Кудзиева С.О.
Аспирант факультета исторического факультета. Северо-Осетинский университет имени К.Л. Хетагурова.
Социальное направление политики партийно-советских органов власти Северо-Осетинской АССР в первые годы Великой Отечественной войны*
Вероломное нападение нацисткой Германии на СССР поставило перед советским правительством сложнейшую задачу - в кратчайшие сроки перевести экономику страны на военные рельсы. Основные направления действий по выполнению поставленной задачи были определены в «Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 г.1. Основная идея данного документа заключалась в том, чтобы вся страна превратилась в единый военный лагерь. Для реализации задуманного нужно было провести мобилизацию в Красную армию, организовать эвакуацию предприятий и людей из западных областей страны в восточные.
В первый же день войны бюро Северо-Осетинского обкома ВКП(б) на закрытом заседание принимает постановление «О мероприятиях в связи с объявлением мобилизации»2, согласно которому ответственность за проведение мероприятий, связанных с мобилизацией, возлагалась на райкомы ВКП(б).
Для поднятия патриотизма в республике проводился ряд мероприятий. Так, например, обком ВКП(б) и Совнарком Северо-Осетинской АССР разместили обращение в газете «Социалистическая Осетия», где призывали «всех рабочих, колхозников, советскую интеллигенцию нашей республики к спокойствию, организованности, повышению производительности труда, к выполнению и перевыполнению государственных планов, к самоотверженной работе на оборону нашей страны, на благо и процветание вели-
1 Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. // URL: https://histrf.ru/read/ articles/diriektiva-ot-29-iiunia-1941-ghoda (дата обращения: 9.10.2022)
2 ГАНИ РСО-А. Ф.1. Оп.3. Д. 12. Л. 18
© Кудзиева С.О., 2022.
кого Советского Союза - отечества трудящихся всего мира»3.
Также в республике был организован митинг трудящихся города Орджоникидзе в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз. Результатом 50-тысячного митинга стало принятие резолюции, «в которой выразили гнев по поводу неслыханного в истории человечества нарушения мирного договора и заявили о своей готовности в любую минуту грудью стать на защиту социалистического отечества»4.
Таким образом, местные органы власти, проводя активную работу по моральной подготовке населения к предстающим невзгодам, связанными с трудностями войны, смогли не только предотвратить распространение панических настроений, но и поднять моральное и патриотическое настроение среди военнообязанных и мирных граждан республики, что даже было отмечено на закрытом заседании Бюро Северо-Осетинского обкома ВКП(б) 25 июня 1941 г.5.
При проведении социальных мероприятий местные органы власти жестко следовали принятым решениям, но вследствие быстро меняющейся обстановки на фронте и в тылу, старались своевременно вносить коррективы в свою деятельность.
Так, в связи с необходимостью экономии финансовых средств, Орджо-никидзевский горисполком на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров Северо-Осетинской АССР, решил «сократить расходы на Управление по бюджету города на сумму 23 тыс. руб.»6.
Нужно отметить оперативность местных органов власти в реализации постановлений вышестоящих учреждений, что является немаловажным фактором в условиях военного времени. Сроком реализации постановления СНК СОАССР определялось два дня, что подтверждает эффективность работы государственных учреждений.
Помимо вопросов, касающихся перехода республики на военные рельсы, местные органы власти должны были решать проблемы по переселению на территорию СО АССР части эвакуированного населения.
Несмотря на сложности, правительство республики принимало ряд мер по принятию, размещению и обеспечению эвакуированного населения всем необходим, как за счет советских, так и местных фондов.
Так, в качестве пособий в первые месяцы войны эвакуированным было выплачено 10955 руб., из них 8815 руб. - из гос. бюджета, 2140 руб. -из местного. Также отдельно было выделено 1279 руб. на питание, из них 1160 руб.- из гос. бюджета, 119 - из местного.
3 Социалистическая Осетия, 1941, 23 июня.
4 Социалистическая Осетия, 1941, 24 июня.
5 ГАНИ РСО-А. Ф.1. Оп.3. Д. 139. Л. 85.
6 ЦГА РСО-А. ФР. 56.Оп.2. Д. 43. Л.12.
До объявления военного положения в августе 1942 г.Осетия, по данным местного статуправления, смогла разместить на своей территории около 27 тыс. беженцев, обеспечив их всем необходимым.
