, что и там общество будет двигаться вперед.

С одной стороны, в обществе происходят обновления. С другой стороны, существуют принципы отрицания существующими общественными институтами этих обновлений и возврат в «рутину» и однообразное повторение. Простое повторение не добавляет ничего к прогрессу. Всемирная история, таким образом, - борьба между стремлением к движению и склонностью к покою. Тюрго добавляет, что люди находятся иногда в заблуждении, но учатся на своих ошибках и двигаются вперед. Он не видел, чтобы прогресс двигался к ликвидации всех ошибок, зла или страдания, но он утверждал, что прогресс предполагает преодоление противодействия сил в физической природе, в обществе и в самом человеке. Также по Тюрго, человеческий дух всегда будет «двигать» общество из застоя. Из этого следует, что природа ведет человека к истине, но в неопределенном и неравномер-

ном темпе, и за культурным взлетом может последовать «падение в варварство».

Ж-М.Кондорсе, французский философ, учёный-математик, академик и политический деятель, как представитель эпохи Просвещения, выделяет разум как двигатель прогресса. Разум помогает совершенствоваться человеку и обществу, однако и на его пути встречаются предрассудки. Предрассудки бывают естественными, возникшими в данную эпоху в результате «осложнений»: «Люди сохраняют заблуждения своего детства, своей родины, своего века еще долгое время после усвоения всех истин, необходимых для разрушения этих заблуждений» [8, с.221]. Также предрассудки - результат суеверий, опора на ложное знание, особенно на религию. Однако разум способен их преодолеть.

Говоря о прогрессе культуры у Кондорсе, А.А.Алферов, доктор философских наук Южного Федерального университета, пишет: «Прогресс культуры носит кумулятивный характер. Он ускоряется с каждым веком, с каждым поколением. Чем больше достигнуто к сегодняшнему дню, тем легче и быстрей можно двигаться дальше» [1, с.53].

Кондорсе выделил два типа прогресса: быстрый и медленный. Быстрый прогресс реализуется за счет наиболее важных открытий, например, колеса, алфавита, пороха, магнитной стрелки. Медленный прогресс происходит тогда, когда одно и то же действие повторяется каждый день, в результате чего оно и совершенствуется, и приобретает новые навыки.

«Кондорсе вписывается скорее в предысторию позитивизма, нежели историзма. Прогресс в движении ко все большему совершенствованию человечества, в который она верила, воспринимался как процесс, покоящийся на всеобщих законах»,- пишет Фр. Мейнеке [6, с.124-125]. Кондорсе определял привычки как начало «падения в варварство». Привычки мешают воспринимать разуму новые идеи. Люди сохраняют их до преклонного возраста. Повседневные привычки очень прочны, но они также и полезны. А вот привычки, появившиеся в процессе общественной деятельности, которые выгодны определенному кругу лиц, способны вредить и замедлять прогресс разума. Таким образом, врагами разума и являются носители привычек, они встречаются среди различных профессий. Особенно устойчивы предрассудки правителей и священнослужителей. Никто из них не хочет отказываться от своих догм, поэтому в сфере религии и политики прогресс проходит труднее, и чаще всего, революционным путем. Кондорсе признавал, что не все открытия в области культуры полезны для человечества. Но, в противовес Ж.Ж.Руссо, французскому философу, писателю, мыслителю эпохи Просвещения, который считал, что за испорченные нравы несут ответственность науки и искусства, Кондорсе все же верил в торжество прогресса.

По Кондорсе, религия с самого начала имеет негативное влияние на разум. Она одурманивает разум, рождает в нем предрассудки с самого своего возникновения. Разум независим по своей природе от Божественной воли, это - автономная сущность человека. Разум сам выдвигает для себя цели. Основная его задача - понимание вечных законов природы, общества и социального развития. Он - помощник в осознании способа подчинения социальной и природной необходимости, обосновании моральной воли человека, у которого существует стремление к самосовершенствованию и счастью. А религия, жречество, по Кондорсе, все это заглушает. Но мы видим, что влияние религии в разные периоды истории народа неодинаково, на восходящей, плато, нисходящей он стадии. Кроме того, как показывают неоклассические исследования духа человека, «о включенности религиозности в духовность человека можно говорить в известном смысле потому, что любое религиозное учение включает в себя помимо собственных догматов и некоторые общечеловеческие ориентиры, ценности и нормы. Иначе говоря, в самой религиозности есть момент духовности; духовность самой религиозности компенсаторная. Ибо, чем более бездуховен окружающий мир или историческое время, тем больше оснований говорить о духовности религии» [7, с.354]. По Гуссерлю, «Бог - это человек, перенесенный в бесконечную даль» [3, с.175]. Как верно заметил исследователь В.И.Дуденок, «человеку в конце концов нужен не бог, а другой человек и его совершенство, и лишь поскольку он этого не находит, он вынужден обращаться к богу» [4, с.35]. Поэтому, «с самого начала» и «в известном смысле», скажем, на Арабский мир религия имела благотворное влияние, способствовала его становлению. Значит, не всегда разум и религия противостоят друг другу, однако Кондорсе не учитывает этих тонкостей, называя арабов варварами.

