Научная статья на тему 'Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД'

Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2623
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники правоохранительных органов / противозаконный / поведение / анкетный опрос / Интеллектуальный / эмоциональный / поведенческий / ценностные ориентации / мотивы правонарушения / личностные особенности / employees of the Ministry of Internal Affairs / Illegal / Behavior / Questionnaire / Intellectual / emotional / behavioral / value orientations / motives of an offence / personal features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Наталья Валерьевна

В статье предпринята попытка отражения нового взгляда на проблему противоправного поведения и предложены социально-психологические методы исследования. Проведенный анкетный опрос позволяет изучить отношение сотрудников к нормам поведения в системе МВД, индивидуальные особенности тенденции к нарушению служебной дисциплины. Главная идея статьи изучение психологических особенностей сотрудников, которые нарушают служебную дисциплину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts reflection of a new look at the problem of illegal behavior, and proposes sociopsychological methods of research. The developed questionnaire allows studying the attitude of employees to the norms of behavior in the system of Ministry of Internal Affairs, individual features of the tendency to the infringement of the service discipline. The main idea of the article is study of psychological peculiarities of employees who violate official discipline.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД»

Таким образом, можно сделать вывод, что знание психологических основ управления психическими состояниями человека способствует повышению профессионализма сотрудников, поддержанию их психического здоровья. Сотрудник обязан уметь вовремя замечать воздействия стрессовых факторов, возникновение состояний психологического напряжения, быстро и эффективно «разряжать» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, мгновенно собрать воедино все физические и психические силы. Одним из основных моментов психологического сопровождения сотрудников ОВД, в том числе и сотрудников вневедомственной охраны, является профессионально-психологическая подготовка. Необходимо подойти к обучению сотрудников не только с точки зрения изучения теоретических аспектов психологии, важно обучение приемам саморегуляции, методам выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач на практике важно для сохранения психического здоровья сотрудников.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Н. В. Кожевникова

В статье предпринята попытка отражения нового взгляда на проблему противоправного поведения и предложены социально-психологические методы исследования. Проведенный анкетный опрос позволяет изучить отношение сотрудников к нормам поведения в системе МВД, индивидуальные особенности тенденции к нарушению служебной дисциплины. Главная идея статьи - изучение психологических особенностей сотрудников, которые нарушают служебную дисциплину.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, противозаконный, поведение, анкетный опрос, интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий, ценностные ориентации, мотивы правонарушения, личностные особенности.

Одной из актуальных проблем повышения эффективности правового регулирования является проблема формирования правосознания сотрудников ОВД. Только правильно сформированное профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел способно решить ряд проблем деструктивного поведения. Низкий уровень профессионального правосознания сотрудников, его деформация способны существенно ослабить регулятивную функцию права и повлечь различные нарушения в деятельности органов внутренних дел.

Предпринята попытка отражения нового, психологического, взгляда на проблему противоправного поведения сотрудников правоохранительных органов, на природу и этиологию возникновения таких негативных явлений, как коррупция и другие нарушения законности.

Данный подход позволяет выработать превентивные меры, направленные на профилактику и коррекцию поведения личности.

Основная идея базируется на анализе групповых норм, социальных детерминант поведения сотрудников ОВД, интернализации социальных норм (внутреннее принятие норм поведения), установленных Кодексом чести, Положением о прохождении службы и другими нормативно-правовыми актами. Практическое применение ее позволит дифференцировать случаи нарушения правопорядка сотрудниками, осуществить комплексный подход к решению данной проблемы, учитывая кадровые, воспитательные, психологические аспекты в работе с личным составом.

Избранные социально-психологические методы исследования обращены к личности и коллективу, сложным личностным и межличностным образованиям, которые нелегко выявить и однозначно интерпретировать. Социально-психологическое исследование - это выявление наличия истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами, осуществляемое с целью получения информации для совершенствования воспитательного процесса и выбора адекватных форм и методов работы с коллективами ОВД и отдельными сотрудниками правоохранительных органов.

Для изучения социально-психологических причин, нарушений норм поведения сотрудников была разработана анкета (прил.). В основу анкеты легло понятие «правовая социализация», которое включает в себя три компонента: интеллектуальный, оценочный (эмоциональный), поведенческий (2, 184), а также установленные нормы поведения, адаптированные для данной категории сотрудников правоохранительных органов.