Немаловажно и то, что даже во время войны продолжалось школьное обучение. Несмотря на нехватку средств в бюджете республики, образование оставалось одним из приоритетных направлений социальной политики местных органов власти.
По распоряжению Орджоникидзевского горисполкома все школы затемнялись до 1-го сентября и обеспечивались противопожарным оборудованием; с учащимися проходили программы по нормам ПВО и ПВХО, школы снабжались необходимым ассортиментом продуктов и т.д. 7.
Социальное обеспечение семей фронтовиков было важнейшей для руководства страны задачей, так как от этого напрямую зависело морально-психологическое состояние комбатантов.
Так, согласно протоколу заседания бюро Орджоникидзевского комитета ВКП(б) в первый период войны семьям военнослужащих было выплачено 2786 рублей, устроено на работу 1301 человек, устроено в детские сады и ясли - 361 ребенка.8
По постановлению Орджоникидзевского горисполкома «О порядке исчисления квартирной платы с семей военнослужащих и о сохранении жилой площади за военнослужащими в военное время» за военными сохранялась их жилплощадь, даже в случае размещения временных жильцов, поселившихся на свободной площади, по возвращению хозяина со службы, жилплощадь возвращалась9.
Особое внимание правительством республики уделялось обязательному военному обучению граждан города. Все мужчины от 16 до 50 лет должны были пройти 110-часовую программу. Время занятий подбиралось таким образом, чтобы не мешать нормальному функционированию предприятий и учреждений.10 Результатом такой политики было своевременная подготовка граждан СОАССР к столкновению с приближающимся противником.
Стремительное продвижение немецких войск вглубь страны привело к невозможности скоординированного принятия решений гражданских органов власти. В результате все сложнее стало объединение действий гражданских, партийных и военных структур, что привело к пониманию необходимости создания некоего правительственного учреждения, которое смогло бы сосредоточить в своих руках всю полноту власти, направляло и
7 ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Д. 43. ЛЛ. 18-19.
8 ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 155. ЛЛ. 117-118.
9 ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Д. 43. ЛЛ. 25-36.
10 ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Л. 44. ЛЛ. 25-36
контролировало бы деятельность нижестоящих структур. В период войны таким органом власти стал Государственный Комитет Обороны11.
Для координации действий местных органов власти Государственный Комитет Обороны принимает постановление №830сс от 22 октября 1941 года о создании городских комитетов обороны12.
Уже 25 октября 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СОАССР, обкома ВКП(б) и СНК республики был образован Орджо-никидзевский (Владикавказский) комитет обороны; в его состав вошли представители как советских, так и партийных органов власти: председателем комитета обороны назначен секретарь Северо-Осетинского комитета ВКП (б) Н.П. Мазин, его заместителем - председатель СНК СО АССР К.Д. Кулов, членами комитета стали комендант военного гарнизона города М.И. Запорожченко и нарком внутренних дел СОАССР А.С. Зоделава13.
Согласно данному постановлению вся полнота власти на территории Северо-Осетинской АССР сосредотачивалась в руках Орджоникидзевско-го комитета обороны, которому беспрекословно должны были подчиняться все партийные, военные, советские и комсомольские органы, находящиеся на территории республики.
В первом же постановлении Орджоникидзевского комитета обороны от 26.10.1941 года, говорится о мобилизации трудоспособного населения в порядке трудповинности за соответствующую плату: «мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 18 до 50 лет, а также трудоспособных эвакуированных»14.
Важно подчеркнуть то, что всем необходимым инструментом, а также питанием их обеспечивало государство.
Одновременно с организацией оборонительных работ, руководство решало вопросы социального и материального поощрения граждан, задействованных в них. Так по постановлениюОрджоникидзевского (Владикавказского) комитета обороны всем, призванным на строительство рабочим сохранялся заработок по основному месту работы до мобилизации. Лицам командно-партийного состава строительства, получавшим ниже их прежнего заработка, полагалось выплатить разницу. Постановление касалось
11 Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) об образовании Государственного Комитета Обороны. 30 июня 1941 г. // URL: http://docs.historyrussia.Org/ru/nodes/151848#mode/ inspect/page/1/zoom/4 (Дата обращения: 9.10.2022)
12 Постановление Государственного Комитета Обороны о городских комитетах обороны № 830сс. Москва, Кремль, 22 октября 1941 г. // URL: http://docs.history russia.org/ru/nodes/222779#mode/inspect/page/2/zoom/4 (Дата обращения: 9.10.2022)
13 ЦГА РСО-А Ф3 Д. 2. Л.1-1
14 Хубулова С.А., Хаблиева Л.Ч. Батыров А.Е. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны (1941-1944 гг.) Сборник документов и материалов -Владикавказ: Литера, 2012. С. 35.
