Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВОЗЗРЕНИЯХ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВОЗЗРЕНИЯХ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СВОБОДА / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич

В статье представлен анализ сущностных положений философско-правового характера на область гражданского общества и его отношения к государству. Выявляя видение немецким философом Г. Гегелем гражданского общества и положения в нем отдельного индивида, автор акцентирует внимание на важности понимания как «точек пересечения» процесса взаимодействия государственных институций с гражданским обществом, так и особенного в деятельности государства и гражданского общества. По мысли автора, рассмотренные в настоящей статье идеи Г. Гегеля имеют важное значение для более предметного осмысления современной парадигмы демократического правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF CIVIL SOCIETY IN THE VIEWS OF GEORG WILHELM FRIEDRICH HEGEL

The article presents an analysis of the essential provisions of a philosophical and legal nature in the field of civil society and its relationship to the state. Revealing the vision of the German philosopher G. Hegel of civil society and the position of an individual in it, the author focuses on the importance of understanding both the «intersection points» of the process of interaction between state institutions and civil society, and especially in the activities of the state and civil society. According to the author, the ideas of G. Hegel discussed in this article are important for a more substantive understanding of the modern paradigm of a democratic constitutional state.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВОЗЗРЕНИЯХ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ»

УДК 340.12

DOI 10.23672/SAE.2023.83.11.001

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России serg120756@gmail.com

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Personnel Management and Educational Work, St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia serg120756@gmail.com

Теоретико-правовой анализ

гражданского общества в воззрениях георга вильгельма фридриха гегеля

Theoretical and legal analysis

of civil society in the views of georg wilhelm friedrich hegel

Аннотация. В статье представлен анализ сущностных положений философско-правового характера на область гражданского общества и его отношения к государству. Выявляя видение немецким философом Г. Гегелем гражданского общества и положения в нем отдельного индивида, автор акцентирует внимание на важности понимания как «точек пересечения» процесса взаимодействия государственных институций с гражданским обществом, так и особенного в деятельности государства и гражданского общества. По мысли автора, рассмотренные в настоящей статье идеи Г. Гегеля имеют важное значение для более предметного осмысления современной парадигмы демократического правового государства.

Ключевые слова: теория права, философия права, государство, гражданское общество, свобода, судопроизводство, полиция.

Annotation. The article presents an analysis of the essential provisions of a philosophical and legal nature in the field of civil society and its relationship to the state. Revealing the vision of the German philosopher G. Hegel of civil society and the position of an individual in it, the author focuses on the importance of understanding both the «intersection points» of the process of interaction between state institutions and civil society, and especially in the activities of the state and civil society. According to the author, the ideas of G. Hegel discussed in this article are important for a more substantive understanding of the modern paradigm of a democratic constitutional state.

Keywords: theory of law, philosophy of law, state, civil society, freedom, legal proceedings, police.

Современная практика утверждения демократических начал в российском обществе сопровождается углублением процесса становления в нашей стране гражданского общества, основополагающие идеи о сущности которого представлены в научных работах обширного числа философов и правоведов. Отмеченное, в полной мере относится и к творчеству немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (17701831). Свои научные выводы теоретико-правового характера о гражданском обществе данный мыслитель наиболее обстоятельно представил в работе «Философия права».

Как следует из указанной работы, базовым условием функционирования гражданского общества выступает гармоническое сочетание двух ключевых принципов, к которым Г. Гегель относит:

а) всеобщность;

б) особенность цели как дихотомии целостности потребностей и сочетания природной необходимости и произвола [1, с. 227-228].

При этом трактовка понятия «произвол» указанным философом права презентуется в следующих вариациях:

1. Произвол как причина несвободы человека, поскольку, по мысли Г. Гегеля, человек не может пребывать в обществе в качестве «обособленного индивида». Именно по этой причине, человек, по определению, обязан придерживаться общепринятых в обществе канонов права и нравственности.

2. Произвол как следствие диалектического противоречия между влечениями и склонностями: «удовлетворение одного требует подавления другого и пожертвования удовлетворением другого» [1, с. 81-82].