Интеллектуальный компонент правосознания характеризовался суммой правовых знаний и умений.

Эмоциональный включал в себя оценочные суждения и отношение к нормам права (положительное, отрицательное, негативное).

Поведенческий компонент предполагал наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Анкета состоит из нескольких блоков:

1) отношение к принятым в ОВД нормам;

2) принятие и непринятие групповых норм поведения;

3) идентификация себя с группой;

4) личностные ценности, их сопоставление с групповыми ценностями;

5) причины и факторы, провоцирующие нарушение норм поведения;

6) личностные особенности сотрудника, связанные с нарушением;

7) факторы, формирующие правомерное поведение;

8) меры, необходимые для борьбы с данным негативным явлением.

Метод опроса - это метод сбора первичной информации, основанный на опосредованном социально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента (анкета).

В авторской анкете объединены диагностические элементы изучения личности: семантический дифференциал, модифицированная методика «ценностные ориентации» М. Рокича, адаптивный вариант «Я» социально-символического задания. При интерпретации результатов анкетирования необходимо использовать методы статистической обработки социально-психологической информации, а также дополнительную информацию согласно используемым элементам диагностирования. Так, вопрос 6 «Я» социально-символического задания (The Self Social Symbols Tasks) - проективная методика исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоотношения и самоидентичности. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из 10 кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя. Например: выберите, пожалуйста, место, которое Вы занимаете в коллективе ОВД по отношению к соблюдению правомерного поведения. Считается, что символическое задание соответствует различным аспектам «я»-концепции. В данном случае диагностируется особенность самооценки (восприятия субъектом своих ценностей): чем больше вправо расположен вариант ответа, тем более сотрудник подсознательно ориентирован на нарушение и несоблюдение норм поведения, а чем больше влево отмечен вариант ответа, тем ярче выражено конвенциональное поведение, направленное на соблюдение норм поведения.

Вопросы 16, 17 заимствованы из методики «ценностные ориентации» М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет: основу ее отношения к окружающему миру, другим людям; ядро мотивации жизненной активности; основу жизненной концепции.

Терминальные ценности (цели) - убеждения в том, что определенная конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности (средства) - убеждения в том, что какой-либо образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Вопросы включают в себя два списка ценностей (по 10 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Среди приемов упорядочения экспериментальных данных наиболее часто используется ранжирование. Оно означает расположение объектов в заданной последовательности, осуществляется путем присвоения определенных рангов, т. е. порядковых номеров. Сопоставление двух ранжированных рядов позволяет установить наличие или отсутствие связи между ними. Связь между двумя переменными в статистике называют корреляцией, и она выявляется путем подсчета коэффициентов корреляции (табл. 1).

Вопросы 20, 23 - семантический дифференциал (от греч. semantikos - обозначающий и от лат. differentia -разность) - метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т. д. Техника анализа, разработанная Ч. Осгудом (1957 г.), предназначалось для измерения различий в интерпретации понятий испытуемым. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрели для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта. Суть методики сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступать слово, понятие, в данном случае оцениваются путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Семантический дифференциал является, таким образом, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Адаптивность данного метода заключается в том, что за основу взято не 7 делений, а 5, и составление семантического дифференциала не придерживается полярности («положительных» - «отрицательных» суждений) с целью валидности результатов и более внимательного заполнения анкеты респондентами (табл. 2).

Таблица 1

Качество Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить Ранг

Активная деятельная жизнь (полная и эмоциональная насыщенность жизни) от 1 до 10

Таблица 2

Признак +2 +1 0 -1 -2 Признак

Верность в выполнении служебного долга 5 4 3 2 1 Равнодушие к служебному долгу

Халатное выполнение приказов 1 2 3 4 5 Добросовестное выполнение приказов

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по 3. Петровский А. В. Социальная психология: учебное по-

психодиагностике. - СПб., 2000. собие. - М., 1987.

2. Мартовская И. Д., Тихомиров С. Н. Юридическая пси- 4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика:

хология: учебное пособие. - М., 2005. (методики и тесты). - Самара, 2000.

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Просим Вас принять участие в анонимном социально-психологическом исследовании.

Ваши искренние ответы позволят внести коррективы в практику правоохранительной деятельности. От Вашего мнения и опыта будет зависеть в дальнейшем урегулирование системы профессиональных взаимоотношений в подразделениях ОВД.

