лось. 18 педагогов (из 34) предприняли попытку «распаковывания» нового смыслового содержания педагогических ситуаций посредством предлагаемой формы. 7 испытуемых учителей выразили готовность обсудить ситуации снова. 5 человек заявили, что им надо подумать (и позже выполнили это задание). Остальные отказались выполнить предлагаемую работу, сославшись на невозможность что-либо исправить. Не было равнодушных, не заинтересованных в собственных размышлениях лиц.
Таким образом, применение методик способствовало процессу осознания подлинной личностной позиции педагога, скрытых мотивов и переживаний, выявлению личных проблем и травмирующих факторов.
Понятия смысла и осознанности деятельности являются чрезвычайно перспективными в плане осмысления потенциала педагогической психологии по поиску путей и возможностей преодоления педагогом жизненных и профессиональных трудностей, в том числе и в плане преодоления узловых противоречий процесса становления профессионального сознания, проявляющихся в несоответствии провозглашаемых ценностных оснований профессии педагога и реалий его конкретной профессиональной деятельности.
В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что если рассматривать педагогическую деятельность с позиции смыслового подхода, интегрируя различные психолого-педагогические идеи смыслообразующего характера и основываясь на данных экспериментально-диагностических исследований, показывающих специфику смысловых образований профессионального сознания педагогов, можно:
• выявить систему методологических, теоретических механизмов, позволяющих определить многообразие психологической природы смыслообразования педагогической деятельности и тем самым задать векторы и критерии оценки ее эффективности в логике переориентации на возможность управления субъективными состояниями педагога при взаимодействии с объективной смысловой реальностью его профессиональной деятельности;
• определить и апробировать технологические механизмы, аккумулирующие
виды психологической поддержки педагогов, которые имеют семантический характер и могут быть применены не только в организованном специфическом смысловом педагогическом пространстве, но и в режиме инновационной работы или экспериментальной программы какого либо образовательного учреждения.
Литература
1. Агафонов, А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. СПб.: Речь, 2003.
2. Агафонов, А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания / А.Ю. Агафонов. Самара: Бахра-М, 2007.
3. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И.Сло-бодчиков // Вопр. психологии. 2000. №3. С.57 - 66.
4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003.
5. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов / В.В. Налимов. М.: Прогресс, 1993.
6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.
О.Н. БУРМИСТРОВА (Волгоград)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Дан анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности руководителя.
Приводятся результаты исследования, построенного на основе гипотезы о совокупном влиянии на руководителя внешних и внутренних факторов.
В настоящее время психологическая наука выходит на междисциплинарный уровень, поскольку накопился большой опыт узконаучных исследований, и теперь перед учеными стоит важная задача - связать эти исследования и открытия в одну логическую цепочку, где можно проследить взаимосвязи между различными явлениями.
© Бурмистрова О.Н., 2008
Анализ деятельности руководителя позволяет выделить несколько групп факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности. Всю совокупность факторов можно условно разделить на две большие группы: внешние факторы и внутренние.
Внешние факторы, формирующие социальную ситуацию в обществе, в конкретной отрасли, в организации, мы условно разделили на три уровня: общегосударственный (экономика страны, политика, изменения в законодательстве, демографическая ситуация); отраслевой (уровень взаимодействия компании с партнерами, конкурентами, потребителями, надзорными органами, местными властями); организационный (внутренняя жизнь организации, ее структура, коммуникации в организации, уровень развития компании и т.д.)
Факторы общегосударственного уровня влияют на деятельность организаций постоянно. Причем руководители, в свою очередь, не могут на них влиять - это условия, в которых необходимо осуществлять свою деятельность. Таким образом, эффективность руководителя на данном уровне связана с умением и способностью действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
На отраслевом уровне у руководителя появляется больше возможностей для минимизации влияния отрицательных факторов, управления ими. На этом уровне большое значение имеют разработка и реализация руководителем стратегии организации.
Организационные факторы настолько тесно взаимосвязаны с деятельностью руководителя, что можно говорить о влиянии и организационных факторов на руководителя, и руководителя - на организационные факторы.
Таким образом, значимость внешних факторов для деятельности руководителя очевидна. Тем не менее в рамках нашего исследования особый интерес представляют социально-психологические факторы.
Вторая группа факторов - внутренние. Именно этим факторам посвящено множество исследований. К внутренним факторам относятся личность руководителя, его стиль управления, особенности построения взаимоотношений с людьми. Исследования, посвященные внутренним факторам, начали проводиться в США в начале XX в.
В данных исследованиях можно условно выделить три подхода.
