Социально-психологические аспекты завершенных суицидов
несовершеннолетних в Республике Бурятия
(по материалам судебно-психиатрической экспертизы)
Батуева Наталья Григорьевна,
кандидат медицинских наук, заведующая судебно-психиатрическим экспертным отделением ГБУЗ "Республиканский психоневрологический диспансер", [email protected]
Лубсанова Светлана Викторовна,
кандидат медицинских наук, доцент, Медицинский институт ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», [email protected]
Тудупова Туяна Цибановна,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии социально-психологического факультета ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», [email protected]
Березанцев Андрей Юрьевич,
доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник образовательного центра ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница №1 им. Н.А. Алексеева», [email protected]
В статье приводятся результаты анализа посмертных заключений комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз завершенных суицидов детей и подростков в Республике Бурятия за период 2012-2016гг. По данным анализа в структуре завершенных преобладают подростки (15-17 лет) мужского пола, проживающие в сельской местности, воспитывающиеся в неполной семье, обучающиеся в среднеобра-зовательной школе. В 21,8% случае имела место отягощенная наследственность по суициду у близких родственников и каждый пятый ребенок - суицидент имел признаки суицидального поведения ранее (суицидальные высказывания, попытки, интерес к теме суицида). В большинстве из имеющихся случаев вероятными причинами суицидального поступка являются семейные конфликты. Проведенный анализ позволил определить перечень признаков, которые необходимо освещать в актах посмертных экспертиз детей и подростков, совершивших суицид.
Ключевые слова: суицид, детско-подростковый суицид, региональный аспект суицидального поведения, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза
< Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ в «Междисциплинарное исследование причин и региональных со факторов суицидального поведения несоврешеннолетних» 5 18-013-00620А
Введение: Самоубийства являются одним из наиболее значимых и объективных индикаторов
социального состояния общества в целом, общественного психического здоровья и качества жизни населения. На протяжении последнего десятилетия ХХ века Россия входила в число стран со высоким показателем суицидов (свыше 20 случаев на 100 тыс. населения). В настоящее время, начиная с 2002 года, отмечается положительная тенденция по снижению коэффициента смертности от суицидов. По данным Росстата в 2015 году впервые зарегистрирован показатель 17,4 случаев на 100тыс населения, в 2016 - 15,6, в 201713,7, что соответствует среднему уровню суицидальной активности.
Разносторонний анализ суицидального поведения проводился многими исследователями [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Несмотря на разность подходов, расставляемых акцентов, в своих работах многие авторы подчеркивают многофакторность феномена суицидального поведения. Уровень суицидов зависит от социально-экономической ситуации региона, демографических, биологических, этно-культуральных, личностных факторов.
Распределение показателей суицидальной активности на территории РФ очень неравномерное. Есть регионы с нулевой суицидальностью, как например Республика Ингушетия, есть регионы со сверхвысоким уровнем суицидов - Чукотский автономный округ -23,7 случаев на 100 тыс населения. Республика Бурятия на протяжении последнего десятилетия прочно входит в тройку лидеров по показателю смертности по причине суцицида. В 2016 году уровень завершенных суицидов среди несовершеннолетних (0-17 лет) в Республике Бурятия составил 10,5; 7,6 случаев в Республике Алтай; 6,3 в Забайкальском крае. В группе несо-вершенолетних подавляющее число случаев суицидов приходится на подростковый возраст. Так, в Бурятии, в 2013 году среди детей 0-14 лет зафиксировано 3,5 случая завершенных суицидов, а подростковых 33 случая; в 2014 году - 3 и 42 случая соответственно; в 2015 - 3,2 и 28,6; в 2016 году - 3,2 и 63,6 (по данным мониторинга завершённых суицидов РБ).
Суицид несовершеннолетних - особое явление, сложность понимания которого обусловлена возрастными особенностями мышления, эмоциональной сферы, несформированными поведенче-
скими конструктами. В последнее время опубликовано большое количество работ, посвященных детско-подростковым суицидам, точнее теоретико-концептуальному подходу к данному феномену [8, 9, 10, 11, 12].
