ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 167-172.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 167-172.
Научная статья УДК 316.6 EDN: AEWTOC
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
12 3
Исраил Абдулали оглы Абдулрагимов ’ , Елена Юрьевна Небродовская-Мазур ,
Инна Петровна Матвеева4
1 3’ 4 Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия
2
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), Москва, Россия ’ n-mazureu@mail.ru
3
mazureu@yandex. ru 4 matveeva.inuka@yandex.ru
Аннотация. В статье подчеркивается, что за последние годы кардинально изменились технологии передачи информации, особенно в социальных сетях. Данные изменения затронули контент, а также алгоритм создания и передачи информации. Эти трансформации во многом связаны с созданием и продвижением второго поколения сетевых сервисов Веб 2.0, которые предлагают больше возможностей для взаимодействия и общения пользователей. Они могут не только делиться своим мнением, опытом, знаниями, но и создавать сетевые сообщества вокруг различных тем, а также публиковать персональные сообщения. Однако вместе с расширением возможностей коммуникации появились и новые сложности. Например, алгоритм подбора информации манипулирует пользователями сети Интернет, предлагая контент по интересам, что становится причиной изменения установок личности с фиксацией на комфортную информацию в противовес ее объективности и достоверности. Мотивировать людей на аналитический подход к информационному контенту крайне сложно. Одна из немногих возможностей - научить детей в рамках школьного образования анализировать информацию, получаемую из классических и новых средств массовой информации.
Ключевые слова: социальные сети, персональный контент, продвижение, Веб 2.0, анализ информации, манипулирование, комфортизация, СМИ
Для цитирования: Абдулрагимов И. А., Небродовская-Мазур Е. Ю., Матвеева И. П. Социально-психологические аспекты новой информационной реальности // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 167-172. EDN: AEWTOC.
Original article
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE NEW INFORMATION REALITY
Israil A. Abdulragimov1, 2, Elena Yu. Nebrodovskaia-Mazur3, Inna P. Matveeva4
1 3 4 Moscow psychologic-social university, Moscow, Russia
2
K. G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossack University), Moscow, Russia
© Абдулрагимов И. А., Небродовская-Мазур Е. Ю., Матвеева И. П., 2024
168
Психология и педагогика
1 2
’ n-mazureu@mail.ru mazureu@yandex. ru 4 matveeva.inuka@yandex.ru
Abstract. The article emphasizes that in recent years, information transfer technologies have changed dramatically, especially in social networks. These changes affected the content, the algorithm for creating and transmitting information. These transformations are largely related to the creation and promotion of the second generation of Web 2.0 network services, which offers more opportunities for interaction and communication between users. They can not only share their opinions, experiences, and knowledge, but also create online communities around various topics, as well as post personal messages. However, along with the expansion of communication capabilities with the development of Web 2.0, new difficulties have appeared. For example, the information selection algorithm manipulates Internet users by offering content based on interests, which causes a change in personality attitudes, with a fixation on comfortable information as opposed to objectivity and reliability of information. It is extremely difficult to motivate people to take an analytical approach to information content. One of the few opportunities is to teach children how to analyze information obtained from classical and new media in the process of learning at school.
Keywords: social networks, personal content, promotion, Web 2.0, information analysis, manipulation, comfort, mass media
For citation: Abdulragimov I. A., Nebrodovskaia-Mazur E. Yu., Matveeva I. P. Socio-psychological aspects of the new information reality. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 167-172. (In Russ). EDN: AEWTOC.
В последние десятилетия радикально изменилась информационная картина мира. Данные изменения затронули не только контент, технологии передачи информации, но и в целом мир новостей.
Одним из значимых технических изобретений за последние тридцать лет, повлиявших на создание и продвижение информации и в целом на сознание людей, стало Веб 2.0 - второе поколение сетевых сервисов, действующих в интернете. Появление термина «Веб 2.0» принято связывать со статьей Т. О’Рейли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 г. [1, с. 246]. Именно тогда стало понятно, что в информационной среде и развитии интернет-технологий появилось нечто принципиально новое, то, вокруг чего работали программисты, создавая новую сеть.
