Научная статья на тему 'О соотношении терминологии в системе пенсионного обеспечения, дефинирование терминов'

О соотношении терминологии в системе пенсионного обеспечения, дефинирование терминов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
860
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / PENSIONS / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SECURITY / SOCIAL ASSISTANCE / SOCIAL INSURANCE / SOCIAL SERVICES / SOCIAL SECURITY SYSTEM / SOCIAL RISK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ващенко Юрий Сергеевич, Рафикова Райхана Рафитовна

В предлагаемой статье, касающейся сферы социальной защиты населения, особую актуальность приобрел вопрос терминологического единства. В связи с чем, авторы статьи предлагают разграничить и соотнести такие правовые категории, как «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное страхование» и «социальная помощь» и др. терминообразования в системе «пенсионного обеспечения» с целью выяснения правовой иерархии слов, с учётом смысловых оттенков их значения и происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CORRELATION OF THE TERMINOLOGY IN THE PENSION SYSTEM TO GUARANTEE, DEFINING TERMS

In this article on the scope of social protection, the issue has gained particular relevance terminological unity. In this connection, the authors propose to delineate and correlate such legal category as "social protection", "social security", "social security" and "social assistance" and others term formation in the "pension" in order to clarify the legal hierarchy of words, taking into account the connotations of their meanings and origins.

Текст научной работы на тему «О соотношении терминологии в системе пенсионного обеспечения, дефинирование терминов»

ПРАВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

УДК: 349.3

ББК: 67.405

Ващенко Ю.С., Рафикова Р.Р.

О СООТНОШЕНИИ ТЕРМИНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ДЕФИНИРОВАНИЕ ТЕРМИНОВ

Vashchenko F.&, Rafikova R.R.

ON THE CORRELATION OF THE TERMINOLOGY IN THE PENSION SYSTEM TO GUARANTEE, DEFINING TERMS

Ключевые слова: пенсионное обеспечение; социальная защита; социальное обеспечение; социальная помощь; социальное страхование; социальные гарантии; социальные услуги; система социальной защиты; социальный риск.

Keywords: pensions, social protection, social security, social assistance, social insurance, social protection, social services, social security system, social risk.

Аннотация: в предлагаемой статье, касающейся сферы социальной защиты населения, особую актуальность приобрел вопрос терминологического единства. В связи с чем, авторы статьи предлагают разграничить и соотнести такие правовые категории, как «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное страхование» и «социальная помощь» и др. терминообразования в системе «пенсионного обеспечения» с целью выяснения правовой иерархии слов, с учётом смысловых оттенков их значения и происхождения.

Abstract: in this article on the scope of social protection, the issue has gained particular relevance terminological unity. In this connection, the authors propose to delineate and correlate such legal category as "social protection", "social security", "social security" and "social assistance" and others term formation in the "pension" in order to clarify the legal hierarchy of words , taking into account the connotations of their meanings and origins.

Проблема пенсионного обеспечения всегда была востребована и актуальна. Во все времена в литературе и на практике уделялось внимание разработке конкретных мер пенсионного обеспечения, определялось его место в системе социальной защиты, и всё это признавалось одной из социальных и значимых функций государства. Современный этап развития пенсионного обеспечения отличается от предыдущих периодов не только повышенным интересом к данной подотрасли права социального обеспечения, но и его подходами, как в теоретико-правовом осмыслении, так и новым наполнением в реалиях сегодняшнего времени.

В настоящее время среди юристов нет однозначного восприятия и понимания относительно определения таких понятий,

как «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальная поддержка» и т.д. Зачастую данные правовые категории либо вообще используются как что-то общеизвестное всем, путем перечисления качественных конкретных составляющих их мер, т.е. обозначают качество предмета

непосредственно, без отношения к другим предметам, хотя они все, так или иначе, входят в притяжение юридического поля такого термина как «система пенсионного обеспечения», либо просто

отождествляются. Что нередко ведёт к ложным представлениям и понятиям, как в плане их осмысления, так и практике правоприменения. Современное

законодательство тоже не особо раскрывает общепринятую терминологию в пенсионном праве либо вкладывает в

одну и ту же правовую категорию понятийного значения различное содержание. На этом основании некоторыми учёными делается вывод о том, что «смысловое наполнение...» некоторых понятий (в частности, «социальная защита»), «должно осуществляться, исходя из

систематического толкования норм конкретного нормативно-правового акта применительно к конкретным видам правоотношений»1.

