Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РЕСУРСА'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РЕСУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / ЯДРО / ПЕРИФЕРИЯ / ПРОТОТИПИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВИДЫ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна, Крылова Марина Александровна

В представленной статье проанализированы понятия ресурса и социальных представлений. Приведено описание структурного подхода, выбранного как модель проведения эмпирического исследования. В данном исследовании для получения характеристик изучаемого понятия использовалось задание: «Напишите как можно больше прилагательных, которые наиболее точно, с вашей точки зрения, характеризуют понятие «ресурс»». Для описания ядра и периферии представлений взрослых о ресурсах нами использованы элементы прототипического анализа Вержеса. С учетом пересечения двух показателей - среднего значения ранга возникновения, а также медианы частоты встречаемости понятия - стало возможно анализировать структуру представления. Выборку исследования составили 124 взрослых человека. В результате исследования можно сказать, что структура социального представления о ресурсе неоднородна. В обыденном понимании ресурс связан с материальными благами, это понятие оказалось наиболее часто связываемым с понятием ресурса. Более устойчивыми являются характеристики ресурса с точки зрения функционального назначения и возможностей используемого потенциала. Меньшую устойчивость демонстрируют характеристики, иллюстрирующие значимость ресурса для личности. В результате проведенного исследования социальных представлений о понятии ресурса он рассматривается как вариативный феномен, имеющий разветвленную типологию, характеризующийся полезностью и значимостью для субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Наталья Сергеевна, Крылова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL VIEW OF THE RESOURCE PHENOMENON

The presented article analyses the concepts of a resource and social representations. The description of the structural approach chosen as a model for conducting empirical research is given. In this study, to obtain the characteristics of the concept under study, we used the task of writing as many adjectives as possible that most accurately characterise the concept of RESOURCE. To describe the core and periphery of adults’ ideas about resources, we used elements of the prototypical analysis after Pierre Verges. Taking into account the intersection of two indicators - the average value of the rank of occurrence, as well as the median of the frequency of occurrence of the concept, - it became possible to analyse the structure of the presentation. The study sample consisted of 124 adults. As a result of the study, we can say that the structure of the social concept of the resource is heterogeneous. In the ordinary sense, a resource is associated with material goods, this concept turned out to be most often associated with the concept of a resource. The characteristics of the resource are more stable in terms of the functional purpose and capabilities of the potential used. The characteristics that illustrate the importance of the resource for the individual demonstrate less stability. As a result of the study of social ideas about the concept of a resource, it is considered as a variable phenomenon with a branched typology, characterised by its usefulness and significance for the subject.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РЕСУРСА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 194-199. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 194-199. (In Russ.)

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 316.014

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-194-199

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РЕСУРСА

Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, РФ, Кострома, ns.shipova@yandex.ru

Крылова Марина Александровна, Костромской государственный университет, РФ, Кострома, marinakrilova82@gmail.com

Аннотация: В представленной статье проанализированы понятия ресурса и социальных представлений. Приведено описание структурного подхода, выбранного как модель проведения эмпирического исследования. В данном исследовании для получения характеристик изучаемого понятия использовалось задание: «Напишите как можно больше прилагательных, которые наиболее точно, с вашей точки зрения, характеризуют понятие «ресурс»». Для описания ядра и периферии представлений взрослых о ресурсах нами использованы элементы прототипического анализа Вер-жеса. С учетом пересечения двух показателей - среднего значения ранга возникновения, а также медианы частоты встречаемости понятия - стало возможно анализировать структуру представления. Выборку исследования составили 124 взрослых человека. В результате исследования можно сказать, что структура социального представления о ресурсе неоднородна. В обыденном понимании ресурс связан с материальными благами, это понятие оказалось наиболее часто связываемым с понятием ресурса. Более устойчивыми являются характеристики ресурса с точки зрения функционального назначения и возможностей используемого потенциала. Меньшую устойчивость демонстрируют характеристики, иллюстрирующие значимость ресурса для личности. В результате проведенного исследования социальных представлений о понятии ресурса он рассматривается как вариативный феномен, имеющий разветвленную типологию, характеризующийся полезностью и значимостью для субъекта.