Веб 2.0 имеет существенное отличие от Веб 1.0. Первая версия была очень полезным средством доставки информации, но она насчитывала небольшое количество сценариев: пользователи получали информацию, переходя непосредственно к источнику. Иначе говоря, ранний Веб позволял пользователям искать информацию и читать ее. Это был простой способ взаимодействия между пользователем и контентом [2, с. 20].
Т. Флю, профессор в области средств массовой информации и коммуникации факультета творческих разработок университета Квинсленда в Брисбене описывает разницу между Веб 1.0 и Веб 2.0 так: «...развитие от персональных страниц до блогов и блог-агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций - к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом (CMS) до систем, основанных на ссылочных тегах (folksonomy)» [цит. по: 3, с. 95]. Каждый интернет-пользователь, у которого есть аккаунт в социальных сетях, задействован в этой колоссальной паутине.
Веб 2.0 произвел революцию, которая сравнима с изобретением письменности. Он изменил мир информации настолько, что ныне живущим трудно до конца представить все трансформации, которые он вносит в нашу жизнь.
Основными чертами Веб 2.0 являются активное сотрудничество и обмен информацией. Ранее интернет был преимущественно платформой для получения информации. Теперь он позволяет пользователям создавать, публиковать контент и обмениваться им. Таким образом,
И. А. Абдулрагимов, Е. Ю. Небродовская-Мазур, И. П. Матвеева
169
Веб 2.0 предлагает больше возможностей для взаимодействия и общения. Социальные сети, блоги, форумы, вики-платформы и другие интерактивные сайты стали неотъемлемой частью современной информационной среды. Люди могут делиться мнениями, опытом, знаниями и создавать сетевые сообщества вокруг различных тем.
Подчеркнем, что одна из ключевых идей Веб 2.0 - пользовательская генерация контента. Каждый пользователь может стать автором и опубликовать свои материалы, будь то тексты, фотографии или видео, что привело к бурному росту количества доступной информации и изменению способов ее потребления.
Веб 2.0 изменил информационную среду, сделав ее более интерактивной и демократичной. Он предоставил всем пользователям возможность быть авторами, тем самым повлиял на нашу способность обмениваться информацией, общаться и работать в онлайн-среде.
Однако с развитием Веб 2.0 появились и новые сложности. Например, возросла необходимость фильтрации и проверки достоверности информации, поскольку любой пользователь может создавать и публиковать контент. Возникла проблема конфиденциальности данных, так как многие пользователи добровольно или непреднамеренно раскрывают свои личные сведения.
Подчеркнем, что, согласно креативному агентству We Are Social и сервису для SMM Hootsuite, на 2022 г. население земного шара составляет 7,91 млрд человек, 62,5 % мирового населения используют интернет, за 2021 г. число юзеров увеличилось на 192 млн (4,0 %) и составило 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей выросло более чем на 10,0 % и насчитывает 4,62 млрд, это 58,4 % от общей численности населения мира [4].
Представим, что почти каждый из 5 млрд пользователей социальных сетей является потребителем информации, эти же люди могут быть производителями информации, и (что особенно трудно понять) каждый из этих 5 млрд имеет техническую возможность общения с любым пользователем. Такого выбора источников информации не было никогда, это абсолютно новая реальность. В ней сложно эффективно существовать классическим медиа, транслирующим информационный контент и новости, а также потребителям информации. Для понимания стратегии взаимодействия между создателями информации и аудиторией нужно прежде всего дать себе отчет в том, что возможность получать информацию из 5 млрд источников не означает, что мы получаем ее от них всех.
