Научная статья на тему 'Социальное партнерство в деятельности образовательного учреждения'

Социальное партнерство в деятельности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна

Образовательная система, работающая в режиме социального партнерства, становится активным субъектом саморазвития и развития социума. Определено, что ожидаемыми результатами проектной деятельности для организации и субъектов в рамках социального партнерства являются создание эффективной системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в образовательной системе социального партнерства, и организация специальной психолого-педагогической, организационно-педагогической, управленческо-педагогической помощи преподавателям, студентам, родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в деятельности образовательного учреждения»

УДК 378

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (cveta-ts@yandex.ru)

Образовательная система, работающая в режиме социального партнерства, становится активным субъектом саморазвития и развития социума. Определено, что ожидаемыми результатами проектной деятельности для организации и субъектов в рамках социального партнерства являются создание эффективной системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в образовательной системе социального партнерства, и организация специальной психолого-педагогической, организационно-педагогической, управ-ленческо-педагогической помощи преподавателям, студентам, родителям.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, проект, проектная деятельность, социальное партнерство

Социокультурные функции образования в условиях модернизации основаны на понимании системы образования как сферы общественной практики, части социокультурной среды и ее компонентов (культуры, экономики, молодежной политики и др.), как системного интегратора деятельности сферных организаций (социальных заказчиков, партнеров, экспертов оценки качества и эффективности образовательных потребностей и услуг), как инфраструктуры общественного развития, которая обеспечивает динамику разнообразия и дифференциации образовательных услуг, технологии социализации и воспитания личности, развития региональной общественной и социокультурной системы.

Сущность современной парадигмы профессионального образования как проектировочная основа для разработки программ социального партнерства направлена на перевод системы образования от человека-средства к человеку-цели, что предполагает:

- одной из приоритетных задач образования считать владение обучающимися методологией творческой деятельности, методологией прогнозирования и проектирования условий, процессов и результатов будущей профессиональной деятельности;

- научную основу деятельности систем и субъектов профессионально-педагогического образования прогнозировать и проектировать на концепциях психологии инновационного мышления, мысленном эксперименте, технологии творчества.

Образовательная система, работающая в режиме социального партнерства, становится активным субъектом саморазвития и развития социума.

Для предпроектной ситуации эффективного функционирования образовательного учреждения высшего образования характерно:

- направленность на передачу новому поколению знаний и опыта, улучшение копии настоящего, приобретение знаний, умений, навыков как цели образования в готовом виде, жесткость и заданность образовательно-воспитательных программ, обособленное функционирование подразделений учебного заведения, единичные нововведения извне как локальные программы изменений;

- выделение главной задачи человека в образовании как понимание сущности мира, науки, производства с целью изменения для удовлетворения потребностей личности и общества, обеспечение профессиональной подготовки людей, занятых в сфере науки и производства;

- понимание гуманизации образования как приобщение личности к науке и производству, освоение способов деятельности, механизмов трансляции и репродукции, в которых запрограммированы все действия человека;

- ориентация системы на среднестатистического обучаемого, оценка результатов деятельности с точки зрения социально-нормативных требований.

Развивающаяся организация выбирает стратегию изменений в ряде направлений:

- системе целеполагания коллективов и партнеров;

- организационной структуре и условиях труда;

- системе ресурсного обеспечения образовательного процесса, процессов социализации личности в образовании;

- расширении и углублении партнерских связей и отношений;

- модернизации содержания образования и технологий взаимодействия, обучения, воспитания, управления процессом и системами;

- проектировании моделей и механизмов формирования профессиональной направленности, профессионального становления дополнительного образования, организации свободного времени, педагогической среды и др.;

- проектировании индивидуальных маршрутов саморазвития, карьерного и профессионального роста.

Социальное партнерство в деятельности образовательного учреждения передает часть функций социальной сферы системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, что актуализирует исследования проблем ресурсного обеспечения стратегий социально-педагогического развития личности и социума через образование и позволяет выстроить системные связи философии образования, социологии образования, теории и практики социального управления, психологии управления.

Проблемно-ориентированный анализ теории и практики социального партнерства как способа организации эффективного взаимодействия образовательного учреждения и социума дает возможность выделить наиболее приоритетные и решаемые в условиях программно-целевой деятельности направления развития организации:

- проблема стратегического развития образовательного учреждения обеспечивает перевод образования из сферы услуг в средство и технологию социальной политики по социализации, воспитанию и развитию обучающихся;

- проблема проектирования развития социального партнерства как сложной, динамичной системы в профессиональном образовании позволяет обеспечить включение каждого студента в учебную работу и формирование у него умений учиться, используя современные информационные и образовательные технологии, формирование ценностей здорового образа жизни, привычек здоровьесберегающего поведения;

- проблема определения качества и ресурсов обеспечения проектной деятельности образовательного учреждения как системы социального партнерства позволяет определить социальные функции образования и его партнеров, формировать новый тип отношений образовательного учреждения и социума, систему прогнозов и механизмы реализации моделей развития образовательного учреждения как социально - педагогические технологии педагогизации среды социума;

- проблема разработки критериев оценки промежуточных и конечных результатов проекта развития системы социального партнерства позволяет определить уровень ответственности образовательного учреждения за результаты работы, проводимые в обществе, границы возрастной, психической, физиологической, социальной нормы взаимодействия в образовательном пространстве, механизмы управления качеством образования.