Ключевые слова: психологический ресурс, социальные представления, структура представлений, ресурсный подход, ядро, периферия, прототипический анализ, виды ресурсов

Благодарности. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 20-013-00435А

Для цитирования: Шипова Н.С., Крылова М.А. Социальное представление о феномене ресурса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 194-199. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-194-199

Research Article

SOCIAL VIEW OF THE RESOURCE PHENOMENON

Natalia S. Shipova, Candidate of Psychological Sciences, Kostroma State University, Russian Federation, Kostroma, ns.shipova@yandex.ru

Marina A. Krylova, Kostroma State University, Russian Federation, Kostroma, marinakrilova82@gmail.com

Abstract. The presented article analyses the concepts of a resource and social representations. The description of the structural approach chosen as a model for conducting empirical research is given. In this study, to obtain the characteristics of the concept under study, we used the task of writing as many adjectives as possible that most accurately characterise the concept of RESOURCE. To describe the core and periphery of adults' ideas about resources, we used elements of the prototypical analysis after Pierre Verges. Taking into account the intersection of two indicators - the average value of the rank of occurrence, as well as the median of the frequency of occurrence of the concept, - it became possible to analyse the structure of the presentation. The study sample consisted of 124 adults. As a result of the study, we can say that the structure of the social concept of the resource is heterogeneous. In the ordinary sense, a resource is associated with material goods, this concept turned out to be most often associated with the concept of a resource. The characteristics of the resource are more stable in terms of the functional purpose and capabilities of the potential used. The characteristics that illustrate the importance of the resource for the individual demonstrate less stability. As a result of the study of social ideas about the concept of a resource, it is considered as a variable phenomenon with a branched typology, characterised by its usefulness and significance for the subject.

Keywords: psychological resource, social representations, structure of representations, resource approach, core, periphery, prototypical analysis, types of resources

Вестник КГУ -Л 2021

© Шипова Н.С., Крылова М.А., 2021

Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 20-013-00435A For citation: Shipova N.S., Krylova M.A. Social view of the resource phenomenon. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 194-199. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-194-199

Введение

В научной психологии ресурсный подход является относительно новым, поскольку активно разрабатываться начал в конце XX - начале XXI века. Однако само понятие «ресурс» может быть отнесено к различным направлениям исследований психологии индивидуального и группового субъекта (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, В.А. Бодров, А.А. Гаврилина, Л.А. Головей, Л.И. Дементий, Л.Г. Дикая, В.В. Знаков, А.Б. Леонова, Д.А. Леонтьев, Н.А. Логинова, В.И. Мороса-нова, К. Муздыбаев, А.Н. Поддьяков, Н.А. Русина, М.В. Сапоровская, Е.А. Сергиенко, С.Л. Соловьева, С.А. Хазова, и др.).

Актуальными вопросами для теоретической и прикладной психологии на сегодняшний момент являются уточнение содержания понятия «ресурс», выделение функциональных, уровневых и типологических характеристик, выявление специфики и динамики ресурсов [Маленов].

Теоретический анализ

Многие авторы рассматривают ресурс неоднозначно, совмещая в даваемых определениях различные варианты трактовок данного понятия. В.А. Бодров отмечает различные варианты рассмотрения ресурса: как определенного и объективно регистрируемого явления, как идеального свойства системы для преобразования себя и действительности при ограниченности средств, как возможности человека в области саморегуляции функций организма и психики [Бодров: 118]. К.В. Карпинский также дает многозначное определение ресурса, рассматривая его как предметные условия жизни, индивидуальные возможности, собственные психические свойства и весь репертуар возможных видов деятельности, доступных для субъекта [Карпинский: 5].

Однако все авторы сходятся во мнении об очевидной связи ресурса с возможностями развития субъекта и личности, мобилизующей их. В подтверждение приведем определение из юридической психологии, иллюстрирующее, помимо прочего, широту применения данного термина в различных областях психологической науки. Ресурсы личности - это система взаимосвязанных компонентов. Выстраивание этой системы в функциональную, более эффективно действующую является задачей человека как субъекта развития [Илюшина, Краснощеченко].

Рассмотрение понятия «ресурс» во многих приведенных исследованиях идет через раскрытие его содержания и примеров, то есть конкретных лич-

ностных качеств, особенностей жизнедеятельности человека, которыми он может пользоваться при столкновении с трудной жизненной ситуацией или стрессом, то есть обстоятельствами, требующими напряжения сил [Дорохина: 22]. Как отмечает С.А. Хазова, к ресурсам можно отнести все, что помогает личности эффективнее решать жизненные задачи применительно к адаптации, саморегуляции, самореализации и др. [Хазова: 94]. Также можем проиллюстрировать это данными XV. Ки№аг, 1.В. ^о^акЪа, согласно которым основная функция психологических ресурсов человека - предоставить ему возможности, с помощью которых он сможет преодолеть сложную жизненную ситуацию, а также реализовать свои жизненные планы, достичь своей цели, благодаря которым субъект будет способен на саморазвитие и обретение личностной зрелости [Ки^аг, ^э^акЬа]. Е.А. Петрова выделяет критерии эффективности ресурсов, к ним автор относит: «...улучшение эмоционального состояния, укрепление Я-концепции и позитивного образа Я, лучшее понимание трудной жизненной ситуации, сохранение и поддержание контактов с окружающими людьми» [Петрова: 12].

