Научная статья на тему 'Социально-психологическое управление в период глобализации'

Социально-психологическое управление в период глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GLOBALIZATION / THE EFFECTS OF GLOBALIZATION / MANAGEMENT OF SOCIETY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ободкова Евгения Александровна, Новиков Виктор Васильевич

Глобализация это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающий характер и видоизменяющий весь мир. Глобализация на процесс управления обществом (группой, личностью) оказывает неоднозначное влияние. Необходима ревизия системы управления, в том числе социально-психологической, для равномерного и эффективного распределения «плодов» глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological management in the period of globalization

Globalization a complex social process that has pervasive and alter the whole world. Globalization is a process of company management (group identity), that has ambiguous effect. There is a need of control system revision, including social and psychological, for uniform and efficient distribution of «fruits» of globalization.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое управление в период глобализации»



-ч^ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ободкова Е.А., Новиков В.В.

Социально-психологическое управление в период глобализации

Глобализация - это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающий характер и видоизменяющий весь мир. Глобализация на процесс управления обществом (группой, личностью) оказывает неоднозначное влияние. Необходима ревизия системы управления, в том числе социально-психологической, для равномерного и эффективного распределения «плодов» глобализации.

Ключевые слова: глобализация, эффекты глобализации, управление обществом, социально-психологическое управление, психологическое управление.

Глобализация - это комплексный социальный процесс, имеющий всепроникающий характер и видоизменяющий весь мир. Мы говорим о глобализации, подразумевая изменение общества, стиля жизни людей, интенсификацию всех процессов, сокращение географических дистанций [8].

В последнее время понятие «глобализация» стало центральным в экономических, политических, социологических, психологических и других сферах жизни общества, поэтому исследование социально-психологического управления в период глобализации вызвано вполне объективными причинами:

1) глобализация - феномен мирового масштаба;

2) глобализация общественных систем (политическая, идеологическая, социокультурная, национальная и т. д.) в этнических группах, социальных стратах, государстве и др.;

3) процессы глобализации в малых социальных общностях (семья, трудовые, научные, учебные группы и др.);

4) личностная глобализация (ценности, образ мышления и пр.).

Как показывает опыт развития культуры и особенно последний мировой кризис, мировая цивилизация имеет характер глобальной системы, состоящей из подсистем, которые находятся во взаимовлиянии на всех уровнях процесса глобализации.

Полагаем, глобализация на процесс управления обществом (группой, личностью) оказывает неоднозначное влияние, как позитивное, так и отрицательное. Опишем эффекты глобализации, с нашей точки зрения, значимо сказывающиеся на процессе управления обществом (группой, личностью): -во-первых, структуризация и систематизация системы управления (упорядочивание действий различных государств, социальных групп, общностей);

-во-вторых, утрата странами, включенными в процесс глобализации, своего суверенитета, традиционных функций государственного управления обществом и экономикой; -в-третьих, изменение механизмов в жизнедеятельности национальных социумов;

-в-четвертых, формирование «однополярного» мира (более сильные страны

задают направление глобализации); -в-пятых, главенство либеральной основы в культуре и социальной жизни; -в-шестых, монополизация информационного пространства и информационных ресурсов, глобализация криминальных отношений, использование терроризма как инструмента политики глобализации.

Важность, актуальность изучения управления, в том числе социально-психологического, и неоднозначность процесса глобализации в целом прокомментировал лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц: «...чтобы плоды глобализации распределялись более равномерно, необходима, прежде всего, коренная ревизия системы управления, т. е. руководящих и контролирующих структур международных экономических институтов.» [9].

Проблемы социально-психологического управления в период глобализации связаны с процессом, в ходе которого стираются границы социальных и культурных систем, происходит превращение мира в единое целое. Глобализация открывает границы не только для торговых, финансовых, политических и т. д. потоков, укрупняя транснациональные корпорации и пр., но и неизбежно диктует по-новому смотреть на процессы управления, в том числе социально-психологические: человеком, группой, обществом, изменяя способы, методы и приемы управления.

Из всех отношений, связывающих отдельные общества в единую систему, мы вычленили социально-психологические, а именно: социально-психологическое управление для подробного раскрытия. Выбор предмета нашего анализа обусловлен тем, что социально-психологические отношения глобализации больше всего влияют на все характеристики (экономические, культурные, политические, экологические и т. д.) глобализации как феномена мирового масштаба. Социально-психологические аспекты, начиная от личностного уровня глобализации и заканчивая мировым, значимы, т. к. взаимоотношения людей, общностей и т. д. в современном мире как никогда интенсивны, плотны и проблематичны. Обращение внимания на обусловленные целостностью мира социально-психологические тенденции, связанные с развитием личности, общества и т. д., заслуживают научного внимания, поскольку напрямую связаны с положением человека в современном мире.

