Научная статья на тему 'Направления государственного финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации'

Направления государственного финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2110
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL BENEFIT / MULTIPLE-CHILD FAMILY / CHILDREN / BUDGET SYSTEM / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлёва Л. В., Буранкова М. А.

Предмет. В статье рассмотрены основные направления финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, фиксируемые в отчетности о расходах бюджетной системы страны. Особенно актуальным является вопрос о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов в сфере социальной защиты граждан при предоставлении мер социальной поддержки. Цели. Анализ механизмов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми и определение приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов для поддержки уязвимых слоев населения. Методология. Расходы бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми проанализированы на основании данных отчетности, имеющихся в открытом доступе, а также с помощью эконометрических методов. Результаты. Проведен анализ эффективности отдельных мер социальной поддержки семей с детьми, финансируемых из федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Выводы. В настоящее время информационные системы, содержащие сведения о мерах социальной поддержки семей с детьми, контингентах получателей, их численности, формах и размерах социальной поддержки, а также расходах бюджетной системы Российской Федерации на их предоставление, являются разрозненными, построены на основе различных программ и имеют разные формы представления информации. В число этих информационных систем входят системы Росстата, Федерального казначейства, Минтруда России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, региональных органов исполнительной власти. В результате затруднено получение информации, позволяющей оценивать объемы, результативность и эффективность мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе с позиций бюджетной эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлёва Л. В., Буранкова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas of State funding of social benefits to families with children in the Russian Federation

Subject The article considers the main areas of State financing of social support measures to families with children in the Russian Federation that are reported in statements of revenues and expenditures of the Russian budgetary system. Objectives The aim of the study is to analyze the mechanisms of funding the social benefits to families with children and identify priorities to enhance the efficiency of budgetary expenses for vulnerable social groups support. Methods The study rests on the publicly available data and employs econometric methods and tools. Results We analyzed the efficiency of certain social benefits to families with children, which are financed through the Federal budget and consolidated budget of the Russian Federation. Conclusions Currently, information systems containing information on measures of social support to families with children, the number of beneficiaries, amounts and forms of benefits and budget expenses for this type of social benefits are not centralized, use different programs and different forms of data presentation. These information systems include, inter alia, systems of the Federal State Statistics Service, Federal Treasury, Ministry of Labor of the Russian Federation, the Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, regional executive authorities. As a result, it is hard to obtain information enabling to assess the volume, effectiveness and efficiency of measures of social support to families with children, including from the standpoint of budgetary efficiency. Our analysis allows formulating a number of important practical conclusions.

Текст научной работы на тему «Направления государственного финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации»

ISSN 2311-875X (Online) Социальная сфера и образование

ISSN 2073-2872 (Print)

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лариса Владимировна ЖУРАВЛЁВА"^, Мария Александровна БУРАНКОВА"

a кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра финансов социальной сферы,

Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация

[email protected]

b научный сотрудник Центра финансов социальной сферы,

Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 17.03.2016 Принята в доработанном виде 30.03.2016 Одобрена 20.04.2016

УДК 364.01.02.05; 369.041 JEL: Н53, Н55, Н61, 138

Ключевые слова: меры социальной поддержки, семья с детьми, бюджетная система, финансирование, социальная сфера

Аннотация

Предмет. В статье рассмотрены основные направления финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, фиксируемые в отчетности о расходах бюджетной системы страны. Особенно актуальным является вопрос о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов в сфере социальной защиты граждан при предоставлении мер социальной поддержки.

Цели. Анализ механизмов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми и определение приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов для поддержки уязвимых слоев населения.

Методология. Расходы бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми проанализированы на основании данных отчетности, имеющихся в открытом доступе, а также с помощью эконометрических методов.

Результаты. Проведен анализ эффективности отдельных мер социальной поддержки семей с детьми, финансируемых из федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации.

Выводы. В настоящее время информационные системы, содержащие сведения о мерах социальной поддержки семей с детьми, контингентах получателей, их численности, формах и размерах социальной поддержки, а также расходах бюджетной системы Российской Федерации на их предоставление, являются разрозненными, построены на основе различных программ и имеют разные формы представления информации. В число этих информационных систем входят системы Росстата, Федерального казначейства, Минтруда России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, региональных органов исполнительной власти. В результате затруднено получение информации, позволяющей оценивать объемы, результативность и эффективность мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе с позиций бюджетной эффективности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Решение проблем социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации осуществляется в рамках системы социальной поддержки, представляющей собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных инструментов. Согласно государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», государственная политика России в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции РФ, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются

государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К настоящему времени в РФ сформирована система социальной поддержки семей с детьми, объектами которой являются семьи, имеющие детей - получатели мер социальной поддержки.

Субъектами данной системы являются значительное число операторов, участвующих в бюджетировании, назначении и предоставлении мер социальной поддержки семей с детьми. В их перечень входят: уполномоченные федеральные и региональные органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; государственные внебюджетные фонды; территориальные государственные внебюджетные фонды. К числу операторов следует также отнести банковские структуры и структуры связи, участвующие в размещении, пересылке и доставке денежных средств, поступающих в рамках социальной поддержки семей с детьми.

Особенно актуальным вопрос о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов в сфере социальной защиты граждан при предоставлении мер социальной поддержки стал в последние годы, после наступления в 2014 г. для российского бюджета весьма непростых условий [1, 2].

Все перечисленное требует роста эффективности по всем направлениям деятельности и должно сводиться к сохранению и укреплению суверенитета и обороноспособности,

продовольственной независимости, поддержке населения. Для реализации поставленных целей анализ механизмов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации и определение приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов являются определяющими [3].

