Научная статья на тему 'Социальное инвестирование в процессе становления и развития природы социально ответственного бизнеса'

Социальное инвестирование в процессе становления и развития природы социально ответственного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова О. В.

Проблемы социального инвестирования рассматриваются с позиции необходимости проникновения в глубь явления каждым исследователем, пытающимся изучить, осознать и использовать творческое наследие общественно-экономической мысли (с момента избирательного изучения любого нового явления и до современного анализа его лучшими представителями экономической науки). Такой подход позволяет объективно расширить границы знания об изучаемом предмете о становлении и развитии социального инвестирования в рамках динамичного процесса рождения простейших форм и утверждения самого явления как способа реализации социальной ответственности бизнеса. Последняя есть объективный результат функционирования фирмы в качестве субъекта хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное инвестирование в процессе становления и развития природы социально ответственного бизнеса»

ДАНИЛОВА О.В.

СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА

Проблемы социального инвестирования рассматриваются с позиции необходимости проникновения в глубь явления каждым исследователем, пытающимся изучить, осознать и использовать творческое наследие общественно-экономической мысли (с момента избирательного изучения любого нового явления и до современного анализа его лучшими представителями экономической науки).

Такой подход позволяет объективно расширить границы знания об изучаемом предмете - о становлении и развитии социального инвестирования в рамках динамичного процесса рождения простейших форм и утверждения самого явления как способа реализации социальной ответственности бизнеса. Последняя есть объективный результат функционирования фирмы в качестве субъекта хозяйствования. В методологии исследования автор придерживается поведенческой теории фирмы в разрешении природного конфликта между интересами индивидов, подгрупп внутри организации и становления целей развития на основе взаимодействия их структур.

Дж. Сайерт и Р. Марч [13, 12] выделили пять задач, оказывающих влияние на производственную и ценовую стратегию компании: производственная задача; задача запасов; задача сбыта; задача рыночной доли; задача прибыли.

Каждая из перечисленных задач является центральной для руководителей конкретных структурных подразделений организации, которые выдвигают их в качестве определяющих для всех остальных подразделений. Эти задачи и приоритетность их решения становятся объектом «торга» между управляющими, в результате которого, как компромисс, между частными возникают общие задачи, которые и обозначаются как цели организации, удовлетворяющие потребности всех.

Социальное инвестирование как раз и является одной из таких целей, способной примирить (смягчить) противоречия во внутренней и внешней среде. Само социальное инвестирование есть реакция бизнеса на вызревающее противоречие между производственным и личным потреблением.

Нельзя согласиться с авторами, считающими, что «что социальное инвестирование для российского бизнеса может стать неожиданностью, причем далеко не приятной [6].

Современное производство предъявляет к работникам очень высокие образовательные и профессиональные требования. Повышение качества основного фактора производства - человеческого капитала - возможно лишь при условии развития интеллектуальных способностей работника, получения им специальных профессиональных знаний. В обществе, где наука превратилась в непосредственную производительную силу, а технические разработки становятся все более наукоемкими, востребованы работники не со средним образованием, а менее многочисленные, но высококвалифицированные специалисты. Образование становится формой воспроизводства человеческого капитала и требует серьезных финансовых вложений, которые сам работник, зачастую, осуществить не в состоянии.

С другой стороны, уникальная рабочая сила является одним из важнейших источников ценности компании, обеспечивающих высокие рыночные показатели ее деятельности. Осуществление социальных инвестиций приводит к возникновению дополнительных преимуществ для бизнеса. Компании, ставящие перед собой цель превзойти конкурентов, вкладывают серьёзные средства в развитие «современного» фактора производства и получают огромные конкурентные преимущества.

