Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов консерватории'

Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов консерватории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ КОНСЕРВАТОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИЯ / МУЗЫКАНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ / CONSERVATORY STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER CHOICE / PROFESSION / MUSICIAN / CAREER GUIDANCE SESSIONS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / MOTIVATION / SELF-DETERMINATION / LEVEL OF SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострикова Татьяна Анатольевна, Рекешева Фарида Марсильевна

В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории. В работе со студентами консерватории особое внимание уделялось самооценке обучающихся, а также созданию условий, способствующих улучшению значимых для профессионального самоопределения показателей. Исследование включало четыре этапа: планирование совместной работы со студентами, диагностику и интерпретацию методик (теста М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой, методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой), проведение профориентационных занятий со студентами, анализ результатов и подготовку рекомендаций. Многие опрошенные студенты отметили, что самостоятельно выбрали вуз. Они осознают свои достоинства, которые помогают достигать успеха, и недостатки, над которыми предстоит трудиться, чтобы развиваться. Уверенность студентов консерватории в себе позволяет им регулировать уровень притязаний, правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. К моменту окончания высшего учебного заведения студент консерватории осознает себя музыкантом, имеет представление о своем профессиональном будущем. По итогам исследования были систематизированы проблемы профессионального самоопределения студентов консерватории и обозначены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострикова Татьяна Анатольевна, Рекешева Фарида Марсильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological characteristics of professional self-determination of conservatory students

The paper presents the research findings concerning the social and psychological characteristics of professional self-determination of conservatory students. The focus is on students’ self-esteem and the arrangement of the favorable environment for improving the significant indicators in this context. The survey included four stages: teacher and students collaboration planning, analysis and interpretation of techniques (‘Who am I?’ test by M. Khun and T. McPartland modified by T.V. Rumyantseva, ‘Motives for Career Choice’ technique by R.V. Ovcharova), career guidance sessions, analysis of findings and providing recommendations. Many students noted that they chose the university by themselves. They are aware of their advantages, which help achieve success, and their disadvantages, which they should overcome to develop. The self-confidence of the conservatory students allows them to regulate their claims and appreciate their abilities in relation to various life situations. When a student graduates from a conservatory, he is aware of himself as a musician and has an idea of his professional future. Based on the survey results, the problems of professional self-determination of the conservatory students were systematized, and the ways of their solution were determined.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов консерватории»

УДК 316.6:316.344.24:378.678

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.5.6

Вострикова Татьяна Анатольевна

Vostrikova Tatiana Anatolyevna

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Астраханского государственного университета

Рекешева Фарида Марсильевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей и когнитивной психологии

Астраханского государственного университета

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Psychology, Astrakhan State University

Rekesheva Farida Marsilyevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CONSERVATORY STUDENTS

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории. В работе со студентами консерватории особое внимание уделялось самооценке обучающихся, а также созданию условий, способствующих улучшению значимых для профессионального самоопределения показателей. Исследование включало четыре этапа: планирование совместной работы со студентами, диагностику и интерпретацию методик (теста М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой, методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой), проведение профо-риентационных занятий со студентами, анализ результатов и подготовку рекомендаций. Многие опрошенные студенты отметили, что самостоятельно выбрали вуз. Они осознают свои достоинства, которые помогают достигать успеха, и недостатки, над которыми предстоит трудиться, чтобы развиваться. Уверенность студентов консерватории в себе позволяет им регулировать уровень притязаний, правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. К моменту окончания высшего учебного заведения студент консерватории осознает себя музыкантом, имеет представление о своем профессиональном будущем. По итогам исследования были систематизированы проблемы профессионального самоопределения студентов консерватории и обозначены пути их решения.

Ключевые слова:

студенты консерватории, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессия, музыкант, профориентационные занятия, социально-психологические особенности, мотивация, самоопределение, уровень самооценки.

