УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРАФФИТИ ИМЕЮЩИХ НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
©2009 А.И.Белкин
Самарская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.03.2009
В статье рассматриваются социально-психологические особенности и ментальность граффити как массового социально-психологического явления. Граффити - это любая надпись или рисунок - высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского подхода к типологизации граффити, которые образуют различные формации: числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Выделены типы и описаны особенности ментальности граффити соответствующих формаций, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений высшего и начального профессионального образования г. Самары.
Ключевые слова: граффити, формации граффити, ментальность, письменная ментальность, культура, наррадигма.
Данная работа посвящена анализу ментальности граффити и содержит теоретическое обоснование авторского подхода к изучению ментальности, а также результаты исследования ментальности граффити, полученные на материале учебных заведений начального и высшего профессионального образования г. Самары. Граффити являются одной из проблем современного образования, а их появление прямо связано со спецификой ментальности обучающихся, которые и создают соответствующие рисунки и надписи.
В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и мобильности. Эти процессы прежде всего затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными. Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити - надписи и рисунки, имеющие нелигитимированный характер, служащие средством конструирования психосоциальной идентичности и решения индивидуальных психологических проблем.
Граффити представляют собой обыденную, промежуточную, междисциплинарную реальность, важную для понимания состояния и самочувствия современной молодежи. Феномен граффити не является объектом искусствоведения, так как неинституциональные надписи и рисунки не являются искусством, литературоведения - так как это не литература, лингвистики - так как граффити - фрагментированный язык, и т.д. С этой точки зрения анализ граффити прежде всего лежит в области изучения психологии больших социальных групп и ментальности, то есть
психологии на стыке с культурологией, семиотикой, историей - в сферах социальной и культурно-исторической психологии.
Отметим, что в последнее время в социальной науке широко используется понятие ментальности. Если для традиционной социальной психологии менталь-ность - это неосознаваемая или частично осознаваемая, характерная для данной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих ее индивидов, детерминированная экономическими, политическими и социальными условиями жизни, то для постнеклассической науки ментальность - это взятая вне ракурса индивидуального сознания специфика отношения человека и культуры. Ментальность выступает как интегральная психологическая характеристика, объясняющая сходство «картин мира», имеющихся у разных людей .
Понятие ментальности, носящее междисциплинарный характер, применительно к проблематике социальной психологии активно разрабатывается в г. Самаре на основании обобщения понятия группового сознания. Под ментальностью в социально-психологической науке понимается выражение группового сознания в историческом времени и географи-2
ческом пространстве .
Подробный анализ специфики функционирования письменной ментальности дается в работах В.А.Шкуратова3 и др., который ввел понятие пись-
Белкин Антон Игоревич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail:[email protected]
Акопов Г.В., Иванова Т.В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы ментальности // Психология искусства. Т.1. - Самара: 2003. - С. 78 - 87; Белкин А.И. Настенные надписи Самары. - Самара: 2008; Шкуратов В.А. Историческая психология. - Ростов-на/Д.: 1994; Шкуратов В.А. Личность в дописьменной и письменной культурах: психолого-исторический аспект // Актуальные вопросы психологии личности. - М: 1988. - С. 16 - 32.
2 Акопов Г.В., Иванова Т.В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы...
3 Белкин А.И. Настенные надписи Самары.; Шкуратов В.А. Историческая психология.; Шкуратов В.А. Личность в до-письменной и письменной культурах: психолого-исторический аспект ...
менной ментальности в научный оборот. Под последней понимается вся текстуальная масса цивилизации вместе со спецификой общения человека и текста. Письменная ментальность представляет собой человеческую активность, объективированную в культурных памятниках. Важнейшей ее особенностью является слитность психологических и знаково-предметных характеристик. В.А.Шкуратов предложил модель социокультурной системы порождения психики: творчество индивидов постоянно воспроизводит новые понятия и тем самым вносит изменения в культуру и психику. Элементами системы являются: индивид, прочитывающий культуру по-своему; инстанции социального контроля на микро- и макроуровнях. Они приводят новое понятие в соответствие с уже обращающимися в обществе духовными продуктами. В процессе своего развития новое понятие само становится конструирующим элементом, то есть входит в инстанцию социального контроля. Совместное действие этих элементов системы создает психическое явление как социальную и культурную данность.
