5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Система «Консультант плюс». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.06.2024).
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2020 N° 3615-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // Система «Консультант плюс». [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.06.2024).
7. Абрамян И.А. Исследование опыта Китайской Народной Республики управления сферой физической культуры и спорта / Экономика и предпринимательство, № 8 (157) 2023 г., стр. 179-184.
8. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х кн.: кн.1 /редкол. Л.И. Абалкин и др. / А.А. Богданов. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.
9. Кыласов, А. В. Спортивное наследие: институционализация и контекст / А. В. Кыласов ; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. - Москва : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2022. - 106 с. - ISBN 978-5-86443-378-2. - DOI 10.34685/ HI.2022.17.18.006.
10. Кыласов, А. В. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма : Эссе по истории спорта и олимпизма / А. В. Кыласов. - Москва : АИРО-XXI, 2010. - 328 с. - ISBN 978-5-91022-107-3.
11. Официальный сайт Министерства Европы и иностранных дел Франции [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/ (дата обращения: 20.06.2023).
12. Официальный сайт Международного олимпийского комитета [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://olympics.com/ru/olympic-games (дата обращения: 20.06.2023).
13. Олимпийская Хартия [Электронный ресурс] - URL: https://olympic.ru/wp-content/uploads/2022/03/Olimpijskaya-hartiya-08-avgusta-2021.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
14. Официальный сайт «Спорт-Экспресс Интернет» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.sport-express.ru/ (дата обращения: 20.06.2023).
EDN: SLVDZX
Е.В. Алексеенко - к.б.н., доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия, [email protected],
E.V. Alekseenko - candidate of biological, associate professor, department of Economics, Management and Marketing, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia;
В.А. Мамич - заместитель директора бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска "Дом детского творчества Октябрьского административного округа", Омск, Россия, [email protected],
V.A. Mamich - Deputy Director of the budgetary educational institution of additional education of the city of Omsk "House of Children's Creativity of the Oktyabrsky Administrative District", Omsk, Russia.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A PROMISING AREA OF ACTIVITY-NEWS FROM INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация. Образование является важным сектором экономики страны, который формирует будущее отдельных людей и общества в целом. Одним из направлений деятельности, способствующим повышению конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг является социальное предпринимательство. Согласно статистике, ежегодно увеличивается количество социальных предпринимателей, работающих в сфере дополнительного образования, что приводит и к повышению конкуренции на рынке образовательных услуг. В статье авторы рассматривают социальное предпринимательство как перспективное направление деятельности образовательного учреждения. В основе эффективной организации социального предпринимательства авторы анализируют возможности педагогического коллектива и его готовность к внедрению в деятельность социальных инноваций. В статье представлены результаты проведенного исследования относительно потенциала педагогического коллектива к организации деятельности в рамках социального предпринимательства.
Abstract. Education is an important sector of the country's economy that shapes the future of individuals and society as a whole. One of the activities contributing to the competitiveness of an educational organization in the educational services market is social entrepreneurship. According to statistics, the number of social entrepreneurs working in the field of additional education increases every year, which also leads to increased competition in the educational services market. In the article, the authors consider social entrepreneurship as a promising area of activity of an educational institution. At the heart of the effective organization of social entrepreneurship, the authors analyze the capabilities of the teaching staff and its readiness to introduce social innovations into the activity. The article presents the results of the conducted research on the potential of the teaching staff to organize activities within the framework of social entrepreneurship.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновации, конкурентоспособность, образовательные услуги, дополнительное образование, мотивация.
Keywords: social entrepreneurship, innovation, competitiveness, educational services, additional education, motivation.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества, от уровня которого зависит положение страны на международной арене. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума [1].
Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребёнка. Организации дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, т. к. творческая деятельность в его стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России. В контексте инновационной стратегии образовательной организации существенно возрастает роль педагога-новатора, как непосредственного участника всех преобразований. Использование инновационных технологий, форм, методов в образовательном процессе позволяет привлекать в организации дополнительного образования потенциальных потребителей образовательных услуг (детей и взрослых), положительно влияет на качество предоставляемых образовательных услуг, на конкурентоспособность образовательного учреждения [2] .