Проблема психологического управления с давних пор привлекает внимание ученых и практиков всего мира, в том числе ученых России.

В царской России, Советском Союзе первых лет его существования преобладали психологи гуманистического направления. В особенности много внимания

они уделяли психологическому оздоровлению русского народа и научной организации труда (В.М. Бехтерев, С.А. Гиллерштейн, К.М. Керженцев, А.Ф. Шнирман,

A.Н. Почтарева и др.).

Позднее обращение к психологическим аспектам управления было связано с движением НОТ и взрывом общественного интереса к инженерной психологии. Один из современных классиков отечественной психологии Б.Ф. Ломов отмечал, что использование достижений психологии «в общественной практике становится важнейшим условием роста производительности и улучшения качества труда, повышения эффективности производства и управления, развития техники и технологии, совершенствования общественных отношений, улучшения качества идеологической работы, воспитания и образования новых людей, формирования нового человека» [2]. Подчеркивалось, что конечной практической формой психологического исследования должен выступать процесс изменения, воздействия, оптимизации конкретной деятельности, общения, управления, функционирования организации в самом широком смысле этого понятия.

Современный этап развития психологического управления можно назвать интегративным, т. к. он включает ряд различных и, на первый взгляд, взаимно противоречивых концепций, превращающих науку управления в некое искусство, которому, тем не менее, можно и нужно учиться [10].

Отечественные экономисты, философы, юристы, социологи, психологи (А.Г. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, А.В. Карпов, А.И. Китов, Г.Х. Попов,

B.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов и др.) внесли значительный вклад в разработку теории управления процессами функционирования общества и его народного хозяйства. Они раскрыли интегративный характер управленческой деятельности, включающий такие аспекты, как политический, экономический, организационно-технический, административно-правовой, социальный, психологический и др.

Эти аспекты представлены в различных соотношениях на всех основных уровнях управления: общество в целом, отрасль народного хозяйства, регион, объединение, предприятие, коллектив.

Аспекты управления - это, своего рода, абстракции. Большинство практических проблем управления интегративные, в реальном управлении все признаки, присущие управлению любой организации, переплетены в разных аспектах, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга.

Выделение аспектов управления целесообразно только в целях углубленного теоретического анализа проблем. Нами рассматривается лишь один аспект управления - психологический, который неминуемо связывается с социальным, т. к. объект управления - общество, организация, группа и т. д.

Такой интегративный подход к психологическому управлению как объединению различных аспектов, методов, техник, подходов, положений и т. д. с целью обеспечения процесса «конструктивного» движения психологического знания, связанного с его применением на практике, является новым и актуальным для современного состояния психологической российской науки.

В нашей стране было немало интересных публикаций по социально-психологическим проблемам управления. Благодаря исследованиям О.И. Зотовой, А.Л. Журавлева, Е.С. Кузьмина, В.И. Михеева, А.Л. Свенцицкого, А.В. Филиппова и некоторых других ученых сложилась оригинальная теория социального управления. В ее основу положено три методологических вывода:

1) социальное управление есть важнейший структурный элемент системы экономического управления;

2) необходимое условие социального развития и самоуправления организацией;

3) социальное управление есть специфическая управленческая деятельность.

Учитывая многогранность, интегративность, глобальность психологического управления, мы намерены рассматривать те его аспекты, которые в большей степени оказывают влияние на эффективность управленческой деятельности и имеют теоретико-практическое значение.

Тема социально - психологических отношений, в частности, социально-психологического управления в период глобализации как комплексного социально-психологического феномена недостаточно изучается научным сообществом. В социалистическом обществе тема не затрагивалась вовсе по идеологическим причинам, в перестроечное и постперестроечное время тема не раскрывалась в силу незрелости научного методологического потенциала и интеллектуальных ресурсов [7].

Таким образом, тема социально-психологических отношений, в частности, социально-психологического управления в период глобализации нас привлекает по нескольким причинам:

1) малая разработанность в науке;

2) огромная социальная значимость проблемы;

3) насущная необходимость изучения социально-психологических феноменов, в частности, социально-психологического управления в срезе процесса глобализации. Необходимость построения общей теории, методологии и выстраивания технологии, конкретных практических методов, позволяющих на социально-психологическом уровне управлять процессом глобализации в обществе.