Характерной особенностью социального инвестирования является привлечение и выделение ресурсов для решения проблем, нацеленных на развитие человеческого капитала и осуществляться в те сферы общественного воспроизводства, которые связаны с развитием нематериального потенциала, обеспечивающего возможность создавать и реализовывать новую добавленную стоимость. Это могут быть программы, связанные с решением актуальных

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

проблем самой фирмы (развитие и обучение персонала с точки зрения его креативности; гранты наиболее образованным работникам, генераторам идей, обладающим уникальными знаниями и навыками) или создание инновационных моделей и механизмов инвестирования социальной структуры территорий присутствия.

Инвестирование в сообщество сближается с бизнес-стратегиями корпораций и преследует, в конечном счете, одну цель: повышение конкурентоспособности компании и рост ее денежных потоков. «Адресная помощь», бесплатное или льготное предоставление товаров и услуг - это всего лишь часть (причем небольшая) социальной стратегии. Хотя этот аспект, пожалуй, люди поймут и воспримут лучше всего.

Для работы «более долгосрочных механизмов сотрудничества», включая кредитование, консультации с влиятельными людьми (opinions leaders) в местных сообществах и некоммерческих организациях, программ динамичной активности персонала, необходимо осознание интересов сообщества и корпораций, коллектива и корпораций, работников и управляющего аппарата при четкой ориентации на взаимодействие. В условиях формирования противоречий между ними такое партнерство представляется проблематичным. На практике корпоративное гражданство на Западе предполагает развитие партнерских программ, объединяющих компании нескольких стран или регионов. Отсутствие общих «правил игры» может серьёзно осложнить сотрудничество на таком уровне.

И последний, немаловажный, аспект. В ситуации абсолютной информационной непрозрачности любое повышение социальной активности компании может стать поводом для визита налоговой инспекции. Новоиспеченные «корпоративные граждане» рискуют привлечь к себе повышенное и недружелюбное внимание. Так что социальная активность - дело благое, и вместе с тем рисковое, особенно в период нестабильной политической и экономической ситуации.

К компаниям, которые внутренне осознали последствия, и будут работать в направлении развития социального инвестирования, можно отнести:

1) представительства транснациональных корпораций - в силу общей политики руководства;

2) компании, которые используют западные схемы менеджмента;

3) компании, желающие существенно улучшить свой имидж и наладившие нормальные отношения с законодательством.

Авторы, анализирующие проблему социального инвестирования, указывают на социальную активность в различных формах и на различных уровнях. Однако, как правило, упускается из вида объективные параметры формирования явления социального инвестирования и функционирования социально ответственного бизнеса [3, 8]. Поэтому в работе по ходу исследования будут уточняться и детализироваться элементы, подчеркивающие объективность процессов социальной ответственности бизнеса.

В России привычной стала классификация участия бизнеса в социальной сфере, выделяющая три этапа - традиционную благотворительность, стратегическую благотворительность и социальные инвестиции [10, 11]. Вместе с тем, ни один из исследователей не обозначил, что «благотворительность» - это начальный способ разрешения вызревающего противоречия между производительным и личным потреблением.

С нашей точки зрения классификация участия бизнеса в социальной сфере должна включать: традиционную благотворительность, спонсорство и социальное инвестирование. Благотворительность относится к начальному этапу осмысления социальной ответственности бизнеса, а побудительные мотивы имеют морально-нравственную основу. Понятие благотворительности и в теории, и на практике трактуется как добровольная помощь, форма и средство преодоления тяжелой ситуации, в которой могут оказаться социально обездоленные слои населения. Благотворительность, как правило, носит разовый характер и не направлена на кардинальное решение социальных проблем. Это «свойство» благотворительности было отмечено А. Маршаллом: «<...> более серьезное отношение к нашим заботам о бедняках может привести к более обильной благотворительности или вызвать полное исчезновение потребности в существовании некоторых ее форм» [7]. Время подтвердило правомерность такого высказывания. Современная экономика требует не разовых вложений в поддержание нормальной работоспособности рабочей силы, а систематических финансовых вложений в раз-

витие человеческого капитала. «Небольшое увеличение дохода человека в целом немного увеличит затраты на все цели, но крупная прибавка может изменить его привычки, возможно, увеличит степень его самоуважения и заставит полностью отказаться от заботы о некоторых вещах [7, с. 211]. Инвестирование в человеческий капитал должно рассматриваться не как вспомоществование, а как стратегическая линия развития социально ответственного бизнеса.