также и колхозников, которым рекомендовалось начислять по 0,5 трудодня. По 3 рубля в сутки выплачивали студентам и домохозяйкам.
Помимо денежных выплат, рабочие получали товары массового потребления: «белья нательного - 1000 пар, обуви - 1000 пар, чулок и носков -3000 пар, телогреек и ватных шаровар - 500 пар, а также готового платья на 50 тыс. руб.»15.
Таким образом, правительство республики создавало условия труда рабочим, при которых, помимо сохранения зарплаты, их обеспечивали всем необходимым за счет местных фондов, что показывает способность партийно-государственных органов власти поддерживать минимально-необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения в условиях войны.
С приближением линии фронта Осетия из принимающей стороны стала стороной, подпадающей под эвакуацию. Орджоникидзевскому (Владикавказскому) комитету обороны необходимо было в кратчайшие сроки разработать план эвакуации населения и промышленных предприятий.
5 августа 1942 г. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны принял постановление, утверждающее план эвакуации, по которому эвакуироваться должны были 28 300 человек. В первый эшелон попадали члены семей партийно-советских руководящих работников, НКВД, милиции; во второй -пограншколы, детдома, военкоматы, учебные заведения, в третий - семьи комполитсостава16.
Также из республики в Махачкалу вывозился годовой запас готовой продукции свинца и цинка.
Сроки исполнения решений Орджоникидзевского (Владикавказского) комитета обороны были максимально сокращены. О чем свидетельствует данное постановление, которое должно было быть осуществлено уже 7.08.1942 г.
Таким образом, партийные органы республики смогли в оперативном порядке наладить процесс эвакуации важнейших промышленных предприятий, что позволило своевременно подготовиться к встрече с врагом.
Подводя итоги нужно сказать следующее:
- первые месяцы войны советские и партийные органы власти под давлением постоянно меняющихся обстоятельств, сумели перевести работу тыла на военный лад, не допустили распространение панических настроений.
- благодаря агитационной работе, проведенной правительством, среди населения наблюдалось повышение уровня патриотизма.
15 Хубулова С.А., Хаблиева Л.Ч. Батыров А.Е. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны (1941-1944 гг.) Сборник документов и материалов -Владикавказ: Литера, 2012. С. 76.
16 ЦГА РСО-А Ф3 Д. 18.Л.2-5.
- действия государственных органов власти отмечались четкостью и оперативностью, что прослеживается в минимальных сроках исполнения принятых решений.
В целом, руководство Северо-Осетинской АССР справилось с задачей перехода экономики на военные рельсы.
Библиографический список:
[1] ГАНИ РСО-А. Ф.1. Оп.3. Д. 12. Л. 18.
[2] Социалистическая Осетия, 1941, 23 июня.
[3] Социалистическая Осетия, 1941, 24 июня.
[4] ГАНИ РСО-А. Ф.1. Оп.3. Д. 139. Л. 85.
[5] ЦГА РСО-А. ФР. 56.Оп.2. Д. 43. Л.12.
[6] ЦГА РСО-А. ФР. 629. Оп.1. Д. 15. Л.6.
[7] ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Д. 43. ЛЛ. 18-19.
[8] ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 155. ЛЛ. 117-118.
[9] ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Д. 43. ЛЛ. 25-36.
[10] ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп.2. Л. 44. ЛЛ. 25-36.
[11] ЦГА РСО-А Ф3 Д. 2. Л.1-1.
[12] ЦГА РСО-А Ф3 Д. 18.Л.2-5.
[13] Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. // URL: https://histrf.ru/read/articles/diriektiva-ot-29-iiunia-1941-ghoda (Дата обращения: 09.10.2022)
[14] Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) об образовании Государственного Комитета Обороны. 30 июня 1941 г. // URL: http://docs. historyrussia.org/ru/nodes/151848#mode/inspect/page/1/zoom/4 (Дата обращения: 09.10.2022)
[15] Постановление Государственного Комитета Обороны о городских комитетах обороны № 830сс. Москва, Кремль, 22 октября 1941 г. // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/222779#mode/inspect/ page/2/zoom/4 (Дата обращения: 09.10.2022)
[16] Хубулова С.А., Хаблиева Л.Ч. Батыров А.Е. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны (1941-1944 гг.) Сборник документов и материалов - Владикавказ: Литера, 2012. С. 315.
