Научная статья на тему 'Социальное партнерство полиции и общества как принцип социокультурного реформирования и совершенствования правоохранительной деятельности'

Социальное партнерство полиции и общества как принцип социокультурного реформирования и совершенствования правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЛОВА: ПОЛИЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВО / РЕФОРМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / POLICE / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIETY / REFORM / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скляров Алексей Сергеевич

Рассматривается проблема партнерского взаимодействия общества и правоохранительной системы. Обосновывается концепция реформирования не отдельно взятого института, а сложи-вшейся практики взаимодействия. Указывается, что для наибольшей эффективности деятельности по обеспечению правопорядка в обществе необходимо формирование партнерских отношений между населением и полицией, которая призвана обеспечивать охрану прав и свобод личности. Анализируются предпосылки формирования конструктивного социального партнерства между институтом полиции и гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership of the police and society as a principle of social-cultural reformation and improvement of law enforcement activity

This publication deals with the problem of partnership interaction between society and law enforcement. The initial idea is the concept of reforming not a single institution, but the established practice of interaction. For the greatest effectiveness of law enforcement in society, it is necessary to form partnerships between the population and the police, which are designed to protect the rights and freedoms of the individual. The article discusses the prerequisites for the formation of a constructive social partnership between the police institute and citizens.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство полиции и общества как принцип социокультурного реформирования и совершенствования правоохранительной деятельности»

Скляров Алексей Сергеевич

Социальное партнерство полиции и общества как принцип социокультурного реформирования и совершенствования правоохранительной деятельности

Рассматривается проблема партнерского взаимодействия общества и правоохранительной системы. Обосновывается концепция реформирования не отдельно взятого института, а сложившейся практики взаимодействия. Указывается, что для наибольшей эффективности деятельности по обеспечению правопорядка в обществе необходимо формирование партнерских отношений между населением и полицией, которая призвана обеспечивать охрану прав и свобод личности. Анализируются предпосылки формирования конструктивного социального партнерства между институтом полиции и гражданами.

Ключевые слова: полиция, социальное партнерство, общество, реформа, социальные институты.

Social partnership of the police and society as a principle of social-cultural reformation and improvement of law enforcement activity

This publication deals with the problem of partnership interaction between society and law enforcement. The initial idea is the concept of reforming not a single institution, but the established practice of interaction. For the greatest effectiveness of law enforcement in society, it is necessary to form partnerships between the population and the police, which are designed to protect the rights and freedoms of the individual. The article discusses the prerequisites for the formation of a constructive social partnership between the police institute and citizens.

Key words: police, social partnership, society, reform, social institutions.

Несмотря на проведенную реформу системы ОВД, претензии к правоохранительным органам со стороны общества все же остаются. Однако, на наш взгляд, реформа не должна производиться в одностороннем порядке. Для достижения обоюдовыгодной цели - поддержания правопорядка наиболее эффективными методами - необходима двусторонняя реструктуризация и реорганизация практики взаимодействия правоохранительной системы и общества.

Российское государство является гарантом успешного функционирования правовой системы, обеспечивающей охрану прав и свобод населения. Этот процесс осуществляется органами публичной власти в партнерстве с населением и различными социальными структурами. Основным органом публичной власти, призванным обеспечивать возможность реализации населением своих прав и свобод, выступает полиция, деятельность которой направляется Конституцией РФ.

Полицейская деятельность имеет наибольшую эффективность при условии поддержки и доверия населения, что подразумевает формирование социальных партнерских отноше-

ний. Процесс совершенствования взаимодействия между полицией и населением в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан выступает приоритетным в развитых странах. Здесь можно отметить следующую закономерность: с одной стороны, для создания системы конструктивного социального партнерства необходимо доверие граждан к социальному институту полиции, с другой же - именно такое социальное партнерство, помогая обеспечить безопасную социальную среду, выступает стимулом роста доверия граждан к полиции. Таким образом, можно говорить, что этот процесс взаимоопределяющий.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в качестве своей основной задачи определяет выстраивание такой системы взаимоотношений общества и полиции, в рамках которой все государственные и полицейские структуры активно сотрудничают для достижения правопорядка и общественного спокойствия, совместно предотвращают и раскрывают преступления и способствуют снижению в обществе уровня страха перед преступностью, социально-бытовыми конфликтами и возможностью получения телесных повреждений [1].