Summary:

The paper presents the research findings concerning the social and psychological characteristics of professional self-determination of conservatory students. The focus is on students' self-esteem and the arrangement of the favorable environment for improving the significant indicators in this context. The survey included four stages: teacher and students collaboration planning, analysis and interpretation of techniques ('Who am I?' test by M. Khun and T. McPartland modified by T.V. Rumyantseva, 'Motives for Career Choice' technique by R.V. Ovcharova), career guidance sessions, analysis of findings and providing recommendations. Many students noted that they chose the university by themselves. They are aware of their advantages, which help achieve success, and their disadvantages, which they should overcome to develop. The self-confidence of the conservatory students allows them to regulate their claims and appreciate their abilities in relation to various life situations. When a student graduates from a conservatory, he is aware of himself as a musician and has an idea of his professional future. Based on the survey results, the problems of professional self-determination of the conservatory students were systematized, and the ways of their solution were determined.

Keywords:

conservatory students, professional self-determination, career choice, profession, musician, career guidance sessions, social and psychological characteristics, motivation, self-determination, level of self-esteem.

Сам факт обучения в высшем профессиональном учебном заведении не всегда свидетельствует об осознанном выборе студентом своей профессии. Современное общество не выступает гарантом непоколебимости когда-то сделанного человеком выбора [1]. Мы солидарны с высказыванием исследователей Е.В. Звоновой и Т.И. Королевой, что «недостаток информации и не-сформировавшаяся профессиональная зрелость зачастую определяют выбор вуза и программы подготовки не с точки зрения будущей профессии, а с точки зрения области занятия на ближайшие несколько лет» [2, с. 26]. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющие эффективность профессионального самоопределения.

Основными теоретическими предпосылками для изучения природы профессионального самоопределения будущих музыкантов, диагностики особенностей его развития являются положения о том, что профессиональное самоопределение осуществляется в процессе творческого обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и является сложным многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности (Дж. Абрамаускине, Е.Е. Журавлева, И.В. Золотухина, И.Ф. Исаев, Р. Кирлиаускине, М.И. Ситникова и др.) [3].

Склонность к музыкальной деятельности и ранняя профессионализация являются ключевыми факторами [4], которые определяют специфику становления музыканта-профессионала.

Ранняя профессионализация музыканта способствует формированию у него активного отношения к труду по своей специальности. В этом случае студент консерватории по своей индивидуально-психологической зрелости оказывается старше сверстников из других вузов [5].

Профессиональное самоопределение - процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта.

Исследование социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории проводилось на базе ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория». В нем приняли участие студенты 4-го курса в количестве 18 человек.

В ходе исследования решались следующие задачи: развитие умения соотносить требования профессии с личностными качествами; выработка индивидуального профессионального плана; формирование потребности в профессиональном самоопределении; выявление индивидуальных способностей студентов для последующего сознательного выбора места работы [6].

Важными критериями профессионального самоопределения студентов консерватории являются: осознание значимости собственной деятельности; результаты совершения профессионально значимой деятельности (выступления на концертах, конкурсах, профессиональный рост учеников и т. д.); уровень самооценки [7].

Исследование социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории включает в себя четыре этапа.

Первый этап - подготовка материалов, планирование совместной работы со студентами.

Второй этап - диагностика и интерпретация методик. Диагностика студентов консерватории проводилась с применением теста «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация разработана Т.В. Румянцевой), который дает возможность получить информацию о самооценке и учебно-профессиональной позиции; методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [8], которая позволяет определить ведущий тип мотивации, выявить соотношение внутренних и внешних мотивов.

Третий этап - проведение профориентационных занятий со студентами. Также на данном этапе осуществляются: помощь студентам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями; формирование у студентов навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии.

Четвертый этап - вторичная диагностика для изучения динамики результатов исследования, анализ результатов и подведение итогов исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консеватории, подготовка рекомендаций.

По результатам теста «Кто я?» 17 % студентов консерватории имеют неадекватно заниженную самооценку. Как правило, люди с таким типом самооценки ставят перед собой более простые цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач. Низкая самооценка подразумевает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств. Студенты с заниженной самооценкой характеризуются чрезмерной неуверенностью в себе, которая ведет к формированию пассивности.

