Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АПОУ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АПОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ АПОУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Соколовская Ольга Константиновна, Фокина Ирина Владимировна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление социально-психологических особенностей преподавателей АПОУ и влияния этих характеристик на построение деловой и межличностной коммуникации описываемой категории педагогов. В сравнении с учителями СОШ, педагоги АПОУ осуществляют квазипрофессиональную деятельность, что оказывает влияние на построение их коммуникаций. Результаты исследования показали, что преподаватели имеют высокую степень вовлеченности в деловую и межличностную коммуникацию; не испытывают профессиональной потребности в построении взаимоотношений с другими людьми; у них отсутствуют ярко выраженные индивидуальные стили межличностного поведения; ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество, компромисс и избегание; для них характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей; независимость в общении связана с высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калинкина Евгения Михайловна, Соколовская Ольга Константиновна, Фокина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF BUILDING COMMUNICATION OF INTERMEDIATE VOCATIONAL TRAINING TEACHERS

The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the socio-psychological characteristics of intermediate vocational training teachers and the influence of these characteristics on the construction of business and interpersonal communication of the described category of school teachers. In comparison with secondary school teachers, intermediate vocational training teachers carry out quasi-professional activities, which has an impact on the construction of their communications. The results of the study showed that teachers have a high degree of involvement in business and interpersonal communication; they do not have a professional need to build relationships with other people; they lack pronounced individual styles of interpersonal behavior; the leading styles of behavior in conflict situations among intermediate vocational training teachers are cooperation, compromise and avoidance; they are characterized by a high level of communicative and organizational inclinations; independence in communication is associated with a high level of communicative and organizational skills.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АПОУ»

15. Oquendo, M. Posttraumatic stress disorder comorbid with major depression: factors mediating the association with suicidal behavior / M. Oquendo [et al] // Am J Psychiatry. - 2005. - March. - № 162. - Pp. 560-566

16. Cohen, S. Perceived Stress in a Probability Sample of the United States / S. Cohen, G.Williamson, S. Spacapan, S. Oskamp // The Social Psychology of Health: Claremont Symposium on Applied Social Psychology. - 1988. - Pp. 31-67

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АПОУ

Аннотация. В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление социально-психологических особенностей преподавателей АПОУ и влияния этих характеристик на построение деловой и межличностной коммуникации описываемой категории педагогов. В сравнении с учителями СОШ, педагоги АПОУ осуществляют квазипрофессиональную деятельность, что оказывает влияние на построение их коммуникаций. Результаты исследования показали, что преподаватели имеют высокую степень вовлеченности в деловую и межличностную коммуникацию; не испытывают профессиональной потребности в построении взаимоотношений с другими людьми; у них отсутствуют ярко выраженные индивидуальные стили межличностного поведения; ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество, компромисс и избегание; для них характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей; независимость в общении связана с высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

Ключевые слова: деловые и межличностные коммуникации, социально-психологические аспекты, преподаватели АПОУ.

Annotation. The article analyzes the results of an empirical study aimed at identifying the socio-psychological characteristics of intermediate vocational training teachers and the influence of these characteristics on the construction of business and interpersonal communication of the described category of school teachers. In comparison with secondary school teachers, intermediate vocational training teachers carry out quasi-professional activities, which has an impact on the construction of their communications. The results of the study showed that teachers have a high degree of involvement in business and interpersonal communication; they do not have a professional need to build relationships with other people; they lack pronounced individual styles of interpersonal behavior; the leading styles of behavior in conflict situations among intermediate vocational training teachers are cooperation, compromise and avoidance; they are characterized by a high level of communicative and organizational inclinations; independence in communication is associated with a high level of communicative and organizational skills.

Key words: business and interpersonal communication, socio-psychological aspects, intermediate vocational training teachers.

Введение. Система среднего профессионального образования в настоящее время испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах, способных осуществлять квазипрофессиональную деятельность. Специфика работы в АПОУ заключается в том, что педагоги реализуют особого рода обучение: они должны обеспечить обучающихся не только необходимыми профессиональными компетенциями, но и в то же время полноценными знаниями по общим предметам, входящим в программу среднего профессионального образования [2].

