Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСЛОВИЯ ТРУДА / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА / РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомякова Вера Сергеевна, Гущина Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме трансформации механизмов управления охраной труда и организации социального партнерства в данной сфере в условиях масштабного пересмотра нормативных правовых актов. Проводится анализ роли социального партнерства в оценке потенциальных опасностей производственной деятельности и обеспечении безопасности труда работников. Подчеркивается, что социальное партнерство в области охраны труда становится не только гарантом соблюдения прав и законных интересов работников, но и инструментом управления профессиональными рисками на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF LABOR IN THE CONDITIONS OF THE REGULATORY GUILLOTINE

The article is devoted to the problem of transformation of labor protection management mechanisms and the organization of social partnership in this area in the context of a large-scale revision of regulatory legal acts. The analysis of the role of social partnership in assessing the potential hazards of industrial activity and ensuring the safety of employees is carried out. It is emphasized that social partnership in the field of labor protection becomes not only a guarantor of compliance with the rights and legitimate interests of employees, but also a tool for managing professional risks at enterprises.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ»

Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 65-70. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 65-70.

Научная статья УДК 331.45

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ

1 2 Вера Сергеевна Хомякова , Наталья Владимировна Гущина

1 2

' Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия

1 Veranika.73@mail.ru

2

voropaevan@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме трансформации механизмов управления охраной труда и организации социального партнерства в данной сфере в условиях масштабного пересмотра нормативных правовых актов. Проводится анализ роли социального партнерства в оценке потенциальных опасностей производственной деятельности и обеспечении безопасности труда работников. Подчеркивается, что социальное партнерство в области охраны труда становится не только гарантом соблюдения прав и законных интересов работников, но и инструментом управления профессиональными рисками на предприятиях.

Ключевые слова: социальное партнерство, трудовые отношения, условия труда, риск, управление охраной труда, регуляторная гильотина

Для цитирования: Хомякова В. С., Гущина Н. В. Социальное партнерство в сфере труда в условиях регуляторной гильотины // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). C. 65-70.

Original article

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF LABOR IN THE CONDITIONS OF THE REGULATORY GUILLOTINE

12 Vera S. Khomyakova , Natalia V. Gushchina

1 2

' Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, Russia

1 Veranika.73@mail.ru.

2

voropaevan@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of transformation of labor protection management mechanisms and the organization of social partnership in this area in the context of a large-scale revision of regulatory legal acts. The analysis of the role of social partnership in assessing the potential hazards of industrial activity and ensuring the safety of employees is carried out. It is emphasized that social partnership in the field of labor protection becomes not only a guarantor of compliance with the rights and legitimate interests of employees, but also a tool for managing professional risks at enterprises.

Keywords: social partnership, labor relations, working conditions, risk, occupational safety management, regulatory guillotine

For citation: Khomyakova V. S., Gushchina N. V. Social partnership in the sphere of labor in the conditions of the regulatory guillotine. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 65-70. (In Russ.).

© Хомякова В. С., Гущина Н. В., 2022

В настоящее время в России процесс реализации регуляторной гильотины привел к серьезным трансформациям в сфере трудовых отношений, эти изменения затронули не только взаимодействие между работодателем и работниками, но и функциональные возможности социального партнерства. Изменения касаются как реформирования существовавших, так и формирования новых взаимоотношений и дают качественно иные возможности выстраивания социально-трудовых отношений в процессе управления охраной труда на предприятиях.

Нововведения в трудовом законодательстве обязывают каждого работодателя планомерно внедрять и развивать систему управления охраной труда, ориентированную на превентивное снижение производственных опасностей путем разработки адресных мероприятия, направленных на создание и улучшение условий труда на основе оценки и анализа профессиональных рисков.

Для реализации комплексных мероприятий по охране труда, санитарно-оздорови-тельных мер всем участникам трудовых отношений необходимы знания многоуровневой системы правового регулирования в области охраны труда, промышленной безопасности и социального партнерства в данной сфере.

Сегодня российские нормативно-правовые документы в области охраны труда выстроены в жесткой иерархии, включающей международный, государственный, межотраслевой, отраслевой и локальный уровни, которые тесно связаны. Каждый из уровней регулирует и закрепляет конкретные правовые нормы и требования, устанавливает правила, процессы и процедуры, которые призваны укреплять здоровье и сохранять жизнь работника на протяжении всей трудовой деятельности.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является принцип обеспечения охраны труда как субъективного права каждого работника на сохранение здоровья за счет создания работодателем безопасных и комфортных условий труда и возможности отстаивать данное право перед руководством предприятия.

В социальном значении охраны труда важными становятся не только повышение работоспособности, оптимизация трудовых затрат при соблюдении требований охраны труда, но и защита здоровья работников от возможных производственных рисков.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) с 1 марта 2022 г. действует в новой редакции, которая существенно изменяет подход к управлению охраной труда, основным процессом которого становится работа с профессиональными рисками1. Основной задачей трансформации процессов управления охраной труда становится переход от реагирования постфактум на производственные несчастные случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников [1, с. 72].

