В первую очередь для раскрытия социально-психологических аспектов шаманизма важно уточнить и соотнести между собой основные понятия исследования: "шаманство", "шаманизм" и "неошаманизм".
Существуют разные версии о происхождении термина "шаман". С самого начала зарождения шаманизма выделяется определенный круг лиц, по своим качествам и функциям занимающих особое положение: старейшины рода, военачальники, знахари, предсказатели, мастера-ремесленники, певцы - сказители. К их числу относятся и люди с особой организацией психики - одержимые, шаманы, - которым приписывалась способность общения с духами. В этнографическом словаре - справочнике "Народы мира" пишется, что термин "шаман" произошел из тунгусо-маньчжурских языков и означает в тунгуссюмязыке "одержимыйчеловек"[3]. В другом источнике слово "шаман" (от тунгусско-манчжурского "саман") означает "возбужденный, иступленный, одержимый человек"[4]. Тувинское слово "хам" означает шаман. "Хамзырак кижи" обозначает человека с сенситивными способностями ясновидения, яснослышания.
В сознании и глубинной психологии народов, в том числе и у тувинцев, исповедующих шаманизм, шаман - это человек, одержимый и наделенный сверхъестественными способностями общения с миром духов, выполняющий целый ряд духовно-практических функций, необходимых роду, племени. К ним относятся: объяснение причинно-следственных связей происходящих событий, в том числе и социально-психологического плана, предсказание будущего, исцеление и нанесение вреда человеку, сопровождение души умершего в потусторонний мир, защита членов своего рода от несчастий, стихийных бедствий, поиск пропавших людей, скота, вещей и т.д.
По верованиям тувинцев, избранный становится шаманом по призванию духов, в том числе личного духа - покровителя, которому он не может противиться. Шаманские знания и навыки получали только по наследству из рода в род, от предков шаманов. Для передачи шаманских знаний была характерна бесписьменная устно-поэтическая традиция. Неожиданное возрождение, казалось бы, уже преодоленных и забытых архаичных верований в сознании тувинцев позволяет предположить, что эти представления коренятся в глубинной психологии тувинского этноса и передаются в виде архетипических представлений коллективного бессознательного. "Слово - главное оружие шамана. Главная сила воздействия шаманов на окружающую среду заключается в поэтических образах,
создаваемых во время камланья"[5]. Другими словами основной инструмент шамана - психическое воздействие, частным видом которого является слово. "Обращение шамана адресуется к социально-психологическому, личностному и в первую очередь к архетипическому[6] уровню человека" [7]. Поэтому знание основных свойств личности, а также основных свойств духов-хозяев, божеств шаманского пантеона[8] обязательно для шамана. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и т.д. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего, в мифологии. В нашем случае - в шаманских мифах.
Крупнейший исследователь, этнограф и писатель М.Б.Кенин-Лопсан посвятил диссертацию, а также многие свои труды изучению тувинского шаманства. Несмотря на то, что эта тема была запрещена многие годы, ему удалось собрать и сохранить огромное количество уникальных знаний по тувинскому шаманизму. Шаманизм, по его мнению, - древнейшая культура тувинского народа, сохранившаяся до наших дней. Уникальное стихотворчество шаманских песнопений по крупинкам собрано в таких работах М.Б.Кении-Лопсана, как "Тыва хамнарньгн алгыштары", 'Магия тувинских шаманов", "Алгыши тувинских шаманов", "Дыхание черного неба" и др. Для психологического воздействия в шаманской практике особую роль играло стихотворчество шаманов. Шаманское стихотворчество, по его мнению, имеет сакральный статус, где символическим значением отмечаются лексические значения не только слов, но и различных звуков, междометий, сочетаний звукоподражательных слов. Песнопения тувинских шаманов, воспроизводимые под удары в бубен в процессе камлания, называются алгышами. "Каждый алгьгш был символом-обращением к разным анимистическим[9] персонажам шаманского пантеона, к атрибутам и ээренам-духам помощникам"[10].
