Научная статья на тему 'Социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях колледжа'

Социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / SOCIAL ADAPTATION AND EMPLOYMENT / QUALIMETRIC SCALE / MENTAL HANDICAP / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулева Елена Михайловна, Богданова Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются условия организации успешного обучения лиц с ментальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the ways to efficiently organize the education of mentally handicapped people.

Текст научной работы на тему «Социально-трудовая адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях колледжа»

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ

КОЛЛЕДЖА

ЖУЛЕВА Е.М., БОГДАНОВА Т.Б.

В статье рассматриваются условия организации успешного обучения лиц с ментальными нарушениями.

The article studies the ways to efficiently organize the education of mentally handicapped people.

Адаптация обучающихся в учреждении профессионального образования является неотъемлемой частью общего процесса адаптации человека в социуме и характеризуется готовностью к вхождению в профессионально-трудовую деятельность. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья успешность адаптационного процесса выходит на первый план. Необходимым условием организации успешного обучения такого особенного контингента в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды. Если по отношению к инвалидам с сохранным интеллектом наметились некоторые сдвиги, положительная динамика, то к лицам с нарушениями интеллектуального развития отношение в целом остается прежним, более того, все еще имеет место точка зрения о бесполезности обучения лиц, имеющих недостатки в умственном развитии, и даже некоторые специалисты придерживаются такого мнения. Тем не менее, ситуация меняется к лучшему, хотя и не слишком быстро. Колледжи, обучающие лиц с нарушениями интеллектуального развития, ведут большую работу по созданию адаптивной среды, получают интересные результаты, готовы делиться опытом и конкретными материалами методического, дидактического характера.

Колледж легкой промышленности № 5, проводивший в рамках экспериментальной деятельности работу по созданию условий социально - трудовой адаптации обучающихся в группах КРО, разработал систему оценки эффективности социально-профессиональной адаптации (СПА) учащихся с ментальными нарушениями. Использовался метод квалиметрических шкал, в основу которых была положена уровневая шкала адаптированности обучающихся в колледже.

Исследование состояло из анализа данных об уровне готовности обучающихся к успешной социально-профессиональной адаптации.

Проведение оценки субъектов процесса социально-профессиональной адаптации (по критериям достижений, отражающих личностные характеристики учащихся и результаты их деятельности), позволило теоретически обобщить результаты и уточнить выводы формирующего эксперимента.

Понятие адаптивной способности учащихся с нарушением интеллектуального развития рассматривалось как интегральная характеристика личности, определяющей степень владения совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретенных в процессе обучения и служащих средством успешной социально-профессиональной адаптации, было исследовано путем адаптации типовых тестов.

Созданные анкетные и аналитические материалы представляют собой диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень подготовленности учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, прогнозировать успешность трудовой карьеры и социализации выпускников. Кроме того, полученные данные позволяют разносторонне представить проблему социально-трудовой адаптации лиц с ментальными нарушениями.

Работа по психодиагностике учащихся с ОВЗ и дифференцирование состава обучающихся в группах КРО носила системный характер, представляя собой оценку состояния процесса социально-профессиональной адаптации учащихся с ментальными нарушениями. Индивидуально по каждому критерию осуществлялось исследование каждого субъекта адаптационного

процесса, результаты анализировались и обобщались, а затем учитывались в разработке коррекционных программ.

Работа со шкалами состояла в том, что по каждому критерию выбиралось описание уровня, полностью соответствующее состоянию каждого изучаемого учащегося, а затем выводилось среднее арифметическое оценок всех учащихся с округлением результата до ближайшего целого числа. Квалиметрические шкалы данной группы критериев содержали, наряду с указанием уровней, их более подробную качественную характеристику, а также и методы изучения, которые позволили осуществить сбор данных по каждому критерию. Учитывалось, что сложность процесса адаптации обучающихся при прохождении производственного обучения определяется различием их исходных педагогических характеристик. Знание индивидуальных особенностей обучающихся, на основе которого строится система включения его в новые виды производственной деятельности и новый круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В условиях развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении, он выходит на «период завершающего напряжения», который предполагает перестройку комплекса реакций и всей практической жизнедеятельности учащегося, его временные рамки определяются последними шестью месяцами обучения в колледже.

