СОЦИАЛЬНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ГОРОДА
© Вафина З.А.*
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
г. Москва
Карта способна информировать любого человека о состоянии городской среды или городской проблемы. Социальное картографирование на сегодняшний день становится одним из наиболее эффективных инструментов для выявления пространственной картины размещения участков и территорий, которые часто посещают жители, районов социальной напряжённости. В работе рассмотрена возможность изучения сферы общего образования и выявления проблем планирования на примере г. Янаула с помощью картографического метода.
В настоящее время усиливаются позиции социального картографирования, поскольку внимание профессионалов разных сфер деятельности, занимающихся развитием городов, все чаще переносится с отраслей производства, с индустрии на человека, его социальное благополучие и качество жизни.
Социальное картографирование можно в достаточно общем виде определить как метод фиксации особенностей расположения различных социальных объектов на территории любого муниципального района, муниципального образования, населенного пункта посредством социальных карт [1].
Метод социального картографирования впервые был использован английским предпринимателем Чарльзом Бутом (в 80-е гг. XIX в.), который ввёл в методологию социальных обследований технику картографирования: он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей. В центре исследования находилась проблема бедности, в результате чего были созданы так называемые карты бедности, карты питейных заведений. Результатом анализа данных карт стало предложение рациональной модели зонирования [2].
Позже метод картографирования использовался в движении «social surveys», которое боролось за улучшение амелиоризма, вживаясь в исследуемую среду неблагополучных районов. Одна из сторонниц данного движения Флоренс Келли в книге «Hull House: maps and papers» [3] привела две карты: первая включала распределение населения по доходу, занятиям, жилищным условиям, вторая - по этническому составу.
Берджессом Э. [4] (с 1916 по 1924 гг.) были составлены социальные карты Чикаго. Сначала это были карты распределения подростковой преступно-
* Магистрант Высшей школы урбанистики.
сти, затем - кинотеатров, танцплощадок. В результате анализа собранных карт был сделан вывод, что существует определённый образец и социальная структура города, а различные типы социальных проблем коррелируют друг с другом.
Социальное картографирование исторически зарекомендовало себя как метод, позволяющий наглядно информировать о существующей городской структуре и социальных проблемах, вовлекать самих жителей в формирование карт, а также предоставлять данные для анализа и принятия дальнейших решений для органов, прежде всего, муниципальной и региональной власти. Социальные карты призваны способствовать выполнению главной городской функции - созданию благоприятных условий для развития человеческого потенциала, поскольку, как нам кажется, без решения этой задачи не только человек обречен на неблагополучное существование, но и сам город.
Третьякова О. в работе «Социальное картографирование в системе муниципального управления» [5] проанализировала использование одноименного метода в работе муниципальных образований 21 города с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. В частности, анализ официальных сайтов администраций выбранных городов, проведенный О. Третьяковой, показал использование данного метода преимущественно в управлении (30 %), в экологии, градостроительстве и транспорте - по 14 %, землепользовании, краеведении, строительном проектировании, внешнеэкономической деятельности - по 7 %. Также было отмечено, что не все сайты представили карту города. Наиболее практикующим метод картографирования, по мнению автора указанной статьи, является город Тюмень. Данный анализ позволяет заключить, что муниципалитеты сегодня делают первые, но вполне определенные шаги в направлении использования социального картографирования и современных информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности города.
Нами было проанализировано использование социального картографирования в Республике Башкортостан, и в частности, в г. Янауле для оценки ситуации с общим образованием. Это не случайно. Дело в том, что в Докладе о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан в 2008 году освещается проблема перегруженности школьных заведений: Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по доле учащихся, занимающихся во вторую смену. В 2007/08 учебном году она составляла 18 %, в то время как в Чувашии - 3 %, в Татарстане - 4,4 %. Эта ситуация в большей степени характерна для городов, где доля таких учащихся составляет 27,2 % [6]. Мы решили взглянуть на эту проблему с позиции социального картографирования.
Действительно, такое положение дел характерно и для г. Янаула, в котором большая часть школ используют двухсменное образование. Заметим, что сфера общего образования в Янауле развивается неравномерно: наблюдается смещение школ в центр города и их отсутствие в периферийной час-
ти (рис. 1). Также существует большой разрыв в качестве образования центральных «элитарных» и периферийных школ, удаленных от центра. Это говорит о том, что, несмотря на положительную учебную динамику, перед многими школьниками стоит проблема доступности качественного образования, а также проблема физической доступности школ.