В свою очередь, процесс управления профессиональными рисками может быть эффективным только в условиях взаимного сотрудничества работодателя и работников, т. е. в условиях социального партнерства.

Социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений . Сторонами социального партнерства являются работники и рабо-

1 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 июля 2021 г. № 311-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Ст. 23 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N° 197-ФЗ (ред. от 25 февр. 2022 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

тодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством [2].

На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которой на паритетной основе представлены представители профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации действуют региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обязательства сторон социального партнерства на федеральном уровне по ключевым направлениям социально-экономической политики зафиксированы в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. На межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства также заключаются соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, проходят уведомительную регистрацию в Роструде и публикуются на официальных сайтах Минтруда России, Роструда, а также в журнале «Бизнес России», газете «Солидарность» [2; 3].

Практикующие специалисты в области охраны труда на протяжении последних лет акцентируют внимание на том, что «...использование социального партнерства в улучшении условий труда - объективная необходимость сегодняшнего дня, что позволяет значительную часть вопросов регулировать через договоры и соглашения, устанавливая баланс интересов всех его сторон» [4, с. 84].

В течение трудовой деятельности и при возникновении несчастного случая на производстве пострадавшему работнику зачастую необходима помощь в решении правовых вопросов. В таких ситуациях интересы работника может представлять его представитель или доверенное лицо. Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (уполномоченные), избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Особой общностью каждого трудового коллектива является первичная профсоюзная организация как добровольное объединение членов профсоюза, работающих на одном предприятии, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, такое объединение действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Официальным представителем первичной профсоюзной организации является уполномоченный по охране труда, который организует свою деятельность в соответствии с требованиями трудового законодательства. Количество уполномоченных на предприятии определяется в зависимости от фактических условий труда и уровней профессиональных рисков.

Уполномоченные избираются на срок полномочий профсоюзного комитета соответствующей первичной профсоюзной организации открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) из наиболее авторитетных, компетентных и инициативных ее членов.

Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), который по занимаемой должности несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охра-

ны труда в структурном подразделении. Выдвижение уполномоченных в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников осуществляется на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации подразделения.

Уполномоченные осуществляют общественный контроль, как правило, в подразделениях, где они избраны во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами структурного подразделения, в том числе со специалистом по охране труда. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

Предложения уполномоченных по выявленным нарушениям требований охраны труда, направленные в виде «Предложений», рассматриваются руководителями структурных подразделений, которые информируют профсоюзный комитет соответствующей первичной профсоюзной организации и уполномоченных о принятых мерах по устранению нарушений. Уполномоченные два раза в год отчитываются о работе на заседании профсоюзного комитета или на общем профсоюзном собрании.

На многих предприятиях проблемой становится предоставление уполномоченным по охране труда во внутреннем трудовом распорядке предприятия специального времени для контроля за обеспечением надлежащих условий и охраны труда, а также персональный подход к личности и интересам работника, выполняющего данную общественную нагрузку. Уполномоченный должен в обязательном порядке за счет средств работодателя пройти специальное обучение в обучающей организации, имеющей аккредитацию по обучению охране труда руководителей и специалистов. На предприятии уполномоченного необходимо обеспечить специально оборудованным местом для работы с нормативной документацией, правилами, инструкциями по охране труда.

На уровне организаций социально-трудовые отношения в первую очередь регулируются коллективным договором, заключаемым работниками и работодателем, в котором серьезное внимание уделяется профилактике и, в случае возникновения, урегулированию трудовых споров. Зачастую основанием для неурегулированных разногласий между работниками и работодателями становятся неблагоприятные условия труда на рабочих местах и производственные несчастные случаи.

В условиях реализации рискориентированного подхода основной целью охраны труда становится превентивная работа по снижению вероятности получения травмы работником в процессе трудовой деятельности. В целях снижения рисков травмирования одновременно с обязательной специальной оценкой условий труда законодательно введен процесс оценки профессиональных рисков (как коллективных, так и индивидуальных), по результатам которой должен быть разработан комплекс мер, направленных на снижение каждой выявленной опасности до приемлемого уровня.

На большинстве крупных предприятий действующие вредные и опасные производственные факторы были планомерно выявлены в ходе многолетней работы при проведении аттестации рабочих мест, а в дальнейшем - и специальной оценки условий труда. Пришло время оценить вероятность и последствия их влияния на здоровье человека. В этих условиях социальное партнерство становится дополнительным инструментом управления рисками на производстве. Именно работники, выполняющие подчас опасные и вредные производственные операции, могут достоверно определить уровень профессионального риска.