Первый подход основывается на том, что эффективные руководители обладают определенным набором личностных качеств. Среди таких качеств можно отметить уровень интеллекта, знания, честность, инициативность, образование и уверенность в себе. Представителем этого подхода является RalphM.Stogdill. Исследуя личностные качества успешных руководителей, он обнаружил, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. «Индивидуум проявляется как лидер, потому что он обеспечен способностями и характеристиками, которые признаны и одобрены членами группы» [6: 4 - 6].
В современной научной литературе можно встретить критику такого подхода, поскольку он основывается на совокупности конкретных качеств как фактора эффективности руководителя, в то время исследователи находили эффективных руководителей, которые не имели «необходимых» качеств.
Несмотря на серьезные разработки теорий личности, ученые не получили ответ на вопрос о том, от чего зависит и как можно повышать эффективность деятельности руководителя. В поисках ответа на данный вопрос исследователи вышли «за пределы» личности и обратили свое внимание на поведенческие факторы.
В разработке поведенческого подхода большую роль сыграла социальная психология. Данный подход основывается на понятии «стиль руководства». М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури отмечают, что стиль руководства - это «привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации» [7: 490 - 491]. Среди исследователей, которые разрабатывали свои концепции эффективности руководителя в рамках данного направления, можно назвать Д. МакГрегора, Р. Лайкерта [5: 6 -15; 4: 23].
Последний подход, характеризующийся наличием связующего звена между внутренними и внешними факторами, - ситуационный. В своих исследованиях авторы, изучая факторы эффективности деятельности руководителя, классифицировали большое количество ситуаций на основе специально разработанных критериев.
Представителями данного подхода являются Ф. Фидлер, П. Херси и К. Бланшар, Т. Митчелл и Р. Хаус, В. Врум и Ф. Йет-тон [1: 115 - 122; 2: 321].
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований подтверждает мысль о том, что важно учитывать как личностные и поведенческие факторы, влияющие на деятельность руководителя, так и социальный контекст.
Возникает закономерный вопрос о том, что такое эффективность и как ее измерить. Более того, как определить, что мы измеряем эффективность именно руководителя, а не его подчиненных. Ответы на данные вопросы достойны отдельных статей и дискуссий, в настоящей статье мы рассматриваем субъективное восприятие эффективности деятельности руководителя субъектами управленческой деятельности.
В 2006 г. нами было проведено исследование эффективности деятельности руководителя на промышленном предприятии деревообрабатывающей отрасли.
Цели исследования состояли в получении информации для разработки индивидуальных программ развития руководителей предприятия; определении критериев эффективности деятельности руководителей для разных субъектов управленческой деятельности.
Методика исследования основывалась на следующих методологических положениях относительно деятельности руководителя и факторов, влияющих на ее эффективность:
1. Эффективность деятельности руководителя зависит от совокупности внутренних и внешних факторов.
2. Внутренние факторы - профессиональные и личностные компетенции руководителя.
3. Внешние факторы - это факторы окружающей действительности: характеристики места работы, системы управления, организационной структуры и т.д.
Для того чтобы провести исследование факторов, влияющих на эффективность деятельности руководителя, мы использовали модель, применяемую при стратегическом планировании деятельности организации. Распространенным методом стратегического планирования является SWOT-анализ (акроним следующих слов: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы) [3]).
Методика SWOT-анализа была адаптирована нами для исследования факторов, влияющих на эффективность деятельности руководителя. Сбор информации был организован по методу «360 градусов».
Исследование включало в себя несколько этапов. На первом этапе проводилось интервью с руководителем. На втором - интервью с непосредственными подчиненными на основе той же схемы, что и с руководителем. После анализа данных, полученных в результате интервью с руководителями и подчиненными, был реализован третий этап, который заключается в предоставлении обратной связи руководителю, совместном обсуждении результатов и разработке программы развития, направленной на повышение эффективности руководителя.
После проведения интервью у нас получилось четыре массива данных:
1) сильные стороны руководителей, их внутренние ресурсы;
2) слабые стороны руководителей, ограничения;
3) факторы внешней среды, помогающие эффективно осуществлять деятельность (положительные внешние факторы);
4) факторы внешней среды, мешающие эффективному осуществлению деятельно -сти (отрицательные внешние факторы).
В целом, можно отметить, что факторы, которые положительно влияют на эффективность деятельности руководителей, лежат в пределах организации, хотя если подчиненные ограничивают эти факторы непосредственно предприятием, то руководители склонны рассматривать организационные факторы на уровне группы компаний. Для руководителей и подчиненных важными факторами, относящимися к категории «предприятие», являются профессионализм команды руководителей, уверенность в своевременной и компетентной помощи коллег. Факторы, относящиеся к категории «группа компаний», помогают руководителям проводить переговорные процессы.