Интеграция разных типов и форм содержания образования в образовательном учреждении социального партнерства позволяет оптимизировать и рационализировать процесс преподавания за счет модернизации образовательных программ и внедрения технологий нового поколения, нового типа содержания образования, которое бы способствовало развитию мышления, сознания, познания и способов действий обучающихся.

Интеграция содержания образования позволяет ввести в систему новые типы знаний, ликвидировать отставание системы образования от существующего процесса развития науки и практики.

Процесс обновления содержания образования в образовательной системе социального партнерства задает смысл учебной деятельности, позволяет прогнозировать модели объединения студентов, преподавателей, партнеров по образовательной деятельности и родительскую общественность в единую общность, члены которой разделяют общие цели развития, поиска, участвуют в совместных проектах и имеет концептуальную основу, смысл которой раскрывают проектные идеи.

Потенциальными и действующими партнерами образовательного учреждения являются педагоги, студенты, родители, сфера здравоохранения, сфера социальной защиты, средства массовой информации, система повышения квалификации специалистов образования, органы административной власти.

Перед партнерами стоят задачи:

- образование превращается в систему социальных технологий и выступает ядром внутренней интеграции (подструктуры и субъекты вуза), ядром внешней интеграции (базовые отрасли и ведомства на всех уровнях управления),

- образование через механизм социального партнерства включает подрастающее поколение в новые и перспективные, социально значимые виды труда и профессий, конструктивные способы разрешения конфликтов, проблем социализации в социуме;

- на основе открытых социальных проектов в образовательной системе социального партнерства осуществляется новый тип образования.

Также, актуализируются проблемы и задачи воспитания в системе социального партнерства:

- выравнивание следствий асоциальности информационного общества, бездуховной информации;

- проектирование здорового социума вокруг зон становления и взросления личности, безопасной социальной среды;

- обеспечение адаптивной социализации, самоопределения личности в здоровом социуме, анализ состояния реализации прав и свобод обучающегося и коррекция этого состояния силами образования.

Ориентировочной основой для проектирования моделей и механизмов воспитания в системе социального партнерства могут послужить разработанные в теории социальных систем три модели технологий социального партнерства.

Административно-идеологическая технология предполагает прямое прикрепление к организованным молодежным объединениям производственных и других структур, что позволит решать эффективно и системно культурно-социальные задачи, обеспечить мотивацию на образовательно-развивающие услуги системы образования и партнеров, сгладит комплекс отчуждения образования и социума.

Социализационная технология признает, что дифференциация общества будет продолжаться по этническому, конфессионному, социальному, социокультурному направлениям, поэтому целесообразно осуществлять в образовании программы социализации личности в определенное сообщество, формирования чувства толерантности (терпимости) по отношению к другим мировоззренческим позициям и ценностям, разработки стандартов социальной компетентности молодежи и подростков в моделях и механизмах социального партнерства.

Таким образом, ожидаемыми результатами проектной деятельности для организации и субъектов в рамках социального партнерства являются создание эффективной системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в образовательной системе социального партнерства, и организация специальной психолого-педагогической, организационно-педагогической, управленческо-педагогической помощи преподавателям, студентам, родителям.

Технология самоопределения личности в изменяющемся социуме наиболее перспективна в современных условиях модернизации многоуровневой системы образования, так как позволяет проектировать и решать следующие воспитательные задачи в условиях социального партнерства:

- проектирование вокруг образовательных систем здорового и эффективно работающего социума в виде общностей, проектных групп, коалиций представителей разных социальных и профессиональных групп населения;

- создание разнообразных общностей вокруг самоопределяющейся личности;

- решение задач позиционного самоопределения студентов через создание «дружественных общественных сред взросления»;

- создание вокруг муниципальных образовательных учреждений и в системе воспитательной работы образовательного учреждения инфра-структурно-сетевых проектов, обеспечивающих формирование безопасной среды взросления, в которой можно получить представление о зоне ближайшего развития, разнообразные консультации, информации, задания для участия в проектах, правовую помощь, помощь в профориентации;

- обеспечение государством в лице образования равных возможностей для всех по отношению к собственному будущему и освоению богатств культуры.

Список литературы

1. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.

2. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Образовательная система: управление и социальное партнерство: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

3. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7 (часть 5) - С. 888-890

Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: The educational system operating in the mode of social partnership is becoming an active subject of self-development and the development of society. It was determined that the expected results ofproject activities for the organization and subjects within the framework of social partnership are the creation of an effective system of individual psychological and pedagogical support for students at all stages of training in the educational system of social partnership, and the organization of a special psychological, educational, organizational, pedagogical, managerial and pedagogical assistance teachers, students, parents. Keywords: professional and pedagogical education, project, project activity, social partnership

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.