Трудно согласиться с данной точкой зрения уже в силу того, что вопрос терминологического единства в сфере социальной защиты населения имеет особое значение. Это связано как с совершенствованием отраслевого

федерального законодательства, так и с трудностями в правоприменительной практике. Нередко это ведёт к появлению пробелов в праве. Зачастую это обусловленно нарушением логики языкового (грамматического) изложения, игнорированием правил русского языка и неправильным использованием

соответствующих понятий. Обязательным в этих условиях является издание дефинитивной нормы, устанавливающей именно тот смысл, который вкладывает в это понятие законодатель и в рамки которого он очерчивает

правоприменительную практику2. Тем более, что в рамках сравнительного способа толкования (применительно к тому, о чём пишет один из авторов В.И. Радуто) смысл нормы уясняется путём сравнения её с другими дефинициями посредством определения её места в нормативных актах, включая отраслевую или межотраслевую принадлежность норм. Но даже этого крайне мало для сравнительного толкования и анализа. Поэтому на первый план здесь должны выдвигаться логические и смысловые связи, с вычленением и дальнейшим

установлением этимологий их

происхождения, которые позволят выявить социально-правовую и смысловую функцию рассматриваемых понятий.

В рамках настоящей статьи авторы попытаются определить значение некоторых категорий пенсионного обеспечения, чтобы разграничить их между собой. При этом следует заметить, что само слово «пенсия» (с латин. ретю -платёж) выступает как денежное обеспечение, назначаемое лицу при достижении установленного стажа работы или вследствие инвалидности либо в старости (а в случае смерти соответствующего лица -

нетрудоспособным членам его семьи)3.

Как известно, пенсионное обеспечение является одной из составляющих социальной защиты, т.е. входит в правовое поле её действия4. Если ты обеспечен - значит, социально защищён.

Сегодняшнее российское

законодательство не содержит

исчерпывающего определения

«социальной защиты». Это не смотря на то, что законодатель часто пользуется данным понятием применительно к различным категориям граждан (военнослужащим, инвалидам, ветеранам, спортсменам, детям-сиротам, лицам, борющимся с терроризмом, с эпидемией, туберкулезом и пр.)5. И только в ст. 2

1 Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита» // Социальное и пенсионное право». 2011. № 1.

2 См.: Панасюк О.С. Объективные и субъективные причины возникновения пробелов в праве // Общество и право. 2009. № 5. С. 96 - 100.

См.: Универсальный словарь иностранных

слов русского языка / Под ред. Т. Волковой. М.:

Вече, 2001. С. 425.

4 См.: Рафикова Р.Р. Понятие негосударственного пенсионного страхования // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3 (17). С. 272, 273.

5 См., например: ст. 31 Федерального конституционного закона РФ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 07.02.2011) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170; Гл. II Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168; ст. 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; ст. 3, 24 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О статусе военнослужащих» //

Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержится определение социальной защиты инвалидов, как системы гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, что обеспечивает инвалидам условия для преодоления, замещения

(компенсации) ограничений

жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

С латинского туаМёш переводится как бессильный, слабый1. Ничего плохого для такого человека в смысле этого слова нет: оно нисколько не принижает социальный статус личности, наоборот, даже выделяет его как нуждающегося в помощи окружающих его людей.

Что касается конкретных случаев, то законодатель сам определяет лиц, подлежащих социальной защите, с указанием мер адресной защиты, включая и саму возможность её предоставления.

В целом, действующее социальное законодательство Российской Федерации само понятие «социальная защита» использует в расширительном

(распространительном) смысле, как систему гарантированных государством мер, направленных на обеспечение прав и гарантий человека на определенный уровень жизни.

В главе 9 Жилищного кодекса РФ понятие «социальная защита» и его толкование применяется несколько в суженом виде, т.е. ограничительном смысле. Что на деле означает политику государства по удовлетворению жилищных потребностей граждан, которые в силу преклонного возраста, состояния здоровья (физических или умственных ограничений), отсутствия лиц, что обязаны о них заботиться, не могут обеспечить себя жилыми помещениями

Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331 и т.д.

1 См.: Универсальный словарь иностранных слов русского языка / под ред. Т. Волковой. М., 2001. С. 190.

2 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) //

Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст.

14.

самостоятельно.

В науке социальную защиту определяют с различных позиций.

Экономисты рассматривают

«социальную защиту» как систему экономических, социальных и правовых отношений по управлению социальными рисками общества для обеспечения гражданам достойного уровня жизни и ликвидации неблагоприятных

последствий, реализовавшихся

социальных рисков, с помощью создания целевых фондов на различных уровнях: государственном и негосударственном3. Как можно заметить, в данном определении выделено основание социальной защиты - социальный риск. В дальнейшем в самой статье мы более подробно остановимся на нём.

