Научная статья на тему 'Социально-психологический круг общения личности в ситуациях помогающего поведения'

Социально-психологический круг общения личности в ситуациях помогающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1631
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PROSOCIAL BEHAVIOR / ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / HELPING BEHAVIOR / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ДОВЕРИЕ / INTERPERSONAL CONFIDENCE / ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ / LIFE EVENTS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CIRCLE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Свенцицкий Анатолий Леонидович, Кузнецова Ирина Викторовна

В статье рассматривается социально-психологический круг общения личности в различных ситуациях помогающего поведения. При этом личность выступает как объект помощи со стороны представителей своего окружения. Обсуждается ряд теоретических проблем помогающего поведения. Проанализирована каждая из категорий помощи в определенных жизненных событиях. Особое внимание уделяется существенной личной и эмоциональной помощи, которая характерна для взаимоотношений между близкими людьми (не только родственниками). Наша гипотеза состоит в том, что характер получаемой индивидом помощи обусловлен степенью социально-психологической близости субъектов и объектов помогающего поведения. Приводятся полученные в исследовании данные относительно степени близости респондентов с людьми, входящими в их круг общения. Эти данные позволили выявить частоту обращения респондентов к своему социальному окружению в определенных жизненных ситуациях и характер получаемой помощи. Библиогр. 7. Табл. 2. Рис. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CIRCLE OF PERSONAL COMMUNICATIONS IN SITUATIONS OF HELPING BEHAVIOR

The article discusses the social-psychological circle of personal communications in situations of helping behavior. Personality is the object of help from representatives of his circle with such circumstances. First of all a number of theoretical problems of helping behavior are reviewed. Each category of helping in certain situation is analyzed. Authors direct their special attention to substantial personal and emotional helping. These categories of helping behaviors are typical in nature for interrelation between close people (not only related). We form a hypothesis that the character of help received by an individual depends on social-psychological proximity of persons which are subjects and objects of helping behavior. The data of this research display the degree of respondent proximity with people, which are the members of his communication circle. These data allow to expose the frequency of respondent address to their social circle in certain situations and a character of received helping. Refs 7. Tables 2. Figs 5.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический круг общения личности в ситуациях помогающего поведения»

УДК 316.776.34

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. Вып. 4

А. Л. Свенцицкий, И. В. Кузнецова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИЯХ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ1

В статье рассматривается социально-психологический круг общения личности в различных ситуациях помогающего поведения. При этом личность выступает как объект помощи со стороны представителей своего окружения. Обсуждается ряд теоретических проблем помогающего поведения. Проанализирована каждая из категорий помощи в определенных жизненных событиях. Особое внимание уделяется существенной личной и эмоциональной помощи, которая характерна для взаимоотношений между близкими людьми (не только родственниками). Наша гипотеза состоит в том, что характер получаемой индивидом помощи обусловлен степенью социально-психологической близости субъектов и объектов помогающего поведения. Приводятся полученные в исследовании данные относительно степени близости респондентов с людьми, входящими в их круг общения. Эти данные позволили выявить частоту обращения респондентов к своему социальному окружению в определенных жизненных ситуациях и характер получаемой помощи. Библиогр. 7. Табл. 2. Рис. 5.

Ключевые слова: просоциальное поведение, помогающее поведение, межличностное доверие, жизненные события, социально-психологический круг общения.

A. L. Sventsitskiy, I. V. Kuznetsova

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CIRCLE OF PERSONAL COMMUNICATIONS IN SITUATIONS OF HELPING BEHAVIOR

The article discusses the social-psychological circle of personal communications in situations of helping behavior. Personality is the object of help from representatives of his circle with such circumstances. First of all a number of theoretical problems of helping behavior are reviewed. Each category of helping in certain situation is analyzed. Authors direct their special attention to substantial personal and emotional helping. These categories of helping behaviors are typical in nature for interrelation between close people (not only related). We form a hypothesis that the character of help received by an individual depends on social-psychological proximity of persons which are subjects and objects of helping behavior. The data of this research display the degree of respondent proximity with people, which are the members of his communication circle. These data allow to expose the frequency of respondent address to their social circle in certain situations and a character of received helping. Refs 7. Tables 2. Figs 5.

Keywords: Prosocial behavior, helping behavior, interpersonal confidence, life events, social-psychological circle of communication.

