Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале
Социальное партнерство - основа устойчивого развития страны и региона
31.
Аннотация: Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Для некоторых данная система взаимодействия кажется неэффективной и созданной исключительно формально. Проведенное исследование показало, что развитие социального партнерства приветствуется. Реализация принципов социального партнерства тормозится. Необходима разработка механизмов реализации принципов социального партнерства. Социальное партнерство долгий, но наиболее эффективный способ достижения социального мира, обеспечения стабильности гражданского общества.
Ключевые слова: Социальное партнерство, социальный консенсус, реализация принципов социального партнерства, принцип добровольности, формы социального партнерства, договорные отношения, роль государства.
Yermolaeva S.G., Kostyleva P. Yu., Astreyko K.S. Social partnership - a basis of a sustainable development of the country and the region
Formation system of social partnership - it is rather long and difficult process. For someone this system of interaction seems inefficient and created exclusively formally. The carried-out research showed that development of social partnership is welcomed. Realization principles of social partnership is braked. Social partnership is long, but the most effective way of achievement the social world, ensuring stability of civil society. Keywords: Social partnership, social consensus, realization principles of social partnership, principle of volun-tariness, form of social partnership, contractual relations, role of a state.
В дальнейшем развитии нашей страны, постоянно переживающей социально-экономические изменения, становится актуальным социальный консенсус, представляющий собой диалог органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей и всех категорий граждан. В таком консенсусе каждый человек, находящийся в зоне сотрудничества, становится активным в деятельности государства и общества, стратегическим ресурсом, потенциалом, который важно реализовать. Действующим механизмом реализации такой установки является социальное партнерство, как неотъемлемая часть социально-трудовой сферы.
Что же такое социальное партнерство? Как выстроить отлаженный механизм взаимодействия между тремя субъектами деятельности в реальной жизни? Социальное партнерство можно определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участников производственного процесса: работников и работодателей, способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации корпоративных, региональных и общественных целей. В случае консенсуса предполагается выигрыш от взаимодействия всех сторон-участниц. В данном случае, работодатель обеспечивает себе стабильное получение соответствующей прибыли, наемный работник - достойное вознаграждение и ряд социальных гарантий, государство - социальную стабильность общества, его прогресс и социально-экономическое развитие. В данной системе интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей.
В России пока рано говорить о законченном характере формирования системы социального партнерства: его организационная структура, механизм регулирования далеки от целостного вида, возможно поэтому, происходит неправильное позиционирование его в обществе. Реализация социального партнерства в России имеет свою специфику в отличие от стран зарубежья. Различие в концепциях, а в условиях, в которых идет становление социального партнер-
Ермолаева Светлана Георгиевна,
ст. преподаватель кафедры управления персоналом и психологии (УПиП) ИнФО Института фундаментального образования, г. Екатеринбург
Костылева П.Ю.,
студент кафедры УПиП УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Астрейко К.С.
студент кафедры УПиП УрФУ
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале ства, иногда в формах и методах. «Демократические преобразования за рубежом сопровождались не катастрофическим падением роли государства и повышением автономии различных регионов единого социального пространства, а сохранением надлежащего уровня централизованного государственного воздействия на ключевые сферы экономики и политики. Практика восточноевропейских стран и России, переживающих этап социально-экономического и политического реформирования, показывает, что уровень развития партнерских отношений различных социально-экономических и общественно-политических структур непосредственно зависит от способности государства координировать и регулировать важнейшие процессы общественной жизни», - пишут авторы Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова [2]. Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся причинами: во-первых, отсутствия опыта использования социального партнерства в социалистической экономике, в трудовом законодательстве; во-вторых, «высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан» [3].
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству. С одной стороны, государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно выступает в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами. Принципы социального партнерства в Трудовом кодексе закреплены следующие: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе, соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов, полномочность представителей сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольность принятия на себя сторонами обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами и другие. В ТК в полной мере учтены мировая практика и опыт МОТ. Из всех перечисленных принципов наиболее противоречивым, требующим дополнительного осмысления и анализа практики его использования, например, является принцип добровольности, который может трактоваться как основополагающий принцип социального партнерства [3]. Например, подчеркивание добровольности самого социального диалога. В тоже время государственным органам приходиться, проявляя добрую волю, подписывать документы социального партнерства, при отсутствии добровольности у работодателей. В связи с этим изучение практики осуществления социального партнерства, применения принципа добровольности будет способствовать уточнению этой правовой нормы.