189

В качестве основной предпосылки партнерства населения и полиции можно выделить необходимость повышения уровня вовлеченности общества в деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности [2]. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества в своей основе опирается на качество доверия граждан к полиции. Полиция же, осуществляя свою правоохранительную деятельность, сотрудничает с институтами гражданского общества. В.И. Гавриленко отмечал, что для демократического общества мерилом эффективности власти выступает качество ее взаимодействия с гражданским обществом [3].

В то же время исследователями отмечается следующая тенденция: «Сегодня как учеными, изучающими закономерности развития правоохранительной сферы, так и практиками правоохранительной деятельности все больше осознается тот факт, что именно социальное партнерство является тем ключевым звеном, "потянув" за которое, можно решить целую цепь проблем в деле борьбы с преступностью» [4].

Сущность явления социального партнерства может быть раскрыта через понятия социальных отношений, социального управления, социального института и смежные понятия. Социальное взаимодействие выступает фундаментальной категорией, которая определяет построение общества, социальных отношений как между отдельными членами общества, так и между социальными группами, а также внутри различных по количеству социальных групп.

Социальное взаимодействие, согласно П.А. Сорокину, включает такие элементы, как целевые установки социального взаимодействия каждого участника, сами субъекты социального взаимодействия, стимулы и ожидания совместной деятельности. Сорокин отмечает, что «в процессе взаимодействия между социальными субъектами осуществляется обмен материальными благами, идеями, информацией, полномочиями, а также различными видами деятельности и т.д.» [5, с. 126].

Т. Парсонс в своих исследованиях социального взаимодействия пришел к выводу, что реализация социального взаимодействия напрямую зависит от базовых культурных ценностей и стандартов, которые могут формироваться внутри системы либо преподноситься извне [6].

Категория «социальное партнерство» начала разрабатываться исследователями в се-

редине XX в. Она отражала проводимые государством социальные реформы, вызванные потребностью урегулирования экономических и социальных противоречий развития общества. На тот момент для производственно-экономической сферы были характерны конкурентные отношения, отдельные индивиды и социальные группы стремились доказать свое превосходство. Этот общий соревновательный дух привлек внимание социологов, которые стали исследовать политический, экономический и идеологический аспекты данного феномена. Однако в то время предметное поле подобных исследований было ограничено трудовыми отношениями между наемным работником и предпринимателем.

Исследования феномена социального партнерства учеными проводятся с помощью различных подходов. Так, В.А. Михеев в своих работах представляет социальное партнерство в виде формы цивилизованных отношений в рамках социально-трудовой сферы. Такая форма отношений обеспечивает согласованность интересов всех участников социальной деятельности, а также государственных управляющих органов и муниципальных образований. Осуществляется это посредством заключения соглашений, которые направлены на достижение общей цели политического и социально-экономического развития [7]. С помощью такого подхода социальное партнерство рассматривается применительно к конкретным сферам общества (государственная молодежная политика, гражданское общество, безопасность населения и т.п.). Здесь социальное партнерством анализируется в рамках определенной предметной деятельности в конкретной сфере. Исследователи отмечают, что в этом случае речь идет о том, что «социальное взаимодействие, методы и технологии партнерства должны направляться на решение практических разноуровневых, но схожих по содержанию задач в определенной области жизнедеятельности общества» [4]. Данный подход представляет собой методологическую базу для выстраивания не только системы социального партнерства в правоохранительной практике, но также и моделей согласования действий социальных субъектов в сфере противодействия преступности (в качестве примера можно привести меры по предупреждению и профилактике правонарушений среди молодежи).

В рамках еще одного подхода исследователи анализируют социальное партнерство в качестве конструктивной деятельности представителей различных сфер общества (на-

190

пример, предпринимательское сообщество, гражданское общество, государство в целом и т.п.), которая представляет выгоду не только для каждой стороны взаимодействия, но и для населения той территории, где она осуществляется [8]. Однако у подобного подхода есть и минус, заключающийся в том, что социальное партнерство рассматривается слишком узко, «лишь в границах взаимодействия социальных субъектов, представляющих интересы различных секторов социума и сотрудничающих между собой лишь по поводу социальных проблем» [4]. Соответственно, и ряд понятий, в том числе и понятие «общественный сектор», остаются нераскрытыми авторами этой концепции.

