Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВКЛАД В ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВКЛАД В ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
346
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / УСПЕШНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ «БДИТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Предмет исследования - влияние института социального предпринимательства на решение социальных проблем российского общества посредством использования социальных и рыночных методов хозяйственной деятельности. Цель работы - выявление социально-экономического эффекта от социального предпринимательства в современном российском обществе. В статье отмечается, что в современной отечественной экономике сформирован и успешно функционирует институт социального предпринимательства. Российские предприниматели научились распознавать «рассеянное» знание, т. е. улавливать информацию, грамотно ее интерпретировать и воспринимать новые конкурентные возможности при решении существующих в российском обществе проблем социального характера. В качестве метода исследования использовался институциональный подход, позволивший установить, что одним из катализаторов роста предпринимательской активности в социальной сфере в нашей стране выступила работа частных специализированных фондов по поддержке социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать успешные социальные проекты в ряде регионов, связанные с решением проблем в области дополнительного образования детей, возрождением народных промыслов и исторического наследия, трудоустройством социально незащищенных слоев населения, формированием туристического кластера. Представленные кейсы наглядно демонстрируют способность бизнеса быть сопричастным к решению социальных проблем общества. Сделаны выводы о том, что в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть важную роль в решение социально-экономических проблем, помогая разрешать вопросы, связанные с развитием территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: CONTRIBUTION TO OVERCOMING SOCIO-ECONOMIC INEQUALITY IN MODERN RUSSIA

The subject of the research is the influence of the Institute of social entrepreneurship on the solution of social problems of Russian society through the use of social and market methods of economic activity. The purpose of the work is to identify the socio - economic effect of social entrepreneurship in modern Russian society. The article notes that the institute of social entrepreneurship has been formed and successfully operates in the modern domestic economy. Russian entrepreneurs have learned to recognize “scattered” knowledge, i.e., to capture information, interpret it correctly and perceive new competitive opportunities when solving social problems existing in Russian society. As a research method, an institutional approach was used, which made it possible to establish that one of the catalysts for the growth of entrepreneurial activity in the social sphere in our country was the work of private specialized funds to support social entrepreneurship. The use of the case study method made it possible to analyze successful social projects in a number of regions related to solving problems in the field of additional education of children, the revival of folk crafts and historical heritage, employment of socially vulnerable segments of the population, the formation of a tourist cluster. The presented cases clearly demonstrate the ability of business to be involved in solving social problems of society. Conclusions are drawn that in the last 10-15 years the Institute of Social Entrepreneurship has begun to play an important role in solving socio-economic problems, helping to resolve issues related to the development of territories

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВКЛАД В ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-47-56 УДК 339(045) JEL L26, O35

Социальное предпринимательство: вклад в преодоление социально-экономического неравенства в современной России

Г. В. Колодняя

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - влияние института социального предпринимательства на решение социальных проблем российского общества посредством использования социальных и рыночных методов хозяйственной деятельности. Цель работы - выявление социально-экономического эффекта от социального предпринимательства в современном российском обществе. В статье отмечается, что в современной отечественной экономике сформирован и успешно функционирует институт социального предпринимательства. Российские предприниматели научились распознавать «рассеянное» знание, т.е. улавливать информацию, грамотно ее интерпретировать и воспринимать новые конкурентные возможности при решении существующих в российском обществе проблем социального характера.

В качестве метода исследования использовался институциональный подход, позволивший установить, что одним из катализаторов роста предпринимательской активности в социальной сфере в нашей стране выступила работа частных специализированных фондов по поддержке социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать успешные социальные проекты в ряде регионов, связанные с решением проблем в области дополнительного образования детей, возрождением народных промыслов и исторического наследия, трудоустройством социально незащищенных слоев населения, формированием туристического кластера. Представленные кейсы наглядно демонстрируют способность бизнеса быть сопричастным к решению социальных проблем общества.

Сделаны выводы о том, что в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть важную роль в решение социально-экономических проблем, помогая разрешать вопросы, связанные с развитием территорий.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социально-экономическое неравенство; общественные блага; успешные социальные проекты; социально-экономический эффект; предпринимательская «бдительность»

Для цитирования: Колодняя Г. В.. Социальное предпринимательство: вклад в преодоление социально-экономического неравенства в современной России. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):47-56. Doi: 10.26794/1999-849x-2022-15-5-47-56

social Entrepreneurship: contribution to overcoming socio-Economic Inequality in Modern Russia

The subject of the research is the influence of the Institute of social entrepreneurship on the solution of social problems of Russian society through the use of social and market methods of economic activity. The purpose of the work is to identify the socio - economic effect of social entrepreneurship in modern Russian society. The article notes that the institute of social entrepreneurship has been formed and successfully operates in the modern domestic economy. Russian entrepreneurs have learned to recognize "scattered" knowledge, i. e., to capture information, interpret it correctly and perceive new competitive opportunities when solving social problems existing in Russian society.

