Научная статья на тему 'Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите'

Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2932
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янбухтин Р. М.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите. Раскрываются основные элементы государственной защиты участников уголовного процесса, уточняются понятия «государственная защита», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная поддержка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Янбухтин Р. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите»

4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Галишин Э. У. Особенности аренды лесных участков: автореф. дис. ... на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2008.

6. Колокольчикова О. С. Приватизация лесных ресурсов в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2012.

7. Быковский В. К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе // Юрист. 2007. № 2.

© Пономарева Е. В.

© Кудина С. А.

УДК 343.12-049.65:364.3(470)

Р. М. ЯНБУХТИН, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук (г. Уфа)

R. M. YANBUKHTIN, associate professor of the department of social and humanitarian and economic disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of sociological sciences (Ufa)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

LEGAL REGULATION OF SOCIAL SECURITY OF PERSONS TO STATE PROTECTION

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования социального обеспечения лиц, подлежащих государственной защите. Раскрываются основные элементы государственной защиты участников уголовного процесса, уточняются понятия «государственная защита», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная поддержка».

Ключевые слова: государственная защита, социальная защита, социальное обеспечение, социальная поддержка, участники уголовного процесса, правовое регулирование.

Annotation. This article discusses the issues of legal regulation of social security for persons subject to State protection. Reveals the basic elements of State protection of participants in the criminal process, clarifies the concept of «state protection», «social protection», «social support», «social support».

Keywords: state protection, social protection, social security, social support, participants in criminal proceedings, legal regulation.

Различные социально-

экономические, политические, морально-психологические и криминологические условия и факторы могут оказывать на лиц, участвующих в уголовном процессе, определенное воздействие, в том числе и негативного характера. В этой связи актуализируются задачи, связанные с осуществлением государственной защиты в отношении защищаемого лица, включая меры социальной зашиты, социального обеспечения и социальной поддержки. Социальное обеспечение судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц можно рассматривать в качестве одной из разновидностей предоставляемых государством мер социальной защиты.

О важности осуществления социального обеспечения защищаемого лица свидетельствуют нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в данной области. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1, с. 15]. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Признавая право каждого на социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ все звенья и институты государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина [1, с. 15]. Уверенность личности в надеж-

ной государственной защите ее прав и свобод как гражданина данного государства возникает при наличии целого комплекса конкретных мер, закрепленных в российском законодательстве.

Рассматривая вопрос о социальном обеспечении лиц, подлежащих государственной защите, следует отметить, что в российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты, социального обеспечения и социальной поддержки для данной категории лиц. Поэтому сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность. Но прежде требуется уточнить понятие «государственная защита» и раскрыть его содержание.

В области общественных отношений осуществляется особого рода политика государства, направленная на комплексное социальное обеспечение судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Такого рода социальную политику государства в отношении участников уголовного процесса можно рассматривать в качестве системы мер, направленных на защиту их жизни, здоровья, жилья и имущества, а также их близких и родных. По мнению исследователей, государственную защиту участников уголовного процесса «можно определить как осуществление уполномоченными на то государственными органами предусмотренных действующим законодательством мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь и достоинство указанных лиц в связи с их деятельностью в сфере судопроизводства» [3, с. 27].

Рассматривая социальное обеспечение и социальную поддержку лиц,

участвующих в уголовном судопроизводстве и подлежащих государственной защите в процессе осуществления мер безопасности, в качестве неотъемлемых элементов государственной защиты, важно отметить, что в основе нормативных актов, регулирующих вопросы государственной защиты, были положены Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты и международные договоры Российской Федерации.

В ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» дается определение понятия «государственная защита» [6]. Государственная защита подразумевает осуществление уполномоченными на то государственными органами предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью. Другими словами государственная защита - это совокупность конкретных мер, устанавливаемых государством и осуществляемых его уполномоченными структурами в целях создания условий, обеспечивающих безопасную деятельность судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, достойную соци-

альную жизнь, почет и уважение общества.

В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственная защита подразумевает осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами [7].

Обращаясь к понятию «государственная защита», заметим, что защита лиц государством имеет характерные признаки: 1) защита состоит из совокупности конкретных мер; 2) данные меры разнообразны (правовые, экономические, социальные, организационные и другие); 3) меры определяются и устанавливаются органами государственной власти; 4) меры осуществляются или применяются ведомствами, где проходят службу государственные служащие, или уполномоченными на то государственными органами; 5) целью устанавливаемых и принимаемых мер является обеспечение нравственного, материального и физического благополучия участников уголовного судопроизводства, госслужащих, а также создание надлежащих условий для эффективного выполнения возложенных на них обязанностей; 6) действие отдельных мер, устанавливаемых и применяемых государством, может распространяться на граждан или сотрудников, членов их семей и других лиц.

Эти признаки определяют формулировку понятий «государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Вопрос о классификации видов государственной защиты отчасти решен в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 3), согласно которому к видам государственной защиты относятся: социальная защита, предусматривающая реализацию установленного настоящим Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, уничтожения или повреждения имущества в связи со служебной деятельностью; правовая защита, предусматривающая повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и имущество; физическая защита (обеспечение личной безопасности), предусматривающая применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях сохранения жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечения сохранности их имущества [6].

Более детально представлены виды государственной защиты в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», согласно которому к видам государственной защиты относятся следующие предоставляемые государством меры.

1. Меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в

месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

2. Меры социальной поддержки [7]. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальную защиту можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле социальную защиту можно представить исходя из группировки предоставляемых государством мер по трем основным направлениям: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка. А в широком смысле - как политику государства, направленную на комплексное обеспечение прав граждан (социально-экономических, политических, духовных и других), в том числе и государственных служащих [4, с. 8].

Следовательно, социальная защита представляет собой систему мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированных и реализуемых государством в целях обеспечения социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека. Также социальную защиту можно трактовать как совокупность экономических, правовых и организационных мер, адресованных государством трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленных на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, отвечающем требованиям достойной жизни [4, с. 8].

Социальное обеспечение представляет собой систему обеспечения и обслуживания, направленную на поддержку и оказание помощи определенным группам населения: престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также семьям, в которых есть дети. Любое развитое демократическое государство направлено на создание системы социального обеспечения, социальной под-

держки и социального страхования. Такой тип государства активно осуществляет социальную политику, ориентированную на создание системы пенсионного обеспечения, бесплатного здравоохранения и образования.

Таким образом, понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т. е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».

В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение». Социальное обеспечение - форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми [8].

Социальное обеспечение может осуществляться в виде денежных выплат или натуральных формах: пенсии, пособия, социальное обслуживание на дому и пр. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по времени нетрудоспособных, беременности и родам и т. д.), многодетным, одиноким матерям и малообеспеченным семьям, где есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям [2, с. 270].

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в следующих видах: 1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.); 2) натуральная помощь (медикаменты, продукты питания, технические приспособле-

ния для инвалидов); 3) льготы и услуги (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.); 4) компенсация дополнительных расходов, связанных с лечением, реабилитацией и оздоровлением инвалидов (в стационаре, амбулаторно, в санаториях, домах-интернатах для престарелых и инвалидов), проездом к месту лечения и обратно, переобучением (переподготовкой) безработных; 5) единовременные денежные и неденежные виды поддержки отдельных категорий граждан.

Также следует дать определение понятиям «социальная поддержка» и «социальна помощь». Социальная поддержка понимается как оказание помощи, материального и морального содействия лицам и семьям, нуждающимся в поддержке со стороны трудового коллектива, администрации разных уровней, государства и общества в целом [5, с. 1836].

В современном государстве социальная политика предполагает оказание своевременной адресной поддержки социально уязвимым группам населения: инвалидам, детям, многодетным и одиноким матерям. В Российской Федерации принят ряд законов, направленных на оказание активной социальной поддержки населения: «О пенсиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и др.

Таким образом, социальная поддержка понимается как система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, льгот, правовой защиты и введения иных льгот. Социальную поддержку можно рассматривать как систему мероприятий, направленных на создание

условий, позволяющих обеспечить социальную защищенность людей. К наиболее распространенным видам социальной поддержки относятся: материальная, психологическая, педагогическая, правовая (юридическая).

Социальная помощь предстает в качестве одной из основных форм социальной защиты, ориентированной по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, включая инвалидов с детства, пожилым людям, достигшим пенсионного возраста и не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание в рамках стационарных учреждений для престарелых, инвалидов и детей-сирот, центров социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи [5, с. 1837].

Осуществление мер государственной защиты связано с разработанностью, содержанием и качеством правовых норм, где регулирующая роль права направлена на социальное обеспечение лиц, подлежащих государственной защите. В соответствии с Конституцией Российской Федерации принимаются правовые нормы, регулиру-

ющие отношения в социальной сфере. В частности, приняты законы о социальной защите населения, в том числе различные виды социальной поддержки, социальной помощи и социального страхования.

В этой связи важно, чтобы научные рекомендации, передовой опыт получали скорейшее правовое закрепление в целях своевременного воплощения наиболее прогрессивных социальных технологий в области строительства правоохранительной системы государства. Это вполне справедливо и в отношении вопросов правового регулирования, направленного на обеспечение социальной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц.

Важно, чтобы существующие нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области социального обеспечения защищаемых лиц со стороны государства, отвечали объективным требованиям общественного развития, от чего в значительной степени зависят и повышение эффективности деятельности государственных органов, и успешное противодействие преступности, и укрепление правопорядка в обществе, и защита прав и свобод ее граждан.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

3. Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Экзамен,

2001.

4. Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих: основные направления модернизации и развития: монография / под. науч. ред. д-ра юрид. наук Ю. Н. Старилова. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011.

5. Управление организацией: энциклопедический словарь. М.: Издательский дом Ин-фра-М, 2001.

6. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

7. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

8. Щеглов В. П. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. URL: https://ridero.ru/books/organizacionnoe_obespechenie_deyatelnosti_uchrezhdenij_socialnoj_zashhity_ naseleniya_iorganov_pensionnogo_fondarf/read/ (дата обращения: 01.02.2018).

© Янбухтин Р. М.

УДК 351.7408:365.264(470)

Л. В. ЧЕРНЫШОВА, преподаватель кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

L. V. CHERNYSHOV^ teacher of the department of management in the Internal Affairs bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

И. М. ХАФИЗОВ, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

I. M. HAFIZOV, the teacher of the department of professional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО И САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

IMPROVING THE LEGISLATIVE NORMS REGULATING THE ISSUES OF MEDICAL AND SANATORNO-RESORT SERVICE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы реализации медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников органов внутренних дел, также предложены пути их решения.

Ключевые слова: органы внутренних дел, медицинское обслуживание, санаторно-курортное обслуживание, страховая выплата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.