Письменная ментальность возникает как результат распространения в обществе новой социокультурной технологии - книгопечатания - и проникновения книжной культуры во все сферы жизни. Влияние письменности на социальные институты и психическую жизнь людей становится настолько огромным, что возникает новое качество общественного сознания в его ценностном слое и новый корпус памятников культуры - печатных текстов.
Структурно-динамической единицей письменной ментальности, по мнению В.А.Шкуратова, выступает наррадигма (термин предложен исследователем). Продукты письменной культуры - тексты и книги -являются результатом человеческого творчества и обстоятельств человеческой жизни, но их социальное использование, характеристики усвоения и распространения определяются закономерностями надындивидуального характера. Внутренняя логика этой закономерности проявляет себя как последовательность наррадигмальных фаз.
Опишем кратко суть соответствующих стадий наррадигмального цикла. Апокрифы - это произведения, которые не являются легитимированными в социальном смысле. Канонизация включает в себя тексты, прошедшие стадию легитимации, являющиеся образцами, обучающими первоосновам письменной ментальности. Гуманистическую фазу знаменуют произведения, представляющие собой сдвиг от неподвижного образца к диалогу посредством текста. Показателем перехода гуманизма в гуманитарность служит появление учебников, предлагающих стандартные приемы для овладения словесным искусством. На стадии человекознания исчезает сюжетность, происходит переход от слов естественного языка на формулы, термины, схемы, таблицы4.
В данной работе наррадигмальный анализ применялся к определенному массиву данных - граффити г.
4 Шкуратов В.А. Историческая психология...
Самары, собранных в период 2000 - 2002 гг. Эмпирическим объектом исследования являются неинститу-циолизированные надписи и рисунки, собранные на материале 14-ти высших учебных заведений (основная выборка) и 12-ти профессиональных училищ (контрольная выборка) г. Самары. Соответственно основную выборку составили 5193, а контрольную -992 граффити, что в совокупности составляет 6185 единиц эмпирических данных. Особенность исследования граффити состоит, прежде всего, в том, что эти надписи и рисунки создают авторы, являющиеся анонимными. Поэтому при анализе граффити с точки зрения наррадигмы можно говорить лишь о нарра-дигмальных моментах.
Отдельной задачей нашего исследования является определение структурно-динамических характеристик письменной ментальности граффити, в частности, получение ответа на вопрос о наличии наррадигмаль-ной последовательности в граффити. Были выделены основные критерии, позволяющие локализовать высказывания на различных стадиях наррадигмального цикла.
Так, для граффити апокрифической стадии характерна неоформленность; для граффити канонической стадии - типизированность и клишированность форм высказываний; граффити гуманистической стадии включают в свое пространство другого, обладают свойствами коммуникации, диалогизма; граффити, находящиеся на гуманитарной стадии, выражают некоторую гуманитарную идею; граффити, локализованные на стадии человекознания, переводят человеческие отношения в схемы, производят операциона-лизацию понятий .
По апокрифической (р<0,01), гуманистической (р<0,01) и гуманитарной стадиям (р<0,01) наррадиг-мы основная выборка превосходит контрольную, а по канонической стадии (р<0,01) уступает ей. В обеих выборках доминирующей оказалась каноническая стадия наррадигмального цикла, а в основной выборке теоретической значимости также достигает апокрифическая стадия наррадигмы.
