Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности'

Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1029
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT / ВЫГОРАНИЕ ПСИХОЛОГОВ / BURN-OUT OF PSYCHOLOGISTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна, Гридяева Людмила Николаевна

Рассматривается одна из серьезнейших проблем современной профессиональной деятельности синдром эмоционального выгорания у психологов разных профессиональных сфер. Это синдром психологического истощения, профессиональной неэффективности, вызванный ответной реакцией на длительные межличностные и эмоциональные стрессовые факторы в профессиональной сфере. Проблема является широкой, поскольку затрагивает немалый спектр различных феноменов. В углубленном изучении данного синдрома заинтересованы специалисты, работающие в области педагогической психологии, медицинской психологии, психологии труда, психиатрии, образования. Однако, несмотря на широкий спектр направлений исследований, еще не разработана единая теоретическая база данной проблемы. Для нашего исследования были использованы следующие методики: опросник MBI, разработанный К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой; определение психического выгорания А. А. Рукавишникова; модифицированный опросник рабочего поведения и переживаний У. Шааршмидт, А. Фишер; авторская анкета, направленная на выявление удовлетворенности профессиональной деятельностью. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе статистический, с помощью статистического U-критерия Манна Уитни. Контингент исследования: 60 психологов Воронежской области, работающих в различных профессиональных сферах (20 человек психологи образовательной сферы, 20 медицинские психологи, 20 человек психологи уголовно-исполнительной системы). Стаж работы по специальности у испытуемых от 3 до 22 лет. Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических аспектов синдрома эмоционального выгорания трех групп психологов. Все испытуемые в большей или меньшей степени продемонстрировали склонность к синдрому эмоционального выгорания, однако самый высокий уровень психического выгорания был диагностирован у психологов уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что у женщин признаки эмоционального истощения были более выражены, чем у мужчин, независимо от сферы деятельности. Рассматриваются также направления профилактической и коррекционной работы по преодолению симптомов эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна, Гридяева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syndrome of emotional burn-out in psychologists of different spheres of professional activity as one of the serious problems of present-days professional activity is discussed. This is syndrome of psychological exhaustion, professional inefficiency induced by the return reaction to continuous interpersonal and emotional stress factors in professional sphere. The problem is wide because deals with considerable spectrum of different phenomena. Specialists working in the sphere of educational psychology, medical psychology, psychology of labor, psychiatry, education hold an interest in profound study of the syndrome. But in spite of wide spectrum of directions there is no single theoretical basis for the problem. The following methods were used in the research: MBI questionnaire developed by C. Maslach and S. Jekson, adapted by N.E. Vodop’yanova; mental burn-out scale by A.A. Rukavishnikov;. AVEM Arbeitsbezogenes Verhaltens und Erlebensmuster by U. Schaarschmidt, A. Fischer; the authors inquiry form aimed at revelation of satisfaction with professional activity. Qualitative and quantitative methods of analysis including Mann-Whitney U-test were used. 60 psychologists from Voronezh region from different professional spheres (educational sphere 20, medical psychologists 20, penal psychologist 20) participated in the research. Length of professional experience constitutes 3-22 years. The results of empirical research of socio-psychological aspects of emotional burn-out syndrome in three groups of psychologists are presented. All participants to a greater or lesser extent are disposed to emotional burn-out syndrome, with the highest one in psychologists of penal institutions. It should be mentioned that signs of emotional exhaustion were more expressed in women than in men regardless of the activity sphere. Directions of preventive and correctional work for overcoming of emotional burn-out symptoms are considered as well.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности»

УДК 159.942

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат: рассматривается одна из серьезнейших проблем современной профессиональной деятельности -синдром эмоционального выгорания у психологов разных профессиональных сфер. Это синдром психологического истощения, профессиональной неэффективности, вызванный ответной реакцией на длительные межличностные и эмоциональные стрессовые факторы в профессиональной сфере.