Коммуникация преподавателя является его основным инструментом для осуществления образовательных и организационных задач. От коммуникативных умений преподавателя зависит процесс взаимодействия со всеми участниками образовательного пространства [4]. Социально-психологический аспект построения деловой и межличностной коммуникации заключается в тех социально-психологических характеристиках, которые влияют на процесс построения деловой и межличностной коммуникации [3].

Под социально-психологическими характеристиками построения коммуникаций понимаются следующие особенности преподавателей: тип межличностных отношений, ключевая потребность в работе, коммуникативные и организаторские склонности, стиль поведения в конфликтной ситуации, тенденции поведения в реальной группе [1, 3].

Изложение основного материала статьи. Целью исследования явилось изучение социально-психологических аспектов построения деловой и межличностной коммуникации преподавателей АПОУ. Объект исследования - деловая и межличностная коммуникация. Предмет исследования - социально-психологические особенности построения деловой и межличностной коммуникации преподавателей АПОУ.

Мы предположили, что существуют особенности в социально-психологических характеристиках построения деловой и межличностной коммуникации у преподавателей АПОУ, выражающиеся в стилях управления группой и межличностном поведении.

В исследовании были использованы следующие методики: индивидуальный стиль межличностного поведения Т. Лири (Л.Н. Собчик); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной); «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС); "Мотивационный профиль" Ш. Ричи и П. Мартина; методика «Q-сортировка» В. Стефансона.

Исследование проводилось в период с 2020 по 2022 гг., осуществлялось на базе АПОУ г. Вологды и СОШ г. Вологды и г. Череповца. Выборку составили 60 человек: 30 преподавателей АПОУ, 30 учителей СОШ.

В исследовании были подробно изучены характеристики респондентов, которые позволили обозначить несколько общих тенденций относительно образовательной преподавательской среды: преподавательский и учительский составы являются в основном «женскими»; в системе образования появляется больше молодых специалистов со стажем работы до 5 лет; существует прямая связь между стажем работы и возрастом преподавателей и учителей; авторитарный стиль

управления группой предпочитаемый и у преподавателей, и у учителей; преподаватели и учителя демонстрируют высокую вовлеченность в работу.

Проведение сравнительного анализа полученных результатов между преподавателями АПОУ и учителями СОШ позволило сделать следующие выводы:

1. Частота встречаемости ведущей потребности в развитии у преподавателей выше, чем у учителей. Мы связываем это с тем, что у учителей больше возможностей для реализации себя в профессиональном поле, участвуя в профессиональных конкурсах, круглых столах, семинарах, конференциях и т.д.

2. Среди учителей и преподавателей редко встречаются ярко выраженные стили межличностного взаимодействия. Мы предположили, что это связано с гибкостью поведения педагогов, к которой вынуждает работа в образовательной системе, а также восприятие педагогом себя как носителя знаний, как лица, являющегося в определенном смысле образцом поведения.

3. Частота встречаемости стратегии компромисса в решении конфликтных ситуаций у учителей выше, чем у преподавателей, в то же время стратегии избегания и сотрудничества у учителей по сравнению с преподавателями наблюдаются реже.

Корреляционный анализ позволил углубить полученные данные и очертить некоторые содержательные аспекты построения деловой и межличностной коммуникации преподавателей АПОУ.

В таблице 1 представлен корреляционный анализ стиля поведения в конфликтных ситуациях и индивидуального стиля межличностного поведения преподавателей АПОУ.

Таблица 1

Корреляционный анализ стиля поведения в конфликтных ситуациях и индивидуального стиля межличностного

поведения преподавателей АПОУ (Ч. Спирмен)

Индивидуальный стиль межличностного поведения/стиль поведения в конфликтных ситуациях Властный-лидирующий Независимый-доминирующий Прямолинейный-агрессивный Недоверчивый-скептический Покорно-застенчивый Зависимый-послушный Сотрудничающий-конвенциальный Ответственно-великодушный