Отличительными характеристиками социального инвестирования от традиционной благотворительности и спонсорства являются:

1. Формирование рынка социальных инвестиций, предполагающего устойчивое финансирование человеческого развития в долгосрочном периоде: программы кредитования под гарантии государства, обеспечивающие возвратность инвестиций компаний; создание endowment - вложение инвестиций в фонд, который финансирует грантовые программы из процента на инвестированный капитал; приращение ресурса за счет вклада со стороны грантополучателей (долевое финансирование).

2. Превращение социального инвестирования в непрерывный процесс финансирования, который позволяет поддерживать человеческое развитие, то есть не отдельную проектную идею, а «машину» по производству проектных идей.

3. Выбор грантополучателя/партнера с проверенной репутацией и через партнерство, совместная разработка и реализация социальных программ по человеческому развитию на всех уровнях жизнедеятельности.

Четких определений социально-ответственного инвестирования в экономической литературе практически нет, поскольку упускаются из вида объективные параметры формирования данного явления. И это не случайно, так как в существующей практике данный институт носит общественный характер и зависит в значительной степени не от правовых норм, а от решений самого инвестора, принимаемых под влиянием целой совокупности обстоятельств (экономической конъюнктуры, устойчивости политической ситуации в обществе, наличия трансформационных тенденций в экономике и т. п.).

Согласно принятому определению, социально ответственное инвестирование (socially responsible investing, social investing, socially aware investing, ethical investing, mission-based investing, natural investing) - процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные, экономические и экологические условия осуществления и последствия социальных форм инвестирования. В его основе лежит изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих определенным критериям корпоративной ответственности (Corporate social responsibility), под которой понимается открытая и прозрачная деловая практика, базирующаяся на этических ценностях, уважении к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, а также заботе об окружающей среде.

По материалам Institutional Shareholders Services «социально ответственное инвестирование» - это стратегия инвестирования, заключающаяся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм [2].

В российской действительности при разработке социальных кодексов ряд компаний (например, ОАО «Лукойл») используют определение «социально-ответственного инвестирования» как учет в ходе инвестирования не только финансово-экономических, но и этических аспектов этой операции, стремление избежать связи с контрагентами, запятнавшими свою деловую репутацию антиобщественной деятельностью» [9].

Социальную ответственность бизнеса связывают с его деловой репутацией и определяют как «составляющую финансово-экономической устойчивости бизнеса, которая способствует увеличению количества рабочих мест и повышению зарплат» [4, с. 38].

Представляется, что социальное инвестирование - это форма проявления ответственности бизнеса перед обществом за результаты своей экономической деятельности, перед нацией, населением регионов присутствия, работниками фирм.

Исходя из концепции, изложенной в первой части работы, автор считает, что социальное инвестирование, в первую очередь, направлено на разрешение противоречий между производительным и личным потреблением. Последнее предполагает удовлетворение первичных личных потребностей с точки зрения создания минимальных условий для воспроизводства

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

рабочей силы. Производительное потребление требует превращение рабочей силы в качественный фактор производства и участия бизнеса в создании условий его функционирования. Социальное инвестирование возникает, в узком смысле, как непосредственные инвестиции в человека (знания, организационная культура, охрана труда). По мере развития производительных сил и повышения качества производительного потребления социальное инвестирование превращается в динамичный процесс и принимает более широкие формы реализации (деловая репутация, партнерство, гражданская ответственность, экология).

Сущность превращения социального инвестирования в общественно значимый процесс проявляется в следующих функциях:

- модернизационной, инновационной (экономический рост);

- экономической (совершенствование прав собственности и воздействие последних на эффективность национальной экономики);

- социальной (рост продолжительности жизни населения - поддержание здоровья нации, рост уровня образования и профессионального уровня, социальная защита нетрудоспособного населения);

- демографической (повышение уровня рождаемости, сокращение смертности, региональное сбалансирование трудовых ресурсов);

- нравственной (этической). В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры всех сфер общественной жизни.