Для определения скорости переключения внимания и уровня работоспособности в условиях выбора полезной информации использовалась модифицированная методика К. Платонова. Результаты проведенного мониторинга выявили динамику нарастания скорости переключения внимания и уровня работоспособности. Цифры в таблице означают количество чисел, называемых по порядку, найденных испытуемым на картинке за 5 минут.

Таблица 1. Результаты мониторинга - динамика скорости переключения внимания и уровня работоспособности (на основе методики «Цифровой тест» по К.Платонову)

Условный номер тестируемого 1 курс 2 курс Вывод по результатам мониторинга

Входное тестирова- ние Текущее тестиро- вание Вывод по результатам мониторинга Текущее тестирование Результирующее тестирование

1 11 20 +9 19 24 +5

2 20 25 +5 21 25 +4

3 4 5 +1 5 7 +2

4 10 14 +4 12 17 +5

5 9 10 +1 10 12 +2

6 36 43 +7 43 48 +5

7 27 32 +5 30 35 +5

8 23 27 +4 25 30 +5

9 9 12 +3 10 14 +4

10 7 9 +2 9 11 +2

11 18 21 +3 20 24 +4

12 20 25 +5 22 29 +7

13 0 2 +2 2 4 +2

Психика индивидуума с нарушениями в интеллектуальном развитии представляет собой своеобразную систему, дефектность которой обуславливает различные отклонения в психических процессах и в деятельности личности в целом. Знания основных характеристик познавательной деятельности учащихся определяют методику их профессиональной подготовки и социально-профессиональной адаптации.

Организация системной работы по психодиагностике учащихся с ментальным нарушением выражается в проведении входной, текущей и результирующей диагностике, что позволяет своевременно вносить корректирующие изменения в планы развивающей работы.

Для удобства работы составлен план - график проведения тестирования, представленный в виде таблицы.

Таблица 2. План - график тестирования обучающихся

№ п/п Используемая методика Сроки входной диагностики Сроки текущей диагностики Сроки текущей диагностики Сроки результирующей диагностики

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

1 Интеллектуальная лабильность сентябрь май сентябрь март

2 Темперамент сентябрь - - -

3 Цифровой тест сентябрь май сентябрь май

4 Психогеометрия сентябрь январь Ноябрь апрель

5 ДДЧ октябрь апрель - -

6 «Моя семья» октябрь июнь - апрель

7 Цветовая социометрия декабрь июнь октябрь -

В связи с неоднородностью состава обучающихся коррекционных групп, которая определяется разными потенциальными возможностями учащихся и имеющимися у них нарушениями, в практике обучения учащихся в колледже наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками. Даже в пределах содержания одного и того же предмета один и тот же учащийся может показывать разные результаты в обучении. На основании проведенного исследования были выделены группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала (Таблица 3), вычленены специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений. Это послужило основанием для определения типологических особенностей учащихся по возможностям обучения и социально-трудовой адаптации.

Первую группу (условно «высокий» уровень обучаемости) составляют учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение вербально объяснить свои действия свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие учащиеся успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога. Однако при изучении нового материала, изготовлении изделий, более сложных с конструктивной и технологической точек зрения, у этих учащихся проявляются затруднения, выраженные в планировании своих действий. Им бывает нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие учащиеся, как правило, не теряют и могут применять при выполнении аналогичного, нового для них изделия.

