Т.В. ЧЕРНИКОВА (Волгоград)
социлльно-психологичЕскиЕ установки и КАРЬЕРНЫЕ притязания студентов юридических специальностей
Выявленное диагностическим путем различие в содержании социально-психологических установок (на труд, власть, альтруизм и др.) и карьерных приоритетов у студентов очного и заочного обучения по специальности «Юриспруденция» побуждает преподавателя вуза выбирать различные акценты для работы на занятиях по психологии.
Ключевые слова: профессиональная карьера, профессиональная компетентность, социальнопсихологическая установка, проективная методика, ценностные ориентации.
Получение высшего профессионального образования на договорной основе стало привычным явлением, и число студентов по престижным специальностям, к которым относится юриспруденция, стало намного превышать спрос на профессиональные кадры этой категории. В контексте современной государственной политики, направленной на укрепление законности и правопорядка, качество подготовки юристов и уровень их профессиональной компетентности требуют особого внимания.
В этой связи высказываются предложения вернуть забытую практику целевого направления на обучение прошедших армейскую службу молодых людей или положительно зарекомендовавших себя работников системы МВД и юридической сферы без высшего образования по специальности (патрульные ППС, работники системы вневедомственной охраны и исполнения наказаний, секретариат судов и др.). Помимо определения качественного состава абитуриентов специального обсуждения потребовал вопрос о форме обучения - очной или заочной. Так, если пополнять ряды профессионалов из числа взрослых людей с профессиональным и жизненным опытом, то для них предпочтитель-
ным будет совмещение обучения и работы. Если же сделать ставку на очное обучение выпускников школ, то трудно дать гарантию интенсивного освоения ими юридической профессии. Будучи оторванными от практики молодые люди зачастую наполняют содержание профессии иллюзорными представлениями о ней. Первое же серьезное послевузовское столкновение с работой по специальности становится для них шоковой терапией.
С нашей точки зрения, вопросы самоопределения в профессии должны стать сквозным психологическим фоном подготовки юристов в вузе [1]. В течение одного учебного года автору данной статьи пришлось проводить занятия по дисциплине «Психология профессиональной деятельности» со студентами второго курса очного и заочного отделений специальности «Юриспруденция» Калмыцкого государственного университета. Первый этап изучения учебных материалов, связанный с диагностическими пробами, позволил обнаружить различие исследовательских данных в двух группах испытуемых (по 40 чел.). Целью исследования был анализ социально-психологических установок личности студентов и их представлений о профессиональной карьере. Для этого применялись методика изучения социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной [2, с. 79-86] и авторская проективная процедура «Моя профессиональная карьера». Сравнительные данные содержания социально-психологических установок представлены в табл. 1.
Таблица 1
Количественные результаты исследова-
ния социально-психологических установок (средние значения по 10-балльной шкале)
Направленность социально- Студенты
психологических установок очного заочного
обучения обучения
Процесс труда 6,17 6,08
Результат труда 6,22 5,68
Альтруизм 5,02 5,60
Эгоизм 4,59 4,24
Труд 4,06 5,92
Свобода 6,66 6,48
Власть 3,52 3,72
Деньги 3,65 3,44
© Черникова Т.В., 2011
На первый взгляд, существенных различий в структуре социально-психологических установок в профессиональной деятельности у студентов-второкурсников очного и заочного отделений не обнаруживается. Общую диагностическую картину профессиональных устремлений можно передать формулой «свободный труд свободно собравшихся людей»: и те и другие проявляют слабую ориентацию на деньги и власть, выказывают интерес к процессу и результату труда. Однако, если у студентов очной формы обучения ориентация на деньги проявляется больше, чем на власть, то у студентов заочного обучения - наоборот. Г лавное различие в социально-психологических установках двух групп испытуемых состоит в отношении к труду. Если для студентов дневного обучения труд - это и процесс, и результат (зарабатывание денег, продвижение по карьерной лестнице), то для студентов заочного обучения с опытом практической работы труд по выбранной профессии - ценность сама по себе, и ориентация на работу дополнена альтруистическим типом самовыражения. Именно эту разницу по отношению к содержанию профессиональной деятельности легко определяют преподаватели вузов, работая со студентами на дневном и заочном отделениях. Ни рейтингами, ни другими академическими приемами практически невозможно донести до большинства обучающихся на дневном отделении молодых людей взаимосвязь качества получаемого образования по профессии и ценности труда. Социально-психологические установки студентов заочной формы обучения и их ценностные ориентации на труд отчетливо просматриваются в смещенной для их выборки кривой нормального распределения при выборе предпочитаемого типа профессиональной карьеры.