Изучение психологических ресурсов индивида должно основываться на системном подходе, согласно которому их следует понимать как систему, которая постоянно пополняется или опустошается, чтобы индивид мог преодолевать трудности и функционировать в полную силу [НоЬМ1 at а1.: 106]. Сам ресурс, с точки зрения авторов, это системное образование, которое включает физиологический, личностный, социальный и исполнительский уровни. Интерпретация психологических ресурсов как системы означает, что могут быть включены компенсаторные механизмы, благодаря которым они сохраняются, обмениваются и перераспределяются [Ки№аг, ^о^акЪа].

Для рассмотрения структуры представлений о ресурсах обратимся сначала к категории представлений как психологического феномена.

В науке за неимением четкой концепции обоснования определенного феномена, а зачастую и в ее присутствии возникает необходимость исследования представлений обывателей об изучаемом феномене. Смысл этого действия состоит в четком определении дефиниции, через которую идет понимание вопросов теста, интервью, инструкций к эксперименту, изучающих определенное понятие.

Исследование социальных представлений - это весьма популярная отрасль психологической науки и практики (см. например, Московиси; Донцов,

Емельянова; Трушкова; Абульханова-Славская; Блок; Емельянова; Полешкевич; Бовина; Гребенни-ко и др.). Существует три основных подхода, осуществивших наибольший вклад в развитие теории социальных представлений (Apostolidis; Philogène), а также разработавших принципы анализа социальных представлений (Женевская, Парижская и Экс-ан-Прованская школы).

Представление об изучаемом феномене опосредуется трансформацией объективной реальности в субъективное пространство мысленно отображаемой действительности. Возникает отражение реальности вне воздействия непосредственных проекций, во вторичных чувственных образах предметов и явлений, с которыми можно соотнести содержание представления при наличии их воздействия в прошлом [Пономарев].

Социальные представления - это различные формы убеждений, взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к окружающей жизни. Социальные представления исследуются как на индивидуальном, так и на групповом уровнях [Павлова, Журавлев: 7]. Социальное представление не свободно от субъективности: оно отражает вклад самой личности в интерпретацию объекта. Поэтому представление рассматривается не как репродукция, а как творческий процесс созидания [Жоделе: 378].

Ранее, в отсутствие специальной методологии, отвечающей теории социальных представлений, изучение велось через анкетный метод и контент-анализ, наиболее адекватные методы для научного изучения социального представления [Moscovici: 15]. Однако использование данных методов осложняют большие временные затраты, что в современном контексте преодолевается путем внедрения автоматизированных баз данных (например, база данных для исследования социальных представлений по методу П. Вер-жеса) [Шалаева]. В целом для изучения социальных представлений применяются качественные, количественные, а также смешанные стратегии (то есть могут быть использованы практически все известные науке методы) [Sotirakopoulou, Breakwell: 33]. Однако неотъемлемым компонентом исследования социальных представлений являются ассоциативные методики, их даже называют стартовой точкой в анализе социальных представлений [Бовина].

Анализ зарубежной научной литературы, проведенный И.Б. Бовиной, позволил ей сделать вывод о ведущем месте теории социальных представлений в европейской социальной психологии [Бовина].

Сформированные личностью представления об объекте задают характер последующего взаимодействия с ним [Пономарев]. Структурный подход к изучению социальных представлений предполагает выделение структуры исследуемого феномена, то есть его ядра и периферии, учитывая количественные и ка-