На современном этапе все перечисленные функции так или иначе связаны с инвестированием в человеческий капитал (на макро- и микро-уровнях), способствуют превращению его в интеллектуальный, и, в конечном итоге, процветанию национальной экономики.

В соответствии с функциями складывается структура социального инвестирования. В задачу исследования не входит всеобъемлющее рассмотрение формирования структуры социального инвестирования на макро-уровне. Она рассматривается на микро-уровне и только главной ее составляющей: человеческого капитала.

Социальные инвестиции, как в человека, так и в социально-значимые проекты, в конечном счёте, своим результатом имеют человеческое развитие. По определению структурного подразделения ООН - ЮНЕСКО, которое, собственно, и занимается человеческим развитием, последнее представляет собой совершенствование человеческой личности на основе повышения уровня и качества его жизни (в этом легко убедиться, просмотрев ежегодные доклады ООН по человеческому развитию в различных странах мира). Об этом свидетельствуют и те показатели, которые закладываются при определении его динамики в разных странах. Результатом этого развития является формирование интеллектуального капитала, который может принадлежать как самому работнику, так и предприятию в форме его интеллектуальных активов.

Человеческий капитал как фактор производства в период развития индустриального общества постепенно накапливается в форме интеллектуального потенциала. При переходе в постиндустриальное общество структурно интеллектуальный капитал принимает формы знаний, идей, профессионального таланта, креативных способностей, которые, реализуясь в материальные формы и, отделившись от своих владельцев, начинают приносить непрерывный денежный доход (а впоследствии денежные потоки, увеличивающие стоимость бизнеса). Следует подчеркнуть, что индивидуальный интеллектуальный капитал, накапливаясь, превращается в совокупный интеллектуальный капитал.

Ему предшествуют совокупные интеллектуальные способности, которые на уровне предприятия представляют собой интеллектуальный ресурс его работников, определяющих перспективы развития предприятия.

Остановимся более подробно на рассмотрении его сущности, форм проявления и реализации. Интеллектуальный ресурс - это не только возможность стабильно производить качественную продукцию, но и способности и возможности адаптации предприятия к меняющимся условиям среды через совершенствование техники, технологии, управления, освое-

ния новых рынков сбыта, создание новых производств, увеличение объемов производства и продаж, более быстрое накопление капитала. Поэтому интеллектуальный потенциал следует рассматривать как стратегическую составляющую интеллектуального капитала [1, с. 103]. Другими словами, интеллектуальный ресурс представляет собой потенциальные возможности предприятия развиваться и непрерывно адаптироваться к изменениям рынка.

Интеллектуальный ресурс можно классифицировать как реализованный и нереализованный. Нереализованный интеллектуальный ресурс характеризуется наличием интеллектуальных резервов (в случае, когда потенциал работы ниже потенциала специалиста её выполняющего) или их отсутствием (в случае равенства указанных потенциалов или недостатка потенциала работника). Его можно считать интеллектуальным потенциалом работника фирмы и подсистемой экономического потенциала, представляющего собой органичное единство индивидуального и совокупного интеллектуальных потенциалов, отражающих способности к воспроизводству знаний.

Среди факторов, влияющих на интеллектуальный потенциал коллектива, выделяются факторы внутренней среды - микрофакторы и факторы внешней среды - макрофакторы. Основными внутренними факторами являются: экономический, технический уровни производства, степень удовлетворенности трудом, внутриколлективные отношения, а также степень развития интеллектуальной сферы на предприятии. Среди макрофакторов выделяются: положение предприятия на рынке, социальное положение граждан в стране и состояние общественного мнения относительно деятельности коллектива.

