Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слабослышащие дети / речевая коммуникация / социально-психологическая игра / hearing impaired children / verbal communication / socio-psychological game

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Труханова Ю.А., Рудзик А.С.

Статья посвящена проблеме речевой коммуникации детей с нарушениями слуха. Рассматривается возможность развития коммуникативных навыков и речевой коммуникации у слабослышащих младших школьников с использованием социально-психологические игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Труханова Ю.А., Рудзик А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL GAMES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN HEARING IMPAIRED PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the problem of speech communication of children with hearing impairments. The possibility of developing communication skills and verbal communication in hearing impaired primary schoolchildren using socio-psychological games is considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ Труханова Ю.А., Рудзик А.С. (Москва, МГППУ) boskis@yandex.ru

Аннотация. Статья посвященапроблеме речевой коммуникации детей с нарушениями слуха. Рассматривается возможность развития коммуникативных навыков и речевой коммуникации у слабослышащих младших школьников с использованием социально-психологические игр.

Ключевые слова: слабослышащие дети, речевая коммуникация, социально-психологическая игра.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL GAMES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN HEARING IMPAIRED PRIMARY

SCHOOLCHILDREN TrukhanovaYu.A., RudzikA.S.(Moscow, MSUPE) boskis@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of speech communication of children with hearing impairments. The possibility of developing communication skills and verbal communication in hearing impaired primary schoolchildren using socio-psychological games is considered.

Keywords:hearing impaired children, verbal communication, socio-psychological game.

Полноценное развитие ребенка, его психических функций, личностной и эмоциональной сферы происходит при условии и в процессе общения и прежде всего речевой коммуникации.

Нарушение слуха, ограничивающее возможности овладения речью и, следовательно, словесного общения, создает трудности в усвоении социального опыта, отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений (Т.Г. Богданова, 2002, с. 76).

Трудности речевой коммуникации отражаются на характере социального взаимодействия и в целом на социальном развитии слабослышащего ребенка.

С одной стороны, в силу слухоречевого нарушения дети получают ограниченную информацию о социальных и коммуникативных моделях, с другой, в том числе в связи с неразвитостью игры, не имеют возможности их полностью освоить и отработать стратегии социального взаимодействия. В общении и со взрослыми, и со сверстниками возникает определенный дефицит, проявляется недопонимание того, что происходит в процессе общения, а это, в свою очередь, приводит к трудностям речевой коммуникации.

Следует отметить, что проблема социализации не односторонняя, она проявляется и в том, что само слышащее общество также испытывает значительные трудности в установлении контактов, оказывается не готово к такому взаимодействию (А.В. Демина, 2019, с.392).

Интенсивное освоение детьми всех видов межличностных отношений приходится на младший школьный возраст. В этот период проявляются все проблемы и пробелы в развитии коммуникативных навыков, в том числе в речевой коммуникации. Поэтому развитие должно быть построено на базе понимания слабослышащими детьми контекста коммуникативной ситуации.

Наиболее благоприятные возможности для развития коммуникативных навыков и речи слабослышащего ребенка создает игровая деятельность, которая наряду с учебной

остается одним из главных видов деятельности младшего школьника. Речевая работа может проводиться с использованием разных видов игр - дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др. Мы предлагаем рассмотреть возможность использования в развитии речевой коммуникации слабослышащих младших школьников социально-психологические игры.

С нашей точки зрения, социально-психологические игры условно можно отнести к категории социально-моделирующих игр, в которых воспроизводится (моделируется) полисубъектное социальное взаимодействие и которые рассматриваются как эффективное средство социального воспитания (Е.Ю. Шибалов, 2012, с. 179).

Предлагаемые нами для развития коммуникативных умений и речевой коммуникации слабослышащих младших школьников социально-психологические игры моделируют, в первую очередь, саму ситуацию общения и содержат социально-коммуникативный компонент.

Следует учитывать, что проведение предлагаемых игр требует предварительной подготовки детей и уточнения необходимого словаря, в частности знания слов. Дети должны иметь представление об основных эмоциях - радость, грусть, страх, гнев (злость) и чувствах, таких как благодарность, уважение, обида, завить, скука и др. Т.е. уточняется базовая сформированность эмоционального интеллекта.

Слабослышащие младшие школьники, как правило, имеют представления об эмоциях, опознают их, но испытывают трудности в речевом оформлении (назывании) и, как следствие, затрудняются в выражении своих чувств в конкретной ситуации общения. Сложность в опознании эмоций для ребенка с нарушенным слухом заключается в том, что внешние проявления эмоций не всегда соответствуют реальному эмоциональному состоянию говорящего. Там, где слышащий может опереться на интонацию и характеристики голоса говорящего, слабослышащий оказывается лишен такой возможности (например, улыбка и смех сами по себе не всегда соответствуют эмоции «радость»). Еще большие трудности возникают в опознавании социальных чувств, особенно в случае невыраженности внешнего проявления. Полученные знания не всегда соотносятся с собственным опытом, в результате в социальном контакте слабослышащие дети часто испытывают неуверенность.

