Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА'

СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ЭКСТРЕМИЗМ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭКСТРЕМИЗМА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович, Мешев Ислам Хасанбиевич

Молодежный экстремизм представляет собой специфическое явление российского общества, характеризующееся опасными социальными последствиями как на макро-, так и на микроуровне. В этом аспекте важное научно-практическое значение имеет всесторонний анализ факторов, непосредственно воздействующих на возникновение экстремизма в молодежной среде. Сделан вывод, что для кардинального решения проблемы молодежного экстремизма необходимы реальные изменения в процессах социализации и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хажироков Валерий Ахиедович, Мешев Ислам Хасанбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-AGE AND SOCIO-CULTURAL DETERMINANTS OF YOUTH EXTREMISM

Youth extremism is a specific phenomenon in Russian society, characterized by dangerous social consequences both at the macro and micro levels. In this aspect, a comprehensive analysis of the factors that directly affect the emergence of extremism among young people is of great scientific and practical importance. It is concluded that a radical solution to the problem of youth extremism requires real changes in the processes of socialization and education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

ЮЁИДИаКСЙИЯИШЛЕШВАНИМ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_4_337 УДК 343

СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Хажироков Валерий Ахиедович,

кандидат юридических наук, начальник кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_@ mail.ru

Мешев Ислам Хасанбиевич,

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия

Молодежный экстремизм представляет собой специфическое явление российского общества, характеризующееся опасными социальными последствиями как на макро-, так и на микроуровне. В этом аспекте важное научно-практическое значение имеет всесторонний анализ факторов, непосредственно воздействующих на возникновение экстремизма в молодежной среде. Сделан вывод, что для кардинального решения проблемы молодежного экстремизма необходимы реальные изменения в процессах социализации и воспитания.

Ключевые слова: общество; государство; социальный порядок; экстремизм; детерминанты экстремизма; молодежь; молодежная среда.

UDC 343

SOCIO-AGE AND SOCIO-CULTURAL DETERMINANTS OF YOUTH

EXTREMISM

Khazhirokov Valery Akhiedovich,

PhD in Law, Head of the Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Meshev Islam Khasanbievich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

Youth extremism is a specific phenomenon in Russian society, characterized by dangerous social consequences both at the macro and micro levels. In this aspect, a comprehensive analysis of the factors that directly affect the emergence of extremism among young people is of great scientific and practical importance. It is concluded that a radical solution to the problem of youth extremism requires real changes in the processes of socialization and education.

Keywords: society; state; social order; extremism; determinants of extremism; youth; youth environment.

Современное общество начала XXI в. находится в весьма противоречивом состоянии. С одной стороны, оно испытывает на себе влияние глубоких трансформационных процессов, постепенно интегриру-ясь в пространство глобального информационного миропорядка, с другой стороны, ускоренные интегративные процессы отрицательно воздействуют на социальный порядок в целом, на стабильность социальной системы. Это, в свою очередь, формирует системные риски, одним из проявлений которых выступает экстремизм. В научной литературе представлены многообразные варианты как определения понятия «экстремизм», так и набора его ключевых индикаторов. Стоит отметить, что оценки философов, социологов, психологов, юристов, политологов порой существенным образом отличаются, что значительно осложняет практические аспекты решения проблемы экстремизма. В целом консенсусной представляется точка зрения, что речь идет об отрицании всякого чувства меры. «Экстремизм оперирует искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере, в той ее части, где пытается реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. В языке это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В прак-

тической деятельности это неизбежно приводит к насилию» [1].

Особенно опасными последствиями для государства и общества является молодежный экстремизм. Причины кроются в том, что именно молодежь представляет ту частью общества, от которой зависит полноценное развитие социума и перспективы государства. В случае широкого распространения девиантных экстремистских практик под угрозой оказывается процесс преемственности и замещения поколений - системообразующий в современном обществе.

Как отмечает Д.А. Лазарев, «молодежный экстремизм представляет собой один из системных негативных эффектов, связанных с блокировкой функций ряда ключевых социальных институтов, ответственных за социализацию, воспитание, социальное развитие и инкультурацию подрастающего поколения. Молодежный экстремизм - дисфункциональный элемент социальной системы, обладающий комплексом эксплицитных и имплицитных свойств» [2].

Применительно к молодежному экстремизму как объекту научного познания ситуация осложняется тем, что он «многогранен и включает в себя проблематику политического экстремизма, терроризма, политического участия молодежи, молодежной политики государства, идей и пове-

дения молодежи как отдельной возрастной группы» [3].

Исследователи обращают внимание на характерные особенности, присущие именно молодежному экстремизму, тесно связанные с возрастными особенностями данной группы. В частности, «широкое распространение молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социально-психологической адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Экстремизм, экстремистское сознание и поведение в молодежной среде, - явления чрезвычайные, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности» [6].