28 % - студенты с неадекватно завышенной самооценкой. Для людей с таким типом самооценки характерны переоценивание собственных достоинств и исключение недостатков. У них высокий уровень притязаний, который не соответствует реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой не может принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом [9]. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность [10].

55 % студентов консерватории имеют адекватную самооценку. Они реалистично осознают и оценивают собственные достоинства, недостатки, позитивно относятся к себе, принимают себя. Адекватная самооценка студентов способствует успешной саморелизации в выбранной сфере.

Шкала «Социальное "я"» данной методики включает семь показателей, среди которых половая идентичность, этническо-региональная, семейная, учебно-профессиональная позиции и т. д. Представим более подробно учебно-профессиональную позицию студентов-музы кантов.

Обозначают себя музыкантами 15 студентов выпускного курса (83 %). В их ответах были такие характеристики, как «музыкант», «оркестрант», «пианист», «скрипач». Следовательно, 17 % студентов, начавших обучение музыке с 6-7 лет, затем окончивших музыкальный колледж и уже завершающих свое обучение в высшем учебном заведении, на данный момент не сформировались как музыканты-профессионалы.

Среди компонентов социального «я» прослеживается следующее распределение: половая идентичность, профессиональная идентичность. 50 % студентов в качестве главной характеристики указали гендерный (половой) статус. У 39 % выпускников на первом месте - характеристика себя как музыканта, т. е. профессионала. У 11 % студентов-музыкантов не выявлена ни половая, ни профессиональная идентичность.

Как мы уже выяснили, 15 опрошенных студентов характеризуют себя как профессионалы в сфере музыки. Для 7 (47 %) из них данная характеристика является главной, так как стоит в начале списка.

Таким образом, учебно-профессиональная позиция является крайне важной составляющей социального «я» музыканта. Это можно объяснить спецификой музыкального образования, которое включает в себя три необходимых звена: музыкальная школа, музыкальный колледж и консерватория.

Стоит обратить внимание на тех студентов, в работах которых не были выявлены ни профессиональная, ни половая идентичность. Работа психолога должна быть направлена на оказание помощи выпускникам, находящимся в сложной ситуации.

С помощью методики «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой определялся ведущий тип мотивации: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы. Согласно исследованиям автора методики, преобладание внутренних мотивов и внешней положительной мотивации свидетельствует об удовлетворенности трудом и его высокой производительности.

Преобладание внутренних мотивов над внешними зафиксировано у 83 % студентов консерватории. Внутренние мотивы возникают непосредственно из потребностей человека. Внутренние мотивы выбора профессии - возможность проявить творчество, умение контактировать с людьми, соответствие профессии и способностей человека.

Высокие показатели внешних мотивов зафиксированы у 11 % студентов консерватории. Из полученных данных видно, что у 1 человека (6 %) показатели внутренней и внешней мотивации имеют одинаковые значения.

У 61 % студентов преобладают внутренние мотивы и внешние положительные мотивы. Следовательно, данные студенты наиболее удовлетворены собственной деятельностью.

Среди внутренних мотивов у студентов преобладают внутренние социально значимые мотивы. Следовательно, для этих студентов (66 %) важны общественная значимость профессии, они удовлетворены выбранной профессией благодаря ее творческому характеру и возможности общения с людьми. Можно предположить, что эти данные свидетельствуют о стремлении работать в направлении «человек - человек». Для музыканта такими профессиями могут быть педагог, артист оркестра или ансамбля.

В группе внешних мотивов у большинства студентов выявлено преобладание внешних положительных мотивов выбора профессии. У 83 % студентов-музыкантов (15 человек) высокие показатели внешних положительных мотивов. Соответственно, для этих студентов важны одобрение коллектива, престиж собственной профессии, материальная составляющая.

17 % студентов (3 человека) имеют высокие показатели внешних отрицательных мотивов. Для них ведущими мотивами являются наказание, критика, осуждение.

Подведем итоги первичной диагностики. Основная часть студентов консерватории (83 %) имеет выраженную учебно-профессиональную позицию. Среди мотивов выбора профессии преобладают внутренние мотивы и внешние положительные мотивы.