В современном экономическом словаре «социальную защиту определяют как совокупность принимаемых государством мер по социальной защите и поддержке населения»4. Что уже неправильно с точки зрения грамматической логики самого языка, который не предполагает определять понятие через один и тот же термин.

В юриспруденции «социальную защиту» понимают, как в широком, так и узком смысле значения этого термина.

При ограничительном смысле толкования значение «социальная защита» представляет собой политику

гарантированных государством

экономических, социальных и правовых мер, реализуемую путем деятельности соответствующих органов и граждан, уполномоченных государством на создание надлежащих условий. Именно они призваны обеспечить материальную и иную поддержку в установленных законом случаях, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития граждан, попавших в трудную жизненную

См.: Деркач Н.О. Профессиональное пенсионное страхование как элемент пенсионной системы государства / Дисс....канд. экон. наук. Барнаул, 2007. С. 12.

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.

ситуацию1. При этом перечень трудных жизненных ситуаций автором статьи не даётся. Хотя в литературе он имеет место быть . А вот, скажем, постоянная нехватка денег у отдельной категории пенсионеров (жизнь от пенсии до пенсии), предметов первой необходимости, включая жизненно необходимое лекарство, то без чего человек не выживет. Они должны входить в данный перечень?.. Вопрос, конечно, риторический.

Со слов того же О.А. Снежко, категория «социальная защита» должна включать в себя весь комплекс мер как охранительного, так и правозащитного характера3. Кто бы возражал.

В расширительном смысле понимания и объяснения данной дефиниции другой автор, Г.В. Сулейманова, определяет «социальную защиту» как систему гарантированных государством мер, направленную на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека4. Но если Конституция РФ их декларирует, значит, должна их обеспечивать и защищать. То же право на жизнь и на охрану здоровья. И не только конституционное и социальное право, но и гражданское (частное) право берёт под защиту эту группу нематериальных объектов.

В литературе также встречается подход, согласно которому определение «социальной защиты» формулируется одновременно как в широком, так и в узком смысле данного

1 Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 7.

2 См., например: Социальные права граждан в вопросах и ответах / Под ред. В.Е. Крутских, В.Е. Сидорова. М.: Норма, 2006. С. 260-261.

3 Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 8.

4 Сулейманова Г.В. Право социального

обеспечения. Ростов на Дону: Феникс, 2004. С. 8.

терминообразования.

Так, М.О. Буянова, используя данный подход, под «социальной защитой» понимает систему социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития5. Замечательно сказано. Возьмём, к примеру, сферу социальных услуг: государство только и ждёт, чтобы всё из сферы жилищно-коммунального хозяйства и защиты прав потребителя переложить на плечи (и этим обременить) самого гражданина, который себя потом только в суде защитить сможет, да и сможет ли? Примерно об этом говорят п. 2, п. 3, п. 4 ст. 17, ст. 20 ФЗ № 122-ФЗ от 02.08. 1995 г. (в ред. от 22.08.2004 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Мы ещё не доросли до уровня такого социально-правового государства, чтобы, опираясь только на один закон, пенсионер смог защитить себя самостоятельно. Уйдём от

административного ресурса,

государственной защиты и поддержки -трудно придётся всем и сразу.

Далее, М.О. Буянова считает, что «социальная защита» практически совпадает с системой гарантий прав человека. Это в широком смысле. Практически, то же самое мы встречаем и у Г.В. Сулеймановой. Зауживая данную дефиницию, она определяет «социальную защиту», как конкретную социальную политику государства, которое правовыми мерами стремится обеспечить

удовлетворительное или хотя бы безбедное существование отдельным группам населения. Тем, кто находится в особо сложном материальном положении и не способен без государственной поддержки улучшить его6. Никаких возражений к сказанному, с единственным

Буянова М.О. Социальное обеспечение и социальная защита // Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2004. С. 13.

6 См.: Буянова М.О. Социальное обеспечение и социальная защита // Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2004. С. 13.

дополнением, чтобы оказываемая поддержка была адресной.

Несколько иначе определяет «социальную защиту» Т.К. Миронова, понимая под ней «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также мер по сохранению приемлемого уровня их материального и социального благополучия»1.

Положительным моментом в данном определении следует признать то, что уважаемый автор называет основания социальной защиты, а именно, социально значимые обстоятельства, к которым может относиться и социальный риск.

