УДК 316.35
Социальное конструирование образа людей с ментальной инвалидностью современными СМИ: российский и региональный опыт*
¡Гарапшина Л. Р.
Кандидат социологических наук,
ассистент кафедры истории, философии, социологии Казанского государственного медицинского университета
Статья посвящена феномену социального конструирования проблемы инвалидности на примере людей с ментальной инвалидностью. Анализируются публикации в трех федеральных и двух региональных изданиях за 2011-2016 гг. Определено, что на федеральном уровне в значительной степени представлена «положительная» информация в отношении детей с инвалидностью. Региональные СМИ ориентированы на позиционирование благотворительности и чрезвычайных происшествий, связанных с детьми с ментальной инвалидностью.
Ключевые слова: ментальная инвалидность, умственная отсталость, синдром Дауна, аутизм, трудоустройство инвалидов, социальный конструкт.
Социальная интеграция инвалидов в социум -актуальная проблема современности, на решение которой значительное влияние оказывает ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов. Принятие и признание необходимости выполнения норм Конвенции способствовало пересмотру не только российской нормативно-правовой базы, но отношения к людям с инвалидностью. Реализация и законодательное закрепление инклюзивного образования, разработка масштабной Федеральной программы «Доступная среда» с целью создания безбарьерного пространства направлены на преодоление социальной изолированности и отчужденности людей с инвалидностью. Значимое место в этом длительном и многообещающем процессе отводится средствам массовой информации, конструирующим тот или иной образ инвалидности.
Социальное конструирование проблем инвалидности напрямую связано с понятием стигматизации. И. Гоффман определяет стигму как «некоторый атрибут, который сильно дискредитирует его обладателя в умах окружающих по сравнению с нормальным человеком» [1]. Человек становится стигматизированным тогда, когда общество не идентифицирует его с принятыми нормами и правилами поведения или обличия, что приводит к социальной изоляции
и депривации человека. В рамках теории наклеивания ярлыков Г. Беккера и Э. Лемерта «инвалидность является социальным клеймом, т.е. закрепленным в общественном сознании негативным отношением к индивиду из-за некоего атрибута, неприемлемого в обществе в силу сложившихся представлений [2, с. 279]. Данные подходы классиков социологии ярко характеризуют положение людей с ментальной инвалидностью в современном обществе, т.к. внешние и внутренние атрибуты этих людей не характерны для общества «без инвалидности». Таким образом, стигма и предубеждение связаны с рядом процессов и феноменов, среди которых: категоризация, «наклеивание ярлыков», стереотипизация, негативные эмоции, дискомфорт при взаимодействии, социальное отвержение и другие формы дискриминации, потеря социального статуса и т.п. [3, с. 279].
Е.Р. Ярская-Смирнова отмечает, что «инвалидность является социальным конструктом, то есть результатом социальных договоренностей, смысл которого меняется в зависимости от культурных традиций и социальных условий, пола, возраста и
* Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ 1603-50109 «(Не)доступность профессиональной среды для лиц с ментальной инвалидностью (на примере Республики Татарстан)».
других статусных различий, взаимодействующих между собой участников ситуации» [4, с. 44]. За последние несколько лет наметился значительный прогресс в отношении инвалидов, что обосновано реализацией Государственной программы «Доступная среда». Предполагаем, что реализация мероприятий в рамках программы будет способствовать смене социальных договоренностей в отношении людей с инвалидностью и окажет влияние на формирование доступной среды во всех смыслах: физической, психологической, отношенческой, экономической, политической. Как отмечает М.А. Подлесная, «Гофман обращает внимание на то, что стигматизированный индивид склонен придерживаться тех же убеждений относительно идентичности, что и нестигматизи-рованный, то есть в большинстве случаев он чувствует себя вполне нормальным и заслуживающим тех же жизненных шансов» [5, с. 148]. Этот тезис подтверждается и результатами эмпирических исследований, проведенных в г. Казани в 2016 г. среди экспертов среднего профессионального образования, работающих с учащимися с ментальной инвалидностью. Эксперты отмечают, что выпускники (с наименьшими нарушениями развития) хотят вести активный образ жизни - работать, создавать семьи, и они не обращают внимания на мнение общества, которое предписывает им только определенные роли (как правило, иждивенцев).