В рамках бюджетной системы источниками финансирования мер социальной поддержки выступают средства федерального бюджета, а также как собственные, так и поступающие в виде межбюджетных трансфертов:

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

— средства бюджетов муниципальных образований (внутригородских, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений);

— средства бюджетов государственных внебюджетных фондов - Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации, включая их территориальные структуры [4].

Данные о расходах бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми содержатся в оперативной информации Казначейства России, размещаемой в сети Интернет (ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы России) [5].

Для анализа расходов бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми были приняты расходы по разделу 1004 «Охрана семьи и детства» раздела 1000 «Социальная политика»1.

1 По подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» подлежат отражению расходы, в том числе связанные с предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий по опеке и попечительству; выплатой компенсации

http://fin-izdat.r

Согласно данным Казначейства России, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по разделу 1004 «Охрана семьи и детства» в 2012-2014 гг. устойчиво возрастали как в абсолютном, так и в относительном выражении. В анализируемом периоде увеличивалась доля расходов по данному разделу в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, и в ВВП, а также возрастали расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в расчете на одного ребенка в возрасте от 0 до 19 лет (табл. 1).

В 2012-2014 гг. отмечается также рост показателя, характеризующего отношение величины ежемесячных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в расчете на одного ребенка к установленной величине прожиточного минимума ребенка:

• в 2012 г. - 13%;

• в 2013 г. - 13,5%;

• в 2014 год - 14,9%.

Приведенные цифры отражают результаты последовательной реализации целей

демографической политики в Российской Федерации. Совпадение тенденции увеличения расходов бюджетной системы Российской Федерации на финансирование мер социальной поддержки семей с детьми с тенденцией роста рождаемости в стране позволяет предположить наличие прямой связи между ними [6].

Вместе с тем следует значительное опережение роста расходов консолидированного бюджета

части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений, предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также расходы на выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, другие аналогичные расходы (в ред. приказов Минфина России от 16.12.2013 № 121н, от 16.12.2014 № 150н).

>ита1/пайопа1/ 143

Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в анализируемом периоде (2014/2012 гг.) - 140,99% по сравнению с ростом числа детей в возрасте 0-19 лет - 101,68%, являющееся следствием индексации размеров соответствующих мер социальной поддержки.

Международные сопоставления показывают, что несмотря на ежегодное увеличение, уровень расходов бюджетной системы Российской Федерации на охрану семьи и детства в ВВП остается ниже, чем в целом по группе стран ОЭСР, а также ниже, чем в отдельных экономически развитых странах.

В число лидеров по уровню общих государственных расходов на социальную поддержку семей входят Великобритания, Венгрия, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Новая Зеландия и Швеция. В этих странах на социальную поддержку семей тратится более 3,5% ВВП. От 3 до 3,5% ВВП расходуется на эти цели в Норвегии и Франции, Финляндии. Наиболее низкий процент государственных расходов (менее 1%) на социальную поддержку семей с детьми приходится на Республику Корея и США.

В среднем в странах ОЭСР на все формы социальной поддержки семей тратится около 2,3% ВВП, из них около 1,4% - в виде денежных выплат2 (табл. 2).

Из данных табл. 2 можно также сделать вывод о том, что в странах - членах ОЭСР находят применение дифференцированные подходы к формам предоставления социальной поддержки семей с детьми. В одних странах они предоставляются в равной степени как в денежной, так и в натуральной формах (товары, услуги), например, во Франции и Германии, в других - преимущественно в денежной форме (Канада, Великобритания), в третьих -преимущественно в натуральной форме (США)3.

Результаты межстрановых сравнений носят в определенной мере относительный характер, обусловленный в том числе методологией бюджетной классификации, используемой в

2 Мисихина С.Г., Гришина Е.Е. Зарубежный опыт и реформирование социальной поддержки малоимущих семей (населения) в России. URL: http://ssm.com/abstract=2341320

3 Шакирова А. Ф. Система государственной социальной поддержки населения в России и других странах:

сравнительные аспекты // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2014. № 7.

Российской Федерации, в соответствии с которой часть расходов бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми отражается не только по разделу 1004, но также по разделу 1003 «Социальное обеспечение населения»4.

Однако вычленить из общей суммы расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов по разделу 1003 сумму расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям с детьми, не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей информации в открытом доступе. По этой же причине оказалась невозможной интегральная оценка расходов бюджетной системы Российской Федерации как в разрезе конкретных направлений социальной поддержки семей с детьми, так и в разрезе форм ее предоставления, таких как услуги и товары. Уже одно это свидетельствует о целесообразности совершенствования существующей бюджетной классификации в целях более точного отражения всех мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми.

Объемы финансирования мер социальной поддержки семей с детьми по разделу 1004 существенно различаются в территориальном разрезе, в том числе в федеральных округах (табл. 3). Наиболее значительны они в Центральном и Приволжском федеральных округах и минимальны - в Северо-Западном и Южном федеральных округах, что обусловлено в первую очередь дифференциацией численности

4 По подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», согласно приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 12.03.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, а также осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), осуществление накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, другие аналогичные расходы. Также по данному подразделу отражаются расходы на выплату дополнительного материального обеспечения судьям, пребывающим в отставке, в соответствии с федеральным законодательством.

населения регионов и особенностями его демографического состава.

