Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: КОНЦЕПЦИЯ, ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: КОНЦЕПЦИЯ, ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Алена Сергеевна, Гусева Марина Николаевна

Статья посвящена изучению социального предпринимательства как фактора развития территории. Проведен анализ вовлеченности и информировании граждан о существовании такого явления. Сделан вывод о том, что в ближайшем будущем одной из задач социальных предпринимателей может стать формирование образа, привлекательного для СМИ и других аудиторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: CONCEPT, TYPES AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The article is devoted to the study of social entrepreneurship. The analysis of involvement and informing citizens about the existence of such a phenomenon is carried out. It is concluded that in the near future one of the tasks of social entrepreneurs may be the formation of an image attractive to the media and other audiences.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: КОНЦЕПЦИЯ, ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ»

УДК 346.26

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: КОНЦЕПЦИЯ, ВИДЫ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

Ермакова Алена Сергеевна

студент alenkamich@yandex.ru Марина Николаевна Гусева

старший преподаватель mnk68@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению социального предпринимательства как фактора развития территории. Проведен анализ вовлеченности и информировании граждан о существовании такого явления. Сделан вывод о том, что в ближайшем будущем одной из задач социальных предпринимателей может стать формирование образа, привлекательного для СМИ и других аудиторий.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная поддержка, бизнес.

Социальное предпринимательство, приоритетом которого является обеспечение социальной, а не экономической ценности, развивается в рамках институциональных, политических, экономических и социальных изменений, происходящих на глобальном и местном уровнях и способствует быстро растущему числу организаций. Именно социальные предприниматели сегодня должны опираться на векторы инновационного развития страны.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами [4].

Реализация инновационного потенциала страны - весьма сложный и длительный процесс, требующий самых активных управленческих воздействий, практическая отдача от которых наступает только через определенный период времени. Еще Шумпетер отводил в этом процессе значительную роль предпринимателям, говоря, что их «функцией является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Его слова актуальны и по сей день, ведь в развитии инновационного потенциала страны большая ставка делается на предпринимательство.

Стоит начать с того, что социальное предпринимательство, в соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" понимается как вид предпринимательской деятельности, который нацелен на решение общественно-полезных задач с целью решения различных социальных проблем [1].

В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» одним из приоритетных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства является развитие социального предпринимательства.

Существует 4 категории субъектов МСП:

1. Обеспечение занятости граждан, отнесенных к категориям уязвимых

2. Обеспечение реализации товаров (работ, услуг), произведенных гражданами, отнесенными к категориям социально уязвимых

3. Осуществление производства товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан, отнесенных к категориям социально уязвимых, направленных на преодоление и компенсацию ограничений и жизнедеятельности и возможности участия наравне с другими гражданами в жизни общества

4. Осуществление деятельности, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества

Статус социального предприятия позволяет предпринимателям претендовать на получение дополнительных мер государственной поддержки, в том числе, финансовой, в форме льготного кредитования и грантов.

Для получения гранта субъекту МСП необходимо:

1) быть признанным социальным предприятием в Тамбовской области.

2) принять участие в одной из обучающих или акселерационных программ в течение 1 года до получения гранта.

Характеризуя нынешнюю обстановку, вовлечение граждан в социальное предпринимательство, распространение идеологии, понимания «социального предпринимательства», распространение идей социального

предпринимательства среди малого и среднего бизнеса находятся не на высоком уровне.

Вовлеченность региональных властей в тему СП, вообще взаимодействие с государством в развитие социального предпринимательства также оцениваются экспертами низко. Низкие оценки получила привлекательность социальных предприятий для инвесторов как в рамках частно-государственной кооперации, так и в аспекте финансирования.

Стоит отметить низкую информированность населения о социальном предпринимательстве. Публичная узнаваемость социального

предпринимательства также входит в категорию оцениваемых достаточно низко.

Таким образом, в ближайшем будущем одной из задач социальных предпринимателей может стать формирование образа, привлекательного для СМИ и других аудитории, публичному продвижению товаров и услуг социального предпринимателя, налаживанию диалога с потенциальными покупателями и потребителями.

В заключении необходимо отметить, что в предпринимательском праве действует принцип справедливости. Справедливость невозможна без социального аспекта. В обществе постоянно поднимается проблема развития социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство — это новый вид малого бизнеса, который только начинает набирать свои обороты в России. Он помогает государству не только решать важные социальные задачи, но и создавать рабочие места. Этот бизнес не нацелен на получение прибыли, он помогает решать многие сложные социальные проблемы, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

2. Социальные инновации: акселерационные программы // Официальный сайт. Режим доступа: Ы^: //www.soc-innov.ru/pro grammy/

3. Социальное предпринимательство // Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Режим доступа: https://opora.ru/proiects/sotsialnoe-predprinimatelstvo/

4. Постановление администрации города Каменск-Уральский от 27 апреля 2011 г. N 489 "Об организации Деловых миссий для субъектов малого и

среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Каменск-Уральский"

5. Благов Ю. Е, Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2010.

UDC 346.26

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: CONCEPT, TYPES AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Alena S. Ermakova

student

alenkamich@yandex.ru Marina N. Guseva

senior lecturer mnk68@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the study of social entrepreneurship. The analysis of involvement and informing citizens about the existence of such a phenomenon is carried out. It is concluded that in the near future one of the tasks of social entrepreneurs may be the formation of an image attractive to the media and other audiences.

Keywords: social entrepreneurship, social support, business.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.