Рис. 1. Размещение учреждений образования по территории города Янаула
Таким образом, с помощью картографирования и анализа муниципальной статистики нам удалось увидеть следующие проблемы, характеризующие образовательную систему города:
- проблема централизованности большинства школ, когда учащиеся вынуждены добираться до места обучения, преодолевая расстояние и возможные опасности, возникающие на железнодорожном сообщении;
- проблема переполненности школ, находящихся в центральной части города;
- значимая проблема разделения на обычные и элитарные школы, перетягивающие на себя большую часть учащихся и приводящая, в результате, к неизбежному двухсменному учебному процессу.
В ходе исследования не удалось найти сведений о том, что Янаул использует картографирование для обозначения и решения социальных проблем в любом виде. Однако в соседней Республике Татарстан этот метод, напротив, широко используется для решения различных вопросов. Так, го-
род Набережные Челны не так давно запустил сайт [7], призванный с помощью всего населения благоустроить город и решить проблемы, на которые будут указывать сами жители. Еще ранее был создан портал «Открытая Казань» [8], посетители которого могут еще более локально отмечать существующие неполадки в доме (подъезде) на интерактивной карте. Все это призвано улучшать городскую среду с помощью картографирования.
Картографический метод исследования позволяет наглядно увидеть происходящие на изучаемой территории процессы, анализировать явления с широкой локализацией. На наш взгляд, особенно это важно для малых городов, в которых отсутствуют богатые количественные данные в виде статистической информации, а также наблюдается неразвитость качественных исследований. Это справедливо и для малых городов Республики Башкортостан, в частности, г. Янаула. Социальное картографирование в Янауле ранее не применялось, а проблемы территориального управления в городе при этом достаточно многочисленны. К примеру, в данной работе была рассмотрена проблема доступности и качества образования. Изучив сферу общего образования в Янауле, его качественную составляющую, мы перенесли полученные характеристики на карту, после чего стали очевидны проблемы неравномерности расположения школ в городе, а также необходимость правильного планирования размещения важных социальных объектов - таких, как образовательные учреждения.
Также при активном подключении горожан, в данном случае родителей, можно наносить на карту города места наиболее частого скопления подростков, наблюдая за тем, каким образом и почему некоторые зоны отдыха становятся привлекательными для групп подростков, а какие, наоборот, дети стремятся избегать и в связи с чем. Также родители могли бы обозначать места в городе, где переход дорог к школе затруднен, потому что нет достаточного количества переходов. Или отмечать места, где часто происходят аварии на дороге, и анализировать, насколько они близки к школам.
С помощью карт можно узнать каково социальное окружение элитных и обычных школ. Возможно задействовать родителей на обдумывание этих проблем и фиксирование их на карте. То есть, есть все основания, чтобы активные методы картографирования, которые описаны многими исследователями и используются на практике в Татарстане, с успехом можно применить и в г. Янауле.
Хочется отметить, что метод картографии оказывается востребованным, в том числе, благодаря возможности привлечения местного населения к решению важных задач города, обращения внимания органов власти на проблемы, стоящие перед городом и, тем самым, большей вероятности их решения. Но все же стоит отметить, что, в большинстве своем, местные власти еще не прибегают к современным методам анализа состояния территории. Необходимо начать практиковать современные методы исследования в
регионах, а для этого важно как развивать региональные социологические школы, так и более активно привлекать население к составлению социальных карт и их использованию.
Список литературы:
1. Барандова Т. Картографирование социальных проблем города на уровне муниципального образования: гендерное измерение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.norden.spb.ru/files/ru/event/171/norden-prezentatsiya-tbarandovoi-kartografirovanie-sotsialnykh-problem-goroda-na-urovne-munitsipalnogo-obra.ppt.
2. Booth C. Life and Labour of the People in London. 17 vols. L.: Macmillan, 1902-1903 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.archive.oig/ search.php?query=creator %3A %22Booth %2C+Charles %2C+1840-1916 %22.
3. См.: Deegan M.J. Hull-House Maps and Papers: The Birth of Chicago Sociology // Plummer K. (ed.) The Chicago School: Critical Assessment. - L.; N.Y.: Routledge, 1997. - Vol. II.
4. См.: Бёрджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. -2000. - № 4.
5. Третьякова О.В. Социальное картографирование в системе муниципального управления // Омский научный вестник. - 2008. - № 4 (69). - С. 73-76.
6. Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 год. - Уфа, 2009. - С. 127.
7. Карта проблем г. Набережные Челны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://street16.ru.
8. Портал «Открытая Казань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://open.kzn.ru/.