Проблема является широкой, поскольку затрагивает немалый спектр различных феноменов. В углубленном изучении данного синдрома заинтересованы специалисты, работающие в области педагогической психологии, медицинской психологии, психологии труда, психиатрии, образования. Однако, несмотря на широкий спектр направлений исследований, еще не разработана единая теоретическая база данной проблемы.

Для нашего исследования были использованы следующие методики: опросник МВ1, разработанный К. Мас-лач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой; определение психического выгорания А. А. Рукавишникова; модифицированный опросник рабочего поведения и переживаний У. Шаарш-мидт, А. Фишер; авторская анкета, направленная на выявление удовлетво-

© Красненкова С. А., Гридяева Л. Н., 2017

С. А. Красненкова, Л. Н. Гридяева

ренности профессиональной деятельностью.

Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе статистический, с помощью статистического и-критерия Манна - Уитни.

Контингент исследования: 60 психологов Воронежской области, работающих в различных профессиональных сферах (20 человек - психологи образовательной сферы, 20 - медицинские психологи, 20 человек - психологи уголовно-исполнительной системы). Стаж работы по специальности у испытуемых -от 3 до 22 лет.

Представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических аспектов синдрома эмоционального выгорания трех групп психологов. Все испытуемые в большей или меньшей степени продемонстрировали склонность к синдрому эмоционального выгорания, однако самый высокий уровень психического выгорания был диагностирован у психологов уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что у женщин признаки эмоционального истощения были более выражены, чем у мужчин, независимо от сферы деятельности.

Рассматриваются также направления профилактической и коррекционной работы по преодолению симптомов эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, выгорание психологов, профессиональная сфера деятельности.

Профессиональное выгорание - это синдром психологического истощения, профессиональной неэффективности, вызванный ответной реакцией на длительные межличностные и эмоциональные стрессовые факторы в профессиональной сфере.

Проблема эмоционального выгорания личности берет свое начало в зарубежной психологии с конца ХХ в. Родоначальником данного феномена является Г. Д. Фрейденберг [2], который отмечал, что синдром эмоционального сгорания чаще всего развивается у людей, которые более склонны к сочувствию, сопереживанию, идеалистическому взгляду на мир и такому же отношению к нему. Эмоциональное выгорание может выступать в качестве защитного механизма для частичного отторжения или полного непринятия эмоций, которые являются травмирующими при воздействии на психику человека.

Еще одним основоположником данной теории является социальный психолог К. Маслач. Она определила данный феномен как синдром физического и психологического истощения, при котором развивается отрицательная самооценка, формируется отрицательное отношение к работе, происходит утрата таких личных качеств, как понимание и сочувствие в вопросах рабочей сферы.

В понимании А. Лэнгле [6] эмоциональное выгорание выступает как один из видов депрессии, возникающий без травматизации и органических нарушений лишь по причине частичной утраты жизненных ценностей. По его мнению, выгорание начинается с момента, когда

работа утрачивает свою внутреннюю ценность, происходит так называемое отчуждение. Деятельность уже не несет никакой ценности, а становится просто средством достижения цели. Синдром возникает, по мнению А. Лэнгле, во время выполнения повседневной обыденной работы.

Первое упоминание о феномене, схожем с эмоциональным выгоранием, можно найти в работах Б. Г. Ананьева [1]. Он употреблял понятие «эмоциональное сгорание» в качестве обозначения некоего отрицательного явления, которое находит выражение у людей профессий типа «человек - человек», отражающего межличностные отношения.

Наряду с термином «эмоциональное выгорание» используются такие понятия, как «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «эмоциональное истощение». Считается, что эмоциональное истощение является одним из первых и основных показателей данного синдрома и запускает остальные симптомы. Употребляя термин «профессиональное выгорание», авторы подчеркивают, что синдром проявляется именно в профессиональной сфере и напрямую связан с отношением человека к работе.