Тип профессиональной карьеры студенты выбирают на основе сложившихся в ходе получения образования представлений о способах должностного продвижения. На занятиях по учебному курсу «Психология профессиональной деятельности» студенты узнают, что, согласно известной зарубежной классификации, дополненной Е.Г. Молл [3; 4] и сгруппированной нами по типу направленности, карьеры бывают трех видов: пассивного (отбывающая, эволюционная, традиционная), активного «для дела» (последовательно кризисная, преобразующая), активного «для себя» (структурная, авантюрная, суперавантюрная).
Итоги количественной обработки содержания проективных сочинений студентов на
тему «Моя профессиональная карьера» показаны в табл. 2.
Таблица 2 количественные показатели распределения типов карьер, выбираемых студентами специальности
«Юриспруденция», %
Тип карьеры Студенты
очного обучения заочного обучения
Традиционный (линейный) 50,00 52,00
Отбывающий 0 4,00
Эволюционный 0 8,00
Всего по группе 50,00 64,00
Последовательно-кризисный 0 24,00
Преобразующий 17,65 12,00
Всего по группе 17,65 36,00
Структурный 32,35 0
Авантюрный 0 0
Суперавантюрный 0 0
Всего по группе 32,35 0
Итого 100,00 100,00
Распределение студентов очной формы обучения по группам в зависимости от карьерных предпочтений показало, что 50% принявших участие в исследовании настроены на реализацию карьеры пассивного типа, когда работник, не проявляя должностного рвения, довольствуется повседневным исполнением своих обязанностей. В текстах ответных листов этой группы типичны высказывания типа «Завоевание профессионального авторитета - дело долгое и трудное». Другая группа выбираемых молодыми людьми карьерных устремлений отражает ориентацию «для себя» (32,35%) и передает типичный для молодых работников (год от года возрастающий) настрой на занятие должностных мест, которым они слабо соответствуют по профессиональной компетентности и уровню образовательной подготовки. Для текстов их проективных сочинений типичны такие суждения: «Выбирая профессию, я на первое место ставила свой личный престиж», «С самого начала работы я буду добиваться как можно более высокой должности», «Сразу начальником я не буду, но можно добиться им стать в скором времени». Специально следует отметить, что в текстах лиц с подобными карьерными устремлениями встречается больше всего орфографических и стилистических ошибок. Самую малочисленную группу (17,65%) составили студенты с выбором карьерной активно-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ --------------------------------------
Таблица 3
Классификация ситуаций в зависимости от их восприятия студентами заочного обучения специальности «Юриспруденция», %
Механизмы (явления, эффекты) восприятия и баллы условной шкалы
-4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4
21,74 39,13 13,04 4,35 17,39 4,35 0 0 0
Всего отрицательных Всего нейтральных Всего положительных
78,26 17,39 4,35
сти «для дела». Свое продвижение в должности они связывают с любовью к профессии и воспитанием в себе таких личностных качеств, как трудолюбие, терпение, добросовестность, порядочность, инициативность, увлеченность, творческий подход к делу. Рассчитывая на успешную реализацию карьеры, они уверены, что «если любишь и ценишь свою работу, если готов заниматься любимым делом всю жизнь, то это значит, что всю жизнь ты не работаешь, а отдыхаешь, получая удовольствие от своей профессии».
распределение студентов заочной формы обучения, имеющих опыт практической работы и осознанно выбравших юридическую профессию, иное. При полном отсутствии у них ориентации на выбор карьерной активности «для себя» (структурный, авантюрный, супер-авантюрный типы), они в 64% случаев выбирают пассивную карьеру (традиционную, отбывающую, эволюционную), основанную на качественном исполнении должностных обязанностей, и в 36% - карьеру последовательно кризисного и преобразующего типа, обеспечивающую развитие дела благодаря активному личному участию в нем. Тексты проективных сочинений этих авторов, по сравнению со студентами очного обучения, отличаются не только зрелостью и обоснованностью суждений. Несмотря на то, что по возрасту эти испытуемые не сильно отличаются от студентов дневной формы обучения, в их текстах явно просматривается личностная идентификация с профессией, например: «Профессия милиционера трудная, но это работа для настоящих мужчин» (Н., 22 года); «Для меня моя работа - это не только заработная плата, это образ жизни. Если бы кто-нибудь в детстве сказал мне, закомплексованному ребенку, что я буду работать по профессии, которая вызывала у меня самый большой страх, я бы удивилась. Но счастливый случай перевернул мое представление о юристах, и теперь я радуюсь, что отношусь к их числу» (А., 24 года).