© Колодняя Г В., 2022

G.V. Kolodnyaya

Financial University, Moscow, Russia

abstract

www.etl.fa.ru

As a research method, an institutional approach was used, which made it possible to establish that one of the catalysts for the growth of entrepreneurial activity in the social sphere in our country was the work of private specialized funds to support social entrepreneurship. The use of the case study method made it possible to analyze successful social projects in a number of regions related to solving problems in the field of additional education of children, the revival of folk crafts and historical heritage, employment of socially vulnerable segments of the population, the formation of a tourist cluster. The presented cases clearly demonstrate the ability of business to be involved in solving social problems of society.

Conclusions are drawn that in the last 10-15 years the Institute of Social Entrepreneurship has begun to play an important role in solving socio-economic problems, helping to resolve issues related to the development of territories. Keywords: social entrepreneurship; socio-economic inequality; public goods; successful social projects; socio-economic effect; entrepreneurial "vigilance"

For citation: Kolodnyaya G. V. Social entrepreneurship: Contribution to overcoming socio-economic inequality in Modern Russia. Ekonomika.Nalogi.Pravo = Economics,taxes & law. 2022;15(5):47-56. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-47-56

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что эффективность функционирования современной рыночной экономики обеспечивается благодаря «разумному» сочетанию применения принципов рыночного саморегулирования и государственного участия, т.е. при слаженном взаимодействии работы института рынка и государства [1, с. 8-12]. Традиционно государство выступало основным гарантом исполнения социальных функций в национальной экономике. Посредством действия механизма создания общественных благ (public goods) государством обеспечивался доступ всех членов общества, вне зависимости от величины получаемого ими доходов, к потреблению этих благ, благодаря чему нивелировалась степень социально-экономического неравенства в обществе. Однако в последние два-три десятилетия сформировавшаяся в национальных экономиках модель хозяйствования, в которой определяющую роль в процессе создания общественных благ играет государство, стала трансформироваться в сторону привлечения предпринимателей к реализации отдельных направлений социальной политики или к участию социальных предпринимателей в процессе создания общественных благ.

Что же понимается под социальным предпринимательством? Социальное предпринимательство представляет собой коммерческую деятельность, которая связана с организацией жизнеспособного бизнеса и направлена на решение важных социальных проблем общества, и ведется социальным предпринимателем, т.е. лицом, организовавшем свое дело в целях получения прибыли, достижения

общественно важных целей и способствующем решению социальных проблем и улучшению жизни местного сообщества.

Будучи общественно значимой, деятельность социальных предпринимателей вносит весомый вклад в решение проблемы преодоления социально-экономического неравенства, поскольку сферами деятельности социального предпринимательства являются работы по возрождению культурных традиций, социализации людей с ограниченными возможностями (инвалидов), трудоустройству незащищенных групп населения (одиноких и многодетных родителей, пенсионеров, инвалидов). Часто работа социальных предприятий связана с реализацией проектов в области образования и просвещения, развитием института семьи, спорта, экологией, формированием комфортной для проживания городской среды1.

В отличие от благотворительности, которая предполагает необходимость постоянного финансирования деятельности в форме грантов, социальные предприятия благодаря проявлению предпринимательской инициативы являются финансово устойчивыми, генерируют постоянный доход, который позволяет обеспечивать текущую

1 Согласно данным Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» URL: https://www.nb-fund.ru, в 2020 г. в нашей стране социальные предприниматели работали в следующих сферах: образование — 26,8%; спорт и отдых — 15,9%; производство — 10,6%; здравоохранение — 7,3%; социальные услуги — 6,1%; средства реабилитации — 5,7%; музеи и объекты культуры — 4,5%; уход за пожилыми людьми — 3,7%; туризм — 3,7%; коррекционные занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья — 3,7%; прочее — 12,0%.

работу предприятиям и финансировать дальнейшее развитие бизнеса.

Следует отметить, что популяризация концепции социального предпринимательства в большинстве стран мира, наблюдавшаяся в последние три десятилетия, во многом связана с активной деятельностью Мухаммада Юнуса, профессора экономики, лауреата Нобелевской премии (2006 г.), основателя банка Grameen и нескольких компаний, придерживающихся принципов социально ориентированного бизнеса. Бангладешскому банкиру удалось эффективно использовать систему микрокредитования в качестве инструмента борьбы с нищетой. Банк Оташееп осуществлял выдачу небольших долгосрочных займов малоимущим гражданам, которые помогали им начать собственное дело, формировать постоянный источник получения дохода, позволивший в дальнейшем улучшить жизненные условия и повысить уровень благосостояния граждан. Благодаря предпринимательской инициативе банка Огашееп в Бангладеш был создан средний класс.

