Научная статья на тему 'Социальное партнерство в инклюзивном образовании'

Социальное партнерство в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1778
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова А.В.

В статье автор раскрывает принцип работы в системе инклюзивного образования. Раскрыто содержание взаимодействия педагогического, медицинского, общественного и родительского сообществ в социализации, адекватной возможностям детей с ОВЗ как базисной основы развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в инклюзивном образовании»

Социальное партнерство в инклюзивном образовании

Михайлова А. В.,

директор,

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №8 "Аленушка"» Верхневилюйский улус (район), Республика Саха (Якутия), Россия

Аннотация. В статье автор раскрывает принцип работы в системе инклюзивного образования. Раскрыто содержание взаимодействия педагогического, медицинского, общественного и родительского сообществ в социализации, адекватной возможностям детей с ОВЗ как базисной основы развития личности.

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача - создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения. Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства в ДОУ и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума, сложившуюся ситуацию в Верхневилюйском улусе.

При реализации инклюзивной практики мы разработали проект. Основной целью данного проекта является обеспечение организационно-образовательных условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития, способствующих развитию каждого из ее участников.

Проект нацелен на продуктивное взаимодействие педагогического, медицинского, общественного и родительского сообществ в социализации, адекватной возможностям детей с различными ОВЗ как базисной основы развития личности. Также объединение общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы ДОУ в Верхневилюйском улусе по социализации детей с различными ОВЗ.

Психолога - педагогическая помощь ребенку с проблемами здоровья наиболее эффективна, если она начата как можно раньше. Системный подход психолога -педагогической работы может явиться хорошей базовой основой для дальнейшего успешного продвижения ребенка - дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в его полноценной социальной адаптации в обществе сверстников и подготовке к школьному обучению. Совместная социализация здоровых детей и детей - инвалидов и детей с ОВЗ позволит сохранить ребенку с ОВЗ общения с обществом сверстников, помочь приобретению социального опыта и взаимодействию с сверстниками в видах детской деятельности как двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно - исследовательской, музыкально - художественной.

Инклюзивная образовательная вертикаль - построение взаимодействия между учреждениями разных уровней, типов и видов, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится как взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи. Мы хотим раскрыть важность инклюзивной образовательной вертикали при помощи социального партнерства в условиях села. Объединение общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри ДОУ, педагогическим коллективом и родителями позволило осуществить инклюзивную вертикаль, Таким образом, продуктивное сотрудничество различных социальных институтов села может решить медико-социальные, психолога -педагогические проблемы детей с ОВЗ

Основные направления деятельности ДОО для помощи детям с ОВЗ предполагает следующие:

— создание экспресс-системы для выявления детей группы риска по социально-психологической дезадаптации, в частности детей неготовых к началу школьного обучения на ранних этапах (в возрасте 4-5 лет), в том числе детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

— создание прогностических оценок развития (в том числе прогностическая оценка "позитивного" здоровья) детей младшего дошкольного возраста их соответствия возрастным;

— организацию консультативно-диагностической и развивающей, коррекционной помощи детям дошкольного возраста непосредственно в ДОУ;

— внедрение в программы подготовки детей к началу обучения в школе превентивных программ развития базовых составляющих психологической и психофизической готовности к началу обучения.

В итоге, хочется подчеркнуть, что сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса ДОУ является основным фундаментом принципа построения инклюзивного образования, в котором каждый член педагогического сообщества и родители несут ту или иную ответственность за успех общего дела. Развитие инклюзивного образования невозможно без сетевого взаимодействия образовательных учреждений для психолого-педагогической поддержки и коррекционной работы, начиная от раннего возраста ребенка с ОВЗ, развития социального партнерства, поддержки и участия социальных учреждений и общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также семей, в которых живут эти дети.

Создание инклюзивного образовательного пространства позволяет укрепить позиции самого ДОУ, так как оно начинает не только оказывать поддержку большему контингенту детей, но и выигрывает образовательный процесс ДОУ. Повышается уровень профессиональной компетентности воспитателей, помощников воспитателей и специалистов в силу необходимости освоения новых организационных форм поддержки, освоения технологий интенсивного обучения родителей.

Литература

1. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями// Социологическое исследования. 2004,с. 127-132.

2. Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей, 2006.

3. Волосовец Т.В., Кутеповова Е.Н.Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении. 2010.

4. Ярская- Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Интегрированное образование детей-инвалидов// Социологическое исследования. 2004.

5. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения/материалы международной научной - практической конференции. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.