Подготовка может проходить в виде бесед или игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта, например, таких как «Семейка Гномс» (развитие эмоций и чувств) и «Азбука эмоций». Эти игры имеют несколько уровней сложности, которые можно использовать в зависимости от потребностей конкретной группы детей.

Приведем пример трех социально-психологических игр, модифицированных и адаптированных нами с учетом потребностей и возможностей слабослышащих детей.

1. Секреты(на основеигры «Семейные Псикреты. Необычный способ узнать друг друга», автор игры Г. Хорн, детский психотерапевт, Германия).Игра проводится в варианте, модифицированном с учетом слухо-речевых особенностей слабослышащих младших школьников и направлена на развитие осмысленности поведения, своего и других, а также сравнения своего поведения с принятыми в обществе нормами. В игре принимают участие от 5 до 10 человек: детей и взрослых. В процессе игры участники по очереди вытягивают карточки с текстом, содержащим различные утверждения, читают или прослушивают, после чего решают, подходит для них утверждение или нет. Если не подходит, игрок предлагает карточку другим участникам или убирает ее в коробку сброса. В ходе игры ведущий задает участникам вопросы, уточняющее причину присвоения карточки или отказа от нее, просит привести примеры из жизни или приводит свои. Цель игры - собрать свой портрет (свои «секреты»), собранные каждым игроком карточки в конце игры зачитываются другими игроками. В целях адаптации нами была упрощена конструкция фраз-высказываний с учетом слухоречевых возможностей детей и введены дополнительные карточки с текстами, отражающими особенности реагирования и социального взаимодействия людей с нарушенным слу-

хом (например: «Когда меня ругают, я выключаю аппарат. Я не слышу»; «Я злюсь, когда меня не понимают»; «Мне скучно /интересно играть со слышащими»; «Хорошо /Плохо, что я не слышу»).

Игра дает возможность говорить о вещах знакомых и понятных детям, увидеть и понять, что возможны различные мнения, разные варианты приемлемого поведения.

По сравнению с базовым вариантом в играх с участием слабослышащих детей значительно возрастает роль ведущего. Ведущий не только модерирует процесс игры -следит за выполнением правил, безопасностью, безоценочностью, но и акцентирует внимание детей на тех моментах, на которые они не обратили бы внимание сами, стимулирует речевую активность детей, помогает в речевом оформлении высказываний. Таким образом, ведущий, выступая как равноправный участник игры, в то же время направляет игровой процесс так, чтобы он для группы стал развивающим, восполняет дефициты опыта, который из-за ограниченности общения остался не осознанным, расширяет представления детей о разных формах поведения и реагирования, акцентирует внимание на разном опыте, позволяя по-новому увидеть и присвоить его.

2. Лепешка (автор игры - Г. Хорн).Игра, развивающая социальный интеллект, в первую очередь умение общаться, выражать свои пожелания и отстаивать свое мнение при помощи устной речи. В процессе игры создаются ситуации конфликта, которые могут быть разрешены разными способами: взаимными извинениями или обвинениями, просьбой о помощи, договором, высказыванием благодарности и др. Дети получают опыт использования разных стратегий решения конфликта, навыки регулирования своих эмоциональных состояний, в т.ч. агрессии. Игра имеет достаточно простые и понятные детям правила, однако в процессе проведения выявляется ряд трудностей, связанных с неумением детей объяснить свою позицию, бедностью словарного запаса и ограниченным набором стандартных речевых стратегий, используемых в конфликтных ситуациях. Поэтому для того, чтобы игра развивала детей, только руководства ведущего недостаточно. Для повышения самостоятельности детям предлагают карточки с вариантами стратегий решения конфликта - извинения, обвинения, просьбы и предположения помощи и высказывания благодарности. Игроки могут использовать эти карточки, выбирая те, которые, с их точки зрения, больше подходят к данной ситуации.

3. Соль жизни. Простые вопросы. Игра разработана на основе социально-психологической игры живого общения «Соль жизни» (автор игры - В. Ларионов). Игра охватывает основные сферы интересов детей на различных жизненных этапах. Игровое поле представлено 8 секторами - дом, игра, учеба, любовь, семья, друзья, дело жизни, моя жизнь. На игровом поле размещаются карточки с вопросами, дети слушают историю рассказчика, после чего могут задавать ему вопросы и делятся своими фишками, если у них тоже есть похожие истории. По мере продвижения по игровому полю выявляется общность жизненного опыта, появляется взаимный интерес. Дети получают возможность быть услышанными, обнаружить как своею уникальность, так и общность в группе игроков. В живом общении возникают темы, которые не обсуждались в других ситуациях, что позволяет расширить представление детей об окружающем мире.

Проведение социально-психологических игр является компетенцией педагога-психолога и осуществляется во внеурочной деятельности, например, в формате игрового клуба наряду с использованием других настольных игр.

Литература

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие. М.: Академия, 2002.

2. Демина А. В. Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. Т. 13. 2019. № 3 (44). С. 386395.

3. Хеллингер Е.В. Настольная психологическая игра «Лепешка». М.: Генезис, 1916.

4. Хеллингер Е.В. Семейные Псикреты. Необычный способ узнать друг друга. М.: Генезис, 1917.

5. Шибалов Ю.В. Социальные игры в практике воспитательной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Том IX. С. 177-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.