чественные параметры ассоциаций, выработанных респондентами [Емельянова: 204; Abric; Verges]. Ядро является постоянным, оно связано с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами. Ядро составляют «стереотипы и прототипы, ассоциирующиеся с объектом» [Abric: 378]. Элементы ядра имеют наибольшее число связей с другими элементами представления, то есть выполняют функцию организации представления [Verges: 207]. Ядро отражает консенсус внутри группы, играет нормативную роль (выражается в суждениях и действиях) [Rouquette: 225]. При этом периферия изменчива, вариативна, зависит от индивидуального опыта респондентов и отражает тенденции развития социальных представлений [Мустафина]. Периферия иерархична, в ней выделяют области: область, объединяющая ассоциации с низким рангом и низкой частотой воспроизведения (область II); область, объединяющая ассоциации с высоким рангом и высокой частотой воспроизведения (область III); 4) область, объединяющая ассоциации с высоким рангом и низкой частотой появления (область IV) [Методика]. Периферия рассматривается как потенциальная зона изменения представления [Бовина: 12]. Распределение ассоциаций по частоте является достаточным основанием для выводов о семантической структуре понятия, анализ которого предполагает выделение его основных смыслов, отраженных массовым сознанием, а главное - соотнесение «удельного веса» этих различных смыслов в понятии, представленном в массовом сознании [Пономарев].

Выделены критерии, различающие ядро и периферию:

- выпуклость элементов ядра;

- условность - безусловность;

- символическая ценность;

- ассоциативная сила [Parales Quenza].

Хочется отметить, что именно пересечение двух

показателей - среднего значения ранга возникновения, а также медианы частоты встречаемости понятия -позволяет анализировать структуру представления.

Организация исследования

Перейдем к описанию дизайна эмпирического исследования. Выборку исследования составили 124 взрослых в возрасте от 18 до 63 лет - 45 мужчин, 79 женщин. Средний возраст составил 36,5 лет.

Методы

Для получения характеристик изучаемого понятия нами использовалось следующее задание в рамках комплекса методик: «Напишите как можно больше прилагательных, которые наиболее точно характеризуют понятие "ресурс"».

Для описания ядра и периферии представлений взрослых о ресурсах нами использованы элементы прототипического анализа Вержеса [Verges].

196

Вестник КГУ -Л 2021

Таблица 1

Структура социальных представлений о конструкте «психологически ресурс»

Элементы структуры социального представления Условия включения в зону социального представления Характеристики понятия

Ядро Частота встречаемости больше медианы (Ме > 7), ранг (меньше среднего ранга < 25,66) Материальный, сильный, необходимый, природный, физический, большой, внутренний, жизненный, личный, помогающий, человеческий, надежный, нужный, здоровый, внешний, мощный

Зона изменчивости Частота встречаемости больше медианы (Ме > 7), ранг (меньше среднего ранга < 25,66) Энергетический, полезный, ограниченный, дополнительный, важный, денежный, неистощаемый, маленький, значимый, целеустремленный

Периферия представлений Частота встречаемости меньше медианы (Ме < 7), ранг (больше среднего ранга > 25,66) Ценный, огромный, спасательный, поддерживающий, неисчерпаемый, умный, трудовой, финансовый, творческий, эмоциональный, наполняющий, психологический, интеллектуальный, нематериальный

Результаты и их обсуждение

Было названо всего 708 прилагательных, характеризующих понятие «ресурс», в среднем 5,7 прилагательных на респондента. После удаления повторяющихся слов осталось 281 прилагательное. После удаления прилагательных, названных менее чем 5 % респондентов, осталось 50 прилагательных - характеристик понятия, что составляет 17,8 % от всех названных слов (табл. 1).

Отмечено, что в каждой зоне (и ядро, и периферия, и изменчивость) представлены виды ресурсов, различающиеся по частоте встречаемости. Например, в ядро входят такие виды, как материальный, природный, личный, человеческий. Зону изменчивости представляют такие виды, как денежный, энергетический. На периферии представлений находятся трудовой, финансовый, творческий, эмоциональный, нематериальный, психологический, интеллектуальный ресурсы. С нашей точки зрения, это говорит о меньшей представленности указанных ресурсов в сознании человека и, косвенно, о большей частоте их употребления для преодоления трудных жизненных ситуаций ресурсов, составляющих ядро.

Ядро представления составляет рассмотрение ресурса как функциональной характеристики преодоления жизненных ситуаций: необходимый, помогающий, нужный. Также отмечены характеристики, описывающие ресурс как резервуар сил и потенциала: сильный, мощный, большой.

В зоне изменчивости находятся характеристики, которые рассматривают ресурс не только с положительной стороны, как мощную поддержку субъекту (неограниченный, важный, значимый). Здесь представлены также характеристики, которые указывают на ограниченность ресурса (ограниченный, маленький), рассматривают его не как необходимость, а скорее, как дополнительную опцию в ситуации преодоления (дополнительный).