По данным наших информаторов, шаманские способности наследуются тувинскими шаманами из поколения в поколение и проявляются через прохождение "шаманской болезни" - своеобразной ломки психики, иногда и в период полового созревания. Профессиональные шаманы - это люди, обладающие наследственными шаманскими способностями и призванием. В результате длительной подготовки они становятся настоящими шаманами, при этом изучая мифологию, психотехнику камлания, народную медицину и т.д. Существуют несколько категорий шаманов, различающихся как по силе воздействия (сильные и слабые шаманы, великие шаманы, "белые" и
"черные" шаманы в зависимости от выполнения защитных или вредоносных функций и т.д.), так и по происхождению, благодаря чему выстраивается их статус и популярность в обществе. Шаманы у тувинцев могут быть по происхождению по наследству от предка, от Неба, Земли, Воды и Радуги, от жителей Нижнего мира, таких как аза, мангыс, шулбус, албыс, а также от жителей Верхнего мира, таких как азарлар, хоорлар. Последние считаются самыми сильными шаманами. Большинство профессиональных шаманов - люди с лабильной психикой, легко возбудимые, способные вызывать у себя измененные состояния сознания (ИСС), состояние экстаза, сопровождающееся галлюцинациями и протекающее в виде регулируемого истерического припадка.
На индивидуально-личностном уровне шаманизм проявляется не только в личности и поведении шамана, но и в индивидуальном сознании и психике верующих - шаманистов. И шаман, и верующий шаманист проявляют себя только в системе более высокого порядка - в группе, исповедующей шаманизм, которая уже является объектом социальной психологии. На первый план выходят коллективные представления, верования и ритуальные действия, а шаман выступает как член этой группы, обладающий особыми способностями, наделенный ее доверием и выполняющий нужные ей функции посредством особых ритуальных действий - шаманства.
К употреблению понятий "шаманство" и "шаманизм" в научной литературе сложилось несколько различных подходов. Попытаемся рассмотреть эти термины с точки зрения их смыслового содержания. Например, "шаманство" как термин можно рассматривать по аналогии с терминами "жречество", "духовенство", "ламство" и т.п., обозначающими определенную социальную группу, слой, касту. В такой трактовке данное определение обозначает социологическую характеристику, указывая на принадлежность человека к социальной группе служителей культа -шаманам.
Термин "шаманство" употребляется также по аналогии с терминами "колдовство", "ведовство", "волшебство", "чародейство"[11], которые обозначают, во-первых, род занятий, вид деятельности, а во-вторых, определенное действие, которое состоит в воздействии на себя и на психику людей, нуждающихся в конкретной услуге шамана, или на тех, кто стал участником и очевидцем культового обряда, совершаемого шаманом. Иначе, шаманство можно определить как ритуальную практику. В таком случае раскрывается его
социологическая и социально-психологическая характеристика. Так понимаемый термин "шаманство" рассматривается как обрядовая, практическая сторона и представляет собой также личностно-психологическую характеристику человека - шамана, который считается обладателем сверхъестественного дара, носителем способности через обрядовую практику влиять на людей, животных и на природу. Шаманство, колдовство, ведовство и знахарство И.С.Вдовин (известный советский исследователь шаманизма народов Севера, этнограф) рассматривает приблизительно в таком же ключе: "Разные по содержанию и социальному назначению, эти сферы общественного сознания выполняют разные функции" [12]. Важно изучение социальных функций шаманизма в целом, а не его отдельных атрибутов, символики и т.д. По мнению И.С.Вдовина, религиозное сознание, выразилось в культе добродетельных существ, божеств, а шаманство (колдовство) проявилось в борьбе со злокозненными существами, "нечистой силой" в гаданиях, предсказаниях. Он считает, что это главные и основные функции шаманов, которые они пронесли из глубин истории до наших дней. "А появление шаманства зародилось одновременно с появлением представлений о добрых и злых началах, сопровождающих человека всю жизнь, то есть тогда же, когда начали формироваться религиозные представления и культы". На наш взгляд, такое разграничение религиозного сознания и шаманства не имеет достаточных оснований, потому что шаманизм и есть религиозное сознание. В шаманизме и шаман и верующий поклоняются духу-покровителю или божеству, которые могут быть одновременно и злым и добродетельным в зависимости от того, кто обращается и каковы его позитивные и негативные деяния, мысли и поступки, сила духа самого человека.