Существует также универсальная концепция исследования социального партнерства. Она была сформирована в сфере социологии управления и представляет собой наиболее полное отражение сущностных признаков исследуемого феномена. Универсалисты рассматривают социальное партнерство в качестве социального института, в рамках деятельности которого формируется определенный тип социальных отношений, которые развивают систему согласованных действий и процесс для достижения положительного результата сотрудничества субъектов социального партнерства. Здесь «сущность социального партнерства сводится к отношениям постоянного согласования повседневной практической деятельности, основной целью которой является решение общих задач» [9].

Общепринятым определением такого явления, как социальное партнерство, можно считать следующее: «Социальное партнерство представляет собой вид общественных отношений между большими социальными группами, между государством, структурами гражданского общества, предпринимательским сообществом для достижения определенных целей» [4]. Механизмы социального партнерства помогают в разрешении управленческих проблем различных сфер социальной жизни общества путем достижения согласия в интересах различных сторон социального взаимодействия.

Несмотря на возрастающий интерес к данному явлению, на его актуальность ввиду наличия ряда проблем совместного взаимодействия социальных структур в сфере противодействия преступности, социальное партнерство в правоохранительной сфере все еще плохо изучено. Подобное положение дел объясняется несколькими факторами. В пер-

вую очередь, существенен тот момент, что в рамках правоохранительных структур отношения носят характер соперничества, зачастую сопровождающегося конфликтами. Во-вторых, структуры гражданского общества и предпринимательства до сих пор полностью не осознают, что потребность общества в безопасности является базовой, а источником опасности выступает, в первую очередь, преступность. Также важен тот факт, что органы власти, управления и государство в целом не подготовлены эффективно осуществлять деятельность по координации социального партнерства.

Сущность социального партнерства в правоохранительной сфере, по мнению исследователей, заключается в «механизме управления правоохранительной сферой, в совокупности взаимообусловленных социальных действий всех заинтересованных в борьбе с преступностью субъектов» [4]. Здесь социальное взаимодействие выступает ключевым аспектом системы управления процессами в правоохранительной сфере.

В качестве основного условия координации взаимодействия субъектов общества, позволяющего обеспечить безопасность общества от преступных угроз, выступают культурные и правовые стандарты, разделяемые большинством участников этих отношений. Эти стандарты выступают мерилом адекватности оценки правоохранительной обстановки как в стране, так и в регионах.

Очевидно, что залогом успешного социального партнерства выступает общее базовое мировоззрение, которое и определяет желанный уровень безопасности в обществе. В качестве условия взаимодействия субъектов выступают законодательство, а также морально-нравственные и культурные социальные установки.

Стоит также дифференцировать понятие «партнерство» и такие понятия, как «взаимодействие», «координация». Партнерство может не исчерпываться лишь взаимодействием социальных субъектов в правоохранительной сфере. Эксперты отмечают: «Взаимодействие характеризуется распределением трудовых функций между сотрудниками, статусами и ролями сотрудников правоохранительной организации, взаимодействием, регламентированным и обусловленным спецификой разделения и интеграцией их труда. Уникальность же совместной деятельности при социальном партнерстве, в отличие от взаимодействия, определяется особым способом и специфическими формами реализации совместной деятельно-

191

сти в целях противодействия преступности» [4]. Координация же наравне с организацией, планированием и целеполаганием представляет собой лишь функцию системы социального партнерства, ее элемент.

Также важен тот факт, что содержательная сторона социального партнерства может быть оценена по-разному. В первую очередь, это касается сторон, не занятых в правоохранительной сфере либо разделенных друг от друга территориально. Здесь можно говорить о том, что социальное пространство может осуществляться как в непосредственном контакте, так и дистанционно (второй вариант подразумевает общий стратегический план и целевую программу). Также важным выступает фактор непрерывности социального партнерства - оно может быть осуществлено как единожды, так и на регулярной основе.

В рамках изучения социального партнерства исследователи также дифференцируют добровольное социальное взаимодействие и обусловленное нормативными правовыми актами. Однако наиболее важным здесь выступает то, что социальный потенциал должен быть реализован в интересах социума, на фундаменте базовой потребности в безопасности. Добровольность же здесь выступает факультативным элементом социального партнерства в сфере правоохранительной деятельности.