Для характеристики основных направлений социальной поддержки семей с детьми и расходов на их финансирование из федерального бюджета использовались данные Казначейства России. При этом из расходов федерального бюджета были выделены расходы, непосредственно относящиеся к мерам социальной поддержки семей с детьми, определенным законодательством, и объединены в четыре группы мер социальной поддержки семей с детьми, классифицированные по признаку сходства форм и целей предоставления:

• I группа - пособия, направленные на стимулирование рождаемости (в связи с материнством, многодетностью - материнский (семейный) капитал, награждение орденом «Родительская слава» и др.);

• II группа - компенсации профессиональных рисков членам семей и детям отдельных категорий работников (жены военнослужащих, государственных гражданских служащих и др.);

• III группа - компенсации семьям с детьми последствий чрезвычайных ситуаций (граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча и др.);

• IV группа - иные денежные выплаты семьям с детьми с особыми потребностями (денежные выплаты инвалидам; пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью; содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье и др.).

По выделенным группам мер социальной поддержки были рассчитаны суммы расходов и определены их удельные веса в расходах федерального бюджета за 2011-2013 гг. Полученные данные позволили определить структуру направлений расходов федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки семей с детьми и ее динамику (рис. 1).

Как следует из приведенных данных, значительная часть расходов федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки семей с детьми приходится на денежные выплаты детям с особыми потребностями (инвалиды, дети, лишенные родительского попечения и др.).

Удельный вес расходов, приходящихся на данную группу мер, в динамике снижается, в том числе вследствие проводимой в Российской Федерации работы по укреплению семьи и преодолению социального сиротства.

Устойчиво возрастающая доля расходов федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми приходится на группу мер, направленных на стимулирование рождаемости, -путем предоставления денежных пособий и выплат в различных формах, что является прямым следствием реализации целей государственной демографической политики5.

Несколько более 5% расходов федерального бюджета, направляемых в качестве мер социальной поддержки семей с детьми, составляют компенсации последствий различного рода чрезвычайных ситуаций, включая последствия радиационных аварий. Доля расходов в данном направлении снижается, в том числе в связи с естественной убылью населения6.

Удельный вес мер, направленных на компенсацию профессиональных рисков членам семей и детям отдельных категорий работников невысок, хотя и имеет тенденцию к росту. Учитывая характер этих мер и специфику контингентов их получателей, возникает вопрос об обоснованности их представления в денежной форме - в виде разовых или периодических выплат. Более обоснованным представляется их перевод в страховую форму путем обязательного социального страхования сотрудников.

В ходе исследования проанализированы также данные Казначейства России об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в разрезе статей и подстатей КОСГУ. В этих целях из общей суммы расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов по подразделу «'200 000 1004 0000000 000 000 Охрана семьи и детства» выделялись расходы по статье 260 КОСГУ «Социальное обеспечение», включающей подстатьи 261-263. Выделение мер

5 Бычков Л.Г., Феоктистова А.О., Андреева Е.И. Инвентаризация бюджетных мер в сфере социальной защиты населения: на пути к адресности системы мер социальной поддержки // Финансы и кредит. 2015. № 41. C. 22-34.

6 Елизаров В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Демоскоп Weekly. 2012. № 495-496.

URL : http://demoscope.ru/weekly/2012/0495/analit02 .php )urnal/national/ 145

социальной поддержки, относящихся к семьям с детьми, из общей суммы расходов по подразделу «Охрана семьи и детства» позволяет оценить расходы, обеспечивающие реализацию мер социальной поддержки (далее -

операционные/административные расходы)

(табл. 4).

Анализ данных табл. 4 позволяет сделать вывод о том, что в структуре расходов на охрану материнства и детства значительная доля приходится на операционные расходы, связанные с назначением и представлением мер социальной поддержки семей с детьми, а именно: на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплату работ, услуг; увеличение стоимости основных средств и непроизведенных активов и др. Причем по мере роста расходов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки одновременно возрастают операционные расходы.

Наблюдаемый рост - следствие как уже упомянутой сложности системы управления финансовым обеспечением социальной поддержки семей с детьми, так и иных факторов, связанных с проведением мероприятий по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, инфляционным ростом стоимости товаров и услуг, включая тарифы ЖКХ и естественных монополий. В связи с этим очевидна необходимость оптимизации системы управления финансовым обеспечением социальной поддержки семей с детьми.

Объемы и направления финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, определенные государственными программами Российской Федерации

Наиболее полное и комплексное представление об объемах финансирования мер социальной поддержки семей с детьми и их направлениях за счет средств бюджетной системы Российской Федерации дают материалы государственных программ Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и «Развитие образования» (далее - госпрограммы)7. Выделение качественных

7 Нами допускается возможное отклонение данных о ресурсном обеспечении основных мероприятий госпрограмм от фактических объемов их финансирования. Однако это отклонение находится в пределах статистической погрешности и не превышает 3%: по данным Минэкономразвития России, кассовое исполнение в 2014 г. составило по Госпрограмме «Социальная поддержка граждан» - 99,7%; по Госпрограмме «Развитие образования» - 97,48%.

и количественных характеристик процессов в рамках использования бюджетных средств на основе принципов достаточности и сравнимости позволяет определить объемы финансирования мер социальной поддержки и оценить расходы бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми8 [7, 8].

Для определения объемов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми за счет средств бюджетной системы Российской Федерации в процессе исследования проведен анализ госпрограмм в части входящих в них основных мероприятий. Из общего перечня мероприятий госпрограмм были выделены мероприятия, относящиеся к мерам социальной поддержки семей с детьми, определенных федеральным законодательством. Полученные данные представлены в табл. 5.

Количественные характеристики объемов бюджетного финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в госпрограммах близки приведенным отчетным данным Казначейства России. Превышение данных Казначейства России связано с включением объемов финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в рамках госпрограммы «Развитие образования». Данное обстоятельство свидетельствует в том числе о недостаточно корректном подходе к формированию мероприятий рассмотренных госпрограмм, а именно - применении ведомственного подхода. Более оправданным и методологически обоснованным с точки зрения программно-целевого планирования и бюджетирования стало бы включение основного мероприятия 1.11 «Обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования» не в госпрограмму «Развитие образования», а в госпрограмму «Социальная поддержка граждан».