Особое место в ряду теорий, посвященных данной проблеме, занимает теория В. Е. Орла [7]. Он представляет эмоциональное выгорание как системное образование, выполняющее функцию дезадаптации, которое работает по принципу наложенной структуры.

Как правило, человек не сразу осознает, что именно с ним происходит. Он испытывает раздражение, повышенную тревогу, агрессию. Ухудшается работоспособность, беспокоят частые головные боли, ухудшается аппетит, нарушается сон. Возникает ощущение

беспомощности, безнадежности, притупленность чувств, исчезает чувство сопереживания людям. Развивается негативное отношение к труду и людям, с которыми необходимо сталкиваться по работе [3].

К социально-психологическим аспектам выгорания принято относить: отрицательный настрой на профессиональный рост; повышение раздражительности и агрессии, бурное реагирование на происходящие события; устойчивое ощущение волнения и беспричинного беспокойства, резкое снижение самооценки, недовольство собой; пассивность, скука, апатия, снижение эмоциональных реакций, ощущение подавленности. Возможны злоупотребление алкоголем и сигаретами, переедание или полное отсутствие аппетита, невозможность выполнения главных задач из-за концентрации внимания на мелких проблемах и т. д.

Профессиональная деятельность психолога обладает рядом характеристик, позволяющих ее определять как потенциально аффектогенную. Она включает в себя целую совокупность социально-психологических компонентов, способствующих эмоциональному выгоранию специалистов.

Установлено, что типичными для пенитенциарных психологов симптомами эмоционального сгорания являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей», выражающиеся в снижении качества и объемов профессиональной деятельности [8, с. 114].

Наше исследование было посвящено сравнению особенностей эмоционального выгорания психологов различных сфер профессиональной деятельности. При проведении исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник МВ1, разработанный К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой.

2. Определение психического выгорания А. А. Рукавишникова.

3. Модифицированный опросник рабочего поведения и переживаний У. Шааршмидта, А. Фишера.

4. Авторская анкета, направленная на выявление удовлетворенности профессиональной деятельностью. Анкета включает в себя 10 суждений, с вариантами ответов «да» «нет». Результаты суммируются, что позволяет выявить уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью (низкий, средний, высокий).

Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе статистический, с помощью статистического и-критерия Манна - Уитни.

Контингент исследования: 60 психологов Воронежской области, работающих в различных профессиональных сферах (20 человек - психологи образовательной сферы, 20 - медицинские психологи, 20 человек - психологи уголовно-исполнительной системы). Стаж работы по специальности у испытуемых от 3 до 22 лет.

Самый высокий уровень эмоционального истощения выявлен у психологов уголовно-исполнительной системы (75 %). У психологов сферы образования результаты распределились практически поровну на низком и высоком уровне (по 45 %). У медицинских психологов высокий уровень выявлен лишь у 25 % испытуемых, а низкий -у 40 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по данному критерию наиболее благоприятная картина наблюдается у медицинских психологов. В то же время самый высокий уровень расстройства самовосприятия выявлен

у категории медицинских психологов и психологов уголовно-исполнительной системы (по 45 %). Самый низкий уровень - у психологов сферы образования (55 %).

Тенденция к негативному оцениванию себя, своего профессионализма, ограничению своих возможностей наиболее характерны для психологов сферы образования.

У медицинских психологов выявлена значительная предрасположенность к личностному отдалению (дезадапата-ции профессионала).

Для всех испытуемых характерен высокий уровень профессиональной мотивации, энтузиазм по отношению к работе, заинтересованность в ней и своих достижениях.

Самый высокий уровень психического выгорания был диагностирован у психологов уголовно-исполнительной системы - 80 %, а затем у психологов сферы образования - 65 %; у медицинских психологов высокий уровень выявлен у 45 % испытуемых.

Психологи образовательных учреждений демонстрируют наименее выраженный уровень самоуважения, профессионального самолюбия, а также низкий уровень переживания профессионального успеха.