Третий этап - проведение со студентами консерватории профориентационных занятий «Профессиональное самоопределение музыканта», которые рассчитаны на 6 часов.

В процессе проведения занятий решались следующие задачи: знакомство, принятие правил; самоисследование; определение трудностей и проблем; развитие новой модели поведения, уверенности в себе, коммуникативных навыков, повышение самооценки; подведение итогов и рефлексия.

На занятиях использовались следующие методы и техники: упражнения на развитие коммуникативных навыков - «Встреча», «Публичное интервью»; упражнения на развитие уверенности в себе - «Разведчики», «Картина моего будущего», «Ода о себе»; упражнения на повышение самооценки - «Ладошка», «Ресурсы»; диагностика уровня самооценки - «Экспресс-диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [11]; упражнения на развитие

представления о себе - «Самоописание», «Ищу друга», «Мои достижения»; упражнения на построение жизненных и профессиональных перспектив - «Алгоритм моего будущего», «Мои жизненные и профессиональные планы», «Портрет моей работы», «Призвание», «Пять шагов» [12].

Студенты ознакомились с правилами групповой работы, в ходе занятий следовали установленным правилам и подмечали их нарушения.

Так, на первом занятии упражнение «Ищу друга» показало, что не все студенты могут охарактеризовать себя, а также представить требования к качествам потенциального друга. У нескольких студентов встречались негативные характеристики.

На втором занятии в процессе выполнения упражнения «Браво» один из студентов признался, что он редко выступает на сцене и, следовательно, ему аплодируют нечасто. Как сказал студент, аплодисменты группы ему понравились. Он хотел бы периодически повторять это упражнение.

Некоторые студенты говорили, что им сложно было выполнять упражнение «Мои достижения». Как и на прошлом занятии, встречались негативные ответы: «особенно хорошо мне ничего не удается», «у меня ничего хорошо не получается». Таким образом, данные студенты не видят своих внутренних ресурсов, которые способствуют достижению желаемых целей.

В ходе упражнения «Самоописание» были выявлены студенты с низкой самооценкой, что подтверждает результаты первичной диагностики. Для более точного результата в качестве домашнего задания студентам была предложена «Экспресс-диагностика уровня самооценки личности».

На четвертом занятии в процессе выполнения упражнения «Пять шагов» студенты были разделены на группы, каждая из которых предлагала свой вариант достижения поставленной цели (устройство на работу). Группы предлагали разные способы достижения данной цели.

В ходе упражнения «Призвание» не все участники смогли определить свое призвание. Несколько студентов не связали его с музыкальной деятельностью.

На пятом занятии участники с интересом выполняли упражнение «Ода о себе», составив небольшие стихотворения или оду в прозе.

Студенты узнали о мотивах выбора профессии с помощью упражнения «Публичное интервью», в ходе которого выяснили, что некоторые поступили в колледж и в консерваторию по желанию родителей или от безысходности.

Основная часть студентов подчеркивала, что не представляет свою жизнь без сцены и концертов. Они также отмечали, что в консерватории или уже на старших курсах музыкального колледжа определились со своей специальностью. Студент, например, может быть солистом, артистом оркестра, артистом ансамбля, учителем в детской музыкальной школе, преподавателем в музыкальном колледже и консерватории, композитором, теоретиком музыки. Из этого списка студенты сделали выбор в пользу того или иного (или нескольких) вида занятий в рамках своей профессии.

На завершающем занятии участники с удовольствием выполнили упражнение «Картина моего будущего». Но затруднения возникли у тех, кто обучается не по собственному желанию, а также из-за нежелания попробовать себя в других направлениях. Картина будущего таких студентов была абстрактной: «найти какую-нибудь работу», «заниматься чем-нибудь».

Подведем итоги занятий «Профессиональное самоопределение музыканта». Студенты убедились в необходимости осознанного выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Были выявлены студенты с низким уровнем профессионального самоопределения.

