Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРЕСС-ФАКТОР / SUICIDE / SUICIDAL BEHAVIOR / STRESS FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тюрина Светлана Викторовна, Костенко Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема суицидального поведения среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Описаны стресс-факторы, которые оказывают значительное влияние на попытки суицида у лиц, осужденных к лишению свободы. Рассмотрены причины суицидального поведения осужденных Дана характеристика критических периодов для личности во время осуждения. Представлена личностная характеристика и типы суицидентов данной категории. Описана характеристика коллектива осужденных и представлена его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тюрина Светлана Викторовна, Костенко Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR OF PRISONERS

This article addresses the problem of suicidal behavior among persons serving sentences in places of detention. Stress factors that have a significant impact on suicide attempts in persons sentenced to imprisonment are described. The causes of suicidal behavior of convicts are considered. The characteristic of critical periods for the person during the conviction is given. Presented personal characteristics and types of suicides in this category. The characteristic of the collective of convicts is described and its structure is presented.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 371

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ

студент Тюрина Светлана Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта);

ассистент Костенко Екатерина Сергеевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Важное значение для социальной и юридической психологии имеет проблема суицида среди лиц, которые находятся в местах лишения свободы. Этот вопрос неоднократно поднимался в трудах таких ученых как В.В. Кузнецов, М.П. Мелентьев, А.П. Тищенко. Психологической проблематикой суицидального поведения осужденных занимаются О. Г. Ковалев, Н.П. Тимонин, так же они дали типологию суицидального поведения. Структуры неформальных групп в местах лишения свободы исследовали М.И. Еникеев, М.Ю. Кондратьев. К. Бартол поднимал вопрос ценностной ориентации лиц осужденных к пожизненному заключению.

Изложение основного материала исследования. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований направленных на изучение суицидального поведение в среде заключенных, содержание человека под арестом воспринимается и оценивается личностью как максимальная стрессовая ситуация. Наряду с такими типичными для жизни событиями, как смерть одного из супругов, развод и неизлечимая болезнь. Эти и другие факторы являются причинами суицидального поведения.

Находясь в местах лишения свободы, человек испытывает на себе действие одновременно нескольких стресс-факторов, которые, как известно, приводят к потере личностных резервов и способности к приспособлению.

В условиях пенитенциарных учреждений к таким стресс-факторам относятся:

1. изоляция от общества и пребывание в замкнутом пространстве;

2. изменение режима дня (действие этого стресс-фактора, такие ученые как М.П. Мелентьев и А.П. Тищенко [7] считают положительным, поскольку режим приучает к дисциплине, соблюдению элементарных правил поведения, а также является хорошим средством ресоциализации; в противовес этому О.И. Диденко и С.И. Яковенко [2] говорят о негативном влиянии, поскольку личность лишается индивидуальности);

3. невозможность удовлетворения потребностей;

4. постоянное общение с ограниченным кругом лиц;

5. принудительное вовлечение в однополые социальные группы.

Указанные стресс-факторы обусловливают своеобразную динамику эмоционального состояния осужденного, у которого с момента ареста и до освобождения можно наблюдать шесть критических для личности периодов (Рис. 1).

Рисунок 1. Критические периоды для личности во время пребывания в местах лишения свободы

Период после ареста сопровождается постоянным переживанием и страхом перед будущим наказанием. Как известно, условия в некоторых следственных изоляторах значительно хуже тюремных и имеют другие виды исполнения наказания. Именно поэтому, если в них попадает лицо со слабой волевой регуляцией, низким самоконтролем и слабыми психологическими механизмами защиты, возникает предположение, что, если не суицидальное поведение, то, по крайней мере, суицидальные мысли для него будут типичными.

Период, который наступает после вступления приговора в законную силу. Здесь психическое состояние человека характеризуется в основном апатией, а в отдельных случаях готовностью к искуплению вины.

Период, наступающий после прибытия в учреждения исполнения наказаний наиболее психотравмирующий, который довольно остро ощущается человеком: смена привычного стереотипа жизни и общения, ограничение потребностей, враждебность нового окружения. В эмоциональной сфере человека доминируют чувства безнадежности и обреченности. П.В. Кузнецов [6] называет состояние человека в этом периоде «психологическим параличом» или «психологической смертью». Находясь в этом состоянии, осужденный больше всего подвержен суициду.