В предложенной анкете даются варианты ответов на поставленные вопросы. Отметьте, пожалуйста, крестиком вариант ответа, соответствующий Вашему мнению. Полученные сведения будут использованы в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не нужно.

Спасибо за добросовестно и ответственно проделанную работу!

1. Удовлетворены ли Вы современным состоянием органов внутренних дел?

Безусловно, да Да Нет Безусловно, нет Затрудняюсь ответить

2. Как Вы оцениваете уровень своей приспособленности к установленным требованиям деятельности системы ОВД?

2.1. Безоговорочно выполняю все требования, предъявляемые службой в ОВД.

2.2. Стараюсь в основном выполнять все требования, предъявляемые деятельностью.

2.3. Принимаю решение в зависимости от ситуации.

2.4. Чаще не выполняю, чем выполняю.

2.5. Стараюсь избегать выполнения требований неразумных, не адекватных ситуации.

3. Возникали ли у Вас какие-либо профессиональные ситуации, которые противоречили бы Вашей внутренней личностной позиции и Вашим убеждениям?

Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

4. Насколько охотно Вы принимаете участие в традиционных мероприятиях, в жизни коллектива ОВД (профессиональные праздники, присвоение званий, назначение на должности)?

Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

5. На чем, по Вашему мнению, основываются и формируются правовые нормы, действующие в системе правоохранительных органов?

№ п/п Фактор Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

5.1 Социально-экономическая система в стране в целом

5.2 Общественное мнение о милиции

5.3 Престижность службы в ОВД

5.4 Внутренняя культура ОВД

5.5 Неформальные группы в коллективах ОВД

5.6 Нормативно-регламентирующие документы (Конституция РФ, Присяга, Закон РФ «О милиции», уголовное законодательство РФ, Кодекс чести, Положение о службе)

5.7 Ведомственные учебные учреждения МВД РФ

5.8 Сложившиеся традиции службы в ОВД

5.9 Мнение большинства сотрудников, наиболее опытных и авторитетных

6. Выберите, пожалуйста, место, которое Вы занимаете в коллективе ОВД относительно соблюдения правомерного поведения.

7. Укажите, пожалуйста, что Вам помогло в усвоении норм поведения, установленных в системе органов внутренних дел для осуществления наиболее успешной оперативно-служебной деятельности?

№ п/п Фактор Безусловно, да Да Нет Безусловно, нет Затрудняюсь ответить

7.1 Предыдущий профессиональный опыт

7.2 Жизненный опыт

7.3 Взаимодействие с другими людьми (сотрудниками)

7.4 Наблюдение за более опытными сотрудниками

7.5 Собственные ошибки (негативный опыт)

7.6 Средства массовой информации

7.7 Поддержка и тесное взаимодействие с наставником

7.8 Шаблон поведения сотрудников, имеющих высокую квалификацию

7.9 Обучение в учебном центре МВД

7.10 Обучение в учебном учреждении МВД России

7.11 Ничего

8. Я всегда и во всем согласен с распоряжениями и указаниями, какими бы они ни были?

Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

9. Какие мотивы правонарушений сотрудников ОВД, по Вашему мнению, являются ведущими?

№ п/п Мотив Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

9.1 Корыстные цели

9.2 Отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие)

9.3 Семейные неурядицы, конфликты, неразделенная любовь

9.4 Отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до службы в органах внутренних дел

9.5 Национальные, религиозные и другие предрассудки

9.6 Переутомление, предстрессовое и иное болезненное состояние

9.7 Злоупотребление спиртными напитками и нарушение на этой основе психического состояния сотрудника

10. Я не скрываю своих мыслей от окружающих сослуживцев?

Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

11. Определите факторы оперативно-служебной деятельности, которые на Ваш взгляд, являются предпосылкой к нарушению служебной дисциплины сотрудниками ОВД и преступных деяний.

