Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН'

СОЦИАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ЕДИНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталия Георгиевна, Димиржиева Галина Владимировна

Предмет исследования - комплекс финансово-социальных отношений, возникающих в процессе предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством применения новых информационно-коммуникационных технологий. Цель работы - выявление новых инструментов, способствующих повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки в России. В статье проанализированы бюджетные расходы на реализацию мер социальной поддержки малоимущих домохозяйств на примере одного из субъектов Российской Федерации. Посредством проведенного анализа установлены причины малой эффективности бюджетных расходов в части поддержки малоимущих домохозяйств. Осуществлено комплексное рассмотрение нового механизма предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам в сфере социальной защиты в виде социального казначейства. Определены предпосылки создания единой социальной платформы, способствующей повышению эффективности и адресности предоставления государственных (муниципальных) услуг с учетом зарубежного опыта в сфере создания единого социального реестра. Определены основные составляющие социального казначейства, обеспечивающие слаженность и оперативность его функционирования. Установлено, что социальное казначейство является инструментом, способствующим ускорению предоставления и получения услуг в проактивном режиме, сокращению трансакционных издержек. Выявлены основные причины, препятствующие развитию цифровизации в сфере получения гражданами государственных (муниципальных) услуг и, следовательно, совершенствованию процесса предоставления мер социальной поддержки населению. Определены основные расходы, необходимость которых обусловлена разработкой и введением новых инструментов реализации социальной защиты населения в России, а также прогнозируемые выгоды от их реализации. Сделаны выводы о том, что социальное казначейство станет надежным инструментом решения социальных задач и повысит эффективность расходования бюджетных расходов на социальную поддержку граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Наталия Георгиевна, Димиржиева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TREASURY AS A NEW DIRECTION OF INCREASING THE EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES FOR THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL SUPPORT MEASURES FOR RUSSIAN CITIZENS

The subject of the study is a complex of financial and social relations arising in the process of providing citizens with social support measures through the use of new information and communication technologies. The purpose of the work is to identify new tools that contribute to improving the effectiveness of providing social support measures in Russia. The article analyzes budget expenditures for the implementation of social support measures for low-income households on the example of one of the subjects of the Russian Federation. Through the analysis, the reasons for the low efficiency of budget expenditures in terms of support for low-income households have been established. A comprehensive review of a new mechanism for providing social support measures to poor citizens in the field of social protection in the form of a social treasury has been carried out. The prerequisites for the creation of a unified social platform that contributes to improving the efficiency and targeting of the provision of state (municipal) services, taking into account foreign experience in the field of creating a unified social register, are determined. The main components of the social treasury that ensure the coherence and efficiency of its functioning are identified. It is established that the social treasury is a tool that contributes to the acceleration of the provision and receipt of services in a proactive mode, reducing transaction costs. The main reasons hindering the development of digitalization in the sphere of obtaining state (municipal) services by citizens and, consequently, improving the process of providing social support measures to the population are identified. The main expenses, the need for which is due to the development and introduction of new tools for the implementation of social protection of the population in Russia, as well as the projected benefits from their implementation, are identified. The conclusions are made that the social treasury will become a reliable tool for solving social problems and will increase the efficiency of spending budget expenditures on social support of citizens.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-57-66 УДК 336.1(045) JEL L26, O35

(CC) (

Социальное казначейство как новое направление повышения эффективности бюджетных расходов на реализацию мер социальной поддержки российских граждан

Н. Г. Иванова3, Г. В. Димиржиева"

а Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия; ь Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — комплекс финансово-социальных отношений, возникающих в процессе предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством применения новых информационно-коммуникационных технологий. Цель работы — выявление новых инструментов, способствующих повышению эффективности предоставления мер социальной поддержки в России. В статье проанализированы бюджетные расходы на реализацию мер социальной поддержки малоимущих домохозяйств на примере одного из субъектов Российской Федерации. Посредством проведенного анализа установлены причины малой эффективности бюджетных расходов в части поддержки малоимущих домохозяйств. Осуществлено комплексное рассмотрение нового механизма предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам в сфере социальной защиты в виде социального казначейства. Определены предпосылки создания единой социальной платформы, способствующей повышению эффективности и адресности предоставления государственных (муниципальных) услуг с учетом зарубежного опыта в сфере создания единого социального реестра. Определены основные составляющие социального казначейства, обеспечивающие слаженность и оперативность его функционирования. Установлено, что социальное казначейство является инструментом, способствующим ускорению предоставления и получения услуг в проактивном режиме, сокращению трансакционных издержек. Выявлены основные причины, препятствующие развитию цифровизации в сфере получения гражданами государственных (муниципальных) услуг и, следовательно, совершенствованию процесса предоставления мер социальной поддержки населению. Определены основные расходы, необходимость которых обусловлена разработкой и введением новых инструментов реализации социальной защиты населения в России, а также прогнозируемые выгоды от их реализации.

Сделаны выводы о том, что социальное казначейство станет надежным инструментом решения социальных задач и повысит эффективность расходования бюджетных расходов на социальную поддержку граждан. Ключевые слова: меры социальной поддержки; бюджетные расходы; социальное казначейство; единая социальная платформа

Для цитирования: Иванова Н. Г., Димиржиева Г. В. Социальное казначейство как новое направление повышения эффективности бюджетных расходов на реализацию мер социальной поддержки российских граждан. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(5):57-66. DOI: 10.26794/1999-849Х-2022-15-5-57-66

ORiGiNAL PAPER

Social Treasury as a New Direction of increasing the Efficiency of Budget Expenditures for the implementation of Social Support Measures for Russian Citizens

N. G. Ivanovaa, G.V. Dimirzhievab

a St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia; b Committee on Labor and Employment of the Leningrad Region, Saint Petersburg, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is a complex of financial and social relations arising in the process of providing citizens with social support measures through the use of new information and communication technologies. The purpose of the

© Иванова Н. П, Димиржиева П В., 2022

BY 4.0

work is to identify new tools that contribute to improving the effectiveness of providing social support measures in Russia. The article analyzes budget expenditures for the implementation of social support measures for low-income households on the example of one of the subjects of the Russian Federation. Through the analysis, the reasons for the low efficiency of budget expenditures in terms of support for low-income households have been established. A comprehensive review of a new mechanism for providing social support measures to poor citizens in the field of social protection in the form of a social treasury has been carried out. The prerequisites for the creation of a unified social platform that contributes to improving the efficiency and targeting of the provision of state (municipal) services, taking into account foreign experience in the field of creating a unified social register, are determined. The main components of the social treasury that ensure the coherence and efficiency of its functioning are identified. It is established that the social treasury is a tool that contributes to the acceleration of the provision and receipt of services in a proactive mode, reducing transaction costs. The main reasons hindering the development of digitalization in the sphere of obtaining state (municipal) services by citizens and, consequently, improving the process of providing social support measures to the population are identified. The main expenses, the need for which is due to the development and introduction of new tools for the implementation of social protection of the population in Russia, as well as the projected benefits from their implementation, are identified.

The conclusions are made that the social treasury will become a reliable tool for solving social problems and will increase

the efficiency of spending budget expenditures on social support of citizens.

Keywords: social support measures; budget expenditures; social treasury; unified social platform

For citation: ivanova N. G., Dimirzhieva G. V. Social treasury as a new direction of increasing the efficiency of budget expenditures for the implementation of social support measures for Russian citizens. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2022;15(5):57-66. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2022-15-5-57-66

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мерами социальной поддержки (далее — МСП) охвачено большинство населения нашей страны, что предопределяет большой объем работы государственных организаций, структур социального предпринимательства в оказании помощи нуждающимся гражданам посредством системы социальной защиты населения, включающей социальное страхование, социальную помощь (поддержку, обеспечение) и социальное обслуживание. В частности, социальная защита населения направлена на поддержание достойного уровня жизни граждан, преодоление и предотвращение последствий возникающих в отношении граждан социальных рисков1.

Таким образом, объекты системы социальной защиты вместе с МСП и инструментами, используемыми при их предоставлении, образуют один из важных социальных институтов, деятельность которого направлена на обеспечение социально-экономического порядка в стране. Данный вывод подтверждается позицией многих исследователей

1 Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность. Назаров В. и Пошарац А., ред. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк; 2017. 144 с. URL: https://nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf.