По мнению М. Юнуса, социальный бизнес помогает решать проблемы других людей [2]. Согласно убеждениям ученого социальному бизнесу под силу справиться с существующими проблемами современного мира: бедностью, наличием безработицы, загрязнением окружающей среды. Наглядным подтверждением инициатив ученого являются его многочисленные проекты, успешная реализация которых, в первую очередь в Бангладеш, а впоследствии в ряде других странах, помогла включиться в активную экономическую жизнь самым незащищенным слоям населения.

Реализация концепции кредитования малоимущих граждан стала своеобразным инструментом борьбы с бедностью и способом оказания помощи малоимущим. Тиражирование методики кредитования малоимущих слоев населения во многих странах мира вносит весомый вклад в решение проблемы бедности. Наряду с программами по кредитованию малоимущих, М. Юнусом реализуется ряд социальных проектов, направленных на борьбу с безработицей. Например, микродолевое финансирование, предложенное безработным по программе «Новые предприниматели», помогает людям реализовывать свой творческий потенциал.

Оценивая роль социального предпринимательства и определяя его значимость для современной

отечественной экономики, следует отметить, что в нашей стране официальное признание статуса социального предпринимателя произошло в 2019 г.2 Согласно законодательству социальное предпринимательство рассматривается как деятельность, направленная на достижение социально значимых целей и способствующая решению социальных проблем граждан и общества. Как правило, при отнесении бизнеса к социально значимой деятельности выделяют три базовых критерия, благодаря которым предпринимательство считается социально ориентированным [3, с. 106]:

• функционирование бизнеса направлено не на извлечение прибыли, а на удовлетворение социальных потребностей людей посредством принятия решений, снижающих остроту имеющих место в обществе социальных проблем;

• бизнес является экономически устойчивым и способным к осуществлению инновационной деятельности;

• бизнес осуществляет производство качественно новых товаров (услуг).

Происходящие в современном обществе трансформации, связанные с активизацией деятельности социального предпринимательства и передачей производства отдельных видов общественных благ бизнесу, находят отражение в ряде публикаций. Так, в работах М. Бекера, Б. Драйтона, Дж. Маи-ра, И. Марти отмечается возрастание роли социального предпринимательства в современном обществе. Предприниматель, осуществляющий бизнес в социальной сфере, рассматривается в качестве катализатора социальных изменений [4-6]. В ряде научных работ выделяются причины, обусловившие активизацию деятельности социального бизнеса. С одной стороны, в научных работах отмечается стремление и готовность предпринимателей решать социальные проблемы посредством производства благ, с другой стороны, указывается на наличие определенных «провалов» в деятельности государства, которые проявляются в неспособности предоставлять общественные блага гражданам в полном объеме и должного качества [7, с. 71].

2 Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесе-

нии изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»». URL: http://www. consultant.ru.

Несмотря на возрастание интереса к феномену социального предпринимательства, открытым остается ряд вопросов. В частности, не до конца раскрыта роль социального предпринимательства в решении проблемы социального неравенства и преодоления бедности, достаточно сложно оценивать создаваемый социальным предпринимательством социально-экономический эффект. Для этого необходимо:

• установить место, занимаемое социальным предпринимательством в современном российском обществе;

• выявить факторы социализации отечественного бизнеса;

• дать оценку успешным предпринимательским проектам социальной направленности в ряде российских регионов;

• обозначить социально-экономический эффект от деятельности социального предпринимательства в современном обществе.

ВКЛАД СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Согласно позиции М. Юнуса именно социальный бизнес призван генерировать изменения, в результате которых создается возможность решать проблемы других людей. Социальный бизнес — это новая форма предпринимательства, цель которого состоит не в получении прибыли, а в решении имеющихся в обществе проблем [2]. По мнению М. Юнуса: «если вы создали свой маленький социальный бизнес и он успешен, вы можете изменить весь мир, потому что вы вырастили зерно. И как только оно проросло — у вас в руках уже миллионы семян, которые можно сеять» [2, с. 34].

По нашему мнению, активное развитие социального бизнеса в нашей стране в последние 10-15 лет помогает изменять мир к лучшему. В связи с этим попытаемся дать оценку вклада социального предпринимательства в решение имеющихся социально-экономических проблем. При этом следует отметить, что, несмотря на несколько запоздалое официальное признание статуса социального предпринимательства3, в России произошло формирование института социального

3 Как уже ранее отмечалось, это произошло только в 2019 г.