Основателями социально-конструкционистского подхода изучения социальных проблем являются основоположники феноменологической социологии А. Щюц [6], П. Бергер и Т. Лукман [7]. Среди зарубежных исследований особенностей социального конструирования проблем посредством СМИ выделяются работы В. Бара [8], Дж. Беста [9], С. Хил-гартнера и Ч. Боска [10, с. 18-53], Дж. Китсьюза, М. Спектора [11], С. Хилгартнера, Дж. Шнайдера [12] и др. Согласно концепции «публичных арен», общественного внимания заслуживают те общественные явления и процессы, которые имеют драматичный характер, что отчасти нашло подтверждение и в нашем исследовании.
Среди трудов российских исследователей, которые также изучают влияние социально-конструктивистской позиции на формирование общественных проблем, можно выделить работы Е. Дьяковой [13], Е. Здравомысловой, А. Темкиной [14], П. Мейлах-са [15], Е. Шапинской [16], Е. Ярской-Смирновой, П. Романовой [17; 18], И. Ясавеевой [19] и др.
Для анализа социального конструирования образа людей с ментальной инвалидностью в российском обществе был проведен дискурс-анализ публикаций двух региональных («Бизнес-онлайн» и «Вечерняя Казань») и трех российских изданий («Аргументы и факты», «Известия» и «Ведомости») за 2011-2016 гг. В ходе исследования предполагалось найти ответы на следующие вопросы: 1. Какая 220
терминология в отношении людей с ментальной инвалидностью сохраняет актуальность, и есть ли место новым понятиям? 2. Какие характеристики используются в отношении различных представителей с ментальной инвалидностью в публикациях российского и регионального уровня? 3. Как позиционируется человек с ментальной инвалидностью на рынке труда?
В качестве ключевых единиц для анализа публикаций, которые бы могли продемонстрировать отношение к людям с ментальной инвалидностью, были выбраны: «ментальная инвалидность», «синдром Дауна», «умственная отсталость», «аутизм». Данные понятия были отобраны по нескольким причинам:
1. В российском обществе еще не прижился термин «ментальная инвалидность» и продолжается использование укоренившихся медицинских терминов.
2. Синдром Дауна, умственная отсталость и аутизм являются наиболее распространенными среди населения при характеристике людей, имеющих особенности в интеллектуальном развитии. Всего было выявлено и проанализировано 790 публикаций.
Региональные средства массовой информации не демонстрируют знания о понятии «ментальная инвалидность» - в архиве изученных СМИ отсутствовали публикации, содержащие данный термин. Наиболее распространенными терминами выступили «синдром Дауна», «умственная отсталость», «аутизм». Анализ статей показал, что СМИ демонстрировалась информация, посвященная преимущественно деятельности детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, функционирующих в Республике Татарстан. Основанная масса информации содержала в себе факты о коррупционных составляющих, которые были обнаружены в ходе проверок домов-интернатов и нарушении прав умственно отсталых детей, а именно - нанесение вреда здоровью. Последний момент был связан с нашумевшей ситуацией отравления детей в Дер-бышкинском доме-интернате и обнаружением массовой кишечной инфекции среди них. Другая часть публикаций несла информацию о благотворительности в домах-интернатах, особенно в преддверии крупных республиканских и российских праздников. Несколько статей были посвящены применению грубой физической силы со стороны педагога, что было связано со скандалом в школе г. Набережные Челны. В количественном соотношении преобладали статьи на поисковый запрос «умственная отсталость» («Вечерняя Казань» - 52, «Бизнес онлайн» - 54), из которых более половины были посвящены деятельности Дербышкинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей (коррупция, нарушение прав, заболеваемость детей, проведение благотворительных акций и мероприятий). Анализ публикаций, посвященных аутизму и синдрому Дауна, показал, что информация о синдроме Дауна по-
зиционируется более положительно, нежели публикации, связанные с аутизмом. Основные контексты статей по синдромому Дауна: проведение благотворительных мероприятий (3), обращения родителей за помощью в сборе средств на лечение ребенка (3), социокультурные аспекты помощи детям (3), криминал (2). Основной контекст публикаций по запросу «аутизм»: благотворительность (10), избиение девочки-аутиста (8), сбор средств на лечение (5), эффективность иппотерапии (1).