№ п/п Фактор Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

11.1 Стремление обеспечить высокие показатели

11.2 Недостаток времени при рассмотрении материалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.3 Недостаточно высокие профессиональные знания

11.4 Безразличие к перспективам службы (намерение об увольнении из ОВД)

11.5 Недобросовестное выполнение обязанностей

11.6 Непонимание действий сотрудников ОВД гражданскими лицами

11.7 Сращивание с преступным миром, предательство интересов службы

11.8 Безнаказанность за проступки и различные нарушения сотрудников

11.9 Расхождение взглядов и мнений с другими представителями власти (организациями власти)

11.10 Укрытие от регистрации и учета преступлений, их сокрытие из карьерных или корыстных соображений

11.11 Грубое нарушение законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива

11.12 Разглашение служебной тайны

11.13 Корыстное использование служебного положения, коррумпированность, взяточничество

11.14 Сокрытие фактов нарушения законности прямыми и непосредственными начальниками правонарушителей

11.15 Отсутствие надлежащего контроля за состоянием законности в службе

12. Какие меры, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными по предупреждению правонарушений со стороны сотрудников ОВД?

№ п/п Мера Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

12.1 Поощрение

12.2 Наказание

12.3 Рассмотрение на судах чести

12.4 Работа наставничества

12.5 Беседы с командиром (начальником службы)

12.6 Обсуждение проступка в кругу семьи

12.7 Работа психолога

12.8 Аттестационная комиссия (перемещение по службе, увольнение и т. д.)

12.9 Рассмотрение на общем собрании ОВД

12.10 Рассмотрение на собрании службы

12.11 Изучение нормативных документов, регламентирующих работу отдельных служб

13. Насколько Вам удается соблюдать в своей повседневной служебной деятельности нормы поведения, предусмотренные системой правоохранительных органов?

№ п/п Норма поведения Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

13.1 Быть примером в исполнении законов

13.2 Не допускать влияния любых политических взглядов на свои действия

13.3 Оставаться верным Присяге, служебному и гражданскому долгу

13.4 Быть гуманным, великодушным и милосердным по отношению к человеку

13.5 Не допускать попустительства злу и безнаказанности

13.6 Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности и приказы начальников

13.7 Охранять установленный Конституцией и законом РФ правовой порядок

13.8 Проявлять твердость, профессиональнонравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с преступностью

13.9 Гордиться своей профессией

13.10 С честью и достоинством носить форменную одежду

13.11 Вежливо обращаться с гражданами

13.12 Отстаивать честь своего подразделения

13.13 Разумно использовать правомочия в рамках закона

13.14 Не терять самообладание и достоинство при вынужденном правомерном применении физической силы

13.15 Постоянная готовность бескорыстно прийти на помощь

13.16 Не допускать злоупотребления служебным положением

13.17 Правильно и с достоинством воспринимать критику и замечания сотрудников

13.18 Моральный долг: высокая организованность, дисциплинированность, исполнительность

13.19 Достойно переносить трудности, связанные со службой в ОВД

13.20 Самоотверженность и неуклонность всеми правовыми мерами оберегать невиновных от беззакония и обмана

13.21 Соблюдать требования уставов

13.22 Отдавать честь вышестоящему руководству, соблюдать субординацию в отношениях

13.23 Следить за состоянием форменной одежды

14. Считаете ли Вы, что служебные машины ОВД должны быть с опознавательными знаками?

Безусловно, да Да Нет Безусловно, нет Затрудняюсь ответить

15. Всегда ли Вы высказываете критические замечания вышестоящему руководству?

Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

16. 1) оцените значимость для Вас разных профессиональных целей, к которым Вы стремитесь в своей профессиональной деятельности;

2) проранжируйте их по порядку значимости. Выберите первой ту цель, которая наиболее значима для Вас, и поставьте цифру 1 в соответствующей графе. Затем выберите следующую и поставьте цифру 2 и так далее. Наименее важная для Вас цель будет отмечена номером 10.

№ п/п Цель Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить Ранг

16.1 Активная деятельная жизнь (полная и эмоциональная насыщенность жизни)

16.2 Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

16.3 Интересная работа

16.4 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

16.5 Общественное признание (уважение окружающих, сотрудников по службе)

16.6 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

16.7 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

16.8 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

16.9 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

16.10 Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

17. 1) оцените значимость для Вас личностных качеств, которыми Вы руководствуетесь в своей профессиональной деятельности для достижения целей;

2) проранжируйте их по порядку значимости. Выберите первое личностное качество, которое наиболее значимо для Вас, и поставьте цифру 1 в соответствующей графе. Затем выберите следующее и поставьте цифру 2 и так далее. Наименее важное для Вас личностное качество будет отмечено номером 10.