Введение. Известно, что человеческая деятельность в самом общем понимании представляет собой активное взаимодействие личности с какими-либо компонентами окружающего мира в целях удовлетворения ею своих потребностей.

Свенцицкий Анатолий Леонидович — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; social.psychology@spbu.ru

Кузнецова Ирина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; irin_kuznecova@mail.ru

Sventsitskiy Anatolii Leonidovich — Doctor of Psychological Science, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; social@psy.spb.ru

Kuznetsova Irina Viktorovna — PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; irin_kuznecova@mail.ru

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00662.

82

Просоциальное поведение является одной из разновидностей подобной деятельности. С одной стороны, такое поведение имеет в своей основе те или иные потребности субъекта и объектов этой деятельности, с другой стороны, оно служит интересам определенного социума в целом. Просоциальное поведение является кооперативным по своей сути, включая в себя проявления альтруизма и доброты, дружбу, помощь окружающим людям, сотрудничество.

Разграничивая близкие понятия просоциального и помогающего поведения, исследователи обычно полагают, что понятие просоциального поведения является более широким по своему объему. Кооперация (сотрудничество) человека с другими людьми, как правило, основывается на сочетании собственных интересов и интересов других, приносит им некую пользу. Кооперация не является, говоря точно, помогающим поведением. Скорее всего, она представляет собой сотрудничество, которое уравновешивает собственные интересы и интересы других людей, часто продолжаясь сравнительно длительное время.

Общение в различных формах — вербальное и невербальное — обычно сопутствует просоциальному (помогающему) поведению человека, подразумевая наличие коммуникации, интеракции и перцепции. Однако порой такое поведение не включает в себя непосредственный контакт с другими людьми — объектами помощи (например, в тех случаях, когда человек переводит какую-либо сумму денег на счет организации, занимающейся благотворительной деятельностью). Подобное поведение является в то же самое время и помогающим. В настоящей работе наше внимание сосредоточено на ситуациях просоциального поведения, в которых непосредственный контакт между людьми нацелен на помощь именно данному конкретному человеку. В дальнейшем мы будем оперировать термином «помогающее поведение» как более точным в рассматриваемом случае. Это просоциальное поведение, направленное на содействие другому человеку в чем-либо, с тем чтобы принести ему то или иное облегчение. Имеется немалое количество различных ситуаций оказания помощи и возможных действий при этом.

Обзор литературы. Среди немногочисленных отечественных работ, посвященных психологии помогающего поведения, можно выделить книгу Е. П. Ильина, в которой рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на оказание помощи [1]. К числу внешних факторов здесь относятся особенности формулирования просьбы, характер связи, возникающей между людьми (рефлексия и персонификация), наличие образца для подражания, оценка происходящего и присутствие других людей. В качестве внутренних факторов рассматриваются личностные особенности, эмоциональное состояние, а также характер межличностных отношений, возникающих или уже сложившихся между субъектами и объектами помогающего поведения. В отечественных исследованиях подчеркивается также особая роль межличностного доверия в различных ситуациях совместной деятельности, невозможной без взаимной помощи [2]. Это относится и к межличностным отношениям в бытовой сфере, и к деловым отношениям на работе, и к таким специфическим ситуациям помогающего поведения, как психологическое консультирование и психотерапия.

Несмотря на разнообразие и определенную сложность различных ситуаций помогающего поведения, они в той или иной степени поддаются систематизации.

83

На основе данных одного из западных исследований был выделен ряд категорий помогающего поведения. Это, во-первых, помощь случайная; во-вторых, помощь в чрезвычайных обстоятельствах; в-третьих, существенная личная помощь; в-четвертых, эмоциональная помощь [3].

Примерами случайной помощи могут быть ответ незнакомому человеку на его вопрос о том, как пройти к какой-либо улице, предоставление другому на время своей авторучки, покупка пищи для голодного и не имеющего денег человека (по его просьбе или по собственной инициативе).

К помощи в чрезвычайных обстоятельствах можно отнести, например, оказание помощи человеку при несчастном случае, призыв к окружающим людям о необходимом содействии, доставку пострадавшего человека в больницу, возвращение найденного бумажника с документами и деньгами.

Оказание существенной личной помощи происходит, если один человек подвозит другого на своем автомобиле на сравнительно большое расстояние, принимает участие в уборке квартиры другого, отправляется вместо заболевшего знакомого в магазин за продуктами и т. д.