в части рассмотрения дефиниции «социальный институт», сущность которого заключается именно в обеспечении социального, экономического и политического порядка [1].

Развитие данного института, влияющего на изменение качества жизни населения, является в настоящее время одним из важных направлений социальной политики России несмотря на многие вызовы, с которыми на протяжении последних лет пришлось столкнуться нашей стране.

Одним из критериев использования инструментов, способствующих повышению действенности социальной защиты и, следовательно, увеличению эффективности бюджетных расходов, является эффективность бюджетных расходов.

Как установлено в ст. 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны стремиться в рамках установленных им бюджетных полномочий к потреблению наименьшего объема выделенных средств, т.е. обеспечивать экономичность их использования и (или) достигать наилучшего результата в обеспечении эффективности расходования бюджетных средств, одним из показателей которой является уровень бедности, за который принимается значение доли населения с денежными доходами ниже региональной величи-

16 14 12 10 8 6 4 2

12.1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика уровня бедности, % / Dynamics of the poverty level, %

Источник/Source: составлено авторами по данным Росстата / compiled by the authors according to Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13723?print=1.

ны прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации. На рис. 1 показана динамика сокращения бедности, величина которой остается незначительной на протяжении нескольких лет несмотря на то, что социальные расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов с каждым годом увеличиваются (рис. 2).

На основании рис. 1 и 2 можно сделать вывод, что МСП, направленные на поддержку данной категории граждан, не приносят ощутимого результата и не сокращают должным образом дефицит средств у малоимущих домохозяйств. Например, объем региональной поддержки малоимущих граждан в Ленинградской области в 2020 г. составил 95,36 руб. в месяц на одного малоимущего гражданина, что равняется менее 1% от прожиточного минимума при значительном росте расходов областного бюджета Ленинградской области на социальную политику в целом (рис. 3).

Выводы Счетной палаты Российской Федерации еще более категоричны: за период 20142018 гг. система социальной защиты в России не была направлена на поддержку малоимущих граждан, которые получили в данный период около 26% выделенного объема средств при том, что 20% малоимущих домохозяйств вообще не были охвачены МСП [2].

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК МЕРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Для осуществления благотворительной деятельности и социального предпринимательства, направляемых на достижение общественно полезных целей и способствующих решению социальных проблем граждан и общества в целом, а также реализуемых на основе условий, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», требуется информация о гражданах, нуждающихся в социальной поддержке. Причем результативность социальной защиты со стороны государства и необходимость поддержки со стороны структур социального предпринимательства оцениваются не только посредством таких показателей, как уровни бедности, безработицы, но и индикаторов оперативности получения мер поддержки, их полноты и качества предоставления государственных услуг.

Одними из целей развития социальной защиты являются:

• повышение адресности и эффективности предоставления МСП;

0

Рис. 2 / Fig. 2. Динамика расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальную политику, трлн руб. / Dynamics of expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds on social policy, trillion rubles

Источник/Source: составлено авторами на основании сайта Федерального казначейства / compiled by the authors on the basis of the website of the Federal Treasury. URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet.

• увеличение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление МСП российским гражданам;

• оптимизация процессов предоставления государственных услуг ПФР и ФСС РФ;

• снижение административной нагрузки на страхователей и т.д.

Для достижения этих целей распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р принята Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 г., которой предусмотрено создание так называемого социального казначейства (далее — СК), воплощающего новый подход к назначению МСП и предполагающего деятельность по проактивному (беззаявительному) информированию граждан о доступных МСП, а также упрощенное получение выплат. Таким образом, СК является новой моделью предоставления МСП, оказания госуслуг в сфере социальной защиты органами власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством использования единой цифровой платформы (далее — ЕЦП), принципы реализации которой включают клиен-тоцентричность, адресность и эффективность МСП.

СК предусматривает:

• адресность выплат и пособий для определенных категорий граждан;

• информирование граждан о положенных им выплатах;

• получение в автоматическом режиме необходимых сведений из объединенной базы данных для осуществления выплат, для получения каждой из которых необходимо предоставления своего набора справок.