Учащиеся второй группы («средний» уровень обучаемости) осваивают знания достаточно успешно, но в ходе обучения испытывают несколько большие, чем представители первой группы, трудности. Они в основном понимают объяснение преподавателя, неплохо запоминают изучаемый материал, но не способны без посторонней помощи сделать элементарные выводы и обобщения. Этих учащихся отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи педагога, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом снижает темп работы, приводит к ошибкам, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. В объяснении своих действий представители этой группы недостаточно точны.

На уроках производственного обучения учащиеся второй группы нуждаются в помощи мастера производственного обучения. Самостоятельно и правильно выполняются изделия, имеющие аналогичные черты сходства по виду конструкции и порядку выполнения работ. Исполнительская деятельность и вербальные ответы, комментирующие собственную работу, говорят об осознанном характере действий учащихся. При выполнении нового вида работ, из-

готовлении изделий новых для учащихся конструкций допускаются ошибки. Направленные действия мастеров производственного обучения по корректированию плана действий и осознанию новизны работы позволяют достичь успешного результата.

Довольно успешное освоение материала учащимися первой и второй групп позволяет объединить их в одну группу по следующим признакам: учащиеся понимают фронтальное объяснение материала; учащиеся обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий; учащиеся могут самостоятельно или с незначительной помощью осуществлять перенос знаний и умений с одного задания на другое.

Эти признаки позволят сделать прогноз успешной социализации и адаптации этой категории учащихся в трудовой деятельности и жизни общества.

К третьей группе («низкий» уровень обучаемости) относятся учащиеся, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи и поддержки (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Для них характерно недостаточное осознание сообщаемого материала. Значительные затруднения встречаются при необходимости отделить в изучаемом материале главное от второстепенного, установить логическую связь частей. Эта группа обучающихся нуждается в дополнительном, зачастую неоднократном объяснении одного и того же материала.

Ещё одна характерная черта - это низкий уровень самостоятельности и отсутствие инициативы. Несмотря на трудности в обучении, при условии соблюдения особенностей подачи материала, эти учащиеся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут применить их при выполнении аналогичного задания. Однако, каждое частично измененное задание воспринимается ими как новое. Такие особенности данной группы говорят о низкой способности к обобщению, к умению выбрать главное и применять имеющиеся знания и умения адекватно поставленной задаче. Необходимо постоянно организовывать деятельность таких учащихся до тех пор, пока они не поймут главного в изучаемом материале, лишь после этого они уверенно выполняют задание и дают словесный отчет о нем. Производственное обучение этой группы учащихся затруднено неумением планировать свою деятельность. Это проявляется в большом количестве недочетов такого рода, как неверная последовательность операций, ошибки в различении деталей кроя и невозможности из-за этого собрать изделие и т.д. Ошибки возникают в связи с тем, что в сознании учащихся не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Обучающиеся, не способные к адекватному самоконтролю при выполнении заданий, не замечают ошибок при изготовлении изделий, т.к. контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета. Еще одна проблема заключается в том, что эта группа учащихся с трудом усваивает знания из области техники и технологии швейного производства, специальную терминологию.

Четвертая группа («проблемный» уровень обучаемости) представляют собой учащиеся, осваивающих материал очень медленно, в малом объеме, на самом низком уровне и только с посторонней помощью. Они нуждаются в выполнении большого количества однообразных повторяющихся упражнений, применении дополнительных приемов обучения, в постоянном и непрерывном контроле и подсказках при выполнении любого, даже уже выполняемого ранее задания. Знания усваиваются чисто механически, поэтому быстро забываются. Такие особенности требуют иной организации учебного процесса, включающей адаптационную работу и практически индивидуальное обучение и контроль.

Следует отметить, что обучающиеся третьей и четвертой групп успешно справляются с однообразной монотонной работой, охотно выполняют те действия, которые хорошо освоили. Это является характерным для низкого и проблемного уровня обучения.

При помощи тестирования все обучающиеся в группах КРО были дифференцированы в зависимости от уровня обучаемости.