Как следует из данных табл. 5, в рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан» осуществляется финансирование более 95% всех расходов федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми в Российской Федерации. При этом имеющиеся данные не позволяют точно определить объемы финансирования аналогичных мероприятий за

URL: http://programs.gov.ru/Portal/analytics/summaryReport

8 Бычков Л.Г., Феоктистова А.О., Андреева Е.И. Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер в сфере социальной защиты населения // Финансы и кредит. 2015. № 42. С. 31-45.

счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Примерная оценка была сделана на основе данных госпрограммы «Социальная поддержка граждан»9 (редакция 2012 г.), согласно которым доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме расходов госпрограммы по соответствующим мероприятиям составляет около 15-16%10.

С учетом этих данных суммарные ежегодные расходы бюджетной системы Российской Федерации на социальную поддержку семей с детьми могут быть оценены в следующих размерах: в 2014 г. - 540 068 264,83 тыс. руб.; в 2015 г. - 605 594 328 411,77 тыс. руб.

На основе материалов госпрограмм была определена также структура расходов федерального бюджета на мероприятия по социальной поддержке семей по видам расходов (табл. 6).

Как следует из данных табл. 6, основная часть -более 90% - средств федерального бюджета поступает до бенефициариев опосредованно -через межбюджетные трансферты

государственным внебюджетным фондам: Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) и бюджетам субъектов Российской Федерации, а также за счет субсидий, предоставляемых бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.

Прямые денежные выплаты семьям с детьми в рамках социальной поддержки предоставляются в ограниченных масштабах, что подтверждает сложность системы их финансирования. В принципе, функционирование подобной системы оправданно, однако лишь в случае обеспечения четкого взаимодействия всех звеньев системы и как минимум - наличие «на земле», по месту жительства бенефициариев, структур и специалистов, способных осуществлять выявление семей с детьми, нуждающихся и имеющих право на получение мер социальной

9 Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2553-р).

10 Рассчитано авторами по данным государственной

программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

поддержки. Однако на практике это достигается не повсеместно11.

Анализ госпрограмм показывает кроме того, что в состав включенных в них мероприятий по социальной поддержке семей с детьми входят далеко не все меры социальной поддержки данной группы населения, определенные федеральным законодательством, относящиеся к публичным нормативным выплатам. Не отражены в составе этих госпрограмм также расходы на предоставление отдельным категориям семей с детьми мер социальной поддержки в натуральной форме - в виде товаров и/или услуг. В их числе - снабжение чистыми продовольственными товарами, содержащими необходимые ценные компоненты в повышенной концентрации; обеспечение полноценным питанием, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли детей в семьях, пострадавших в результате радиационных катастроф, а также однократное обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что госпрограммы не включают расходы на реализацию ряда мер социальной поддержки семей с детьми, определенных в виде прав (например, прав детей-сирот на направление на лечение за пределами территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; на предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также на оплату проезда к месту лечения и обратно, права на бесплатный проезд в городском, пригородном, в сельской местности, внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также на бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы).

Отсутствие финансового обеспечения данных прав предопределяет невысокий уровень их доступности и гарантий реализации для бенефициаров, что недопустимо. В этих условиях представляется целесообразной выработка методики бюджетирования расходов на реализацию мер социальной поддержки семей с детьми, законодательно определенных в качестве прав на предоставление товаров и/или услуг [9].

11 Корсаненкова Ю.Б. К вопросу о социальной защите семей с детьми // Юриспруденция. 2010. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sotsialnoy-zaschite-semey-s-detmi

Объемы и направления финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, фиксируемые в отчетности государственных внебюджетных фондов

На официальных сайтах государственных внебюджетных фондов представлена информация, характеризующая объемы финансирования администрируемых ими мер социальной поддержки семей с детьми. Так, на сайте ФСС размещены данные о суммах выплаченных пособий на детей в возрасте до 1,5 лет (табл. 7).

На сайте ПФР размещена информация об объеме средств, перечисленных на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала за 2013 и 2014 гг. (табл. 8).

Однако формат данных о финансировании мер социальной поддержки семей с детьми, публикуемых государственными внебюджетными фондами, несопоставим ни с данными Федерального казначейства, ни с данными госпрограмм, что не позволяет провести их сравнительный анализ, в том числе в динамике.

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения открытости и сопоставимости информации о плановых и фактических расходах федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации, а также

совершенствования классификации мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми, в том числе как с позиций обеспечения единообразного определения их наименований, так и с точки зрения единой и прозрачной информационной системы, характеризующей их назначение и финансирование12.

Объемы и направления финансирования отдельных мер социальной поддержки семей с детьми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, фиксируемые в отчетности Минтруда России

Минтруд России в соответствии с формой Росстата № 1-пособия осуществляет сбор и обобщение данных субъектов Российской Федерации о финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации ежемесячных пособий на ребенка (табл. 9).

12 Трубин В.В., Буранкова М.А. Журавлева Л.В., Кораблева О.В. Анализ финансовых механизмов предоставления мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации: научный доклад / под ред. В.В. Трубина М., 2015.

Как следует из данных табл. 9, в 2013-2014 гг. за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансировалось более 30 видов ежемесячных пособий на ребенка.

Анализ данных табл. 9 позволяет сделать следующие выводы. В общем объеме расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячных пособий детям лишь незначительная их часть - 9% - в 2014 г. приходится на пособия, стимулирующие рождение 2-х и более детей, то есть имеющие чисто демографическую направленность и не подразумевающие дальнейшую поддержку развития ребенка. Среди них - ежемесячное пособие на детей из многодетных семей, ежемесячное пособие на второго рожденного ребенка, ежемесячное пособие на детей из социально благополучных семей, в которых родилось одновременно двое и более детей, либо воспитывающих пять и более детей, пособие для семей с тремя и более детьми. Преобладающая доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации направлена на повышение доходов различных категорий семей (многодетных, неполных, студенческих, молодых и пр.) [10].

