УДК 316.44
DOI 10.23683/2227-8656.2019.6.20
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ1
Зайцева Анастасия Андреевна
Аспирант,
Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
SOCIAL BEHAVIOR
OF STUDENTS OF ROSTOV REGION AS A SUBJECT OF THEORETICAL REFLECTION
Anastasia A. Zaytseva
Postgraduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia e-mail: [email protected]
Статья посвящена результатам критиче- The article is devoted to the results of the crit-
ского анализа социологической литерату- ical analysis of sociological literature, which
ры, в которой рассматриваются различные examines various aspects of social behavior of
аспекты социального поведения студенче- students of the Rostov region. Scientists have
ской молодежи Ростовской области. Уче- already paid attention to external and internal
ные уже уделяли внимание внешним и factors of behavior, social practices, models,
внутренним факторам поведения, социаль- types, causes and characteristics of social be-
ным практикам, моделям поведения, выде- havior of students in educational, political,
ляли типы студентов, изучали причины и civil, legal, leisure and health fields. The criti-
отдельные характеристики социального cal analysis of scientific literature allowed to
поведения студентов в образовательной, draw the conclusion that features of social be-
политической, гражданской, правовой, до- havior of student youth of the Rostov region
суговой, а также в сфере здоровьесбереже- weren't studied in comparison with other re-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19311-90090 «Ментальные программы и институциональные практики социального поведения студенческой молодежи в региональных сообществах на Юге России (Ростовская область и Республика Крым)».
ния. Критический анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что особенности социального поведения студенческой молодежи Ростовской области не изучались в сравнении с другими регионами России, результаты существующих социологических исследований носят фрагментарный характер, особый акцент делается на эмпирических данных и отсутствует специальная социологическая теория, объясняющая причины социального поведения студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческая молодежь; социальное поведение; Ростовская область; социальные практики; образовательные практики; гражданские практики; политические практики; модели социального поведения.
Введение
Молодежь в настоящее время является такой социальной группой, которая не в будущем, а уже сегодня может внести существенный вклад в развитие российского общества. Этот вклад во многом зависит, как отмечают исследователи, от социальной активности молодежи, прежде всего в региональных сообществах. В связи с этим в научно-исследовательских практиках актуализировалась проблематика, связанная с изучением социального поведения молодежи в современном российском обществе (Лубский, 2019. С. 70). Особый научный интерес при этом вызывает социальное поведение студенческой молодежи как наиболее активной социальной группы. Социальное поведение студенческой молодежи Ростовской области уже было предметом научных, в том числе социологических, исследований. В связи с этим возникла необходимость в критическом анализе социологической литературы, посвященной социальному поведению студенческой молодежи Ростовской области в различных сферах ее жизнедеятельности.
Теоретические проблемы изучения социального поведения студенческой молодежи в сфере образования
Основная масса научной литературы связана с рассмотрением социального поведения студенческой молодежи в сфере образования. В качестве внутренних факторов социального поведения авторы рассматривают мотивы, установки, ценности и культурные картины мира студентов. Выясняя мотивы социального поведения студентов в сфере
gions of Russia, results of existing sociological researches have fragmentary character, the special emphasis is placed on empirical data and there is no complete sociological theory explaining the reasons of social behavior of student youth.
Keywords: student youth; social behavior; Rostov region; social practices; educational practices; civic practices; political practices; models of social behavior.
образования, исследователи отмечают, что 65 % из них ходят на занятия, чтобы получить новые знания, 60 - потому что это обязанность студента, 34 - из-за уважения к преподавателю, 20 - пообщаться с друзьями, 18 % - из-за строгого контроля посещаемости (Мосиенко, 2017. С. 27). При этом ученые выявляют несоответствие мотивации и реального социального поведения студентов в образовательной сфере: больше половины опрошенных выбрали направление подготовки с целью удовлетворения собственных интересов и развития способностей, при этом только каждый третий считает, что учится с полной отдачей. Около 6 % скорее не учатся и откровенно бездельничают. 59,1 % респондентов относятся к овладению навыками будущей профессии без особого напряжения (Филоненко, 2019. С. 98).
