Научная статья на тему 'Социальное партнерство вузов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Социальное партнерство вузов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
581
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL ORPHANHOOD / CHILDREN-ORPHANS / CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Татьяна Владимировна

В статье анализируется процесс становления в России воспитательных и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаются направления развития таких учреждений в целях повышения их эффективности. Особо подчеркивается роль их социального партнерства с высшими учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation of Russian educational institutions for orphans and children without parental care is being analyzed. The directions of mentioned institutions development for rise of its efficiency are being suggested. The role of social partnership between college universities and educational institutions like these is mentioned especially.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство вузов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Татьяна ВОРОБЬЕВА

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В статье анализируется процесс становления в России воспитательных и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаются направления развития таких учреждений в целях повышения их эффективности. Особо подчеркивается роль их социального партнерства с высшими учебными заведениями.

The process of formation of Russian educational institutions for orphans and children without parental care is being analyzed.

The directions of their development for rising its efficiency are being suggested. The role of social partnership between college universities and educational institutions like these is mentioned especially.

Ключевые слова:

социальная ответственность, социальное партнерство, социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; social responsibility, social partnership, social orphanhood, children-orphans, children without parental care.

ВОРОБЬЕВА

Татьяна Владимировна — проректор по воспитательной работе Московской государственной академии делового администрирования vorobjeva@miba.ru

Вся история становления системы призрения детей в России — это история возникновения и развития идей попечительства о детях, родители которых отказались от их воспитания. Социальные потрясения ХХ в. стали причиной возникновения нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты — это дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав (находятся в заключении, страдают тяжелыми, в т.ч. психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам). В 2007 г. в Москве из общего числа выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, 2 256 детей (66%) отобраны у родителей по причине лишения родительских прав (в предшествующие годы эта цифра была в 2 раза ниже).

С начала 90-х гг. ХХ в. Россия занимает первое место в мире по числу брошенных детей. По данным МВД России, в стране 2,5 млн детей-беспризорников, 700 тыс. инвалидов, 14 млн детей, у которых только один родитель, как правило мать; более 2 млн подростков остаются неграмотными. Только с 1990 по 1998 гг. в Российской Федерации численность детей в возрасте до 14 лет сократилась на 5 млн чел., а доля выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, увеличилась: в 1990 г. выявлено 49 105 детей, в 1998 г. - уже 110 9301.

Мечта каждого ребенка-сироты — обретение своей семьи. Для стимулирования семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правительством Москвы были введены стимулирующие выплаты родителям и пособия на детей, предоставлены различные льготы. Тем не менее, несмотря на существующую систему материального стимулирования граждан на создание замещающих семей, число детей, переданных на семейное воспитание, растет крайне медленно. Большие проблемы с семейным устройством возникают для таких групп детей, как дети с ограниченными возможностями, дети из многодетных

1 Парламентские слушания: О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект // Парламентская газета, 2008, 10 июня.

семей, которых нельзя разделять при передаче в семью, дети подросткового возраста.

Одной из причин невысокой эффективности профилактики сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 50% детей, остающихся без попечения родителей, — подросткового возраста), отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными матерями группы риска. Все это говорит о том, что решить проблему социального сиротства государство одно не в состоянии — социальное обустройство детей-сирот и их социализация требуют комплексных мер, затрагивающих не только официальные (государственные) учреждения социальной сферы общества, но и институты гражданского общества, выступающие с добровольческими инициативами по преодолению сиротства как социального явления.

Для решения проблемы социального сиротства необходимо глубокое исследование не только социальных основ и психологических особенностей формирования социально ответственной личности в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правового регулирования социальной адаптации детей-сирот, но и концептуальных основ и приоритетных направлений взаимодействия вузов и образовательных учреждений для социально незащищенных детей, ибо социальное партнерство высших учебных заведений и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призвано реализовать потенциал гражданственности и добровольческих инициатив вузов в решении проблемы социального сиротства в современном российском обществе и в интересах полноценной социализации, формирования социально активной и ответственной личности воспитанников детских домов и иных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей1.

Следует отметить следующие приори-

1 Семья Г.В., Шульга Т.И., Зайцева Н.Г., Венцлавская Я.О. Технологии взаимодействия органов, учреждений и организаций системы профилактики сиротства различной ведомственной принадлежности. Вып. 3. — М. : ООО «Вариант», 2010, с. 7.

тетные направления решения проблемы социального сиротства.