В период появления и развития интересов вырабатывается стратегия и тактика поведения человека в новых условиях. Этот и следующий период характеризуется относительным спокойствием, без проявлений острых деструктивных форм поведения.

Во время периода относительной личностной стабилизации реализуются найденные возможности выживания; может возникнуть переоценка ценностей.

Примерно за 3,8 месяцев до освобождения начинается еще один опасный и напряженный период -период, предшествующий освобождению. В это время психика многих людей не выдерживает огромного давления, связанного с ожиданием свободы, именно поэтому некоторые из них совершают попытку побега из мест лишения свободы, другие наносят себе телесные повреждения различной степени тяжести, другие прибегают к суициду. У последних можно выделить такие личностные характеристики как сегментированность, доминирование эмоциональной сферы над рациональной, слабый самоконтроль и др., а также особенности внешних социальных факторов, такие как отсутствие семьи, работы, жилья.

По результатам исследования О.Г. Ковалева и М.П. Тимонина [4] выделены черты социально-психологического портрета осужденных, склонных к суициду. В них входит демонстративное поведение, неадекватные поступки и высказывания, целью которых является вызывание сочувствия от окружающих. Аффективность осужденных объясняется слабым типом нервной системы. Невозможность адекватно реагировать и воспринимать окружающий мир развивает у суицидентов негативное отношение ко всему, что происходит. В связи с этим у осужденных суицидентов наблюдается развитый негативизм, отсутствие веры в свои возможности и социальную поддержку. У суицидентов также отсутствует вера в будущее и временная перспектива. Временная перспектива-это понятие, в которое индивид вмешивает свои жизненные цели и планы. Это серьезно влияет на его повседневное поведение. А потому отсутствие положительного образа будущего приводит к отсутствию жизненных планов и ограничения временной перспективы нынешними и прошлым, что в свою очередь обусловливает дезориентацию и деформацию личности.

Наличие указанных характеристик влияет на появление и развитие у суицидентов агрессивности. Они очень раздражительны, плохо управляют эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях. Такие социально-психологические характеристики, как обидчивость, чувство вины развиваются у осужденных суицидентов вследствие пережитой психологической травмы.

Чувство вины наблюдается у всех суицидентов, но они чувствуют себя виновными не в совершении преступления, а в том, что нанесли душевных страданий своим близким, которых лишили общения с собой на время отбывания наказания. Известно, что у большинства осужденных существует стойкий иммунитет против самоосуждения. Они оценивают назначенное им наказание как чрезмерно жесткое и несправедливое. Как правило, мал кто из осужденных переживает раскаяние. Единственное их нарекания проявляется как обвинение себя за то, что «попался». Такое пренебрежение и цинизм в отношении пострадавших является своеобразной психологической защитой, что позволяет осужденным укреплять эмоционально волевой уровень своего поведения. Указанные характеристики можно объединить в комплекс вины, формирование которого подталкивает осужденных на совершение самоубийства.

Осужденным - суицидентам присуще пораженное интегральное поведение. Они замкнуты, объясняют свое поведение через собственный мир и его видение. Нейротизм суидицидента проявляется, как правило, в виде невротических расстройств, возникающих вследствие неудовлетворенности потребностей. Людям с ярко выраженным невростеническим типом характерны раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, быстрая утомляемость, неадекватная самооценка.

Социально-психологический анализ коллектива осужденных дает возможность выделить в нем такую структуру неформальных групп по мнению М.И. Еникеева [3] и М.Ю. Кондратьева [5]:

1. Лидеры - высшая ступень в иерархии межличностных отношений, который пользуется всеми благами и привилегиями.

2. Нейтральные - составляют так называемое «молчаливое большинство», они отдают предпочтение работе, обучению и хорошему поведению, что позволяет им бесконфликтно и спокойно существовать.

3. Сотрудники с администрацией - главный мотив поведения лиц этой группы скорейшее достижение свободы.

4. Нарушители или «отвергнутые» - это лица, чьи условия жизни в условиях мест лишения свободы являются крайне тяжелыми. Они оказываются в «двойной изоляции»: с одной стороны это изоляция от общества, а с другой изоляция от себе подобных. Это самая большая группа риска в отношении суицидального поведения. Полное игнорирование другими - это самая тяжелая и худшая казнь наряду с некоторыми личностными характеристиками (ослабленная морально волевая регуляция, нетрадиционная сексуальная ориентация) становятся главными причинами суицида среди них. В этом контексте важно рассмотреть те социально-психологические мотивы, поводы и причины, детерминирующие суицидальное поведение.

