Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ / "ПРОВАЛЫ" СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УСПЕШНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / ФРАНЧАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Статья посвящена анализу становления института социального предпринимательства в современной России. Цель исследования состоит в оценке особенностей формирования института социального предпринимательства в современной отечественной экономике и определение потенциала его развития. В статье отмечается, что Россия находится на пути формирования института социального предпринимательства. Несмотря на это, в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть заметную роль в смягчении степени остроты социальных проблем в нашей стране. Сформирован класс социальных предпринимателей, способных эффективно работать в организациях здравоохранения, образования, науки, культуры и решать посредством применения инструментов бизнеса актуальные общественные проблемы. В статье выдвигается гипотеза, согласно которой, социальное предпринимательство способно не только исполнять роль социального амортизатора, но и может заложить основы для гармоничного развития территории. В качестве методов исследования использовался институциональный подход. В статье раскрывается экономическая сущность социального предпринимательства, представлена оценка степени воздействия формальных институтов, рассматриваются факторы, способствующие активизации социального предпринимательства, выделяются основные этапы становления института социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать ряд успешных предпринимательских проектов в российских регионах. На примере социального проекта по организации музея «Коломенская пастила» раскрыто действие эффекта акселератора. Показано, что организация музея стала начальным звеном формирования туристического кластера. В дальнейшем в городе было открыто более 40 музеев и сформирована полноценная инфраструктура гостеприимства. Сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство имеет скрытый потенциал своего развития. Предпринимательские проекты социальной направленности способны вносить значительный вклад в процветание региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INSTITUTE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN MODERN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the formation of the institute of social entrepreneurship in modern Russia. The purpose of the study is to assess the features of the formation of the institute of social entrepreneurship in the modern domestic economy and to determine the potential of its development. The article notes that Russia is on the way of forming the institute of social entrepreneurship. Despite this, in the last 10-15 years, the Institute of Social Entrepreneurship has begun to play a significant role in mitigating the severity of social problems in our country. A class of social entrepreneurs has been formed who are able to work effectively in healthcare, education, science, and culture organizations and solve pressing social problems through the use of business tools. The article puts forward a hypothesis according to which social entrepreneurship can not only play the role of a social shock absorber, but can also lay the foundations for the harmonious development of the territory. The institutional approach was used as research methods. The article reveals the economic essence of social entrepreneurship, presents an assessment of the degree of impact of formal institutions, examines the factors contributing to the activation of social entrepreneurship, highlights the main stages of the formation of the institute of social entrepreneurship. The use of the case study method allowed us to analyze a number of successful entrepreneurial projects in Russian regions. Using the example of a social project for the organization of the museum «Kolomenskaya Pastila», the effect of the accelerator effect is revealed. It is shown that the organization of the museum has become the initial link in the formation of a tourist cluster. Later, more than 40 museums were opened in the city and a full-fledged hospitality infrastructure was formed. Conclusions are drawn that social entrepreneurship has a hidden potential for its development. Entrepreneurial projects of a social orientation can make a significant contribution to the prosperity of the region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Формирование института социального предпринимательства в современной России

Колодняя Галина Владимировна

доктор экономических наук, доцент,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: Kolodnyaya@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу становления института социального предпринимательства в современной России. Цель исследования состоит в оценке особенностей формирования института социального предпринимательства в современной отечественной экономике и определение потенциала его развития. В статье отмечается, что Россия находится на пути формирования института социального предпринимательства. Несмотря на это, в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть заметную роль в смягчении степени остроты социальных проблем в нашей стране. Сформирован класс социальных предпринимателей, способных эффективно работать в организациях здравоохранения, образования, науки, культуры и решать посредством применения инструментов бизнеса актуальные общественные проблемы. В статье выдвигается гипотеза, согласно которой, социальное предпринимательство способно не только исполнять роль социального амортизатора, но и может заложить основы для гармоничного развития территории.

