_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.032 УДК 340.12(075)
© ®
Attribution
сс by
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ИММАНУИЛА КАНТА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что в нем авторами проведен философско-правовой анализ концептуальных воззрений И. Канта на деятельность полиции в правовом государстве. Цель: публикация посвящена вопросам философского-правового осмысления Иммануилом Кантом пределов компетенции полиции как правоохранительного учреждения в системе государственного управления. Авторами сформулированы предложения о целесообразности интегрирования отдельных аспектов философского наследия немецкого мыслителя на область полицейской деятельности, с точки зрения допустимого участия полиции в отдельных мероприятиях, сопряженных с ограничением прав человека и направленных в интересах благополучия общества. Методы: целеполагание выбора методологической основы исследования обусловлено необходимостью диалектического подхода к постижению кантианской концепции, философско-правовые контуры которой зафиксированы в части уточнения миссии полиции в правовом государстве с республиканской формой правления. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: в публикации нашли отражение кантианские воззрения: во-первых, на допустимое участие полиции в отдельных мероприятиях, сопряженных с ограничением прав человека и во имя укрепления общественного порядка; во-вторых, на деонтологический смысл профессионального служения полицейского как государственного служащего. Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования начальствующих лиц полиции и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: философия права, государство, полиция, права человека, общественный порядок, правоприменение, деонтология, добрая воля.
PHILOSOPHICAL AND LEGAL ANALYSIS OF IMMANUEL KANT'S CONCEPTUAL VIEWS ON POLICE ACTIVITIES IN A LEGAL STATE
Sergey Yu. Chimarov, Alexander V. Demidov, Alexander V. Tonyshev
St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. The relevance of this study lies in the fact that the authors conducted a philosophical and legal analysis of I. Kant's conceptual views on the activities of the police in a state governed by the rule of law.Purpose: the publication is devoted to the issues of philosophical and legal understanding by Immanuel Kant of the limits of the competence of the police as a law enforcement agency in the system of public administration. The authors formulated proposals on the advisability of integrating certain aspects of the philosophical heritage of the German thinker into the field of policing, from the point of view of the acceptable participation of the police in certain events associated with the restriction of human rights and aimed at the well-being of society. Methods: the goal-setting of the choice of the methodological basis of the study is due to the need for a dialectical approach to comprehending the Kantian concept, the philosophical and legal contours of which are fixed in terms of clarifying the mission of the police in a rule of law state with a republican form of government. During the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used. Research results: the publication reflects Kantian views: firstly, on the acceptable participation of the police in certain events associated with the restriction of human rights and in the name of strengthening public order; secondly, on the deontological meaning of the professional service of a police officer
Чимаров С.Ю., Демидов А.В., Тонышев А.В.
Санкт-Петербургский университет МВД России
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
as a public servant. Conclusions and conclusions: the publication materials can be used in the process of self-education of police commanders and for a more in-depth study by teaching staff and researchers of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system.
Keywords: philosophy of law, state, police, human rights, public order, law enforcement, deontology, good will.
Введение. Обширный свод философско-правовых суждений, в части выявления роли полицейского ведомства в демократическом правовом государстве, содержит ряд особо значимых выводов немецкого мыслителя и видного представителя философии права Иммануила Канта (1724-1804). Акцентируя внимание на выявлении роли полиции в системе государственного устройства, этот ученый, прежде всего, исходил из сущностных основ самой идеи правового государства, ориентированного на обеспечение необходимого блага своим гражданам.
По мысли И. Канта, гражданско-правовое состояние спокойствия между людьми; суть - состояние всеобщего мира по своей природе противоречит естественному бытию индивидов в их совокупности. Исходя из отмеченного, государство и весь комплекс его институций, руководствуясь пониманием подлинной миссии правового и республиканского государства, обязаны проводить неуклонную линию на поддержание в обществе необходимого мира.
Таким образом, выявление наиболее значимых выводов кантианского учения относительно понимания парадигмы общественного спокойствия, имеет непреходящее значение для предметного поля современной полицеистики и по-прежнему актуально для современной модели российского общества XXI в.