Можно со всей ответственностью утверждать, что, несмотря на огромное обилие мировой литературы по управлению, буквально каждый современный российский руководитель конкретной организации, особенно в период глобализации, постоянно нуждается в научно обоснованных рекомендациях и советах при выработке, принятии и реализации своих управленческих решений.

Глобальные изменения процессов в обществе предполагают получение большого количества эмпирических материалов. Мы полагаем, что только научная основа является единственно возможной в сфере их упорядочивания. Сегодня от самой социальной психологии зависит многое, в том числе от ее мобильности.

Быстрота реакции науки на изменения, на наш взгляд, является залогом успешного развития общества в целом, хотя актуальность «продуктов» социальной психологии не соответствует настоящей реальности.

Психолог К.К. Платонов писал о том, что ХХ! в. станет рачительным заказчиком и потребителем продукции психологических служб, интегративно обеспечивающих управленческие нужды в областях экономики, политики, права и, конечно же, организации производства. На наш взгляд, период глобализации дает максимум возможностей ученым и обществу для взаимообогащения и инноваций.

Полагаем, что формулировка и решение реальных проблем управления обществом, группой личностью, с точки зрения роли человеческого фактора и психологии людей и своевременная переработка багажа психологической науки позволяют организовать и оптимизировать систему управления организацией в период глобализации.

В настоящее время во всем мире как авторитетная и относительно самостоятельная область существует психология управления, широко ведутся научный поиск и специальные исследования в обозначенном направлении.

На наш взгляд, сохраняется актуальной задача определения и выделения понятий, создания системы этих понятий, позволяющих планировать и выполнять конкретное прикладное психологическое исследование под реальные управленческие задания, которые в период глобализации быстро меняются, а порой имеют острый характер. Полагаем, что именно «психологическое управление», которое определилось в последнее время трудами В.В. Новикова, Ю.М. Забродина и их соратников и учеников, отвечает прикладному характеру психологических исследований в период глобализации.

По словам Ю.М. Забродина, психологическое управление заключается в практическом воплощении научного знания в действиях и рекомендациях психологов, когда знания и методы, имеющиеся в фундаментальных и прикладных разделах психологии, используются для выработки реальных управленческих воздействий [1]. Б.Ф. Ломов, Г.М. Мануйлов, В.В. Новиков и другие ученые воспринимают психологическое управление как новое научное направление в психологии управления, призванное решать практические задачи [2, 3, 4].

Как отмечают многие ученые, в последние годы практически во всех цивилизованных странах резко поднялся интерес исследователей разных направлений науки и практики к так называемому экономическому поведению людей. Этим сложным понятием объединяется довольно широкий спектр проявлений жизнедеятельности индивида и группы, направленный на производство материальных ценностей и их потребление в конкретных социально-экономических условиях. А ведь именно поведение человека издавна является предметом психологии.

По вполне понятным причинам особый интерес современных психологов, в частности российских, представляет исследование той части экономического поведения, которая связана с предпринимательством.

Рыночные отношения уже давно стали для страны основными, и Россия повернулась к капиталистической экономике, рынок стал открытым по отношению к глобальной экономической системе. Следствием этого являются происходящие изменения взаимоотношений людей, социально-психологического климата всего российского общества и каждой его составляющей.

Открытое и весьма активное движение России как суверенной и достаточно цивилизованной, многосторонне развитой страны выдвинула на смену старым общественно-политическим и социально-экономическим управленческим аппаратам новую страту менеджеров и предпринимателей. Именно от них теперь во многом зависит развитие производства и его инфраструктуры, занятость людей и их благополучие, а, в конечном счете, и удовлетворенность самой жизнью.

В периоде глобализации предприниматели не просто стали реальностью новой постсоветской России, но все в большей степени определяют ее дальнейшую судьбу, т. к. именно они принимают многие принципиально важные экономические решения. Современные предприниматели менее консервативны, чем руководители государственных предприятий, они используют другие способы управления, в первую очередь, основанные на знаниях психологии (В.В. Марченко, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий, В.А. Бодров, А.Л. Журавлев, А.Н. Лебедев и др.).

Ю.М. Забродин и В.В. Новиков отмечают недостаточность методического обоснования форм и способов применения психологических методов, отмечают необходимость доведения методического обоснования до такой формы, которая стала бы «работать» в реальной жизни, а, значит, перестала бы быть «психологической» и превратилась бы в реальные общественные, межличностные, правовые и другие отношения» [6].

Одновременно следует отметить, что значимость психологического управления возрастает вследствие глобализации, несущей за собой социально-психологические изменения личности, группы, общества.