соперничество 0.78** 0.65 ** 0.524** -0.254 -0.411* -0.417* -0.174 -0.196

сотрудничество 0.111 0.159 0.28 -0.109 -0.038 0.008 -0.11 -0.067

компромисс 0.138 0.021 0.305 0.398* -0.026 0.184 -0.077 -0.044

избегание -0.369* -0.222 -0.373* 0.311 0.367* 0.149 0.159 0.115

приспособление -0.275 -0.252 -0.225 0.005 0.241 0.325 0.409* 0.329

*р=0,05, ** р=0,01

Проявление соперничества у преподавателей АПОУ связано с трансляцией властно-лидирующего, независимо-доминирующего, прямолинейно-агрессивного стиля межличностного поведения (р=0,01). Среди участников исследования частота встречаемости таких преподавателей составляет 3%. Полученные данные отчетливо демонстрируют изученные в науке представления о том, что агрессивность проявляется и активизируется в процессе конкуренции. При этом соперничающим преподавателям не свойственно зависимое поведение и застенчивость. Компромисс связан с недоверчивым стилем поведения (р=0,05), избегание с покорностью (р=0,05), приспособление с сотрудничающе-конвенциональным стилем межличностного поведения (р=0,05). Наблюдается обратная связь между стилем поведения в конфликтных ситуациях соперничеством и такими стилями межличностного поведения как покорно-застенчивый и зависимо-послушный; обратная связь избегания с властно-лидирующим и прямолинейно-агрессивным стилем межличностного поведения.

В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа коммуникативных и организаторских умений и индивидуального стиля межличностного поведения преподавателей АПОУ. Высокий уровень коммуникативных и организаторских умений связаны с проявлением независимо-доминирующих паттернов поведения (р=0,01). Независимо-доминирующий стиль межличностных отношений свойственен уверенным, соперничающим преподавателям с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе. Такие характеристики могут стоять за яркими преподавателями, которых отличают коммуникативные и организаторские умения, когда нужно решать сложные задачи и включаться в решение организационных вопросов.

Корреляционный анализ коммуникативных и организаторских умений и индивидуального стиля межличностного поведения преподавателей АПОУ (Ч. Спирмен)

Коммуникативных и организаторских умений/индивидуальный стиль межличностного поведения

й

и &

2

у

р

и

д

и

л

л

т

й

и &

2

у р

и н и

м

о д

й

ы й

н ы

й н

е н в и

и с

л с

о е

м я р р г а

рП

й и к с е ч и т п

в и

ч р

е в

о д

е

К

о

н р

о к о

С

н

а

у

л с о п

и в а

со

йй иы & я 2 й у Я

I ®

ув & «

° § о *

организаторские умения_

0.248

0.493**

0.351

-0.252

-0.082

0.033

0.056

0.338

коммуникативные умения

0.353

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.471**

0.234

-0.166

-0.092

-0.254

0.058

0.278

*р=0,05, ** р=0,01

В таблице 3 приведены данные корреляционного анализа между показателями основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе и индивидуального стиля межличностного поведения преподавателей АПОУ. Зависимость и избегание борьбы в межличностном поведении будет проявляться недоверчиво-скептическим, покорно-застенчивым, зависимо-послушным, сотрудничающе-конвенциональным, ответственно-великодушным стилем поведения (р=0,01), а независимость и принятие борьбы напротив - властно-лидирующим, независимо-доминирующим, прямолинейно-агрессивным стилем поведения (р=0,01). Общительность проявляется властно-лидирующим стилем поведения, необщительность - недоверчиво-скептическим (р=0,05).

Принятие борьбы и независимость исключают тенденции недоверчиво-скептического, покорно-застенчивого, зависимо-послушного и сотрудничающе-конвенциального и ответственно-великодушного стиля межличностного поведения. Избегание борьбы и зависимость исключают тенденции властно-лидирующего, независимо-доминирующего, прямолинейно-агрессивного стиля межличностного поведения.

Таблица 3

Корреляционный анализ основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе и индивидуального стиля межличностного поведения преподавателей АПОУ (Ч. Спирмен)

Основные тенденций поведения в реальной группе и представления о себе/индивидуальны й стиль межличностного поведения Властный-лидирующий Независимый-доминирующий Прямолинейный-агрессивный Недоверчивый-скептический Покорно-застенчивый Зависимый-послушный Сотрудничающий-конвенциальный Ответственно-великодушный

