Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности студенческих граффити имеющих неинституциональный характер'

Социально-психологические особенности студенческих граффити имеющих неинституциональный характер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
608
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФФИТИ / ФОРМАЦИИ ГРАФФИТИ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПИСЬМЕННАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАРРАДИГМА / GRAFFITI / GRAFFITI FORMATIONS / MENTALITY / WRITTEN MENTALITY / CULTURE / PARADIGM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белкин А. И.

В статье рассматриваются социально-психологические особенности и ментальность граффити как массового социально-психологического явления. Граффити это любая надпись или рисунок высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского подхода к типологизации граффити, которые образуют различные формации: числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Выделены типы и описаны особенности ментальности граффити соответствующих формаций, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений высшего и начального профессионального образования г. Самары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-INSTITUTIONAL STUDENT GRAFFITI: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES

The article deals with social and psychological peculiarities, and graffiti mentality as of a mass social and psychological phenomenon. Graffiti is any inscription or drawing a written utterance of non-institutional character. The present work provides the results of the author's approach to typologize graffiti into: numerical, symbolical, graphic and discourse. The types and features of graffiti mentality are described, the comparative analysis of higher and vocational training educational establishments graffiti of Samara is carried out.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности студенческих граффити имеющих неинституциональный характер»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРАФФИТИ ИМЕЮЩИХ НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

©2009 А.И.Белкин

Самарская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.03.2009

В статье рассматриваются социально-психологические особенности и ментальность граффити как массового социально-психологического явления. Граффити - это любая надпись или рисунок - высказывание, выполненное от руки и носящее неинституциональный характер. В статье представлены результаты авторского подхода к типологизации граффити, которые образуют различные формации: числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Выделены типы и описаны особенности ментальности граффити соответствующих формаций, проведен сравнительный анализ граффити учебных заведений высшего и начального профессионального образования г. Самары.

Ключевые слова: граффити, формации граффити, ментальность, письменная ментальность, культура, наррадигма.

Данная работа посвящена анализу ментальности граффити и содержит теоретическое обоснование авторского подхода к изучению ментальности, а также результаты исследования ментальности граффити, полученные на материале учебных заведений начального и высшего профессионального образования г. Самары. Граффити являются одной из проблем современного образования, а их появление прямо связано со спецификой ментальности обучающихся, которые и создают соответствующие рисунки и надписи.

В современном обществе интенсивно происходят изменения во всех сферах жизни: экономической, политической, социокультурной и др. Идет процесс перехода личности от психологии стабильности к психологии выбора моделей поведения, полиидентичности и мобильности. Эти процессы прежде всего затрагивают молодежные группы. Однако в психологической науке формы самовыражения молодежных групп до настоящего времени остаются мало исследованными. Одним из основных способов индивидуального и группового самовыражения определенной части молодежи в современном мире становятся граффити - надписи и рисунки, имеющие нелигитимированный характер, служащие средством конструирования психосоциальной идентичности и решения индивидуальных психологических проблем.

Граффити представляют собой обыденную, промежуточную, междисциплинарную реальность, важную для понимания состояния и самочувствия современной молодежи. Феномен граффити не является объектом искусствоведения, так как неинституциональные надписи и рисунки не являются искусством, литературоведения - так как это не литература, лингвистики - так как граффити - фрагментированный язык, и т.д. С этой точки зрения анализ граффити прежде всего лежит в области изучения психологии больших социальных групп и ментальности, то есть

психологии на стыке с культурологией, семиотикой, историей - в сферах социальной и культурно-исторической психологии.

Отметим, что в последнее время в социальной науке широко используется понятие ментальности. Если для традиционной социальной психологии менталь-ность - это неосознаваемая или частично осознаваемая, характерная для данной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих ее индивидов, детерминированная экономическими, политическими и социальными условиями жизни, то для постнеклассической науки ментальность - это взятая вне ракурса индивидуального сознания специфика отношения человека и культуры. Ментальность выступает как интегральная психологическая характеристика, объясняющая сходство «картин мира», имеющихся у разных людей .

Понятие ментальности, носящее междисциплинарный характер, применительно к проблематике социальной психологии активно разрабатывается в г. Самаре на основании обобщения понятия группового сознания. Под ментальностью в социально-психологической науке понимается выражение группового сознания в историческом времени и географи-2

ческом пространстве .

