_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2024.71.56.030 УДК 316.74:37
© ®
Attribution
сс by
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕРНОСТИ СЛУЖЕНИЯ ПОЛИЦИИ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ: В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ
Чимаров С.Ю., Алексеев А.А.
Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация. Цель: публикация посвящена исследованию социального аспекта феномена верности служения полиции своему Отечеству. Рассматривая предметную область верности государственного служащего долгу службы и своей стране, авторы на основе отдельных концептуальных выводов эстетического учения Г. Гегеля, оценивают область профессиональной деятельности личного состава полиции с позиции ее соответствия смыслу нравственной добродетели, базирующейся на эстетике отношения каждого сотрудника полиции к реализации своей социальной миссии, квинтэссенция которой заключается в поддержании должного уровня общественной безопасности. Эстетически выверенные действия каждого служащего полиции при реализации им служебных задач и демонстрация им верности своему государству, предопределяют не только доверие общества к правоохранителю, но и придают полицейскому статус камертона, по которому граждане также сверяют свой патриотический настрой на верное служение своей стране. Отмеченное обусловило необходимость целенаправленного обоснования темы верности полиции своему Отечеству, с учетом рассмотрения данной проблемы выдающимся мыслителем Г. Гегелем. Кроме того, в статье представлено авторское понимание дефиниций «эстетический вкус сотрудника полиции» и «верность служения полиции своему Отечеству». Методы: целеполагание выбора методологической основы исследования обусловлено необходимостью диалектического подхода к пониманию некоторых базовых положений эстетики полицейской службы, имеющей принципиальное значение для всестороннего осмысления социальной роли полицейской институции в современной России как демократического правового государства. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации нашли отражение наиболее значимые гегелевские концепты эстетического порядка, интерпретированные авторами применительно к деятельности российской полиции. Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования начальствующих лиц органов внутренних дел и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: социальная миссия, эстетика, эстетический вкус, патриотизм, общество, Отечество, воспитание, личность, полиция.
SOCIAL UNDERSTANDING OF THE LOYALTY OF SERVING THE POLICE TO THEIR HOMELAND IN THE CONTEXT OF AESTHETIC THE TEACHINGS OF GEORG HEGEL
Sergey Yu. Chimarov, Alexey A. Alekseev
St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. Purpose: the publication is devoted to the study of the social aspect of the phenomenon of loyalty to the service of the police to their Fatherland. Considering the subject area of a civil servant's loyalty to duty and his country, the authors, based on individual conceptual conclusions of the aesthetic teachings of G. Hegel, evaluate the area of professional activity of police personnel from the position of its compliance with the meaning of moral virtue, based on the aesthetics of the attitude of each police officer to the implementation of his social mission, the quintessence of which is maintaining an adequate level of public safety. The aesthetically verified actions of each police officer in the implementation of his official tasks and his demonstration of loyalty to his state predetermine not only public trust in the law enforcement officer, but also give the policeman the status of a tuning fork, against which citizens also check their patriotic spirit for faithful service to their country. The above
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
determined the need for a targeted substantiation of the theme of the police's loyalty to their Fatherland, taking into account the consideration of this problem by the outstanding thinker G. Hegel. In addition, the article presents the author's understanding of the definitions of «aesthetic taste of a police officer» and «loyalty in serving the police to their Fatherland». Methods: the purpose of choosing the methodological basis of the study is due to the need for a dialectical approach to understanding some basic principles of the aesthetics of the police service, which is of fundamental importance for a comprehensive understanding of the social role of the police institution in modern Russia as a democratic state governed by the rule of law. During the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used. Research results: the publication reflects the most significant Hegelian concepts of aesthetic order, interpreted by the authors in relation to the activities of the Russian police. Conclusions and conclusions: the publication materials can be used in the process of self-education of senior officials of internal affairs bodies and for a more in-depth study by teaching staff and researchers of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system.
Keywords: social mission, aesthetics, aesthetic taste, patriotism, society, Fatherland, education, personality, police.
Введение. Социальная миссия такого государственного института, как полиция и социальный аспект функциональной деятельности ее личного состава по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, включая сопряженное с этим решение комплекса задач правоохранительной направленности, предопределяют переосмысление эстетического фактора самой полицейской службы. Отмеченный вид государственной службы по определению неотделим от проявления служащими полиции адекватных чувств (греч. «а^е^соэ» - чувственное восприятие) по отношению к многогранным событиям окружающей действительности. Как представляется, отмеченные душевные переживания личности сотрудника полиции неотделимы от осознания каждым важности своих законных действий, способствующих поддержанию в обществе должной гармонии и красоты, как объектов культуры и искусства, так и красоты взаимоотношений между различными акторами социального взаимодействия. При этом одна из центральных ипостасей указанного взаимодействия обращена в направлении предметного поля формирования у личности сотрудника полиции государственного подхода, обеспечивающего служение своему Отечеству в духе верности ему. С учетом изложенного, мы отмечаем актуальность нового подхода к приложению отдельных концептуальных суждений немецкого мыслителя Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, корреспондирующих уточнению области верной службы полицейских как «солдат правопорядка» и патриотов, и к которой в полной мере свойственно применение категориальной пары «эстетический вкус-эстетическая культура».