При этом отметим, что "шаманство", особенно в представлениях массового сознания, выступает как синоним бытовых понятий "целительство", "знахарство", "народная медицина", то есть имеет отношение к здоровью и лечению человека, что делает его предметом интереса медицинской науки. Отсюда вытекает вывод о правомерности и необходимости привлечения к исследованию шаманства методов социальной и политической психологии, психотерапии, акмеологии[13], социологии и медицинских наук.
И, наконец, наиболее широкое употребление термина "шаманство" в качестве синонима термина "шаманизм" для обозначения всей религиозной системы, центральной фигурой которой является шаман (по аналогии с синонимическим
употреблением терминов католичество -католицизм, протестанство - протестантизм). В этнографической литературе, на которую выпадает большая часть всех опубликованных исследований шаманизма, сложилась практика неразличения понятий "шаманство" и "шаманизм", употребление их в качестве синонимов, даже с некоторым предпочтением понятию "шаманство" (В.Н. Басилов, С.И. Вайнштейн и др.).
На наш взгляд, употребление этих терминов как синонимов в современных научных работах не всегда оправдано, так как термин "шаманство"- понятие более узкое и конкретное, а термин "шаманизм" -более широкое и многоплановое по своему смысловому и содержательному наполнению. Со временем отмеченная выше многозначность понятия "шаманство" и несводимость этого сложного явления к культовой практике привели к тому, что понятия "шаманство" и "шаманизм" стали наполняться различным по структуре и объему содержанием, и в литературе появились попытки их различения (И. С. Вдовин, С.К. Колодезников, М.Д. Косарев). И.С.Вдовин справедливо замечает, что употребление этих терминов как синонимов создает определенные неудобства. При этом понятие "религиозная система (шаманизм)" сужается до понятия "шаманство (шаманы и их действия)"[14]. Под шаманизмом И.С. Вдовин понимает "форму религиозного сознания", а шаманов и их действия рассматривает лишь как часть проявления шаманизма[15]. Шаманизм как мировоззренческая система включает в себя "шаманство" как одну из частей целого.
Попытку различения и соотнесения понятий "шаманство" и "шаманизм" предпринял и С.К.Колодезников. В своей статье "О соотношении терминов "шаманство" и "шаманизм" он рассматривает шаманство как социоцентрированную систему религиозно-обрядовых действий. Проводником в повседневную жизнь этих представлений стали шаманство и шаман. С последующим развитием, с одомашниванием животных, продолжает автор, прямая зависимость от природы становится меньше и отношения "Человек - Природа" меняются соответствующим образом. В это время формируются более сложные, но основывающиеся на предыдущих представлениях, рассматривающие Человека, Природу и Космос в единстве. Таким образом, происходит постепенное развитие "шаманства" в "шаманизм"[16].
По его мнению, понятия "шаманство" и "шаманизм" имеют разные хронологические границы. Первый имеет отношение к более древним
и архаичным формам человеческого существования, а второй отражает тот этап развития общества, на котором система шаманских представлений, сохраняясь как архаичная форма религии, превращается в определенное мировоззрение, усложняясь в философском и в психологическом плане, возможно и в обрядовой стороне. При этом он подчеркивает, что термин "шаманство" имеет социологическую нагрузку, а "шаманизм" -идеологическую^ 17].