В качестве методов исследования использовался институциональный подход. В статье раскрывается экономическая сущность социального предпринимательства, представлена оценка степени воздействия формальных институтов, рассматриваются факторы, способствующие активизации социального предпринимательства, выделяются основные этапы становления института социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать ряд успешных предпринимательских проектов в российских регионах. На примере социального проекта по организации музея «Коломенская пастила» раскрыто действие эффекта акселератора. Показано, что организация музея стала начальным звеном формирования туристического кластера. В дальнейшем в городе было открыто более 40 музеев и сформирована полноценная инфраструктура гостеприимства.

Сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство имеет скрытый потенциал своего развития. Предпринимательские проекты социальной направленности способны вносить значительный вклад в процветание региона.

Ключевые слова: институт социального предпринимательства; австрийская школа; предпринимательская бдительность; «провалы» со стороны государства; этапы становления института социального предпринимательства; успешные социальные проекты; устойчивое развитие территории; решение социальных проблем; франчайзинг.

JEL codes: E14; D02; L26

Для цитирования: Колодняя, Г.В. Формирование института социального предпринимательства в современной России / Г.В. Колодняя. - DOI 10.52957/22213260_2022_2_44. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №2. - С.44-52. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 28.02.2022)

DOI: 10.52957/22213260_2022_2_44

Введение

Неспособность государства своевременно решать накопившиеся социальные проблемы привела к возникновению в современном обществе феномена социального предпринимательства - организации жизнеспособных бизнесов, работающих на коммерческой основе, и, одновременно, решающих важные социальные вопросы [1, с. 106]. Опыт социального предпринимательства начал активно формироваться в период 1970-1980-х гг. во многих странах мира [2]. Активизация деятельности социальных предпринимателей не только способствовала популяризации концепции социального предпринимательства в современном мире, но и вызвала определенные изменения. Типичная для большинства стран модель социального рыночного хозяйства с определяющей ролью

© Колодняя Г.В., 2022

государства в процессе создания public goods, или общественных благ, начала трансформироваться в сторону расширения масштабов деятельности по предоставлению общественных благ бизнесом, или социальными предпринимателями.

Первые научные публикации, посвященные исследованию феномена социального предпринимательства в современном мире, появились в 1990-х гг. В дальнейшем раскрытие роли социального предпринимательства стало осуществляться с позиций института, способного повысить совокупную экономическую эффективность посредством введения в оборот ранее не используемых ресурсов. В работах М. Бекера, Б. Драйтона, Дж. Маира, И. Марти предприниматель, осуществляющий деятельность в социальной сфере, рассматривается в качестве катализатора социальных изменений [3-5]. В исследованиях раскрываются причины активизации деятельности социальных предпринимателей. В частности, указывается, что популяризация деятельности социального предпринимательства вызвана с одной стороны, желанием и возможностью бизнеса решать социальные проблемы общества, с другой, существованием, так называемых, «провалов» со стороны государства - неспособностью предоставлять общественные блага в полном объеме и надлежащего качества [6, с. 71].

Несмотря на то, что в нашей стране процесс становления института социального предпринимательства находится в начальной стадии, актуальным является исследование факторов социализации отечественного бизнеса. Цель исследования состоит в анализе особенностей формирования института социального предпринимательства в современной отечественной экономике и определение потенциала его развития. Для этого необходимо решить следующие задачи:

• выделить основные этапы становления отечественного института социального предпринимательства,

• оценить влияние институциональной среды на функционирование социальных предпринимателей,

• сформулировать научные подходы относительно механизмов активизации работы потенциальных социальных предпринимателей,

• проанализировать успешные предпринимательские проекты социальной направленности в российских регионах в целях выявления скрытого потенциала при формировании гармоничного развития территорий.

В качестве методов исследования использовался институциональный подход. В исследовании представлена оценка степени воздействия формальных институтов на процессы становления института социального предпринимательства с современной России, рассматриваются факторы, способствующие активизации социального предпринимательства. Применение метода case study позволило проанализировать ряд успешных предпринимательских проектов в российских регионах.

Известно, что в back groundе социального предпринимательства большинства стран мира в течение последних нескольких десятилетий накоплены определенный опыт и практика реализации успешных социальных проектов. Россия находится на пути формирования института социального предпринимательства. Несмотря на это, по мнению автора, в последние 10-15 лет институт социального предпринимательства стал играть заметную роль в смягчении степени остроты социальных проблем в нашей стране. В статье выдвигается гипотеза, согласно которой, социальное предпринимательство способно не только исполнять роль социального амортизатора, но и может заложить основы для устойчивого и гармоничного развития территории.