1. Научное переосмысление императивов и приоритетов социальной роли образовательных учреждений с закрытыми социально-педагогическими системами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новых условиях социально-экономического развития российского общества, разработка инновационных проектов социального партнерства с ними высших учебных заведений города Москвы.

Созданные в советский период образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, унаследовали от административной советской системы закрытость социально-педагогических систем детских домов, домов ребенка, интернатов, их ориентированность на коллективизм и идеальные коммунистические нравственные принципы, что сегодня снижает возможности полноценной адаптации детей к новым социальным условиям жизнеде-ятельности.Административно-командные методы руководства во многом изжили себя и требуют создания условий воспитания и развития для каждого ребенка-сироты, максимально приближенных к семейным.

Требуют своего переосмысления подходы к целям и задачам функционирования данных учреждений, переориентация их ролевого предназначения с перспективой превращения в учреждения-посредники между детьми-сиротами и приемными семьями и иными немассовыми организационными структурами, в которых находит свое отражение желание взрослых обеспеченных людей иметь «своих» детей и желание детей-сирот иметь своих «родителей». Именно идея семейного воспитания должна быть положена в основу программы развития всей системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Всемерное развитие социального общения и активное вовлечение воспитанников в социальную, профессиональнонаправленную, культурную, спортивную и иную жизнедеятельность вне пределов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом современной структуры рынка

профессий вузы могут оказать реальную помощь в пересмотре номенклатуры специальностей, осваиваемых детьми-сиротами, и привести их в соответствие с региональными требованиями рынка труда.

Культурная, спортивная деятельность, организация досуга должны сочетаться с потребностями и интересами детей-сирот. В выявлении этих интересов, творческих инициатив, стремления к самореализации у детей-сирот существенную помощь могут оказать студенты-волонтеры высших учебных заведений, находящиеся в постоянном взаимодействии со своими наставниками и с педагогами-воспитателями детских домов и иных учреждений для детей, лишенных родительского попечения.

3. Информационно-аналитическая деятельность вузов в интересах образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление мониторинга эффективности социального партнерства вузов и образовательных учреждений для детей, оставшихся без родительского попечительства.

Информационно-аналитическая деятельность вузов может идти по разным направлениям: от научной разработки и освещения в средствах массовой информации социальных проблем детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, формирования с их помощью позитивного общественного мнения до мониторинговых исследований проблемы социального сиротства в стране, регионе, городе и выполнения заказов на научные социологические исследования и разработки (формирование единого городского заказа на подготовку разных специалистов в рамках единой образовательной концепции).

Проведение регулярных мониторингов и социологических опросов на основе разработанных показателей эффективности социального партнерства вузов и образовательных учреждений для детей, лишенных родительского попечения, позволит выявлять тенденции социального сиротства в стране, регионе, городе, оценивать правильность выбранной стратегии и тактики взаимодействия и корректировать их по мере необходимости. Результаты мониторингов и социологических исследований могут служить основой для формирования баз данных о социальном сиротстве

как общественном явлении в государственных и муниципальных органах социальной защиты населения, семейной и молодежной политики.

4. Информационная поддержка взаимодействия вузов города Москвы и образовательных учреждений для социально незащищенных детей по психолого-педа-гогическому сопровождению полноценной социализации и созданию условий формирования социально ответственной личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимость информационной поддержки социального партнерства вузов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена недостаточной актуализацией проблем социального сиротства в средствах массовой информации. «Непопулярность» темы социального сиротства в журналистских кругах, как следствие, приводит к вольному или невольному ее замалчиванию и рассмотрению ее в основном на уровне научных исследований. Одна из задач вузов — привлечение внимания общественности к профилактике социального сиротства со стороны государства, общественности, институтов гражданского общества.

5. Содействие развитию институтов «детская деревня», опекунства, попечительства и усыновления в целях формирования социально- и семейно-ориентированного пространства для детей-сирот в многодетных приемных семьях.

«Детская социальная деревня» — это особая форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближенная к семейной. Сегодня на территории Российской Федерации они существуют в двух формах: «Детские деревни-SOS» (четыре деревни) в рамках деятельности межрегиональной благотворительной общественной организации «Российский комитет «Детские деревни-SOS», и «Детские социальные деревни». И те и другие создаются и существуют исключительно на благотворительные пожертвования.

6. Привлечение внимания общественных благотворительных фондов, бизнес-структур к необходимости оказания помощи образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.