Авторы изучают установки социального поведения и отмечают их изменение в динамике с 2011 по 2016 г. Например, все больше студентов осознают важность учебного процесса и стремятся к достижению поставленных целей, рассчитывая исключительно на свои силы и способности, например, 72 % не допускают мысли о покупке диплома о высшем образовании (Магранов, 2017. С. 25). Другие авторы выделяют установки на субъектность как ответственное отношение к саморегулируемому обучению и академической мобильности. Но, по мнению социолога, такие установки у студентов Ростовской области пока не сформированы (Яишников, 2017. С. 12).
Авторы рассматривают ценности, влияющие на социальное поведение студенческой молодежи. В одной из работ они выявляют несоответствие ценностей и социального поведения студентов в образовательной сфере. Наиболее ценными качествами своего поколения студенты считают приверженность к постматериалистическим ценностям -свободу выбора, самостоятельность, индивидуализацию. При этом реальное поведение большинства носит пассивный характер, который проявляется в принятии студентами патерналистского отношения к себе со стороны администрации и профессорско-преподавательского состава вузов (Филоненко, 2018. С. 229).
Некоторые исследователи изучают культурную картину мира сту-
ТЛ С __С
дентов. В ней, согласно представлениям исследователей, сочетается несочетаемое: индивидуалистические и традиционные, дорыночные жизненные стратегии, увеличение количества «значимых других», отрицание корреляции между успехами в учебе и будущей работе, стремление к свободе и патерналистские отношения с администрацией вуза. Например, только 3 % респондентов отметили, что после учебы в вузе станут заво-
дить семью, хотя в системе ценностей они ставят ее на первое место (Филоненко, 2017. С. 44).
В качестве внешних факторов фигурируют особенности образовательной и социальной среды: направление подготовки студентов, откуда приехали учиться, платят ли они за обучение, семейное положение, учебное заведение, в котором учились до вуза, образование родителей студента и материальное положение семьи. Исследователи отмечают, что учатся с полной отдачей чаще всего студенты в сфере сельского хозяйства, студенты-медики, учащиеся из сел, поступающие по общему конкурсу. Учатся для галочки выпускники лицеев и гимназий, иностранцы, женатые, имеющие детей, инженерно-технологические направления (Мосиенко, 2017. С. 22). Кроме того, исследователи полагают, что преуспевающие студенты - «профессионалы» происходят из семей со средними или хорошими материальными возможностями, где родители являются обладателями высшего образования (Филоненко, 2018. С. 228).
В научной литературе конструируются различные модели социального поведения в сфере образования. Одни ученые предлагают четыре модели поведения студентов в зависимости от образовательных практик: профессионалы, ритуалисты, общественники и конформисты. Относительно первого стиля жизни авторы пишут, что такие студенты выбирают вуз самостоятельно, они академически активны, хорошо учатся, занимаются научно-исследовательской деятельностью, занятия пропускают редко, но к общественно-политической сфере равнодушны. Ритуалисты в соответствии с обстоятельствами выбирают вуз, который является источником получения разносторонних добротных знаний о жизни и окружающем мире. Они не интересуются научно-исследовательской, общественной и политической деятельностью, учатся без троек, дополнительную литературу не изучают. Общественники выбирают вуз и специальность случайно, их отношение к учебе носит равнодушно-обязательный характер. Они стремятся получить диплом с минимальными интеллектуальными усилиями, в основном занимаются в общественно-политической, культурной или спортивной сферах. Согласно представлениям авторов, для студентов-конформистов выбор вуза скорее определяется ближайшими родственниками. Они часто пропускают занятия, имеют задолженности, пассивны и безучастны к общественной жизни и научно-исследовательской деятельности (Филоненко, 2018. С. 229-230).
Другие ученые конструируют модели социального поведения по признаку ориентированности только на получение знаний и на форми-
рование совокупности профессиональных и надпрофессиональных компетенций: моноориентированные и мультиориентированные (Яишников, 2017. С. 20).