Создаваемая ЕЦП должна объединить информационные системы ряда ведомств, оказывающих социальные услуги, а также учреждений медико-социальной экспертизы. В скором времени все процессы по назначению и предоставлению МСП будут переведены на ЕЦП.

Иначе говоря, СК представляет собой ЕЦП, обеспечивающую предоставление различных МСП гражданам в проактивном режиме, в беззаявительной форме благодаря информационной взаимосвязанности органов власти разных уровней бюджетной системы.

В Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 № 431-р, приведен перечень мероприятий, плани-

Рис. 3. / Fig. 3. Динамика расходов бюджета Ленинградской области на социальную политику, млрд руб. / Dynamics of expenditures of the Leningrad region budget on social policy, billion rubles

Источник/Source: составлено авторами на основании отчетности об исполнении бюджета Ленинградской области / compiled by the authors on the basis of reports on the execution of the budget of the Leningrad region. URL: https://finance.lenobl.ru/ru/o-komitete/work/ budget/duo/otchet.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

14.2

4.7

33.8

2010

2015

2018

2019

2020

руемых к реализации. В их состав включено проведение эксперимента не менее чем в семи пилотных регионах по назначению ряда социальных выплат в беззаявительном порядке благодаря переводу деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по начислению пособий, компенсаций и льгот на ЕЦП. В будущем такую практику планируют распространить по всей стране.

Проактивность должна обеспечиваться за счет слаженной работы всех участников процесса предоставления МСП с применением информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и проявляться в назначении и предоставлении в автоматическом режиме услуг без личного заявления соискателя той или иной МСП на основе анализа полученных по отдельному соискателю данных и при наступлении определенных жизненных ситуаций.

В ряде научных публикаций устанавливается необходимость создания единой электронной базы данных в виде единого социального реестра, обеспечивающего сбор, обработку и анализ больших данных по получателям МСП, а также предоставления результатов поиска данных в единой электронной базе в формате «одного окна».

Таким образом, социальный реестр — это единая электронная база данных всего населения (или

потенциальных получателей МСП). Особенностями данного реестра являются обеспечение предоставления МСП и свод информации, начиная от процесса приема заявлений, регистрации, назначения МСП, а также возможность оценки нуждаемости граждан при предоставлении МСП [3, 4].

При разработке социального реестра был проведен анализ зарубежного опыта, по результатом которого объединенная информационная система социального сектора Бельгии (Crossroads Bank for Social Security — CBSS), представляющаяся собой электронную платформу управления социальным сектором, признана наиболее близкой к России. CBSS выполняет следующие функции:

• начисление МСП;

• определение принципов сбора хранения, контроля и защиты информации;

• организация обмена информацией между ее участниками.

Результаты реализации данного проекта в Бельгии говорят сами за себя: сокращение ошибок в данных с 40% до 1,5-2%; экономия государственных административных расходов — 1,7 млрд евро. Кроме того, электронный вид предоставления данных участниками этой модели позволяет сокращать административные расходы почти на 1 млрд евро в год [3].

Оцифрование больших данных должно происходить поступательно с использованием ЕГИССО — Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Первый этап был пройден в 2020 г., когда были введены данные о детях-сиротах, фактах лишения родительских прав и установления опекунства. С 2021 г. реализуется следующий этап — формирование свода данных по таким категориям граждан, как ветераны Великой отечественной войны, труда, многодетные семьи, пострадавшие от радиации.

На сегодняшний день условно выделяются следующие категории получателей нестраховых МСП:

• домохозяйства, которым оказываются МСП исходя из определения нуждаемости;

• люди с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего граждане, которым установлена инвалидность;

• получатели МСП исходя из наличия заслуг, например ветераны труда, ветераны войны.

ЕЦП СК будет способна обрабатывать большой объем данных, включая доходы граждан из массивов данных ПФР и ФНС России. Информация о заработках и соцвыплатах будет взаимосвязана. Вследствие этого в режиме реального времени будет возможным расчет нуждаемости для определения МСП, предоставляемых каждому отдельному гражданину, что позволит повысить адресность предоставляемых МСП.