Наконец, к эмоциональной помощи относятся моральная поддержка другого человека, порой включающая собственное присутствие в волнующей для него ситуации, создание благоприятных условий для другого, в том числе обеспечение его безопасности.

Отмечается, что помощь случайная и помощь в чрезвычайных обстоятельствах обычно подразумевают контакты с незнакомыми людьми, а существенная личная помощь и эмоциональная поддержка, как правило, относятся к членам семьи, близким родственникам или к друзьям и хорошим приятелям. Помощь случайную и помощь эмоциональную оказать относительно просто, в то время как помощь в чрезвычайных обстоятельствах или существенная личная помощь потенциально труднее.

Каждая из указанных выше категорий помощи характерна для определенных ситуаций межличностного общения. Так, ситуации помощи в чрезвычайных обстоятельствах и случайной помощи объединяет то, что они подразумевают общение между людьми, незнакомыми друг другу, которые встречаются впервые и, может быть, никогда больше не увидятся. К настоящему времени психологи накопили некоторый опыт изучения так называемой случайной помощи и особенно помощи в чрезвычайных обстоятельствах. Выявляются особенности личности людей, оказывающих помощь другим в подобных случаях, а также роль обстоятельств, благоприятствующих или, наоборот, препятствующих этому [3; 4; 5].

В данной статье внимание авторов сосредоточено на различных проявлениях помогающего поведения, включающих существенную личную и эмоциональную поддержку. При этом постоянно возникают те или иные ситуации межличностного общения людей — субъектов и объектов помощи.

Хотя общение представляет собой триединство коммуникации, интеракции и перцепции, нередко перцептивный компонент первоначально играет доминирующую роль. Имеется в виду восприятие одним индивидом другого или группы лиц, включая их внешний облик, особенности поведения, различные характеристики голоса и речи. Именно социальное восприятие является исходным пунктом социального познания в ситуациях первого межличностного контакта [6].

84

Если говорить о существенной личной и эмоциональной помощи, то она, как правило, характерна для людей, уже знакомых друг другу, — родственников различной степени близости, друзей и приятелей (включая коллег), просто знакомых в какой-либо степени. Конечно, различные стороны перцепции всегда присутствуют и в данных случаях, однако коммуникация и интеракция играют здесь не меньшую роль, обеспечивая создание определенных социальных контактов в целях помощи людей друг другу. Сюда может входить и помощь «третьим» лицам — знакомым наших знакомых (по их просьбе).

Постановка задачи. Итак, обратимся к существенной личной и эмоциональной помощи. Эти категории помощи, как говорилось выше, характерны для взаимоотношений между сравнительно близкими людьми (не только родственниками). Объем указанных категорий достаточно велик. Сюда, например, входит возможность дать деньги взаймы, помочь в устройстве на работу, дать совет профессионального или сугубо личного характера, предоставить жилье в случае необходимости, познакомить с нужным человеком, оказать моральную поддержку в трудной для другого ситуации и многое другое.

Наша гипотеза состоит в том, что характер получаемой индивидом помощи обусловлен степенью социально-психологической близости субъектов и объектов помогающего поведения, а также типом произошедших событий (от повседневных событий до чрезвычайных).

Методы и результаты. Прежде всего было проведено пилотажное исследование, задача которого состояла в том, чтобы выявить представления респондентов о своем социально-психологическом окружении и возможности помощи со стороны этого круга лиц.

Это исследование охватило 41 человека (19 мужчин и 22 женщины) в возрасте от 22 до 68 лет, работающих в различных сферах (производство, управление, образование, охрана порядка и т. д.). Респондент получал следующую инструкцию:

У каждого человека есть свое окружение из родных и знакомых людей. Если представить расположение этих людей вокруг Вас, то одни из них будут расположены к Вам ближе, другие — дальше. Вполне естественно, что люди из Вашего круга могут быть знакомы друг с другом в той или иной степени, а то и вовсе не знать друг друга.

Отметьте на листе бумаги себя (большой буквой «Я»).

Изобразите на листе бумаги Ваше окружение графически, учитывая близость этих людей с Вами и между собой.