Некоторые ученые выделяют типы студентов в зависимости от мотивации и установок социального поведения в сфере потребления образовательных услуг: расчетливый, традиционный, ответственный, уникальный. Студенты первого типа, согласно исследователям, получают образование для будущей работы, для них важны имидж и репутация вуза, они ожидают прозрачные критерии оценки, ценят простых и опытных преподавателей. Ученые пишут, что студенты второго типа характеризуются вовлеченностью в образовательный процесс, прилежны, консервативны, уважают преподавателя, а оценки для них -индикатор потраченного времени и усилий. Студенты третьего типа ощущают себя частью научного сообщества, ценят новаторство в образовании и общение с преподавателями. А студенты четвертого типа ожидают получить качественные знания с минимальными издержками. Для них важны реклама вуза, формальные коммуникации, они предпочитают новизну в образовании и ценят легких преподавателей (Воль-чик, 2017. С. 121-122).
В научной литературе уделяется внимание причинам низкого участия в научно-исследовательской деятельности. Согласно представлениям автора, причины кроются в отсутствии благоприятных условий и возможностей для публикаций в вузе, недоступности лабораторного оборудования, формальном подходе к обучению необходимым навыкам научной работы, недостаточной информированности о проводимых в вузе обучения научных мероприятиях (Руденко, 2018. С. 17).
Социологи также изучают социальное поведение работающих студентов. Как отмечают исследователи, чаще работают во время учебы в вузе студенты, которые имеют удовлетворительные либо неудовлетворительные показатели обучения. Хотя такие студенты предпринимают попытку профессиональной социализации на рынке труда, но в результате часто меняют работу. Исследователи отмечают, что наиболее способным студентам в большинстве своем удается трудоустроиться по специальности на постоянной основе, а также эффективно организовать свою занятость таким образом, чтобы она не мешала учебе (Филоненко, 2017. С. 80).
Ученые рассматривают адаптивные стратегии поведения в сфере образования в условиях институциональных изменений. Студенты указывают, что внеучебная деятельность всячески поощряется стипен-
диями, что стимулирует меньше уделять времени учебе. Кроме того, в рамках балльно-рейтинговой системы студенты стараются готовиться к каждому семинару, что приводит к нездоровой конкуренции, борьбе за баллы (Вольчик, 2017. С. 97).
Таким образом, в качестве внутренних факторов ученые анализировали мотивы, установки, ценности и культурную картину мира студента, в качестве внешних - образовательную и социальную среду, в частности, направление подготовки студента, откуда приехал учиться, платит ли за обучение, семейное положение, образование и материальное положение родителей обучающегося. Модели поведения студентов одни исследователи сконструировали в зависимости от характера образовательных практик, другие - от ориентации на получение профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Также в научной литературе выделяются типы студентов в зависимости от их мотивации и установок в образовательной сфере. Кроме того, изучались причины низкого участия в научно-исследовательской деятельности, социальное поведение работающих студентов и стратегии поведения в условиях институциональных изменений.
Социальное поведение студенческой молодежи в политической сфере как предмет социологических исследований
При изучении социального поведения студенческой молодежи в политической сфере исследователи особое внимание уделяли внутренним и внешним факторам, влияющим на социальное поведение студенческой молодежи в политической сфере, конкретным политическим практикам, а также причинам отсутствия активности и интереса студентов к участию в политике.
В качестве внутреннего фактора исследователи выделяют гражданскую идентичность. Они отмечают, что студенты, которые считают себя прежде всего гражданами России, чаще посещают политические выборы и более законопослушны. Несмотря на то что у большинства студентов гражданская идентичность занимает главенствующую позицию в иерархии идентичностей, у многих прослеживаются космополитические взгляды и отчуждение от социальных статусов. Согласно представлениям исследователей, социальное поведение таких индивидов характеризуется тем, что они не ходят на выборы, готовы уклониться от службы в армии, считают, что справедливость важнее закона, а также у них ярко выражена склонность к материальным ценностям (Магранов, 2018. С. 112).