Действительно, такое различение понятий "шаманство" и "шаманизм" целесообразно, но в её основу следует положить не хронологические, как у С.К.Колодезникова, а содержательные и структурные характеристики с учетом уровней функционирования данного явления в определенном социуме. Так, если на уровне социальной группы (рода, племени, семьи) более адекватным может оказаться понятие "шаманство", то на уровне социума (общества) таковым является "шаманизм".
Шаманизм - это одна из ранних форм религии, сложная многоуровневая социокультурная система, включающая в себя относительно целостное мировоззрение, не имеющее письменного закрепления. А также взаимосвязанную устойчивую совокупность запретов, ценностей, нравственных установок, стереотипов поведения, взглядов и религиозно-мифологических представлений по поводу отношений человека с природой, индивида с его социальной группой и обществом в целом, а также комплекс ритуально-обрядовых действий, центральной фигурой которых является личность шамана. При таком подходе шаманство, будучи комплексом ритуально-обрядовых действий, формой религиозного культа, выступает как структурный компонент шаманизма, выражающий его практическую, деятельную (обрядовую и ритуальную) сторону. Шаманство - это явление больше эмпирического, обыденного уровня, а шаманизм - явление больше абстрактного, структурообразующего порядка. Понятие "шаманство" соотносится с понятием "шаманизм" как часть и целое. Одно не может существовать без другого, так как шаманство основывается на мировоззрении шаманизма, так же как последний является концептуальным осмыслением и обобщением обрядово-ритуальной практики -шаманства.
Изменившиеся условия жизни и психология людей, а, следовательно, восприятие и переосмысление шаманизма конца XX столетия, обусловили неожиданный поворот в сторону его возрождения, вплоть до трансформации в такое новое социальное явление, как неошаманизм. И
традиционная, и постмодернистская формы шаманизма существуют в разных уголках мира, порой соседствуя на одной территории и в одной и той же этнической общности. Неошаманизм возрождается в некоторых штатах Америки, Европе, Азии, а также в некоторых регионах России, в том числе и в Туве. Такой поворот в истории развития неошаманизма обусловлен объективными и субъективными факторами, которые, безусловно связаны с политическими, экономическими, социальными и идеологическими изменениями в мировом этнополитическом пространстве. Известно, что и "шаманство, как и всякое историческое явление, сложилось не сразу и в своем развитии прошло разные этапы"[18]. Появление новой формы, а именно неошаманизма, по-видимому, необходимо рассматривать как один из этапов его эволюции в условиях современного политического и социального развития общества. "На основе традиционных языческих культов активно формируются неоязычество, неошаманизм, городской шаманизм, одним словом - неорелигиозные движения (НРД)"[19]. Исследователи под руководством В.И.Харитоновой пишут, что представители неорелигиозных движений в условиях города Москвы приходят туда не в поисках религиозного просвещения, веры, а в стремлении к духовному и физическому самосовершенствованию, к развитию собственных психических возможностей (в том числе суперсенситивно-экстрасенсорных способностей), к постижению неких эзотерических феноменов.
О возможности появления шаманства в новых формах ещё писал В.Н.Басилов: "Вряд ли должно удивлять то, что могут обнаружиться вспышки шаманства в новых формах - не на традиционной бытовой основе, а на почве увлечения мистикой... Древние верования облекаются в изысканную "научную" терминологию"[20].
Новая форма шаманизма - неошаманизм сохраняет основные философские, идеологические и практические (ритуальные, обрядовые, культовые) стороны шаманизма, но меняет свое содержимое в соответствии с теми научными знаниями, которые доступны современным "посвященным". При этом актуальность таких исследований одновременно традиционного шаманизма и неошаманизма не теряет своего значения и в наши дни.