В соответствии с полученным заданием респондент сначала каким-то знаком отмечал на бумаге себя, а затем подобным же образом — своих родственников и знакомых, располагая их в зависимости от степени социально-психологической близости к себе. Одних респондент изображал заметно ближе к себе, других дальше. Такая проективная методика позволяла выявить, как респондент структурирует свое социальное окружение и насколько доверяет тем или иным его представителям. Иначе говоря, расположение кого-либо в непосредственной близости от себя расценивалось как признак высокой степени социально-психологической близости. Расположение других за данной зоной расценивалось как признак средней или низкой степени близости. Такой подход позволил выявить по крайней

85

мере четыре различных круга общения респондента, исходя из степени социально-психологической близости к нему людей, которые могли помочь при обращении к ним.

В самый первый круг вошли родители, супруг (супруга), дети, любимые люди, братья и сестры; во втором круге были друзья и подруги; в третьем — другие родственники и хорошие знакомые; в четвертом — коллеги и просто знакомые люди.

Прежде всего, обнаружилось, что количество людей, к которым можно обратиться за помощью и которых респондент включает в свое социальное окружение (все круги), составляет в среднем 18 человек (тах=47, тт=6). Сравнение количества людей, входящих в социально-психологическое окружение респондентов-мужчин и респондентов-женщин, показало, что окружение мужчин примерно на четверть шире окружения женщин (в среднем 21 и 16 соответственно). Очевидно, что мужчины ведут более активную социальную жизнь и устанавливают большее число позитивных контактов с другими людьми.

Средняя продолжительность знакомства респондентов с людьми своего окружения составляет 14 лет. Учитывая средний возраст респондентов, можно заключить, что это окружение начало складываться примерно с 23 лет под влиянием таких событий в жизни человека, как его поступление на работу после окончания учебного заведения, женитьба или выход замуж, переезд в другой город и т. д. Для некоторых респондентов формирование окружения началось еще в школьные или студенческие годы.

Обнаружилось, что частота общения респондента с другими прямо не связана со степенью близости к людям из своего окружения и степенью доверия к ним. Что же касается получаемой помощи в значимых для респондента жизненных событиях, то ее оказывают в наибольшей степени не только друзья и ближайшие родственники, но и знакомые и коллеги (круг «средней близости»). Особенно это относится к финансовой помощи и поиску работы.

На основе пилотажного исследования была разработана методика, направленная на выявление соотношения типов жизненных событий и видов помощи (см. ниже, табл. 1).

Выборка последующего исследования охватила 113 человек, при сохранении тех же социально-демографических пропорций, что и в пилотажном интервью. Количество респондентов, относящихся к разным возрастным группам, представлено на рисунке 1.

Далее мы, если воспользоваться социологической терминологией, обратились к исследовательской работе по описательному плану. Респондент получал следующую инструкцию:

Вашему вниманию предлагаются различные жизненные события (в табл. 1). Вспомните, пожалуйста, какие из них встречались в вашей жизни.

При событиях, в которых Вы обращались за помощью к другим людям, отметьте, к кому Вы обращались за помощью и какой вид помощи получили. Отметьте, кто и в чем Вам помог в каждом из перечисленных событий, поставив знак «+» в соответствующей клетке таблицы.

Если Вы обращались к кому-то за помощью, но не получили ее, поставьте «+» в строке «отказали» в соответствующей клетке.

86

до 29 лет 30-39 лет 40-49 лет

Рис. 1. Распределение выборки по возрасту

Перечень типов жизненных событий, представленный далее в таблице 1, можно не предъявлять респонденту; они необходимы в первую очередь интервьюеру, который самостоятельно фиксирует то, что ему сообщает респондент. Этот перечень целесообразно использовать для проведения нестандартизованного интервью в случае, если затрагиваются все десять выделенных жизненных событий, чтобы избежать потери мотивации респондента из-за монотонности заполнения бланка. Десятью стрессогенными событиями, отобранными на основе экспертной оценки, являются:

cмена места жительства;

крупное изменение в условиях жизни (постройка нового дома, покупка квартиры, ремонт или повреждение дома, квартиры); уход на пенсию;

серьезная личная травма или болезнь; поиск работы;

появление нового члена семьи (беременность, рождение, усыновление, приезд);

существенное изменение финансового положения (намного хуже или намного лучше, чем обычно); серьезная болезнь супруга или ребенка;

уход из родительского дома (собственный, уход сына, дочери); небольшие неприятности с законом (штрафы за нарушение правил дорожного движения, нарушения порядка). Относительно данных событий интервьюер уточнял следующее:

1) В каких случаях было обращение за помощью?

2) Кто при этих событиях помогал?

3) Какого рода помощь была оказана?