Итак, исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что прогрессивное развитие - это развитие разума, нравственное его совершенствование. Регрессом же будет «падение в варварство», отказ по тем или иным причинам совершенствовать свой разум. Значение этих теорий неоценимо, поскольку, стремление к счастью основная цель человечества. Безусловно, в некоторой степени взгляды просветителей были наивны, идеалы утопичными. Однако и в современности существуют такие трансформированные под идеалы времени теории, например «Россия-2045».

Литература

1. Алферов А.А. Идея общественного прогресса: содержание и становление / / Философия в пространстве культуры. Серия "Восток - Запад - Россия". - Ростов н /Д.: Феникс, 2001.- С. 52-69.

2.Гобозов И.А. Социальная философия. - М.: Изд-во Савин С.А., 2003. - 528 с.

3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. 1992. - №7.- С.136-176.

4.Дуденок В.И. Духовность как показатель мировоззрения и культуры//Роль мировоззрения в активизации человеческого фактора. Ч.2. - М.,Чебоксары, 1990.- С.34-35.

5.Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 2010. - 233 с.

6.Мейнеке Фр. Возникновение историзма.- М., 2004. - 480 с.

7.Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека. - Казань: Грандан, 1999. - 408 с.

8.Спиркин А.Г. Философия.- М., 2002. - 736 с.

9.Bury J.B. The Idea of Progress. An Inquiry into Its Origin and Growth [Электронный ресурс]. - Honolulu Hawaii: Un-ty Press of the Pacific, 2004 (reprinted from the 1921 editionj.-Режим доступа: http://www.guten berg.org/files/ 4557/4557-h/4557-h.htm, свободный (Проверено 28.05.2012).

УДК 903.23

С.Г.Бочаров, А.Н.Масловский КЕРАМИКА ХОРЕЗМА В ЗАПАДНЫХ РЕГИОНАХ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ1

В статье рассматриваются находки керамики преимущественно хорезмийского производства и других центров Средней Азина на золотоордынских памятниках, расположенных к западу от Волги. Анализируется ассортимент, масштабы и хронология её поступления. Обсуждается влияние хорезмийских изделий на местное производство.

Ключевые слова: Золотая Орда, Хорезм, керамика, Великий шелковый путь.

Bocharov S.G., Maslovskiy A.N. KHOREZM POTTERY IN THE WESTERN REGIONS OF THE GOLDEN HORDE

The article is devoted to pottery artifacts produced mainly in Khorezm and other cities of the Central Asia and excavated from the Horden cites to the West of Volga. The authors analyze the assortment, amount and chronology of its imports. Pottery influence on the local manufacturing is being discussed.

Keywords: the Golden Horde, Khorezm, pottery, Silk Road

Материальная культура Золотой Орды, уже в силу её размеров и различия исторических судеб различных её частей, не могла не иметь заметных региональных различий. По ряду черт материальной культуры, в том числе и по составу столовой керамики, европейскую территорию Золотой Орды можно разделить на две основные части, граница между которыми проходила к западу от Волги.

Золотоордынский город Азак был самым западным пунктом Золотой Орды, до которого в заметном количестве доходила керамика и другие изделия среднеазиатского происхождения, поскольку именно здесь заканчивался караванный маршрут, шедший из Хорезма, и происходила перегрузка товаров на корабли. Хотя эти вещи составляют очень небольшой процент общего комплекса, они хорошо заметны благодаря своей необычности. В значительной мере через Азак они должны были поступать в другие центры западной части Золотой Орды.

Наиболее многочисленной группой керамики из Средней Азии является продукция Хорезма и прежде всего его центра Хорезма (Куня-Ургенч), самого значимого золотоордынского города в Средней Азии [9, c.412-416]. Локализация места ее производства выполнена Г.А.Федоровым-Давыдо-вым [11, Р.127, ill.60]. Керамика эта достаточно своеобразна, чтобы её можно было с чем-то спутать [2, с.300-315, рис.21, 3-4; 22-25]. Центры по её производству изучены не только в самом Куня-Ургенче, но и в других городских центрах золотоордынского Хорезма [6, c.112]. Находки из Азака впервые опубликованы АЛ.Бойко [1, с.5]. Здесь в отдельных комплексах их доля может достигать 1,5%. Примерно в таком же количестве, как и в Азаке, керамика представлена в Маджаре. В очень небольшом количестве она достигала даже Аккермана (Белгорода-Днестровского) [8, с.95-97]. Единичные находки отмечены на поселениях Нижнего Подонья и Закубанья. Также единичны они и в Крыму.

Сосуды изготовлены вытягиванием из комка глины. Формовочные массы - без видимых примесей или с примесью мелкого песка. Обжиг - сквозной, светло-серого цвета. Сосуды с примесью песка могут иметь темно-серую, вплоть до черного, поверхность. Широко использовалась орнаментация при помощи штампов-калыпов. Для орнаментации также мог использоваться штамп-валик.

1 Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» поддержанному Российским научным фондом (соглашение № 14-28-00213 от 15 августа 2014 г. между Российским научным фондом и МГУ им. М.В. Ломоносова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.