Ежемесячные пособия, выплачиваемые за счет бюджетов семьям с детьми, не имеют унифицированных в региональном разрезе возрастных границ: в одних территориях они выплачиваются при прочих равных условиях до 1,5 лет, в других - от 1,5 до 7 лет, в третьих -от 7 до 18 лет; в одних регионах базовый размер пособия зависит от числа детей в семье, в других -от возраста детей [11]. Подобная дифференциация порождает различный объем социальных обязательств в субъектах Российской Федерации и, соответственно, различие расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на их финансирование.

Отсутствует унификация назначений ежемесячных пособий, выплачиваемых детям с позиций контингентов получателей и назначений, что говорит о неединообразии нормативного правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации.

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации финансируется ряд пособий на детей, дублирующих выплаты, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в том числе: пособие на детей-инвалидов, пособие на детей военнослужащих по призыву в возрасте от 3 до 18 лет, пособие на детей под опекой (попечительством) и т.д. Подобное дублирование

не представляется обоснованным с позиций бюджетной эффективности и должно быть устранено - путем внесения изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Наблюдаемое снижение объемов финансирования ежемесячных пособий на детей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации сопряжено как с динамикой численности детей в Российской Федерации, так и с проводимыми в регионах мероприятиями по оптимизации перечней этих пособий, в том числе - в рамках перехода к их предоставлению с учетом оценки нуждаемости.

Выводы

Проведенный анализ позволил оценить объемы и направления расходов на предоставление мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, провести международные сравнения со странами, входящими в группу ОЭСР, а также выявить возможные направления совершенствования механизма финансирования этих мер социальной поддержки, включая:

— совершенствование нормативного правового регулирования предоставления мер социальной поддержки семей с детьми на уровне субъектов Российской Федерации в интересах повышения их эффективности, в том числе с позиций оптимизации бюджетных расходов;

— совершенствование методологии разработки государственных программ Российской Федерации, в том числе в целях концентрации в госпрограмме «Социальная поддержка граждан» всех расходов федерального бюджета на финансировании всех мер социальной поддержки семей с детьми, определенных федеральным законодательством, в том числе как в денежной, так и в натуральных формах (товары, услуги, права);

— совершенствование бюджетной классификации расходов бюджетной системы в интересах более полного, комплексного отражения расходов на предоставление мер социальной поддержки;

— преодоление существующей многоканальности предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми;

— совершенствование информационного обеспечения финансирования мер социальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми.

Небольшие объемы финансирования относительно объемов финансирования программ социальной поддержки семей (населения) развитых стран во многом обусловлены наличием в России значительного числа категориальных льгот, которые предоставляются гражданам без учета их нуждаемости.

В силу ряда политических причин отмена категориальных льгот или введение в них принципа адресности отрицательно

воспринимаются населением, поэтому

представляется разумным перевод в денежную форму части категориальных льгот, предоставляемых в натуральной форме, индексация размеров предоставляемых льгот в размере не выше инфляции, а также ужесточение правил предоставления льгот для новых получателей. Перечисленные меры могут позволить существенно сократить необходимое финансирование категориальных льгот,

а сэкономленные средства более эффективно использовать для финансирования программ социальной помощи семьям с детьми [12, 13].

Важным направлением совершенствования финансового обеспечения мер социальной поддержки семей с детьми является также оптимизация сети органов социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации на уровне муниципальных образований, их приближение к бенефициарам в целях более точного и полного учета нуждающихся.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012-2014 гг.

Table 1

Execution of the consolidated budget of the Russian Federation and budgets of State non-budgetary funds in 2012-2014

Показатель 2012 2013 2014

Расходы, всего, млрд руб. Из них на социальную политику, млрд руб. В том числе на охрану семьи и детства, млрд руб. 23 174,717 7 730, 897 293,83 25 290,909 8 757,186 339,805 27 611,666 8 803,269 414,279

Удельный вес расходов на охрану семьи и детства в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, % 1,27 1,34 1,5

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в расчете на 1 чел. в возрасте от 0 до 19 лет, руб./год То же, в расчете на 1 мес., руб. 12 467,56 1 038,96 14 093,97 1 174,50 16 761,12 1 396,76

Удельный вес расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в ВВП, % 0,53 0,55 0,63

Источник: рассчитано авторами по данным казначейства России и Росстата Source: Authoring, according to the Russian Federal Treasury and Rosstat data

Таблица 2

Государственные расходы на меры социальной поддержки семей с детьми в странах ОЭСР в 2011 г., % ВВП Table 2

Public spending on measures of social support for families with children in OECD countries in 2011, % of GDP

Страна Всего В том числе предоставляемые в денежной форме

Страны ОЭСР, всего 2,298 1,303

Канада 1,238 1,016

Франция 2,929 1,567

Германия 2,183 1,209

Норвегия 3,083 1,289

Источник: составлено авторами по данным: OECD Data. Family Benefits Public Spending. URL: https://data.oecd.org/socialexp/family-benefits-public-spending.htm#indicator-chart

Source: Authoring, according to the OECD Data. Family Benefits Public Spending. Available at: https://data.oecd.org/socialexp/family-benefits-public-spending.htm#indicator-chart

Таблица 3

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов на 1 января 2015 г., руб.