Этапы становления института социального предпринимательства в современной России

Анализируя этапы становления института социального предпринимательства в отечественной экономике, следует отметить, что у истоков зарождения этого процесса находился крупный бизнес. Необходимость перехода к использованию показателей социальной и экологической ответственности, по которым, наряду с экономическими характеристиками, стала оцениваться эффективность работы бизнеса, можно назвать основной причиной, вызвавшей трансформацию работы бизнеса в сторону

обязательной социализации . Стремление соответствовать ESG-стандартам (ESG - Environmental, Social, Governance) выступило своеобразным импульсом, вызвавшим преобразования в форме проведения модернизации и экологизации производства. Большинством российских фирм была проведена большая работа по интеграции целей устойчивого развития в производственную деятельность .

Российским крупным бизнесом также проводится активная работа по социализации в районах размещения своих производств. В большинстве регионов крупные фирмы выступили в роли организаторов центров формирования экосистем. Важное место в работе крупных фирм занимает работа по развитию научно-образовательного потенциала в регионе. В «социальном Баск^гатде» ряда крупнейших отечественных производителей насчитываются десятки реализованных проектов, связанных с инвестициями в обустройство городской среды, систему образования и просвещения, развитие культуры и популяризацию спорта в регионах присутствия .

Создание социальных предпринимательских бизнесов малых форматов

Если начальным этапом процесса формирования в нашей стране института социального предпринимательства стала социализация крупного бизнеса, то следующий период связан с созданием социальных предпринимательских бизнесов во многих регионах России. Активизацию социальных проектов малых форматов в 2000-е гг. можно объяснить наличием круга накопившихся в масштабах всей страны и не решаемых государством многочисленных социальных проблем в форме нехватки детских садов, медицинских реабилитационных центров, студий и кружков специального и дополнительного образования, центров социального обслуживания и т.д.

Известно, что малый предпринимательский бизнес отличает удивительная способность в короткие сроки перестраиваться в направлении создания благ, удовлетворяющих существующий спрос . Работа на локальных рынках дает возможность тонко «чувствовать» изменения конъюнктуры, прекрасно ориентироваться в имеющихся запросах потребителей, «погружаться» в тонкие нюансы существующих проблем потенциальных потребителей с тем, чтобы попытаться незамедлительно их разрешить. Наиболее полное теоретическое обоснование причин высокой степени восприимчивости предпринимателей к возможным изменениям конъюнктуры рынка дается в работах видных представителей австрийской школы Ф. Хайека и И. М. Кирцнера.

Предпринимательство с позиций взглядов представителей австрийской школы

С позиций Ф. Хайека, высокая степень осведомленности предпринимателя - есть результат его информированности, или осведомленности. Информация, заложенная в ценах, «посылает сигнал» предпринимателю о необходимости осуществления движения в нужном направлении. По мнению ученого, под воздействием конкурентных сил и процессов ценообразования предприниматель приобретает определенные навыки, связанные с поиском «рассеянного» в обществе знания и раскрытием его сущности с тем, чтобы в дальнейшем использовать полученную информацию для создания востребуемых рынком благ. Не смотря на некоторую фрагментарность индивидуальных знаний, их разнообразие и изменчивость, о чем пишет в своих работах Ф. Хайек, индивидуальные знания очень важны для предпринимателя, поскольку помогают ему ориентироваться в изменяющемся мире. Обладание индивидуальным знанием обеспечивает предпринимателю сравнительные преимущества при осуществлении деятельности. «Любой предприниматель, которому рынок подсказал тот или иной конкретный способ увеличения прибыли, может одновременно действовать в собственных интересах, и вносить в производство совокупного продукта ... вклад больший, чем в любом другом случае, любым из других имеющихся способов» [8, с. 173].