М.П. Мелентьев и А.П. Тищенко [7] подчеркивают, что четко дифференцировать ту или иную причину суицидального поступка невозможно. Очень часто в ходе исследования возникает комплекс причин. С научной точки зрения вполне оправданным является выделение одной причины как доминирующей в генезисе формирования суицидальных тенденций личности. Учитывая сказанное, авторы обращают внимание на ряд причин:

1. Конфликт в семье (осужденный тяжело переживает разрыв семейных отношений, тем более, если родные от него отказались);

2. Факт вынесения приговора и признание личности виновной;

3. Глубокое раскаяние и переживание за содеянное;

4. Конфликтные взаимоотношения в местах лишения свободы с другими осужденными;

5. Групповая изоляция, групповое непризнание, групповое отторжения (это сложное социально-психологическое явление, которое имеет ярко выраженную антиобщественную направленность; будучи результатом негативных взаимоотношений в среде осужденных, «отверженные» лица вынуждены занимать наиболее низкое положение в ее статусно-ролевой структуре);

6. Неадекватное сексуальное поведение;

7. Негативные явления субкультуры осужденных (наличие традиций «уголовной романтики», ложных представлений о честь и достоинство);

8. Негативное отношение к осужденному за его вид правонарушения (репутация является тем важным критерием, который определяет статус осужденного в социальной иерархии неформальной среды). Именно поэтому в среде осужденных с большей значимостью, чем в других социальных группах, определенные виды правонарушений, которые пользуются уважением и наделены потенциалом автоматически повышать статус осужденного, а другие снижают его, или, что гораздо хуже, вызывают возмущение и гнев, делая осужденного объектом пренебрежения и оскорблений);

9. Авторитетность - не авторитетность личности, согласно личностных качеств на «шкале ценностей», принятых в среде осужденных;

10. виды взаимоотношений среди осужденных.

Проблема самоубийства среди осужденных имеет еще один аспект. Речь идет о психологических и социально-психологических изменениях личности тех осужденных, которые отбывают пожизненное наказание или получали ранее высшую меру наказания. Именно эти изменения обусловливали их суицидальное поведение (известно, что человек легче переносит тяжелую, но скоротечную муку, чем длинную и относительно легкую). Социально-психологическое состояние таких осужденных характеризуется глубокой депрессией, апатией, потерей чувства реальности, физической и умственной деградацией, безразличием к окружению, нежеланием общаться. Крупнейшего поражения в них испытывает сфера ценностных ориентаций и потребностей. Как отмечает К. Бартол [1], в условиях пожизненного заключения одни потребности и ценности вообще теряют смысл, другие -приобретают гипертрофированного значения. Результаты проведенного ими исследования свидетельствуют, что такими потребностями и ценностями для осужденных является прежде всего здоровье, честь и личная свобода.

По критерию достоверности суицидального поведения и наличию выраженных психологических характеристик всех осужденных-суицидентов О.Г. Ковалев и Н.П. Тимонин [4] делят на 4 типа (Рис. 2).

Рисунок 2. Типы суицидентов

Истинные суициденты попытку самоубийства совершают, как правило, под влиянием событий, оказавших на них огромное влияние. В случае неудачной попытки самоубийства они вынашивают мысль о ее повторении.

Аффективные суициденты совершают самоубийство после события, которое имеет для них высокий эмоциональный фон. Они лишают себя жизни в состоянии аффекта.

Демонстративные суициденты совершают самоубийство для демонстрации другим значимости собственной персоны, привлечение внимания к событию, происходящему в пенитенциарном учреждении.

Скрытые суициденты характеризуются не яркой суицидальной направленностью; они имеют устойчивые суицидальные цели и планы, реализация которых зависит от стечения благоприятных обстоятельств. К числу ложных суицидентов относятся осужденные, находящиеся в пенитенциарных учреждениях на специальном учете за высказывания о готовности совершить самоубийство. Такие личности никогда не совершали попыток суицида и самоповреждений. Практика свидетельствует, что среди осужденных наибольший процент составляют истинные и аффективные суициденты.