Признавая справедливость размышлений И. Канта (1724-1804) относительно тождественности свободы и произвола [2, с. 8], соответствующих всеобщему закону разума о соответствии произвола одного произволу другого, Г. Гегель проводит знак равенства между правом и

свободой как идеей: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли» [1, с. 89].

Отмеченные заключения Г. Гегеля соответствуют общей идее обретения человеком подлинной свободы лишь для случая нахождения его в обществе, основанном на началах торжества права и демократии, что также является обязательным условием и для функционирования гражданского общества, объединяющего под своим «омофором» известное число свободных граждан. По мысли Г. Гегеля, именно в гражданском обществе, которое отличается от политического общества, человек в состоянии получить подлинную свободу для реализации заложенных в него природой своих творческих начал. Указанное является характерным для того мира, где торжествует право [1, с. 228].

Прослеживая генезис гражданского общества и выявляя время его возникновения по отношению ко времени появления государства, Г. Гегель утверждает о начале становления гражданского общества в более поздний период (по сравнению с началом формирования государства европейского типа в ХУ!-ХУ!! вв.). Продолжая традицию философского понимания процесса становления государства, которую заложили его великие предшественники Н. Макиавелли, Ж. Боден, Г. Гроций, Т. Гоббс, С. фон Пуфендорф, Б. Спиноза и ряд других мыслителей, Г. Гегель оценивает государство как суверенную институциональную единицу, основанную на конституционном порядке и воплощающую принципы верховенства закона и представительного правления.

Определяя личный вклад Г. Гегеля в понимание государства, Ч. Ковелл (Университет Цукуба, Япония) указывает на проведение немецким философом права четко определенного раздела между семьей, гражданским обществом и государством как особыми формами политической ассоциации [5, с. 1].

Воспринимая гражданское общество в качестве дифференциации между семьей и государством, немецкий философ усматривает в государстве единство или общность различных лиц. Представляется, что из данного суждения следует необходимость наличия у членов указанной государственной общности единой цели, результирующий вектор усилий которой должен быть ориентирован во благо государства. Что касается вопроса целеполагания гражданского общества, то, как замечает Г. Гегель, «в гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто» [1, с. 228].

Наряду с отмеченным, данный философ условием эффективности гражданского общества считает наличие развитой системы взаимодействия каждого его члена с другими членами. Отмеченное взаимодействие должно быть направлено на достижение особенной цели, которая во взаимодействии с другими выражается в форме «цели всеобщего». Достигнутая форма всеобщей цели корреспондирует достижению членами

гражданского общества ожидаемого общего блага или запланированного результата.

Размышляя об истинной цели индивида, являющегося одновременно гражданином или членом государства, а также членом гражданского общества, Г. Гегель усматривает у каждого частного лица наличие собственной цели для реализации собственного интереса. Вместе с тем, в силу опо-средованности частной цели целью всеобщего, каждая частная цель члена гражданского общества как его «связующего звена» может быть достигнута лишь посредством его участия в действиях всеобщего характера [1, с. 231].

Раскрывая сущностное содержание гражданского общества, Г. Гегель акцентирует внимание на триаде следующих его моментов [1, с. 233]:

1. Органическое сочетание единичного посредством труда каждого с потребностями всеобщего, достигаемого посредством труда всех.

2. Действительное достижение и существование всеобщего, базирующегося на свободе каждого и защите собственности с помощью правосудия.

3. Подлинное внимание к особенному интересу каждого и забота о нем, с целью охраны от негативного воздействия какой-либо случайности. Указанная охрана должна быть обеспечена посредством корпораций и полиции.

Аппелируя к теме правосудия и полиции в системе гражданского общества, Г. Гегель возводит правосудие в ранг обязанности и права государственной власти. Именно к правосудию при необходимости обращается любой гражданин в случае защиты своих прав: «член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право» [1, с. 258], - утверждает философ. При этом только в суде, по мысли Г. Гегеля, право находит свое выражение в качестве определения, исходя из которого, оно:

- во-первых, получает доказательство своей правоты и своей силы;

- во-вторых, подводит конкретный случай под норму закона, восстанавливающую нарушенное право.

