Научная статья на тему 'Социальное программирование как функция управления в сфере государственной молодежной политики'

Социальное программирование как функция управления в сфере государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
619
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / SOCIAL PROGRAMMING / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / REGIONAL PROGRAMS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SOCIAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Позднякова Евгения Васильевна

Статья посвящена вопросу формирования и реализации региональных молодежных программ и оценке их социальной эффективности. В работе приводятся результаты социологических опросов молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social programming as a function of management in the state youth policy

This article discusses the question of formation and realization of regional youth programs and their social efficiency. The results of the youth survey are given in the article.

Текст научной работы на тему «Социальное программирование как функция управления в сфере государственной молодежной политики»

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 352

В государственных целевых программах, которые в настоящее время являются одним из основных инструментов решения социально-экономических задач, воплощаются конкретные направления государственной политики. Государственная молодежная политика на региональном уровне также реализуется в форме региональных стратегий и целевых молодежных программ. В последнее время заметно усилилась критика государственных молодежных программ со стороны специалистов и общественности. На уровне формирования программ отсутствует системность, теорети ко-методологическое обоснование, отсутствуют методики оценки эффективности программ, тщательная независимая экспертиза программ на этапе их разработки [14, с. 38-39]. Можно также добавить специфические проблемы, связанные с программами в сфере молодежной политики: пассивность молодежи в обсуждении молодежной политики и молодежных программ, недостаточный учет в программах интересов, потребностей, жизненных планов молодежи, низкий уровень информированности молодежи о целевых программах, низкий уровень охвата молодежи, особенно работающей молодежи и сельской молодежи и т.д. Обозначенные проблемы актуализируют вопрос об анализе программ в сфере молодежной политики и оценке их эффективности.

Методология нашего исследования основана на комплексном использовании трех взаимодополняющих методологических подходов: системного, деятельностного и социально-технологического. Системный подход позволяет представить молодежную политику как подсистему социальной политики государства и применить принципы прикладного системного анализа для разработки и оценки молодежных программ. «Для применения системного анализа характерно признание многоаспектного, комплексного характера анализируемых систем, выделение контролируемых и неконтролируемых факторов, четкое формулирование проблем, разделение их на более мелкие проблемы и задачи, установление единых критериев решения всей иерархии проблем

Т.Е. ЗЕРЧАНИНОВА, Е.В. ПОЗДНЯКОВА

и разработка соответствующего комплекса действий» [13, с. 124].

В соответствии с деятельностным подходом программирование как функция управления представляет собой особый вид управленческой деятельности. В соответствии с классификацией видов государственного управления, предложенной Т.В. Дуран и В.А. Костиным, функцию программирования можно отнести к целевому управлению. «Целевое управление - наиболее разнообразный вид управления. С точки зрения функций оно также включает учет, анализ, контроль, но, кроме того, целеполагание (планирование), подбор исполнителей, мотивацию и стимулирование. С точки зрения сфер применения оно используется всеми субъектами управления: в менеджменте, в государственном и муниципальном управлении, в общественных организациях» [1, с. 11]. Мы предлагаем дополнить этот перечень функций, относящихся к целевому управлению, прогнозированием и программированием.

По мнению В.А. Костина, управление -это деятельность, которая предполагает выработку проекта деятельности (информационного образа). Проект, в данном случае, выступает как программа исполнителя, т.е. это сложный идеальный образ, благодаря которому осуществляется организация деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов [4, с. 9-15]. Таким образом, содержанием управленческой деятельности является разработка управляющими субъектами программ деятельности и определение способов их реализации. Именно в государственном управлении разработка и реализация целевых программ является одним из основных видов деятельности.

С точки зрения социально-технологического подхода социальное программирование рассматривается как социальная технология. Этот подход позволяет теоретически обосновать молодежную политику как системную технологию улучшения качества жизни молодежи [15, с. 47]. Значение технологии заключается, прежде всего, в том, что она делает управленческую деятельность более рациональной, включая в нее только

те процессы и операции, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Технология программирования реализуется в соответствии с принципами программно-целевого метода в управлении, целью которого является повышение эффективности использования финансовых ресурсов территории и который «предусматривает установление конкретных целей, задач и показателей эффективности программ с одновременным мониторингом и контролем их достижения» [14, с. 38]. Специалисты выделяют основные признаки программно-целевого метода:

- системность, означающая разработку комплекса взаимоувязанных мероприятий программы;

- целевая направленность, ориентирующая на определение намеченного результата программных действий. Количественная определенность цели обеспечивается за счет разработки целевых показателей и целевых нормативов желаемого состояния объекта;

- ресурсообеспеченность, определяющая возможность реализации разработанной программы на основе расчета общего объема требуемых ресурсов;

- эффективность, позволяющая на основе оценки соотношения ожидаемых результатов и требуемых ресурсов определить наилучший вариант программы [12, с. 212].