№ п/п Качество Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить Ранг

17.1 Аккуратность (чистоплотность), порядок в делах

17.2 Воспитанность (хорошие манеры)

17.3 Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

17.4 Исполнительность (дисциплинированность)

17.5 Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

17.6 Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

17.7 Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

17.8 Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

17.9 Честность (правдивость, искренность)

17.10 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале навыки правомерного поведения, которыми, по Вашему мнению, необходимо обладать сотруднику для осуществления деятельности по защите прав и законных интересов граждан, при охране общественного порядка? Оценка «1» - не требуется обладать, «5» - обязательно требуется обладать.

№ п/п Навык примерного поведения Балл

18.1 Соблюдение профессиональной этики и норм морали при общении с гражданами, задержанными и осужденными

18.2 В правоприменительной деятельности сохранять «холодную голову» даже в негативной психолого-эмоциональной атмосфере

18.3 Уметь локализовать, а не провоцировать обострение конфликта

18.4 Грамотно толковать юридическую норму и быть способным «наложить» ее на конкретную правовую ситуацию

18.5 Оформить принятое правовое решение законным и обоснованным актом (постановлением, обвинительным заключением, приказом и т. д.)

18.6 Знание прав и обязанностей гражданина РФ

18.7 Знание прав и обязанностей сотрудника правоохранительных органов

18.8 Четко следовать инструкциям и нормативно-правовым документам в работе

19. Укажите, насколько Ваши принципы и нормы поведения близки с общепринятыми групповыми нормами поведения (коллектива ОВД)? Цифра «1» характеризует, что нормы собственные не соответствуют групповым и противоречат им; «10» - собственные нормы очень близки и совпадают с групповыми. В какую клетку Вы поместили бы свою позицию?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Какие отличительные личностные особенности, на Ваш взгляд, характерны для сотрудника, склонного к нарушению служебной дисциплины?

№ п/п Личностная особенность +2 +1 0 -1 -2 Личностная особенность

20.1 Верность в выполнении служебного долга Равнодушие к служебному долгу

20.2 Халатное выполнение приказов Добросовестное выполнение приказов

20.3 Способность достойно переносить трудности, связанные со службой Неспособность достойно переносить трудности, связанные со службой

20.4 Высокомерие Тактичность

20.5 Способность хранить государственную и служебную тайну Болтливость, разглашение государственных и служебных тайн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.6 Некорректность Корректность

20.7 Г отовность оказать помощь Нежелание оказывать помощь

20.8 Враждебность Дружелюбие

20.9 Внимательность Невнимательность

20.10 Подозрительность Откровенность

20.11 Справедливость, умение давать объективную оценку происходящему Предвзятость

20.12 Неряшливый и неопрятный внешний вид Достойный внешний вид

20.13 Творческие способности Стереотипность мышления

20.14 Нерасторопность, медлительность Оперативность

20.15 Законопослушность Игнорирование норм права

20.16 Бессовестность Чувство совести

20.17 Нравственность Безнравственность

20.18 Грубость Вежливость

20.19 Честность Лживость

20.20 Отсутствие чувства юмора Чувство юмора

20.21 Мужество Трусость

20.22 Рассеянность Сосредоточенность

20.23 Терпимость Раздражительность

20.24 Бесчестие Честь и достоинство

20.25 Адекватность действий Жесткость, прибегание к насилию

20.26 Безответственность Ответственность

21. В какой мере санкции, которые принимаются в отношении сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины и законности, являются, на Ваш взгляд, эффективными и не позволяют сотрудникам впредь допускать нарушения?

№ п/п Санкция Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

21.1 Снижение материальных надбавок (должностного оклада, ежеквартальной премии, % надбавок за сложность и напряженность, 13 заработной платы)

21.2 Перемещение по службе (понижение по должности)

21.3 Задержка очередного звания, наград или снижение в специальном звании на одну ступень

21.4 Один из видов дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии)

21.5 Общественное порицание

21.6 Устное взыскание

21.7 Беседы воспитательного характера (внушение, убеждение)

21.8 Осознание противоправности своего поведения

21.9 Перенос срока отпуска без учета пожелания сотрудника

21.10 Личный пример командира - начальника службы

22. Укажите, какие причины совершения правонарушений сотрудниками в системе правоохранительной деятельности являются основными? Выразите свое мнение, поставив отметку напротив каждого признака, определив степень выраженности.