Другие авторы в роли внутреннего фактора рассматривают установки, влияющие на участие в политической сфере. Например, 24 % выразили готовность к участию в акциях протеста, вызванных несогласием населения с результатами выборов. Личная уверенность, убежденность в честности выборов, по мнению автора, оказывают значительное влияние, придут ли студенты на выборы. При соблюдении подобных условий молодой человек вне зависимости от политических пристрастий готов принять участие в выборах (Ткачев, 2018. С. 206).
В некоторых работах в качестве внутреннего фактора фигурирует возраст студентов. Ученые отмечают, что возраст влияет на интерес к политическим проблемам (Магранов, 2017. С. 29). Согласно их представлениям, если на первом курсе политическими новостями интересуются только 27 % студентов, то к пятому курсу их число увеличивается почти вдвое.
В качестве внешних факторов, влияющих на социальное поведение студентов в политической сфере, авторы выделяют вуз и направление, на котором обучаются студенты. Одни исследователи полагают, что в наибольшей степени регулярный интерес к политической сфере характерен для представителей ЮРИУ - филиала РАНХиГС, а участие в политической жизни - для студентов РГСУ, ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, ИТА ЮФУ (Магранов, 2018. С. 46). Они отмечают наибольший интерес к политике у студентов социально-гуманитарных и экономических специальностей (Магранов, 2017. С. 29). Другие исследователи отмечают, что чаще всех протестантами среди студентов являются представители технических направлений (Ткачев, 2018. С. 206).
В научной литературе также исследуются практики социального поведения в политической сфере. Ученые рассматривают участие студентов в выборах. Среди учащихся ЮФУ около 30 % участвовали в выборах, 6 - в проведении избирательных кампаний, 7 - в митингах и пикетах, 6 % подписывали коллективные обращения и петиции, 2 % участвовали в деятельности политических партий (Авксентьев, 2014. С. 93).
Другие ученые уделяют внимание различным формам политического участия. 33 % респондентов активно вовлечены в обсуждение политических событий. Ученые указывают, что только 1,8 % принимают непосредственное участие в политических мероприятиях, почти половина опрошенных готовы бороться за права легальными способами - участвовать в санкционированных митингах, подписывать петиции, 5 % выйдут на баррикады, если будут не согласны с политиче-
ским курсом, а вот 20 % затрудняются ответить, а значит, могут принять одну или другую сторону (Магранов, 2017. С. 27-29).
В целом исследователи солидарны в том, что общественно-политическое участие студентов Ростовской области в течение долгого времени остается на низком уровне (Авксентьев, 2014. С. 96; Барков, 2015. С. 395). Ученые едины во мнении, что основными причинами неучастия являются недоверие политическим лидерам и организациям, а также уверенность в том, что изменить ничего невозможно (Авксентьев, 2014. С. 97; Барков, 2015. С. 400). Другие исследователи изучают причины абсентеизма студентов, часть не ходят на выборы из принципа, другим просто пока не исполнилось 18 лет, а третьих не устраивают особенности проведения выборов (Магранов, 2017. С. 30). По мнению другого исследователя, выделяются следующие причины: отсутствие кандидата и доверия к кому бы то ни было, недопуск своего кандидата, убежденность в невозможности повлиять на итоги выборов, уверенность в фальсификациях (Ткачев, 2018. С. 212).
Таким образом, в научной литературе уже рассматривались отдельные аспекты социального поведения студентов Ростовской области в политической сфере. В качестве внутренних факторов, определяющих социальное поведение студенческой молодежи, выделены гражданская идентичность, политические установки, возраст студентов, а в качестве внешних - вуз и направление, на котором обучаются студенты. Политические практики также не остались без внимания социологов - они исследовали участие в политических выборах, вовлеченность в политические обсуждения и мероприятия. Исследователи солидарны в том, что пассивность студентов в политической сфере связана с недоверием политическим лидерам и организациям, а также с отсутствием веры в изменения.
Социальное поведение студенческой молодежи в гражданской сфере как предмет теоретической рефлексии
Рассмотрим аспекты, связанные с изучением социального поведения студенческой молодежи Ростовской области в гражданской сфере. Исследователи изучали внутренние и внешние факторы, влияющие на социальное поведение студенческой молодежи, степень участия студентов в общественной жизни, конкретные гражданские практики, причины низкого участия, а также сконструировали модели демонстрирования гражданственности.
