Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / школа / учебное заведение / буллинг / социальное давление.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шадрин Иван Алексеевич, Величко Алексей Иванович

в современных условиях, к большому сожалению, данной проблеме уделяют мало внимания, а ведь она является одной из главных причин психических проблем людей и негативных последствий вплоть до суицидов и массовых расстрелов в учебных учреждениях по всему миру. В данной работе мы рассмотрим социальное давление в образовательных учреждениях как негативный фактор социальной среды и как не допускать развитие данной проблемы до серьезных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Шадрин И.А.1, Величко А.И.2

Шадрин Иван Алексеевич - студент;

Величко Алексей Иванович - старший преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: в современных условиях, к большому сожалению, данной проблеме уделяют мало внимания, а ведь она является одной из главных причин психических проблем людей и негативных последствий вплоть до суицидов и массовых расстрелов в учебных учреждениях по всему миру. В данной работе мы рассмотрим социальное давление в образовательных учреждениях как негативный фактор социальной среды и как не допускать развитие данной проблемы до серьезных последствий. Ключевые слова: психология, школа, учебное заведение, буллинг, социальное давление.

Буллинг является одной из актуальных проблем последних десятилетий, что является причиной роста числа актов насилия, совершаемых несовершеннолетними по отношению к сверстникам. В современной системе образования, как отмечают эксперты (И.В. Волкова, Н.М. Моисеева, М.В. Сафронова, Д.Н. Соловьев и др.), всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях учащихся, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида, иногда актов терроризма в общественных заведениях. Опасения вызывает и наблюдающееся в последние годы снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий. Согласно статистическим данным, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга.

Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях , они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов. С распространением Интернета появилась новая форма социального давления — «кибербуллинг», травля с использованием современных технологий — СМС, электронной почты, социальных сетей и т.п. [3].

Во время исследования этой темы, на базе школы 11 города Архангельска в 7а и 7б классах был проведён социальный эксперимент. В 7а был выбран случайным образом ученик, и выведен к доске. Ему предстояла решить одну задачу. Перед началом эксперимента, ученик был выведен из класса, дабы он не знал, что будут делать остальные. Пока он решал эту задачу, остальные должны были поддерживать его, говоря приятные слова и мотивируя его. Перед началом решения было засечено время. Условие было такое, если ученик успеет решить задачу за отведённое время, то весь класс получит оценку «5».

В параллельном классе были те же условия, с одним изменением, класс должен был демотивировать ученика.

В конечном результате, ученик из 7а решил задачу лучше, чем ученик из 7б, как по времени, так и по качеству. В дополнение к этому, ученик из 7б начал испытывать сильный стресс и неконтролируемое поведение, в конечном итоге пришлось остановить эксперимент и успокоить ребёнка. Подводя итоги, эксперимент показал, что социальное давление ведет к ухудшению работоспособности и повышению агрессии [2].

Школьники, которые чаще подвергаются социальному давлению со стороны своих сверстников, оказываются в числе тех, кто не любит школу и получает плохие оценки. Наконец, ученики, которые не посещают школу, упускают те возможности, которые предоставляет образование: лишаются права быть частью школьного коллектива, не имеют возможностей для социального и личностного развития, которое происходит в нормальных школах, не развивают навыков общения и разрешения конфликтов. Это сильно вредит не окрепшей психике обучающегося, что может спровоцировать его «отыграться» либо на более слабых, либо на своих обидчиках, доходя до применения оружия [1].

Исходя из вышеизложенного, в школах должна вестись политика противодействию буллингу, дабы обеспечить целостность и безопасность образовательного процесса и здоровья учащихся.

Список литературы

1. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В.А. Жмуров. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.

2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 2-е изд. Москва [и др.]: Питер, 2006. 527 [1] с.; 24 см.; ISBN 5-469-01216-6.

3. Фромм Э.А. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1998. 672 с. (Классики зарубежной психологии). ISBN 5-15-000775-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.