Выводы. Таким образом, учитывая такие особенности личности осужденных как агрессивность, закрытость, негативизм, отсутствие веры в себя и будущее, такие события как смерть близких, невозможность общения с родными, сам факт лишения свободы, дезадаптация в тюремном коллективе могут спровоцировать заключенного на попытку суицида. Который будет истинным, аффективным, скрытым либо демонстративным. Выбор типа суицидального поведения так же зависит от личности осужденного и его характера.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема суицидального поведения среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Описаны стресс-факторы, которые оказывают значительное влияние на попытки суицида у лиц, осужденных к лишению свободы. Рассмотрены причины суицидального поведения осужденных Дана характеристика критических периодов для личности во время осуждения. Представлена личностная характеристика и типы суицидентов данной категории. Описана характеристика коллектива осужденных и представлена его структура.

Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, стресс-фактор.

Annotation. This article addresses the problem of suicidal behavior among persons serving sentences in places of detention. Stress factors that have a significant impact on suicide attempts in persons sentenced to imprisonment are described. The causes of suicidal behavior of convicts are considered. The characteristic of critical periods for the person during the conviction is given. Presented personal characteristics and types of suicides in this category. The characteristic of the collective of convicts is described and its structure is presented.

Keywords: suicide, suicidal behavior, stress factor.

Литература:

1. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - Олма: Медиа групп, 2004. - 352 с.

2. Диденко О.И. Суицидальные намерения в психологическом портрете преступника / О.И. Диденко; за общ. ред. С.П. Яковенко // Психология суицидального поведения: Диагностика, коррекция, профилактика: сб. наук, трудов. - К.: РВВ KIBC, 2000 г. - 122 с.

3. Еникеев М.И. общая и юридическая психология / М.И. Еникеев. - Спб.: Питер, 2004 -631 с.

4. Ковалев О.Г., Тимонин Н.П. Психология суицидального поведения осужденных / О.Г. Ковалев, Н.П. Тимонин. - Владимир: Юрид. Ин-т Минюста России, 2002. - 103 с.

5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / Ю.М. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - 321 с.

6. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания / В.В. Кузнецов. - Спб.: Питер, 2010. - 370 с.

7. Мелентьев М.П. Предупреждение самоубийств среди лиц, осужденных к лишению свободы / М.П. Мелентьев, А.П. Тищенко. - К.: Медиздат, 1994 г. - 123 с.

8. Москалева В.П. Психология суицида: пособие / В.П. Москалева. - К.: Академияв, 2004. - 286 с.

УДК: 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАИНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна Российский государственныйуниверситет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин РестямДавлетбаевич Российский государственныйуниверситет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В условиях углубляющегося экономического и политического кризиса в России особую остроту приобретает проблема поиска путей активизации творческого потенциала личности, в том числе при подготовке специалистов-профессионалов. Важность этой задачи осознается как учеными-исследователями, так и практиками. В связи с этим в формировании творческой личности все очевиднее проявляются затруднения, связанные с переносом имеющихся в науке концептуальных подходов к развитию творческих способностей человека в область конкретных педагогических технологий. Поэтому одним из путей решения поставленной задачи могут быть такие средства, как использование практико-ориентированных форм и методов обучения.

Изложение основного материала исследования. Ценностью современного общества становится информационная и коммуникативная компетентность. Специалист должен уметь находить необходимую информацию, обсуждать пути решения возникающих проблем с коллегами и уметь воплотить предложенное решение на практике.

Компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, умений и навыков, но и сформированность их использования. В связи с этим, преподавателю необходимо так организовать обучение, чтобы студент не просто запоминал и воспроизводил знания, но и умел применять их на практике. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, коллективные способы обучения, дифференцированный подход и т.д. - все это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод [2, с. 86].

Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что при обучении иностранному языку нужны деятельностные, практико-ориентированные формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании.

Мы разделяем точку зрения Н.Ю. Пахомовой, что коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования и обучения, а, следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств [5].

К корректировке целей приводит понимание того, что профессиональный специалист - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий приобретать их, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющие знания в любой ситуации.

Среди соответствующих форм и методов обучения, ориентированных на достижение указанных целей, можно назвать метод учебных проектов. Данный метод возник во второй половине XIX веке в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1895-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.