В ЕЦП предполагается реализовать целевую архитектуру работы с данными информационных систем разных ведомств с целью оперативного определения прав граждан на получение МСП, включая сведения о доходах, имуществе, образовании граждан, сроках прохождения военной службы, фактах и периодах отбывания наказания в местах лишения свободы, наличии иных выплат, осуществляемых другими ведомствами и др. При этом посредством направления разных ведомственных запросов предполагается также решать другие аналитические задачи в социальной сфере.

Целевая архитектура СК состоит из:

• платформ клиентского обслуживания;

• платформ хранения и анализа данных;

• процессных платформ, состоящих из информационной системы автоматизации процессов социального обеспечения, платформы учета обязательств страхователей;

• единых базовых реестров;

• интеграционной платформы [5].

Системный подход является основой архитектуры платформы, что обеспечивает полное владение информацией по предоставляемым МСП и в случае необходимости предоставление возможности оперативного принятия решений при нарушении или вынужденном изменении процесса по предоставлению МСП.

СК обеспечивает:

• удобство (назначение МСП в беззаявительной форме, в проактивном режиме);

• ускорение процесса предоставления МСП;

• сокращение трансакционных издержек;

• усиление контроля за предоставлением МСП;

• повышение адресности предоставления МСП.

Одним из инструментов, способствующих реализации модели СК, является электронный сертификат.

Электронный сертификат (далее — ЭС) является новым платежным инструментом, представляющим собой запись в реестре ЭС определенных сведений (рис. 4).

Посредством ЭС могут приобретаться определенные товары и услуги, установленные действующим законодательством, например такие, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• технические средства реабилитации;

• лекарственные препараты.

Преимущества использования ЭС заключаются не только в возможности выбора гражданином исполнителя назначенной МСП, но и в повышении адресности МСП, появлении возможности у участников системы отношений ЭС в софинансировании МСП, а также в осуществлении бюджетных расходов под потребность, в увеличении эффективности бюджетных расходов и МСП.

В настоящий период — время стремительного развития ИКТ и цифровизации всех сфер жизнедеятельности — возникает необходимость в оперативной переориентации, в том числе сферы социальной защиты граждан, на ее реализацию при соблюдении принципов адресности, проак-тивности, клиентоцентричности, персонифицированное™, экстерриториальности, комплексного подхода, что и предполагает под собой модель СК.

Наряду с несомненными достоинствами СК имеет недостатки:

• неудобство для граждан старшего поколения в связи с отсутствием (нежеланием освоения) у некоторых из них навыков в области информационных технологий;

• отсутствие у значительного числа домохо-зяйств возможностей для получения в электронной форме различных МСП;

Даты начала и окончания срока действия электронного сертификата

Номер национального платежного инструмента потребителя

Страховой номер индивидуального лицевого счета потребителя в системе обязательного

пенсионного страхования

Абонентский номер потребителя (его законного или уполномоченного представителя), выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи (при наличии)

Информация об органе, предоставляющем МСП, включающая код и наименование в соответствии с реестром участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе

Предельная стоимость единицы (предельный размер оплаты), количество единиц (при необходимости) и код отдельного вида товара, работы, услуги (коды отдельных видов товаров, работ, услуг), включенных в перечень, утвержденный действующим

законодательством

Рис. 4 / Fig. 4. Сведения электронного сертификата / Information of the electronic certificate

Источник/Source: составлено авторами на основе данных Федерального закона от 30.12.2020 № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификат» / compiled by the authors on the basis of data from the Federal Law «On the acquisition of certain types of goods, works, services using an electronic certificate» No. 491-FZ dated 12/30/2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372676.

• рост информационных угроз (утери личных данных, злоупотребление личными данными);

• увеличение затрат на информационную безопасность.

Многие граждане до сих пор предпочитают оформлять МСП посредством личного посещения соответствующих органов и организаций, что является основной причиной отказа от использования ИКТ при получении государственных и муниципальных услуг (рис. 5).

