Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 2. С. 206-214.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФ ОРМАЦИОННО-КОММУНИКА ТИВНЫЕ
СИСТЕМЫ
АКАДЕМИЧЕСКИЕ САЙТЫ КАК ЗЕРКАЛО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА (на примере проблематики по истории Великой Отечественной войны)
М. С. Носова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области,
№ 17-11-55004 а(р)
Статья посвящена рассмотрению ряда российских исторических академических сайтов как источников по формированию исторической памяти. На основе сравнительного анализа на примере проблематики Великой Отечественной войны выявлены объективные возможности влияния академических сайтов на формирование исторической памяти. Сравнительный анализ сайтов по заданной проблематике позволил также выявить некоторые сущностные черты современного научного сообщества историков. Для наиболее полного определения среды, в которой функционируют академические Интернет-ресурсы, дан анализ ряда групп в различных социальных сетях. Сделан вывод о том, что основная информация на сайтах представлена в основном материалами реферативного характера. Зафиксировать и определить ее влияние на формирование исторической памяти достаточно сложно, чего нельзя сказать о группах в социальных сетях, где популярность и интерес аудитории к информации можно отследить.
Ключевые слова: сайт, социальная сеть, историческая память, научное сообщество, Великая Отечественная война, Россия.
Сайт - совокупность логически связанных между собой веб-страниц. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое1. Юбилейные торжества по случаю победы повышают интерес к теме формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне. Отражением этого является количество публикаций по данной теме на различных сайтах.
Литературу по теме мы разделили по аспектам исследования: первый блок включает труды раскрывающие феномен исторической памяти в целом. В нем представлены тексты, отражающие разработку феномена исторической памяти. Это работы зарубежных научных классиков: М. Хальбвакса [Хальбвакс: 2005], Я. Ассма-на [Ассман: 2004], А. Ассман [Ассман: 2014.], П. Нора [Нора: 2005, С. 40-41], а также исследования отечественных авторов - Ж.Т. Тощенко [Тощенко: 2000], Л.П. Репиной [Репина: 2006, С. 268], И.М. Савельевой, А.В. Полетаева [Савельева, Полетаев: 2006, С. 406], Л.Н. Мазур [Ма-зур: 2013, С. 244-256].
1 ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Консультант. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения 15.05.2016).
Второй блок представляет литературу, в которой содержится методика разработок web-сайтов и рассматривается их роль в конструировании информационной среды и исторической памяти в целом. Характерен интерес к методике ведения и создания сайтов с рекомендациями по улучшению их работы. В данном случае литература представлена работами К. Голомбински, Р. Хаге-на [Голомбински, Хаген: 2015, С. 245], П. Мак-нейла [Манкейл: 2014], Д.Б. Сугак [Сугак: 2012, С. 327]. Эти работы интересны, в первую очередь, тем, что представляют варианты и форматы организации сайтов.
К третьему блоку также относятся работы, представляющие отражение Великой Отечественной войны в памяти исторического сообщества, рассмотрены представления историков об Интернете как об историческом источнике. Данная группа представлена такими авторами, как М.Г. Шендерюк [Шендрюк: 1997], Е.А. Лука-шина [Лукашина: 2004, С. 108], И. Каспе [Каспе: 2013, С. 15-33], К.Ш. Алимгазинова [Алимгази-нов: 2014, С. 36-42]. Эта новая реальность нашла отражение и в учебных пособиях по источниковедению. В третью подгруппу вошла литература, отражающая взгляды историков на память
Диаграмма ЛЬ 1. Размещение информации относящегося к периоду ВОВ в разделах сайта РАН
Размещение информации относящейся к периоду ВОВ в разделах сайта РАН.
12%
31%
о Великой Отечественной войне в Интернете. Данный раздел предоставляет достаточно большое количество публикаций по теме (С.А. Жа-кишевой [Жакишева: 2010, С. 43], О.В. Черновой [Чернова: 2011, С. 36-42], Д.А. Гусева [Гусева], Ю.П. Денисова [Денисов: 2013], Г.П. Мягкова и Н.И. Недашковской [Мягков: 2008, С. 56], М.И. Машкарина [Машкарин: 2014, С. 46-52], А.П. Глухова [Глухова: 2015, С. 17-25] и др.).