Привлечение работников, реально заинтересованных в снижении профессиональных рисков, к разработке адресных профилактических мероприятий, позволит не только минимизировать материальные затраты на их реализацию, но и достичь максимальной эффективности внедрения.

Изменения в законодательстве, обусловленные реализацией регуляторной гильотины, потребуют и от профсоюзов, важных участников социального партнерства, пристального внимания к вопросам влияния профессиональных рисков на здоровье работников. Особое внимание необходимо уделить организации предприятием медицинских осмотров работающих и обеспечению их лечебно-оздоровительными путевками. С 1 апреля 2021 г. вступил в силу новый документ о проведении медосмотров, который требует кардинального пересмотра контингента работающих, обязанных проходить периодические медицинские осмотры1. В этой связи возрастает ответственность уполномоченных в разъяснении работникам новых требований в отборе персонала, подлежащего обязательным медосмотрам, поскольку в настоящее время происходит процесс сращивания медицинского осмотра и диспансеризации.

С 1 марта 2022 г. ТК РФ делает акцент на информированности работников об условиях труда, существующих профессиональных рисках, предоставляемых средствах индивидуальной защиты, гарантиях и компенсациях. В связи с этим уполномоченные по охране труда, профсоюзные организации как представители работников должны контролировать порядок информирования в соответствии с новыми требованиями, использовать установленные формы и способы.

В заключение отметим, что в условиях серьезной трансформации законодательства и изменения приоритетов деятельности предприятий в области охраны труда очередным этапом развития социального партнерства становится взаимодействие работников, их представителей и работодателей в сфере управление профессиональными рисками. Особое значение приобретают инвестиции в кадры - мотивация работников, уполномоченных лиц посредством участия в решении вопросов охраны труда.

Социальное партнерство в области охраны труда становится не только гарантом обеспечения согласованных действий органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, работодателей, профсоюзов в области охраны труда, поддержкой общественного контроля в соблюдении прав и законных интересов работников, но и инструментом управления профессиональными рисками на предприятиях.

Список источников

1. Хомякова В. С. Трансформация парадигмы управления охраной труда // Образование в области безопасности жизнедеятельности и новых технологий: проблемы и перспективы развития: сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф., Чита, 25 марта 2021 г. Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. С. 70-76.

2. Социальное партнерство в сфере труда // Минтруд России: офиц. сайт. 2022. 9 марта. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/partner// (дата обращения: 20.04.2022).

3. Перечень и тексты действующих отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (по состоянию на 6 мая 2020 года) // Роструд: офиц. сайт. URL: https://rostrud.gov.ru/control/sotrudnichestvo-i-partnerstvo/?ID=892434 (дата обращения: 20.04.2022).

4. Косинова Н. В. Роль социального партнерства в улучшении условий и охраны труда // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 82-84.

References

1. Khomyakova V. S. Transformatsiya paradigmy upravleniya okhranoi truda [Transformation of the occupational safety management paradigm]. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti i novykh tekhnologii: problemy i perspektivy razvitiya. Chita, Zabaikal'skii gosudarstvennyi universitet, 2021, pp. 70-76. (In Russ.).

1 Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры [Электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 28 янв. 2021 г. № 29н (ред. от 1 февр. 2022 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Sotsial'noe partnerstvo v sfere truda [Social partnership in the sphere of labor]. MintrudRossii. 2022. (In Russ.). Available at: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/partner// (accessed: 20.04.2022).

3. Perechen' i teksty deistvuyushchikh otraslevykh (mezhotraslevykh) soglashenii, zaklyuchennykh na federal'nom urovne sotsial'nogo partnerstva (po sostoyaniyu na 6 maya 2020 goda) [List and texts of current sectoral (intersectoral) agreements concluded at the federal level of social partnership (as of May 6, 2020)]. Rostrud. (In Russ.). Available at: https://rostrud.gov.ru/control/sotrudnichestvo-i-partnerstvo/?ID=892434 (accessed: 20.04.2022).

4. Kosinova N. V. Rol' sotsial'nogo partnerstva v uluchshenii uslovii i okhrany truda [The role of social partnership in improving working conditions and labor protection]. Omskii nauchnyi vestnik. 2013, no. 2 (116), pp. 82-84. (In Russ.)

Информация об авторах В. С. Хомякова — кандидат философских наук, заведующая кафедрой техносферной и экологической безопасности, Уральский государственный аграрный университет; Н. В. Гущина - старший преподаватель кафедры техносферной и экологической безопасности, Уральский государственный аграрный университет.

Information about the authors V. S. Khomyakova - Candidate of Philosophical Sciences, Head of the Department of Technosphere and Environmental Safety, Ural State Agrarian University;

N. V. Gushchina - Senior Lecturer at the Department of Technosphere and Environmental Safety, Ural State Agrarian University.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 14.09.2022; принята к публикации 15.09.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 14.09.2022; accepted for publication 15.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.