предпринимательства [8]. Подключение предпринимателей к процессу созданию общественных благ стало результатом частной инициативы как реакция на «провалы» в деятельности российского государства — наличие многочисленных социальных проблем в виде нехватки детских садов, медицинских реабилитационных центров, студий и кружков специального и дополнительного образования, центров социального обслуживания и т.д.4

В этом случае речь идет о предпринимательской «бдительности» — уникальной способности предпринимателя «улавливать» важную информацию [9, 10]. Эту неординарную способность предпринимателя австрийский экономист И. Кирцнер назвал «бдительностью» (alertness) или умением воспринимать новые конкурентные возможности и использовать их для получения прибыли посредством удовлетворения общественных нужд. Именно благодаря лучшему владению информацией российские предприниматели пришли к заключению о том, что оказание социальных услуг может приносить им дополнительную прибыль. Привлечение внимания предпринимателей к решению ряда социальных проблем в российском обществе было продиктовано наличием значительного неудовлетворенного спроса на социальные услуги у большинства населения, с одной стороны, и фрагментарностью их предложения в совокупности с невысоким уровнем качества предоставляемых услуг государственными учреждениями, с другой стороны.

Обладая исключительной способностью улавливать «рассеянную»5 информацию, российские предприниматели сумели ее интерпретировать, т.е. «расшифровать» и «превратить» в востребованный рынком продукт.

За последние полтора десятка лет в нашей стране было осуществлено претворение в жизнь множества предпринимательских проектов, которые продолжают успешно работать и одновременно решать жизненно важные для общества проблемы, большинство из которых носят ярко выражен-

4 Осознание российским государством необходимости признания статуса социального предпринимательства в целях развития и осуществления поддержки придет гораздо позже.

5 Согласно взглядам представителя неоавстрийской школы Ф. Хайека предприниматель обладает способностью нахо-

дить на рынке нужную и полезную информацию, которая «рассеяна» среди множества экономических субъектов [11].

ный социальных характер. Работа социальных предпринимателей позволяет смягчать остроту имеющихся и не решаемых государством в полной мере в течение ряда лет социальных проблем. Так, реформирование системы образования в России, повлекшее уменьшение количества муниципальных секций и кружков, способствует формированию в нашей стране устойчивого спроса на услуги в области дополнительного образования детей и подростков.

Существующие «пробелы» в области детского дополнительного образования успешно решает проект, созданный Павлом Баскиром «Лига роботов» (2015)6 по обучению детей и подростов робототехнике, который впоследствии был объединен с проектом школ детского технологического предпринимательства KinderMBA. Проекты дополняют друг друга, гармонизируя hard skills и soft skills. Активному росту бизнеса способствует высокая степень востребованности образовательных услуг на отечественном рынке. «Лига роботов» работает в более чем 30 городах, осуществляет обучение свыше 17 тыс. детей. В недалеком будущем компания по детскому дополнительному образованию планирует охватить в офлайне более 100 000 семей.

Успешная деятельность предпринимательской фирмы, возглавляемой П. Баскиром, учредителем московской «Лиги роботов», наглядно иллюстрирует быстроту реакции предпринимателя на актуальные вызовы времени. Образовательный проект по робототехнике вносит значимый вклад в развитие общества. Робототехника выступает своеобразным мотивационным механизмом, позволяющим прививать интерес детей к познанию окружающего мира, и одновременно является образовательным средством, способным объединять множество дисциплин. Для создания роботов необходимо знание ряда дисциплин: математики, физики, механики, программирования и др. На выбор молодым людям в возрасте от 5,5 до 17 лет предлагается большое разнообразие образовательных программ (более 200 трехчасовых занятий). Приобретенные в кружках дополнительного образования знания и навыки помогают подросткам делать более осознанный выбор будущей профессии.

6 Официальный сайт компании «Лига роботов», московские секции. URL: http:// www.obraz.pro.

Известно, что малый предпринимательский бизнес незаменим при работе на локальных рынках. Жизненно важную роль играет социальное предпринимательство на уровне региона, поскольку малый предпринимательский бизнес отличается способностью быстро перестраиваться для создания востребованных на местах благ. Предпринимателям удается тонко «чувствовать» изменения конъюнктуры, прекрасно ориентироваться в возникающих запросах потребителей, «погружаться» во все нюансы существующих проблем и незамедлительно их решать. Можно констатировать, что деятельность социальных предпринимателей становится начальным импульсом на пути к осуществлению позитивных трансформаций на территориальном уровне.

Множество примеров по возрождению национальных традиций благодаря созданию предпринимательских проектов можно встретить в ряде российских регионов. Показателен пример предпринимателя Антона Георгиева из Санкт-Петербурга по возрождению народного промысла «Крестецкая строчка»7. Предприниматель выкупил подлежащую банкротству фабрику народного промысла и осуществил реконструкцию производства8.