Тенденция причин отказа от использования ИКТ при получении МСП за период 2016 - 2020 гг. практически не изменилась. Так, по данным Росстата на протяжении нескольких лет у получателей различных МСП сохраняется тенденция к их получению посредством личного присутствия (более 50%), а не

благодаря использованию ИКТ, разработанных государственными органами власти. Во многом это объясняется структурной особенностью состава получателей МСП, большая часть которых являются гражданами пенсионного и предпенсионного возраста, не владеющими компетенциями в части использования ИКТ или не имеющими соответствующей возможности (из-за отсутствия ПК, интернета, смартфона).

Подтверждением вышеприведенного в части преобладания в структуре населения по половозрастным группам, пользующегося ИКТ при получении государственных (муниципальных) услуг, граждан моложе 60 лет, служит рис. 6.

Наиболее частыми причинами отказа от использования ИКТ по данным Росстата являются возмож-

Другие причины / Other reasons

За респондента это сделали другие люди / Other people did it for the respondent

7.6

17.3

Проблемы с электронной подписью или другими способами электр. j 0.6

идентификации, необходимыми для получения услуги / Problems with electronic signature or other means of electronic identification required to receive the service

0.6

Получение необходимой услуги требовало личного визита и предоставления 10.7 бумажных форм / Obtaining the necessary service required a personal visit and the provision of paper forms

2.4

Есть опасения насчет защиты и безопасности персональных данных / There are concerns about the protection and security of personal data

1.7

Недостаточно навыков или знаний / Insufficient skills or knowledge

12.6

16.3

Нет немедленной реакции (ответа) / No immediate reaction (response)

2.2

2.1

SS.7

Предпочитают личный визит и персональные контакты / Prefer a personal visit and

personal contacts 69.6

Требуемая услуга недоступна на официальных веб-сайтах и порталах государственных и муниципальных услуг / The required service is not available on official websites and portals of state and municipal services

1.9

Не было необходимости отправлять официальные формы заявления вообще / 11.7 There was no need to send official application forms at all

2.9

17.0

0 S0 100

2016 0 2017 □ 2018 □ 2019 В 2020

1S0

200

2S0

300

3S0

Рис. 5/ Fig. 5. Тенденция причин отказа от использования ИКТ при получении государственных и муниципальных услуг (в % от общей численности населения в возрасте 15-72 лет, не использовавшего ИКТ для получения государственных и муниципальных услуг) / Trend of reasons for refusal to use ICT (information and communication technologies) in obtaining state and municipal services (in % of the total population aged 15-72years who did not use ICT to receive state and municipal services)

Источник/Source: составлено авторами по данным Росстата / compiled by the authors according to Rosstat. URL: https://gks.ru/free_doc/ new_site/business/it/ikt20/index.html.

ность привлечения третьих лиц, а также отсутствие такой необходимости и соответствующих навыков для использования ИКТ (более 15%).

ВЫВОДЫ

Финансовая грамотность — это не только знания и навыки в сфере инвестиций и банковских продуктов, но и бюджетная и налоговая грамотность, а также информация по вопросам социальной поддержки. Именно для этого и разрабатывалась единая государственная информационная система социального обеспечения, которая содержит

совокупность данных и сервисов, например социальный калькулятор, который позволяет в разрезе жизненного события получать любому человеку информацию о возможном возникновении права на МСП в определенной ситуации.

По предварительным прогнозам экономия административных расходов к 2030 г. составит 142,5 млрд руб., при том, что стоимость СК не превысит 11,9 млрд руб.

В настоящее время в условиях беспрецедентного санкционного давления Россия сталкивается с новыми вызовами, в том числе в социальной сфере.

Рис. 6 / Fig. 6. Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, по половозрастным группам, по Российской Федерации (в % от общей численности населения соответствующих половозрастных групп) / The share of the population who used the Internet to receive state and municipal services, by gender and age groups, in the Russian Federation (in % of the total population of the corresponding gender and age groups)

Источник/Source: составлено авторами по данным Росстата / compiled by the authors according to Rosstat. URL: https://gks.ru/free_doc/ new_site/business/it/ikt20/index.html.

□ 2020 0 2019 Ш 2018

29.9 30.7 27.1

60-72 I .....I ■-■-■-■-■ I

53.5

53.6

49.0

50-59

68.75

66.8

63.4

40-49

74.7

70.4

67.95

30-39

68.45

20-29

чччччччч^ччччч^

63.8

50

100

150

200

250

0

При этом курс на цифровизацию экономики и сокращение уровня бедности в стране не теряют своей приоритетности, в том числе в реализации СК.