Table 3

Expenses of consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation and territorial State non-budgetary funds as of January 1, 2015, RUB

Федеральный округ РФ Расходы бюджета, всего В том числе на охрану семьи и детства В том числе на социальное обеспечение

Центральный федеральный округ 3 363 831 736 330,77 29 822 628 415,57 20 690 669 071,91

Северо-Западный федеральный округ 1 159 396 419 892,3 9 804 136 813,73 5 674 418 620,29

Южный федеральный округ 711 698 804 841,36 9 241 730 363,42 6 299 495 640,25

Северо-Кавказский федеральный округ 431 066 066 036,89 5 199 936 254,74 3 849 655 992,49

Приволжский федеральный округ 1 646 874 541 098,77 27 949 411 162,64 20 024 696 413,59

Уральский федеральный округ 1 082 791 650 339,72 15 495 968 387,67 8 503 156 862,72

Сибирский федеральный округ 1 258 519 603 329,26 21 580 267 432,37 15 139 264 274,5

Дальневосточный федеральный округ 808 483 319 232 12 568 713 171,66 8 857 067 051,88

Крымский федеральный округ 137 672 197 601,63 4 376 686 986,64 2 816 236 779,49

Источник: составлено авторами по данным Казначейства России Source: Authoring, according to the Russian Federal Treasury data

Таблица 4

Структура расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов на охрану семьи и детства в 2011-2014 гг., %

Table 4

Cost structure of consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation and territorial State non-budgetary funds for family and child welfare in 2011-2014, %

Статья и подстатья расходов 2011 2012 2013 На 01.01.2015

'200 000 1004 0000000 000 000 Охрана 100 100 100 100

семьи и детства , всего

В том числе:

'200 000 1004 0000000 000 260 Социальное 71,11 65,41 61,62 64,58

обеспечение

Источник: составлено авторами по данным казначейства России Source: Authoring, according to the Russian Federal Treasury data

Таблица 5

Ресурсное обеспечение основных мероприятий по социальной поддержке семей с детьми за счет средств федерального бюджета, определенное государственными программами Российской Федерации, тыс. руб.

Table 5

Supply of main events on social support of families with children at the expense of the Federal budget, stipulated by State programs of the Russian Federation, thous RUB

Госпрограмма 2014 г. 2015 г.

Социальная поддержка граждан 440 552 276,1 495 629 613,7

Развитие образования 18 505 749 19 422 177,8

Всего 459 058 025,1 515 051 791,5

Примечание. В рамках госпрограммы «Развитие образования» предусмотрена реализация основного мероприятия 1.11 «Обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования». Источник: составлено авторами по данным Приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296); Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295)

Note. Within the State program of Development of Education the basic activities are to be implemented on Clause 1.11 Providing Social Support for Students Trained in Vocational Education Programs.

Source: Authoring, according to Annex 5 to the State program of the Russian Federation Social Support for Citizens (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 296); Annex 4 to the State program of the Russian Federation Development of Education for 2013-2020 (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 295)

Таблица 6

Структура расходов на мероприятия по социальной поддержке семей с детьми в рамках государственных программ Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и «Развитие образования» по видам расходов

Table 6

Cost structure of social support to families with children within public programs of the Russian Federation Social Support for Citizens and Development of Education by type of expenditure

Группы Объем, тыс. руб. В % к итогу

Статья расходов видов расходов* 2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.

Всего расходов на мероприятия по - 459 058 025 515 051 791,5 100 100

социальной поддержке семей с детьми

В том числе по группам видов

расходов: Расходы на выплаты персоналу в 100 10 166 171,5 10 386 951,3 2,21 2,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целях обеспечения выполнения

функций государственными (муниципальными) органами,

казенными учреждениями, органами

управления государственными внебюджетными фондами

Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) 200 7 124,5 7 459,5 - -

нужд

Социальное обеспечение и иные 300 30 519 561,7 31 630 771,1 6,65 6,14

выплаты населению

Межбюджетные трансферты 500 416 790 898,4 471 452 340,8 90,79 91,53

Предоставление субсидий 600 950 000 950 000 0,21 0,18

бюджетным, автономным

учреждениям и иным некоммерческим

организациям

Иные бюджетные ассигнования 800 624 268,8 624 268,8 0,14 0,12

* В соответствии с кодами, определенными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Источник: рассчитано авторами по данным приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

Source: Authoring, according to Annex 5 to the State program of the Russian Federation Social Support for Citizens Таблица 7

Суммы выплаченных ФСС пособий на детей в возрасте до 1,5 лет в 2011-2013 гг.

Table 7

SIF allowance payment to children up to 1.5-year age in 2011-2013

Год Сумма выплат, тыс. руб.

2011 46 734 584,43

2012 51 523 222,88

2013 56 705 985,73

Источник: составлено авторами по данным поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования Российской Федерации. URL: http://fz122.fss.ru

Source: Authoring, according to the RF Social Insurance Fund searching and monitoring system's data. Available at: http://fz122.fss.ru

Таблица 8

Объем средств, перечисленных ПФР на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2013 и 2014 гг.

Table 8

Funds transferred to the PFRF for maternity fund payments in 2013 and 2014

Год Сумма выплат, млрд руб.

2013 237,53

2014 270,9

Источник: составлено авторами по данным Пенсионного Фонда РФ.

URL: http://pfrf.ru/opendata/7706016118-materinskikapital/data-20150721T150020-structure-20150721T132105.csv

Source: Authoring, according to the Pension Fund of the Russian Federation data. Available at: http://pfrf.ru/opendata/7706016118-materinskikapital/data-20150721T150020-structure-20150721T132105.csv

Таблица 9

Данные о числе получателей и расходах бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми в виде ежемесячных пособий на ребенка в 2013 и 2014 г.