Обсуждение. Фактор спорадического оживления разноплановых размышлений на тему соответствия полицейской институции своему общественному предназначению и соотнесения деятельности полиции с явлением общественного прогресса, включая динамику его культурологического сегмента, находит свое выражение в известном изречении русского и американского писателя В.В. Набокова (1899-1977), автора следующей сентенции: «Русскую исто-
рию...можно рассматривать с двух точек зрения., во-первых, как эволюцию полиции., а во-вторых, как развитие изумительной культуры» [1, с. 543]. Основанное на персональном опыте личных переживаний и содержащее определенно субъективную оценку роли полиции в жизни российского государства, указанное нравственное назидание данного литератора зафиксировано им в воспоминаниях «Память, говори» и целенаправленно противопоставляет полицию культуре страны, в том числе эстетической культуре российского общества.
Эстетика специальных служб, включая полицию, вызывает не всегда справедливое толкование и в кругу специалистов, исследующих проблему соотношения возвышенного и прекрасного в деятельности различных учреждений правоохранительной направленности. Более того, отдельные ученые находят необходимые доводы, подкрепленные обширным фактологическим материалом и свидетельствующие о наличии устойчивой тенденции к стремлению представить обществу не всегда благоприятный облик полиции средствами кинематографа, литературы и изобразительного искусства. Отмеченное подтверждается монографическим исследованием румынского и американского ученого К. Вацулеску на тему полицейской эстетики, ключевым пунктом которого выступает идея активного использования государством творческого потенциала деятелей культуры, нацеленная на «разоблачение» в глазах общества специфических методов и эстетики правоохранительных служб [2].
Вместе с тем, эстетика как раздел философского учения имеет принципиальное значение в решении задачи по привитию каждому сотруднику полиции нравственно выверенного эстетического вкуса, в контексте мировоззренческой парадигмы его личности и требований к стилю поведения полицейского как государственного служащего, принявшего клятвенное обязательство «служить России, служить Закону!». По нашему представлению, эстетический вкус сотрудника полиции - это восприятие им гармонии и красоты окружающего мира с позиций персонального
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
эстетического опыта, своего служебного долга и ощущения благоприятного чувства принадлежности к своему обществу, устойчивость и прогресс которого подчинены основам эстетически выверенного взаимодействия всех его членов, вносящих соответствующий вклад в укрепление могущества Отечества, гражданами которого они являются. Заключительные слова представленного определения соответствуют афористичному выражению русского поэта Н.А. Некрасова: «Гражданин - Отечества достойный сын» [3, с. 10].
Приведенное нами определение эстетического вкуса сотрудника полиции соответствует суждению английского специалиста в области дизайна С. Бэйли (род. 1951), метафорично утверждающего о том, что вкус - это зеркало и окно, отражающие отдельные аспекты самой личности и раскрывающие некоторые аспекты других людей
[4].
Таким образом, развитый эстетический вкус сотрудника полиции способствует углублению эстетически выверенного с его стороны сочувствия (внимания) лицам, которое он должен проявлять на профессиональном уровне, а сам факт апеллирования к категории «эстетического вкуса сотрудника полиции» обусловлен наличием корреляции между вкусом и культурой, что, в свою очередь, отвечает следующему суждению Г. Гегеля (1770-1831): «изощренное культурой чувство прекрасного получило название вкуса» [5, с. 40].
Данное обстоятельство способствует появлению отдельных публикаций отечественных ученых, рассматривающих проблему соотношения эстетики как учения о прекрасном с профессиональной деятельностью служащих полиции. Особый акцент при этом делается на вопросах формирования эстетической культуры правоохранителей [6], их эстетическом вкусе [7] и эстетике внешнего вида личного состава органов внутренних дел [8].
Однако проблематика исследуемого нами вопроса имеет более масштабный характер и предполагает специальный подход к эстетическому осмыслению темы преданности сотрудника полиции делу своей службы и его осознанного отношения «к пониманию своей моральной ответственности за судьбу Отечества и верного служения ему в сфере своей профессиональной принадлежности» [9, с. 15].