4) Какой помощи не хватало?

87

При анализе полученных данных уточнялись частота обращения респондента к тем или иным представителям его социального окружения при каждом конкретном событии, степень разнообразия привлекаемого социального окружения, вид помощи, наиболее часто запрашиваемой и получаемой.

Если воспользоваться словами польского социолога П. Штомпки, здесь идет речь одновременно о кругах и доверия, и надежности, поскольку они основаны на взаимном доверии [7].

Обсуждение. Сравнительный анализ показал (рис. 2), что наиболее распространенными поводами для обращения за помощью являются следующие события: крупное изменение в условиях жизни (чаще всего респондентами понимаемое как ремонтные работы или переезд) — для 57% опрошенных, поиск работы — 48%, появление нового члена семьи — 41%, серьезная личная травма —35%, уход из родительского дома — 32%, событие в личной жизни — 29%.

Рис. 2. Количество обращений за помощью при различных жизненных событиях (% от общего числа респондентов)

«Уход на пенсию» был актуален для десяти человек. При этом большинство респондентов не обращались за помощью. Возможно, это связано с тем, что данная ситуация для части респондентов не являлась значимой, так как необходимо различать достижение пенсионного возраста и фактический уход с работы на пенсию.

Половине опрошенных некоторые из предложенных событий не были знакомы. Это смена места жительства, крупное изменение в условиях жизни, уход из родительского дома и небольшие неприятности с законом.

Среди обратившихся за помощью 26% респондентов (в среднем при всех предложенных событиях) обращаются к друзьям, 15% — к родителям или одному из них, 13% — к супругу, 5% — к коллегам и 7% — к знакомым (рис. 3).

88

Рис. 3. Категории людей, помогающих при различных жизненных событиях (% от числа респондентов, обратившихся за помощью)

Если рассматривать сами жизненные события, то их можно разделить на две группы: первая — где основная помощь поступает от родных и близких; вторая — где основная помощь приходит от коллег и знакомых. Можно предположить, что второй тип событий требует более широкого социального окружения (связей), а также инвестиций в него, т. е. оказания услуг, в то время как первый тип событий требует больше физической, интеллектуальной и моральной отдачи. Коллеги чаще всего привлекаются при поиске работы, к знакомым обращаются чаще всего, когда требуются их профессиональные навыки и связи.

Как видно на рисунке 4, финансовая помощь является основной при таких событиях, как смена жительства, изменение в сфере финансов и уход из родительского дома. Физическая помощь преобладает при изменении в условиях жизни (чаще понимаемом респондентами как ремонт, переезд), при появлении нового члена семьи (чаще понимаемом как рождение ребенка) и при болезни близкого человека. Моральная, психологическая поддержка чаще всего оказывается респондентам при изменении в личной жизни и серьезной болезни. Поиск конкретного варианта, использование связей преобладает при поиске работы, при небольших неприятностях с законом, иногда при смене места жительства.

Помощь в виде «использования связей» респонденты получают при смене места жительства, при появлении нового члена семьи и небольших неприятностях с законом. Чаще всего эта помощь заключается в привлечении дальних знакомых, специалистов, занятых в различных сферах, способных оказать информационную или профессиональную помощь (поиск знакомых в новом городе, получение медицинской или юридической консультации и т. д.).

89

Рис. 4. Виды помощи при различных жизненных событиях (% от числа респондентов, обратившихся за помощью)

Помощь в виде «поиска решения» респонденты чаще всего получают при поиске работы и при появлении небольших неприятностей с законом. Под данной помощью подразумевается нахождение конкретного решения (нашли работу, поручились перед кем-либо, помогли оформить документы и т. д.).

При сравнении диаграмм видов помощи и людей, оказывающих поддержку (рис. 5), можно отметить, что обращение к друзьям за помощью наблюдается при всех рассматриваемых событиях, супруг и родители также пытаются помочь. При этом родители чаще помогают при таких событиях, как смена места жительства, изменение в финансовом положении, болезнь близкого; помощь со стороны супруга имеет место при изменениях уровня жизни, появлении нового члена семьи, уходе из родительского дома. К коллегам чаще обращаются за помощью в поисках работы, к знакомым — при неприятностях с законом, при болезни близкого человека.