Возрастные особенности суицидальгого поведения детей и подростков наслаиваются на региональные особенности, особенности микросоциального окружения, которые формируют мировоззрение, стиль поведения, характерный для данного места проживания. Проведено достаточное количество исследований, изучающих особенности детско-подростковых суицидов в различных субъектах [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на «особые приметы» суицида несовершеннолетних, данный раздел суицидологии сталкивается с проблемами, общими для суицидологии в целом, и связаны они со структурной сложностью рассматриваемого явления. Говоря о теоретической обоснованности рассмотрения суицидального поведения, можно отметить то, что изучение суицидального поведения сосредоточено преимущественно в контуре гуманитарных наук. Авторы консолидируют весь теоретический материал в следующие основные концепции: социальную, биологическую, психологическую и ин-тегративную.
В психологических теориях, которые составляют самую многочисленную группу, ведущее место занимают психологические факторы и подчеркивается роль агрессии, направленной на себя. Особое место среди психологических теорий занимает когнитивное направление, которое, на наш взгляд, как нельзя лучше сочетает в себе возможности объективизации и фундамен-тализации последующих исследований. Подтверждением тому можно рассматривать фокусирование на когнитивном подходе ряда зарубежных программ, посвященных суицидальному поведению детей и подростков (A. Spirito, J.D.Matthews, A. Wenzel, A.T. Beck) [21,22,23, 24]. Определению концептуальных в рассмотрении детско-подростковых суицидов подходов и адаптации их в российское пространство посвящены работы А.Б. Холмогоровой [24, 25], Т.С. Павловой, Г.С. Банникова [26].
Таким образом, можно говорить об активизации, концептуальном сплочении в направлении изучения детско-подростковых суицидов, так как данное явление имеет не только социальную значимость в масштабах общества, но и значимость для каждого конкретного человека, сталкивающегося с этой проблемой. На территории Республики Бурятия анализ завершенных дет-ско-подростковых суицидов проводится впервые.
Цель исследования: комплексный анализ детско-подростковых завершенных суицидов в Республике Бурятия в 2012-2016 гг.
Материалы и методы: проведен ретроспективный анализ 78 актов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы с данными о завершенных случаях суицидов детей и
подростков по Республике Бурятия за период 2012-2016гг. Оценка суицидальных актов проводилась по следующим критериям: возраст, пол, место проживания, уровень образования, характеристика состава семьи, способ суицида, возможные мотивы и причины (если таковое было указано в актах), личный и семейный суицидальный анамнез, а также наличие психических заболеваний у суицидентов и их родных. Исследование проводилось клинико-статистическим методом. Статистическая обработка данных произведена с использованием «Statistica10.0 for Windows».
Результаты и обсуждение: общее количество проанализированных актов - 78. В связи с тем, что не во всех актах отражены исследуемые критерии, абсолютные значения анализируемых актов по отдельным признакам может различаться. Количество мальчиков и юношей за весь период составило 45 человек (61,5 %), девочек и девушек - 30 (38,5%). При этом в возрастную категорию до 14 лет вошло 33 (42,3%) ребенка, а 15-17 лет - 45 (57,7%) (табл 1).
Таблица 1
Пол Воз раст
0-14 лет 15-17 лет
Мальчики/юноши 21 (26,9%) 27 (34,6%)
всего 45 (61,5%)
девочки/девушки 12 (15,4%) | 18 (23,1%)
всего 30 (38,5%)
В структуре завершенных суицидов, в целом, ведущую позицию занимают юноши 15-17 лет. При внутригрупповом распределении (в группе детей и группе подростков) также мальчики преобладают над девочками. Из общего числа суицидентов 64,1% (50 человек) проживали в сельской местности, 35,9% (28 человек) - жители города.
Оценить уровень образования удалось в 74 актах, в четырех место обучения не было определено. Так, 57 (77%) детей и подростков обучалось в среднеобразовательных школах, из них 50% (37 человек) - учащиеся сельских школ и 27% - городских. Учащимися коррекционных школ было 6 человек (8,1%), в профессиональных училищах обучалось 10 человек (13,5%) и также среди студентов небольшой перевес был на стороне сельских жителей 8,1%. Один ребенок не обучался (табл 2).
