Научная статья на тему 'Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ'

Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ДЕФЕКТ / ФГОСТ / СОЦИУМ / "ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садретдинова Эльвира Азамовна, Сабирова Гельназ Мамлемзановна, Каюмова Эльмира Рузбековна

Цель работы заключается в описании проблемы инклюзивного образования в МБДОУ №113, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие инклюзивного образования в условиях детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ»

Организация инклюзивного образования в условиях ДОУ

Садретдинова Эльвира Азамовна, Сабирова Гельназ Мамлемзановна, Каюмова Эльмира Рузбековна

МБДОУ №113, г.Казань

Ключевые слова:

инклюзивное образование, коррекция, дефект, ФГОСТ, социум, «особенные дети». Аннотация:

Цель работы заключается в описании проблемы инклюзивного образования в МБДОУ №113, рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие инклюзивного образования в условиях детского сада.

Введение:

Сегодня термин «инклюзивное образование» мы слышим все чаще. Инклюзивное образование в педагогической практике актуальная тема. Инклюзивное образование как педагогическая система, в которой соединяются специальное и общее образование с целью создания благоприятных условий в преодолении у детей социальных последствий, генетических и биологических дефектов развития была обоснована уже в 30м году Л.С.Выготским. «Инклюзивное» образование- это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но иразных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному плану. В основе инклюзивного образования лежит идеология, в котором исключается любая дискриминация ребенка, который имеет особенности в развитии, и для него создаются особые условия. В процессе внедрения инклюзивного образования, «особенные дети» получают возможность коррекционно-медицинской помощи, родители данных детей так же могут рассчитывать на консультативную помочь. Данное образование по собой подразумевает, что эти дети получают право жить полноценной жизнью: у них появляется возможность общаться со сверстниками, не ездить далеко в коррекционные центры, но и самое главные, данных детей социум уже будет готов воспринимать такими какие они есть. Хотя я в системе дошкольного образования с 1998 года, с проблемой инклюзивного образования столкнулась впервые в 2014 году. В наш детский сад поступил ребенок с ОВЗ. У ребенка синдромальная форма МВПР, синдром Гольденхара. В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения. Изучив много литературы, мы выяснили одно: хотя и с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, много говорится об инклюзивном образовании, а на практике нет пособий для специалистов, и педагоги сталкиваясь с данной ситуацией, должны потратить немало усилий, чтобы изучить литературу и не всегда находят хорошие подходы, чтобы оказать раннюю коррекционную помощь детям с особенными педагогическими потребностями, помочь в социализации в сообществе сверстников, социуме в целом.

Цель:

Главная наша цель была в том, чтобы создать благоприятные условия для комфортного

пребывания ребенка с ОВЗ с остальными детьми в одном коллективе (в группе сверстников). Была создана инклюзивная группа. Ее основной целью являлась социализация и интеграция в широком аспекте понимания детей с ОВЗ в обществе. При этом одной из основных задач была создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в нашем учреждении.

Результат:

Мы выбрали индивидуальные и коллективные формы работы с детьми по основным образовательным областям рабочей учебной программы, самостоятельно разрабатываемой участниками образовательного процесса. Образовательная деятельность проходит на основе партнерских взаимоотношений с детьми, где гармонично сочетаются развивающие и коррекционные подходы в обучении. Оказывая раннюю коррекционную помощь ребенку с особенными педагогическими потребностями, мы стали замечать, что данный ребенок потихоньку социализируется в сообществе сверстников, в социуме в целом. На сегодняшний день, дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». Для наших детей опыт совместной деятельности с «особенным» ребенком формирует активную жизненную позицию, способствует проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья начал раскрыться, открывать себя для себя и для других. Ребенок повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

Принципы работы:

Индивидуальный подход - только при индивидуальном подходе можно достичь какого - либо результата, разрабатывается индивидуальный планы работы с данным ребенком, в котором используются все оптимальные формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей данного ребенка. Толерантность (понимание инвалидности) - учитываются равные права и равные возможности для всех членов общества. Это означает, что ребенок с особыми образовательными потребностями имеет возможность обучаться среди нормально развивающихся сверстников. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и у других формируется определенная степень социальной зрелости и понимания факта, что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников - создание оптимальных условий для взаимодействия всех воспитанников группы и их родителей. Тесное сотрудничество с родителями воспитанников (партнерское взаимодействие)- установление доверительных отношений с родителями ребенка. Оказание им поддержки, консультирование по вопросам воспитания и обучения особенного ребенка. Междисциплинарный подход- вся развивающая среда в нашей группе направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В группе детского сада имеются разнообразные зоны и уголки. Вариативность развивающей среды ДОУ позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Заключение:

Таким образом, на примере нашего детского сада, перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных учреждений комбинированного вида в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования. Педагоги должны понимать, что между детьми не должны быть разграничений по здоровью, XXI век - это век высоких технологий, в котором была реализована доступная среда. Педагоги как люди, которые принимают участие в создании нашего будущего, как никто другой должны понимать проблему данных детей, уважать и признать их права на дошкольное образование, хотеть и быть готовыми включить их в детское сообщество, и не позволять спрятать этих детей за стенами специального учреждения или оставлять дома, стоящими у окна и наблюдающими за

сверстниками. Список литературы:

1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92

2. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко. - (Психология формирования личности) // Психология обучения. - 2010. ^ 10. -С. 46-56.

3. Кутепова Е. Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики / Е. Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. -2011. - N 1. -С. 103-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.