УДК 369.01
ЗИМА В.В. Социальное обеспечение как
структурный элемент системы социальной защиты населения
В статье затрагиваются вопросы теоретического осмысления сущности понятий «социальная защита», «социальное обеспечение», их соотношение. Рассматривается назначение современной системы социального обеспечения, определяются ее функции как в обществе в целом, так и в системе социальной защиты населения в частности.
Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, государственная социальная политика, функции социального обеспечения, система социальной защиты, парадигма социального обеспечения, принципы социальной защиты.
Неотъемлемым фактором любой социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и выручка были естественным атрибутом совместной жизни людей. С распадом семейно-род-ственных связей, развитием цивилизации, технического прогресса и культуры государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привели к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, который приобрел новый смысл и значение прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях система социальной защиты заме-
нила собой систему социального обеспечения. В нашей стране термин «социальная защита» получил широкое распространение в связи с переименованием в 1992 г. системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения.
В целях выяснения места и функций современного социального обеспечения в системе социальной защиты населения представляется целесообразным уточнить содержание самого понятия «социальная защита».
Термин «социальная защита» начал активно употребляться с 1993 года и пришел на смену понятию «социальное обеспечение», которое активно употреблялось с 1918 года. Так, на первых этапах адаптации термина «социальное обеспечение», его уточнение происходят через номинацию «помощь»: «помощь деревенской бедноте», «кредитная помощь», «крестьянская взаимопомощь»1.
Однако в 50-х годах в определении социального обеспечения исчезает понятие «помощь» и его идентифицируют с «системой государственных и общественных мероприятий», а позднее, с середины 80-х гг., с «государственной системой обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети»2.
Социальное обеспечение, безусловно, являлось приоритетом государственной социальной политики СССР. Изменение
социальных приоритетов неизбежно влекло за собой и изменения в содержании понятия «социальное обеспечение». С введением новой государственной политики в области социальной защиты начинает действовать классовый подход в предоставлении различных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся право на получение помощи со стороны государства имели лица, «источниками существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого».
Однако радикальные изменения российской действительности начала 90-х годов ХХ столетия сформировали новый тип взаимоотношений «государство - гражданин», на смену системе социального обеспечения СССР пришла система социальной защиты населения РФ, а парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи.
Отход от принципов социального обеспечения, институционное построение и практическое становление системы социальной защиты, принятой в европейских странах, произошли в России с принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации от 4 августа 1993 года. В основу Концепции развития социального обслуживания населения была положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию»3.
Таким образом, государством предполагалось в сравнительно короткие сроки создать систему социальной защиты населения, которая объединяла бы и координировала разноплановые меры помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, соединяла бы различные финансовые потоки и стала бы ощутимой частью инфраструктуры, способствующей нормальному функционированию рыночной экономики.
В современной литературе понятие «социальная защита» трактуется в нескольких значениях. Ряд ученых определяют соци-
альную защиту как защиту «от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека»4. В данном случае целью социальной защиты населения наряду с необходимой и достаточной материальной поддержкой является создание условий для активного включения граждан в социально полезную деятельность. Безусловно, в большей мере это касается профессиональных групп, призванных обеспечивать социально-экономическое, культурное и духовное развитие нации5.
Другой подход основан на рассмотрении понятия «социальная защита» в более узком понимании. В энциклопедических словарях ее определяют как «систему мер жизненной поддержки» или «комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (перехода к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни»6.
Здесь речь идет о социальной защите как «о средстве, избавляющем от абсолютной нищеты»7 , оказывающем материальную помощь в экстремальных условиях, содействующем адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Такое понимание сущности социальной защиты рассматривает социальную защиту граждан пожилого возраста, социальную защиту инвалидов, социальную защиту военнослужащих и членов их семей, социальную защиту женщин и т.д.
В современных условиях система социальной защиты складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей. Ее назначение состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств создать благоприят-
№ 1 2010 г.
ные условия жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его духовных и физических способностей. Работа данной системы основана на сочетании принципов гуманности и социальной справедливости, адресности и комплексности, поощрительности, обеспечения прав и свобод личности.