Одной из существенных проблем, присущих молодежи как особой социально-демографической группе российского общества, является специфика «стартовых позиций» в социальной системе. В результате молодежи объективно не хватает элементарного жизненного опыта для принятия взвешенных рациональных решений. Как отмечает Т.С. Рябинская, «экстремизм во многом определяется недостатком жизненного опыта и базируется на принципах максимализма в плане реальных возможностей революционного преобразования социальной действительности. Девиантные практики экстремизма российской молодежи можно разделить на две группы - инновационные и бунтарские. В первом случае экстремизм может проявляться в различных формах искаженного патриотизма, не отрицая культурных целей, но предлагая лишь радикально-экстремистские формы их достижения. Во втором случае помимо приемлемых средств достижения отрицаются также культурные цели» [4].

Стоит отметить, что объективное положение молодежи в обществе формирует риски генезиса и развития экстремизма. Во многих сферах жизни общества (политической, экономической, духовной и др.) молодежь занимает маргинальное положение, а ее статус позиционируется в рамках системы координат: «уже не дети - еще не взрослые». В таких условиях экстремизм может стать следствием объективно сложившейся ситуации, годами не решаемых системных проблем.

Исследователи в этой связи обращают внимание на то, что молодежь характеризуется «специфическими социальными и психологическими чертами, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии личностного становления, поэтому именно молодежь находится в числе наиболее уязвимых для распространения экстремизма: низкое качество жизни; отсутствие гарантий трудоустройства и стабильного благополучия; рассогласованность влияния агентов и институтов политической социализации, -таковы основные детерминанты подверженности части молодежи экстремистским настроениям» [5].

Существенное влияние на формирование экстремистских установок и практик в молодежной среде имеют и специфические социально-психологические черты данной особой социальной группы. Молодежь в большей мере, чем другие социальные группы, несет в себе биологические черты, на нее воздействуют инстинкты и эмоции (на фоне активного полового созревания). Именно поэтому у взрослого общества нередко возникает ощущение в «инаковости» подрастающего поколения, его принципиальной антинормативности, хотя на деле зачастую это не подтверждается фактами.

Исследователи обращают внимание на то, что «генезис молодежного экстремизма носит индивидуально-психологическую личностную природу и объясняется: во-первых, сущностными чертами молодежного возраста: недостаточной социально-психологической зрелостью, потребностью в романтизме, стремлением к активности и преодолению препятствий; желанием самоутвердиться; поиском разнообразных новых ощущений, в том числе и рискованных; во-вторых, формированием комплекса авторитарной личности: установки на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности» [5].

На фоне рискогенных социально-психологических и социально-возрастных харак-

теристик молодежи неизбежно происходит формирование лабильного парадоксального сознания. Именно вследствие неустойчивости, несформированности сознания молодежь нередко совершает нелогичные, порой парадоксальные социальные действия.

По мнению исследователей, вследствие генезиса особого типа сознания подрастающего поколения «к экстремальности можно добавить такие характеристики, как: в максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, внутреннюю противоречивость, неустойчивость психики, обостренное восприятие действительности, низкий уровень толерантности, особую потребность в сопричастности с какой-либо группой, неустойчивую идентичность, специфику молодежной субкультуры и др., которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом молодежной антисоциальной активности» [6].

Следует отметить, что многие из рискоген-ных (в аспекте опасности экстремизма) черт молодежи вполне могли бы сдерживаться посредством доминирующей культуры. В частности, на это во многом нацелены процессы социализации и воспитания молодежи. Однако само современное состояние доминирующей культуры не позволяет ей в полной мере осуществлять свои институциональные функции.

Как указывают исследователи, «специфика и сущность молодежного экстремизма конструируется социокультурными детерминантами в силу лабильности и трансгрес-сивности индивидуального и группового сознания молодежи. Схема доминирующей культуры общества ориентирована на транзитивность социального статуса молодежи, что отводит последней роль пассивного потребителя продуктов массовой культуры. Вместе с тем массовая культура не может в полной мере удовлетворить запросы российской молодежи, толкая ее на путь активного поиска трансгрессивных способов культурного удовлетворения» [4].

Таким образом, в настоящее время налицо некоторое снижение эффективности социокультурной регуляции применительно к молодежной среде. Во многом это произошло под воздействием вестернизированной

массовой потребительской культуры, достигшей репрезентативного статуса в российском обществе. В результате интенсивного социокультурного влияния и активной трансляции стандартов общества потребления, в молодежной среде усиливаются иррациональные и аффективные реакции на окружающую действительность. Это создает дополнительные благоприятствующие условия для усиления установок экстремизма в молодежной среде российского общества.