Исходя из приведённых

высказываний, следует отметить, что, если в первом случае (в широком смысле) названные авторы рассматривают право на защиту, как систему социальных мер, обеспечиваемых поддержкой государства, которая связана с естественным правом человека на достойную жизнь, то во втором случае (в узком смысле) - с наличием субъективного права на безбедное существование лицам, по жизни испытывающим нужду. А нуждаться, по мере наступления пенсионного возраста, мы будем все. Старость, болезни, немощь и нехватка средств, придут к каждому из нас, поэтому выделение отдельными авторами в группы риска только тех лиц, которые особо в этом нуждаются, хорошо, скорее, для теоретических изысканий. По статистике к таковым группам можно отнести 70% населения нашей страны, которое и так стремительно стареет.

Разграничивать понятие защиты и способы её реагирования (см, например, ст. 12 ГК) не имеет смысла, так как последние выступают в качестве

1 Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право. 2008. № 3.

адекватных ответных действий и выполняют чисто психологическую задачу, которая в праве социального обеспечения никакой функции не выполняет и, более того, нарушает стройную систему категориального аппарата данной терминологии.

Мы уже определились с правовым значением слова «защита», теперь обратимся к смысловой составляющей этого значения, через этимологию самого понятия «защита». Практически во всех толковых словарях слово «защита» обозначает то, что защищает, служит обороной. Корень у слова - щит. При всей многозначности в итоге его смысл можно свести к одному - «то, что защищается собой, ограждает что-нибудь, кого-нибудь». Древнерусское значение (с начала 10 века) - щить, общеславянское -seitb. Ещё более древнее значение - это «нечто отрезанное, отделённое» (от корня - skein - «резать», «отделять»)2.

Помните пословицу «со щитом или на щите», которая дошла к нам от обряда провозглашения древнеримскими

солдатами императором победоносного вождя? История этого слова в современном его значении и применении делает это понятие очень уязвимым: вызывает беззащитность, чувство опасности и достижения победы любой ценой, не вдаваясь в сами причины3. А значимые (культовые) слова притягивают к себе - и хорошее, и плохое тоже.

То, какие порой «кульбиты» претерпевало наше пенсионное законодательство за последнее десятилетие, подтверждает то, что к сказанному следует прислушаться. А теперь о самом определении, которое мы решили дать понятию «социальная защита». Оно не претендует на особую полноту всей социальной политики в нашем обществе и роли государства в нём. И тем не менее: социальная защита - это проводимая государством политика, реализуемая в различных сферах жизни

2 См.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 2007. Т. 2. С. 436.

3 Черных П.Я. Указ. раб. С. 436.

человека, которое государство проводит через уполномоченные свои органы, для создания и сохранения достойного уровня жизнедеятельности и поддержки населения.

В некоторых случаях в литературе происходит отождествление понятия «социальной защиты» с «социальным обеспечением», которое в науке также трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. Так,

последователи экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления1. Представители правовой концепции считали, что социальное обеспечение касается только определенных граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства2.

По мнению О.А. Снежко, социальное обеспечение - это предоставление материальной поддержки отдельным категориям граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию на основе и в порядке, указанных в законе3.

М.О. Буянова под социальным обеспечением понимает форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 102.

2 См.: Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1974. С. 16 - 18; Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.

С. 12 - 16 и др.

3 Снежко О.А. Указ. раб. С. 8.

4 Буянова М.О. Социальное обеспечение и социальная защита // Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2004. С.

11.

Другие авторы социальное обеспечение определяют как форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) лиц пожилого возраста, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных

законодательством5.

Дело в том, что названные авторы при определении данной дефиниции пытаются охватить как можно больше признаков, составляющих её суть, и тем самым впадают в другую крайность, невольно суживая само понятие. В логике это называется закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия, когда с увеличением содержания понятия (его признаков) уменьшается его объём, и, соответственно, наоборот, - с уменьшением содержания признаков в понятии его объём увеличивается.

Для того, чтобы лучше прояснить названное выше определение -обеспечить, обратимся к его морфемному (словообразовательному) анализу с целью более точного уяснения его значения. До начала анализа необходимо определиться с его корневой основой - беспеч, т.к. от этого будет зависеть лексическое и грамматическое значение анализируемого слова. Беспеч/ный - не в смысле ветреный и ненадёжный человек, а о/беспеч/енн/ый, живущий в достатке. Отсюда и начинается о/беспеч/ени/е, где глагольная приставка -о-, обозначает направленность действия вокруг предмета, на все его стороны. В отглагольных существительных на -ние, (в нашем случае это обеспечение) действие

Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90.