Некоторые исследователи, например, С.А. Ленская и В.В. Мосин выделяют следующие факторы, учитываемые при оценке интеллектуального потенциала российских предприятий [5, с. 54-57]:

- текучесть кадров;

- длительность трудовых контрактов работников, особенно ведущих специалистов, руководителей;

- образование, пол, возраст;

- регулярное повышение квалификации не только в профессиональной области, но и в таких быстро развивающихся областях знаний, как системы управления, компьютерные технологии и др.;

- трудовые конфликты: прошлые трудовые конфликты свидетельствуют о неблагоприятной обстановке в коллективе и о возможности снижения эффективности работы в будущем, а нерешенные трудовые конфликты могут привести к увольнению ценных кадров;

- морально-нравственный уровень работников, коллектива, их ответственность, дисциплина, особенности естественноисторических свойств населения данного региона;

- способность адаптироваться к геоэкономическим условиям региона, его основной структуры;

- мобильность кадрового состава, уровень роста его возможностей;

- трудовое законодательство страны: величина кадрового потенциала будет выше в случае более лояльного отношения законодательства к работодателю;

- характер решения менеджментом социальных задач коллектива, что позволяет тщательно подбирать кадры;

- налаживание благоприятных отношений с профсоюзами, строгое соблюдение коллективных договоров.

Другими словами, указанные авторы в оценку интеллектуального потенциала включают большинство факторов внутренней среды, а также часть факторов внешней среды, которые непосредственно влияют на внутреннюю среду предприятия.

Такая точка зрения имеет полное право на существование, но необходимо отметить, что оценка интеллектуального потенциала предприятия необходима в период его стратегической реструктуризации, связанной с банкротством, неустойчивым финансовым положением, поиском новых рыночных ниш. Это необходимый, но всего лишь переходный этап в развитии предприятия. Гораздо более важной задачей, на наш взгляд, является оценка интеллектуального капитала предприятий и изменение российского законодательства относительно его налогообложения. Будучи включен в активы предприятия, интеллектуальный капитал облагается налогом так же, как и материальные активы. Именно это обстоятельство препятствует

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

реальной оценке интеллектуального капитала на российских предприятиях, что приводит к его утечке вместе со своим носителем из страны.

Противодействовать этому процессу, на наш взгляд, должно повышение уровня образования и приведение его к мировым стандартам. В программу высшего профессионального образования должна быть включена в качестве обязательной дисциплина «Социальная ответственность бизнеса», которая будет наиболее полезной для экономических и управленческих специальностей по разработке социальной ответственности.

Именно на плечи руководителей и топ-менеджеров ложится ответственность по разработки и организации политики социальной ответственности, именно они должны видеть в комплексе проблемы социально-экологического развития предприятия и стратегические пути их преодоления с целью создания такой экономической микросистемы, которая сможет находиться в полном взаимопонимании и согласии со всеми группами корпоративной аудитории (потребителями, сотрудниками, акционерами, собственниками, контрагентами, регулирующими органами, отраслевыми ассоциациями, профессиональными объединениями, местной общественностью). Четкое понимание сущности и структуры социальной ответственности бизнеса, позволит выявить навыки и умения, которыми должен обладать выпускник ВУЗа, способный реализовать на практике политику социально-экологического развития хозяйствующего субъекта.

Прежде всего, необходимо остановиться на описании требуемых (подготовительных) навыков и умений студентов для изучения дисциплины «Социальная ответственность бизнеса». Для её изучения студенту необходимо иметь четкое понимание:

а) в рамках направления «ответственность перед работниками»: процесса реализации кадровой политики с организационной и управленческой точек зрения; механизма оплаты труда работников, механизма мотивации их труда, способах и методах нормирования труда; связи качественного уровня интеллектуального капитала с деловым имиджем фирмы, её репутацией, аутентичностью, инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью.

б) в рамках направления «ответственность в отношении потребителей»: взаимозависимости маркетинговой (в том числе брэндинговой) политики предприятия, а также его делового имиджа и репутации с лояльностью потребителей к фирме и ее продукции или услугам; особенностей реализации товарной политики в зависимости от региональной принадлежности предприятия-производителя, а также от типа потребителя (по социально-экономическим и психологическим признакам).