На периферию вынесены характеристики, указывающие на значимость ресурса для личности (цен-

ный, спасательный, поддерживающий, наполняющий). Также отмечено наличие характеристик, указывающих на объем данного образования (огромный, неисчерпаемый).

По итогам исследования мы можем утверждать, что в обыденном понимании ресурс связан с материальными благами, это понятие оказалось наиболее часто связываемым с понятием ресурса. Действительно, говоря про поддержку и помощь в трудной ситуации, многие респонденты имеют ввиду именно материальный аспект. Интересно, что прилагательные «материальный» и «нематериальный» находятся на разных полюсах оси частоты встречаемости характеристик понятия «ресурс».

Выводы

Таким образом, можем сказать, что структура социального представления о ресурсе неоднородна. Более устойчивыми являются характеристики ресурса с точки зрения функционального назначения и возможностей используемого потенциала. Меньшую устойчивость демонстрируют характеристики, иллюстрирующие значимость ресурса для личности.

Подводя итог проведенному исследованию социальных представлений о понятии ресурса, мы можем рассматривать его как вариативный феномен, имеющий разветвленную типологию, характеризующийся полезностью и значимостью для субъекта.

Список литературы

Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyh-predstavleniy.

Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандриц-кая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Обыденные представления молодежи о России в современном мире // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 2. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Bovina~Stefanenko~ Tikhomandritskaya~Malysheva~Golynchik.

Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113-123.

Дорохина О.В. Представление о личностных ресурсах и детерминантах их развития у студентов педагогического вуза // Семья и личность: проблемы взаимодействия, научный журнал. 2014. № 2. С. 19-27.

Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования. М., 2016. 476 с.

Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология. СПб., 2007. С. 372-394.

Илюшина М.И., Краснощеченко И.П. Концептуализация представлений о ресурсной субъект-ности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ kontseptualizatsiya-predstavleniy-o-resursnoy-subektnosti.

Карпинский К.В. Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 3-33.

Маленов А.А. Ресурсы личности и их реализация в пространстве психологического образования: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2021.

Мустафина Л.Ш. Содержание социальных представлений современных студентов о совести // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-sotsialnyh-predstavleniy-sovremennyh-studentov-o-sovesti.

Павлова Н.Д., Журавлев А.Л. К междисциплинарной проблематике дискурса // Ситуационная и личностная детерминация дискурса: сб. науч. тр. М., 2007. С. 6-11.

Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего

поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2008.

Пономарев А.В. Структура социальных представлений сотрудников федеральной противопожарной службы о риске // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/struktura-sotsialnyh-predstavleniy-sotrudnikov-federalnoy-protivopozharnoy-sluzhby-o-riske.

Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. ... докт. психол. наук. Кострома, 2014.

Шалаева Н.Ю., Садран С. Автоматизированная база данных для исследования социальных представлений по методу П. Вержеса // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. № 1-1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannaya-baza-dannyh-dlya-issledovaniya-sotsialnyh-predstavleniy-po-metodu-p-verzhesa.

Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations. Papers on social representation, 1993, vol. 2, pp. 75-78.

Abric J.-C. L'analyse structurale des représentations sociales. Les méthodes des sciences humaines; Sous la dir. S. Moscovici, F. Buschini. Paris, Presses Universitaires de France, 2003, pp. 375-392.

HobfollS.E., Halbesleben J., Neveu J.-P., WestmanM. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2018, vol. 5, pp. 103-128.

Kukhar T. V., Volevakha I.B. Psychological personality resources in the conditions of modern challenges. Scientific Herald of Sivershchyna. Series: Education. Social and Behavioural Sciences, 2020, pp. 94-104.

Moscovici S. La Psychanalyse: Son image et son public. Paris, Presses Universitaires de France, 1961.

Parales Quenza C.J. On the Structural Approach to Social Representations. Theory and Psychology, vol. 15/1, pp. 77-100.

Rouquette M.-L. Social Representations and Mass Communication Research. Journal of the Theory of Social Behaviour, vol. 26/2, pp. 221-231.

Sotirakopoulou K.P., Breakwell G.M. The use of different methodological approaches in the study of social representations. Ongoing production on social representations, 1992, vol. 1, pp. 29-38.

Verges P.L. Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central d'une representation. Bulletin de Psychologie, 1992, vol. XLV/405, pp. 203-209.