Таким образом, ему удалось уберечь от исчезновения и возродить народный промысел с более чем полуторавековой историей, обеспечить работой свыше 100 сотрудников. Предпринимателем расширяется сфера деятельности фабрики за счет экскурсионного обслуживания. На фабрике проводятся мастер-классы по вышивке с экскурсионными группами. Выстраивается сотрудничество фабрики с известными модельерами, использующими крестецкую вышивку в качестве элемента отделки.

Следующий предпринимательский проект социальной направленности связан с превращением небольшого провинциального городка Владимирской области с 30-ти тысячным населением в популярный туристический объект. При активном

7 Официальный сайт фабрики «Крестецкая строчка». URL: http://www.krstrochka.ru.

8 Фабрика ручного производства «Крестецкая строчка»

(1860) расположена в поселке Крестцы Новгородской области. В советский период количество работающих составляло 600 человек. Во время банкротства численность сотрудников сократилось до 6 человек. Фабрика является единственным в области предприятием, имеющим статус

народного художественного промысла.

участии Е. Федорова в городе Киржач в течение последних нескольких лет было создано несколько арт-объектов. Предпринимателю удалось восстановить отдельные комплексы культурного наследия, открыть музеи и выставочные залы, что позволило превратить Киржач в привлекательный для посещения путешественниками, музыкантами, театралами центр. Новые созданные при участии Е. Федорова музеи (Музей меди и латуни, Музей резьбы по дереву, или Дом аргунов, Музей иконописи и реставрации, Музей ледниковых камней) в совокупности с построением инфраструктуры гостеприимства позволили сформировать полноценное культурное пространство, комфортное для проведения творческих перформансов и посещения туристами. Для популяризации города предпринимателем9 написана и издана серия книг для семейного чтения «Сказание о земле Киржачской», посвященная памятным местам, людям и событиям, прославившим город.

Оценивая общественную значимость предпринимательских проектов, нельзя не отметить способность предпринимательства создавать новые рабочие места. При трудоустройстве социально незащищенных групп населения предприниматель сопричастен к решению вопросов, связанных с преодолением социально-экономического неравенства в обществе, поскольку помогает «включиться» в активную деятельность особенных работников, взаимодействие с которыми предусматривает использование нестандартных подходов.

В Рыбинске творческой мастерской «Веселый войлок»10, изготавливающей сувенирную продукцию, организованную художником-предпринимателем П. Гавриловым, удается использовать нестандартные приемы. Ее работниками являются многодетные матери, матери-одиночки, матери детей-инвалидов, которые, с одной стороны, остро нуждаются в дополнительном доходе, а с другой стороны, не имеют возможности работать регулярно и полный день11. Наиболее важными для

9 Е. Федоров является директором «Киржачской типографии».

10 Официальный сайт творческой мастерской «Веселый войлок». URL: http://www.vvoilok.ru.

11 Данные Росстата иллюстрируют неутешительную статистику, согласно которой, в нашей стране за последние годы наблюдается ухудшение экономического положения многодетных семей. Стремительно растет доля бедных среди семей с маленькими детьми (до 3-х лет). Если в 2013 г. доля

таких работников стали помощь предпринимателя в освоении профессии, обучение, освоение азов художественного мастерства, возможность получения дополнительного дохода при обязательном согласовании индивидуального (удобного для сотрудника) режима работы.

Анализ практик социального предпринимательства12 наглядно демонстрирует его готовность и способность своевременно решать имеющиеся в обществе социально-экономические проблемы. Среди многочисленных успешных проектов социального предпринимательства следует выделить проект по созданию музея в небольшом подмосковном городе Коломна. Этот проект можно отнести к категории уникальных, поскольку его реализация послужила своеобразным стартовым трамплином для организации многочисленных новых бизнес-проектов, что позволило создать благоприятные условия для образования креативного туристического кластера. Благодаря организации Музея «Коломенская пастила. История со вкусом» (2009), инициированного предпринимательским женским тандемом Е. Дмитриевой и Н. Никитиной, Коломне удалось не только вернуть утраченное в XX в. имя центра пастильного производства, которым город славился в XIX в., но и заложить основы для формирования туристического кластера13.

Нестандартность походов в реализации проекта по созданию музея, готовность делиться своими идеями, приобретение опыта в зарубежных проектах привели к тому, что Музей «Коломенская пастила» выступил своеобразным генератором создания множества туристических объектов в городе Коломна, которые стали привлекательными для туристов и гостей города. За последние годы в городе было создано 40 музеев (35 из которых — частные), сформирована туристическая инфраструктура14. Организовано музейное производство «Коломенский посад», в рамках которого город получил свыше 200 новых рабочих мест.