Подробный анализ специфики функционирования письменной ментальности дается в работах В.А.Шкуратова3 и др., который ввел понятие пись-

Белкин Антон Игоревич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии. E-mail:[email protected]

Акопов Г.В., Иванова Т.В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы ментальности // Психология искусства. Т.1. - Самара: 2003. - С. 78 - 87; Белкин А.И. Настенные надписи Самары. - Самара: 2008; Шкуратов В.А. Историческая психология. - Ростов-на/Д.: 1994; Шкуратов В.А. Личность в дописьменной и письменной культурах: психолого-исторический аспект // Актуальные вопросы психологии личности. - М: 1988. - С. 16 - 32.

2 Акопов Г.В., Иванова Т.В. Менталистика как идеология психологического понимания проблемы...

3 Белкин А.И. Настенные надписи Самары.; Шкуратов В.А. Историческая психология.; Шкуратов В.А. Личность в до-письменной и письменной культурах: психолого-исторический аспект ...

менной ментальности в научный оборот. Под последней понимается вся текстуальная масса цивилизации вместе со спецификой общения человека и текста. Письменная ментальность представляет собой человеческую активность, объективированную в культурных памятниках. Важнейшей ее особенностью является слитность психологических и знаково-предметных характеристик. В.А.Шкуратов предложил модель социокультурной системы порождения психики: творчество индивидов постоянно воспроизводит новые понятия и тем самым вносит изменения в культуру и психику. Элементами системы являются: индивид, прочитывающий культуру по-своему; инстанции социального контроля на микро- и макроуровнях. Они приводят новое понятие в соответствие с уже обращающимися в обществе духовными продуктами. В процессе своего развития новое понятие само становится конструирующим элементом, то есть входит в инстанцию социального контроля. Совместное действие этих элементов системы создает психическое явление как социальную и культурную данность.

Письменная ментальность возникает как результат распространения в обществе новой социокультурной технологии - книгопечатания - и проникновения книжной культуры во все сферы жизни. Влияние письменности на социальные институты и психическую жизнь людей становится настолько огромным, что возникает новое качество общественного сознания в его ценностном слое и новый корпус памятников культуры - печатных текстов.

Структурно-динамической единицей письменной ментальности, по мнению В.А.Шкуратова, выступает наррадигма (термин предложен исследователем). Продукты письменной культуры - тексты и книги -являются результатом человеческого творчества и обстоятельств человеческой жизни, но их социальное использование, характеристики усвоения и распространения определяются закономерностями надындивидуального характера. Внутренняя логика этой закономерности проявляет себя как последовательность наррадигмальных фаз.

Опишем кратко суть соответствующих стадий наррадигмального цикла. Апокрифы - это произведения, которые не являются легитимированными в социальном смысле. Канонизация включает в себя тексты, прошедшие стадию легитимации, являющиеся образцами, обучающими первоосновам письменной ментальности. Гуманистическую фазу знаменуют произведения, представляющие собой сдвиг от неподвижного образца к диалогу посредством текста. Показателем перехода гуманизма в гуманитарность служит появление учебников, предлагающих стандартные приемы для овладения словесным искусством. На стадии человекознания исчезает сюжетность, происходит переход от слов естественного языка на формулы, термины, схемы, таблицы4.

В данной работе наррадигмальный анализ применялся к определенному массиву данных - граффити г.

4 Шкуратов В.А. Историческая психология...

Самары, собранных в период 2000 - 2002 гг. Эмпирическим объектом исследования являются неинститу-циолизированные надписи и рисунки, собранные на материале 14-ти высших учебных заведений (основная выборка) и 12-ти профессиональных училищ (контрольная выборка) г. Самары. Соответственно основную выборку составили 5193, а контрольную -992 граффити, что в совокупности составляет 6185 единиц эмпирических данных. Особенность исследования граффити состоит, прежде всего, в том, что эти надписи и рисунки создают авторы, являющиеся анонимными. Поэтому при анализе граффити с точки зрения наррадигмы можно говорить лишь о нарра-дигмальных моментах.

Отдельной задачей нашего исследования является определение структурно-динамических характеристик письменной ментальности граффити, в частности, получение ответа на вопрос о наличии наррадигмаль-ной последовательности в граффити. Были выделены основные критерии, позволяющие локализовать высказывания на различных стадиях наррадигмального цикла.

Так, для граффити апокрифической стадии характерна неоформленность; для граффити канонической стадии - типизированность и клишированность форм высказываний; граффити гуманистической стадии включают в свое пространство другого, обладают свойствами коммуникации, диалогизма; граффити, находящиеся на гуманитарной стадии, выражают некоторую гуманитарную идею; граффити, локализованные на стадии человекознания, переводят человеческие отношения в схемы, производят операциона-лизацию понятий .