Анализ первых ключевых единиц, отобранных для анализа, показал следующее: 1. Наибольшее внимание изученными региональными СМИ уделяется трем основным позициям: благотворительность, сбор средств для лечения ребенка и криминальные, уголовные новости. Актуальным является формирование в обществе важности реализации благотворительной деятельности в отношении детей-сирот и инвалидов; практически отсутствует демонстрация достижений и успехов людей с ментальной инвалидностью. 2. Значительная часть публикаций привлекает внимание криминальной составляющей, например, скандалами, связанными с отравлением детей в детском доме-интернате и избиением ребенка. Стоит отметить, что подобные истории способствуют конструированию мнения у жителей республики в ракурсе «жалости», «беспомощности» детей с ментальной инвалидностью. Рассмотренные издания не только показывают сам факт нарушения, но и подробно поставляют информацию о текущих расследованиях, о наказании виновных. Для сравнения - подобный «мониторинг» ситуации отсутствует в случае с некриминальными историями. Например, в случае со сбором денежных средств на лечение ребенка нет информации об успешности этого мероприятия. 3. В регионе из трех выделенных понятий «синдром Дауна», «аутизм», «умственная отсталость» наибольшей популярностью пользуется последнее, которое в своей основе несет стигматизирующий и дискриминирующий посыл. Подобная ситуация будет сохраняться до тех пор, пока в официальных источниках, нормативных документах будет содержаться данная терминология.
Российские средства массовой информации («Аргументы и факты», «Известия», «Ведомости») при анализе публикаций на вышеуказанные ключевые единицы привлекли внимание следующими позициями: 1. На федеральном уровне уже прослеживается использование понятия «ментальная инвалидность», которое, как мы полагаем, играет значимую роль в формировании положительного образа людей, имеющих особенности интеллектуального развития. 2. Среди представленной информации практически отсутствовало позиционирование людей с ментальной инвалидностью как немощных и безнадежных. Отсутствовали публикации, касающиеся необходимости сбора средств на лечение ре-
бенка и т.п. Также, как и на региональном уровне, среди публикаций преобладает информация, касающаяся благотворительности, влияния международных конкурсов в повышении толерантного и доброжелательного отношения к людям с особенностями развития, примеры из истории российских знаменитостей, воспитывающих или поддерживающих детей с синдромом Дауна, аутизмом. Значимо и то, что среди публикаций присутствуют те, которые затрагивают общественное осуждение тех, кто «обижает» или нарушает права детей с синдромом Дауна. Например, ситуация с телеведущей О. Ароновой, заявившей, что без надлежащего ухода ребёнок с синдромом Дауна представляет потенциальную опасность для общества, например, может убить своих близких, что вызвало значительный резонанс в обществе.
Для дискурс-анализа трудоустройства людей с ментальной инвалидностью мы обратились к ключевой единице «занятость, трудоустройство» в сочетании с ранее указанными словами. Анализ показал, что в СМИ регионального уровня отсутствуют статьи о занятости людей с ментальной инвалидностью, с синдромом Дауна, аутизмом и умственной отсталостью. Значительное число публикаций посвящено трудоустройству инвалидов в целом, в форме отчетов, докладов министерств, ведомств и касается государственных программ и статистических данных о трудоустроенных граждан, а также объявлениям о ярмарках вакансий; отсутствуют примеры и опыт трудоустройства отдельных инвалидов. Мы считаем, что наличие как раз таких примеров могло бы мотивировать других инвалидов, которые не решаются, к примеру, открыть свое дело, способствовало бы формированию групп и сообществ инвалидов по профессиональным интересам. Освещение положительного опыта трудоустроенных инвалидов - необходимость, характерная для современности, т.к. это способствовало бы повышению значимости людей с различными нарушениями в социально-трудовой сфере, успешная реализация в которой позволит говорить об успешной социальной инклюзии.
Российские средства массовой информации также продемонстрировали приверженность публикации материалов, касающихся в целом инвалидов, без выделения отдельных примеров по нозологиям. Но в газете «Известия» были опубликованы статьи по трудоустройству людей с ментальной инвалидностью или ментальными отклонениями (3). Одна из статей посвящена тому, что предпринимателей Москвы и Московской области призовут к оказанию содействия в трудоустройстве выпускников коррекционных школ VIII вида на заводы города. В статье подчеркиваются умения, способности учеников и социальная значимость этой инициативы [20]. Другая статья также напрямую ориентирована на людей с ментальной инвалидностью и раскрывает
идею трудоустройства этих граждан в парках Москвы. Как подчеркнул руководитель департамента культуры Москвы С. Капков, «...труд в зеленых зонах должен помочь людям с ментальными отклонениями социализироваться в обществе» [21]. Третья статья посвящена трудоустройству людей с умственной отсталостью при Центре реабилитации в Санкт-Петербурге, в которой они также позиционируются с позитивной стороны, как умеющие и желающие трудиться [22]. Значимым плюсом таких публикаций может стать информирование людей с инвалидностью, желающих трудоустроиться, но не знающих о подобных местах и инициативах.