Понятием "неошаманизм" обозначается появление на фоне возрождения традиционного шаманизма его модернизированных форм (преимущественно в среде интеллигенции) с акцентом на эзотеризм, мистику, экстрасенсорные или парапсихологические способности отдельных
личностей, использование различных психотехник, в том числе заимствованных из арсенала традиционного тувинского шаманизма, позволяющих искусственно вызывать измененные состояния сознания (ИСС). То есть неошаманизм - это попытка соединения традиционных народных знаний и духовного опыта, закодированных в шаманизме, с элементами современной психологии, психоанализа и психотерапии, с одной стороны, и с мистикой и эзотерическими знаниями - с другой.
Термин "неошаманизм" встречается и в работах современных авторов, где приставка нео -непосредственно обозначает новое явление в сочетании с целительством и эзотеризмом[21]. С этих позиций В.И.Харитоновой дается определение современного шаманизма как "возрождающегося" шаманизма, а точнее неошаманизма в контексте целительства и эзотеризма: "Активно возрождаемый ныне шаманизм является прямым воплощением эзотеризма и целительства. Нынешнее состояние "возрожденного шаманизма" позволяет, скорее, говорить о появлении неошаманизма, нежели чем о прямом следовании традиции"[22]. По мнению В.И.Харитоновой, появлению неошаманизма -качественно нового явления - способствуют различные объективные и субъективные факторы. К объективным факторам она относит высокую скорость обмена информацией на современном уровне за счет различных средств массовой информации, обучающих и практикующих программ, психотехнологий и книг. К субъективным факторам В.И.Харитонова относит то, что множество людей, причисляющих себя к шаманскому роду, на самом деле изначально прошли тот же путь целительского становления, что и нешаманствующие российские целители в различных школах, академиях, курсах. Они имеют специальные дипломы о целительском образовании, однако при этом разрабатывают собственные методики воздействия на человека, используя традиционный канон. "Сибирское неошаманство во многом повторяет процессы российского целительства, но связи с традицией у шаманствующих, кажется, даже более интересны и тесны, чем у российских новоявленных колдунов и магов. Любопытно, что неошаманская элита Сибири и Севера богата кадрами с высочайшим образовательным цензом (например, как известно, доктор исторических наук Т.М.Михайлов является посвященным шаманом Бурятии)"[23].
По нашим наблюдениям адепты неошаманизма изучают опыт традиционных шаманов, но упор делают на литературное освоение шаманских знаний и навыков, на разные специальные курсы обучения шаманским и иным духовным практикам.
Истинность своих взглядов всегда стремятся подтвердить ссылками на науку. Но главное их отличие заключается в их уверенности в том, что любой, кто захочет, может стать шаманом, если он считает, что обладает особыми психическими свойствами, а также в том, что можно стать шаманом, пройдя курсы обучения, где используется специальная литература и шаманские психотехники.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о происходящем новом переосмыслении древнего значения шаманизма как духовно-практического опыта постижения своего бытия кочевниками. Психологические функции шаманизма в современной Туве осуществляются главным образом через удовлетворение различных потребностей социальных групп, прежде всего в целительстве и в страховании от различных несчастий. Болезни, различные невзгоды, проблемы скотоводческого хозяйства, охотничий промысел, тревоги в связи с рождением детей, свадьбой, похоронами заставляют современных тувинцев нередко обращаться к шаманам и в наши дни. Некоторые из них надеются получить помощь от духов через шаманов, а многие, будучи атеистами, просто страхуют себя "авось поможет". Ощущение зависимости от духов хозяев местности, от сакральных объектов природы на бессознательном, интуитивном уровне сохранилось в глубинной психологии многих тувинцев. Эта зависимость касается обрядов и ритуалов, системы запретов, связанных с животным и растительным миром. Многие тувинцы свято почитают и соблюдают эти запреты, при этом, не понимая их смысла и содержания.