Краткий историографический обзор позволяет сделать ряд выводов: 1. Интернет прочно занял место в современном коммуникативном поле, что не позволяет игнорировать его как явление. 2. Исторические исследования на данном этапе рассматривают Интернет, как способ передачи данных в электронной форме, но есть и исключения - это работы И. Каспе, Е.А. Лукашиной, С.А. Жакищевой, Ю.П. Денисова. В них интернет-ресурсы рассматриваются как культурный феномен. 3. Изучение академических сайтов в комплексном историко-источниковедческом анализе web-контента не проводилось. 4. Различие площадок бытования исторической информации делает необходимым сравнительное изучение академических сайтов и социальных сетей.
Исследование выполнено на стыке интеллектуальной и социальной истории. В рамках последней мы обращаемся к институциональному подходу и теориям коммуникаций. В заданном контексте актуальность представляют базовые категории - историческая память, политика памяти, теория информации.
В ракурсе исследуемой темы мы обращали внимание на академические институции как площадки функционирования сайтов и организации коммуникативного пространства. Всего было исследовано четыре сайта: Российской Академии наук, Института Российской истории Российской
50% и Новости
Н Документы В Мероприятия Н Фото и Видео
Академии наук, Института Всеобщей истории Российской Академии наук, Сибирского Отделения Российской Академии наук.
Первым рассмотренным сайтом является официальный Интернет-ресурс Российской Академии Наук (РАН)1. Новостные ленты расположены на главной странице, особо важные записи вынесены в центр страницы. Структура сайта единая и расположена одной лентой поверху страницы. По запросу «Вторая мировая война» система находит более 9000 записей. При общем поиске в различных разделах сайта находятся дубликаты 5477 новостных записей. Наиболее информативным является новостной раздел. Там расположено 50 % релевантных запросу записей. Далее идет раздел «Документы» - 31 %, «Мероприятия» -12 % и реже всего упоминаются разделы «Фото» и «Видео» - всего 7 % (диаграмма № 1 - перенесен со второй позиции на первую в соответствии с последовательностью изложения материала).
Тематика сайта разнообразна, но самым частым является упоминание о праздновании Дня Победы. По 17 % представляется информации о конференциях и вкладе ученых в Победу. Последние сведения носят биографический характер. Реже всего встречаются упоминания об участниках войны и интервью - по 5 %
Сайт Института Российский Истории РАН представляет основную информацию о работе и структуре института2. Новостная лента располагается на главной странице. Левая колонка делит новости по разделам и направленности информирования. Сайт функционирует с 2011 г. Новости по теме встречаются достаточно часто.
1 Сайт Российской Академии Наук // Официальный источник. URL: http://www.ras.ru/ (дата обращения 27.04.2017).
2 Институт Российской истории Российской Академии наук // Официальный источник. URL: http://iriran.ru (дата обращения 10.05.2016).
Диаграмма № 2. Содержательное наполнение сайта Российской Академии наук по разделам
Диаграмма № 3. Размещение информации относящейся к периоду ВОВ в разделах сайта
ИРИ РАН
Отсутствие даты в новостных блоках затрудняет классификацию записей данного источника. Наш опыт хронологического реконструирования представляет собой установление даты по упоминанию в тексте ссылок на выход презентации книги и программ конференций. Новости появляются в течение пяти юбилейных лет ко всем значимым датам Великой Отечественной войны. Согласно анализу по разделам новостная лента содержит 70 % публикаций, раздел «Конференции» - 21 %, «Публикации» - 9 % (диаграмма № 3).
Тематический анализ контента показывает наличие достаточно обширного списка тем. Самым часто встречаемым новостным поводом является выпуск книг и монографий сотрудников - 49 %. 39 % упоминаний содержат сообщения о конференциях, как относящихся к празднованию Дня Победы, так и содержащих другую информацию по теме. Интервью сотрудников упоминаются реже, информация о работе сайтов и проведении видеомоста очень редко.
Сайт Института Всеобщей Истории РАН соз-
дан в 2013 г.1 Общий поиск по ключевым словам, результатов не дает. Основные упоминания о Великой Отечественной войне относятся к разделу «Новости». В этом разделе встречается 75 % отслеженной информации, в разделе «Видеоматериалы» - 13 %, «Электронные ресурсы» - 12 %.
Тематический анализ дает возможность определить, что 62 % встреченных упоминаний на сайте, в разных разделах представляют новости, связанные с юбилеем победы. 25 % упоминаний касаются внешней политики, в т. ч. взаимоотношениям СССР с Германией и США. 13 % данных представляют другую информацию, наличие электронного журнала института, содержащего упоминания по теме.