Торжество закона и справедливость ведут к процветанию гражданского общества, а «свободная собственность есть основное условие его блеска» [1, с. 264], - отмечает Г. Гегель.

Любое отклонение от права ведет к расщеплению гражданского общества и утверждению субъективного для единичных случаев и всеобщего в значении абстрактного права. Поддержание в обществе единства и проявление права для «объема особенности» [1, с. 264] составляет миссию полиции, «предоставляющей обеспечение силой всеобщего» [1, с. 265]. Однако Г. Гегель не считает оправданным и целесообразным: во-первых, абсолютизацию вмешательства полиции в область особенного; во-вторых, тотальное вмешательство государства по линии реализации своей

полицейской функции в жизнь каждого гражданина. Как справедливо указывает Л.В. Фивейская, критикуя своего предшественника и соотечественника И.Г. Фихте (1762-1814) за его позицию в части важности обеспечения всеобщего регулирования и контроля государством всех аспектов гражданской жизни, Г. Гегель представляет идею отождествления государства с полицией как недостаточно проработанную с философской точки зрения [4, с. 46].

Что касается полицейского попечения о делах гражданского общества, то примат внимания полиции должен заключаться исключительно в обеспечении всеобщего внешнего порядка, способствующего обеспечению защиты и безопасности масс от противоправного проявления особенных целей и интересов. Отмеченные выводы Г. Гегеля соответствуют суждениям по данному вопросу его современника, немецкого правоведа, полицеиста и сторонника юридического, т.е. правового государства Р. фон Моля [3].

Подводя итог изложенному, представляется необходимым указать:

- во-первых, на важность отмеченных теоретико-правовых и философских концептов Г. Гегеля для более предметного осмысления сущности гражданского общества, ответственности его членов и понимания свободы каждого индивида, с точки зрения свободы реализации своих персональных прав, в соответствии с правами и обязанностями социума в целом;

- во-вторых, на актуальность идеи Г. Гегеля о недопустимости чрезмерных мер полицейского и иного государственного контроля за частной деятельностью каждого гражданина в части реализации им персональных прав, закрепленных в тексте О сновного закона страны и свидетельствующих о демократическом и правовом характере государства, гражданином которого он является.

Литература:

1. Гегель Г. Философия права / Г. Гегель; Пер. с нем.: Ред. и сост.Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. М. : Мысль, 1990. 524 с.

2. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе. Предисловие к изданию 1793 года / И. Кант; Под общей ред. В.Ф. Асмуса // Сочинения в шести томах. М. : Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 716.

3. Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства. СПб. : Печатня В.И. Головина, 1871. 314 с.

4. Фивейская Л.В. Гражданское общество и правоохранительная деятельность в философии права Гегеля / Л.В. Фивейская // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Т. 9. 6А. С. 41-49.

5. Covell C. Hegel on Civil Society / C. Covell // Tsu-kuba Hosei. 2020. № 83. P. 1-8.

Literature:

1. Hegel G. Philosophy of Law / G. Hegel; Trans. from German: Ed. and comp. D.A. Kerimov and V.S. Nersesyants. M. : Mysl, 1990. 524 p.

2. Kant I. About the inherently evil in human nature. Preface to the edition of 1793 / I. Kant; Under the general editorship of V.F. Asmus // Works in six volumes. M. : Thought, 1965. Vol. 4. Part 2. P. 7-16.

3. Mol R. The science of police on the principles of the legal state. SPb. : Printing house of V.I. Golovin, 1871. 314 p.

4. Fiveyskaya L. V. Civil society and law enforcement in Hegel's philosophy of law / L.V. Fiveyskaya // Context and reflection: philosophy of the world and man. 2020. Volume 9. 6A. pp. 41-49.

5. Covell C. Hegel on Civil Society / C. Covell // Tsu-kuba Hosei. 2020. № 83. P. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.