Таблица 2
--74)
Общеобра- Коррекци- Професси- не обучает-
зователь- онная шко- ональное ся
ная школа ла училище
Город 20 (27%) 6 (8,1%) 4 (5,4%) -
Сельская 37 (50%) - 6 (8,1%) 1 (1,4%)
местность
всего 57 (77%) 6 (8,1%) 10 (13,5%) 1 (1,4%)
Семейная ситуация в 40,3% случаев (31 человек) характеризовалась как благополучная: дети проживали в полных семьях, материально удовлетворительно; 37 детей (48%) жили в неполных семьях, при этом к данной категории мы отнесли и те слу-
6 У X
ДА
>
Ö" X
т гп А О п m т;
о
-С
m о т; О
О
З
Д О -о О ГО Ö-Я
чаи, когда брак родителей был официально зарегистрирован, но они проживали отдельно или ребенок воспитывался мачехой, отчимом и имелись указания на конфликтные отношения в семье. В приемных семьях воспитывалось 7 детей (9,1%), двое были сиротами (2,6%) и находились на воспитании у опекунов - родственников (табл 3).
Таблица 3
возраст Полная семья Неполная семья Приемная семья Опекуны
0-14 лет 12 (15,6%) 16 (20,8%) 4 (5,2%) -
15-17 лет 19 (24,7%) 21(27,2%) 3 (3,9%) 2 (2,6%)
всего 31(40,3%) 37 (48,0%) 7 (9,1%) 2 (2,6%)
п с
А
е
00
о сч
4
О!
По способу совершения самоубийства и в группе детей, и в группе подростков лидирует механическая асфиксия - 65 (85,6%) ребенка выбрали именно этот способ ухода из жизни; 7 человек (9,2%) - медикаментозное отравление; 3 (3,9%) - падение с высоты и 1 случаи (1,3%) -применение огнестрельного оружия. При этом, в 21,8% случаев (17 человек) из материалов уголовного дела, свидетельских показаний у юных суицидентов в анамнезе были признаки суицидального поведения (высказывания, попытки, повышенный интерес к теме суицида), но была ли им предложена или оказана какая-то помощь неизвестно, т.к. указаний на это в актах нет.
При качественной оценке микросоциального окружения в актах отмечено, что в 9 семьях (11,5%) имелись случаи завершенного суицида у ближайших родственников (родители, дедушки, родные дяди); в 21,8% (17 семей) родители (или один из родителей) страдал алкоголизмом. Официальных данных о наличии у кого-то из родных психического заболевания нет. Но, что хочется отметить, в 8 случаях из 78 (а это 10,2%) имело место наличие всех факторов риска суицида у ребенка. Это и неполная семья, и наличие алкоголизма и суицидов у ближайших родственников, и суицидальное поведение у самого ребенка в прошлом, и изменение текущего психологического состояния и наличие психотрав-мирующей ситуации, т.е. почти каждую десятую смерть можно было предотвратить, если бы окружение было осведомлено о том, на что надо обратить внимание. Ведь в 50% случаев (у 39 человек) по данным заключения судебно-психиатрической экспертизы, из материалов уголовного дела, есть указания на то, что состояние суицидентов незадолго до смерти изменилось: окружающие отмечали появление замкнутости, снижения настроения, раздражительности, некоторые раздавали долги, просили прощения за обиды, чего за ними раньше не наблюдалось, некоторые становились необычно агрессивными, обидчивыми, вели себя вызывающе. Предсмертные записки оставили единицы (3 человека), но по объективным данным можно сделать следующие заключения: в качестве вероятной причины (мотива) суицида в 7 случаях указывались конфликты в семье, в 5 случаях - кон-
фликтные отношения со сверстниками; по 3 случая приходится на неразделенную любовь и трудности в обучении; 2 суицида произошло после того как из жизни добровольно ушел лучший друг; в качестве возможных причин однократно указывался алкоголизм родителей, инвалидность после травмы и неспособность справиться с последствиями болезни, а также потеря родителей в результате несчастного случая.
Сведения о совершении суицида в алкогольном опьянении имеются только в двух актах. К сожалению, сделать какие-либо сведения в этно-культуральном разрезе не представилось возможным, т.к. в актах не указывается этническая принадлежность суицидентов, делать выводы на основании такого формального признака как фамилия - значит заведомо искажать факты.