Обратимся к сайту Сибирского Отделения РАН2. Информационную функцию реализует блок новостей, а также раздел «Новости и до-
1 Институт всеобщей истории Российской Академии наук // Официальный источник. URL: www.igh.ru (дата обращения 10.05.2016).
2 Сибирское отделение Российской Академии наук // Официальный источник. URL: http://www.sbras.ru (дата обращения 10.05.2016).
Диаграмма № 4. Тематика публикаций Института Российской истории РАН
Диаграмма № 5. Размещение информации относящейся к периоду ВОВ в разделах сайта ИВИ РАН
Диаграмма № 6. Тематика публикаций Института всеобщей истории РАН
полнительная информация (Интеллектуальная собственность, Доска объявлений, Ссылки)». Дата создания сайта не указана. Новостная лента обновляется ежедневно. Основной вид сообщений в новостной ленте представляет собой поздравление сотрудников института с праздником Победы, и ссылками на различные мероприятия
по случаю празднования (выставки, полевые кухни, парады, открытие мемориала). Разделы сайта «Конференции» и «Архив...» содержат сообщения о проведении конференций, посвященных вкладу Сибири в Победу в Великой Отечественной войне.
Диаграмма № 7. Размещение информации относящейся к периоду ВОВ в разделах сайта
Сибирского отделения РАН
Диаграмма № 8. Тематика публикаций сайта Сибирского отделения РАН
Самыми информативными оказались сайты РАН и Института Российской истории РАН. Это
следует из обширного списка тем выявленных на Интернет-ресурсах в рамках исследования. Групп в социальных сетях не имеет ни один исследованный ресурс. Вся информация направлена исключительно на подготовленного пользователя и предполагает информирование исторического академического сообщества.
На основе сопоставления структур и содержания информационных ресурсов различных сайтов явно выявляются трудности их сравнения: они организованы по разным схемам и основаниям. Каждый из рассмотренных сайтов формируется исходя из целевых установок и потребностей создающих их институций. Это обстоятельство затрудняет выработку неких общих критериев оценивания информационных ресурсов сайтов по рассматриваемой проблематике. Представленные диаграммы в большинстве случаев демонстрируют специфику организации тех или иных сайтов и, соответственно, информации Интернет-ресурсов.
В целях достижения более полного представления о характерных отличиях информации академических сайтов по проблематике Великой Отечественной войны, осуществляется ее сравнение с данными предоставляемыми официальными библиографическими изданиями. В данном слу-
чае - это библиографические пособия (Книжная летопись, Библиографический указатель ГПНТБ СО РАН «История Сибири и Дальнего Востока». Реферативный журнал РАН «Социальные и гуманитарные науки», Библиографический указатель ИНИОН РАН «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам»). Интернет-информация не совсем четко отражает документопоток по теме и интересы научного сообщества. В Интернете публикуются сведения об изданиях которые интересны или имеют отношений к организации, которой принадлежит Интернет-ресурс. в пособиях же отражается полный документопоток, в связи со спецификой изданий, которое предполагает учет полного документопотока. Но виртуальная информация в разы оперативнее. Минимальное отставание публикаций в пособиях составляет около полугода.
Отдельным аспектом Интернет-среды, в которой функционируют академические сайты, являются социальные сети. Созданием и ведением групп занимаются самые обычные люди, часто не имеющие исторического образования. Все проанализированные группы созданы любителями, и не имеют отсылок к официальным организациям.
Нами просмотрены группы из трех социальных сетей разного формата: ВКонтакте, Facebook,
Instagram. Социальная сеть ВКонтакте по запросу «Великая Отечественная война» дает 1435 ссылок. Группы там наиболее концептуально проработаны, представляют собой полноценные Интернет-ресурсы. Администраторами
добавляется разнообразный контент, начиная от статей и новостей по теме, заканчивая визуальной и музыкальной информацией. Группа ★★★ Великая Отечественная Война 1941-1945 ★★★ аудитория, которой составляет более 81 тыс. подписчиков, предлагает своим читателям более 1000 видеозаписей, 39 фотоальбомов самого различного направления, 17 ссылок на разные Интернет-ресурсы. Также группа предоставляет возможность общения в «Обсуждениях»1.
Группы в Facebook похожи по тематике и форме на группы ВКонтакте. Они предлагают информацию самого разнообразного характера. Ресурс является зарубежным и поэтому большей популярностью пользуются англоязычные группы, посвященные Второй мировой войне. Самая многочисленная группа насчитывает 1300 подписчиков.