Способность предпринимателя «улавливать» необходимую информацию рассмотрена в работах И. Кирцнера [9,10]. Эту уникальную способность предпринимателя экономист назвал «бдительностью» (alertness), или умением воспринимать новые конкурентные возможности и использовать их для прибыльного ведения дел через призму удовлетворения общественных нужд.

Лучшее владение информацией позволяет предпринимателю предвидеть будущее развитие событий: где ресурсы можно купить дешевле, а продукты предлагать по более высокой цене, какие технологии будут порождать наибольший эффект, какие следует применять способы продвижения продукта, какие активы более других возрастут в цене и т.д.

Обращаясь к практике функционирования института предпринимательства в нашей стране, необходимо отметить, что его успешная работа во многом основывается на умении предпринимателей улавливать «рассеянное» знание с тем, чтобы в дальнейшем «превратить» полученную информацию в востребованный рынком продукт. Лучшее владением информацией направило российских предпринимателей по пути создания социальных услуг. Привлечение внимания предпринимателей к решению ряда социальных вопросов в современном российском обществе было связано с наличием значительного неудовлетворенного спроса на социальные услуги у большинства населения, с одной стороны, и фрагментарностью их предложения в совокупности с невысоким уровнем качества предоставляемых услуг государственными учреждениями, с другой.

Одним из ярких примеров, иллюстрирующих развитие социального предпринимательства малого формата, является успешный проект «Лига роботов» (2015) по обучению детей и подростов робототехнике, созданный Павлом Баскиром. Реформирование системы образования в России, повлекшее за собой последующее снижение количества муниципальных секций и кружков, сохраняющийся дефицит детских садов, формируют в последние годы в нашей стране устойчивый спрос на услуги дополнительного образования детей, развивающих центров, кружков по робототехнике. В компании считают, что любовь детей к роботам выступает своеобразным мотивационным механизмом, позволяющим направить ребенка к процессу обучения. Сеть «Лига роботов» имеет около двух десятков образовательных программ для детей. В самой методике преподавания закладываются обучение техническим и околотехническим навыкам, а также принципы, развивающие командную работу, навыки алгоритмики и мышления ребенка [11].

Высокая степень востребованности на отечественном рынке образовательных услуг, способствует активному росту компании. Сеть «Лига роботов» работает в более чем 30 городах России, в Казахстане и США. Для популяризации образовательной робототехники компанией устраиваются Робомарафоны, на которых в ознакомительных целях бесплатно проводятся 3-х часовые мастер-классы. Команда Павла Баскира не обходит вниманием детей с нарушением слуха и речи. Специально для этой категории обучаемых детей проводится интенсивный курс по робототехнике. «Лига роботов» является активным участником различных соревнований в области робототехники, многократным победителем и призером региональных, федеральных и международных соревнований.

Поддержка социального предпринимательства

Дополнительным импульсом в процессе развития института социального предпринимательства в российских регионах стало создание специализированных фондов по поддержке социального предпринимательства, в частности, Фонда региональных социальных программ, или Фонда «Наше будущее» В. Алекперова (2007). Важно отметить, что именно в это время были определены критерии отнесения проектов к категории социальных и положено начало проведения работ по поддержке социальных предпринимателей в различных формах: предоставление беспроцентных займов, консультирование, обучение предпринимателей, оказание помощи в продвижении и реализации продукции и др.

В дальнейшем в нашей стране стали возникать другие фонды поддержки работы социальных предпринимателей. К примеру, Фонд поддержки социальных проектов был организован Агентством стратегических инициатив (АСИ). Фондом осуществлен запуск бесплатной обучающей онлайн программы для молодых предпринимателей, не имеющих опыта и практики реализации проектов в социальной сфере [13]. Одним из инструментов, позволяющим снизить предпринимательские риски, стал акселератор Фонда, который помогает в принятии верных решений.

Законодательное закрепление статуса социального предпринимательства

Важным этапом в процессе формирования института социального предпринимательства в нашей стране стало официальное закрепление статуса социального предпринимателя. Благодаря принятию Федерального закона от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»» станет возможным дальнейшее развитие института социального предпринимательства в направлении формирования экосреды, комфортной для работы социальных предприятий [14]. Реализация основных направлений Закона позволит более активно использовать программы стимулирования и применять новые инструменты поддержки социальной деятельности.