Целевая направленность процесса оказания образовательных услуг в дополнительном образовании, в первую очередь, направлена на всестороннее развитие личности ребенка и учитывает интересы потребителей
образовательных услуг (родителей), их видение развития ребенка, что становятся решающим стимулом к получению данных услуг и фактором формирования рынка образовательных услуг в дополнительном образовании. При этом любые недостатки и преимущества организации дополнительного образования на рынке образовательных услуг выступают как конкурентные недостатки и преимущества, определяющие уровень конкурентоспособности организации дополнительного образования на данном рынке.
В современных условиях организации дополнительного образования все чаще выступают в роли предпринимательских структур, функционирующих на рынке и по его законам. При этом их целью является трансформация экономических и кадровых ресурсов, направленная на получение конечного продукта, в качестве которого выступает выпускник образовательной организации.
Для того чтобы быть конкурентоспособной на рынке дополнительных образовательных услуг, образовательной организации необходимо постоянное развитие: материальное, экономическое, кадровое, методическое и т.д.
Фактором эффективного экономического роста организации и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса, её конкурентоспособности, может стать предпринимательская деятельность социальной направленности, ориентированная на предоставление образовательных услуг.
В настоящее время в отраслевом разрезе деятельности социальных предпринимателей на сферу образования приходится 30 %. Темпы развития данного сектора ежегодно увеличиваются, в том числе и за счет мер государственной поддержки. Если учесть то, что социальное предпринимательство направлено на решение социальных проблем и повышение качества жизни, то перспективы социального предпринимательства в сфере образования вполне очевидны.
В дополнительном образовании социальная предпринимательская деятельность обычно рассматривается как деятельность предпринимателей в области дополнительного образования, но ни как предпринимательская деятельность самой организации дополнительного образования. Этот вопрос чаще рассматривается в отношении высших образовательных учреждений и предоставляемых ими услуг. К таким услугам в рамках предпринимательской деятельности вуза можно отнести:
- контрактные формы предоставления образовательных услуг и выполнение прикладных (по заказу) научных исследований с последующей разработкой техники, технологий, методов, методик, ноу-хау;
- подготовка на контрактной основе учебно-методических материалов (учебников, пособий, научно-методических материалов);
- проведение научных и профессиональных экспертиз, подготовка на контрактной основе специалистов высшей квалификации, переподготовка и повышение квалификации специалистов различных отраслей экономики;
- организация различных международных учебных, научных, культурных, спортивных и развлекательных программ [3].
Вопрос об организации и развитии предпринимательских структур приносящих дополнительный доход в организации дополнительного образования, в научной литературе рассматривается крайне редко. Организации дополнительного образования являются государственными или муниципальными и осуществляют свою деятельность на основе муниципального задания и финансируются за счет бюджетных средств. Предпринимательская деятельность не присуща учреждениям дополнительного образования и является деятельностью отличной от основной осуществляемой им деятельности. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», организации дополнительного образования могут оказывать дополнительные платные услуги и иную деятельность приносящую доход, то есть заниматься предпринимательством. Предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового. Процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск возможностей, ориентация на инновации [4].
Для многих организаций дополнительного образования эта деятельность может стать той инновацией, которая позволит им получить дополнительные финансовые средства, развить материально-техническую базу, стать конкурентоспособными и финансово независимыми на рынке дополнительных образовательных услуг. Более того, результаты данной деятельности могут существенно повысить качество жизни в регионе и оказать положительное влияние на социальный климат. Предпринимательскую, инновационную для организации дополнительного образования деятельность, можно рассматривать как продвижение социальных инноваций к потребителям, включающую в себя организационную, научную, финансовую и коммерческую деятельность. Эта деятельность предполагает исследование рынка для предложения и реализации новых инновационных образовательных продуктов, услуг и технологий, обновление и развитие содержания и качества предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей, изучение конкурентной среды [5,6].
Эффективность предпринимательской деятельности, как и инновационной, во многом зависит от готовности организации к её осуществлению. А именно: опыта управления этой деятельностью и навыков построения бизнес-моделей, наличие достаточного опыта и знаний в области маркетинга, наличие сплочённой команды единомышленников готовых к инновационной деятельности, информационная прозрачность.
С целью детального изучения данного вопроса, в 2024г. авторами было проведено исследование в БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» на предмет оценки готовности педагогического коллектива образовательного учреждения к деятельности в области социального предпринимательства.
Исследование проводилось среди педагогических работников учреждения трех возрастных групп: 20-30 лет, 30-45 лет, 45 лет и старше. В исследовании приняли участие 48 педагогических работников образовательного учреждения разных возрастных категорий (рисунок 1).