бедных семей с маленькими детьми составляла 23,5%, то в 2018 г. произошло увеличение этой доли до 32%. Среди российских малоимущих граждан более половины приходится на семьи, имеющие детей [1, с. 108].

12 См. более подробно: [12, 13].

13 См. более подробно: [14, 15].

14 Согласно данным Управления по культуре и туризму администрации Коломны в городе функционируют более

70 кафе, более 30 отлей и кемпингов.

Рис. / Fig. Динамика туристического потока в г. Коломна, млн чел. / Dynamics of tourist flow in Kolomna, million people

Источник/Source: составлено автором на основании данных пресс-службы администрации городского округа Коломна / compiled by the author on the basis of data from the press service of the Kolomna City District administration. URL: http://www.kolomnagrad.ru.

Одним из последних инновационных решений в области социального предпринимательства явилось образование Центра социальных инноваций в сфере культуры «Библиотека наследия», который призван аккумулировать лучшие российские и зарубежные практики, имеющиеся наработки, оказывать помощь предпринимателям из других регионов в реализации собственных социальных проектов. Центр социальных инноваций фактически исполняет роль образовательной площадки, позволяющей работникам пройти профессиональные стажировки и повысить квалификацию в сфере управления наследием15. Наработки этого Центра могут быть использованы для реализации социальных проектов в других регионах нашей страны.

Предпринимательский проект по созданию Музея «Коломенская пастила», в основу создания которого было заложено историческое наследие,

15 Опыт европейских исторических городов показывает, что ревитализация и грамотное использование исторического наследия может быть трансформировано в бизнес с многомиллионным оборотом, обуславливающим рост не только капитализации отдельного объекта, но и всей территории в целом. Реализация аналогичных проектов помогает вовлечь малый и средний бизнес в развитие городов и территорий через процессы сохранения исторического наследия. Аналогичные проекты способны запустить процессы комплексного развития, и направлены на сохранение и реновацию территории средствами культуры, творческих инду-стрий и туризма.

может стать наглядным примером, иллюстрирующим возможность использования во многих регионах элементов культурного и исторического наследия для развития туризма и восстановления исчезающих народных промыслов. Из небольшого промышленного полузакрытого городка16 Коломна за последние 10-12 лет превратилась в заметный туристический центр Подмосковья, который вошел в состав туристического маршрута «Большое Золотое кольцо»17. В 2021 г. доля туристско-экскур-сионной отрасли в экономике города достигла 7%, что почти в два раза превышает аналогичные показатели по России18.

Благодаря развитию туризма город Коломна прирастает новыми туристическими объектами. Только за один 2021 г. в городе было создано дополнительно 50 рабочих мест, открылось девять новых туристических объектов, среди которых музеи, предприятия туристической инфраструктуры, общественные пространства19. Комплексное

16 В советский период город Коломна по причине расположения на его территории военных заводов, был закрыт для посещения иностранными туристами.

17 В 2021 г. город Коломна был отмечен премией губернатора Московской области «Прорыв года» в номинации «Туризм в новых реалиях».

18 Россия имеет более чем скромные показатели по туризму. Доля туристической индустрии в ВВП России не превышает 4%.

19 Среди новых, появившихся в 2021 г. объектов культуры в Коломне относятся: пряничная арт-станция «10 зайцев»,

развитие туристического кластера стимулирует постоянное увеличение туристического потока, достигшего 1,5 млн чел. в год. О возросшем интересе к городу со стороны туристов свидетельствуют статистические данные. Как видно из рисунка, в последнее десятилетие в Коломне наблюдается устойчивый рост туристического потока, за исключением «провала» в 2020 г., вызванного ограничительными мерами, связанными с пандемией коронавируса. Уже в 2021 г. в городе был восстановлен турпоток, который может возрасти к 2023 г. до 2 млн туристов в год.

Представленные кейсы успешных социальных предпринимательских практик позволяют сделать вывод о способности бизнеса быть сопричастным к решению социальных проблем современного общества. В определенных случаях социальный бизнес может исполнять роль локомотива, генерирующего изменения. Реализация проекта по созданию Музея «Коломенская пастила» показывает, что при грамотном использовании и творческом подходе историческое наследие способно превращаться в источник рождения новых проектов, привлекать к участию предпринимателей, жителей города, администрацию, инвесторов, следовательно, становиться начальным этапом осуществления положительной трансформации территории.

КАТАЛИЗАТОРЫ РОСТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Необходимо отметить, что многие социальные проекты, рассмотренные выше, могли не состояться или не получить должного развития при отсутствии поддержки.