в) в рамках направления «экологическая ответственность»: проблем экологической обстановки в мире; основных источников загрязнения окружающей среды и мер по их устранению.

г) в рамках направления «ответственность перед обществом в целом»: основ социальноэкономического развития регионов России; причин и факторов, дифференцирующих регионы по уровню, качеству жизни, инвестиционной привлекательности.

д) в рамках направления «ответственность во взаимоотношениях с партнерами»: основ этических норм ведения бизнеса; бюджетного процесса на предприятии, позволяющего управлять финансовыми потоками между хозяйствующим субъектом и контрагентами; механизма ценовой политики предприятия (формирование цены, отсрочка платежа, авансы, предоплата и т.д.).

К базовым дисциплинам, на изучении которых должен строиться учебный процесс «Социальной ответственности бизнеса», относятся: социальная психология, стратегический менеджмент и маркетинг, экономика предприятия, политика доходов и заработной платы, экономика и социология труда, нормирование и организация труда, управление персоналом, экология и безопасность жизнедеятельности, культурология, правоведение, социология, социально-экономическое прогнозирование, деловой имидж фирмы.

Дисциплина «Социальная ответственность бизнеса» не преподается в ВУЗах страны по той причине, что ее отдельные направления изучаются студентами на протяжении всего срока обучения. Преимущество внедрения в учебный процесс указанной дисциплины заключается в способности студентами применить ранее полученные знания и, систематизировав их,

обучиться принципам социальной ответственности в условиях современной предпринимательской системы хозяйствования.

В результате обучения студент приобретет ряд новых навыков, которые позволяют ему разрабатывать и реализовывать на практике социальную политику предприятия не изолированно, а с учетом финансово-экономического положения отдельно взятого предприятия, а также принимая во внимание организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта, его отраслевую и региональную специфику. Студент получает возможность моделирования социального развития предприятия посредством применения новейших социально-корпоративных технологий: грантовых конкурсов, стипендий, программ пожертвований сотрудников и клиентов, корпоративных фондов. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволят будущим управленцам дорожить интеллектуальным ресурсом компании и осознать тот факт, что любое социальное инвестирование в человека всегда связано с формированием интеллектуального капитала, собственник которого, обладая неординарными личными качествами, превращается в партнера по бизнесу, и получает равные права на доходы от деятельности компании.

В современном обществе образование приобретает перманентный характер. Инвестиции в образование сотрудников вносят значительный вклад в капитализацию компании. В условиях, когда фактически происходит «смыкание» производства и образования, установление долгосрочных отношений с образовательными учреждениями для подготовки необходимых специалистов позволяют компаниям «выращивать» работников со школьной скамьи. Создание собственных учебных баз, открытие и помощь в развитии базовых кафедр в учебных заведениях, создание корпоративных университетов и учебных центров, расширение профильных программ повышения квалификации специалистов - все это является формами взаимовыгодного партнерства системы образования и бизнеса. Однако на сегодняшний день расходы российских предприятий на обучение персонала явно недостаточны и составляют лишь 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах - 10-12%.

Привлечение инвестиций в развитие интеллектуального капитала на предприятиях - это лишь одна сторона проблемы. Другая, и немаловажная сторона, заключается в создании эффективных механизмов, позволяющих удерживать на микро- (макро-) уровне наиболее образованных работников, обладающих определенным запасом аккумулированных, зачастую уникальных знаний и навыков. Указанная проблема сама по себе представляет самостоятельную и значительную область исследования функционирования человеческого капитала, которая не являлась темой исследования автора на данном этапе.

Следует, однако, подчеркнуть, что наиболее эффективным в структуре социального инвестирования, с точки зрения роста бизнеса, является человеческий интеллектуальный капитал как фактор производства. Поэтому нет никаких причин, оправдывающих отсутствие социальных инвестиций, либо недостаточное инвестирование в социальную защиту этого капитала, со стороны российского государства и бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990.