Обсуждение. Обосновывая «первое дефинитивное условие» функционирования правового государства и его республиканского «обрамления», немецкий философ указывает на целесообразность организации государства на следующих началах:
1) обеспечения свободы граждан;
2) соблюдения каждым принципов зависимости как подданного государства и общепринятому в нем универсальному общему законодательству;
3) проявления закона правового равенства для всех [1, с. 12].
Со временем, полиция как государственное учреждение обрела статус «мирообразующей силы, которая стала определять как гражданское общество, так и сам мир» [2, р. 1], - замечает английский ученый Дж. Траффорд.
Ключевой идеей полноценной реализации полицейской функции в масштабах государства, получившей обстоятельную кантианскую оценку, выступает осознание каждым служащим полиции как правоохранителя своего места в общей системе поддержания общественного спокой-
ствия, базовым условием которого является приверженность личного состава полиции канонам кантианской этики, сводимой к постулатам деонтологии. В соответствии с оценкой представителей зарубежной правоведческой мысли, этико-правовая теория И. Канта основана на утверждении того, что в окружающем нас мире и даже за его пределами трудно обнаружить нечто «хорошее без ограничений», за исключением доброй воли [3].
Данный кантианский вывод, по определению, корреспондирует правоохранительному функционалу полицейской деятельности. При этом деонтологический характер этических взглядов И. Канта проявляется в предложенном им правиле определения моральности поступка, при выявлении которого следует сосредоточиться на правильности или неправильности конкретно совершенного действия или поступка, на предмет его соответствия общепринятым правилам абсолютного значения.
Таким образом, И. Кант исходит из примата действия принятых в обществе правил морали, переводя на второстепенную позицию идеологию консеквенциализма, сводимую к нравственной оценке результатов произошедшего.
Отмеченное означает, что любой государственный служащий, включая полицейского, при совершении им профессионально значимых действий обязан руководствоваться правильными мотивами, результирующий вектор которых, с точки зрения их нравственной ценности, может быть определен как мотив долга: мы делаем то, что правильно, потому что это правильно, и это правильно, потому что это наш долг.
Согласно кантианской этики, действие из чувства долга тождественно обладанию человеком действия «доброй волей». Следовательно, поступок имеет моральную ценность, если он мотивирован долгом, а моральный человек - это тот, кто действует из мотива долга. «Если действие мотивировано каким-либо фактором, кроме долга, то оно не имеет моральной ценности» [4].
Проводя соотношение между правовым статусом государства и отдельного человека, И. Кант заключает, что государство внутренне организовано в соответствии с общей объединенной волей его народа, что дает такому государству окончательную власть в отношении распределительной справедливости [5, р. 33].
Несомненного внимания заслуживают размышления И. Канта относительно пределов компетенции полиции, применительно к контролю за сопряженностью действий граждан согласно ве-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
лению разума. Как нам представляется, в первую очередь, отмеченное касается тех, кто занят интеллектуальным трудом вообще и наукой, в частности.
Именно по этой причине, политико-правовая философия кантианского учения основывается на утверждении о том, что «цель вечного мира в обществе может быть достигнута только тогда, когда правители регулярно консультируются с философами: философ-ясновидец, ввиду удобства постижения вершин мудрости одним лишь смелым скачком, без труда, может незаметно собрать вокруг себя большое число сторонников (ведь дерзость заразительна), чего полиция в царстве науки не может потерпеть» [6, с. 242].
Соотнося философию со здоровьем разума, и именно в этом, усматривая воздействие философского учения на умственное развитие общества, И. Кант возводит на один уровень с философией фармакопею и врачей, предназначенных для поддержания физического здоровья человека. При этом общий надзор за правильным соблюдением фармакологических и врачебных правил, по мысли И. Канта, должен быть вменен полиции.
Таким образом, полиция «должна бдеть» за тем, чтобы как в философии, так и в других отмеченных областях каждый выполнял свои обязанности исключительно на профессиональном уровне [7, с. 248-249].
Как отмечает И.В. Кильдюшев, кантианские взгляды на роль полиции в жизни общества коррелируют определению философами ХУИ-ХУШ вв. «объемов понятия «полиция» как раннемо-дерной формы биополитического контроля» [8, с. 503].