Отмечая более благоприятные стартовые показатели профессионального развития сту-
дентов заочного обучения по специальности «Юриспруденция», следует, однако, принимать во внимание и негативные аспекты ранней профессионализации, к числу которых относятся стереотипизация и предубеждение. Мы исходили из предположения о том, что обретенный до получения высшего образования опыт будет накладывать отпечаток на восприятие другого человека в системе профессионального взаимодействия. Студентам заочного обучения было предложено описать запомнившуюся ситуацию восприятия другого человека или группы людей. Описания были систематизированы путем расположения на условной шкале и подсчета частоты случаев (табл. 3), описанных по типу действия механизмов предубеждения (-4), стереотипизации (-3), каузальной атрибуции (-2), явлений и эффектов (- 1), нейтральных социальнопсихологических установок (0), идентификации (+1), рефлексии (+2), эмпатии (+3), децент-рации (+4).
Исследование показало, что у работающих 56% мужчин и 44% женщин 21-40 лет (сотрудников милиции, военнослужащих, охранников, социальных работников, секретарей-референтов, безработных) настрой на восприятие другого человека изначально негативный. Квалификация их поведения строится, прежде всего, по типу действия механизмов стереотипизации и предубеждения, т.е. субъективного, не всегда адекватного восприятия реальности. Не задействованы рефлексивные возможности личности в осознании оснований своих действий, нет стремления к пониманию, тем более к сочувствию и оказанию помощи.
Изучение было проведено в рамках преподавания учебной дисциплины и носило ориентировочный характер. Однако процедуры ситуативных исследований, включенных в содержание занятий по психологии, вскрывают то, что скрывают от преподавателя формальности учебного процесса, а именно: подлинные потребности, мотивы, устремления студентов. Принятые в
качестве специального предмета для исследования будущими профессионалами, эти устремления, а также интересы, установки, карьерные притязания корректируются, «переплавляются» в обсуждениях, дискуссиях, интерпретациях, сравнениях.
По результатам исследования можно сделать некоторые обобщения, учитывать выводы в работе преподавателя системы высшего профессионального образования. Диапазон содержания практических занятий по психологическим дисциплинам показывает их серьезные воспитательные и развивающие возможности для студентов. Прежде всего система предметов психологического цикла, благодаря заложенным в них возможностям личностной вовлеченности в изучение содержания, призвана обеспечить направленность преподавания на повышение профессиональной компетентности, т.е. способности рефлексивно осмысливать, корректировать и преобразовывать свои знания и опыт в целях решения актуальных для студенческого возраста проблем жизненного самоопределения и перспективных задач реализации личности в труде. Задействование в учебном процессе критериев профессионализма (в данном случае - в сфере юриспруденции) сопряжено с формированием зрелого отношения к выбранной сфере труда и содержанию трудовой деятельности. заметные рассогласования в содержании социальнопсихологических установок и карьерных притязаний, обнаруженные у студентов очного и заочного обучения, побуждают преподавателя вуза выбирать различные подходы. Если на дневном обучении предстоит сосредоточиться на формировании профессиональных ценностей, то в работе со студентами заочного обучения требуется работа по преодолению профессиональных стереотипов, становлению адекватности в межгруп-повом восприятии и гибкости в производственном общении.
Литература:
1. Корнилова Т.В. Профессионализм и психология // Высш. образование в России. 1995. № 3. С. 81-89.
2. Методы психологической диагностики / под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.
3. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 8591.
4. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6. С. 117-120.
Social and psychological aims and career claims of students of law departments
There is revealed the difference in social and psychological aims (at work, power, altruism etc) and career priorities of students of full-time and distance education in the department "Jurisprudence". It makes professors choose different accents for work at psychology classes.
Key words: professional career, professional competence, social and psychological aim, project methods, value orientations.
в.в. якушева
(смоленск)
АКТУАЛИЗАЦИЯ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ УЧАЩИМИСЯ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Анализируется проблема функционирования многозначного слова в индивидуальном лексиконе учащихся с общим недоразвитием речи. Рассматриваются способы идентификации значения многозначного слова детьми указанной категории; приводятся данные, отражающие особенности усвоения семантической структуры многозначных имен существительных, прилагательных и глаголов школьниками с нарушенной и нормальной речевой деятельностью.
Ключевые слова: ассоциативная реакция, идентификация, многозначное слово, прямая номинация, вторичная номинация, словообразовательная номинация, потенциально метафорический перенос.
Ассоциативные процессы, вызываемые восприятием объектов и звучания называющих их слов, играют важную роль в речевом онтогенезе. Во-первых, принцип и механизм ассоциирования, по мнению Т.М. Ро-гожниковой, «является наиважнейшим цементирующим механизмом/принципом, бла-
© Якушева В.В., 2011