Таблица 3. Дифференцирование состава обучающихся по уровню обучаемости (На основе модифицированного теста С.Н. Костроминой)

Уровни Входной контроль Примечание

1. Высокий 38% сделано до 6 ошибок (по 20 заданиям)

2. Средний 38% сделано от 6 до 9 ошибок

3. Низкий 16% сделано от 10 до 14 ошибок

4. Проблемный 8% сделано свыше 14 ошибок

Очевидно, что при таком разбросе данных, полученных в относительно малочисленных группах, невозможно добиться результатов, не корректируя методики с учетом уровня обучаемости и, соответственно, уровня усвоенности знаний и приобретения умений.

Необходимо отметить, что в основу субъективного шкалирования был положен прямой психологический метод уравнивая интервалов, т.е. были выделены два крайних уровня (высокий и низкий) и были найдены два промежуточных (достаточный и допустимый). В литературе имеются иные системы оценки уровня адаптации. Мы расширили уровневую шкалу до четырех уровней, т.к. в условиях нашего эксперимента промежуточный интервал был достаточно обширным, что не соответствовало методу интервального уравнивания. Таким образом, оценка каждого критерия осуществлялась по четырем уровням: высокий уровень - 10 баллов; достаточный - 7,5; допустимый - 5; низкий - 2,5.

Анализируя также такие компоненты социально-трудовой адаптации, как уровень учебных достижений (оценивание результатов учебной деятельности по среднему баллу) и отношения к учебной деятельности, необходимо отметить, что они тесным образом взаимосвязаны, что хорошо демонстрирует следующая таблица.

Таблица 4. Таблица уровня учебных достижений и отношения к учебной деятельности

Уровни учебных достижений % Отношение к учебной деятельности %

низкий 2.4 низкий 2.8

допустимый 11.2 допустимый 12.3

достаточный 69 достаточный 71.1

высокий 20 высокий 11

Критерии «Уровень учебных достижений» и «Отношение к учебной деятельности» находится во взаимосвязи, и небольшой процентный разрыв является всего лишь погрешностью измерения.

Показателями эффективности обучения в адаптивной среде являются следующие данные: достаточно высокий процент учащихся с высоким уровнем развития содержательнопроцессуального компонента социально-трудовой адаптации - 11,2% и невысокий показатель участников эксперимента с низким уровнем (1,4%). Данная категория учащихся вызывает беспокойство, т.к. в процессе деятельности не соблюдает требования норм технической и технологической документации, не соблюдает трудовую дисциплину, что неизбежно приводит к грубым ошибкам и процессуальным сбоям. В свою очередь, это обуславливает невыполнение норм выработки и влечет за собой меры дисциплинарного характера со стороны работодателя.

Таким образом, результаты проведенной экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанного преподавателями и мастерами производственного обучения учебно-методического комплекса и о больших потенциальных возможностях оптимизации социально-профессиональной адаптации учащихся с ментальными нарушениями в условиях начального профессионального образования.

Библиографический список:

1. Айзенберг Б.И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / Б.И. Айзенберг, Л.В. Кузнецова. - М., 1992

2. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология.1995.№1.С.37-34.

3. Безюлева Г. В. Психологическая служба в колледжах / Г. Безюлева //Инновации в про-

фессиональной школе: приложение к журналу Профессиональное образование. Столица. -2009. - № 4. - 52с.

4. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

6. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррек-

ции, реабилитации, интеграции / Н.Н. Малофеев // Интегративные тенденции современного специального образования. - М., 2003.

7. Современные подходы к профессиональной подготовке детей с ограниченными возмож-

ностями. Учебно-методическое пособие. / Под редакцией Н.А. Цветковой - Псков: ПГПУ, 2005.

8. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003.

9. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психологопедагогических оснований организации современного образования. //Профессиональное образование. Столица. 2010.№12. С 5-13.

Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, квалиметрическая шкала, интеллектуальные нарушения, обучение.

Keywords: social adaptation and employment, qualimetric scale, mental handicap, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.