Интересно, что в случае появления нового члена семьи количество помощи от ближайшего окружения (семья, муж) и друзей выравнивается, т. е. вклад друзей становится ниже, чем при остальных событиях, а роль родственников усиливается. Это может быть связано со снижением социального общения в связи с появлением ребенка (чаще рассматривается именно этот вариант), требующего всего внимания родителей.

Все критические жизненные события можно разделить на несколько групп, по характеру событий: от повседневных событий — до чрезвычайных. В основе выделения того или иного типа лежит определенный вид помощи, а также человек-«помощник» к которому обращается респондент (см. табл. 1).

Таблица 1 показывает, что в повседневной жизни основными помощниками становятся самые близкие — друзья и супруг(а), которые помогают физически и поддерживают морально. При значительных изменениях в жизни (рождение ребенка, серьезная болезнь) дополнительную помощь начинают оказывать прежде

90

Рис. 5. Соотношение видов помощи и категории помогающих (% от числа респондентов, обратившихся за помощью)

всего родители. Чаще всего это проявляется в финансовой поддержке и в использовании различных связей.

Таблица 1. Соотношение жизненных событий, видов помощи и социально-психологического окружения

Характер событий Жизненные события Вид получаемой помощи Социально-психологическое окружение

Повседневные события Изменение условий жизни Личная травма Появление нового члена семьи Решение жить отдельно Преобладание физической и моральной поддержки Друзья Супруг(а)

«Событие» в жизни Появление нового члена семьи Изменение в финансовом плане Неприятности с законом Болезнь близкого Финансовая помощь Связи Друзья Родители Супруг(а)

Редкое событие Поиск работы Смена места жительства Совет Поиск вариантов Друзья Коллеги

«Происшествие» Болезнь близкого Неприятности с законом Совет Поиск решения Друзья Знакомые

91

Смена работы является сравнительно сложной жизненной ситуацией, в которой чаще прибегают к помощи коллег, имеющих контакты в определенной профессиональной сфере. Что же касается непредвиденных событий, то при этом респонденты начинают обращаться за помощью к еще более дальнему социальному окружению — к знакомым, используя их профессиональные навыки и связи для решения проблемы.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о некой иерархии жизненных событий у респондентов: с изменением характера событий меняется круг людей, к которым респонденты обращаются за помощью (просьбы в рамках «ближнего», «среднего» или «дальнего» кругов общения). При этом поддержка от «ближнего» круга сохраняется и может дополняться помощью от более дальнего социального круга. Меняется и характер запрашиваемой помощи: от более близкого круга ожидают скорее физической и эмоциональной поддержки, в то время как от дальнего круга чаще всего ожидают и получают информационную или профессиональную помощь — в виде совета и консультации.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

2. Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен: монография. М.: Социум; ГУУ, 2004. 320 с.

3. Breckler S. J., Olson J. M., Wiggins E. C. Social Psychology Alive. Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006. 667 p.

4. Почебут Л. Г., Свенцицкий А. Л., Марарица Л. В., Казанцева Т. В., Кузнецова И. В. Социальный капитал личности: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 250 c.

5. Baron R. A., Byrne В., Branscombe N. R. Social Psychology. Boston, MA.: Pearson Education, 2006. 654 p.

6. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 239 с.

7. Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2012. 440 с.

References

1. Il'in E. P. Psikhologiia pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiia [Psychology of helping. Altruism, selfishness, empathy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 304 p. (In Russian)

2. Antonenko I. V. Doverie: sotsial no-psikhologicheskii fenomen: monografiia [ Trust: a socio-psychological phenomenon. Monograph.]. Moscow, Sotsium Publ.; GUU, 2004. 320 p. (In Russian)

3. Breckler S. J., Olson J. M., Wiggins E. C. Social Psychology Alive. Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2006. 667 p.

4. Pochebut L. G., Sventsitskii A. L., Mararitsa L. V., Kazantseva T. V., Kuznetsova I. V. Sotsialnyi kapital lichnosti: monografiia [Social Capital of a person: Monograph.]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 250 p. (In Russian)

5. Baron R. A., Byrne V., Branscombe N. R. Social Psychology. Boston, MA.: Pearson Education, 2006. 654 p.

6. Andreeva G. M. Psikhologiia sotsialnogo poznaniia [Psychology of social cognition]. Moscow, Aspekt Press, 2005. 239 p. (In Russian)

7. Shtompka P. Doverie — osnova obshchestva [Trust — the foundation of society]. Moscow, Logos Publ., 2012. 440 p. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2015 г.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.