Социально-психологический анализ позволил выделить формации граффити - числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Числовая формация включает в себя граффити, представляющие собой даты, расчеты, формулы, номера телефонов, схемы, отдельные числа, «крестики-нолики». В количественном отношении данная формация является самой малочисленной из всех формаций психосемиотической системы граффити (п=127 в основной выборке и п=92 в контрольной). Определяя место даты в наррадигме, мы фиксируем эти граффити на канонической стадии наррадигмального цикла, так как они представляют собой определенную смысловую форму числа, которая может быть подвергнута социальному смысловому «прочтению». «Крестики-нолики», расчеты, формулы мы относим к канонической стадии наррадигмы, так как они не играют само-
5 Белкин А.И. Настенные надписи Самары.
стоятельной роли, а включены в другие виды деятельности - игровую и учебную. Номера телефонов представляют собой средства для установления возможного контакта отправителя с адресатом и также локализованы на канонической стадии наррадигмы, так как поддаются однозначному смысловому прочтению. Последним и самым загадочным из рассматриваемых типов числовых граффити является число в его непосредственной форме. Число, которое служит кодировкой смысла, понятного только самому отправителю письма, является наиболее трудным для расшифровки, поэтому оно локализовано на апокрифической стадии. Граффити апокрифической стадии в основной выборке составляют 14,2 %, в контрольной - 17,4 %, канонической - в основной выборке - 85, 8 %, в контрольной - 82,6 %. В обеих выборках доминирующей является каноническая стадия наррадигмы (p<0,01).
Символическая формация состоит из граффити, являющихся символами социальных групп и явлений действительности. Так как символы являются обще-разделяемыми формами познания действительности, то все символические граффити принадлежат к канонической стадии наррадигмального цикла.
Изобразительная формация включает в себя рисунки и различные геометрические изображения. Основную группу составили 476, а контрольную - 96 граффити-рисунков. Здесь можно выделить два основных типа граффити: 1) Изобразительные идентификационные граффити - это рисунки, которые представляют собой выражение потребности в идентичности и реализуют идентификационную функцию. 2) Эстетические изобразительные граффити представляют собой рисунки цветов, снежинок, узоров. Их разновидностью являются изображения отдельных частей тела (как правило, руки и глаза). Другая большая группа эстетических граффити включает в себя линии, фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, кубы, круги), представляющие собой выражение материального телесного начала.
Изобразительные граффити находятся на апокрифической и канонической стадиях наррадигмы. К апокрифической стадии относятся единичные, нели-гитимированные произведения, а к канонической -типизированные продукты изобразительной деятельности авторов граффити. Таким образом, в случае граффити изобразительной формации основным критерием распределения рисунков по стадиям нарра-дигмы служит типизированность-уникальность встречаемости того или иного изображения. При определении типичности граффити-рисунков мы сначала определяли теоретическую частоту их встречаемости. Полученное таким образом число служило критерием для отнесения того или иного типа рисунков к апокрифической или канонической стадиям наррадигмы. В основной выборке теоретическая частота составила 15, 86, в контрольной - 7, 38.
Оказалось, что к канонической стадии наррадигмы в основной выборке относятся изображения цветка (21), человека (32), линий (75), лица (129) и различных геометрических фигур (163). В контрольной выборке
к канонической стадии относятся изображения снежинок (14), человеческого лица (24) и геометрических фигур (36). В обеих выборках к канонической стадии наррадигмы относятся изображения человеческого лица и геометрических фигур.
В основной выборке граффити апокрифической стадии составили 11,8 %, в контрольной - 22,9%, канонической - в основной выборке - 88,2 %, в контрольной - 77,1 %. Основная выборка превосходит контрольную по числу граффити, локализованных на канонической стадии наррадигмального цикла (p<0,01), и уступает ей в числе граффити, находящихся на апокрифической стадии наррадигмы (p<0,01). В обеих выборках доминируют граффити, находящиеся на канонической стадии наррадигмы (p<0,01).