Структура отечественной системы социальной защиты традиционно включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование, социальную поддержку (помощь). Вследствие этого социальное обеспечение можно рассматривать как важнейший элемент современной системы социальной защиты, который гарантирует гражданам возможность получения государственных пенсий, пособий, устанавливает различные льготы по обеспечению и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан.
В научных теоретических источниках можно встретить следующие определения понятия «социальное обеспечение». Так, специалисты в области права социального обеспечения, например М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов трактуют его следующим образом:«Социальное обеспечение - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса»8.
«Государственное социальное обеспечение - это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов
обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством»9.
Встречается и такое определение: «Социальное обеспечение - система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспечен-ность, бедность»10. Л. Ржаницына определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное обеспечение - это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» и т.д.
Эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности. Наиболее важные из них: всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (социальные пенсии, пособия по безработице и т.д.); применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Таким образом, понятие «социальное обеспечение», возникшее в советский период истории России, рассматривается современными теоретиками согласно оп-
ределению, бытовавшему в советскую эпоху. Но они относят эти определения к социальному обеспечению как структурному элементу системы социальной защиты населения Российской Федерации, что не вызывает возражения.
Назначение современной системы социального обеспечения проявляется в его следующих функциях:
1. Экономическая. Функция проявляется в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства как в целом, так и отдельных отраслей народного хозяйства.
Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они сосредоточиваются в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования), в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды, в региональных бюджетах субъектов Российской Федерации, в фондах социальной поддержки населения. Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения: в пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п. Как утверждает профессор Е.Е. Мачульская11, достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего.
2. Политическая. Функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граж-
дан. Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части ее - системы социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.
3. Демографическая. Данная функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы: на продолжительность жизни, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране.
4. Социально-реабилитационная функция. В качестве функции социального обеспечения была впервые выделена профессором Р.И. Ивановой. Она своей целью имеет восстановление и сохранение социально-правового статуса и охраны здоровья всех объектов социального обеспечения12.
5. Духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В ее состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. Основу существования социального государства составляют моральные (нравственные) начала. Они по своей сути составляют содержание принципов, которые пронизывают отношение к социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает основание определить возможность существования и выделения такой функции
№ 1 2010 г.
социального обеспечения. На примере функций социального обеспечения видно, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.
Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 веков социальное обеспечение является важнейшим структурным элементом системы социальной защиты и направлением национальной стратегии и государственного регулирования социально-экономического развития страны. Эта стратегия находит свое выражение:
- в определении приоритетов социальной политики и основных социальных нормативов, механизмов их реализации;
- в обеспечении правовой основы и общих принципов государственных гарантий в сфере труда и социального обеспечения;
- в широкомасштабном использовании бюджетного механизма как в целях финансирования социальных программ, перераспределения средств между различными по доходу, возрасту, трудоспособности, наличию иждивенцев группами населения, так и для стимулирования социальной ответственности негосударственных структур, а также каждого гражданина за самообеспечение себя и своей семьи;
- в постоянном совершенствовании организационно-административных инструментов государственного регулирования сферы социального обеспечения;
- в проведении социально-экономической политики, направленной на повы-
шение конкурентоспособности экономически активного населения на рынке труда, на создание условий для их самообеспечения и уменьшения зависимости от государственной помощи13.
1 Большая советская энциклопедия, М., 1927. Т. 6. С. 471.
2 Советский энциклопедический словарь. М., 1986. С. 1251.
3 Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации // Организация социального обслуживания населения. Сб. нормативных актов. М., 1994. С. 31-40.
4 Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 438.
5 См.: Там же.
6 Российская энциклопедия социальной работы. М., 1999. С. 263, 264.
7 Абсолютная нищета - это когда среднедушевой доход семьи ниже прожиточного уровня //Российская энциклопедия социальной работы. М., 1999. С. 264.
8 Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
9 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2001.
10 Калашников С.В. Становление социального государства в России. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003.
11 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998.
12 Иванова Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983. С. 75.
13 Самарцева В.Е. Социальная ответственность государства и бизнеса перед населением // Вестник СГАП. Саратов. 2006. № 5. С. 88.