На четвертом этапе осуществлялись вторичная диагностика для изучения динамики результатов исследования, анализ результатов и подведение итогов исследования социально-психологических особенностей студентов консерватории.

Рассмотрим результаты вторичной диагностики, связанные с учебно-профессиональной позицией.

На этапе первичной диагностики было выявлено 83 % студентов, которые относятся к себе как к субъектам определенной профессиональной деятельности. Согласно результатам вторичной диагностики, этот результат увеличился до 89 %. Соответственно, уменьшилось количество студентов, которые не относят себя к профессиональным музыкантам. Теперь этот показатель составляет 11 %.

Результаты вторичной диагностики показывают также, что неадекватно заниженную самооценку имеют 11 % студентов консерватории, неадекватно завышенную - 17 %, адекватную -72 % студентов консерватории. Наблюдается положительная динамика: уменьшилось количество студентов с завышенной и заниженной самооценкой, увеличилось количество студентов, имеющих адекватную самооценку.

Согласно результатам методики «Мотивы выбора профессии», на этапе вторичной диагностики у 89 % студентов консерватории внутренние мотивы преобладают над внешними, что сви-

детельствует о положительной динамике. Не изменились показатели преобладания внешних мотивов над внутренними - 11 % студентов-музыкантов. Студенты, у которых показатели внутренней и внешней мотивации имели равные значения, не выявлены в ходе вторичной диагностики. До 78 % увеличилось количество студентов, у которых преобладают как внутренние мотивы, так и внешняя положительная мотивация, что является улучшением по сравнению с показателями, зафиксированными в начале работы (61 %).

Анализ результатов первичной и вторичной диагностик показал: увеличилось количество студентов с адекватной самооценкой, выраженной учебно-профессиональной позицией, и тех, у кого внутренние мотивы выбора профессии преобладают над внешними. Соответственно, основная часть студентов консерватории не имеет трудностей, связанных с профессиональным самоопределением.

В ходе исследования было выявлено, что музыканты ответственно подходят к выбору своей профессии. Для них важны престиж, заработная плата, хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе. Студенты консерватории адекватно оценивают свои достоинства и недостатки. Студенту консерватории, который инициативен, творчески относится к своему труду, нужны не только глубокие знания в области музыкального искусства, психологии, педагогики, но и особые личностные качества, специальные знания и умения, которые бы способствовали активизации разных сторон профессионально-творческого потенциала личности.

Эффективность исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории обусловлена осуществлением комплексного подхода, включающим: диагностику самооценки студентов, анализ учебно-профессиональной позиции, диагностирование мотивов выбора профессии музыканта, групповые занятия.

В ходе исследования были раскрыты социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов консерватории: ощущение принадлежности к музыкальной деятельности, положительная профессиональная мотивация, способность к формированию индивидуальной системы приемов, творческое отношение к профессии, степень сформированное™ навыков саморегуляции, ранняя профессионализация. Знание данных особенностей содействует достижению значимых результатов в выбранной профессии, так как успешность процесса профессионального самоопределения студентов консерватории зависит от успешной музыкальной деятельности, наличия музыкальных приоритетов, исполнительских качеств.

Итак, исследование показало, что специфика подготовки музыканта-профессионала оказывает влияние на процесс профессионального самоопределения, что подтверждает актуальность исследования. Построение личного профессионального плана студентами консерватории способствует формированию устойчивого интереса и позитивного отношения к выбранной профессии, а также готовности к преодолению профессиональных трудностей.

Таким образом, изучение социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов консерватории показывает готовность будущих музыкантов к построению и реализации жизненных, личностных и профессиональных перспектив как сложноор-ганизованной и комплексной деятельности. Это способствует развитию уверенности в правильности принятого решения о профессиональном будущем, что позволяет им осознанно и ответственно вести себя при трудоустройстве.

Ссыпки:

1. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148-156 ; Макарова М.Ю. Проектирование информационной системы поддержки профориентационных процессов различных уровней // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2012. № 9. С. 26. https://doi.org/10.7463/0912.0452460 ; Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие. 4-е изд., стер. М., 2007. 477 с.