В 1980-х гг. Т. Тернер совершил революцию в СМИ и создал CNN (Cable News Network) - первый в мире телеканал с круглосуточной трансляцией новостей из разных точек земного шара в реальном времени. Т. Тернер стал идеологом принципиально иного формата вещания новостей 24/7, предлагая зрителям непрерывный доступ к последним событиям в любое время суток. CNN является одним из наиболее известных и влиятельных новостных телеканалов. Он оказал значительное воздействие на другие медиакомпании, адаптирующие его модель вещания, а также на технологии и профессиональные стандарты новостной журналистики. Результатом стало улучшение доступности информации для общества и укрепление роли СМИ.
Однако сегодня новостная модель сильно изменилась. В мире прогрессивных интернеттехнологий информационный поток имеет другой формат. Современный человек заинтересован в получении актуальных новостей и узнает их из интернет-пространства каждую секунду [5]. В таких условиях классическим медиа, в частности информационным агентствам, невозможно конкурировать с огромным количеством контента, производимого пользователями интернет-сети.
Вместе с тем заявленная неограниченная возможность выбирать информацию в сети Интернет - это иллюзия. На самом деле люди выбирают из очень небольшого количества новостей. Более того, искусственный интеллект манипулирует пользователями интернета, предлагая контент по интересам. Это означает, что любой из пользователей автоматически попадает в
170
Психология и педагогика
так называемую зону суперкомфорта или зону информационной роскоши. Раньше, когда основным видом СМИ была газета, а издательства придерживались профессиональных стандартов, человек в большей или меньшей степени получал не только информацию о событии, о котором хотел узнать, но в той или иной мере знакомился с другими новостями.
Подчеркнем, что деятельность профессиональных СМИ в России регулируется федеральным законодательством, одним из основных нормативных правовых актов в этой сфере является закон «О средствах массовой информации»1. Однако в отличие от традиционных СМИ блогер, который ведет собственный канал, сайт или страничку, практически не ограничен никакими рамками.
Еще одна опасность для потребителя информации заключается в большом количестве фейк-новостей, которые способны мимикрировать. Стилистически они похожи на обычные новости, но отличаются от них полной или частичной недостоверностью, обладают признаками сенсационности. Фейки эксплуатируют инстинкты и человеческую сферу бессознательного. В лучшем случае в онлайн-пространстве блокируются совсем очевидные деструктивные потоки. Эта проблема не нова. Еще сто лет назад Б. Рассел сказал: «В наших школах не учат самому главному - искусству читать газеты» [6]. Таким образом, уже тогда подчеркивалась необходимость формирования умения не только читать, но анализировать информацию и задавать вопросы.
Слова, сказанные Б. Расселом, как стратегия потребления информации максимально актуальны и для современного общества. Единственный алгоритм по противостоянию воздействию ложной информации - научить людей критически относиться к источникам информации и анализировать информационный поток. Это идеальная стратегия, но на практике труднореализуемая. Сегодня разрабатываются и активно популяризируются стратегии информационной гигиены, но они предполагают наличие мотивации человека применять эти навыки. Однако количество таких людей очень ограничено. К ним относятся, например, журналисты или небольшое число потребителей информации, которые способны и хотят тратить время на целенаправленный поиск альтернативных источников. Подавляющее большинство людей попадает в «цифровую зону комфорта», состоящую из приятных групп и постов, что позволяет испытывать иллюзию защищенности и удобства. И такие пользователи не желают выходить за ее пределы. На самом деле они не получают реальной информации и не обладают объективной картиной мира.
Тема объективности и нейтральности классических и новых СМИ является злободневной и активно обсуждаемой. Предположим, автор или редакция телеканала, газеты, радио или веб-сайта заявляет, что транслируемые сюжеты абсолютно сбалансированы и нейтральны. В данном случае происходит обман аудитории, потому как любой профессионал знает, что нейтральной информации или нейтрального источника информации, новостного ресурса фактически быть не может [4]. В частности, для новостного бюллетеня, состоящего из восьми или десяти новостей, выбираются сюжеты из огромного количества событий и информационных поводов. Как и кто оценивает приоритет новостей? Чем определить важность новости? Сенсационностью, количеством летальных исходов? Мы прекрасно понимаем, что, например, смерть двух человек, которые стали жертвой нападения экстремиста, или пяти человек, которые погибли в результате стрельбы в американской школе, будут иметь разный вес в новостной повестке и создадут различный уровень резонанса в обществе.