В завершение отметим, что роль и значение СМИ многозначны, во многом от них зависит, как скоро современное общество сможет принять людей с ментальной инвалидностью в качестве полноправных участников общественных процессов. Инвалидность - важный социальный конструкт, который на протяжении нескольких десятилетий испытывает на себе самые разные общественные позиции - от беспомощности и иждивенчества до активной жизненной позиции и интеграции. Для преодоления негативных последствий стереотипов и дискриминации, сформированной общественным мышлением, сконструированной средствами массовой информации, необходима смена приоритетов на «публичной арене». Необходима презентация положительных примеров достижений людей с ментальной инвалидностью, особенно в области трудоустройства, так как это является одной из ключевых позиций в жизни человека, помогая обрести ему определенный социальный статус в обществе. Требуется осознание того, что если социум требует соответствия принятым нормам и правилам, то оно должно создать условия для выполнения этих требований и способствовать этому должны и средства массовой информации.
Литература:
1. Goffman I. Stigma: notes on the management of spoiled identity. - N.Y.: Simon and Shuster, 1963. - 168 p.
2. Донкан И.М. Социальная эксклюзия детей-инвалидов в обществе: феномен инвалидности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2009. - № 2 (13). - С. 277-282.
3. Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть 1) // Психология и право. - 2013. - № 3. - С. 1-10.
4. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. - 1999. - № 4. - С. 38-45.
5. Подлесная М.А., Мельникова В.В. Религиозная община в жизни инвалидов // Социологические исследования. - 2015. - № 10 (10). - С. 145-151.
6. Шюц А. О множественных реальностях / Пер. с англ. В.Г. Николаева // Щюц А. Избранное: мир светящийся смыслом. - М.: РОССПЭН, 2004. -С. 401-455.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.
- М.: Медиум, 1995. - 323 с.
8. Burr V. An Introduction to Social Constructionism.
- L.: Routledge, 1995. - 208 p.
9. Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности - II: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: хрестоматия. - Казань, 2001. - 188 с.
10. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 224 с.
11. Spector M., Kitsuse J. Constructing Social Problems. Menlo Park, CA: Cummings. (1973) // Social Problems: A Reformulation. Social Problem.
- 1977. - V. 20. - P. 145-159.
12. Schneider J.W. Problems Theory: The Constructionist View // Annual Review of Sociology. - 1985. -Vol. 11. - P. 209-229.
13. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов.
- Екатеринбург: УрО РАН, 1999. - 130 с.
14. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. - 1999. - С. 45-65.
15. Мейлахс П.А. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Т. 4. - С. 135-151.
16. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 51-56.
17. Ярская-Смирнова Е.Р. Класс и гендер в дискурсе социального государства // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - Т. 1. - С. 87-96.
18. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Тело и дискриминация: инвалидность, гендер и гражданство в постсоветском кино // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2011. -Т. 76. - С. 65-80.
19. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. - Казань, 2004. - 200 с.
20. Выпускников коррекционных школ отправят на заводы // Известия [2013]. - URL: http://izvestia. ru/news/558079 (дата обращения: 10.11.2016 г.).
21. Парки Москвы пригласят на работу инвалидов // Известия [2013]. - URL: http://izvestia.ru/ news/549169 (дата обращения: 10.11.2016 г.).
22. Петербургских инвалидов трудоустроили // Известия [2012]. - URL: http://izvestia.ru/news/533933 (дата обращения: 10.11.2016 г.).
The Social Construction of the Image of Mentally Disabled People in Modern Media:
Russian and Regional experience
L.R. Garapshina Kazan State Medical University
The article is devoted to the topicality of the phenomenon of social construction of disability problems as exemplified by the image of people with mental disabilities. Based on the analysis of publications in three federal and two regional Internet periodicals in 2011-2016, the author comes to the conclusion that largely «positive» information about children with disabilities is presented at the federal level. Regional media focus on the charity and emergencies related to children with mental disabilities.
Key words: mental disability, mental retardation, Down syndrome, autism, employment of disabled people, a social construct.