Среди факторов, мешающих эффективному осуществлению деятельности, для руководителей наиболее негативными являются факторы из категорий «отраслевые», «общество и государство», а для подчиненных - факторы из категории «предприятие».
%
□ Руководители
□ Подчиненные
Рис. 1. Соотношение положительных внутренних факторов
Возникает противоречие, поскольку для подчиненных факторы из категории «предприятие» оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность руководителя. Основной массив проблем, которые, по мнению подчиненных, оказывают влияние на эффективность работы руководителей, связан с текучестью кадров, недостаточным финансированием производства и проблемами во взаимодействии между различными управленческими уровнями и подразделениями на предприятии.
Таким образом, к первоочередным проблемам, с которыми руководителям необходимо эффективнее справляться (если невозможно устранение этих трудностей), относятся взаимодействие с надзирающими органами и местными властями, несовершенство законодательства, демографическая ситуация, которая выражается в сокращении притока молодых работников.
Внутренние факторы эффективности деятельности руководителя можно отнести к нескольким категориям: знания, умения, опыт, поведение, личностные качества.
При анализе положительных факторов эффективности деятельности руководителей подчиненные и сами руководители в первую очередь говорят об умениях и личных качествах. Умения руководителя напрямую связаны с деятельностью, а личные качества проявляются, прежде всего,
во взаимоотношениях с подчиненными и коллегами (рис. 1).
По мнению руководителей, основными умениями, помогающими эффективно решать задачи, являются умения общаться и принимать решения. Среди личных качеств необходимо отметить коммуникабельность, а также внимательность руководителя по отношению к подчиненным. При этом основные знания, необходимые руководителю, касаются производственной сферы и деятельности функционального подразделения.
По мнению подчиненных, основными умениями руководителя являются коммуникативные умения: вести переговоры, организовывать работу людей и принимать решения. Среди личностных качеств больше всего способствуют эффективности коммуникабельность и настойчивость. Поведение эффективного руководителя, по мнению подчиненных, характеризуется готовностью и способностью помочь своим сотрудникам.
Отрицательные внутренние факторы -те личные и профессиональные особенности руководителя, которые препятствуют эффективному осуществлению деятельности, и отсутствие умений и знаний, необходимых получить. На рис. 2 видно, что руководители и подчиненные уделяют большое внимание сфере знаний и эмоционально-поведенческой сфере.
%
□ Руководители н Подчиненные
Рис. 2. Соотношение отрицательных внутренних факторов
По мнению руководителей, более всего им не хватает финансовых знаний, некоторых умений, таких как умение делегировать задания, систематизировать свою деятельность, проявлять требовательность; мешает в деятельности чрезмерно эмоциональное реагирование на некоторые ситуации.
По мнению подчиненных, руководителям необходимо получать дополнительные знания по управлению производством, новому оборудованию, финансам и управлению персоналом. Мешает эффективной деятельности чрезмерно эмоциональное реагирование на некоторые ситуации, а также некоторые личностные качества (забывчивость, вспыльчивость, непунктуальность, злопамятность, безотказность).
Результаты данного исследования нельзя обобщать для всех руководителей, поскольку на эффективность деятельности менеджеров оказывает влияние совокупность индивидуальных факторов и ситуативных факторов внешней среды. Кроме того, предложенная методика отражает наиболее актуальные для руководителей и подчиненных факторы эффективности. Мы предполагаем, что при изменении ситуативных факторов среды произойдет переоценка внутренних факторов. Руководи-
тели могут обнаружить новые области личного и профессионального развития. При изменении внутренних факторов, например получение новых знаний или умений, может измениться восприятие ситуативных факторов - переоценка угроз, открытие новых возможностей.
Литература
1. Fiedler, Fred E. Engineer the Job to Fit the Manager // Harvard Business Review; Sept./ Oct. 1965, Vol. 43. Issue 5. P. 115 - 122.
2. House, Robert J. A Path Goal Theory of Leader Effectiveness // Administrative Science Quarterly. Sept. 71, Vol. 16. Issue 3. P. 321, 19.
3. Kearns, Kevin P. From Comparative Advantage to Damage Control: Clarifying Strategic Issues Using SWOT Anaysis [Electronic resource] : http://www.openlibrary.acdi-cida.ru/ content//342/3.doc.
4. Likert, Rensis Management styles and the human component // Management Review. Oct. 1977. Vol. 66. Issue 10. P. 23.
5. McGregor, Douglas. The Human Side of Enterprise // Reflections. Fall, 2000. Vol. 2. Issue 1. P 6 - 15.
6. Stogdill, Ralph M. THE EVOLUTION OF LEADERSHIP THEORY // Academy of Management Proceedings. 1975. P. 4 - 6.
7. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1997.