Тувинский шаманизм вызывает огромный интерес и в других регионах мира. Американский психолог, исследователь тувинского шаманизма Ива Пэпп подчеркивает древность корней тувинского шаманизма, как архаичного верования, в котором зашифрованы духовные и нравственные законы мироздания.
В Калифорнии создан Фонд исследования шаманизма. Там не только изучают шаманизм, но и обучают желающих стать шаманами. Возглавляет этот Фонд всемирно известный антрополог, шаман-практик Майкл Харнер. Обучение шаманским техникам, участие в различных тренингах, например, по лечению души и т.д., обеспечение специальной информацией, литературой, аудио и видеокассетами образовательного характера - все это возможно для любого человека, который становится членом этого Центра на платной основе. Таким образом, отличительная черта американского неошаманизма - это внедрение шаманских знаний, обучение шаманским практикам с целью психотерапии,
психокоррекции и психопрофилактики, с активным подключением самих шаманов со всего мира (в том числе там побывали и тувинские шаманы).
По нашим наблюдениям в настоящее время этот процесс развивается в двух направлениях:
1) происходит возрождение традиционного тувинского шаманизма, возвращаются к ритуальной практике сохранившиеся шаманы и потомки шаманских родов;
2) возникают, главным образом в среде интеллигенции, группы людей, тяготеющих к неошаманизму, представляющему собой попытку соединения традиционных шаманистических верований и психотехник с достижениями современной науки, эзотерическими знаниями, парапсихологией, духовных практик и т.д.
Научить шаманскому "ремеслу", по мнению тувинских шаманов, невозможно. Такие шаманы никогда не цитировали и не могли цитировать какие-либо литературные источники, они могли сослаться для авторитета своего мнения только на опыт своих предков-шаманов, на более сильного, великого шамана или на духов-покровителей.
Заключение. В чем же состоит специфика социально-психологического подхода к исследованию шаманизма? Социальную психологию шаманизм интересует, прежде всего, как система коллективных (групповых) представлений, переживаний и действий, в основе которых лежит шаманистское мировоззрение, и которая сконцентрирована вокруг фигуры шамана и выполняемых им ритуально-обрядовых действий. В этом плане объектом внимания исследователя становятся социально-психологические механизмы воздействия шамана на группу (род, племя, семью) и социально-психологические межличностные внутригрупповые и межгрупповые процессы, происходящие в связи шаманистическими верованиями и на основе исполнения соответствующих обрядов. В конечном счете, все это находит выражение в социально-психологических функциях шаманизма в современном обществе.
Этнические особенности психологии, привычные способы поведения, образ жизни, традиции и обряды вносят существенные коррективы в современные процессы воздействия, влияния шаманизма на индивида, группу и этнос в целом. Коллективные традиции влияют на все виды поведения индивида в группе. Традиции на уровне коллектива как бы вплетены, неразделимы с его деятельностью. Когда традиции превращаются в элемент коллективного и индивидуального сознания, можно говорить о "традиционном мышлении", "традиционном осмыслении", "традиционной психике", "традиционном характере" и т.д. Процесс влияния
шаманских традиций на сознание индивида связан с формированием в нем типических черт на основе выработанных в процессе исторического развития этносом, племенем, родом того мировоззрения и религиозных представлений о мире, которые закреплены в шаманизме на протяжении многих тысячелетий. Результатом этого можно считать возрождение таких старых обрядовых праздников как "Шагаа", "Буга дагыыр", "Оваа дагыыр", которые в свое время играли определенную роль в укреплении территориальных связей, культурно-хозяйственных контактов между разными родоплеменными группами. Сохранение этносом своей духовной самобытности в условиях глобализации единого культурного пространства, диалога, взаимопроникновения и взаимообогащения
1. Архаические - древний, старинный.
2. Сухова О.Н., Авилова И.К. Шаманизм: опыт сравнения отечественных и зарубежных исследований // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Тезисы докладов международной конференции. 15-22 августа 1992, Якутск. С.31.