Исходя из сказанного, необходимо проанализировать и интегрировать опыт развития психологической науки в области решения практических экономических, управленческих и других проблем прошлых лет: -во-первых, выявить при всей сложности и кризисности современного состояния общества в условиях глобального мирового финансового кризиса его «запрос» или несформулированную в научных понятиях потребность в разработке именно психологических проблем управления; -во-вторых, выявить возможности психологической науки, которыми она располагает на современном этапе для теоретической и практической постановки проблемы психологического управления и ее решения. Эта задача при всей ее сложности носит фундаментальный и конкретный характер и еще никем в таком качестве ни поставлена, ни, тем более, решена не была. Но ее решение невозможно только путем применения уже сложившихся психологических знаний и опыта к современным социальным способам управления. Необходимо исследование новых экономических, политических и управленческих

процессов и способов в том виде, как они сформировались в настоящий момент, чтобы оптимизировать их на научной основе.

Реальная жизнь последних лет ХХ1 в. выявила ряд серьезных трудностей, возникающих при расширении рыночных отношений в обществе. Анализ этих трудностей позволяет выделить ряд факторов и механизмов как административно-правового, технико-технологического, организационно-экономического, так и социально-психологического порядка, которые могут быть учтены и использованы в России и других странах. Таким образом, вопрос о целенаправленном использовании психологических и социально-психологических механизмов в целях проектирования новых или дальнейшего совершенствования уже существующих организаций оказывается не просто чрезвычайно актуальным, но и вполне продуктивным.

Именно выявление этих факторов и механизмов и послужило основой возникновения практики психологического управления и, в частности, интегративного организационного проектирования организации труда и управления в ряде отраслей промышленности [7].

При этом важна не только практическая, но и научная проработанность обсуждаемой проблемы. Последнее становится понятным, если учесть, что любая производственная организация может быть одновременно рассмотрена как субъект совместной деятельности, как социально-психологическая группа определенного уровня развития, как среда «самореализации» личности и т. д.

Речь идет о возможностях дальнейшего углубления теоретической разработки ряда важнейших проблем общей и социальной психологии на основе разработки направления психологического управления в период глобализации.

Одновременно сегодня мы ставим вопрос о месте психологического управления в системе психологических наук и о соотношении с социальным управлением.

Современная психология не просто включается со своими рекомендациями в реальную систему управления. Наряду с описанием, объяснением, пониманием все большее значение приобретает такая функция самой психологической науки, как управление, т. е. систематическое применение психологических знаний в практике выработки и осуществления реальных управляющих воздействий; возникает необходимость перехода от анализа объектов к их синтезу, т. е. проектированию структуры и функций социально-экономических объектов с учетом психологических закономерностей, механизмов и факторов их генезиса, функционирования и развития [5].

Таким образом, новое направление «психология управления» совершенно иначе, чем до сих пор, раскрывает понятие «управления» и его связь с реальным социальным управлением: последнее осуществляется на основе управленческой функции психологии, моделирующей реальный объективный способ управления на основе психологических закономерностей.

Одной из важнейших черт рыночных отношений является острейшая необходимость повышения темпов экономического роста, которое само по себе не происходит даже при явном возрастании самостоятельности и ответственности

www.pro.rsu.ru

производственных предприятий, что и выдвигает эти последние в качестве самостоятельного объекта прикладных психологических исследований.

Опыт, накопленный в рамках взаимодействия психологии с общей теорией организаций и социологией организаций, базирующихся на позициях системного подхода, продемонстрировал плодотворность рассмотрения предприятия как производственной организации, что позволило поставить ряд теоретических проблем, выявить некоторые закономерности, сформулировать рекомендации.

Таким образом, глобализация, являясь основной тенденцией современного общества, превращает человечество в социальную целостность, требующую новых путей управления, том числе и психологических.

Литература

1. Забродин Ю.М. Проблема разработки практической психологии // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 2.

2. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. - 1980. - № 1.

3. Мануйлов Г.М., Тимофеев Ю.Т. Влияние спорта на формирование личностных качеств руководителей производства // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 12.

4. Новиков В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действиями // Психологический журнал. - 1993. - № 4.

5. Новиков В.В. Социальное управление развитием производственных коллективов. - М., 1976.

6. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление производственной организацией. - М., 1992.

7. Новиков В.В., Мануйлов Г.М., Козлов В.В. Психологическое управление в кризисных социальных сообществах. - М., 2009.

8. Покровский Н. Лекции на тему: «Глобализация: реальные процессы и их теоретические конструкты». - М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

9. Стиглиц Дж. Журнал «Deutschland». - 4/2002.

10. Gillian Butler, Freda McManus Psychology: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2000. - 160 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.