Заключение. Анализ завершенных детско-подростковых суицидов на территории Республики Бурятия позволил сформировать выводы в двух направлениях. Первое соответствует заявленным целям - мы получили социально-демографическую характеристику суицидов среди детей и подростков. Если уместно говорить о среднестатистическом «портрете суицидента», то можно сказать, что это юноша-подросток, обучающийся в общеобразовательной школе, проживающий в сельской местности, в неполной / приемной семье, выбирающий как способ ухода из жизни повешение и демонстрирующий признаки изменения поведения перед совершением суицида. У каждого четвертого ребенка, совершившего суицид, имелся родственник, покончивший жизнь самоубийством, каждый четвертый ребенок так или иначе демонстрировал внешние признаки суицидального поведения. Такой поверхностный усредненный подход ни в коем случае неприменим к рассмотрению такого сложного и деликатного вопроса как детский суицид. И здесь уместно говорить о другом направлении выводов, которые сформировались помимо исполнения непосредственной задачи. Необходимо говорить о срукту-рировании актов судебно-психиатрической экспертизы по завершенным суицидам. Структура должна содержать оптимально-максимальное количество признаков, описывающих динамику развития суицидального акта, психологические характеристики ребенка, расширенный перечень социально-демографических характеристик с наиболее подробным описанием семейного окружения, стиля воспитания, условий и климата обучения, ведь почти 80% тех, кто покончил собой были школьниками. Крайне необходима этническая составляющая описания, т.к. это позволит глубже понять региональную специфику детских суицидов и увеличить количество точек приложения превентивных мер. Все признаки должны быть формализованы, т.к. это позволит проводить более качественно проводить как количественный, так и содержательный анализ.
Литература
1. Войцех В.Ф. Динамика и структура самоубийств в России. Социальная и клиническая психиатрия. 2006; 16 (3): 22-7.
2. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Социальные и клинические проблемы суицидологи в системе мер по снижению преждевременной смертности и увеличению продолжительности жизни населения. Вестник РАМН. 2006; 8: 18-22.
3. Положий Б.С. Суицидальная ситуация в современной России. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2007; 5: 16-7.
4. Положий Б.С. Интегративная модель суицидального поведения. Российский психиатри-ческийжурнал. 2010; 4: 55-62.
5. Морев М.В., Шматова Ю.Е., Любов Е.Б. Динамика суицидальной смертности населения России: региональный аспект. Суицидология. 2014; 5 (1): 3-11.
6. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Магурдумова Л.Г. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения. Суицидология. 2013; 4 (3): 1725.
7. Руженков В.А., Руженкова В.В., Боева А.В. Концепции суицидального поведения. Суи-цидология. 2012; 3 (4): 52-60.
8. Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути её нормализации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2012. № 2. URL:http ://medpsy.ru (дата обращения 01.03.2018)
9. Павлова Т.С., Банников Г.С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. URL:http ://psyedu.ru /journal/ 2013 / 4 / Pavlova_Bannikov.phtml (дата обращения 01.03.2018)
10. Банников Г.С., Павлова Т.С., Кошкин К.А., Летова А.В. Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы). Суицидология. 2015; 6 (4): 21-32.
11. Лукашук А.В., Филиппова М.Д., Сомкина О.Ю. Характеристика детских и подростковых суицидов (обзор литературы) // Российский медико- биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2016. № 2.
12. Сыроквашина К.В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 60-75.
13. Ворсина О.П. Суицидальные попытки детей и подростков в г. Иркутске. Суицидология. 2011; 2: 28-9.
14. Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Антонова А.А. Структура завершенных и незавершенных суицидов на территории Саратовской области. Суицидология. 2011;4:37-41.
15. Злова Т.П., Ишимбаева А.Н., Ахметова И.И. Социально-психологические особенности
незавершенных суицидов у детей и подростков (Забайкальский край, г. Чита). Суицидология. 2011; 2: 26-8.
16. Спадерова Н.Н., Горохова О.В., Герасина С.Е. Анализ завершенных суицидов у детей и подростков в практике отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз Тюменской ОКПБ за 2012-2014 гг. Тюменский медицинский журнал. 2014; 16 (1): 21-4.
17. Селезнев С.Б. К вопросу о суицидальной активности детей и подростков Краснодарского края. Тюменский медицинский журнал. 2014; 16 (1): 18-20.
18. Кирпиченко А.А., Барышев А.Н. Суицидальное поведение подростков г. Витебска и Витебской области. Вестник Витебского государственного университета. 2015; 14 (2): 77-82.
19. Семенова Н.Б. Особенности эмоциональной сферы коренной молодежи Севера как фактор риска суицидального поведения // Суицидология. -2011. - № 2. - С. 11-13.