Зависимость -.716** -579** -0.449* 0.494** 0.67** 0.707** 0.52** 0.412*

Независимость 0.76** 0.615** 0.489** -0.446* -0.63** -0.67** -0.464* -0.373*

Общительность 0.421* 0.314 0.096 -0.297 -0.259 -0.263 0.168 0.323

Необщительность -0.358 -0.263 -0.04 0.361* 0.316 0.316 -0.095 -0.268

Принятие борьбы 0.66** 0.464* 0.455* -0.455* -0.564** -0.57** -0.421* -0.335

Избегание борьбы -0.61** -0.426* -0.414* 0.505** 0.607** 0.609** 0.48** 0.377*

*р=0,05, ** р=0,01

В таблице 4 отражены результаты корреляционного анализа стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня коммуникативных и организаторских умений преподавателей АПОУ. Связь соперничества и коммуникативных умений закономерна, так как, по теории К. Томаса, в конфликтных ситуациях ярко проявляются навыки коммуникации. От умения выстраивать диалог и аргументировать и отстаивать свою позицию при выборе стратегии соперничество в конфликтной ситуации будет зависеть итог данного конфликтного взаимодействия.

Корреляционный анализ стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня коммуникативных и организаторских умений преподавателей АПОУ (Ч. Спирмен)

Стиль поведения в конфликтных ситуациях/уровень коммуникативных и организаторских умений коммуникативные умения организаторские умения

соперничество 0.489** 0.235

сотрудничество -0.226 0.31

компромисс -0.02 0.097

избегание 0.141 -0.177

приспособление -0.245 -0.207

*р=0,05, ** р=0,01

Выводы. Таким образом, полученные эмпирические данные позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Среди преподавателей АПОУ демонстрируется авторитарный стиль управления наряду с демократическим, исследование связи стиля межличностного поведения и коммуникативных склонностей позволяет на сегодняшний день говорить об авторитарной системе среднего профессионального образования в целом.

2. Преподаватели АПОУ имеют высокую степень вовлеченности в деловую и межличностную коммуникацию.

3. Преподаватели АПОУ не испытывают профессиональной потребности в построении взаимоотношений с другими людьми.

4. Среди преподавателей АПОУ отсутствуют ярко выраженные индивидуальные стили межличностного поведения.

5. Ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество, компромисс и избегание.

6. Преподавателям АПОУ характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

7. Преподавателям АПОУ, имеющим такой индивидуальный стиль межличностного общения как властно-лидирующий, независимый-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, характерен такой стиль поведения в конфликтных ситуациях как соперничество.

8. Независимость в общении связана с высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, нами было доказано, что ведущими стилями поведения в конфликтных ситуациях у преподавателей АПОУ являются сотрудничество и компромисс; преподавателям АПОУ по сравнению с учителями СОШ характерен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Рассматриваемая проблема требует дальнейшего изучения с целью улучшения эффективности деловых и межличностных коммуникаций преподавателей среднего профессионального образования, что впоследствии будет благоприятно влиять на образовательный процесс и систему образования в целом.

Литература:

1. Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 231 с.

2. Ксенофонтова, А.Н. Основы профессиональной коммуникации педагога / А.Н. Ксенофонтова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-professionalnoy-kommunikatsii-pedagoga (дата обращения: 10.04.2023).

3. Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты / А.М. Пивоваров. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 145 с.

4. Яновская, О.А. Профессиональная компетентность современного преподавателя СПО в процессе реализации ФГОС / О.А. Яновская // Межрегиональная научно-практическая конференции преподавателей. - Братск, 2018. - С. 51-54

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); младший инспектор Верещагин Глеб Александрович

Федеральное казенное учреждение «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (г. Архангельск)

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА

КОНВОИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается феномен перфекционизма, изучение которого актуализировалось в связи с современными тенденциями в обществе. Отмечается, что перфекционизм как личностная черта исследуется в психологии с разных аспектов. В клинико-психологических исследованиях перфекционизм рассматривается как дисфункциональная характеристика личности. Позитивная трактовка перфекционизма связывает его с самодетерминацией и саморазвитием личности. С этих позиций предлагается изучать перфекционизм в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Перфекционизм сотрудников к максимальному уровню качества в служебной деятельности может определяться как как стремление сотрудника к максимальному уровню качества в служебной деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования перфекционизма у сотрудников отдела конвоирования в связи с их успешностью. Описывается общий уровень перфекционизма и выраженность его составляющих у успешных и неуспешных сотрудников. Делаются выводы об относительно высокой степени перфекционизма и само-эффективности у успешных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.