3. Этнографический словарь-справочник "Народы мира" (Миньцзу цыдянь). Шанхай, 1987. С.979 (на кит.яз.); Руднев А. Новые данные по живой маньчжурской речи и шаманству// ЗВОИРГО. СПб., 1912. Т.XXI. С.055.
4. Советский энциклопедический словарь. М.: "Сов. энциклопедия", 1987, С. 1508.
5. См.: Кенин-Лопсан М.Б. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл., 1995. С.8-9.
6. Архетипический (греч. archetipos - первообраз) -центральное понятие аналитической психологии. Обозначает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. По Юнгу - первообразы, структурные элементы психики, - своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, простые и фундаментальные образы, скрытые в бе ссознательном коллективном и возникшие на заре человечества. Они лежат в основе символики творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии. В нашем случае в шаманских мифах.
7. См.: Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессоваяпсихогерапия. В кн. Руководство по психотерапии. Изд. 3-е, Ташкент: Медицина, 1985. С.50.
8. Пантеон - (греч. pan все + theos бог) совокупность всех богов того или иного культа. В данном случае шаманского культа.
9. Анимизм(лат.ашшадуша)фантастическоепредставление о наличии души у всего, что окружает человека: у животных, у растений, у предметов, в том числе у человека. Анимизм является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом современных верований.
10. См.: Кенин-Лопсан М.Б. Алгыши тувинских шаманов. Кызыл., 1995. С.8-9.
11. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов.Энциклопедия, 1987, С.200, 600.
национальных кулыур, унифицирующего воздействия средств массовой информации предполагает усвоение социального опыта предшествующих поколений, выработанных им определенного мировоззрения, убеждений, моральных качеств, бережное отношение к духовному наследию предков. Решение этой задачи связано с познанием механизма воздействия на сознание личности, этноса, племени, рода идеологических и социально-психологических факторов, в том числе и шаманизма, как древней духовной традиции тувинцев. Познание такого рода явлений осуществляется методами социальной психологии. И первый шаг к этому - изучение смыслового содержания таких основных понятий, как "шаман", "шаманство", "шаманизм" и "неошаманизм".
12. Вдовин И.С. Заключительная статья//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (По материалам второй пол. XIX - нач. ХХв.). Л.: Наука, 1981. С.266-268.
13. Акмеология (греч. Акте - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая опора). Акмеология - это наука изучающая возрастную психологию зрелости или взрослости. Наука, которая занимается описанием, систематизацией, анализом, феномена творчества и профессионализма в выстш к i к проявлен! [ях.
14. См.: Вдовин И.С. О роли шамана и шаманизма. В кн. Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй пол. XIX - нач. XX в). Л.: 1981.-С.265-266.
15. См.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в). Л.: 1976, -С.4.; Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй пол. XIX - нач. XX в). Л.: 1981.-С.265-266.
16. См.: Природа и человек в религиозных пред ставлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX - начало XX в). Л.: 1976, -С.4.; Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй пол. XIX - нач. XX в). Л.: 1981.-С.265-266.
17. Колодезников С.К. О соотношениитерминов "шаманизм" и "шаманство"// Материалы международной научной конференции: "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции." Якутск, 1992г.- С.102.
18. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984.С. 189.
19. Харитонова В.И., Ожиганова A.A., Купряшина H.A. В поисках духовностии здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм)//Исследования по прикладной и неотложной этнологии.-М., ИЭА РАН, 2008,-Вып.207.-47с., С.З.
20. Басилов В.Н. Указ. соч. - С. 189.
21. Эзотеризм (греч. esoterikos внутренний) - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных.
22. См.: Харитонова В.И. Некоторые проблемы методики и методологии фольклорно-этнографической работы с "посвященными" в ситуации "возрождения" шаманизма и ведовства // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. Вып.2, М.,1996.С.164-165.
23. См.: Харитонова В.И. Указ. соч. - С.164-165.