Дискурсивная формация представляет собой наиболее многочисленную формацию граффити. В обеих выборках граффити дискурсивной формации доминируют (p<0,01). В дискурсивной формации в наиболее полном виде представлены все выделенные нами категориальные признаки граффити. Основную выборку составили 4262 надписей (n=4262), а контрольную -724 (n=724). Все дискурсивные высказывания могут быть отнесены к нескольким жанрам. В жанре самопрезентации речь идет о фиксации существования автора граффити, реализуется процесс утверждения индивидуального и группового бытия. Буквенные изображения локализованы на апокрифической стадии наррадигмы, так как представляют собой нелиги-тимированные, досоциализированные, кодифицированные продукты письменной ментальности. Экзистенциальные хронотопические сообщения («Здесь был Я, «Здесь были мы, гр.1412»), номинативные формы являются типичными высказываниями-граффити и локализованы на канонической стадии наррадигмы.
Жанр автохарактеристики предполагает выявление отношения авторов граффити к отдельным явлениям и предметам окружающего мира. В этом жанре осуществляется движение к самопознанию, происходит самораскрытие, направленное на характеристику качеств авторов граффити. Жанр автохарактеристики в граффити представлен с помощью афоризмов, риторических вопросов, междометий, оценочных суждений, наименований телесного низа, ругательств, утверждений, приветствий, признаний, предпочтений и наименований социальных групп. В зависимости от степени известности, оригинальности высказывания этого типа локализованы на апокрифической и канонической стадии наррадигмы. Однако здесь представлены и другие стадии наррадигмального цикла. Так, приветствия, сообщения и признания в любви, поздравления локализованы на гуманистической стадии наррадигмы, так как содержат обращения к другому, присутствует диалогизм.
В жанре притязания происходит утверждение своего права на власть, на свой язык, организованный по определенным правилам, отличным от господствующих. К жанру притязания относятся бессмыслица, заклинания, запреты, императивы, психологический
параллелизм, слоганы, лозунги, просьбы. В основном они относятся к апокрифеской стадии наррадигмы, так как представляют собой продукты индивидуализированного творчества. К гуманитарной стадии относятся высказывания, которые выражают стремление к объединению в слциальные группы («Фанаты Кино, объединяйтесь!), идеи бессметрия группы (Алиса навсегда!) или бессмертия персонажа («Элвис - жив!», «Beatles - forever!»). Стадия человекознания в граффити практически не представлена. Сюда относятся схематические изображения взаимоотношений («На-таша+Леня = Любовь!), расшифровка отдельных понятий.
В основной выборке граффити апокрифической стадии составили 27, 9%, канонической - 57,3 %, гуманистической - 13,8 %, гуманитарной - 0,8 %, чело-векознания - 0,2 %. В контрольной выборке граффити апокрифической стадии составили 12,3 %, канониче-
ской - 82,5 %, гуманистической - 4,7 %, гуманитарной - 0,3 %, человекознания - 0,3 %. Во всех выборках доминирует каноническая стадия наррадигмы (р<0,01). По апокрифической (р<0,01), гуманистической (р<0,01) и гуманитарной (р<0,05) стадиям нарра-дигмального цикла основная выборка превосходит контрольную, в которой в большей степени выражена каноническая стадия
Таким образом, студенческие граффити в целом являются более нетипичными, диалогичными, авторскими, в то время как в граффити учащихся учебных заведений начального профессионального образования в большей степени представлены типичные формы высказываний. В целом, в граффити преобладают типичные формы высказываний и, по своим социально-психологическим характеристикам они являются, в целом, собой однородным социально-психологическим явлением.
NON-INSTITUTIONAL STUDENT GRAFFITI: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES
© 2009 AIBelkm
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article deals with social and psychological peculiarities, and graffiti mentality as of a mass social and psychological phenomenon. Graffiti is any inscription or drawing - a written utterance of non-institutional character. The present work provides the results of the author's approach to typologize graffiti into: numerical, symbolical, graphic and discourse. The types and features of graffiti mentality are described, the comparative analysis of higher and vocational training educational establishments graffiti of Samara is carried out.
Keywords: graffiti, graffiti formations, mentality, written mentality, culture, paradigm.
o
Belkin Anton Igorevich, Cand. Sc. in Psychology, Associate professor ofthe General psychology department. E-mail:[email protected]