Рисунок 1 - Возрастные группы педагогических работников БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО»
В рамках данной статьи остановимся на результатах тестирования «Какой я предприниматель?», поскольку авторы придерживаются мнения, что основой организации деятельности в рамках социального предпринимательства является педагогический коллектив (рисунок 2, 3).
Рисунок 2 - Готовность педагогических работников БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» к творческо-инновационной деятельности
Рисунок 3 - Уровень готовности педагогических работников БОУ ДО г. Омска «ДДТ ОАО» к предпринимательской деятельности
Результаты исследования дополняют информацию, полученную при проведении исследований на выявления уровня сформированнности качеств личности, необходимых предпринимателю. Наиболее высокие показатели предрасположенности к предпринимательской деятельности выявлены у педагогических работников возрастных категориях 30-45лет и 45+ лет. Им свойственно доводить начатое дело до конца, умение убеждать, организовывать и вести за собой
Педагогических работников учреждения категории 30-45 лет характеризует высокая степень инициативности и в большей степени, по сравнению с участниками других возрастных групп, владение основами финансовой грамотности и маркетинга. Однако большинство из них не рассматривают предпринимательскую деятельность в дополнительном образовании, как основную, приносящую доход деятельность, а рассматривают ее как возможность дополнительного заработка (рисунок 4).
Рисунок 4 - Уверенны ли Вы в том, что предпринимательская деятельность в дополнительном образовании может стать для Вас основным источником доходов?
Проанализировав деятельность образовательного учреждения по реализации платных дополнительных образовательных услуг и социальной предпринимательской деятельности мы можем констатировать, что данные направления в деятельности образовательного учреждении развиваются в незначительной степени, финансовые поступления от осуществляемых видов деятельности в бюджет учреждения небольшие. Это связано, с недостаточным продвижением и рекламой этих услуг для потенциальных потребителей, не возможностью привлечения педагогов и сотрудников к реализации данной деятельности в связи с большой загруженностью по основному виду их деятельности, недостаточной мотивацией со стороны администрации.
Для финансовой устойчивости и конкурентоспособности образовательное учреждение должно иметь современную материально- техническую базу и хорошее финансовое обеспечение. Механизмом дополнительного финансирования, который позволит создать условия для обновления материально-технической базы и обеспечения финансовой независимости образовательного учреждения может стать развитие социального предпринимательства. И возможности внедрения такого механизма в деятельность учреждения имеются.
Внедрение предпринимательской деятельности в деятельность организации дополнительного образования предполагает изменения подходов к управлению образовательной организацией как инновационной и проведение инновационных изменений во всех структурных подразделениях. Такой потенциал у учреждений дополнительного образования есть.
Таким образом, социальная предпринимательская деятельность в образовании может осуществляться в различных формах: через коммерциализацию научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в высших учебных заведениях, через индивидуальное предпринимательство, направленное на оказание дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию, через организацию курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, репетиторство и другие. Для развития предпринимательской деятельности в образовательном учреждении важным является потенциал педагогического коллектива, так как через него реализуются предоставляемые образовательной организацией платные дополнительные образовательные услуги.
Источники:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 24.03.2023 № 196. Зарегистрирован 02.06.2023. - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 06.06.2024).
2. Алмин, К. И. Внедрение инноваций в учреждении дополнительного образования - требования XXI века / К. И. Алмин // Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина, Москва, 23-24 сентября 2021 года / Отв. редактор Л.С Подымова. - Москва: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2021. - С. 289-296. - EDN AWCCCK.
3. Кузьмина, М.Н. Направления, проблемы и перспективы развития предпринимательства в сфере образования Российской Федерации / М.Н. Кузьмина, А.Н. Сырбу // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2018. - N° 5(58). - С. 5760. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1543923711.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
4. Кузьмина, М.Н. Основные направления развития предпринимательской деятельности в сфере образования / М.Н. Кузьмина, А. Н. Сырбу // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya- predprinimatelskoy-deyatelnosti-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 13.04.2024).
5. Бирюкова, И.Ю. Предпринимательская инновационная деятельность: понятие, особенности, виды / И.Ю. Бирюкова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=5971 (дата обращения: 15.06.2024).
6. Питерякова, Т. В. Исследование системы дополнительного образования / Т. В. Питерякова // Научный журнал NovaInfo. - 2018. -№ 93. - С. 137- 142.- URL: https://novainfo.ru/pdf/000093.pdf (дата обращения 02.02.2024).