На наш взгляд, специфика молодежной среды российского общества находит свое проявление в нескольких важных аспектах, вследствие чего усиливаются риски генезиса и развития экстремизма:

- во-первых, несформировавшаяся в полной мере аксиологическая, мировоззренческая системы координат личности. Это связано с незавершенностью процесса социализации, а также дисфункциями процесса социального взросления, усилением значимости стихийных факторов (интернет- и масс-медиа коммуникация) в системе соци-ализационных процессов. Как результат, сознание и в целом система социокультурных координат современной молодежи формируется во многом «глазами» информационно-коммуникационных технологий, которые транслируют информацию, выгодную с политической и экономической точки зрения, а не исходя из потребностей процесса формирования личностного облика молодого человека;

- во-вторых, особые психоэмоциональные характеристики, формирующие максимали-стические установки по отношению к жизни и окружающему обществу. Следует отметить, что неадекватная самооценка своего места и роли в социуме в целом осложняется и превалирующими детерминантами восприятия окружающего мира (в противовес рационально-логическим).

В-третьих, сказывается сложная социальная и социокультурная обстановка в современном российском обществе, где наблюдается острое социальное неравенство на фоне господства установок вестернизи-рованной массовой культуры. Это создает обстановку, когда системные социальные проблемы, заложенные в процессе социального взросления, преемственности и

смены поколений, объективно осложняются неоднозначной социальной ситуацией. В сознании молодежи формируется особая картина мира, усиливающаяся субъективными ощущениями явной или мнимой несправедливости мира, неполноценности сложившихся социальных отношений и т.п. И, наконец, свое воздействие здесь оказывают и процессы пубертации и акселерации молодого поколения, что еще более усиливает иррациональные реакции на сложную социальную обстановку.

Таким образом, распространение экстремизма в среде российской молодежи объективно детерминировано комплексом факторов, связанных как с общей социальной, политической, экономической обстановкой, сложившейся в российском обществе, так и уникальными, присущими только молодежи как особой социально-возрастной группе. Именно поэтому в настоящее время проблема молодежного экстремизма все сильнее заявляет о себе в российском обществе, а все усилия государственных управленческих структур не приносят ожидаемых позитивных результатов (по крайней мере, в краткосрочный и среднесрочный период).

Ключевое значение применительно к современному российскому обществу име-

ют социально-возрастные и социокультурные факторы. Именно они могут выступать либо в качестве сдерживающего элемента в аспекте угроз молодежного экстремизма, либо, напротив, как прямой или косвенный их катализатор. Специфика молодежи как особой социально-возрастной группы состоит в том, что у нее на первый план периодически выходят биологические, а не социальные качества личности. Это связано с активным периодом взросления (пубертацией, акселерацией и т.д.). В этих условиях молодежь, очевидно, нуждается в сдерживающих и стабилизирующих механизмах. В противном случае риски генезиса и развития экстремизма оказываются высоки.

Стоит отметить, что для кардинального решения проблемы молодежного экстремизма необходимы реальные изменения в базовых, основополагающих процессах социализации и воспитания, при этом далеко не все здесь зависит от института государства. Трансформационные процессы в обществе также накладывают свой отпечаток на стояние экстремизма и имеющийся спектр рисков. В современных условиях многое зависит от эффективных научно-практических разработок, направленных на решение проблемы молодежного экстремизма.

Список литературы_

1. Асташонок К.В. Феномен экстремизма. Возникновение и развитие // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. С. 539-542.

2. Лазарев Д.А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия: дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2018.

3. Расторгуев С.В. Экстремизм в молодежной среде современной России: виды, факторы распространения, мягкие технологии профилактики // Политическая наука. 2018. № 4. С. 124-145.

4. Рябинская Т.С. Социокультурные детерминанты молодежного экстремизма в современной России: региональный аспект: дис. ... канд. соц. наук. Шахты, 2016.

5. Самыгин С.И., Гнатюк М.А., Кротов Д.В. Детерминанты роста экстремистского поведения в среде российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 67-70.

6. Сущенко С.А., Жидяева Е.С., Самыгин С.И. Экстремизм в среде российской молодежи: социальные и психологические истоки возникновения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 10. С. 71-74.

References_

1. Astashonok K.V. Phenomenon of extremism. Emergence and development. World of science, culture, education. 2013. No. 6. pp. 539-542.

2. Lazarev D.A. Youth extremism in a transforming Russian society: problems of prevention and counteraction: dis.... candidate of Social Sciences. Krasnodar, 2018.

3. Rastorguev S.V. Extremism in the youth environment of modern Russia: types, factors of spread, soft technologies of prevention. Political science. 2018. No. 4. pp. 124-145.

4. Ryabinskaya T.S. Sociocultural determinants of youth extremism in modern Russia: regional aspect: dis.... candidate of Social Sciences. Shakhty, 2016.

5. Samygin S.I., Gnatyuk M.A., Krotov D.V. Determinants of the growth of extra-mystical behavior among Russian youth. Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 10. pp. 67-70.

6. Sushchenko S.A., Zhidyaeva E.S., Samygin S.I. Extremism among Russian youth: social and psychological origins of emergence. Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 10. pp. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.