Table 9

Data on the number of beneficiaries and budget expenditure of the constituent entities of the Russian Federation to provide social support for families with children as monthly child allowances in 2013 and 2014

Вид пособия Сумма выплаченных пособий с начала года, руб.

2013 2014

1. Ежемесячное пособие на ребенка от 0 до 16 (18) лет, всего по Российской Федерации 46 606 265 280 46 452 317 767

2. Пособие на детей одиноких матерей 11 910 903 077 12 404 864 701

3. Пособие на детей из многодетных семей 3 493 393 247 4 015 364 095

4. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет 1 313 427 510 1 242 978 645

5. Пособие на детей-инвалидов 671 056 052 714 271 963

6. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет 617 619 236 685 265 160

7. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 до 16 (18) лет 559 387 303 613 178 798

8. Ежемесячное пособие на детей в базовом размере 636 164 917 573 844 818

9. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 6 до 16 (18) лет 493 270 735 520 864 045

10. Ежемесячное пособие на ребенка от 1,5 до 3 лет 24 112 085 372 358 498

11. Пособие на детей из неполных семей 243 481 838 252 908 030

12. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 0 до 3 лет 162 518 956 185 593 632

13. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 3 до 6 лет 139 160 937 148 721 123

14. Пособие на детей родителей-инвалидов 140 633 778 144 554 481

15. Пособие на детей из семей коренных малочисленных народов Севера 126 423 505 127 694 539

16. Ежемесячное пособие на детей не указанных выше категорий в возрасте от 3 до 18 лет 78 545 473 114 844 333

17. Пособие на детей, родители которых уклоняются от алиментов 49 566 724 114 768 241

18. Пособие на детей разведенных родителей, вдов (вдовцов) 66 657 778 73 511 397

19. Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей в возрасте от 3 лет до 18 лет 58 355 839 62 961 697

20. Пособие на детей одиноких матерей в возрасте от 3 до 18 лет 56 766 084 60 264 154

21. Ежемесячное пособие на второго рожденного ребенка в возрасте от 3 до 18 лет 48 439 387 54 695 068

22. Ежемесячное пособие на второго рожденного ребенка в возрасте до 3 лет 44 639 756 48 381 821

23. Ежемесячное пособие на детей не указанных выше категорий в возрасте до 3 лет 34 767 292 47 235 377

24. Пособие на детей-инвалидов одиноких матерей 36 315 322 39 102 499

25. Пособие на детей одиноких матерей в возрасте до 3 лет 34 300 623 32 986 516

26. Пособие на детей, родители которых относятся к детям-сиротам 23 855 802 25 627 311

27. Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей в возрасте до 3 лет 23 298 276 25 245 090

28. Пособие на детей военнослужащих по призыву 23 345 922 22 319 538

29. Ежемесячное пособие на детей из социально благополучных семей, в которых родилось одновременно двое и более детей, либо воспитывающих пять и более детей в возрасте от 3 до 18 лет 20 138 467 21 645 956

30. Пособие на детей-инвалидов из неполных семей 15 097 760 15 232 196

31. Пособие на детей, родителей студентов 14 115 742 11 519 666

32. Пособие на детей-инвалидов, имеющих родителей-инвалидов 9223 170 8 634 556

33. Пособие на детей из социально благополучных семей, в которых родилось одновременно двое и более детей, либо воспитывающих пять и более детей в возрасте до 3 лет 7 559 404 8 355 080

34. Пособие для семей с 3 и более детьми 8360 182 8 314 727

35. Пособие на детей одиноких матерей-студенток 725 136 663 516

36 Пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте от 3 до 18 лет 320 851 430 915

37. Пособие на детей неработающих родителей, являющихся инвалидами или пенсионерами, в возрасте от 3 до 18 лет 457 538 374 030

38. Пособие на детей военнослужащих по призыву в возрасте до 3 лет 341 369 280 788

39. Пособие на детей военнослужащих по призыву в возрасте от 3 до 18 лет 31 109 22 860

40. Пособие на детей под опекой (попечительством) 189 226 169 027

41. Пособие на детей обучающихся (студентов) общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения, в возрасте до 3 лет 288 078 270 562

42. Пособие на детей неработающих родителей, являющихся инвалидами или пенсионерами, в возрасте до 3 лет 57 307 37 286

43. Пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте до 3 лет 27 881 26 950

44. Пособие на детей обучающихся (студентов) общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по очной форме обучения, в возрасте от 3 до 18 лет 14 284 11 440

Источник: составлено авторами по данным Минтруда России на основе информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации в соответствии с формой Росстата № 1-пособия (утверждена Постановлением Росстата от 28.12.2004 № 154 (ред. от 16.12.2005) «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на 2005 год»

Source: Authoring according to the Ministry of Labor of Russia on the basis of information provided by entities of the Russian Federation in accordance with the form of Rosstat No. 1-Manual (approved by the resolution No. 154 dated 28.12.2004 Rosstat (red. from 14.12.2005) On approval of the statistical tools for the Organization of statistical monitoring of the implementation of measures of social support for individual categories of citizens in the year 2005

Рисунок 1

Структура направлений расходов федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки семей с детьми, % к итогу

Figure 1

Federal budget cost structure to provide social support for families with children,% of total amount

Источник: составлено авторами на основании данных Росстата Source: Authoring, according to the Rosstat data

Список литературы

1. Крылов К.Д., Кутафина О.Е. Минимальные нормы социальной защиты в международном праве // Экономика и право. 2012. № 2. С. 176-180.

2. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Об адресности бюджетных мер в сфере социальной поддержки населения // Финансы. 2015. № 8. С. 15-21.

3. Сухарев О. С. Бюджетные расходы, эффективность и приоритеты развития экономики // Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 17-28.

4. Малева Т.М., Овчарова Л.Н., Бурдяк А.Я. и др. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации. М.: Дело, 2010. 336 с.