Резюмируя изложенное, следует отметить, что для И. Канта «просвещение становится неотъемлемым в стремлении не столько к картезианской определенности, сколько к стабильности посредством создания мира в его рамках, границах и пределах» [2, р. 3]. Вместе с тем, И. Кант исходит из того, что дело полиции заключается в слежении за безусловностью соблюдения «области моральности» [9, с. 537].
Уточняя соотношение между правовым статусом государства и отдельного человека, И. Кант заключает об объективности внутренней организации государства в соответствии с общей объединенной волей его народа, что дает такому государству окончательную власть в отношении распределительной справедливости [10, р. 33].
По нашему мнению, данный кантианский тезис имеет прямое отношение к деятельности полиции, само призвание которой направлено на поддержание в обществе справедливых начал между его членами.
В прямой постановке И. Кантом сформулировано основное предназначение полиции, суть которо-
го сформулировано им в «Предисловии ко второму изданию» работы «Критика чистого разума». «Главная задача полиции состоит только в предупреждении насилий одних граждан над другими, для того чтобы каждый мог спокойно и правильно заниматься своим делом» [5, с. 40], -констатирует философ.
Наряду с отмеченным, И. Кант заключает о непреходящем значении в интересах поддержания государства такого вида права в пределах компетенции полиции, как право надзора (лат. «ius inspectionis» - право на осмотр), «благодаря которому, от государства не остается скрытой никакая связь, которая может иметь влияние (исходящее от членов тайных политических или религиозных обществ) на публичное благо общества (лат. «publicum» - общественный); когда этого требует полиция, не может быть никакого отказа в раскрытии их организации. Но надзор и обыск частного жилища - это для полиции случай крайней необходимости; право на это она должна получать от высшей власти в каждом отдельном случае» [11, с. 249], - утверждает И. Кант.
Указанное суждение немецкого мыслителя в последующем нашло свое воплощение в девяти принципах правоприменения, разработанных современником данного философа и известным реформатором полицейского дела Робертом Пилем (1788-1850).
В историю мировой полицеистики отмеченные принципы вошли в качестве «пилианских принципов». В частности, согласно пятому принципу Р. Пиля, «Поиск и сохранение полицией общественной поддержки осуществляются не благо-да ря об щественному мнению, а в силу постоянной демонстрации полицией абсолютно беспристрастного служения закону» [12, с. 34].
Заключение. Проведенное исследование кантианского подхода к пониманию предмета полицейской деятельности в правовом государстве позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Представленный анализ философского понимания И. Кантом правоохранительной миссии полицейской институции в системе государственного управления свидетельствует о целесообразности восприятия полиции в качестве одного из ключевых инструментов по обеспечению в обществе должного спокойствия и полноценной реализации обширной совокупности прав человека и гражданина.
2. Эффективность функционирования полицейского ведомства в определяющей степени проявляется:
- во-первых, в обоснованной деятельности его служащих, незыблемо соблюдающих требования принципа законности;
- во-вторых, в установлении гармонии между обществом и полицией, концентрированным вы© Чимаров С.Ю., Демидов А.В., Тонышев А.В.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ражением которой является поддержание ситуации общественного доверия граждан к личному составу полиции, включая осознание обществом подлинной роли указанного государственного института в решении задач по противодействию преступности и обеспечению в стране общественного порядка.
3. Рассмотренные суждения и некоторые выводы И. Канта применительно к области полицейской деятельности, несомненно, представляют научный и практический интерес в плане более обстоятельного постижения ряда принципиаль-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ных установлений относительно правоохранительного статуса полиции.
Отмеченное предопределяет очевидное значение наиболее предметного и углубленного изучения философско-правового наследия И. Канта относительно полицейской компетенции в правовом государстве, как преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России, так и начальствующими лицами российской полиции, в плане расширения их мировоззренческого горизонта на окружающий мир.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Кант И. Вечный мир. Философский очерк. М. : Библиотека для самообразования, 1905. 73 с.
2. Trafford J. The World as Police / J. Trafford // Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge. 2022. Iss. 38. P. 1-15.