По нашему мнению, при обращении к указанному аспекту социального понимания верности служения полиции своему Отечеству следует руководствоваться отдельными положениями эстетического учения немецкого философа Г. Гегеля.
По оценочному суждению данного мыслителя, полиция, суды, армия и государственное управление - это те области, служба в которых позволяет достигать «обеспеченного порядка граж-
данского общества и государства» и, в этом смысле, каждый проходящий в отмеченных областях служу принадлежит к рыцарскому сословию [10, с. 304]. При этом верность служения представителя данного сословия суть «высокое начало, ... в ней главная связь взаимных отношений и соответствующего им общественного порядка.....В верности рыцарство умеет сохранять собственность, право, личную самостоятельность и честь индивида» [10, с. 282-283].
Рассматривая коллизии верности, Г. Гегель обращает свой философский взор на эстетическую связь верности государственного служащего и его чести, объединенных любовью к своему делу. Вместе с тем, необходимым условием полноценной реализации элементов указанной триады «верность - честь - любовь» выступает соответствующее наполнение жизни «конкретным содержанием человеческих отношений, характеров, страстей и вообще реального бытия» [10, с. 284]. Как следует из логики размышлений Г. Гегеля, представленных им в разделе «Романтическая форма искусства» (часть вторая «Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве» лекций по эстетике), указанное обстоятельство требует раскрытия абстрактных качеств человеческой души и перевода формального понимания верности и связанных с ней понятий чести и любви в осязаемый и художественно переработанный материал.
С уч ето м изложенного и согласно теме проводимого исследования, мы предлагаем под верностью служения полиции своему Отечеству понимать внутренние ценностно-ассоциативные связи и переживания личного состава полиции, способствующие формированию у каждого сотрудника склонности к безусловному служению своему государству, на основе требований закона, присяги и персональной преданности ему.
По мнению американского ученого Дж. Ройса (1855-1916), верность человека заключается в его лояльности своему делу. При этом само понятие лояльности указанным философом-идеалистом сводилось к практической склонности индивида сохранять свою привязанность делу. Что касается непосредственно верности, то Дж. Ройс указанное понятие возводил в разряд главной добродетели, являющейся «сердцем всех добродетелей, главным долгом среди всех обязанностей» [11, р. 66-67].
Указанное утверждение зарубежного специалиста не противоречит выводу Г. Гегеля, в соответствии с которым необходимо проявлять подлинную заботу о формировании характера человека в том направлении, вектор которого способствует укреплению нравственных основ лич-н ости и твердости характера, являющихся наряду со справедливостью, «единственным источником и опорой, так, чтобы никакой рассудок не смог утвердить их в форме прозаической действительности и противопоставить сердцу, индивидуальному умонастроению и страсти» [12, с. 434].
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Применительно к эстетике государственной службы, тема верности Отечеству наиболее подробно представлена Г. Гегелем в отдельных фрагментах его сочинений, ряде писем и статей, включенных в четвертый том «Эстетики». «Чему же посвящена ваша высокая жизнь? Это должно быть что-то бесконечно более великое и достойное, чем высшее из того, что я могу себе представить, - Отечество и Свобода!» [13, с. 48], -наставляет философ на путь верного служения Отечеству своих потомков. Вместе с тем, обращаясь к опыту развития античной цивилизации, Г. Гегель напоминает о гибели богов и упадка нравственности Греции, явившихся следствием сомнения у ее граждан чтить богов и умирать за свое Отечество [13, с. 364].
Заключение. Проведенное на основе ряда концептуальных выводов Г. Гегеля исследование социального аспекта понимания верности служения полиции своему Отечеству позволяет заключить следующее:
1. Профессиональный долг личного состава полиции Российской Федерации по определению предписывает каждому сотруднику отмеченной правоохранительной институции незыблемо следовать предписаниям закона и верно служить России. Указанное обстоятельство предопределяет особенность его социальной миссии, сущность которой сопряжена с наличием у полицейских глубоко развитого чувства патриотизма и безусловной приверженности своему государству, во имя благополучия которого сотрудник
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
полиции обязан прикладывать все усилия профессионального характера, а при необходимости продемонстрировать акт самопожертвования. Необходимость подобного подтверждается историей нашей страны и традициями полицейской службы.
2. Фактор верности полиции своему Отечеству неотделим от осознания каждым сотрудником эстетики полицейской службы, воплощенной в гармонии его эстетического вкуса и верности своему Отечеству. При этом выверенность, обоснованность и красота действий полицейского выступают в качестве основополагающих правовых и моральных критериев его доверия в обществе как государственного служащего.