По апокрифической (р<0,01), гуманистической (р<0,01) и гуманитарной стадиям (р<0,01) наррадиг-мы основная выборка превосходит контрольную, а по канонической стадии (р<0,01) уступает ей. В обеих выборках доминирующей оказалась каноническая стадия наррадигмального цикла, а в основной выборке теоретической значимости также достигает апокрифическая стадия наррадигмы.

Социально-психологический анализ позволил выделить формации граффити - числовую, символическую, изобразительную и дискурсивную. Числовая формация включает в себя граффити, представляющие собой даты, расчеты, формулы, номера телефонов, схемы, отдельные числа, «крестики-нолики». В количественном отношении данная формация является самой малочисленной из всех формаций психосемиотической системы граффити (п=127 в основной выборке и п=92 в контрольной). Определяя место даты в наррадигме, мы фиксируем эти граффити на канонической стадии наррадигмального цикла, так как они представляют собой определенную смысловую форму числа, которая может быть подвергнута социальному смысловому «прочтению». «Крестики-нолики», расчеты, формулы мы относим к канонической стадии наррадигмы, так как они не играют само-

5 Белкин А.И. Настенные надписи Самары.

стоятельной роли, а включены в другие виды деятельности - игровую и учебную. Номера телефонов представляют собой средства для установления возможного контакта отправителя с адресатом и также локализованы на канонической стадии наррадигмы, так как поддаются однозначному смысловому прочтению. Последним и самым загадочным из рассматриваемых типов числовых граффити является число в его непосредственной форме. Число, которое служит кодировкой смысла, понятного только самому отправителю письма, является наиболее трудным для расшифровки, поэтому оно локализовано на апокрифической стадии. Граффити апокрифической стадии в основной выборке составляют 14,2 %, в контрольной - 17,4 %, канонической - в основной выборке - 85, 8 %, в контрольной - 82,6 %. В обеих выборках доминирующей является каноническая стадия наррадигмы (p<0,01).

Символическая формация состоит из граффити, являющихся символами социальных групп и явлений действительности. Так как символы являются обще-разделяемыми формами познания действительности, то все символические граффити принадлежат к канонической стадии наррадигмального цикла.

Изобразительная формация включает в себя рисунки и различные геометрические изображения. Основную группу составили 476, а контрольную - 96 граффити-рисунков. Здесь можно выделить два основных типа граффити: 1) Изобразительные идентификационные граффити - это рисунки, которые представляют собой выражение потребности в идентичности и реализуют идентификационную функцию. 2) Эстетические изобразительные граффити представляют собой рисунки цветов, снежинок, узоров. Их разновидностью являются изображения отдельных частей тела (как правило, руки и глаза). Другая большая группа эстетических граффити включает в себя линии, фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники, кубы, круги), представляющие собой выражение материального телесного начала.

Изобразительные граффити находятся на апокрифической и канонической стадиях наррадигмы. К апокрифической стадии относятся единичные, нели-гитимированные произведения, а к канонической -типизированные продукты изобразительной деятельности авторов граффити. Таким образом, в случае граффити изобразительной формации основным критерием распределения рисунков по стадиям нарра-дигмы служит типизированность-уникальность встречаемости того или иного изображения. При определении типичности граффити-рисунков мы сначала определяли теоретическую частоту их встречаемости. Полученное таким образом число служило критерием для отнесения того или иного типа рисунков к апокрифической или канонической стадиям наррадигмы. В основной выборке теоретическая частота составила 15, 86, в контрольной - 7, 38.

Оказалось, что к канонической стадии наррадигмы в основной выборке относятся изображения цветка (21), человека (32), линий (75), лица (129) и различных геометрических фигур (163). В контрольной выборке

к канонической стадии относятся изображения снежинок (14), человеческого лица (24) и геометрических фигур (36). В обеих выборках к канонической стадии наррадигмы относятся изображения человеческого лица и геометрических фигур.

В основной выборке граффити апокрифической стадии составили 11,8 %, в контрольной - 22,9%, канонической - в основной выборке - 88,2 %, в контрольной - 77,1 %. Основная выборка превосходит контрольную по числу граффити, локализованных на канонической стадии наррадигмального цикла (p<0,01), и уступает ей в числе граффити, находящихся на апокрифической стадии наррадигмы (p<0,01). В обеих выборках доминируют граффити, находящиеся на канонической стадии наррадигмы (p<0,01).