Специфика сети Instagram состоит в том, что пользователи ограничены возможностью размещения только фото- и видеоматериалов. Контент групп представляет собой в основном фотографии времен войны и пояснительных описаний. Группа «ту_ротшт» является одной из самых многочисленных в данной сети. Фотографии публикуются с разной периодичностью и без привязки к датам2. Часть групп не обновляются в течение более трех месяцев. В сети Instagram популярны группы, посвященные Второй мировой войне. Чего нельзя сказать о группах, ориентированных на Великую Отечественную войну. Почему? Анализировать тематическое содержание групп достаточно сложно, в связи с хаотичным характером публикаций. Современная социальная сеть представляет информацию, которая закрепляется на бессознательном уровне. Учитывая количество подписчиков групп о Великой Отечественной войне в различных социальных сетях, нельзя игнорировать формат и качество предоставляемой там информации. Контент формируется стихийно, посредством личных предпо-
1 Великая Отечественная Война 1941-1945 // Группа в ВКонтакте. URL: https://vk.com/voyna1941 (дата обращения 10.04.2017).
2 my_pomnim // Группа в Instagram. URL: https://www. instagram.com/my_pomnim/ (дата обращения 10.04.2017).
чтений администраторов групп в зависимости от специфики социальной сети и характера группы. Его основу составляют фотографии, фильмы, рассказы, биографии ветеранов, видеоматериалы. Возможность прямого взаимодействия дает шанс отследить, как реагирует массовый интернет-пользователь на предоставляемую информацию. Количество подписчиков в таких группах свидетельствует об интересе этих людей к теме войны.
В связи с большим объемом информации отследить способы формирования информационного потока получилось не вполне успешно, а выводы получились несколько неожиданными. Во-первых, среда, создаваемая академической наукой, ориентирована на историков-профессионалов, а информационная среда социальных сетей, отличающаяся хаотичностью и неотрегу-лированностью информации, отсутствием ссылок на источники, ориентирована на широкого потребителя. В последнем случае она привлекает обращением к конкретному материалу, к визуальным источникам. Во-вторых, сравнение интернет-информации с данными предоставляемыми официальными изданиями (библиографические пособия) позволяет сделать вывод, что эти информационные потоки практически не пересекаются. Академические сайты сосредоточены на презентации внутренней библиографии своего института. Можно говорить об отсутствии историографической рефлексии в академической виртуальной среде. Объективное расширение возможностей научных учреждений с помощью Интернета, увеличение охватываемой аудитории способствует формированию нового информационного потока. Но он никак не реагирует на другие подобные потоки массовой информации. Это очевидное противоречие современного этапа интернет-коммуницирования. Такая ситуация актуализирует проблему профессиональной специализации современного историка. Умение работать в медийном поле становится одной из компетенций профессионализма историка.
Являются ли академические сайты зеркалом научного сообщества, как это было нами заявлено изначально? Полученные данные дают основание считать их скорее осколками зеркала, но, тем не менее, отражающими некоторые тенденции развития современного научного сообщества историков.
Список литературы
1. Алимгазинов К.Ш. Интернет и историческое знание: от информатизации к новым горизонтам исследований // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 3. Т. 8. С. 36-42. URL: http:// cyberlenmka.ru/article/n/mtemet-i-istoricheskoe-zname-ot-mformatizatsii-k-novym-gorizontam-issledovaniy (дата обращения: 14.03.2017).
2. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М., 2014. 324 с.
3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 368 с.
4. Глухов А.П. Социальные сети как TERRA INCOGNITA национального дискурса (кейс мигрантов из центральной Азии) // Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции: материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск , 2015. С. 17-25.
5. Голомбински К., Хаген Р. Веб-дизайн. Добавь Воздуха, основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. - СПб., 2015. 245 с.
6. Гусев Д.А. Великая Отечественная война в электронных ресурсах и коммуникативном пространстве Рунета // Знания. Мысли. Новости. - URL:http://www.radnews.ru/ (дата обращения: 14.03.2017).
7. Денисов Ю.П. Социальные сети русскоязычного интернета как источник формирования образа Великой Отечественной войны в социальной памяти россиян // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 5.
8. Жакишева С.А. Историческая информатика в Казахстане: теория, историография, методики и технологии : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Караганда, 2010. 43 с.
9. Каспе И. Представление Истории и представление об истории в Русском интернете // Исторические исследования в России - II. Семь лет спустя. М., 2003. С. 15-33.