идёт по глаголу обеспечить, т.е предоставить достаточные материальные средства к жизни1. Сам же суффикс -ени/е выделяется в существительных,

обозначающих действие, его результат2. Что вполне укладывается в схему морфемного анализа, где значимые (говорящие) части слова (морфемы) отвечают смыслу, заложенному в нём.

Проведённый анализ смыслового ландшафта понятия обеспечение вполне укладывается в его правовые рамки, а слово социальное только его усиливает. Тем не менее, большинство цитируемых нами авторов, анализируя «социальное обеспечение», привязывают его к «социальной защите», где социальная защита выступает одной из форм (или части) социального обеспечения. Так, по определению

С.В. Кадомцевой, социальное обеспечение отражает в себе одну из форм развития института социальной защиты, где преобладают принципы непосредственно государственной организации социальной защиты с очень ограниченным использованием3. А в чём это «ограниченное использование»

выражается, автор не договаривает.

Уже упоминаемый нами автор В.И. Радуто так же полагает, что социальное обеспечение при любой интерпретации будет оставаться частью социальной защиты .

Буквальное толкование норм ст. 39 Конституции РФ отождествляет социальное обеспечение с различными видами предоставлений, выраженных, как правило, в денежном эквиваленте, направленном на восполнение тех ресурсов, которые жизненно необходимы человеку.

Отсюда, как считает В.В. Антропова,

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1981. С. 374.

2 Потиха З.А. Строение русского слова. М. 1981. С. 212-239.

3 Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М., 1999. С. 49.

4 Радуто В.И. Конституционно-правовые

аспекты реабилитации инвалидов в Российской

Федерации // Конституционное и муниципальное

право. 2007. № 23.

социальная защита - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями». При этом социальную защиту он рассматривает как широко понимаемое социальное обеспечение5.

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих

определениях. Так, социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно

закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни6. Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как

- 7

равнозначной» .

Как нам кажется, данный вывод не представляется верным. Социальная защита - это комплексная категория, объединяющая различные формы обеспечения населения8. Так, Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» перечисляет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, пособия по инвалидности,

Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М., 2006. С. 10 - 11.

6 См.: Нетрудоспособное население в переходный период (социальные и экономические проблемы) / Отв. ред. Н.Н. Симонова. М., 1998. С. 78.

7 Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: / Автореферат дис. ... канд. полит. наук. Казань, 2005. С. 9, 11, 16.

8 Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.

семейные пособия, пособия по случаю потери кормильца1.

Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П было отмечено, что социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и статья 39 (часть 2) Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом2. При этом Конституционный Суд РФ считает, что система социального обеспечения является составной частью социальной защиты населения.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальная защита и социальное обеспечение являются различными категориями. При этом социальная защита может иметь своим объектом общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

Многофункциональность целей

социальной защиты населения не дает оснований для утверждения о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою

Конвенция Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.) // Сб.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 1.

экономическую несостоятельность3.

Таким образом, мы согласны с теми авторами, которые считают, что понятие «социальная защита» по объему шире понятия «социальное обеспечение», что можно подтвердить, рассмотрев содержательный аспект социальной защиты.

Так, Г. Скачко выделяет пять институтов социальной защиты населения:

1) государственная социальная помощь;

2) государственное социальное обеспечение;

3) обязательное социальное страхование (по закону);

4) добровольное дополнительное социальное страхование;

5) добровольное личное

4

страхование .

Несколько разнится приведенное мнение от мнения другого автора А.Н. Старшинова, который считает, что социальная защита включает в себя социальное страхование, социальную помощь, социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы5.

Ещё один автор, Т.Д. Викулина, придерживается мнения, что

государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи и социального страхования, социального обеспечения6.

Как можно заметить, все приведенные выше авторы

разграничивают «социальное

обеспечение» и «социальную помощь», считая их отдельными составляющими социальной защиты.

В ст. 1 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи» дано

3 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2005. С. 33.

4 Скачко Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба. 2006. № 2. С. 127.

5 Старшинов А.Н. Указ. раб. С. 9.

6 Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 1998. С. 64, 71.

7 Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной

правовое определение социальной помощи, под которой понимается предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров категориям лиц, определенных в названном Законе. Государственная социальная помощь предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Иными словами, государственная социальная помощь - это материальное обеспечение, предоставляемое государством социально слабо защищенным слоям населения.

Аналогичное определение дается в ст. 6 Закона Самарской области «О социальной помощи в Самарской области»1, где под социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств областного бюджета социальных пособий и жизненно необходимых товаров.