Дискурсивная формация представляет собой наиболее многочисленную формацию граффити. В обеих выборках граффити дискурсивной формации доминируют (p<0,01). В дискурсивной формации в наиболее полном виде представлены все выделенные нами категориальные признаки граффити. Основную выборку составили 4262 надписей (n=4262), а контрольную -724 (n=724). Все дискурсивные высказывания могут быть отнесены к нескольким жанрам. В жанре самопрезентации речь идет о фиксации существования автора граффити, реализуется процесс утверждения индивидуального и группового бытия. Буквенные изображения локализованы на апокрифической стадии наррадигмы, так как представляют собой нелиги-тимированные, досоциализированные, кодифицированные продукты письменной ментальности. Экзистенциальные хронотопические сообщения («Здесь был Я, «Здесь были мы, гр.1412»), номинативные формы являются типичными высказываниями-граффити и локализованы на канонической стадии наррадигмы.

Жанр автохарактеристики предполагает выявление отношения авторов граффити к отдельным явлениям и предметам окружающего мира. В этом жанре осуществляется движение к самопознанию, происходит самораскрытие, направленное на характеристику качеств авторов граффити. Жанр автохарактеристики в граффити представлен с помощью афоризмов, риторических вопросов, междометий, оценочных суждений, наименований телесного низа, ругательств, утверждений, приветствий, признаний, предпочтений и наименований социальных групп. В зависимости от степени известности, оригинальности высказывания этого типа локализованы на апокрифической и канонической стадии наррадигмы. Однако здесь представлены и другие стадии наррадигмального цикла. Так, приветствия, сообщения и признания в любви, поздравления локализованы на гуманистической стадии наррадигмы, так как содержат обращения к другому, присутствует диалогизм.

В жанре притязания происходит утверждение своего права на власть, на свой язык, организованный по определенным правилам, отличным от господствующих. К жанру притязания относятся бессмыслица, заклинания, запреты, императивы, психологический

параллелизм, слоганы, лозунги, просьбы. В основном они относятся к апокрифеской стадии наррадигмы, так как представляют собой продукты индивидуализированного творчества. К гуманитарной стадии относятся высказывания, которые выражают стремление к объединению в слциальные группы («Фанаты Кино, объединяйтесь!), идеи бессметрия группы (Алиса навсегда!) или бессмертия персонажа («Элвис - жив!», «Beatles - forever!»). Стадия человекознания в граффити практически не представлена. Сюда относятся схематические изображения взаимоотношений («На-таша+Леня = Любовь!), расшифровка отдельных понятий.

В основной выборке граффити апокрифической стадии составили 27, 9%, канонической - 57,3 %, гуманистической - 13,8 %, гуманитарной - 0,8 %, чело-векознания - 0,2 %. В контрольной выборке граффити апокрифической стадии составили 12,3 %, канониче-

ской - 82,5 %, гуманистической - 4,7 %, гуманитарной - 0,3 %, человекознания - 0,3 %. Во всех выборках доминирует каноническая стадия наррадигмы (р<0,01). По апокрифической (р<0,01), гуманистической (р<0,01) и гуманитарной (р<0,05) стадиям нарра-дигмального цикла основная выборка превосходит контрольную, в которой в большей степени выражена каноническая стадия

Таким образом, студенческие граффити в целом являются более нетипичными, диалогичными, авторскими, в то время как в граффити учащихся учебных заведений начального профессионального образования в большей степени представлены типичные формы высказываний. В целом, в граффити преобладают типичные формы высказываний и, по своим социально-психологическим характеристикам они являются, в целом, собой однородным социально-психологическим явлением.

NON-INSTITUTIONAL STUDENT GRAFFITI: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES

© 2009 AIBelkm

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with social and psychological peculiarities, and graffiti mentality as of a mass social and psychological phenomenon. Graffiti is any inscription or drawing - a written utterance of non-institutional character. The present work provides the results of the author's approach to typologize graffiti into: numerical, symbolical, graphic and discourse. The types and features of graffiti mentality are described, the comparative analysis of higher and vocational training educational establishments graffiti of Samara is carried out.

Keywords: graffiti, graffiti formations, mentality, written mentality, culture, paradigm.

o

Belkin Anton Igorevich, Cand. Sc. in Psychology, Associate professor ofthe General psychology department. E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.