В качестве внутреннего фактора, влияющего на социальное поведение в гражданской сфере, исследователи выделяют возраст сту-
дентов - желание участвовать в общественных мероприятиях падает по мере обучения в университете с первого курса к пятому (Магранов, 2017. С. 28). Другим фактором, определяющим готовность студентов к участию, ученые выделяют установки в гражданской сфере. Согласно представлениям авторов, 42 % готовы принять более активное участие во внеучебной студенческой деятельности, 27 - не готовы, 30 % затрудняются ответить (Магранов, 2017. С. 27).
В роли внешних факторов влияния на общественно-политическую активность исследователи отмечают вуз обучения. Они полагают, что наибольшая общественная активность в вузе была отмечена у учащихся ДонГАУ, средняя - РостГМУ, ИТА ЮФУ, низкая - ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты, РГЭУ (РИНХ), НИМИ ДГАУ, РГСУ, РГУПС (РИЖТ). Уровень готовности к участию самый высокий в ДонГАУ и РостГМУ (Магранов, 2018. С. 44-45). Другие авторы указывают, что около 16,5 % студентов Южного федерального университета являются членами творческих и общественных объединений. При этом с 2011 по 2016 г. в ЮФУ общественная активность студенческой молодежи повысилась, несмотря на довольно низкий уровень в сравнении с другими федеральными университетами (Мосиенко, 2017. С. 66).
Кроме того, авторы подчеркивают роль учебного заведения, которое окончил студент. Согласно их представлениям, меньшая активность в общественно-политических акциях в большей степени характерна для тех, кто окончил техникумы или колледжи (Филоненко, 2019. С. 101).
В научной литературе изучаются причины низкого участия студентов в гражданских практиках. Ученые считают, что низкий уровень активности студентов вузов Ростовской области в общественной жизни своего вуза и города обусловливается незначительной осведомленностью о работе молодежных социальных организаций и объединений (Филоненко, 2019. С. 102).
Социологи исследуют степень участия и конкретные практики социального поведения студенческой молодежи Ростовской области в гражданской сфере. Они считают, что участие в целом остается довольно низким - 17 % - в университетских, 8 % - в городских мероприятиях. Наиболее интересными сферами участия студенты считают творческие коллективы, волонтерство и органы самоуправления. Однако, почему доля готовых участвовать и тех, кто не участвует, разнятся столь значительно, авторы не выясняют (Магранов, 2017. С. 28). Социологи также рассматривали конкретные гражданские практики студентов Ростовской области. Чаще всего студенты участвовали в мероприятиях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, волонтерских акциях и фестивалях, реже
в митингах, посвященных присоединению Крыма. Меньше всего студентов отметили, что принимали участие в первомайской демонстрации, в мероприятиях ко Дню города, Дню народного единства, Дню российского флага, в акциях здорового образа жизни, спортивных мероприятиях, праздниках семьи, материнства и детства, акциях поддержки и помощи, научных мероприятиях (Мосиенко, 2017. С. 67).
Необходимо отметить, что исследователи сконструировали модели демонстрирования гражданственности (Шульга, 2018. С. 90). Они выделяют три модели, которые респонденты приписывают себе самостоятельно: активная, ангажируемая, пассивная. Активная модель демонстрирования гражданственности предполагает осознанное участие в социально-политической жизни с целью защитить свои интересы, сделать карьеру. Ангажируемая представляет собой потенциальную активность, которая проявляется только в определенных условиях - при наличии лидера и/или идеи, которые стимулируют к активной деятельности. Пассивная модель включает только ориентацию на свои личные интересы, осознанное или неосознанное неучастие в социально-политической сфере.
Подводя итоги, отметим, что в гражданской сфере в качестве внутренних факторов, влияющих на социальное поведение студентов, учеными рассматривались возраст респондента и установки как готовность к участию во внеучебных мероприятиях. В качестве внешних факторов исследователи выделяют вуз и учебное заведение, которое окончил респондент до вуза. Ученые также уделяли внимание степени участия, конкретным практикам студентов Ростовской области в гражданских мероприятиях, а также причинам низкого участия. Кроме того, были сконструированы модели демонстрирования гражданственности студентов.