Основываясь на системном, деятель-ностном и социально-технологическом подходах, можно определить социальное программирование как функцию управленческой деятельности, представленную в виде системы действий, методов и средств управленческого воздействия на социальные процессы на основе определенного проекта в форме социальной технологии (программы), направленной на получение результатов (сохранения стабильности социальной системы, ее трансформации или коренного преобразования) ради обеспечения интересов и удовлетворения социальных потребностей людей.

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база разработки государственных программ [6]. Субъекты Российской Федерации принимают нормативно-правовые акты, определяющие порядок разработки и реализации региональных целевых программ [9]. В данной работе целевые молодежные программы рассматриваются в контексте социологии управления как средство социальной инженерии, то есть как социальные технологии, включающие комплекс мероприятий, направленных на развитие социального потенциала молодежи, удовлетворение социальных потребностей молодежи.

С научной и практической точек зрения особое значение имеет оценка эффективности целевых программ. Анализ региональных молодежных программ показывает, что «показатели результата и показатели эффекта смешиваются» [5, с. 26]. Под результатами следует понимать реализацию конкретных программных мероприятий. Под социальным мероприятием М.Иллнер подразумевает «конкретную деятельность той или иной организации с целью изменить в желательном направлении социальное положение общественной группы или категории людей» [2, с. 75]. Собственно социальное мероприятие выражается в создании определенных условий (правовых, организационных, технических) с целью достижения поставленной цели. Комплекс социальных мероприятий, объединенных общими целями, называется социальной программой. Под эффектом социального мероприятия автор понимает разницу между исходным и конечным состоянием процесса, с учетом того, что эффект вызван воздействием данного мероприятия. Суть определения такого эффекта состоит в анализе причин, обусловливающих положительные изменения, а для этого необходима информация о развитии процесса и его важнейших характеристиках за промежуток времени, предшествующий реализации мероприятия и следующий за ним. Таким образом, эффект представляет собой «измененное состояние системы (новое качество, свойство, характеристика), приобретенное вследствие определенного воздействия» [3, с. 177]. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск критериев и показателей оценки эффективности молодежных программ.

В процессе анализа 27 региональных программ в сфере молодежной политики А.Я. Криницкий выявил следующие тенденции:

1. При выборе критериев эффективности имеет место копирование подхода и стандартов федеральной программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

2. Методологическая и терминологическая непродуманность.

3. Формальный характер предлагаемых наборов показателей [5, с. 25].

Эмпирическая часть нашего исследования связана с анализом практики применения социального программирования в сфере молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В течение 17 лет молодежная политика в округе реализуется посредством целевых региональных молодежных программ. С каждым годом все более усложняется структура программ, но их цели остаются практически неизменными.

Анализ программы «Молодежь Югры» на 2009-2011 годы [7] показал, что в целом программа соответствует требованиям окружного законодательства. Одним из основных недостатков программы является формулировка социально-экономических показателей.

Система показателей эффективности представляет собой анализ статистических показателей, характеризующих действия органов и учреждений государственной и муниципальной власти по реализации государственной молодежной политики. При этом положительным моментом можно отметить наличие фактических значений показателей на момент разработки программы и целевые значения показателей на момент окончания действия программы. Нам представляется, что приведенные показатели не соответствуют основной цели программы: «развитие правовых, экономических, политических, социальных, организационных условий для самоопределения и самореализации молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [7]. По ним невозможно оценить, насколько адекватные, достаточные и необходимые условия созданы для самоопределения и самореализации молодежи. Такого рода оценку можно сделать только на основе анализа собственно степени самоопределения и самореализации молодежи. Предлагаемые показатели не учитывают социального эффекта, который выражается в степени удовлетворения потребностей молодежи, в динамике развития её социального потенциала, в улучшении её социального положения и т.п. Степень удовлетворения потребностей и интересов людей является мерой или критерием эффективности управленческой деятельности в целом и каждой целевой программы в частности. Поэтому нам представляется, что оценивать эффективность молодежных программ нужно не в показателях количества учреждений, количества участников мероприятий, процента охвата молодежи различными видами деятельности, а в показателях степени реализации социальных потребностей и интересов молодежи, удовлетворенности молодых людей работой различных учреждений, степени подготовленности молодежи к различным аспектам жизни. Таким образом, в программе не хватает показателей для оценки социальной эффективности.

Под социальной эффективностью молодежных программ мы понимаем положительный совокупный результат, полученный молодежью от внедрения органами власти социально-ориентированных технологий управления, направленных на обеспечение

баланса интересов субъектов молодежной политики и удовлетворение социальных потребностей молодежи и её развитие. Исходя из целей и задач программы «Молодежь Югры» на 2009-2011 годы, нами была сформулирована альтернативная система показателей социальной эффективности данной программы:

1. степень подготовленности молодежи к рыночным отношениям;

2. профессиональное самоопределение учащейся молодежи;

3. степень удовлетворенности профессиональной деятельностью работающей молодежи;

4. степень учета и выражения в социальных программах потребностей, интересов и целей молодежи;

5. уровень удовлетворенности молодежи работой учреждений культуры, искусства;

6. уровень удовлетворенности молодежи работой учреждений физкультуры и спорта;

7. степень осознания молодыми людьми своей ответственности за создание и сохранение устойчивых семейных отношений;

8. восприятие изменений, происходящих в жизни молодежи.