References

Bovina I.B. Strategii issledovaniya social'nyh pred-stavlenij [Strategies for the study of social representations]. Sociologicheskij zhurnal [Sociological Journal], 2011, vol. 3. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/strate-gii-issledovaniya-sotsialnyh-predstavleniy (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bovina I.B., Stefanenko T. G., Tihomandrickaya O.A., Malysheva N.G., Golynchik E.O. Obydennye predstav-leniya molodezhi o Rossii v sovremennom mire [Everyday ideas of young people about Russia in the modern world]. Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill"], 2010, vol. 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Bovina ~Stefanenko~Tikhomandritskaya~Malysheva~Golync hik. (In Russ.)

Bodrov V.A. Problema preodoleniya stressa. CHast' 2. Processy i resursy preodoleniya stressa [The problem of overcoming stress. Part 2. Processes and resources for overcoming stress]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2006, vol. 27/2, pp. 113-123. (In Russ.)

Dorohina O.V. Predstavlenie o lichnostnyh resur-sah i determinantah ih razvitiya u studentov pedagogi-

1SS

Вестник КГУ -Ш 2021

cheskogo vuza [The idea of personal resources and the determinants of their development among students of a pedagogical university]. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya, nauchnyj zhurnal [Family and personality: problems of interaction, scientific journal], 2014, vol. 2, pp. 19-27. (In Russ.)

Emel'yanova T.P. Social'nye predstavleniya: Istoriya, teoriya i empiricheskie issledovaniya [Social representations: History, theory and empirical research]. Moscow, 2016, 476 p. (In Russ.)

Zhodele D. Social'noepredstavlenie: fenomeny, kon-cept i teoriya [Social representation: phenomena, concept and theory]. Social'naya psihologiya [Social psychology]. SPb., 2007, pp. 372-394. (In Russ.)

Ilyushina M.I., Krasnoshchechenko I.P. Konceptua-lizaciya predstavlenij o resursnoj sub"ektnosti [Conceptualization of ideas about resource subjectivity]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied Legal Psychology], 2017, vol. 1, URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptualizatsiya-predstavleniy-o-resursnoy-subektnosti. (In Russ.)

Karpinskij K.V. Smysl zhizni i resursy ego realizacii: k ponimaniyu mekhanizmov lichnostnogo krizisa [The Meaning of life and the resources of its realization: towards understanding the mechanisms of personal crisis], Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2012, vol. 9/4, pp. 3-33. (In Russ.)

Malenov A.A. Resursy lichnosti i ih realizaciya v prostranstve psihologicheskogo obrazovaniya [Personal resources and their implementation in the space of psychological education]: dis. ... kand. psihol. Nauk. Omsk, 2021. (In Russ.)

Mustafina L.SH. Soderzhanie social'nyhpredstavlenij sovremennyh studentov o sovesti [The content of modern students' social ideas about conscience]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2018, vol. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 soderzhanie-sotsialnyh-predstavleniy-sovremennyh-stu-dentov-o-sovesti (In Russ.)

Pavlova N.D., ZHuravlev A.L. K mezhdisciplinarnoj problematike diskursa [On the interdisciplinary problems of discourse]. Situacionnaya i lichnostnaya deter-minaciya diskursa: sb. nauch. tr. [Situational and personal determination of discourse: collection of scientific tr.]. Moscow, 2007, pp. 6-11. (In Russ.)

Petrova E.A. Mezhpokolennye otnosheniya kak resurs sovladayushchego povedeniya [Intergenerational relations as a resource of coping behavior]: avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk. Kostroma, 2008. (In Russ.)

Ponomarev A.V. Struktura social'nyh predstavlenij sotrudnikov federal'noj protivopozharnoj sluzhby o riske [The structure of social perceptions of employees of the Federal Fire Service about risk]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy], 2016, vol. 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/struktura-sotsialnyh-predstav-leniy-sotrudnikov-federalnoy-protivopozharnoy-sluzh-by-o-riske. (In Russ.)

Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta v raznye vozrastnye periody [Mental resources of the subject in different age periods]: dis. ... dokt. psihol. Nauk. Kostroma, 2014. (In Russ.)

SHalaeva N.YU., Sadran S. Avtomatizirovannaya baza dannyh dlya issledovaniya social'nyh predstavlenij po metodu P. Verzhesa [Automated database for the study of social representations by the method of P. Verges]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2015, vol. 1-1. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/avtomatizirovannaya-baza-dan-nyh-dlya-issledovaniya-sotsialnyh-predstavleniy-po-me-todu-p-verzhesa. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 14.11.2021; одобрена после рецензирования 28.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted 14.11.2021; approved after reviewing 28.11.2021; accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.