В настоящее время в проактивном режиме (по факту рождения ребенка) оформляется материнский капитал. По заявлению можно оформить ежемесячное пособие на детей в возрасте от 3 до 8 лет, а также малоимущим родителям, воспитывающим в одиночку детей от 8 до 17 лет. Новые МСП, которые предоставляются с 1 мая 2022 г., касаются малообеспеченных семей, воспитывающих детей

в возрасте от 8 до 17 лет. На выплаты в 2022 г. предполагается направить 505 млрд руб.2

Современная сложная ситуация требует увеличения как объема, так и разнообразия МСП. И в этих условия СК станет надежным инструментом решения социальных задач, включая повышение качества жизни российских граждан.

2 Михаил Мишустин провел совещание о реализации мер социальной поддержки. URL: http://government.ru/ news/45166/.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Нестеренко Е. С. Теоретические основы становления социальных институтов. Теоритическая экономика. 2021;(4):27-37. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/teoreticheskie-osnovy-stanovleniya-sotsialnyh-institutov/viewer.

2. Штогрин С. И. Об эффективности мер социальной поддержки граждан, направленных на снижение уровня бедности. Аналитический вестник. 2021;780(20). URL: http://council.gov.ru/media/files/ sjiUz6P07U 8VldFvZUcmwdr6ku.ytLOVB.pdf.

3. Феоктистова О. А., Андреева Е. И., Бычков Д. Г. Модель социального казначейства на основе социального реестра как механизм повышения эффективности государственных расходов в сфере социальной поддержки. Электронный научный журнал. 2017;33(4). URL: http://www.innov.ru/srience/economy/model-sotsialnogokaznacheystva-na.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Эффективность региональных политик социальной поддержки населения. Проблемы прогнозирования. 2021;188(5):101-110.

66

Н. Г. Иванова, Г. В. Димиржиева

5. Скляр А. В. Социальное казначейство» и совершенствование процессов предоставления мер социальной поддержки. Аналитический вестник. 2021;780(20).

REFERENCES

1. Nesterenko E. S. Theoretical foundations of the formation of social institutions. Theoretical economics. 2021;(4):27-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-stanovleniya-sotsialnyh-institutov/viewer. (In Russ.).

2. Shtogrin S. I. On the effectiveness of social support measures for citizens aimed at reducing poverty. Analytical Bulletin. 2021;780(20). URL: http://council.gov.ru/media/files/sjiUz6P07U 8VldFvZUcmwdr6kuytLOVB.pdf. (In Russ.).

3. Feoktistova O. A., Andreeva E. I., Bychkov D. G. The model of social treasury based on the social register as a mechanism for improving the efficiency of public spending in the field of social support. Electronic scientific journal. 2017;33(4). URL: http://www.innov.ru/science/economy/model-sotsialnogokaznacheystva-na. (In Russ.).

4. Andreeva E. I., Bychkov D. G., Feoktistova O. A. Effectiveness of regional policies of social support of the population. Problems of forecasting. 2021;188(5):101-110. (In Russ.).

5. Sklyar A. V. Social treasury and improvement of the processes of providing social support measures. Analytical Bulletin. 2021;780(20). URL: http://council.gov.ru/media/files/sjiUz6P07U 8VldFvZUcmwdr6kuytLOVB.pdf. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Наталия Георгиевна Иванова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия Natalia G. Ivanova — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Head of the Department of Finance, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia https://orcid.org /0000-0002-2627-1824 ivanova.n@unecon.ru

Галина Владимировна Димиржиева — главный специалист финансово-экономического отдела, советник государственной гражданской службы Ленинградской области 1 класса, Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия

Galina V. Dimirzhieva — Chief Specialist of the Financial and Economic Department, Adviser to the State Civil Service Leningrad region 1st class, Committee on Labor and Employment of the population of the Leningrad region, Saint Petersburg, Russia https://orcid.org /0000-0001-5558-0119 0310171@bk.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 06.07.2022; принята к публикации 10.09.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 06.07.2022; accepted for publication 10.09.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.