5. Зубаревич Н.В., Горина Е.А. Социальные расходы России: федеральный и региональные бюджеты. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 63 с.

6. Бюджет в интересах детей - стратегия будущего: монография / под ред. Т.В. Ярыгиной, ИВ. Шалгановой. М.: НИИ СП, 2011. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рыкова И.Н., Алаев А.А., Авраамов П.А., Кораблев Д.В. Оценка эффективности реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 15-30.

8. Строева О.А., Лаврикова Н.И. Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2. С. 190-195.

9. Грош М. и др. Для защиты и содействия: разработка и реализация эффективных систем социальной поддержки. М:. Весь мир, 2013. 500 с.

10. Кондакова Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми // Проблемы развития территории.2015.№ 3. С. 72-87.

11. Золотарева А., Мисихина С., Назаров В., Шаталов С. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России. М.: Изд-во ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2011. 268 с. (Научные труды. № 156Р).

12. Мисихина С.Г. Социальная поддержка уязвимых групп населения. М.: Изд-во ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2011. 92 с. (Научные труды. № 154Р).

13. Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы: монография. М.: Wolters Kluwer, 2010. 208 с.

ISSN 2311-875X (Online) Social Services and Education

ISSN 2073-2872 (Print)

AREAS OF STATE FUNDING OF SOCIAL BENEFITS TO FAMILIES WITH CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION

Larisa V. ZHURAVLEVAa% Mariya A. BURANKOVAb

a Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 17 March 2016 Subject The article considers the main areas of State financing of social support measures to

Received in revised form families with children in the Russian Federation that are reported in statements of revenues and

30 March 2016 expenditures of the Russian budgetary system.

Accepted 20 April 2016 Objectives The aim of the study is to analyze the mechanisms of funding the social benefits to

families with children and identify priorities to enhance the efficiency of budgetary expenses for JEL classification: H53, H55, vulnerable social groups support.

H61, I38 Methods The study rests on the publicly available data and employs econometric methods and

tools.

Results We analyzed the efficiency of certain social benefits to families with children, which are financed through the Federal budget and consolidated budget of the Russian Federation. Conclusions Currently, information systems containing information on measures of social support to families with children, the number of beneficiaries, amounts and forms of benefits and budget expenses for this type of social benefits are not centralized, use different programs and different forms of data presentation. These information systems include, inter alia, systems of the Federal State Statistics Service, Federal Treasury, Ministry of Labor of the Russian Federation, the Pension Fund of the Russian Federation, Social Insurance Fund of the Russian Federation, regional executive authorities. As a result, it is hard to obtain information enabling to assess the volume, Keywords: social benefit, effectiveness and efficiency of measures of social support to families with children, including from

multiple-child family, children, the standpoint of budgetary efficiency. Our analysis allows formulating a number of important budget system, financing practical conclusions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Krylov K.D., Kutafina O.E. [Minimal norms of social protection in the international law]. Ekonomika i parvo = Economics and Law, 2012, no. 2, pp. 176-180. (In Russ.)

2. Andreeva E.I., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. [On targeting the budgetary measures in the field of social support to the population]. Finansy = Finance, 2015, no. 8, pp. 15-21. (In Russ.)

3. Sukharev O.S. [Budget expenditures, the efficiency and priorities of economic development]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2015, no. 1, pp. 17-28. (In Russ.)

4. Maleva T.M., Ovcharova L.N., Burdyak A.Ya. et al. Sotsial'naya podderzhka: uroki krizisov i vektory modernizatsii [Social support: lessons of the crisis and vectors of modernization]. Moscow, Delo Publ., 2010, 336 p.

5. Zubarevich N.V., Gorina E.A. Sotsial'nye raskhody Rossii: federal'nyi i regional'nye byudzhety [Social expenses of Russia: federal and regional budgets]. Moscow, SU HSE Publ., 2015, 63 p.

6. Byudzhet v interesakh detei - strategiya budushchego: monografiya [The budget in the interests of children: a strategy of the future: a monograph]. Moscow, Federal Research Institute of System Analysis of Account Chamber of Russian Federation Publ., 2011, 352 p.

7. Rykova I.N., Alaev A.A., Avraamov P.A., Korablev D.V. [Evaluation of efficiency of implementing the Development of Industry and its Competitiveness Increase State program]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2014, no. 2, pp. 15-30. (In Russ.)

8. Stroeva O.A., Lavrikova N.I. [Features of implementing the State policy in the social and economic area].

Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, 2015, no. 2, pp. 190-195. (In Russ.)

9. Grosh M. et al. Dlya zashchity i sodeistviya: razrabotka i realizatsiya effektivnykh sistem sotsial'noi podderzhki [For protection and assistance: development and implementation of effective systems of social support]. Moscow, Ves' mir Publ., 2013, 500 p.

10. Kondakova N.A. [Contemporary social support to families with children]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2015, no. 3, pp. 72-87. (In Russ.)

11. Zolotareva A., Misikhina S., Nazarov V., Shatalov S. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sistemy sotsial'noi zashchity v Rossii [Status and development prospects for the social protection system in Russia.]. Moscow, IET Publ., 2011, 268 p. (Scholarly Works, no. 156P).

12. Misikhina S.G. Sotsial'naya podderzhka uyazvimykh grupp naseleniya [Social support to vulnerable social groups]. Moscow, IET Publ., 2011, 92 p. (Scholarly Works, no. 154P).

13. Korsanenkova Yu.B. Sotsial'naya podderzhka semei s det'mi v Rossiiskoi Federatsii: real'nost' i perspektivy: monografiya [Social support to families with children in the Russian Federation: reality and prospects: a monograph]. Moscow, Wolters Kluwer Publ., 2010, 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.