С целью изучения социальной эффективности молодежных программ, в ноябре-декабре 2010 года нами совместно с Управлением по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа -Югры было проведено социологическое исследование «Социальные проблемы, потребности, жизненные ценности учащейся и работающей молодежи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (выборка квотная, объем выборки 800 человек). Мы сравнили данные, полученные в 2010 году, с результатами аналогичного исследования, проведенного при участии авторов статьи в марте-мае 2002 года под руководством В.Г. Попова совместно с Комитетом по делам молодежи Администрации Ханты-Мансийского автономного округа (выборка квотная, объем выборки 1000 человек).

Сравнительный анализ динамики показателей социальной эффективности целевых молодежных программ за 2002 и 2010 годы показал, что практически не изменились значения показателей, связанных с профессиональным самоопределением учащейся молодежи (половина старшеклассников не имеет четких профессиональных ориента-ций), со степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью работающей молодежи (56 % работающих не удовлетворены профессиональной деятельностью). В системе жизненных ценностей понизилась

ценность успеха, по-прежнему низкой остается ценность интересной работы. Таким образом, социальная эффективность мероприятий целевых молодежных программ в профессиональной сфере требует особого внимания, возможно, через усиление внимания к такой социальной группе, как работающая молодежь.

Часть показателей 2010 года имеет значения выше, чем показатели 2002 года: оценка молодежью степени подготовленности к рыночным отношениям; уровень удовлетворенности молодежи работой учреждений культуры, искусства; степень осознания молодыми людьми своей ответственности за создание и сохранение устойчивых семейных отношений. Остается открытым вопрос, в какой степени положительная динамика этих показателей отражает эффективность именно молодежных программ. Скорее всего, это результат региональной социальной политики в целом, связанный с межведомственным сотрудничеством, например, в сфере культуры, в сфере семейной и демографической политики.

В то же время восприятие изменений, происходящих в жизни молодежи, как интегральный показатель общего социального самочувствия, улучшения жизни в целом, осталось без изменений. Таким образом, зафиксированные положительные тенденции в отдельных направлениях молодежной политики не отразились на общем восприятии качества и уровня жизни молодежи.

Подводя итоги нашего исследования, мы делаем вывод о том, что статистические показатели, принятые для оценки эффективности целевой программы, не позволяют измерить социальную эффективность программы, их позитивная динамика еще не свидетельствует о положительном социальном эффекте. С помощью предложенных нами показателей оценки социальной эффективности целевой программы удалось установить отсутствие социального эффекта по многим направлениям молодежной политики. Поэтому в целом мы пришли к выводу о низкой социальной эффективности целевой программы «Молодежь Югры» на 2009-2011 годы.

1. Дуран, Т.В. Институциональное управление в системе видов государственного управления [Текст] / Т.В. Дуран, В.А. Костин // Социум и власть. - 2011. - № 2 (30). - С. 10-14.

2. Иллнер, М. Оценка эффективности социальных мероприятий [Текст] / М.Иллнер // Социологические исследования. - 1990. - № 1. - С. 75-77.

3. Калиниченко, Л.А. Социальная организация государственной службы [Текст] / Л.А. Калиниченко. - М.: РАГС, 2000. - 224 с.

4. Костин, В.А. Теория управления [Текст] / В.А. Костин. - М.: Гардарика, 2004. - 222 с.

5. Криницкий, А.Я. Эффективность государственной молодежной политики: проблема выбора и измеряе-мости показателей [Текст] / А.Я. Криницкий // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - № 2. - С. 24-28.

6. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

7. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Молодежь Югры» на 2009-2011 годы: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.07.2008 г. № 83-30. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

8. О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (ред. от 16.07.2009). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

9. О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2007 № 306-п (с изменениями от 09.10.2010). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

10. Об утверждении областной целевой программы «Молодежь Свердловской области» на 2011 - 2015 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1480-п. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

11. Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ: Постановление Правительства Свердловской области от 17.09.2010 № 1347-п. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

12. Рой, О.М. Стратегическое территориальное управление: бизнес-стратегии территориальных образований [Текст] / О.М. Рой, А.Г. Бреусова. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009. - 244 с.

13. Тихонов, А.В. Социология управления. Теоретические основы [Текст] / Издание 2-е, доп. и перераб. / А.В. Тихонов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 472 с.

14. Федорова, О.Б. Формирование программ регионального развития: организационный аспект [Текст] /

0.Б. Федорова, Е.Л. Чижевская // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. -2009. - № 2. - С. 38-41.

15. Шурбе, В.З. Молодежная политика как системная технология улучшения качества жизни молодежи [Текст] / В.З. Шурбе // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2009. - №

1. - С. 46-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.