10.Лукашина Е.А. Сайт Дж. Буша-младшего как источник изучения общественно-политической жизни США // Вестник Пермского ун-та. История. 2004. С. 106-109.
11.Мазур Л.Н. Память истории и история памяти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. «Гуманитарные науки». 2013. № 3. С. 244-256.
12.Машкарин М.И. Сайт «Одноклассники» как источник по истории российско-казахстанских отношений конца XX начала XXI веков // Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции: материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2014. С. 46-52.
13.Мягков Г.П. Пространство сети Интернет для исследователей истории средневековья: информационно-справочные ресурсы, научные центры, коммуникация, источники. Казань, 2008. 56 с.
14.Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас: СПб., 2005. № 2-3 (40-41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 28.04.17).
15.Патрик Макнейл. Веб-дизайн: книга идей веб-разработчика. СПб., 2014.
16.Репина Л.П. Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. 456 с.
17.Савельева И.М. Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история : в 2 т. СПб., 2006. Т. 2. 567 с.
18.Сугак Д.Б. Веб-сайт кафедры в структуре единой информационной образовательной среды : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 327 с.
19.Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и Новейшая история. 2000. № 4. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/ HIMEM.HTM (дата обращения: 25.05.2017).
20.Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2. html (дата обращения: 12.05.2016).
21. Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой отечественной войне // Политпросвещение. 2011. № 1, 60. С. 36-42. URL: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=138&joumal=68 (дата обращения: 14.03.2017).
22.Шендерюк М.Г. Количественные методы в источниковедении. Калинград, 1997.
Сведения об авторе
Носова Марина Сергеевна - магистр, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Омск, Россия. [email protected].
Magistra Vitae. 2017. No 2. P. 206-214.
ACADEMIC WEBSITES AS THE MIRROR OF THE SCIENTIFIC COMMUNITY (case study of the problematics of the Great Patriotic War history)
M. S. Nosova
Omsk State University n. a. F.M. Dostoevsky, Omsk, Russia. [email protected]
This article considers several Russian historical academic websites as sources to shape historical memory. Based on the comparative analysis of the problems of the Great Patriotic War, it reveals objective opportunities of academic sites influence on shaping historical memory. To fully define the space in which academic internet sources operate we provide an analysis of several groups in different social networks. We conclude that websites present basic information though abstracts and it was difficult enough to trace its influence on shaping historical memory. The situation about groups in social networks is different, we can trace popularity and interest of audience there.
Keywords: website, social network, historical memory, the scientific community, The Great Patriotic War, Russia.
References
1. Alimgazinov, K.Sh. (2014). Internet i istoricheskoe znanie: ot informatizacii k novym gorizontam issledovanij [Internet and historical knowledge: from informatization to new research horizons], Sovremennye problemy servisa i turizma, 3, 8, pp. 36-42. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7internet-i-istoricheskoe-znanie-ot-informatizatsii-k-novym-gorizontam-issledovaniy, accessed 14.03.2017. (In Russ.).
2. Assman, A. (2014). Dlinnaja ten' proshlogo: Memorial'naja kul'tura i istoricheskaja politika [A Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics]. 324 p. Moscow. (In Russ.).
3. Assman, Ja. (2004). Kul'turnaja pamjat': Pis'mo, pamjat' o proshlom i politicheskaja identichnost' v vysokih kul'turah drevnosti [Cultural Memory: Writing, Remembrance of the Past and Political Identity in the High Cultures of Antiquity]. 368 p. Moscow. (In Russ.).
4. Gluhov, A. P. (2015) Social'nye seti kak TERRA INCOGNITA nacional'nogo diskursa (kejs migrantov iz central'noj Azii) [Social networks like TERRA INCOGNITA national discourse (migrants' case from Central Asia)]. In Rossija i Kazahstan: istoricheskij opyt sotrudnichestva iperspektivy integracii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf (pp. 17-25). Omsk. (In Russ.).
5. Golombinski, K. (2015). Veb-dizajn. Dobav' Vozduha, osnovy vizual'nogo dizajna dlja grafiki, veb i mul'timedia [Web design. Add Air, the basics of visual design for graphics, web and multimedia]. 245 p. St. Petersburg. (In Russ.).
6. Gusev, D. A. Velikaja Otechestvennaja vojna v jelektronnyh resursah i kommunikativnom prostranstve Runeta [The Great Patriotic War in the electronic resources and communicative space of the Runet]. Znanija. Mysli. Novosti. Available at: http://www.radnews.ru accessed 14.03.2017. (In Russ.).