3. Апелция к трактовке Г. Гегелем эстетики государственной службы и его философское обоснование значимости верного служения гражданина своему Отечеству, корреспондируют подлинному предназначению полиции, ряды которой однозначно должны состоять из убежденных патриотов, сверяющих каждый свой шаг с требованиями российских законов.
Указанное достигается не только развитыми в данном направлении личностными качествами сотрудников полиции, но и системной работой по их воспитанию в духе основ государственной политики, ориентированной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и государственного суверенитета Российской Федерации.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Набоков В.В. Американский период. Собрание сочинений : в 5 т. СПб.: «Симпозиум», 2004. Т. 5. 700 с.
2. Vatulescu C. Literature, Film, and the Secret Police in Soviet Times. Stanford : Stanford University Press, 2010. 430 p.
3. Некрасов Н.А. Поэт и гражданин / Н.А. Некрасов // Полное собрание сочинений и писем : в 15 т. Л. : «Наука», 1981. Т. 2. - С. 5-13.
4. Bayley S. Taste. The Secret Meaning of Things. London : Faber & Faber, 1991. - 237 p.
5. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в четырех томах. М. : Издательство «Искусство», 1968. Т. 1. 312 с.
6. Стригуненко Ю.В. Роль эстетической культуры в формировании нравственного облика сотрудника органов внутренних дел / Ю.В. Стригуненко // Роль эстетической культуры в формировании нравственного облика сотрудника органах внутренних дел. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-1. С. 86-88.
7. Гордеева Е.Н. Педагогический процесс развития эстетического вкуса сотрудников органов внутренних дел / Е.Н. Гордеева // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 2. С. 89-91.
8. Леонова И.А. Эстетические аспекты внешнего вида сотрудника полиции / И.А. Леонова // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 2(75). С. 7376.
9. Бородавко Л.Т. Социальный аспект патриотического воспитания российского гражданина в воззрениях Н.Н. Страхова / Л.Т. Бородавко, С.Ю. Чимаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 8. С. 13-15.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в четырех томах. М. : Издательство «Искусство», 1969. Т. 2. 328 с.
11. Royce J. The Philosophy of Loyalty. New-York : The Macmillan Company», 1916. 412 p.
12. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в четырех томах. М. : Издательство «Искусство», 1971. Т. 3. 622 с.
13. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в четырех томах. М. : Издательство «Искусство», 1973. Т. 4. 676 с.
References:
1. Nabokov V.V. The American period. Collected works : in 5 vol. SPb. : «Symposium», 2004. Vol. 5. 700 p.
2. Vatulescu C. Vatulescu C. Literature, Film, and the Secret Police in Soviet Times. Stanford : Stanford University Press, 2010. 430 p.
3. Nekrasov N.A. Poet and citizen / N.A. Nekrasov // Complete collection of works and letters : in 15 vol. L. : «Science», 1981. Vol. 2. P. 5-13.
4. Bayley S. Taste. The Secret Meaning of Things. London : Faber & Faber, 1991. 237 p.
5. Hegel G.V.F. Aesthetics. In four volumes. M. : Publishing house «Art», 1968. Vol. 1. 312 p.
6. Strigunenko Yu.V. The role of aesthetic culture in the formation of the moral image of an employee of internal affairs bodies / Yu.V. Strigunenko // The role of aesthetic culture in the formation of the moral image of an employee of internal affairs bodies // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 12-1. P. 86-88.
7. Gordeeva E.N. Pedagogical process of developing aesthetic taste of employees of internal affairs bodies / E.N. Gordeeva // Psychology and pedagogy of official activity. 2020. № 2. P. 89-91.
8. Leonova I.A. Aesthetic aspects of the appearance of a police officer / I.A. Leonova // Scientific bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2018. № 2(75). P. 73-76.
9. Borodavko L.T. The social aspect of patriotic education of a Russian citizen in the views of N.N. Strakhov / L.T. Borodavko, S.Yu. Chimarov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 8. P. 13-15.
10. Hegel G.V.F. Aesthetics : in four vol. M. : Publishing house «Art», 1969. Vol. 2. 328 p.
11. Royce J. The Philosophy of Loyalty. New-York: The Macmillan Company», 1916. 412 p.
12. Hegel G.V.F. Aesthetics : in four vol. M. : Publishing house «Art», 1971. Vol. 3. 622 p.
13. Hegel G.V.F. Aesthetics. in four vol. M. : Publishing house «Art», 1973. Vol. 4. 676 p.
Информация об авторах
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Алексеев Алексей Анатольевич
кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Alekseev A. Anatolyevich
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia