ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-8-18 УДК 331
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО — НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ В МИРЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА
В.В. Перская
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1988-4374
АННОТАЦИЯ
Статья исследует вопросы неизменности в современном мире приверженности экспертного сообщества развитых стран Запада концепции неолиберализма, несмотря на то, что именно неолиберальные ценностные ориентиры способствовали развитию бедности и диспропорциональности в распределении доходов как доминирующих тенденций глобального развития. С распадом СССР, блока стран СЭВ необходимость развитых стран Запада в формировании привлекательности существующей модели социально-политического и экономического развития фактически отмерла. В этих условиях на территории Европы модель социально-ориентированной экономики стала постепенно уступать место прагматизму и доминированию принципов капиталистического конкурентного развития. В США модель капиталистического жесткого конкурирования сложилась исторически. Европейская социализация общественного развития всегда рассматривалась в США в качестве элемента, сдерживающего экономическое развитие. В настоящее время в США в условиях роста социальных проблем и напряженности в обществе получает развитие наравне с политикой «сделать Америку снова великой» идея «государства всеобщего благосостояния». Как результат доминирования в мировом сообществе чисто конкурентных капиталистических отношений стало проведение политики последовательного снижения роли государства в регулировании развития стран, что обострило проблемы нищеты и бедности, которые вышли на первый уровень вопросов, препятствующих динамике развития современного мирового сообщества.
Позиция экспертного сообщества, в т.ч. в рамках обсуждения проблем во время Всемирного экономического форума в 2019 г., была ограничена исключительно концепцией неолиберального мейнстрима, или снижения роли собственно государственного регулирования, формирования глобального правительства многостороннего общественного договора на уровне международной организации, способных обеспечить ликвидацию социального неравенства и диспропорциональности доходов в мировой экономике. В статье рассмотрены различные аспекты национальной государственной политики ряда стран, позволяющие постепенно выравнивать уровень социальной обеспеченности граждан, поддержки среднего класса как основы стабильного развития. На уровне межгосударственного обсуждения анализируется вопрос активизации роли некоммерческих общественных организаций для преодоления диспропорциональности доходов и ликвидации крайней нищеты и бедности, особенно в развивающихся странах. Проведено обоснование, что глобализация является определяющим трендом развития мировой экономики;
и >■ и и и
но ее базовой проблемой в рамках существующей модели социально-политического устройства мирового сообщества являются бедность и диспропорциональность распределения доходов как на межстрановом уровне, так и внутри стран. Предложения по возможности заключения общественного многостороннего договора наднационального характера по сути есть рекомендации в рамках существующей неолиберальной модели и положений Вашингтонского консенсуса, 1992 г. Фактически преследуется цель создания глобального мирового хозяйства с упразднением роли национальных государств и утратой ими национальных интересов и суверенитета. Выявлено, что в ряде развитых стран (США, Германия, Франция и др.) получают развитие идеи отказа от упования на межгосударственность решения проблем; требования доступности образования и создания социальных лифтов, в том числе для молодежи; развития всеобщих систем социальной защиты и пр., что не принимается во внимание существующими национальными правительствами этих стран.
Ключевые слова: социальное неравенство; бедность; модель социально-политического устройства; доходы; социальные лифты; дифференциация доходов; образование; социально-ориентированная политика государства.
Для цитирования: В.В. Перская. Социальное неравенство — неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства. Социально-трудовые исследования. 2020;38(1):8-18. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-8-18.
© В.В. Перская. 2020.
ОRIGINAL PAPER
SOCIAL INEQUALITY IS THE INEVITABILITY OF THE PREVAILING MODEL OF SOCIAL AND POLITICAL STRUCTURE IN THE WORLD
V.V. Perskaya
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1988-4374
ABSTRACT
The paper explores the invariability in the modern world of the developed Western countries expert community to the concept of neoliberalism, despite the fact that the neoliberal value orientations contributed to the development of poverty and income inequality as the dominant trends in global development. With the collapse of the USSR and the bloc of CMEA, Western countries virtually would not need to work on the attractiveness of the existing socio-political and economic development model. Under these conditions, in Europe, the model of a socially oriented economy was giving way to pragmatism and the dominance of the principles of capitalist competitive development. In the USA, the model of fierce capitalist competition was developed historically. In the United States, European socialization of social development was always regarded to as an element restraining economic development. Today, in the USA, in the context of growing social problems and tensions in the society, the idea of a "welfare state" is developing along with the policy of "making America great again". Due to the dominance of purely competitive capitalist relations in the world community, a policy was introduced to consistently reduce the role of the government in regulating the development of countries. This exacerbated the problems of extreme poverty that became the priority issues impeding the development dynamics of the modern world community. The position of the expert community, including as part of the World Economic Forum 2019 discussions, was limited exclusively to the concept of the neoliberal mainstream, or to reducing the role of government regulation, forming a global government of a multilateral social contract at the level of an international organization, able to eliminate social and income inequality in the world economy.
The article considers various aspects of the national state policy of countries, which allow gradually equalizing social security of citizens, supporting the middle class as the basis for sustainable development. The interstate discussion analyzes enhancing the role of non-profit public organizations to overcome the disparity in incomes and eliminate extreme poverty, especially in developing countries.
The study justifies that globalization is a determining trend in the development of the global economy; but its basic problem within the existing model of the social and political structure of the world is poverty and income inequality both among countries and within countries. The proposals to conclude a public multilateral supranational treaty are essentially the recommendations within the existing neoliberal model and the provisions of the Washington Consensus, 1992. In fact, the aim is to create a global world economy with the abolition of the role of nation states and the loss of national interests and sovereignty. The author revealed that some developed countries (USA, Germany, France, etc.) elaborate ideas to refuse interstate problem solving; requirements for availability of education and the creation of social elevators, including for youth; development of universal social protection systems, etc., not considered by the existing national governments of these countries.
Keywords: social inequality; poverty; model of social and political structure; income; social elevators; income inequality; education; socially-oriented state policy.
For citation: V.V. Perskaya. Social inequality is the inevitability of the prevailing model of social and political structure in the world. Social and labor research. 2020;38(1):8-18. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-38-1-8-18.
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 1776 г., когда вышла в свет работа Адама Смита «Богатства народов», неизменным оставался вопрос, почему одним странам или регионам свойственны рост и процветание, а другим - диспропорциональность и социальное расслоение, неравномерность развития. Так, по данным института Брукингса, самым бедным ре-
гионам США свойственен региональный доход на душу населения по уровню ниже, чем среднедушевой Монголии и Перу [1]. Одновременно возникает проблема прогнозной оценки развития процессов бедности в мировом сообществе как в целом, так и в разбивке по странам, в т. ч. к 2030 г. Проблемы неравенства и бедности приобрели в последнее десятилетие существенное значение
для мирового развития, особенно с принятием ООН целей устойчивого развития до 2030 г. (англ. Sustainable Development Goals), официально известных как преобразований нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (англ. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development) [2]. Этой проблеме были посвящены заседания стран G-7 в 2018 г., в материалах которых указывалось, что в странах G-7 идет процесс сокращения неравенства, но средний рост доходов отстает от уровня роста ВВП [3, 20].
Несмотря на неоднократное обсуждение проблем неравенства и бедности на различных международных форумах, по ряду стран, главным образом Африканского континента, по-прежнему остаются актуальными вопросы плохой пригодности земель для сельского хозяйства, бремени инфекционных заболеваний, высокого риска стихийных бедствий, нехватки воды и проч. Эти районы, как правило, удалены от городов, что сужает экономические возможности для сельского населения. Глобальная карта «горячих точек бедности» [1], где проживает 1 млрд чел. из 3660 административных единиц, имеют де факто существенно ниже уровень дохода на душу населения против общегосударственного уровня ВВП на душу населения (в каждой из стран).
Это существенно ниже порогового значения 2011 г., когда и были определены цели устойчивого развития ООН на 2030 г. По данным [1], в мире насчитывается 840 «горячих точек бедности», а в 102 странах есть хотя бы одна такая точка. В частности, это:
• Тропическая Африка - от Сахеля до северной Анголы, до южных границ Замбии, Зимбабве и Мозамбика, а также до Мадагаскара;
• Тропическая Латинская Америка - отдельные части Центральной Америки, Карибское побережье Венесуэлы, а также большинство ее центральных и южных регионов, часть Эквадора и Колумбии, Суринам, Французская Гвиана и северо-восточная Бразилия;
• Центральная и Южная Азия - районы Таджикистана и Кыргызстана до большей части Афганистана, северо-западного Пакистана, Кашмира, большей части Непала, северо-восточных индийских штатов, а также частей Бангладеш и Мьянмы;
• Юго-Восточная Азия-Западная Океания -участки Камбоджи, Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Восточного Тимора, Папуа-Новой Гвинеи и Соломоновых островов.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
В рамках доминирующей неолиберальной модели в начале 90-х годов рекомендовалось для ликвидации бедности в качестве панацеи рассматривать вынос реального сектора из развитых стран в государства, имеющие преимущество по численности населения. В настоящее время, исходя из страха роста экономического потенциала Китая (выступившего главным реципиентом выносимого реального сектора), в качестве инструмента ликвидации бедности предлагается рассматривать миграцию [1]. Реальность такова, что миграция, будучи сложным решением для человека, зависит от многих факторов. Как видно из табл. 1, динамика численности населения в горячих точках бедности вырастет более чем в два раза по сравнению с другими регионами развивающихся стран, при этом более бедные слои населения имеют низкий доступ к услугам здравоохранения и образования, но их показатели рождаемости гораздо выше, чем даже в стране, где эта точка находится. В этой связи экономическая миграция рассматривается экспертами как абсолютно перспективное направление для ликвидации бедности.
Помимо развития миграционной политики западным экспертным сообществом в рамках доминирующей в мире модели социально-политического развития рекомендуется реализовывать следующие пространнственно-ориентированные политики на уровне государств по отношению к странам, где находятся эти «островки бедности»:
• инвестиции в человеческий капитал;
• развитие инфраструктуры и повышение ее ориентированности на рыночный тип отношений;
• повышение устойчивости регионов к природно-климатическим катаклизмам, стихийным бедствиям и гражданским конфликтам. Согласно моделям, разработанным авторами
исследования института Брукингса, США, [1] рост инвестиций в развитие человеческого капитала (или человеческого потенциала) на 1 пункт, равносилен тому, как если бы все страны региона повысили свой валовый региональный продукт на 10 пунктов. Сокращение числа смертей, как следствие региональных конфликтов, также увеличивает региональный Валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения на 0,5 процентных пункта, а вот увеличение доступности для жителей поселений городской инфраструктуры практически не влияет на изменение регионального ВНП. Если же произойдет удвоение дорожной сети в
Таблица 1 / Table 1
Сравнительные данные уровней развития бедных регионов мира и развивающихся стран в целом / Comparative data on the development of the world's poor regions and developing countries as a whole
Характеристика / СЬ|агаС:е^ю Горячие точки бедности / Poverty hotspots Другие регионы развивающихся стран / Other regions of developing countries
Среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения (2006-2015 гг.) 0,9% 6%
Индекс развития человеческого потенциала 0,47 0,66
Прогнозируемые темпы прироста населения (2015-2030 гг.) 2,4% 1,0%
Источник/ Sourse: J.L.Cohen, Raj.M.Desai, H.Kharas. The Geography of Poverty Hotspots. 24.09.2019. URL: https://www.brookings. edu/blog/future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_campaign = Global%20Economy%20and%20 Develo%E2%80%A6%206 (дата обращения: 02.11.2019) / J.L.Cohen, Raj.M.Desai, H.Kharas. The Geography of Poverty Hotspots. 24.09.2019. URL: https://www.brookings. edu/blog/future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_ campaign = Global%20Economy%20and%20 Develo%E2%80%A6%206 (accessed on 02.11.2019).
регионе, то Валовый региональный продукт (ВРП) возрастает примерно на 1-1,5%. Исходя из этого, авторы предлагают за 10 лет за счет таких инвестиций увеличить региональный валовый продукт на душу населения более чем на 45%.
Однако в ряде стран такой подход оценивается как крайне пассивный и не отвечающий национальным интересам государств. В частности, в Индии и Пупуа-Новая Гвинеи все настойчивее звучит требование перераспределения ресурсов государственным сектором, в т. ч. средств доноров помощи развитию; в результате, эти страны смогли достигнуть улучшения показателей здоровья и образования маргинальных групп в отсталых регионах. На Западном берегу Африки спутниковая информация использовалась для того, чтобы сосредоточить ресурсы при восстановлении дорог и обеспечить множество точек доступа к крупным дорожным сетям. Фермеры Мозамбика повысили свою продуктивность за счет использования сети беспилотных летательных аппаратов, которые предоставляли очень подробные данные о урожайности сельскохозяйственных культур.
Следует заметить, что особое опасение в части распространения бедности и диспропорциональности доходов в мире вызывает положение молодежи. Так, из 1,2 млрд чел. в мире в возрасте от 15 до 24 лет 104 млн, что составляет около 9%, живут менее чем на 1,90 долл. США в день (по ППС 2011 г. в долл. США). По факту эта численность соответствует всему населению Германии и Австралии вместе взятых. Ожидается, что к 2030 г. абсолютное число бедной молодежи должно сократиться на 20 млн чел., но их доля в общей бедности в мире останется неизменной [4].
Эта «структурная» природа молодежной бедности обусловлена невысокими возможностями
занятости молодежи в развивающихся странах, низкой производительностью труда и слабой мобильной активностью молодых. Логичны предположения экспертов, что повышение мобильности молодежи - это решение проблем ухудшающегося положения в развивающихся странах.
Примечательно, что около 500 млн молодых людей живут в сельских районах, относительно низко развитых, причем 80 млн молодых людей в Африке живут сегодня в условиях крайней нищеты, составляя более 3/4 населения мира. К 2030 г. их численность, как ожидается, незначительно сократится - до 73 млн чел., а благодаря улучшению экономических условий к 2030 г. в нескольких африканских странах массово сократится число бедной молодежи, в т. ч.: в Эфиопии (сокращение на 4 млн), Мозамбике (2 млн), Кении (1 млн), и Уганда (0,9 млн) [4]. В государствах к югу от Сахары демографическая ситуация будет иметь восходящий тренд, но позитивные плоды омоложения общества в этих странах пока ожидать преждевременно.
Авторы доклада «Ускорение сокращения бедности в Африке», подготовленного Всемирным банком, указывают следующие направления, требующие принятия коллективных решений:
• снижение рождаемости;
• повышение продуктивности сельского хозяйства, особенно в отношении продовольственных культур (африканская зеленая революция);
• устранение рисков и конфликтов;
• увеличение мобилизации внутренних ресурсов и перераспределение их в пользу бедных групп [5]. Быстро растущие темпы урбанизации и традиционно сохраняющееся наследие сельской бедности - это сдерживающие факторы роста благосостояния к 2030 г. По нашему мнению, логичным
выводом является то, что преобразование этого сложного ландшафта возможно только путем трансформирования социально-политической модели в целом в мировом развитии, именно это таит в себе скрытый потенциал обеспечения экономической динамики, причем не только для развивающихся стран. Этот же тезис имеет место и для экономик развитых стран. Рассмотрим его на примере США.
Оценивая социально-политическую модель США, исследователи исходят, как правило, из такой традиционной для американского социума характеристики как индивидуализм. В индивидуалистических обществах люди действуют в культурной среде, которая формирует их склонности определять приоритеты своих целей и меньше полагаться на контекстуальные факторы при оценке других [6].
Применительно к России и таким государствам как Южная Корея, Китай, авторы указывают на коллективизм, т. е. люди отдают приоритет целям на уровне группы, а при оценке других придают большее значение ситуативным факторам [6].
При этом исследователи отмечают, что социально-ценностная ориентация - это относительно устойчивая характеристика, которая формируется в раннем детстве и сопровождает развитие личности на протяжении всей жизни как части общего социума. Фактически она определяет поведение и отношение людей в самых разных ситуациях, включая принятие решений, сотрудничество, благотворительность, решение проблем, процессуальное правосудие и доминирующие политические взгляды общества в целом.
Подтверждением выше изложенного является, например, отношение американского общества к приоритетам государственной политики на 2019 г. Так, 70% опрошенных определяют приоритет в виде экономической политики, 69% - в частичности возмещения расходов на здравоохранение, 67% - противодействие терроризму, 67% - социальной безопасности, 67% - Medicare, 60% - вопросы ликвидации нищеты и бедности и 56% - экологии. Вопросы эмиграции и рабочих мест являются важными примерно для 50-51% опрошенных1.
По данным Гэллапа, разрыв между самыми богатыми и самыми бедными домохозяйствами США в настоящее время является самым большим за последние 50 лет, несмотря на то, что средний
1 Приоритеты государственной политики США на 2019 г. URL:https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/02/04/state-of-the-union-2019-how-americans-see-major-national-issues/ pp_2019-01-24_political-priorities_0-02/ (дата обращения: 20.10.2019)
доход домохозяйств США достиг нового рекорда в 2018 г., в эпоху политики «Сделать Америку снова великой», провозглашенную Президентом США Д. Трампом. Неравенство доходов в США в 2018 г. было «значительно выше», чем в 2017 г., говорится в последнем отчете американского общественного опроса Бюро переписи населения. В девяти штатах США (Алабама, Арканзас, Калифорния, Канзас, Небраска, Нью-Гемпшир, Нью-Мексико, Техас и Вирджиния) разрыв в доходах увеличился. Уровень бедности в США, рассчитанный от численности населения региона2, в зависимости от штата колеблется в пределах от 76% (в штате Миссисипи из примерно из 3 млн чел. около 621 тыс. чел. находятся за гранью бедности) до 84% (штат Нью - Гемпшир, из 1,3 млн чел. - примерно 104 тыс. чел. бедные).
Довольно интересно, что такое неравенство росло на фоне динамики роста национальной экономики и невысоком уровне безработицы [7].
Индекс Джини в США оставался почти стабильным в течение последних лет, изменившись на сотые доли, с 0,482 в 2017 г. до 0,485 в 2018 г. Бюро переписи США отмечает, что в 2006 г. этот показатель составлял 0,464. При этом, в пяти штатах США (Калифорния, Коннектикут, Флорида, Луизиана и Нью-Йорк - и в округе Колумбия и Пуэрто-Рико) уровень неравенства был традиционно выше, чем в остальной части США. Средний доход домохозяйств США составляет 201 937 долларов (2018 г.), но в 29 штатах и Пуэрто-Рико средний доход домохозяйства значительно ниже, чем общегосударственный средний показатель.
В США традиционно исследуется индекс благополучия/благосостояния, который в 2019 г. составил величину, равную 61,4, прекратив свое падение, имевшее место в 2017-2018 гг. Индекс благосостояния рассчитывается по шкале от 0 до 100, где 0 обозначает наименьшее возможное благосостояние, а 100 — максимально возможное благополучие. Определяется он как правило, методом опроса в течение продолжительного периода времени большой группы респондентов.
Составляющими индекса благополучия выступают пять основных элементов благосостояния, традиционно оцениваемых населением США как определяющими/базовыми уровень жизни в США [8]:
• карьера (удовлетворенность работой, мотивация достижений целей);
2 Poverty Rate By State 2019. URL:http://worldpopulationreview. com/states/poverty-rate-by-state/. (дата обращения: 22.10.2019)
• общение (поддерживающие отношения и место любви в жизни);
• финансовый аспект (управление экономикой жизни, возможность снизить стрессы и повысить безопасность жизни);
• сообщество (удовлетворенность жизненным укладом в обществе, ощущение безопасности существования, есть ли чувство гордости за свое общество);
• физическое состояние граждан (здоровье и достаточность энергии у персоналий для реализации ежедневных дел.
Однако по мнению кандидата в президенты США Б. Сандерса, в Соединенных Штатах больше неравенства в доходах и распределении богатства, чем в любой крупной стране мира, и в настоящее время оно существенно выше, чем даже в 20-х годах прошлого века, накануне Великой рецессии. Миллионы американцев работают на двух или трех работах, чтобы прокормить свои семьи, а три самых богатых человека в США обладают большим богатством, чем нижний дециль американского населения. За последние 30 лет доходы 1% населения США, т. е. самых богатых, выросли на 21 трлн долл., а нижний дециль фактически потерял 900 млрд долл. Другими словами, произошла массовая передача богатства от тех, у кого слишком мало, к тем, у кого слишком много [9].
Чтобы ликвидировать возмутительно высокий уровень неравенства, существующий в Америке, и восстановить исчезающий средний класс, в США предлагается установить ежегодный налог на чрезвычайное благосостояние супербогатых домо-хозяйств США. Этот налог на имущество [9] будет применяться только к чистой стоимости активов, превышающей 32 млн долл. США, и в следующем десятилетии может составить примерно 4,35 трлн долл. США. Домохозяйства, чьи собственные капиталы не превышают 32 млн долл., этим налогом облагаться не будут. Доход, полученный за счет этого налога, будет использован для финансирования доступного жилья, универсального ухода за детьми и поможет финансировать программу Medicare for All [9].
Существующий в настоящее время налог на богатство в США (или налог на имущество) непропорционально сказывается на доходах семей рабочего класса, т. к. большая часть имущества, принадлежащего среднему классу, уже обложена налогом [9].
По словам американского экономиста А. Рив-лина, США «разделены таким образом, что это напоминает социальные потрясения 1960-х годов или, что еще хуже, великую гражданскую войну
1860-х г. Повышение вновь значимости «красного государства» по сравнению с «голубым государством» в настоящее время привело к росту расизма, национализма, ксенофобии и гомофо-бии, которые слишком часто выражаются через насильственные действия. Поистине, великая страна, достойная современной исключительности, должна принять вызов и залечить раны ненависти и раскола, предоставив всем американцам возможность участвовать в растущей экономике, которая дает им общее процветание» [10].
Все чаще в американской повестке дня возникают вопросы о возобновлении практики развития «ученичества и культуры непрерывного обучения», чтобы каждый американец имел доступ к навыкам, необходимым для обретения своего места и лучшей работы в современной экономике. Вновь ставится вопрос о поддержке инноваций, усилении более тесной взаимосвязи между бизнесом и исследователями в региональных колледжах и университетах.
Наличие в ряде городов бизнес-инкубаторов, в т. ч. по возрождению сельского хозяйства, передового производства, устойчивого энергетического обеспечения и развитию отраслей, основанные на знаниях, - это идеи, которые поднимаются для обсуждения представителями обеих партий в предвыборный период. Эксперты отмечают необходимость возобновления внутренних инвестиций в инфраструктуру, в общественную безопасность и рационализацию дорожного движения с целью ликвидации пробок, вызванных старением дорог и мостов.
Именно в США в 2019 г. вновь ставится задача повышения национальной производительности труда и международной конкурентоспособности, воссоединения хозяйственной целостности всей территории США и развития мобильных и широкополосных сетей, чтобы 5G коммуникация не стала новым «цифровым разрывом» между центрами роста городов и районами с более низкой численностью населения и образовательным уровнем.
Для США актуально привлечение и удержание на территории страны молодых работников, стремящихся создавать семьи и воспитывать детей. Молодым людям нужны кинотеатры, рестораны и бары, поэтому большинство средних и малых городов должны обеспечить эти услуги молодым семьям. Региональные больницы, будучи крупнейшими работодателями, должны оставаться открытыми и доступными для всех. Только здоровые сообщества могут заботиться о своих бедных и пожилых, поэтому США необходима новая наци-
ональная экономическая стратегия, которая будет иметь широкую поддержку и обеспечит большую открытость и возможности для людей и регионов, в т. ч. отстающих [10].
Бедность и социальное неравенство — это проблемы развитых стран. По данным ОЭСР, почти каждый ребенок в семи странах ОЭСР живет в семье, имеющей крайне низкий уровень дохода, и эта доля растет во многих странах, в том числе в Греции, Италии и Испании. Неравенство доходов в странах «семерки» в 2014 г. характеризовалось тем, что 20% самых богатых людей заработали почти в шесть раз больше, чем 20% самых бедных людей в странах G7. Что касается благосостояния, то в 2014 г. 40% граждан в части распределения богатства получили лишь 3% от общего благосостояния домохозяйств стран G7, а 10% — 54% от общего благосостояния. Налицо крайняя неравномерность развития обществ рассматриваемых стран: у 42 человек было столько же богатства, сколько у 3,7 млрд людей, составлявших в 2017 г. бедную половину населения мира. Гендерный разрыв в доходах стран G7 уменьшился, но остался на уровне 43%. Разница в ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 30 лет между людьми с высоким и низким уровнем образования оценивается в семь лет для мужчин и четыре года для женщин. Этот разрыв увеличился в ряде стран. Характерен и тот факт, что дети, родившиеся в обеспеченных семьях, получавших в два раза больше среднего дохода 40 лет назад, в настоящее время зарабатывают на 40% больше, чем дети, вышедшие из семей со средним доходом. Учащиеся из малообеспеченных семей в странах G7 набирают на 39 баллов ниже по математике (это эквивалентно целому году обучения в школе), чем студенты из относительно более обеспеченных семей. В качестве рекомендаций было предложено на заседаниях ВЭФ сформировать механизм адаптации к изменяющимся условиям труда и видам трудовой занятости, повысить инвестиции государств и частных компаний в человека, усилить кооперативное партнерство государств и компаний, формировать более справедливые налоговые системы и создавать условия для предотвращения уплаты налогов посредством использования офшорных гаваней или схем, а также повышать уровень экономического роста [11].
Генеральный секретарь ОЭСР Х.А. Гурриа Тре-виньо подчеркнул, что наступил переломный момент и не может быть компромисса между ростом и равенством3. Неравенство доходов в странах
3 Сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org/social/inequality.htm (дата обращения: 01.2.2019).
ОЭСР находится на самом высоком уровне за последние полвека. Средний доход 10% самых богатых людей примерно в девять раз выше, чем у 10% самых бедных людей по ОЭСР против семи раз превышения 25 лет назад.
Все более иллюзорными становятся возможности использования «социальных лифтов» для граждан, родившихся в странах ОЭСР, для продвижения по социально-общественной иерархической лестнице. В среднем, необходимо прожить четыре поколения, чтобы по уровню доходов выйти из того же дециля, что их предки: для Индии, Китая и Венгрии — семь поколений, для США — пять поколений, для Германии, Чили, Франции и Аргентины — шесть поколений, а для ЮАР — девять поколений. Во всех указанных странах наблюдается достаточно низкая социальная мобильность, особенно среди молодежи, что отрицательно влияет не только на уровень благосостояния населения, но и на политическую стабильность государственных систем. Чем ниже эффект социальных лифтов, тем более сильной должна быть репрессивная сила госаппарата страны [12]. Тем, кто родился в малообеспеченных семьях, гораздо меньше шансов дано условиями жизни, чтобы достичь не то что вершины, но хотя бы уровня среднего класса.
Политика, предложенная ОЭСР и направленная на обеспечение социальной мобильности, включает:
• поддержку семей, создание условий для воспитания маленьких детей, равенство в воспитании девочек и мальчиков, что должно обеспечить большие качественные возможности для подростков;
• смягчение неравномерности условий жизни, в том числе за счет использования проектного финансирования развития общества;
• поиск новых форм обеспечения занятости, среди прочего за счет развития информационного общества, протекционизм4.
Другими словами, ОЭСР призывает к всеобъемлющей стратегии борьбы с бедностью начиная с 2019 г., предлагая усилить роль социальных функций, в первую очередь, государства.
Если глобализация не подчиняется никаким правилам и не регулируется, все преимущества достаются сильным и богатым [13]. Из исследований МВФ следует, что финансовая глобализация привела к «значительному увеличению неравенства», так же как рост торговли в некоторых развиваю-
4 Сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org/els/soc/broken-elevator-how-to-promote-social-mobility-9789264301085-en.htm.
щихся странах. Аналогичным образом, изменение климата является симптомом крайне неравной экономики, в которой богатые используют окружающую среду для личной выгоды5. «Глобализация 4.0 должна предложить новый нарратив, чтобы заменить оскорбительный, ресурсограби-тельский и сексистский неолиберализм последних нескольких десятилетий. Нам понадобится гораздо больше сотрудничества между правительствами, чтобы переписать правила финансов, торговли, заработной платы и налогообложения. Только тогда мы сможем гарантировать, что «4Ш» принесет пользу обычным людям» [14]. В этой связи эксперты ВЭФ указали на необходимость разумного сочетания стимулов и рестрикций, возможностей государственной собственности и приватизации, иными словами разумного регулирования, чтобы управлять изменениями, которые формируют жизненные условия всего человечества. Целесообразен также новый подход к налогообложению и государственным расходам. Самые богатые домохозяйства и корпорации избегали долго не уплачивали справедливую долю, препятствовали значимой реформе. Особенно разочаровывало то, что лидеры бизнеса на последней встрече в Давосе отмечали снижение налогообложения на 1 трлн долл. США благодаря налоговой реформе, инициированной президентом США Д. Трампа. Если элиты, действующие из лучших побуждений, серьезно настроены вступить в более инклюзивную форму глобализации, они должны подкрепить свои слова делами [14].
При этом эксперты ВЭФ рассматривают исключительно возможности многосторонности как единственный способ решения политических задач. Рамки международного сотрудничества должны стать гораздо более демократичными, феминистски ориентированными и подчинены интересам простых людей. Иными словами, только многосторонние институты в рамках неолиберального подхода мейнстрима в состоянии обуздать корпоративные злоупотребления и защитить гражданское общество от растущего авторитаризма. Ответственное, смелое руководство со стороны национальных правительств также будет необходимо для управления глобализацией 4.0. Вместо того, чтобы просто пытаться манипулировать гневом граждан, политики должны понимать и устранять коренные причины своего недовольства [14].
5 Сайт Linkedin. URL: https://www.linkedin.com/pulse/climate-change-symptom-our-broken-economy-winnie-byanyфima.
Необходимо подчеркнуть, что многосторонность не идентична многополярности или полицентризму. Полицентризм базируется на взаимодействии государств, сохраняющих и развивающих национальную, социально-политическую идентичность социума, исторические корни, но при этом не вмешивающихся в социально-политическое устройство других стран, уважая их суверенитет, независимую внутреннюю и внешнюю политику.
Многосторонность или многовекторность в современной трактовке - это взаимодействие сторон, практически принимающих доминантное положение одного из государств-лидеров мирового сообщества; это согласие на унификацию и стандартизацию критериев и ценностных ориентиров социальной, включая культурные детерминанты, жизни общества. Полицентризм ориентирован на сохранение регулирующей роли государства, на развитие межгосударственного взаимодействия и партнерских связей.
Многовекторность и многосторонность направлены де-факто на снижение роли национального государственного регулирования в пользу наднациональных институтов, на распространение глобализации без ограничения, фактически ставя социальное благополучие общества в зависимость от вспоможествований на основе доброй воли меценатов или отдельных филантропов, исключая социальную миссию государства.
В развитие такого понимания многосторонности в рамках ВЭФ (Всемирного экономического форума) - ведущего международного экономического форума последних десятилетий - утвердилась следующее восприятие ликвидации бедности. Для более справедливого распределения доходов на межстрановом и внутристрановом уровнях, для ликвидации устойчивой бедности и создания социальных лифтов необходимо наднациональное регулирование на основе многосторонних международных договоров, сосредоточенное в руках международных организаций. Роль национальных правительств и политик социально-экономического выравнивания диспропорциональностей в национальных хозяйствах практически не рассматривается, так как доминирует точка зрения, что государство в условиях глобализации должно постепенно, передавая на наднациональный уровень свои компетенции, отмирать.
Однако даже для Европы приверженность неолиберальной доктрине не отвечает реальным требованиям населения. Во всех странах Европы богатые слои в основном сохранили свое состоя-
ние и влияние. В Греции безработица была ключевым фактором: в 80% бедных семей глава семьи работал большую часть года в 2007 г. по сравнению с 66% в 2014 г.; за тот же период реальная минимальная заработная плата упала примерно на 20%. В Великобритании, к примеру, несмотря на растущий уровень занятости, экономический рост и богатство населения, 1/5 часть британцев остается в бедности [15].
Даже представители защитников экологии ЕС (достаточно реакционная группа политиков ЕС) подготовили Петицию, где экономическая политика должна оцениваться с позиции ее влияния на благосостояние людей, использование ресурсов, на снижении неравенства и обеспечение достойного труда, превратив Пакт о стабильности и росте (SGP) в Пакт о стабильности и благополучии [16]. Новая экономика должна быть ориентирована непосредственно на человеческое и экологическое благополучие [16], так как решение социальных проблем в европейских странах требует более справедливого распределения доходов и богатства, которые уже есть. В настоящее время попытки стимулировать рост путем увеличения задолженности, сокращения экологических норм, увеличения рабочего времени и сокращения социальной защиты - есть агрессивное стремление к росту любой ценой, что разделяет общество, создает экономическую нестабильность и подрывает демократию [16].
Конфликты, изменение климата и коррупция являются одними из самых глубоких и масштабных проблем, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы после присоединения к ЕС. Все это способствует росту нестабильности, увеличению числа голодных людей, вынужденных перемещаться по миру, беспрецедентными угрозами для биоразнообразия, массовой миграции и политической нестабильности [17]. Эти проблемы носят международный характер и взаимосвязаны по своему характеру, поэтому даже в ОБСЕ ставится вопрос о согласованных усилиях многостороннего характера. «После падения коммунизма в стране (Албании) наблюдались волны народного недовольства, вызванные отсутствием прогресса в реформах, направленные на поддержание верховенства закона, на борьбу с коррупцией, с организованной преступностью и изменению ландшафта средств массовой информации» [17].
Существует прогноз, что к 2030 г. мир будет в основном богатым и в значительной степени старым, с 8,3 млрд жителей, что примерно на 700 млн больше, чем сегодня. Он претерпит существенные трансформации, и в частности, по оценке Н. КЬагаз и W. Fengler, 2,6 млрд чел. будут в группе малообеспеченных и с плохим здоровьем, а 5,6 млрд чел. -будут устойчиво в группе среднего класса [18], если мир не сменит социально-политические ориентиры своего развития.
ВЫВОДЫ
Подводя итоги вышеизложенному, следует акцентировать внимание на следующем.
1. Существующая неолиберальная модель экономического развития и доминирование в социально-политическом устройстве общества принципов исключительно жестких капиталистических отношений ведут к обострению в мире социально-политического неравенства, росту коррупционности и нестабильности.
2. Экономическая глобализация обеспечивает высоко позитивное воздействие на поступательность экономического развития, но она приобрела черты и характеристики, определяющие распределение бонусов от нее узкому кругу лиц, что в условиях отмирания регулирующей роли государства обусловливает развитие высочайшей степени диспропорциональности распределения доходов и социальной нестабильности, развитие конфликтов и разнообразных социальных потрясений, практически во всех странах мира.
3. При сохранении рыночной модели хозяйствования в мировом сообществе необходимо принятие на уровне отдельных государств в рамках действующих основных законов государств положений о социальной миссии государства как института регулирования и управления. Именно социализация экономической политики каждого национального государства в условиях трансформирования мирового сообщества от монополярности к полицентризму позволяет изменить общественно значимый ландшафт социально-политического развития страны, обеспечить справедливость в обществе и снизить дифференциацию в уровнях развития территорий и домашних хозяйств, дестабилизирующих национальное развитие.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. J.L. Cohen, Raj.M.Desai, H.Kharas. The Geography Of Poverty Hotspots. 24.09.2019. https://www.brookings.edu/blog/ future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20 Develo%E2%80%A6%206 (accessed on 28.10.2019).
2. Arjun Jayadev. How to Grow the Economy While Reducing Inequality/APR 27, 2018 URL: https://www.ineteconomics.org/ perspectives/blog/how-to-grow-the-economy-while-reducing-inequality (accessed on 28.10.2019).
3. Does Social Inequality Stimulate The Economic Growth? (On The Examples Of The Chosen Developing Countries)» 2018/ Review of Business and Economics Studies, Vol.6, N1, р.43-55. (accessed on 28.10.2019).
4. K. Hamel, C. Di Nuccl. More than 100 million young adults are still living in extreme poverty. Okt.17, 2019. URL: https://www. brookings.edu/blog/future-development/2019/10/17/more-than-100-million-young-adults-are-still-living-in-extreme-poverty/?utm_campaign=Brookings%20Brief&utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=78264704 (accessed on 28.10.2019).
5. Louise Fox. Assessing past and future strategies for reducing poverty in Africa. October, 21,2019. // https://www. brookings.edu/blog/africa-in-focus/2019/10/21/assessing-past-and-future-strategies-for-reducing-poverty-in-africa/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20Development&utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_ content=78945904 (accessed on 28.10.2019).
6. Chanki Moon, Giovanni A. Travaglino, Ayse K. Uskul. Social Value Orientation and Endorsement of Horizontal and Vertical Individualism and Collectivism: An Exploratory Study Comparing Individuals From North America and South Korea. Published online 2018 Nov 20. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6255969/ (accessed on 28.10.2019).
7. Bill Chappell. U.S. Income Inequality Worsens, Widening To A New Gap September 26, 2019 URL: https://www.npr. org/2019/09/26/764654623/u-s-income-inequality-worsens-widening-to-a-new-gap (accessed on 28.10.2019).
8. Dan Witters.U.S. Wellbeing Declines Halted in 2019. URL: https://news.gallup.com/poll/266978/wellbeing-declines-halted-2019.aspx?utm_source=alert&utm_medium=email&utm_content=morelink&utm (accessed on 02.11.2019).
9. Б. Сандерс. Налог на экстремальное богатство. URL:https://berniesanders.com/issues/tax-extreme-wealth (дата обращения: 28.10.2019).
10. Алиса Ривлин, Аллан Ривлин и Шери Ривлин. Мысли о том, как ликвидировать разногласия в Америке. URL: https://thehill.com/opinion/finance/465185-alice-rivlin-my-final-thoughts-on-how-to-heal-divisions-in-america?utm_ campaign=Economic Studies&u (дата обращения: 02.11.2019).
11. Саммит G 7 в Канаде. Achieving Growth That Works For Everyone, (2018) G-7? 2018. URL: https://g7.gc.ca/en/official-documents/achieving-growth-works-everyone (дата обращения: 02.11.2019) .
12. Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility.Published on June 15, 2018. OECD. URL: 6 Emma Charlton. Why rich countries are seeing more poverty. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/11/why-rich-countries-are-seeing-more-poverty (accessed on 28.10.2019).
13. Balestra, C. et al. (2018), "Inequalities in emerging economies: Informing the policy dialogue on inclusive growth", OECD Statistics Working Papers, 2018/13, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/6c0db7fb-en (accessed on 28.10.2019).
14. Winnie_Byanyima. Globalization 4.0 can be a bright future - if we break out of the injustices of the past. URL:https://www. weforum.org/agenda/authors/winniebyanyima&xid=17259,15700023,15700186,15700190,15700248&usg=ALkJrhjOecTak onl0107FzHV6xXUhwpDR0 (accessed on 28.10.2019).
15. Emma Charlton. Why rich countries are seeing more poverty. URL:https://www.weforum.org/agenda/2018/11/why-rich-countries-are-seeing-more-poverty/ (accessed on 28.10.2019).
16. Европа, пора положить конец зависимости от роста. https://you.wemove.eu/campaigns/europe-it-s-time-to-end-the-growth-dependency (дата обращения: 18.10.2019).
17. Elona Gjebrea Hoxha For the sake of security and political stability, parliaments must pursue sound governance 11/06/2019. //https://www.euronews.com/2019/06/11/for-the-sake-of-security-and-political-stability-parliaments-must-pursue-sound-governance (accessed on 28.10.2019).
18. ^mi Kharas. Wolfgang Fengler/Dоuble tipping points in 2019: When the world became mostly rich and largely old/ October, 2019. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2019/10/09/double-tipping-points-in-2019-when-the-world-became-mostly-rich-and-largely-old/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20Development&utm_ source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=78336872 (accessed on 28.10.2019).
REFERENCES
1. Cohen J.L., Desai Raj M., Kharas H. The geography of poverty hotspots. 24.09.2019. https://www.brookings.edu/blog/ future-development/2019/09/24/the-geography-of-poverty-hotspots/?utm_campaign=Global%20Economy%20and%20 Develo%E2%80%A6%206 (accessed on 28.10.2019).
2. Jayadev A. How to Grow the Economy While Reducing Inequality/APR 27, 2018 URL: https://www.ineteconomics.org/per-spectives/blog/how-to-grow-the-economy-while-reducing-inequality (accessed on 28.10.2019).
3. Does Social Inequality Stimulate The Economic Growth? (On The Examples Of The Chosen Developing Countries), 2018/ Review of Business and Economics Studies, Vol.6, N1, p.43-55 (accessed on 28.10.2019).
4. Hamel K., Di Nucci C. More than 100 million young adults are still living in extreme poverty. 17.10.2019. URL: https://www. brookings.edu/blog/future-development/2019/10/17/more-than-100-million-young-adults-are-still-living-in-extreme-poverty/ (accessed on 28.10.2019).
5. Fox L. Assessing past and future strategies for reducing poverty in Africa. 21.10.2019. // https://www.brookings.edu/blog/ africa-in-focus/2019/10/21/assessing-past-and-future-strategies-for-reducing-poverty-in-africa/ (accessed on 28.10.2019).
6. Moon Ch., Travaglino Giovanni A., Uskul Ayse K. Social Value Orientation and Endorsement of Horizontal and Vertical Individualism and Collectivism: An Exploratory Study Comparing Individuals From North America and South Korea. Published online 2018 Nov 20. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6255969/ (accessed on 28.10.2019).
7. Chappell B. U.S. Income Inequality Worsens, Widening To A New Gap. 26.09.2019 URL: https://www.npr. org/2019/09/26/764654623/u-s-income-inequality-worsens-widening-to-a-new-gap (accessed on 28.10.2019).
8. Witters D. U.S. Wellbeing Declines Halted in 2019. URL: https://news.gallup.com/poll/266978/wellbeing-declines-halt-ed-2019.aspx (accessed on 02.11.2019).
9. Sanders B. Tax on extreme wealth. URL: https: // berniesanders.com / questions/tax-extreme-material values (accessed on 28.10.2019).
10. Rivlin A., Rivlin A., Rivlin Sh. My final thoughts on how to heal divisions in America. URL: https://thehill.com/opinion/ finance/465185-alice-rivlin-my-final-thoughts-on-how-to-heal-divisions-in-america (accessed on 02.11.2019).
11. 2018 G7 summit in Canada. Achieving Growth That Works For Everyone. URL: http://www.g7.utoronto.ca/ summit/2018charlevoix/growth.html (accessed on 02.11.2019).
12. A Broken Social Elevator? How to Promote Social Mobility. 15.06.2018. OECD. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/broken-elevator-how-to-promote-social-mobility_9789264301085-en#page4
13. Balestra C. et al. Inequalities in emerging economies. Informing the policy dialogue on inclusive growth. OECD statistics working papers, 2018/13. OECD publication, Paris. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/economics/inequalities-in-emerg-ing-economies_6c0db7fb-en#page1 (accessed on 28.10.2019).
14. Byanyima W. Globalization 4.0 can be a brilliant future - if we break from the injustice of the past. https://www.weforum. org/agenda/2018/12/globalization-4-0-for-whom/ (accessed on 28.10.2019).
15. Charlton E. Why rich countries are seeing more poverty. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/11/why-rich-coun-tries-are-seeing-more-poverty/ (accessed on 28.10.2019).
16. Europe, It's Time to End the Growth Dependency. https://you.wemove.eu/campaigns/europe-it-s-time-to-end-the- growth-dependency (accessed on18.10.2019).
17. Hoxha E.J. For security and political stability, parliaments must pursue good governance and sustainable development. 11/06/2019. URL: https://www.oscepa.org/news-a-media/op-eds/for-security-and-political-stability-parliaments-must-pursue-good-governance-and-sustainable-development (accessed 28.10.2019).
18. Kharas H., Fengler W. Double tipping points in 2019: When the world became mostly rich and largely old. 09.10.2019. URL: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2019/10/09/double-tipping-points-in-2019-when-the-world-became-mostly-rich-and-largely-old/ (accessed on 28.10.2019).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Виктория Вадимовна Перская — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России, директор
института исследований МЭО, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHOR
Viktoriya V. Perskaya — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Economist of Russia, Director of the Institute of Research,
International Economic Relations, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 07.11.2019; принята к публикации 20.01.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 07.11.2019; accepted for publication on 20.01.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.