7. Denisov, Ju. P. (2013). Social'nye seti russkojazychnogo interneta kak istochnik formirovanija obraza Velikoj Otechestvennoj vojny v social'noj pamjati rossijan [Social networks of the Russian-speaking Internet as a source of the image of the Great Patriotic War in the social memory of Russians], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 5. (In Russ.).
8. Zhakisheva, S. A. (2010). Istoricheskaja informatika v Kazahstane: teorija, istoriografija, metodiki i tehnologii [Historical informatics in Kazakhstan: theory, historiography, methods and technologies]. 43 p. Karaganda. (In Russ.).
9. Kaspe, I. Predstavlenie Istorii i predstavlenie ob istorii v Russkom internete [The History and the History of the Russian Internet]. In Bordjugov, G. A. (2003). Istoricheskie issledovanija v Rossii - II. Sem' let spustja (pp. 15-33). Moscow. (In Russ.).
10.Lukashina, E. A. (2004). Sajt Dzh. Busha-mladshego kak istochnik izuchenija obshhestvenno-politicheskoj zhizni SHA [The website of J. Bush Jr. as a source of study of US social and political life], VestnikPermskogo un-ta, Istorija, pp. 106-109. (In Russ.).
11.Mazur, L. N. (2013). Pamjat' istorii i istorija pamjati [Memory history and memory history], Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki, 3, pp. 244-256. (In Russ.).
12.Mashkarin, M. I. (2014). Sajt «Odnoklassniki» kak istochnik po istorii rossijsko-kazahstanskih otnoshenij konca XX nachala XXI vekov [Site "Odnoklassniki" as a source on the history of Russian-Kazakh relations at the end of XX beginning of the XXI century]. In Rossija i Kazahstan: istoricheskij opyt sotrudnichestva i perspektivy integracii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (pp. 46-52). Omsk. (In Russ).
13.Mjagkov, G. P. (2008). Prostranstvo seti Internet dlja issledovatelej istorii srednevekov'ja: informacionno-spravochnye resursy, nauchnye centry, kommunikacija, istochniki [The space of the Internet for researchers of the history of the Middle Ages: information resources, scientific centers, communication, sources]. 56 p. Kazan. (In Russ.).
14.Nora, P. (2005). Vsemirnoe torzhestvo pamjati [World Memory Celebration], Neprikosnovennyj zapas, 2-3, pp. 40-41. Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html, accessed 28.04.17. (In Russ.).
15.Patrik Maknejl (2006). Veb-dizajn: kniga idej veb-razrabotchika [Web Design: a book of ideas for a web developer]. St. Petersburg. (In Russ.).
16.Repina, L. P., Zvereva, V. V. and Paramonova, M. Ju. (2006). Istorija istoricheskogo znanija: posobie dlja vuzov [History of Historical Knowledge: A Handbook for Universities]. 456 p. Moscow. (In Russ.).
17.Savel'eva, I. M. and Poletaev, A. V. (2006). Znanie o proshlom : teorija i istorija. T. 2 [Knowledge of the past: theory and history. Vol. 2]. 567 p. St. Petersburg. (In Russ.).
18.Sugak, D. B. (2012). Veb-sajt kafedry v strukture edinoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy [The website of the department in the structure of a single information educational environment]. 327 p. St. Petersburg. (In Russ.).
19.Toshhenko, Zh. T. (2000). Istoricheskoe soznanie i istoricheskaja pamjat'. Analiz sovremennogo sostojanija [Historical consciousness and historical memory. Analysis of the current state], Novaja i Novejshaja istorija, 4. Available at: http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.HTM, accessed 25.05.2017. (In Russ.).
20.Hal'bvaks, M. Kollektivnaja i istoricheskaja pamjat' [Collective and historical memory]. Available at: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html, accessed 12.05.2016. (In Russ.).
21.Chernova, O. V. (2011). Istoricheskaja pamjat' rossijan o Velikoj otechestvennoj vojne [Historical memory of Russians about the Great Patriotic War], Politprosveshhenie, 1, pp. 36-42. Available at: http:// www.politpros.com/journal/read/?ID=138&journal=68, accessed 14.03.2017. (In Russ.).
22.Shenderjuk, M. G. (1997). Kolichestvennye metody v istochnikovedenii [Quantitative methods in source study]. Kalingrad. (In Russ.).