Теоретические проблемы изучения социального поведения студенческой молодежи в правовой сфере
В научной литературе уделяется внимание внешним факторам, влияющим на установки, и самим установкам студентов в правовой сфере. В качестве внешнего фактора исследователи определяют вуз. Наивысшую степень неукоснительного следования закону и готовность легально бороться за свои права отмечали у студентов гуманитарных вузов, а критическое отношение к закону - у студентов технических вузов (Магранов, 2018. С. 18).
В роли другого внешнего фактора, влияющего на установки, авторы отмечают учебное заведение, которое окончил студент до поступления в вуз. Например, для студентов колледжей и техникумов харак-
терна готовность нарушать закон или бороться за права (Филоненко, 2019. С. 100).
Кроме того, ученые уделяли внимание изменениям в установках студентов с 2011 по 2016 г. За этот период уровень законопослушности вырос, стало меньше готовых давать и брать взятки, сократилось число готовых уклониться от службы в армии. Тем не менее 56 % студентов считают, что законы нужно соблюдать, но ориентироваться на реалии жизни, 8 - что справедливость важнее закона. Допустимо брать взятки для 13 % и давать взятки для 16 %, при этом 20 % респондентов затруднились ответить. По мнению авторов, эта доля опрошенных понимает, что это противозаконно, но невозможно добиться определенных результатов честным путем (Магранов, 2017. С. 27).
Таким образом, в научной литературе в качестве внешнего фактора, влияющего на установки в правовой сфере, фигурировали вуз и учебное заведение, которое окончил студент до поступления. Также ученые уделяли внимание изменениям правовых установок в динамике.
Социальное поведение студенческой молодежи в сфере досуга и здоровьесбережения как предмет теоретической рефлексии
В научной литературе изучаются некоторые аспекты, связанные с социальным поведением студенческой молодежи в сфере досуга и здо-ровьесбережения. Ученые рассматривают конкретные досуговые практики и пишут, что большинство студентов предпочитают пассивный отдых - в свободное время слушают музыку, смотрят фильмы, читают художественную литературу, смотрят телевизор или сидят в Интернете. Ученые подчеркивают тенденции атомизации и усиления разобщенности с кругом друзей, желание отгородиться от общества, его проблем (Филоненко, 2017. С. 119-120; 2018. С. 229).
В сфере здоровьесбережения ученые рассматривают конкретные практики в динамике и причины улучшения отношения к здоровому образу жизни. Согласно представлениям ученых, с 2006 по 2016 г. значительно сократилось число курящих и употребляющих алкоголь. Важнейшим внешним фактором, влияющим на социальное поведение студентов в сфере ЗОЖ, авторы называют материальное положение. Основной причиной улучшения ситуации в этой сфере авторы считают то, что ЗОЖ стал инструментом жизненного успеха, атрибутом статуса, данью моде, общепринятым стандартам и стереотипам и далеко не всегда -признак сознательного восприятия здоровья как терминальной социальной ценности (Филоненко, 2019. С. 167).
Таким образом, наименее изученными являются сферы досуга и здоровьесбережения. В досуговой сфере авторами рассматривались досуговые практики, а в сфере здоровьесбережения - материальное положение студента в качестве внешнего фактора, социальные практики, а также причины повышения моды на здоровый образ жизни среди студентов.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить повышенное внимание к социальному поведению студенческой молодежи Ростовской области. Ученые рассматривали различные аспекты в образовательной, политической, гражданской, правовой, в сфере досуга и здорового образа жизни. Несмотря на то что отдельные факторы, практики, модели и причины поведения студенческой молодежи уже изучались, критический анализ показал, что в научной литературе отмечаются неизученные вопросы. Во-первых, отсутствует целостное представление о внутренних и внешних факторах, влияющих на социальное поведение студентов. Во-вторых, ментальные программы как структуры, определяющие социальное поведение студентов, пока не рассматривались. В-третьих, образовательные практики, связанные с академической мобильностью, не изучались. В-четвертых, ученые только частично рассматривали причины неучастия в политических и гражданских практиках. В-пятых, в научной литературе отсутствуют социологические исследования, посвященные выделению особенностей социального поведения студенческой молодежи Ростовской области по сравнению с другими регионами России. Кроме того, необходимо дополнить, что особый акцент в существующих социологических исследованиях делается на эмпирических результатах. В научной литературе нет конкретных социологических теорий, объясняющих причины социального поведения студенческой молодежи. Все эти аспекты определяют проблемное поле для отдельного социологического исследования.