Reference
[1] GANI RNO-A. F.1. Op.3. D. 12. L. 18.
[2] Socialist Ossetia, 1941, June 23.
[3] Socialist Ossetia, 1941, June 24.
[4] GANI RSO-A. F.1. Op.3. D. 139. L. 85.
[5] TsGA RNO-A. FR. 56.Op.2. D. 43. L.12.
[6] TsGA RNO-A. FR. 629. Op.1. D. 15. L.6.
[7] TsGA RSO-A. FR. 56. Op.2. D. 43. LL. 18-19.
[8] GANI RSO-A. F. 53. Op. 1. D. 155. LL. 117-118.
[9] TsGA RNO-A. FR. 56. Op.2. D. 43. LL. 25-36.
[10] TsGA RNO-A. FR. 56. Op.2. L. 44. LL. 25-36.
[11] TsGA RSO-A F3 D. 2. L.1-1.
[12] TsGA RSO-A F3 D. 18.L.2-5.
[13] Directive of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks to the party and Soviet organizations of the front-line regions of June 29, 1941 // URL: https://histrf.ru/read/articles/diriektiva-ot-29-iiunia-1941- ghoda (09.10.2022)
[14] Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks on the formation of the State Defense Committee. June 30, 1941 // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/151848#mode/inspect/page/1/ zoom/4 (09.10.2022)
[15] Decree of the State Defense Committee on city defense committees No. 830ss. Moscow, Kremlin, October 22, 1941 // URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/222779#mode/inspect/page/2/zoom/4 (09.10.2022)
[16] Khubulova S.A., Khablieva L.Ch. Batyrov A.E. Ordzhonikidzevsky (Vladikavkaz) Defense Committee (19411944) Collection of documents and materials - Vladikavkaz: Litera, 2012. Р. 315.
Кудзиева С.О.
Аспирант факультета исторического факультета.
Северо-Осетинский университет имени К.Л. Хетагурова.
Социальное направление политики партийно-советских органов власти Северо-Осетинской АССР в первые годы Великой Отечественной войны
Аннотация. С первых дней Великой Отечественной войны правительству Советского Союза приходилось в кратчайшие сроки в экстремальных условиях принимать и осуществлять меры по перестройке мирной экономики на военные рельсы. Такие перемены в экономике повлекли за собой изменения и в других общественных сферах, в том числе и в социальной.
В данной статье рассматривается проведение социальной политики государства на территории Северо-Осетинской АССР в годы Великой Отечественной войны.
Цель - выявить эффективность социальной политики местных органов власти во время войны.
Методы исследования, использованные в работе: историко-сравнитель-ный и статистический.
Согласно архивным материалам, партийно-советские органы власти смогли перевести экономику региона на военные рельсы, предотвратить панические настроения среди населения, обеспечить как местное население, так и эвакуированное всем необходим в период Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: социальная политика, СОАССР, Государственный комитет обороны, Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны.
Kudzieva S.O.
Graduate student of the faculty of History of the North Ossetian University.
The social direction of the policy of the party-Soviet authorities of the North Ossetian Autonomous Soviet Socialist Republic in the first years of the Great Patriotic War
Abstract. From the first days of the Great Patriotic War, the government of the Soviet Union had to take and implement measures to restructure the peaceful economy on a war footing in the shortest possible time under extreme conditions. Such changes in the economy led to changes in other social spheres, including the social one.
This article discusses the implementation of the social policy of the state on the territory of the North Ossetian Autonomous Soviet Socialist Republic during the Great Patriotic War.
The goal is to identify the effectiveness of the social policy of local authorities during the war.
Research methods used in the work: historical-comparative and statistical.
According to archival materials, the party and Soviet authorities were able to transfer the region's economy to a military footing, prevent panic among the population, provide both the local population and the evacuees with everything they need during the Great Patriotic War.
Key words: social policy, SOASSR, State Defense Committee, Ordzhonikidze (Vladikavkaz) Defense Committee.