Социальное предпринимательство, являясь малым бизнесом, функционирующим на грани нулевой экономической прибыли, когда полученной выручки от реализации товара (услуги) хватает исключительно на покрытие затрат и не остается средств для полноценного развития.

На самых ранних этапах становления института социального предпринимательства в нашей стране определяющую роль в развитии социального

Музей бабьей доли, масляная лавка Sova oil, арт-квартал «Патефонка», новое театральное пространство в Музейной фабрике пастилы, Летняя веранда на территории Музея коломенской пастилы, запущены новые квадромаршруты, веломаршрут «Маршальский треугольник».

бизнеса сыграли специализированные частные фонды, в частности Фонд «Наше будущее» В. Алекперова (2007 г.), который стал первопроходцем в области поддержки социальных бизнесов. Сотрудникам Фонда пришлось работать в условиях, когда понятие «социальное предпринимательство» оставалось незнакомым для большинства граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фондом «Наше будущее» установлены критерии отнесения бизнеса к категории социального и было положено начало проведению работ по поддержке социальных предпринимателей в форме предоставления беспроцентных займов (до 40 млн руб. на срок до 10 лет)20. В последующем работа Фонда стала прирастать дополнительными формами поддержки социальных предпринимателей, самой важной из которой стало обучение (проект «Лаборатория социального предпринимательства», акселерационная программа «Формула роста», «Школа социального предпринимательства», подготовка тренеров). Предпринимателей также могут научить азам маркетинга, особенностям размещения рекламы в социальных сетях, основам краудфандинга. Важным элементом сотрудничества между социальными предпринимателями и Фондом стала сбытовая поддержка социальных предпринимателей, осуществляемая посредством проекта «Больше, чем покупка» и предоставляющая предприятиям социального бизнеса прямой доступ к каналам сбыта.

Большой популярностью среди социальных предпринимателей пользуются организуемые Фондом слеты, во время которых осуществляется обмен накопленным опытом, поддержка сообщества или выработка совместных эффективных решений, влияющих на развитие социального предпринимательства. Общественный резонанс и признание получили мероприятия, проводимые Фондом «Наше будущее»: ежегодно присуждаемая социальным предпринимателям премия «Импульс добра», выявление самых передовых в социальном отношении регионов (определение территорий с высоким уровнем развития социального предпринимательства).

К первопроходческой деятельности Фонда «Наше будущее» по поддержке работы социальных бизнесов в дальнейшем стали присоединяться

20 Всего за 15 лет работы (2007-2022) Фондом по результатам проведенных конкурсов была оказана поддержка 354 проектам в 59 регионах страны на сумму 866 млн руб. Сайт Фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru.

другие фонды21. В последнее время активным участником программы поддержки деятельности социальных предпринимателей выступило государство в лице Корпорации МСП (2021)22. Осознавая вклад социального предпринимательства в решении ряда социальных проблем, государство инициировало организацию специальных центров поддержки — центров инноваций социальной сферы, которые создаются в каждом регио-

21 Например, Фонд поддержки социальных проектов был организован Агентством стратегических инициатив (далее — АСИ). Фондом была запущена бесплатная обучающая онлайн-про-грамма для молодых предпринимателей, не имеющих опыта и практики реализации проектов в социальной сфере. Одним из инструментов, позволяющим уменьшать предпринимательские риски, стал акселератор Фонда, помогающий в принятии верных решений. Деятельность акселератора АСИ направлена на повышение бизнес-компетенций социальных предпринимателей, поиск новых каналов монетизации, оказание помощи в определении «узких мест» и потенциальных точек роста предпринимательской фирмы, грамотную «упаковку» проекта для привлечения инвесторов. URL: http://www.asi.ru.

22 Запоздалое присоединение государства в лице Корпорации МСП к поддержке работы социального бизнеса связано с недавним принятием Закона о социальном предпринимательстве в Российской Федерации в 2019 г.

не. Работа государственных центров поддержки связана с консультированием, ознакомлением предпринимателей с возможностями получения налоговых льгот, кредитов, проведением семинаров, акселерационных программ, организацией форумов и конференций.

ВЫВОДЫ

В современной отечественной экономике сформирован и успешно функционирует институт социального предпринимательства. Российские предприниматели научились улавливать и понимать «рассеянное» знание. Успех проектов основывается на «бдительности» российских предпринимателей. Многие успешные предпринимательские проекты связаны с решением существующих в российском обществе проблем социального характера.

Отечественное социальное предпринимательство помогает решать задачи по развитию территорий. Катализатором роста социального предпринимательства выступила работа специальных фондов по поддержке социального предпринимательства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Колодняя Г. В., Королева И. В., Орусова О. В. Рынок и государство: проблемы взаимодействия в современной России. Монография. Колодняя Г. В., ред. М.: Проспект; 2022. 184 с.