Литература
Авксентьев В.А., Лукичев П.Н., Тарасова Т.Т., Сущий С.Я., Шульга М.М. Социально-политические настроения молодежи Юга России: риски радикализации // Наука Юга России. 2014. № 1. С. 90-98.
Барков Ф.А., Волков Ю.Г., Сериков А.В., Черноус В.В. Общественно-политические настроения молодежи в Южном регионе: потенциал общественной и протестной активности // Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России. М., 2015. С. 379-410.
Вольчик В.В. Институциональные изменения структуры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области). Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. 212 с.
Лубский А.В., Мамина Д.А. Гражданственность в молодежной среде как предмет теоретико-методологического дискурса // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 69-78.
Магранов А.С. Социально-политическая активность студенческой молодежи // Студенческая молодежь России: гражданская позиция и социокультурные предпочтения (по материалам межрегиональных социологических исследований) / под общ. ред. В.И. Филонен-ко. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2018. 220 с.
Магранов А.С., Деточенко Л.С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 108-116.
Магранов А.С., Понеделков А.В., Фи-лоненко В.И. Общественно-политическая активность студентов вузов Ростовской области // Власть. 2017. № 6. С. 24-32.
Мосиенко О.С., Филоненко В.И., Ма-гранов А.С., Понеделков А.В. Особенности и противоречия профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования // Власть. 2017. № 5. С. 18-28.
Мосиенко О.С., Штомпель Л.А., Зав-городняя Ю.Э., Понеделков А.В. Студенче-
References
Avksentyev, V. A., Lukichev, P. N., Ta-rasova, T. T., Suschiy, S. Ya., Shulga, M. M. (2014). Social and political moods of youth of the South of Russia: risks of radicalization. Nauka Yuga Rossii, 1, 90-98. (in Russian).
Barkov, F. A., Volkov, Yu. G., Seri-kov, A.V., Chernous, V. V. (2015). Sociopolitical moods of youth in the southern region: potential of social and protest activity. Regional sociology: problems of consolidation of social space of Russia. Moscow, 379-410.
Volchik, V.V. (2017). Institutional changes in the structure of the Russian sphere of education and adaptive economic behavior (on the example of the Rostov region). Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo Federal'nogo Un-ta.
Lubsky, A.V., Mamma, D.A. (2019). Civic consciousness in the youth environment as a subject of theoretical and methodological discourse. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya, 7, 69-78. (in Russian).
Magranov, A.S. (2018). Sociopolitical activity of student youth. Student youth of Russia: civic position and socio-cultural preferences (based on interregional sociological research). V.I. Filonenko (Ed.). Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo Federal'nogo Un-ta.
Magranov, A.S., Detochenko, L.S. (2018). Civil identity of modern student youth: features and factors of transformation. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 8, 108-116. (in Russian).
Magranov, A.S., Ponedelkov, A.V., Filonenko, V.I. (2017). Socio-political activity of University students of the Rostov region. Vlast', 6, 24-32. (in Russian).
Mosienko, O.S., Filonenko, V.I., Magranov, A.S., Ponedelkov, A.V. (2017). Features and contradictions of professional socialization of modern student youth: results of interregional sociological research. Vlast', 5, 18-28. (in Russian).
Mosienko, O.S., Shtompel, L.A., Zavgo-rodnyaya, Yu.E., Ponedelkov, A.V. (2017).
ское самоуправление в современном российском вузе: тенденции развития // Власть. 2017. № 11. С. 61-69.