А.В. Барков определяет социальную помощь как «действия по оказанию клиенту социальной службы социальной поддержки и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»2. Но в любом случае, социальная помощь - это материальная помощь или материальное обеспечение (что, в принципе одно и то же).

Ранее мы уже говорили о социальном обеспечении, основное назначение которого заключается в материальном обеспечении отдельных категорий граждан.

Отсюда и социальное обеспечение, и социальная помощь - это категории одного порядка, поэтому нет смысла рассматривать их в качестве отдельных

социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

1 Закон Самарской области от 06.05.2000 г. № 16-ГД (ред. от 30.07.2010) «О социальной помощи в Самарской области» // Волжская Коммуна. 2000. 24 мая. № 78-79.

2 Барков А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. 2006. № 9.

элементов социальной защиты.

Что касается структурной составляющей социальной защиты населения, то и здесь нет единого мнения. Так, Т.Ф. Романова считает, что структурно социальная защита населения может быть представлена следующими институтами: социальное страхование; социальная помощь, оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами3.

А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов в состав социальной защиты включают также социальную помощь, социальные услуги; социальное

4

страхование .

В данном случае не представляется возможным согласиться с тем, что социальная помощь и социальные услуги являются отдельными составляющими социальной защиты, по той простой причине, что социальные услуги являются формой представления социальной помощи.

Уже цитируемый нами Н.О. Деркач, определяя степень влияния социальных рисков на уровень жизни населения, в систему социальной защиты включил следующие элементы: социальное страхование; социальное обеспечение (социальная помощь); социальные гарантии и социальные льготы отдельным категориям населения5.

Здесь следует обратить внимание на такие понятия, как социальное страхование и социальные гарантии.

Существуют весьма различающиеся определения понятия «социальное страхование». Однако многие авторы только перечисляют формы и конкретные виды социального страхования, не называя

3 Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 3. С. 115.

4 Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. М., 1998. С. 7, 201.

5 См.: Деркач Н.О. Указ. раб. С. 15-16.

его предмета, объектов и принципов1.

Одним из первых дал определение социального страхования классик социального права Н.А. Вигдорчик, понимая под ним совокупность всех его форм и видов, которые имеют целью обеспечение широких масс населения на случай различных социальных рисков. При этом ученый подчеркивал, что социальным страхованием «обнимается риск потери заработка»2. Именно этот характер риска ученый считал первым признаком социального страхования. «Второй существенный признак социального страхования, - отмечал он, - заключается в том, что оно обнимает трудящиеся массы -рабочих, служащих, домашнюю прислугу, мелких ремесленников, мелких

земледельцев - одним словом, всех, кто страдает при капиталистическом строе от необеспеченности существования.

Поэтому, если к страхованию прибегает представитель имущих классов, то - хотя бы это страхование и имело целью возмещение заработка - оно никакого отношения к социальному страхованию иметь не будет»3.

Исходя из сказанного, следует согласиться с тем, что социальный риск может являться основанием для социальной защиты и такой ее формы, как социальное страхование. Однако не все правоведы в своих определениях указывают на социальный риск как

4

основание социального страхования .

1 См., например: Гашкин А.А. Проявление дифференциации в предмете трудового права // Трудовое право. 2007. № 10; Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.М. Гусова. М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

2 Вигдорчик Н.А. Социальное страхование (систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования). С.-Петербург, типография товарищества «Общественная польза», 1912.

3 Вигдорчик Н.А. Там же.

4 См., например: Буянова М.О. Социальное

обеспечение и социальная защита // Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2004; Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. М.: ГУУ, 1999; Основы страховой

деятельности: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. М.: БЕК, 2003 и др.

Федеральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования»5 определяет обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Также социальное страхование определяют и как форму финансирования социального обеспечения6.

Чтобы разобраться с тем, что же следует понимать под социальным страхованием, необходимо выделить признаки данной научной категории, которые отличают ее от социального обеспечения.

Во-первых, социальное страхование, как и любое страхование вообще, выполняет функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных

последствий рисковой ситуации. В этом главное отличие социального страхования от социального обеспечения, которое предоставляется только в

неблагоприятных ситуациях.

Во-вторых, социальное страхование отграничивает от социального обеспечения и способ финансирования. При социальном страховании средства на выдачу пособий образуются из страховых взносов, которые всегда составляют часть заработной платы или дохода застрахованного лица, даже в том случае, когда за наемного работника взносы уплачивает работодатель. Поэтому социальное страхование в отличие от социального обеспечения не является для застрахованных алиментарным и безвозмездным. Социальное страхование

5 Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

6 См, например: Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 1996. Вып. 1. С. 11.