Франчайзинг как способ стимулирования развития социального предпринимательства

Во многом процессы становления института социального предпринимательства в нашей стране связаны с развитием франчайзинга. Устойчивая динамика роста рынка франчайзинга в совокупности с популярностью франшиз, имеющих социальную направленность, привели к всплеску предпринимательской активности в социальной сфере во многих регионах нашей страны. Наглядной иллюстрацией рассматриваемых процессов является успешная работа сети центров «Близкие люди» -победителя в номинации «Лучшая социальная франшиза 2018 года». Франчайзинг обеспечил быстрый рост и способствовал активной экспансии фирмы в регионы, т.е. позволил масштабировать бизнес в регионы [16]. Сеть центров «Близкие люди», созданная предпринимателем Вадимом Носовым в Нижнем Новгороде (2011), работает в более чем трех десятках российских городов.

Социальное предпринимательство в процессе развития скрытого потенциала территории

Важно отметить, что социальное предпринимательство имеет скрытый потенциал своего развития. Его предназначение не ограничивается участием в решении социально значимых для общества проблем. Предпринимательские проекты социальной направленности могут выступать в качестве инструмента развития территории, восстановления утраченного потенциала региона, способны стать центром зарождения креативного туристического кластера.

Отдельные примеры по возрождению национальных традиций благодаря созданию предпринимательских проектов можно встретить в ряде российских регионов. Показателен пример предпринимателя Антона Георгиева из Санкт-Петербурга по возрождению народного промысла «Крестецкая строчка». Предприниматель выкупил подлежащую банкротству фабрику народного промысла и осуществил реконструкцию производства . Благодаря реализации предпринимательского проекта удалось сохранить от исчезновения и возродить народный промысел с более чем полуторавековой историей, обеспечить занятостью 150 работников поселка. Расширение сферы деятельности фабрики связано с проведением мастер-классов по вышивке с экскурсионными группами, посещающими фабричное производство, осуществлением сотрудничества с известными модельными домами и выходом на зарубежные рынки .

Следующий предпринимательский проект связан с превращением небольшого провинциального городка Владимирской области с 30-ти тысячным населением в «туристическую Мекку». При активном участии Евгения Федорова в городе Киржач в течение последних 10 лет были созданы многочисленные арт-объекты. Предпринимателю удалось восстановить отдельные комплексы культурного наследия, открыть музеи и выставочные залы. Главное, удалось наполнить родной город новым содержательным началом, необходимым для развития культурного пространства, благоприятного для отдыха и проведения досуга жителей города, а также способного заинтересовать и привлечь гостей и путешественников. Предпринимателю удалось привлечь горожан к реализации проекта, участие которых сделало их сопричастными к восстановлению исторической памяти территории.

Город пополнился вновь созданными и реконструированными историческими объектами, развивает инфраструктуру гостеприимства, включая кафе, отели и рестораны. В целях развития сувенирной индустрии предпринимателем издана серия книг «Сказание о земле Киржачской», повествующих о памятных местах Киржачской земли, о людях и событиях, прославивших город. В итоге, Владимирская земля приросла еще одним креативным пространством, за которым закрепляется статус места, удобного для проведения разных фестивалей.

Следующий социальный предпринимательский проект можно отнести к категории уникальных, поскольку его реализация послужила своеобразным стартовым трамплином для организации многочисленных новых бизнес-проектов, что позволило создать благоприятные условия для образования креативного туристического кластера. Благодаря организации Музея «Коломенская пастила. История со вкусом» (2009) происходит возрождение культурных традиций. Предпринимателям Елене Дмитриевой и Наталье Никитиной удалось вернуть Коломне утраченное в XX веке имя центра пастильного производства, которым город славился в XIX веке. В процессе работ по созданию Музея был реинкарнирован утерянный рецепт коломенской пастилы и восстановлена технология производства пастилы XVII века.