20. Семенова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Анализ завершенных суицидов среди детей и подростков Республики Саха (Якутия) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - № 3. - С. 42-45.
21. Beck A.T. et al. Hopelessness and eventual suicide. Am. J. Psychiatry. 1985; 142 (5): 559-63.
22. Shneidman E.S. Deaths of man. New York: Quadrangle, 1973. 238 p.
23. Spirito A., Esposito-Smythers C., Wolff J. Cognitive-Behavioral Tnerapy for Adolscent Depression and Suicidality. Child. Adolsc. Psychiatric Clin. N. Am. 2011; 20: 191-204.
24. Wenzel A., Beck A.T. A cognitive model of suicidal behavior: Theory and treatment. Applied and Preventive Psychology. 2008; 12: 189-201.
25. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2012. № 2м(13). URL:http ://medpsy.ru (дата обращения 01.03.2018).
26. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2013. № 2(19). URL:http ://medpsy.ru (дата обращения 01.03.2018)
Socio-psychological aspects of completed suicides by minors in the Republic of Buryatia (on materials of judicial-psychiatric examination) Batueva N.G. Lubsanova S.V., Tudupova T.T.,
Berezantsev A.Yu. Republican psychiatric hospital, Buryat state university, Alekseev
psychiatric clinical hospital № 1 The article presents the results of retrospective analysis of posthumous acts of complex judicial psychological and psychiatric examination of completed suicides of children and adolescents in the Republic of Buryatia for the period 2012-2016. According to the analysis, the structure of the completed is dominated by adolescents (15-17 years) of male, liv ing in rural areas, raised in an incomplete family, enrolled in secondary school. In 21.8% of the cases there was a burdened inheritance suicide in close
6 У X
ДА
> tr
X
tr
гп А
о
ZI
m
t;
zi о
-С
m о т; О -i О
З
Д
О ■о О ГО Ö-Я
relatives and every fifth child suicidal had signs of suicidal behavior earlier (suicidal statements, attempts, interest in the topic of suicide). In most of the available cases, the probable causes of suicide are family conflicts. In addition, the analysis allowed to determine the list of missing features that need to be covered in the acts of postmortem examinations of children and adolescents who committed suicide. Key words: suicide, teenage suicide, the regional dimension of suicidal behavior, complex forensic psychological and psychiatric examination References
1. Vojcekh V.F. Dinamika i struktura samoubijstv v Rossii. So-
cial'naya i klinicheskaya psihiatriya. 2006; 16 (3): 22-7.
2. Dmitrieva T.B., Polozhij B.S. Social'nye i klinicheskie problemy
suicidologi v sisteme mer po snizheniyu prezhdevremennoj smertnosti i uvelicheniyu prodolzhitel'nosti zhizni naseleniya. Vestnik RAMN. 2006; 8: 18-22.
3. Polozhij B.S. Suicidal'naya situaciya v sovremennoj Rossii.
Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorov'ya. 2007; 5: 16-7.
4. Polozhij B.S. Integrativnaya model' suicidal'nogo povedeniya.
Rossijskij psihiatricheskij zhurnal. 2010; 4: 55-62.
5. Morev M.V., SHmatova YU.E., Lyubov E.B. Dinamika suicid-
al'noj smertnosti naseleniya Rossii: regional'nyj aspekt. Sui-cidologiya. 2014; 5 (1): 3-11.
6. CHistopol'skaya K.A., Enikolopov S.N., Magurdumova L.G. Mediko-psihologicheskie i social'no-psihologicheskie kon-cepcii suicidal'nogo povedeniya. Suicidologiya. 2013; 4 (3): 17-25.
7. Ruzhenkov V.A., Ruzhenkova V.V., Boeva A.V. Koncepcii suicidal'nogo povedeniya. Suicidologiya. 2012; 3 (4): 52-60.
8. Polozhij B.S., Panchenko E.A. Suicidy u detej i podrostkov v
Rossii: sovremennaya situaciya i puti eyo normalizacii. [EH-lektronnyj re-surs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii: eh-lektron. nauch. zhurnal. 2012. № 2. URL:http:// medpsy.ru (data obrashcheniya 01.03.2018)
9. Pavlova T.S., Bannikov G.S. Sovremennye teorii suicidal'nogo
povedeniya podrostkov i molodezhi [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 4. URL:http ://psyedu.ru /journal/ 2013 / 4 / Pavlo-va_Bannikov.phtml (data obrashcheniya 01.03.2018)
10. Bannikov G.S., Pavlova T.S., Koshkin K.A., Letova A.V. Po-tencial'nye i aktual'nye faktory riska razvitiya suicidal'nogo povedeniya podrostkov (obzor literatury). Suicidologiya. 2015; 6 (4): 21-32.