построено на принципе нежесткой эквивалентности и сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности. Всякое страхование является возмездным, включая и социальное.

В-третьих, социальное страхование в отличие от социального обеспечения обладает высоким уровнем обеспечения, так как организуется для того, чтобы защитить гражданина от неблагоприятных последствий путем сохранения

достигнутого уровня жизни. В противном случае граждане утратят

заинтересованность в активной

экономической деятельности, участии в социально-страховой системе и перейдут в разряд социальных иждивенцев. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что социальное страхование является разновидностью страхового обязательства. Тем более, что термин «страховое обязательство» применяется

законодателем при регулировании отношений по обязательному социальному страхованию (см. ст.ст. 4, 18 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования»).

Исходя из сказанного, социальному обеспечению присущи следующие признаки:

1) оно предоставляется только в неблагоприятных ситуациях;

2) оно алиментарно, т.е. в основе лежит алиментарное обязательство по содержанию гражданина при наступлении у последнего определенных условий социальной незащищенности;

3) безвозмездно;

4) присущ принцип безэквивалентности;

5) получатели являются социальными иждивенцами.

Что касается социального страхования, то оно включает в себя следующие черты:

1) выполняет функцию компенсации социального риска и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации;

2) оно неалиментарно;

3) всегда возмездно;

4) присущ принцип нежесткой

эвивалентности;

5) получатели, имея экономический стимул в активной экономической (трудовой) деятельности, участвуют в социальном страховании.

На основании приведенных нами признаков и с учетом того, что социальное страхование является одной из форм социальной защиты, ему можно дать следующее определение.

Социальное страхование

представляет собой форму социальной защиты в виде взаимного возмездного частно-публичного обязательства,

возникающего на основании закона либо договора, по которому застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и при наступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средств страхового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение.

Целью социального страхования является сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни граждан, которые ухудшились вследствие наступления страховых случаев1. С учётом сказанного можно также дефинировать и социальное обеспечение.

Под социальным обеспечением следует понимать форму социальной защиты населения в виде одностороннего обязательства государства по содержанию гражданина при наступлении у последнего определенных условий социальной незащищенности на принципах безвозмездности и безэквивалентности.

Следующей составляющей частью социальной защиты являются социальные гарантии. Большинство ученых под гарантиями понимают условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого2. Их предназначение состоит в

1 Шихов А. Социальные риски в социальном страховании // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 4.

2 Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном

том, что они направлены на обеспечение, соблюдение и защиту прав и свобод личности в целях беспрепятственного пользования ими. Иными словами, они помогают воплощению норм

законодательства в реальной жизни. Гарантии - это условия стабильности общества и государства.

Социальные гарантии представляют собой часть общих гарантий прав и свобод, которые призваны обеспечить реализацию социальных прав (право на пенсию, право на социальное обеспечение и обслуживание, право на получение социальных пособий, право на охрану здоровья и др.).

По мнению В.В. Тараненко, социальные гарантии - это совокупность социально-экономических и

организационных предпосылок, условий, средств, способов, способствующих полной реализации прав и свобод гражданами Российской Федерации1.

Так Н.О. Деркач под социальными гарантиями понимает способ

предоставления социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости2.

Уже упоминаемая нами Г.Б. Челнокова к социальным гарантиям относит:

1) право граждан на бесплатную медицинскую помощь и лечение;

2) лекарственную помощь населению;

3) различные формы защиты от безработицы;

4) социальное обслуживание, которое является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты;

социалистическом государстве // Советское государство и право. 1963. № 8. С. 24; Витрук Н.В. Проблемы теории правового положения личности в развитом социалистическом обществе:

Автореферат дис. ... док. юрид. наук. М., 1979. С. 23; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 37.

1 Тараненко В.В. Социальные гарантии

гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. № 4.

5) льготы по оплате жилья, заключающиеся в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты;

6) льготы по оплате коммунальных услуг, которые также заключаются в снижении оплаты за такие услуги;

7) льготы по обеспечению топливом3.

Таким образом, социальные гарантии

также являются одной из форм социальной защиты населения, которые реализуются государством на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что социальное обеспечение, социальные гарантии и социальное страхование являются элементами социальной защиты, которые различаются по основным характеристикам, и в тоже время их сложно разделить, вследствие чего они являются составляющими одной системы. Данные элементы включают отдельные подвиды, формируемые с учетом важнейших видов социальных рисков, которые ведут к потере трудоспособности, работы, жизни и дохода.

В заключение статьи хочется отметить, что роль и значение легальных дефиниций в сфере пенсионного обеспечения чрезвычайно важны. Нормы-дефиниции позволяют исключить противоречивое толкование понятий, употребляемых в источниках права, обеспечивают смысловую и

содержательную завершенность

регулятивных и охранительных норм права, различного рода юридических конструкций. Добиваясь единообразия в понимании и реализации права на пенсионное обеспечение, мы тем самым устраняем не только пробелы в законодательстве, но и в ходе самой интерпретации делаем норму более эластичной и жизнеспособной. С помощью выверенных дефиниций осуществляется переход от неопределенности к определенности в пенсионном

Деркач Н.О. Указ. раб. С. 17.

См.: Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.

обеспечении

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция Международной Организации Труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.) // Сб. : Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева, Международное бюро труда, 1991.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 14.

3. Федеральный конституционный закон РФ от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 07.02.2011) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 26. - Ст. 3170.

4. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. -Ст. 3699.

5. Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 29. - Ст. 3686.

6. Федеральный закон РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.

7. Федеральный закон РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168

8. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.

9. Закон Самарской области от 06.05.2000 г. № 16-ГД (ред. от 30.07.2010) «О социальной помощи в Самарской области» // Волжская Коммуна. - 2000. - 24 мая. - № 7879.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 1998. - № 1.

11. Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. - М., 1974.

12. Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. - М., 2006.

13. Бабич, А.М., Егоров, Е.В., Жильцов, Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом: Учебное пособие. - М., 1998.

14. Барков, А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. - 2006. - № 9.

15. Буянова, М.О. Социальное обеспечение и социальная защита // Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2004.

16. Вигдорчик, Н.А. Социальное страхование (систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования). - С.-Петербург: Типография товарищества «Общественная польза», 1912.

17. Витрук, Н.В. Проблемы теории правового положения личности в развитом социалистическом обществе: Автореферат дис. ... док. юрид. наук. - М., 1979.

18. Викулина, Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. - СПб., 1998.

19. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.

20. Гашкин, А.А. Проявление дифференциации в предмете трудового права // Трудовое право. - 2007. - № 10.

21. Деркач, Н.О. Профессиональное пенсионное страхование как элемент пенсионной системы государства: Дисс.... канд. экон. наук. - Барнаул, 2007.

22. Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. - М., 2005.

23. Иванкина, Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

24. Иванова, Р.И., Тарасова, В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. - М., 1983.

25. Кадомцева, С.В. Социальная защита населения. - М., 1999.

26. Корякин, В.М., Кудашкин, А.В., Фатеев, К.В. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Вып. 90. Серия «Право в Вооруженных Силах -консультант». - М.: За права военнослужащих, 2008.

27. Мицкевич, А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. - 1963. - № 8.

28. Миронова, Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» (правовой аспект) // Трудовое право. - 2008. - № 3.

29. Нетрудоспособное население в переходный период (социальные и экономические проблемы) / Отв. ред. Н.Н. Симонова. - М., 1998.

30. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М. 1981.

31. Основы страховой деятельности: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. - М.: БЕК,

2003.

32. Панасюк, О.С. Объективные и субъективные причины возникновения пробелов в праве // Общество и право. - 2009. - № 5. - С. 96 - 100.

33. Потиха, З.А. Строение русского слова. - М., 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Радуто, В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита» // Социальное и пенсионное право». - 2011. - № 1.

35. Радуто, В.И. Конституционно-правовые аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 23.

36. Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999.

37. Рафикова, Р.Р. Понятие негосударственного пенсионного страхования // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3 (17). - С. 272, 273.

38. Роик, В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве. -М.: ГУУ, 1999.

39. Романова, Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону, 2004.

40. Скачко, Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба. - 2006. - № 2.

41. Снежко, О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 7.

42. Старшинов, А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореферат дис. ... канд. полит. наук. - Казань, 2005.

43. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2004.

44. Тараненко, В.В. Социальные гарантии гражданам, связанные с прохождением военной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2005. - № 4.

45. Универсальный словарь иностранных слов русского языка / Под ред. Т. Волковой. - М.: Вече, 2001.

46. Челнокова, Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2009.

47. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. - М., 2007.

48. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. Вып. 1. - Екатеринбург: Уральская академия государственной службы,

1996.

49. Шихов, А. Социальные риски в социальном страховании // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.