3. Doyle-Gillespie E. Kant on the Beat: Kantian Ethics and the Modern Police Officer / E. Doyle-Gillespie // Virtual & In-Person. March 2022. URL : https://events.jhu.edu/archive/kant_on_the_beat_kantian_ethics_ (date of the application 03.09.2023).
4. Teri-Ann W. A critical analysis of deceptive practices in policing. October 2021. URL : https:// crim-soc.hull.ac.uk/2021/10/19/deceptive-policing (date of the application 03.09.2023).
5. Кант И. Критика чистого разума. М. : Наука, 1999. 655 с.
6. Кант И. О вельможном тоне, недавно возникшем в философии / И. Кант // Сочинения : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 8. С. 225-245.
7. Кант И. Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии / И. Кант // Сочинения : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 8. С. 246-255.
8. Кильдюшов O.B. Полицейское государство как симптом: немецкая классическая философия и биополитика модерна (Гегель vs Фихте) / O.B. Кильдюшов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. № 22 (3). С. 503-517.
9. Кант И. Письмо «Кант - Боровскому» (между 6 и 22 марта 1790 г.) / И. Кант // Сочинения : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 8. С. 535-538.
10. Wyr^bska-Bermanovic E. The World Republic, The State of States or The League of Nations? Kant's Global Order Revisited / E. Wyr^bska-Oermanovic // International Journal of PChilosophy. 2019. № 10. P. 27-42.
11. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Сочинения : в 6 т. М. : «Мысль», 1965. Т. 4. Ч. 2. 478 с.
12. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции / С.Ю. Чимаров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 33-34.
References:
1. Kant I. Eternal Peace. Philosophical essay. M. : Library for self-education, 1905. 73 p.
2. Trafford J. The World as Police / J. Trafford // Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge. 2022. Iss. 38. P. 1-15.
3. Doyle-Gillespie E. Kant on the Beat: Kantian Ethics and the Modern Police Officer / E. Doyle-Gillespie // Virtual & In-Person. March 2022. URL : https://events.jhu.edu/archive/kant_on_the_beat_kantian_ethics_ (date of the application 03.09.2023).
4. Teri-Ann W. A critical analysis of deceptive practices in policing. October 2021. URL : https:// crim-soc.hull.ac.uk/2021/10/19/deceptive-policing (date of the application 03.09.2023).
5. Kant I. Critique of pure reason. M. : Nauka, 1999. 655 p.
6. Kant I. About the noble tone that has recently emerged in philosophy / I. Kant // Essays : in 8 vol. M. : Choro, 1994. Vol. 8. P. 225-245.
7. Kant I. The good news about the imminent conclusion of an agreement on eternal peace in philosophy / I. Kant // Essays : in 8 vol. M. : Choro, 1994. Vol. 8. P. 246-255.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
8. Kildyushov O.B. The police state as a symptom: German classical philosophy and biopolitics of Modernity (Hegel vs Fichte) / O.B. Kildyushov // Bulletin of the RUDN. Series: Sociology. 2022. № 22(3). P. 503-517.
9. Kant I. Letter to «Kant - Borovsky» (between March 6 and 22, 1790) // Works : in 8 vol. Vol. 8. M. : Choro, 1994. P. 535-538.
10. Wyr^bska-Dermanovic E. The World Republic, The State of States or The League of Nations? Kant's Global Order Revisited / E. Wyr^bska-Oermanovic // International Journal of PChilosophy. 2019. № 10. P. 27-42.
11. Kant I. On the inherently evil in human nature / I. Kant // Essays : in 6 vol. Vol. 4. Part 2. M. : «Thought», 1965. 478 p.
12. Chimarov S.Yu. On the question of «principles of law enforcement» by Robert Peel in the activities of the police / S.Yu. Chimarov // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 3 (75). P. 33-34.
Информация об авторах
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук,
профессор, профессор кафедры
управления персоналом и воспитательной работы,
Санкт-Петербургский университет МВД России
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Демидов Александр Владимирович
кандидат юридических наук, доцент,
заместитель начальника
кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Тонышев Александр Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры
управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Alexander V. Demidov
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Deputy Head of the Department
of Theory and History of State and Law,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Alexander V. Tonyshev
Associate Professor of the Department of Personnel Management and Educational Work, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]