Важно подчеркнуть, что проект по созданию Музея пастилы постепенно превратился в своеобразный «центр притяжения», объединивший и сплотивший вокруг себя всю общественность города: жителей Коломны, администрацию города, ряд предприятий, творческих людей, каждый из которых посчитал нужным и обязательным внести свой посильный вклад в восстановление Музея. Музей выступил начальным звеном успешной бизнес-цепочки. Стремление продолжать работать над возрождением территории направил предпринимательский тандем по пути реализации следующих проектов: создания фабрики по производству пастилы ручной работы, производства упаковки для пастилы, открытия кафе, организации музейного театра, издания журнала любителей вольных прогулок «Околоколомна», проведения литературного арт-фестиваля «Антоновские яблоки».

Предпринимательская «бдительность» Е. Дмитриевой и Н. Никитиной помогла создать оригинальный, удачно интегрированный в специфику развития региона проект, реализация которого позволила привлечь в город новых туристов и увеличить туристический поток. Удачный проект стал источником распространения эффекта акселератора: успешный пример вдохновил других предпринимателей города на создание новых креативных проектов. Впоследствии в Коломне стали рождаться новые интерактивные бизнес-проекты, пользующиеся большой популярностью у туристов, путешественников, гостей города. В городе создано более 40 музеев, работают кафе, рестораны, отели, гостевые дома . Впоследствии было организовано музейное производство «Коломенский посад», в рамках которого создано более 200 новых рабочих мест, с учетом мультипликационного эффекта, количество рабочих мест возросло черырехкратно .

Рассматривая роль предпринимателя, И. Кирцнер сравнивал предпринимателя с творцом, который изменяет окружающий мир к лучшему [9,10]. На наш взгляд, предпринимателям из Коломны удалось исполнить роли творцов - представить рынку яркий, оригинальный, неординарный проект. Реализация подобных проектов, связанных с возрождения культурных традиций, будет способствовать открытию новых предприятий и созданию рабочих мест, что позволит решить проблему незанятости в ряде депрессивных регионов нашей страны.

В этом вопросе может оказаться полезным очередной вновь организованный проект. В городе Коломна был создан Центр социальных инноваций в сфере культуры «Библиотека наследия», который аккумулирует лучшие российские и зарубежные практики, лаборатории, образовательные курсы, франшизы. Центр организован в целях грамотного применения имеющихся наработок и помощи предпринимателям из других регионов в реализации своих социальных проектов. Центр социальных инноваций призван исполнять роль образовательной площадки, позволяющей пройти профессиональные стажировки и повысить квалификацию в сфере управления наследием . Наработки Центра могут быть использованы для реализации социальных проектов в других регионах нашей

страны.

Заключение

В заключении необходимо отметить следующее. В нашей стране имеет место формирование института социального предпринимательства. Социальное предпринимательство работает в русле решения круга проблем, традиционно являющихся прерогативой деятельности государства. В процессе становления отечественного института социального предпринимательства можно выделить несколько ключевых периодов. Начальным этапом процесса формирования стала работа крупных компаний по социализации деятельности, способствующая гармоничному развитию территории в регионах присутствия. Следующий период развития института социального предпринимательства связан с активизацией деятельности предпринимательских фирм малых форматов в большинстве российских регионов.

Определенную роль в процессе формирования благоприятной для развития социального предпринимательства среды сыграло принятие Закона о социальном предпринимательстве. К факторам, повышающим предпринимательскую активность в социальной сфере, можно отнести деятельностьфондовпоподдержкепредпринимательствавсоциальнойсфере,атакжераспространение франчайзинга в нашей стране в последние годы. Анализ ряда кейсов, иллюстрирующих успешную работу предпринимательских фирм в социальной сфере, позволяет сделать вывод о наличие скрытого потенциала социального предпринимательства. Предпринимательство не только способно исполнять роль социального амортизатора и решать накопившиеся в обществе проблемы социального характера. Социальное предпринимательство может вносить значительный вклад в формирование гармоничного пространства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы в России. // Проблемы прогнозирования. 2016. Т. 27. № 6. С. 103-111.

2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования. Отв. ред. А. А. Московская. - М.: ИД ВШЭ, 2011- 284 с. ISBN 578-5-7598-0883-1.

3. Baker M.J. Editorial - Why 'Social Business'? Social Business, 2011, vol. 1, no 1, pp. 1-15. Doi: 10.1362/204440811X570536.

4. Drayton B. Social Entrepreneurship in Age of Atrocities. Cheltenham, Edward Elgar Publ., 2012, 304

p.

5. Mair J., Marti I. Social Entrepreneurship Research: A Source of Explanation, Prediction, and Delight. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, pp. 36-44.

6. Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Козинская К.М. Социальное предпринимательство как объект институционального анализа. // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика = Perm University Herald Economy. 2017, Том 12, № 3. С. 360-374. Doi: 10.17072/1994-9960-2017-3-360-374.

7. Рынок и государство: проблемы взаимодействия в современной России. Монография под общ. ред. Г.В. Колодней. - М.: Проспект, 2021. - 184 с. ISBN 978-5-392-35055-1.

8. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. - М.: Новости, 1992.

9. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: Социум, 2010.

10. Kirzner, I. The Primacy of Entrepreneurial Discovery. In Austrian Economics. - Hillsdale; Michigan,

1991.

11. Официальный сайт. Сеть «Лига роботов». URL:http://www.obraz.rpo. (дата обращения: 01.07.2021).

12. Официальный сайт Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». URL:http:// www.nb-fund.ru (дата обращения: 01.07.2021).

13. Официальный сайт Фонда поддержки социальных проектов АСИ. иКкЬйр^А^^кг. (дата обращения: 01.07.2021).

14. Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие»». иКЬ:ЬНр://'^№^г.соп8и11ап1:. га (дата обращения: 01.07.2021).

15. Портал франчайзинга. иКкЬйр^/'^^^РгашЫга.га. (дата обращения 01.07.2021).

16. Официальный сайт компании Сеть центров социального обслуживания «Близкие люди». иКЬ:Ь1;р://'№^№.ЬП2к1е.о^ (дата обращения 01.07.2021).

17. Официальный сайт фабрики «Крестецкая строчка». иКЬ:Ь1;р://'№^№.кг81:псЬка.га (дата обращения 01.07.2021).

18. Официальный сайт Музея «Коломенская пастила». иКкЬНр^А^^текоЬтпаразШа.га (дата обращения 01.07.2021).

Formation of the institute of social entrepreneurship in modern Russia

Kolodnyaya Galina Vladimirovna

Doctor of economic science, associate professor,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation E-mail: Kolodnyaya@yandex.ru

Annotation. The article is devoted to the analysis of the formation of the institute of social entrepreneurship in modern Russia. The purpose of the study is to assess the features of the formation of the institute of social entrepreneurship in the modern domestic economy and to determine the potential of its development. The article notes that Russia is on the way of forming the institute of social entrepreneurship. Despite this, in the last 10-15 years, the Institute of Social Entrepreneurship has begun to play a significant role in mitigating the severity of social problems in our country. A class of social entrepreneurs has been formed who are able to work effectively in healthcare, education, science, and culture organizations and solve pressing social problems through the use of business tools. The article puts forward a hypothesis according to which social entrepreneurship can not only play the role of a social shock absorber, but can also lay the foundations for the harmonious development of the territory.

The institutional approach was used as research methods. The article reveals the economic essence of social entrepreneurship, presents an assessment of the degree of impact of formal institutions, examines the factors contributing to the activation of social entrepreneurship, highlights the main stages of the formation of the institute of social entrepreneurship. The use of the case study method allowed us to analyze a number of successful entrepreneurial projects in Russian regions. Using the example of a social project for the organization of the museum «Kolomenskaya Pastila», the effect of the accelerator effect is revealed. It is shown that the organization of the museum has become the initial link in the formation of a tourist cluster. Later, more than 40 museums were opened in the city and a full-fledged hospitality infrastructure was formed.

Conclusions are drawn that social entrepreneurship has a hidden potential for its development. Entrepreneurial projects of a social orientation can make a significant contribution to the prosperity of the region.

Keywords: institute of social entrepreneurship; Austrian school; entrepreneurial alertness; «failures» on the part of the state; stages of formation of the institute of social entrepreneurship; successful social projects; sustainable development of the territory; solving social problems; franchising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.