№ п/п Причина Всегда Чаще всего Иногда Никогда Затрудняюсь ответить

22.1 Формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, бездушное отношение к подчиненным)

22.2 Злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, специальных средств и оружия)

22.3 Терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга

22.4 Халатное отношение к функциональным обязанностям

22.5 Формализм и упрощенчество при оформлении документации

22.6 Нарушение законодательства

22.7 Культивирование руководством наушничества и доносительства, разделение членов коллектива на «любимчиков» и «неугодных»

22.8 Психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений)

22.9 Приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности

22.10 Формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»)

22.11 Неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»)

22.12 Формирование атмосферы круговой поруки (проявляется в сокрытии от общественного взора фактов, порочащих репутацию данной профессиональной группы, подрывающих ее престиж)

22.13 Неблагополучная обстановка в семье (конфликты, недовольства, вызванные негативным отношением к службе, негативное воздействие семьи)

22.14 «Усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы

22.15 Грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем

22.16 Бытовое разложение, злоупотребление спиртными напитками в быту и на службе

22.17 Низкая правовая культура коллектива -«правовой нигилизм» (пренебрежительное, отрицательное или безразличное отношение к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений)

22.18 Низкий социальный престиж правоохранительных органов

22.19 Низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников правоохранительных органов

22.20 Негативное освещение деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации

22.21 Негативное отношение к людям по национальному признаку

22.22 Нарушение установленных правил несения службы, отсутствие в подразделениях должного уставного порядка

22.23 Любой ценой представить в выгодном свете результаты работы ведомства ОВД

22.24 Некритическое подчинение любым требованиям, исходящим от вышестоящей инстанции или вышестоящего лица

23. Какие отличительные личностные особенности, на Ваш взгляд, характерны для сотрудника, соблюдающего установленные нормы поведения?

№ п/п Личностная особенность +2 +1 0 -1 -2 Личностная особенность

23.1 Верность в выполнении служебного долга Равнодушие к служебному долгу

23.2 Халатное выполнение приказов Добросовестное выполнение приказов

23.3 Способность достойно переносить трудности, связанные со службой Неспособность достойно переносить трудности, связанные со службой

23.4 Высокомерие Тактичность

23.5 Способность хранить государственную и служебную тайну Болтливость, разглашение государственных и служебных тайн

23.6 Некорректность Корректность

23.7 Г отовность оказать помощь Нежелание оказывать помощь

23.8 Враждебность Дружелюбие

23.9 Внимательность Невнимательность

23.10 Подозрительность Откровенность

23.11 Справедливость, умение давать объективную оценку происходящему Предвзятость

23.12 Неряшливый и неопрятный внешний вид Достойный внешний вид

23.13 Творческие способности Стереотипность мышления

23.14 Нерасторопность, медлительность Оперативность

23.15 Законопослушность Игнорирование норм права

23.16 Бессовестность Чувство совести

23.17 Нравственность Безнравственность

23.18 Грубость Вежливость

23.19 Честность Лживость

23.20 Отсутствие чувства юмора Чувство юмора

23.21 Мужество Трусость

23.22 Рассеянность Сосредоточенность

23.23 Терпимость Раздражительность

23.24 Бесчестие Честь и достоинство

23.25 Адекватность действий Жесткость, прибегает к насилию

23.26 Безответственность Ответственность

24. Выразите, пожалуйста, свое отношение к нормам поведения сотрудника, предусмотренным системой правоохранительной деятельности. Цифра «1» соответствует негативному отношению, а «10», наоборот, положительному отношению. В какую из клеток Вы бы поместили свой ответ?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. За период службы в системе органов внутренних дел были ли Вы привлечены к дисциплинарной ответственности?

Нет 1 раз 2-3 раза 4 и более Много

26. Хотели бы Вы в настоящее время сменить место работы?

Да, с большим удовольствием Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить

27. Укажите Ваш стаж работы в ОВД.

До 1 года От 1 до 4 От 5 до 10 От 11 до 15 Свыше 15 лет

28. Обведите, пожалуйста, код службы, в которой Вы в настоящее время работаете:

016. ОКС и ВС 017.ОВО

018. ПВС

019. ОК

020. ОМОН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодарим за участие!

01. ОУР 06. Тыл 011. ГИБДД

02. УУДУУМ 07. ПДН 012. ЭКЦ

03. СО 08. ЛРР 013. м/в

04. ОД 09. ООП 014. ОБЭП

05. Штаб 010.ППСМ 015. д/ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.