Руденко А.Н. Интеллектуальный потенциал студенчества Ростовской области: факторы формирования и перспективные направления развития : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д.,
2018. 34 с.
Ткачев М.В. Особенности электорального поведения протестной студенческой молодежи в контексте предстоящих выборов Президента РФ в марте 2018 года (результаты онлайн-анкетирования студенчества Ростова-на-Дону и Ростовской области в ноябре-декабре 2017 года) // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - вопрос национальной безопасности : материалы Всерос. нац. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. С. 206-214.
Филоненко В.И. Стратегии социально-профессионального поведения студентов вузов (по материалам мониторинговых межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) / под общ. ред. Ю.В. Филоненко. Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во Южного федерального ун-та, 2017. 198 с.
Филоненко В.И., Киенко Т.С. Социальные ценности и проблемы здоровьесбе-режения студенческой молодежи // Власть.
2019. № 2. С. 164-170.
Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Ма-гранов А.С. Роль школы в формировании гражданской активности студенческой молодежи вузов Дона // Власть. 2019. Т. 27, № 1. C. 96-103.
Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Репрезентативная культура современного российского студенчества // Социологическое обозрение. 2018. № 3. С.221-239.
Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Магранов А.С. Культурные установки и стратегии поведения современного российского студенчества (по материалам межрегионального социологического исследования). Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. 304 с.
Шульга М.М., Паслер О.В., Конопель-
Student self-government in the modern Russian University: development trends. Vlast', 11, 61-69. (in Russian).
Rudenko, A.N. (2018). Intellectual potential of students of the Rostov region: factors of formation and perspective directions of development. (Abstract, Candidate Dissertation, Southern Federal University, Rostov-on-Don).
Tkachev, M.V. (2018). Features of electoral behavior of protest student youth in the context of the upcoming Presidential elections in March 2018 (results of online survey of students of Rostov-on-Don and Rostov region in November-December 2017). Grazhdansko-patrioticheskoye vospi-taniye molodezhi - vopros natsional'noy be-zopasnosti: materialy Vserossiyskoy natsional'noy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii. Rostov-on-Don; Taganrog: Izd-vo YuFU, 206-214.
Filonenko V. I. (2017). Strategies of social and professional behavior of University students (based on the materials of monitoring interregional sociological research 20062016). Yu.V. Filonenko (Ed.). Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo feder-al'nogo universiteta.
Filonenko, V.I., Kienko, T.S. (2019). Social values and problems of health protection of student's youth. Vlast', 2, 164-170. (in Russian).
Filonenko, V.I., Mosienko, O.S., Magranov, A.S. (2019). The role of the school in the formation of civil activity of students of Don universities. Vlast', 27, 1, 96-103. (in Russian).
Filonenko, V.I., Shtompel, L.A., Shtompel, O.M. (2018). Representative culture of modern Russian students. Sotsiologi-cheskoye obozreniye, 3, 221-239. (in Russian).
Filonenko, V.I., Shtompel, L.A., Shtompel, O.M., Magranov, A.S. (2017). Cultural attitudes and strategies of behavior of modern Russian students (based on interregional sociological research). Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta.
Shulga, M.M., Pasler, O.V., Konopelko,
ко И.В. Модели демонстрирования гражданственности студенчества Юга России // Студенческая молодежь России: гражданская позиция и социокультурные предпочтения (по материалам межрегиональных социологических исследований). Ростов н/Д.; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2018. 220 с.
Яишников А.Ю. Факторы успеха и риски вузовской социализации: на примере студентов высших учебных заведений г. Ростов-на-Дону и Ростовской области : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2017. 25 с.
Поступила в редакцию
I.V. (2018). Models of demonstrating citizenship of students of the South of Russia. Student youth of Russia: civic position and socio-cultural preferences (based on the materials of interregional sociological research). Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta.
Yaishnikov, A. (2017). Success factors and risks of university socialization: on the example of students of higher educational institutions of Rostov-on-Don and Rostov region. (Abstract, Candidate Dissertation, Moscow).
28 октября 2019 г.