Таким образом, социальное партнерство можно определить как «вид общественных отношений и специфический по формам реализации способ совместной деятельности правоохранительных и иных социальных субъектов в лице структур гражданского общества, бизнес-сообщества и муниципальных образований в целях выявления и разрешения проблем противодействия преступности и обеспечения желаемого уровня безопасности общества от криминальных угроз» [4].

Для изучения конкретных форм проявления социального партнерства необходима классификация. Исследователем А.Ю. Ховриным [10] для классификации социального партнерства в правоохранительной сфере были предложены

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом. URL: http://polis.osce.org (дата обращения: 21.11.2018).

2. Щеголева Н.В. Полиция и общество: система и люди // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 267-269.

следующие критерии. Во-первых, социальное партнерство можно дифференцировать по количеству взаимодействующих субъектов: межгрупповое, многостороннее, партнерство двух и более социальных субъектов. Во-вторых, в зависимости от характера инициирования структур социального партнерства можно различать нормативно предписанное и инициативное взаимодействие. В-третьих, социальное партнерство в правоохранительной сфере может быть дифференцировано с точки зрения конструктивного (направленного на кардинальное решение проблем правоохранительной сферы) и нейтрального (нейтрализация факторов, которые провоцируют асоциальное или антисоциальное поведение отдельных социальных групп) подходов. В-четвертых, социальное партнерство может быть различимо по однородности его участников (в данном случае речь идет о социальном статусе, который может быть либо равным, либо различным). В-пятых, одним из критериев видового разделения социального партнерства является принадлежность к социальным сферам (межсферное и внутрисферное партнерство). В-шестых, классификацию социального партнерства можно проводить на основании отнесенности субъектов (межсекторное и внутрисекторное). В-седьмых, количество реализуемых функций позволяет выделить монофункциональное или полифункциональное социальное партнерство. И, наконец, восьмой критерий классификации социального партнерства в сфере права - временной (непрерывное, однократное, периодически повторяющееся партнерство).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в правоохранительной сфере имеет важное значение, так как способствует успешному выполнению работы правоохранительных органов. Повышая вовлеченность населения в систему взаимодействия в рамках правоохранительной сферы, органы правопорядка более эффективно выполняют свои функции, что в конечном итоге приводит к формированию более безопасной в отношении правонарушений среды в обществе.

1. Organization for Security and Cooperation in Europe. Best practice for building a partnership between the police and the community. URL: http://polis.osce.org (date of access: 21.11.2018).

2. Schegolev N.V. Police and society: system and people // Young scientist. 2013. № 2. P. 267-269.

3. Gavrilenko V.I. Civil society and the rule of law: the problem of ensuring synchronous

192

3. Гавриленко В. И. Гражданское общество и правовое государство: проблема обеспечения синхронного развития // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2006. Вып. 7.

4. Андреев Н.А., Коробов В. Б. Социальное партнерство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnoe-partnerstvo-v-pravoohranitelnoy-sfere (дата обращения: 05.12.2018).

5. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

7. Михеев В.А. Основы социального партнерства. М., 2001.

8. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. М., 2004.

9. Теория управления: социально-технологический подход // Энциклопедический словарь / под ред. В. И. Иванова, В. И. Патрушева. М., 2004.

10. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 5.

development // Constitutional development of Russia: interuniv. coll. of sci. art. Saratov, 2006. Vol. 1

4. Andreev N.A., Korobov V.B. Social partnership in law enforcement // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1(33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-pravoohranitelnoy-sfere (date of access: 05.12.2018).

5. Sorokin P.Â. The system of sociology. Moscow, 1993. Vol. 1.

6. Parsons T. On the structure of social action. Moscow, 2000.

1. Mikheev V^. Basics of social partnership. Moscow, 2001.

8. Yakimets V.N. Intersector social partnership: fundamentals, theory, principles, mechanisms. Moscow, 2004.

9. Management theory: a socio-technological approach // Encyclopedic dictionary / ed. by V.I. Ivanov, V.I. Patrushev. Moscow, 2004.

10. Khovrin A.Yu. Social partnership: the nature and classification // Social and humanitarian knowledge. 2009. № 5.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Скляров Алексей Сергеевич, соискатель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России, начальник инспекции по личному составу ГУ МВД России по Краснодарскому краю; тел.: +78612583516.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.S. Sklyarov, Competitor of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Head of Inspection on Staff of the Main Directorate of the Ministry of the Interior of Russia for Krasnodar Region; ph.: +78612583516.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.