Более того, в каждом выпуске есть главная новость, та, которая выходит первой. В данном случае срабатывает эффект первичности и новизны, что имеет решающее значение при восприятии информации. И то СМИ, которое первым передало важное сообщение, получает
1 О средствах массовой информации : закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 (ред. от 13 июня 2023 г.) // Рос. газета. 1992. № 32.
И. А. Абдулрагимов, Е. Ю. Небродовская-Мазур, И. П. Матвеева
171
психологическое и конкурентное преимущество, так как содержание этого сообщения достигает адресата раньше других, тем самым способствует формированию первичной психологической установки к факту или событию. После чего формируются предпочтения к данному (первичному) источнику информации [7, с. 50].
Хорошо запоминается и последняя новость. Она не так важна, как первая, но тоже обращает на себя внимание. В газетах главные новости печатают на первой полосе. Каждый день выпускающий редактор выбирает приоритетную новость, которая соответствующим образом будет формировать восприятие аудитории. Приемов, которые усиливают воздействие информации и которыми активно пользуется журналистское сообщество, насчитывается множество: подводки к медиатексту, выбор спикера, который производит благоприятное или наоборот очень неблагоприятное впечатление, хронометраж новости и т. д. Специалисты, создающие новости, используют подобные стратегии каждый день.
Для отображения в сознании объективной картины мира требуется не только доступ к альтернативным источникам информации, но и целенаправленные усилия самого человека по выходу из комфортной цифровой среды. Единственный способ получения людьми объективной информации - это формирование у них определенной привычки, а именно: анализировать, структурировать информацию, осуществлять ее поиск. Наиболее эффективным временем для выработки данной привычки является обучение в школе. Эта привычка должна формироваться как часть позитивного индивидуального опыта ребенка.
Список источников
1. Патаракин Е. Д., Ярмахов Б. Б. Веб 2.0 - управление, изучение и копирование // Образовательные технологии и общество : электрон. журн. 2007. Т. 10. № 2. С. 245-258. URL: https://cyberleninka.rU/artide/n/veb-2-0-upravlenie-izuchenie-i-kopirovanie (дата обращения: 09.02.2024).
2. Итинсон К. С. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0: этапы развития веб-технологий и их влияние на образование // Карельский научный журнал : электрон. журн. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 19-21. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/web-1-0-web-2-0-web-3-0-etapy-razvitiya-veb-tehnologiy-i-ih-vliyanie-na-obrazovanie (дата обращения: 09.02.2024).
3. Верник А. Г. Анализ эпохи «Web 2.0» и User Generated Content как основы для появления социальных сетей // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 2 (14). С. 95-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-epohi-web-2-0-i-user-generated-content-kak-osnovy-dlya-poyavleniyasotsialnyh-setey (дата обращения: 09.02.2024).
4. Global Digital 2022: вышел ежегодный отчет об интернете и социальных сетях - главные цифры // Sostav : сайт. URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 03.02.2024).
5. Иванова К. Г ендиректор RT на лекции в КФУ: «Мы попали в эпоху настоящей революции» // Медиапортал КФУ : сайт. URL: https://media.kpfu.ru/news/gendirektor-mssia-today-na-lekcii-v-kfu-my-popali-v-epokhu-nastoyaschey-revolyucii (дата обращения: 03.03.2024).
6. Цитаты известных личностей : сайт. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/472724-bertran-rassel-v-nashikh-shkolakh-ne-uchat-samomu-glavnomu-iskusstvu/ (дата обращения: 03.03.2024).
7. Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. 2010. № 8. С. 47-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-kak-tehnologiya-politicheskogo-manipulirovaniya (дата обращения: 13.02.2024).
References
1. Patarakin E. D., Yarmakhov B. B. Veb 2.0. Upravlenie, izuchenie i kopirovanie [Web 2.0. Management, learning and copying]. Educational Technology & Society, 2007, vol. 10, no. 2, pp. 245-258. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-2-0-upravlenie-izuchenie-i-kopirovanie (accessed 09.02.2024).
2. Itinson K. S. Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0: etapy razvitiya veb-tekhnologiy i ikh vliyanie na obra-zovanie [Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0: stages of development of web technologies and their impact on education]. Karelian Scientific Journal, 2020, vol. 9, no. 1 (30), pp. 19-21. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/web-1-0-web-2-0-web-3-0-etapy-razvitiya-veb-tehnologiy-i-ih-vliyanie-na-obrazovanie (accessed 09.02.2024).
172
Психология и педагогика
3. Vernik A. G. Analiz epokhi “Web 2.0” i User Generated Content kak osnovy dlya poyavleniya sot-sial’nykh setey [Analysis of Web 2.0 and user generated content as a platform for social networks appearance]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2014, no. 2 (14), pp. 95-100. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n7analiz-epohi-web-2-0-i-user-generated-content-kak-osnovy-dlya-poyavleniyasotsialnyh-setey (accessed 09.02.2024).
4. Global Digital 2022: vyshel ezhegodnyy otchet ob internete i sotsial’nykh setyakh. Glavnye tsifry [Global Digital 2022: the annual report on the Internet and social networks has been released. The main figures]. (In Russ.). Available at: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (accessed 03.02.2024).
5. Ivanova K. Gendirektor RT na lektsii v KFU: “My popali v epokhu nastoyashchey revolyutsii” [RT CEO at a lecture at KFU: “We have entered the era of a real revolution”]. (In Russ.). Available at: https://media.kpfu.ru/news/gendirektor-russia-today-na-lekcii-v-kfu-my-popali-v-epokhu-nastoyaschey-revolyucii (accessed 03.03.2024).
6. Quotes from famous personalities. Available at: https://ru.citaty.net/tsitaty/472724-bertran-rassel-v-nashikh-shkolakh-ne-uchat-samomu-glavnomu-iskusstvu/ (accessed 03.03.2024).
7. Melnikova T. S. Propaganda kak tekhnologiya politicheskogo manipulirovaniya [Propaganda as a technology of political manipulation]. Vlast’, 2010, no. 8, pp. 47-51. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/propaganda-kak-tehnologiya-politicheskogo-manipulirovaniya (accessed 13.02.2024).
Информация об авторах
И. А. Абдулрагимов - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры социальных коммуникаций и государственной службы Московского психолого-социального университета; профессор кафедры финансов, бухгалтерского учета и экономической безопасности Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ);
Е. Ю. Небродовская-Мазур - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой организационной психологии и психологии труда, доцент кафедры социальных коммуникаций и государственной службы Московского психолого-социального университета;
И. П. Матвеева - кандидат социологических наук, доцент кафедры организационной психологии и психологии труда Московского психолого-социального университета.
Information about the authors I. A. Abdulragimov — Doctor of Economic Sciences, Docent,
Professor at the Department of Social Communications and Public Service,
Moscow psychologic-social university; Professor at the Department of Finance, Accounting and Economic Security, K. G. Razumovsky Moscow State University of technology and management (FCU);
E. Yu. Nebrodovskaia-Mazur - Candidate of Psychological Sciences,
Head of the Department of Organizational Psychology and Labor Psychology,
Associate Professor at the Department of Social Communications and Public Service,
Moscow psychologic-social university;
I. P. Matveeva - Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor at the Department of Organizational Psychology and Labor Psychology,
Moscow psychologic-social university.
Статья поступила в редакцию 15.02.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 01.03.2024.
The article was submitted 15.02.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 01.03.2024.