Трудность переключения с рабочей проблемы характерна для большинства психологов независимо от сферы деятельности и объясняется занятостью или усталостью.

У психологов уголовно-исполнительной системы отмечаются низкие параметры внутреннего покоя и переживания социальной поддержки. Этой группе свойственна высокая поглощенность работой, невозможность мысленно дистанцироваться от нее.

При помощи разработанной анкеты было выявлено, что психологи уголов-

но-исполнительной системы чаще, чем психологи других групп, считают, что делают все от них зависящее для достижения максимальной эффективности своей трудовой деятельности.

Психологи сферы образования чаще высказывались за снижение рабочей нагрузки как способа преодоления эмоционального выгорания.

Для медицинских психологов большую значимость имел престиж учреждения, в котором они работают.

Психологи сферы образования и медицинские психологи в большей степени, по сравнению с психологами уголовно-исполнительной системы, констатировали готовность сменить работу, если другая окажется более высокооплачиваемой, интересной и творческой.

Таким образом, все испытуемые в большей или меньшей степени продемонстрировали склонность к синдрому эмоционального выгорания.

Следует отметить, что у женщин признаки эмоционального истощения были более выражены, чем у мужчин, независимо от сферы деятельности. Проведенная статистическая обработка результатов позволяет говорить об их достоверности.

Полученные результаты создают перспективы для дальнейшего исследования проблемы эмоционального выгорания, а также процесса его преодоления.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным подходом к коррекции выгорания является восстановление коммуникации. Восстановленные или вновь созданные навыки социальной коммуникации становятся основой снижения стрессов и риска эмоционального выгорания.

В. В. Лукьянов использует метод работы в балинтовских группах как способ преодоления эмоционального вы-

горания врачей [5]. Основной задачей балинтовской группы является расширение сознания участников группы и стимуляция личностного самопознания, достижения изменений не только в профессиональной сфере, но и в других областях жизни.

Посредством обсуждения и точечного разбора заявленных ситуаций происходит анализ возникновения отрицательных эмоций, связанных с профессиональной деятельностью,а также осознание возможных резервов оптимизации трудовых процессов.

Успешно в преодолении эмоционального выгорания могут быть использованы различные методы саморегуляции [4]. Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием, эмоционально-энергетической регуляцией.

Аналогичная положительная динамика преодоления эмоционального выгорания наблюдается при использовании:

- групп поддержки, которые способствуют пониманию бессознательных и сознательных механизмов, обусловливающих уровень эффективности деятельности и удовлетворенности от процесса работы;

- Т-групп (групп тренинга) - способствуют развитию коммуникативных навыков профессионала;

- дебрифинга - способствует снижению отрицательных, неэффективных реакций на процесс работы;

- техник, направленных на укрепление личностного счастья человека;

- творческого самовыражения - терапии творчеством;

- техник, направленных на коррекцию жизненной перспективы.

Однако коррекционные программы эмоционального выгорания должны строиться на комплексном подходе к решению проблемы, учитывая все социально-психологические аспекты данного процесса.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г Психология и проблемы чело-векознания. М. : МПСИ, 2008. 431 с.

2. Водопьянова Н. Е. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. : Питер, 2010. 218 с.

3. Гридяева Л. Н., Сергеева Е. Д., Клепач Ю. В. Особенности эмоционального выгорания педагогов // Известия Воронеж. гос. пед. ун-та. 2015. № 1 (266). С. 258-262.

4. Зинченко Т. О., Красненкова С. А., Лактионова Е. В. Методы саморегуляции участников образовательного процесса : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 -Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования». Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2012. 240 с.

5. Лукьянов В. В. Коррекция синдрома эмоционального выгорания с использованием методики балинтовских групп // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. Курск, 2008. С. 266-285.

6. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания. М. : Генезис, 2010. 128 с.

7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 91-101.

8. Соколов И. И., Сысоев А. М., Горностаев С. В. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика : монография / под ред. И. И. Соколова. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2005. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.