В ТК закрепляются формы социального партнерства. Эти формы традиционны, в большой степени обязательны, а это не должно быть признано окончательным. По всей видимости, они будут видоизменяться, расширяться и дополняться. Социологические исследования, анализ практики показывают, что формы социального партнерства гораздо более многообразны, что и закреплено в ст. 27 ТК, где социальным партнерам предоставляется возможность использовать и иные формы социального партнерства. Демократизация всех сфер жизни и либерализация социально-трудовых отношений поставили вопрос о необходимости партнерских отношений между работниками и работодателями на уровне организации, выявлении общих целей. С одной стороны, создаваемые для реализации прав работников механизмы не должны препятствовать развитию производства, конкуренции в сфере свободного рынка, а с другой - не абсолютизировать интересы работодателей и их объединений, иначе возможно усиление конфронтации, возникновение конфликтов, усиление социальную напряженность и нестабильности в обществе.
Например, такая форма социального партнерства, как участие работников, их представителей в управлении организацией, именно она предоставляет возможность работникам использовать способы для поиска социального консенсуса и приемлемых для обеих сторон трудового правоотношения компромиссов. Формы участия работников в управлении организацией, формы социального партнерства могут быть закреплены в других актах законодательства,
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале учредительных документах, коллективных договорах и локальных нормативных актах организации. Практика показывает, что реализация этой нормы затрудняется, так как в нормативных актах относительно участия наемных работников в работе руководящих органов таких обществ ничего не говорится. Поэтому чаще всего представители работников, не имеющих акций общества, не допускают на заседания соответствующих органов или к участию в общем собрании.
Использование менеджерами фирмы коллегиально-демократического стиля может стать основой взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, отвечающих принципам социального партнерства. Известна эффективность применения данного стиля управления в европейской социальной модели, предполагающей оптимальную сбалансированность между созданием богатства и социальной справедливостью как необходимыми условиями обеспечения интересов всех членов общества [3]. Построение системы социального партнерства важно наполнить практическими шагами. Одним из первоочередных шагов, представляющих особый интерес для работников предприятия, является не что иное, как вопрос материального стимулирования в объемной его трактовке. Примером могут быть скандинавские страны, правительствам которых удалось достичь высокого уровня социального обеспечения, социальной помощи и корректировать процесс перераспределения прибылей в целях выравнивания условий жизни и повышения благосостояния граждан своих стран.
Таким образом, привлечение всего персонала к обсуждению и принятию решений по внутрифирменной системе оплаты труда, построению ее механизма - один из первых практических шагов по созданию системы социального партнерства. Следующим шагом возможно рассмотрение вопросов, охватывающих условия труда, приближение их к благоприятным и комфортным. Проведено исследование по определению осведомленности работников предприятия Уральского региона о социальном партнерстве. Было проанкетировано 25 человек на предмет осведомленности и возможных проблем, связанных с развитием социального партнерства на данном предприятии. Оно показало, что 64% представляют себе, что такое социальное партнерство; главным принципом социального партнерства, согласно опросу, является равноправие сторон 30,4%. Тогда как второе место по значимости занимают заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях и обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Практически все респонденты знают, что такое коллективный договор 92%. Респонденты знают, что профсоюз ведет наблюдение за исполнением коллективного договора - 92%. 48% считает, что коллективный договор исполняется, 32% считает, что находится компромисс для выполнения тех или иных пунктов и 20% считает, что он не выполняется. «На предприятии стоит развивать социальное партнерство», - считают 84% респондентов.
Анализируя пример Уральского Федерального Университета, можно с уверенностью сказать, что система социального партнерства находится в стадии активного формирования. Администрация Университета выступает инициатором открытого диалога со студентами и профессорско-преподавательским составом в целях решения не только повседневных, но и стратегически важных задач. Ведется активное взаимодействие с органами региональной власти и поиски путей взаимовыгодного сотрудничества. Активное участие в процессах становления социального партнерства принимает профсоюз студентов. Таким образом, данный вид деятельности должен носить на уровне организации двусторонний характер. Партнеры должны активно выступать с предложениями по улучшению сотрудничества в целях выведения организаций на качественно новый уровень, другой путь осложняет становление социального партнерства. Следовательно, единство корпоративных и государственных интересов требует усилий и в практической части, и необходимого нормативного регулирования. Установление ответственности в использовании форм и методов социального партнерства стало бы более эффективным, если бы учитывался опыт разработки соответствующих правовых норм на всех уровнях.
Литература:
1. Трудовой Кодекс;
2. Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. Социальное партнерство в России. http://societv.polbu.ru/alisova ро1^осю1оеу/^37 ii.html;
3. СыроватскаяЛ.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.