2. Юнус М. Мир трех нулей. Как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды. М.: Альпина Паблишер; 2019. 275 с.

3. Московская А. А., Соболева И. В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы в России. Проблемы прогнозирования. 2016;27(6.):103-111.

4. Baker M. J. Editorial - Why. Social Business'? Social Business, 2011;1(1):1-15. DOI: 10.1362/204440811X570536

5. Drayton B. Social entrepreneurship in age of atrocities. Cheltenham, Edward Elgar Publ.; 2012. 304 p.

6. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, Prediction, and Delight. Journal of World Business. 2006;41(1):36-44.

7. Попов Е. В., Веретенникова А. Ю., Козинская К. М. Социальное предпринимательство как объект институционального анализа. Вестник Пермского университета. Сер. Экономика = Perm University Herald Economy. 2017;12(3):360-374. DOI: 10.17072/1994-9960-2017-3-360-374

8. Колодняя Г. В. Формирование института социального предпринимательства в современной России. Теоретическая экономика. 2022;86(2):44-52. DOI: 10.52957/22213260_2022_2_44

9. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: Социум; 2010.

10. Kirzner I. The primacy of entrepreneurial discovery. In austrian economics. Hillsdale; Michigan; 1991.

11. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости; 1992.

12. Корк А., Рыжкова А., Тестов А. Дельфины капитализма 2.0. Еще 8 историй о людях, которые сделали все не так и добились успеха. М.: Эксмо; 2020. 224 с.

13. Колодняя Г. В. Социальное предпринимательство: российская модель. Экономика и предпринимательство. 2019;(9):672-675.

14. Колодняя Г. В. Роль социального предпринимательства в развитии территории. Экономика. Налоги. Право. 2021;(2):84-91.

56

Г.В. Колодняя

REFERENCES

1. Kolodnyaya G. V., Koroleva I. V., Orusova O. V. Market and state: problems of integrations in modern Russia. Monograph. Kolodnyaya G. V., ed. Moscow: Prospekt; 2022. 184 p. (In Russ.).

2. Yunus M. A World of Three Zeroes. The new economics of zero poverty, zero unemployment, and zero carbon emissions. Moscow: AFpina Pablisher; 2019. 275 p. (In Russ.).

3. Moskovskaya A. A., Soboleva I. V. Social entrepreneurship in the system of social policy: world experience and prospects in Russia. Problemy prognozirovaniya = Forecasting problems. 2016;27(6):103-111. (In Russ.).

4. Baker M. J. Editorial - Why "Social Business"? Social Business, 2011;1(1):1-15. DOI: 10.1362/204440811X570536

5. Drayton B. Social entrepreneurship in age of atrocities. Cheltenham, Edward Elgar Publ.; 2012. 304 p.

6. J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Business. 2006;41(1):36-44.

7. Popov E. V., Veretennikova A. Yu., Kozinskaya K. M. Social entrepreneurship as an object of institutional analysis. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. E'konomika = Perm University Herald Economy. 2017;12(3):360-374. (In Russ.). DOI: 10.17072/1994-9960-2017-3-360-374

8. Kolodnyaya G. V. Formation of the institute of social entrepreneurship in modern Russia. Teoreticheskaya economika = Theoretical economics. 2022; 86(2):44-52. (In Russ.). DOI: 10.52957/22213260_2022_2_44

9. Kirczner I. Competition and entrepreneurship. Moscow: Socium; 2010. (In Russ.).

10. Kirzner I. The primacy of entrepreneurial discovery. In Austrian Economics. Hillsdale; Michigan; 1991.

11. Xajek F. Pernicious arrogance. Mistakes of socialism. Moscow: Novosti; 1992. (In Russ.).

12. Kork A., Ryzhkova A., Testov A. Dolphins of capitalism 2.0. 8 more stories about people who did everything wrong and achieved success. Moscow: E'ksmo; 2020. 224 p. (In Russ.).

13. Kolodnyaya G. V. Social entrepreneurship: the Russian model. E'konomika i predprinimateVstvo = Economics and entrepreneurship. 2019;(9):672-675. (In Russ.).

14. Kolodnyaya G. V. The role of social entrepreneurship in the development of the territory. E'konomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;(2):84-91. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Галина Владимировна Колодняя — доктор экономических наук, доцент, профессор департамента экономической теории, Финансовый университет, Москва, Россия

Galina V. Kolodnyaya — Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof. of the Department of Economic Theory, Financial

University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-2227-7671

kolodnyaya@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 17.07.2022; принята к публикации 20.09.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 17.07.2022; accepted for publication 20.09.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.