2. Звонова Е.В., Королева Т.И. Мотивационный аспект профессионального самоопределения педагога-музыканта // Aktuâinl pedagogika. 2016. № 1. С. 26-30.

3. Барсукова О.В., Григорьева Е.В. Представленность профессиональной идентичности в самосознании студентов-психологов и студентов-музыкантов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2013. № 1. С. 321-324 ; Кузьмина Е. Профориентация: эффективность и качество // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 24-31 ; Abramauskiene J., Kiriiauskiene R. Muzikos pedagogo profesijos pasirinkimo motyvai ir jq kaita studijq metu // Pedagogika: moksio darbai. 2014. Voi. 113, no. 1. P. 45-57.

4. Лучинина О.А., Винокурова Е.С. Практическая психология для музыкантов : учеб.-метод. пособие. Астрахань, 2008. 144 с.

5. Ручимская С.В., Петровская Л.Н. К проблеме профессионального самоопределения и творческой самореализации музыканта в современном мире // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 24. С. 34-39.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений. 4-е изд., стер. М., 2010. 304 с.

7. Львова С.В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2014. № 4 (12). С. 28-36.

8. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учеб. для студентов учреждений высшего проф. образования. М., 2013. 208 с.

9. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности : учеб. пособие. М. ; Воронеж, 2008. 256 с.

10. Новиков М.Г. Особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение молодежи // Мир психологии. 2009. № 3. С. 240-245.

11. Климов Е.А. Указ. соч.

12. Лучинина О.А., Винокурова Е.С. Указ. соч.

References:

Abramauskiene, J & Kirliauskiene, R 2014, 'Muzikos pedagogo profesijos pasirinkimo motyvai ir jq kaita studijq metu', Ped-agogika: mokslo darbai, Vol. 113, No. 1, pp. 45-57, (in Lithuanian).

Barsukova, OV & Grigoryeva, EV 2013, 'Representation of professional identity in self-consciousness of students majoring in psychology and music', Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psikhologicheskoye soprovozhdeniye, razvitiye, sotsializatsiya : ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Rostov-on-Don, No. 1, pp. 321-324, (in Russian).

Ivanova, NL & Koneva, EV 2004, 'Professional identity and professional space', Mir psikhologii, No. 2, pp. 148-156, (in Russian).

Klimov, EA 2010, Psychology of professional self-determination, manual, Moscow, 304 p., (in Russian). Kuzmina, E 2002, 'Vocational guidance: efficiency and quality', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, No. 3, pp. 24-31, (in Russian).

Luchinina, OA & Vinokurova, ES 2008, Applied psychology for musicians, manual, Astrakhan, 144 p., (in Russian). Lvova, SV 2014, 'The development of professional self-determination in teachers' training university students', Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya, No. 4 (12), pp. 28-36, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Makarova, MYu 2012, 'Designing an information system to support career guidance processes at various levels', Science and Education of the Bauman MSTU, No. 9, p. 26, https://doi.org/10.7463/0912.0452460.

Novikov, MG 2009, 'Peculiarities of the impact of personal qualities on the professional self-determination of the youth', Mir psikhologii, No. 3, pp. 240-245, (in Russian).

Pryazhnikov, NS & Pryazhnikova, EYu 2007, Psychology of labor and human dignity, manual, 4th ed., Moscow, 477 p., (in Russian).

Pryazhnikov, NS & Rumyantseva, LS 2013, Self-determination and career guidance of students, textbook, Moscow, 208 p., (in Russian).

Ruchimskaya SV & Petrovskaya LN 2014, 'Concerning the problem of professional self-determination and creative self-fulfillment of a musician in the modern world', Intellektual'nyy potentsialXXI veka: stupenipoznaniya, No. 24, pp. 34-39, (in Russian).

Zeer, EF & Rudey OA 2008, Psychology of professional self-determination in early adolescence, manual, Voronezh, 256 p., (in Russian).

Zvonova, EV & Koroleva, TI 2016, 'Motivational aspect of professional self-determination of a music teacher', Aktualni ped-agogika, No. 1, pp. 26-30, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.