11. Lukashuk A.V., Filippova M.D., Somkina O.YU. Harakteristika detskih i podrostkovyh suicidov (obzor literatury) // Rossijskij mediko- biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. 2016. № 2.
12. Syrokvashina K.V. Sovremennye psihologicheskie modeli suicidal'nogo povedeniya v podrostkovom vozraste // Konsul'ta-tivnaya psihologiya i psihoterapiya. 2017. Tom 25. № 3. S. 6075.
13. Vorsina O.P. Suicidal'nye popytki detej i podrostkov v g. Ir-kutske. Suicidologiya. 2011; 2: 28-9.
14. Baryl'nik YU.B., Bachilo E.V., Antonova A.A. Struktura zavershennyh i nezavershennyh suicidov na territorii Sara-tovskoj oblasti. Suicidologiya. 2011; 4: 37-41.
15. Zlova T.P., Ishimbaeva A.N., Ahmetova I.I. Social'no-psihologicheskie osobennosti nezavershennyh suicidov u detej i podrost-kov (Zabajkal'skij kraj, g. CHita). Suicidologiya. 2011; 2: 26-8.
16. Spaderova N.N., Gorohova O.V., Gerasina S.E. Analiz zavershennyh suicidov u detej i podrostkov v praktike otdeleni-ya ambulatornyh sudebno-psihiatricheskih ehkspertiz Tyu-menskoj OKPB za 2012-2014 gg. Tyumenskij medicinskij zhurnal. 2014; 16 (1): 21-4.
17. Seleznev S.B. K voprosu o suicidal'noj aktivnosti detej i podrostkov Krasnodarskogo kraya. Tyumenskij medicinskij zhurnal. 2014; 16 (1): 18-20.
18. Kirpichenko A.A., Baryshev A.N. Suicidal'noe povedenie po-drostkov g. Vitebska i Vitebskoj oblasti. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 14 (2): 77-82.
19. Semenova N.B. Osobennosti ehmocional'noj sfery korennoj molodezhi Severa kak faktor riska suicidal'nogo povedeniya // Suicidologiya. -2011. - № 2. - S. 11-13.
20. Semenova N.B., Martynova T.F. Analiz zavershennyh suicidov sredi detej i podrostkov Respubliki Saha (YAkutiya) // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. - 2012. - № 3. - S. 42-45.
21. Beck A.T. et al. Hopelessness and eventual suicide. Am. J. Psy-chiatry. 1985; 142 (5): 559-63.
22. Shneidman E.S. Deaths of man. New York: Quadrangle, 1973. 238 p.
23. Spirito A., Esposito-Smythers C., Wolff J. Cognitive-Behavioral Tnerapy for Adolscent Depression and Suicidality. Child. Adolsc. Psychiatric Clin. N. Am. 2011; 20: 191-204.
24. Wenzel A., Beck A.T. A cognitive model of suicidal behavior: Theory and treatment. Applied and Preventive Psychology. 2008; 12: 189-201.
25. Holmogorova A.B., Volikova S.V. Osnovnye itogi issledovanij faktorov suicidal'nogo riska u podrostkov na osnove psihoso-cial'noj mnogofaktornoj modeli rasstrojstv affektivnogo spektra [EHlektronnyj resurs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii: eh-lektron. nauch. zhurnal. 2012. № 2m(13). URL:http ://medpsy.ru (data obrashcheniya 01.03.2018).
26. Holmogorova A.B. Kognitivnaya psihoterapiya suicidal'nogo povedeniya: istoriya razrabotki, sovremennoe sostoyanie, per-spektivy razvitiya [EHlektronnyj resurs] // Medicinskaya psihologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurnal. 2013. № 2(19). URL:http ://medpsy.ru (data obrashcheniya 01.03.2018)
n
a <
e 00
0
CS ^
01