2. Глоссарий терминов корпоративного управления // Интернет-сайт «Корпоративное управление в России (http://www.corp-gov.ru/glossary.php37glossary).

3. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Под ред. М.И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

4. Емельянова Е. Гонка за престижем // Экономика и жизнь. 2007. № 44.

5. Ленская С.А., Мосин В.В. Система управления интеллектуальным капиталом как фактор развития корпоративных структур // Среднее профессиональное образование. 2002. № 12.

6. Львова А. «Корпоративное гражданство» в условиях России // Со-Общение. 2001. № 1.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. III. М.: Издат. группа «Прогресс Универс», 1993.

8. Никонова Л.С., Четверикова М.Н. Адресная социальная защита: опыт муниципальных образований. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

9. Социальный кодекс ОАО «Лукойл» // Официальный сайт компании ОАО «Лукойл» (http:// www.lukoil.m/static.asp?id=62).

10. Туркин С. Социальное измерение в бизнесе: Бизнес, общество, власть. М.: Некоммерческое партнерство «Социальные инвестиции», 2001.

11. Corporate contributions: The view from 50 years research report 1249-99-RR. The Conference Board, Inc., 1999.

12. Cyert R.M., March J.G. Behavioral theory of the firm. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, Co., 1963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Суог I.R.M.,March J.G. A behavioral theory of the firm. Englewood CJiffs, Prentice-Hall, 1963.

КИРЬЯНОВА Н.И.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ: АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Стабильность экономического развития и эффективность социально-экономических процессов в России во многом определяются качеством и масштабами использования инфоком-муникационных технологий. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в экономике стремительно растет. Информационные технологии, степень их освоения и практического использования, а также телекоммуникационная инфраструктура становятся важнейшими факторами экономического прогресса, обеспечивая стабильно высокие темпы развития экономики страны и регионов. Инфокоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций.

Инфокоммуникационные сети возникли, с одной стороны, как логичное развитие сетей электросвязи, а, с другой, - как дальнейшее развитие вычислительных (компьютерных) сетей или распределенных систем обработки данных. К примеру, классическая структура информационной сети содержит точно такие же основные компоненты, как и любая телекоммуникационная сеть: абонентские системы (терминалы), связывающие сети доступа и транспортную сеть, базы данных и систему управления.

Следует отметить, что все современные сети электросвязи создаются на базе модели открытых систем, разработанной в качестве основы взаимодействия средств вычислительной техники и осуществляемой в соответствии со стандартом Х.200 («Эталонная модель взаимодействия открытых систем»), принятым ISO в 1984 г.

Посредством инфокоммуникационных сетей предоставляются инфокоммуникационные услуги, которые, согласно «Концептуальным положениям по построению мультисервисных сетей на ВСС России», разработанным в соответствии с директивой Европейского парламента (Directive 98/48/EC of 20 July 1998), представляют собой автоматизированную обработку, хранение или предоставление по запросу информации с использованием средств вычислительной техники, как на входящем, так и на исходящем конце соединения.

Процесс формирования российских инфокоммуникационных сетей начался еще в советский период развития страны. Переходный период, который прошла российская экономика, оставил свой след в рассматриваемой отрасли: приватизация, раздробленность, спад в развитии привели отрасль в конечном итоге на путь ее реструктуризации и укрупнения, что способствовало формированию условий для возникновения естественной монополии.

В этой связи возникает потребность более внимательно отнестись к такому явлению как естественная монополия, уточнить ее место и роль в современной инфокоммуникационной экономике.

Впервые понятие «естественная монополия» было введено Дж. С. Миллем и определено им следующим образом: «Предприятие подлинно общественного значения может с выгодой осуществлять свои функции лишь в таких крупных масштабах, что свобода конкуренции при этом становится почти иллюзорной» [7, c. 302]. Понятие естественной монополии трактуется неоднозначно. С одной стороны, естественная монополия представляет собой монополию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.