Краткие сообщения
УДК 796.01:316 йО!: 10.14529/Ивт170311
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИМИДЖА КОМАНДЫ ПО ГРЕБЛЕ НА ЛОДКАХ КЛАССА «ДРАКОН»
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В.С. Тимченко
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
Цель исследования. Проследить связь всех компонентов имиджа спортивной команды и их влияние на результативность. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 13 гребцов на лодках класса «Дракон» в возрасте 23-43 лет. В рамках исследования проводились опросы для определения проблем, связанных с внутренними и внешними компонентами имиджа, а также контрольные тесты прохождения дистанций 200 и 1000 м. Результаты исследования. Изложены материалы наблюдений за изменениями внутри спортивного коллектива, а также изменениями внешних составляющих имиджа. По результатам опроса и анализа итоговых тестов был выявлен ряд проблем внутреннего микроклимата, непосредственно влияющих на результат (нестабильная посещаемость тренировок в зимний период, проблемы с дисциплиной, отсутствие мотивации). Тестирование показало расхождение на отрезке 200 м - 11 с, на дистанции 1000 м - 1,47 мин. В конце исследования результаты тестирования улучшились: расхождение на отрезке 200 м -4,9 с, на дистанции 1000 м - 97 с. Заключение. Таким образом, было выявлено положительное влияние работы над социально-психологическими аспектами команды, а также их непосредственное влияние на результативность.
Ключевые слова: имидж спортивной команды, гребной экипаж, социально-психологические аспекты, спортивные результаты, внутренний климат.
Введение. Не секрет, что на достижения спортивных результатов также влияет внутренний климат в команде и сплоченность коллектива. Также существует ряд мер по формированию имиджа команд с целью улучшить их позиционирование и спортивные результаты.
Положительный имидж дает возможность не только создать узнаваемый бренд, но и наладить здоровый климат внутри команды, что в свою очередь, положительно влияет на спортивный результат, тем самым улучшая позиции команды, делая ее более привлекательной для спонсоров и болельщиков [1].
Нельзя недооценивать важность формирования внутреннего климата в спортивном коллективе, а также откладывать решение вопросов, связанных с формированием фирменного стиля команды, так как все составляющие имиджа спортивной команды в совокупности дают полноценный образ, влияющий на результативность. Все социально-психологические аспекты формирования имижда представляют собой цепочку элементов, не-
посредственно влияющих друг на друга [3]. Эту взаимосвязь мы исследовали на примере женской команды по гребле на лодках класса «Дракон».
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, опрос спортсменов и тренера, опрос спортсменов команд соперников, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, методы математической статистики. Исследования проводились на базе Приморской краевой федерации гребли на лодках класса «Дракон» и СК «Чемпион». Задачей являлось выявление слабых компонентов имиджа спортивного коллектива, их коррекция с целью улучшить спортивный результат.
Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления проблем, связанных с внутренними и внешними компонентами имиджа команды, нами был проведен опрос среди членов команды.
Вопросы касались оценки критериев имиджа их команды, размещения критериев
Нитап. БроЛ. Мелете 2017, vol. 17, по. 3, рр. 102-106
Тимченко В. С.
Социально-психологические аспекты имиджа команды по гребле на лодках класса «Дракон»...
по степени важности, а также оценки внутреннего климата коллектива.
В опросе приняли участие все члены команды, в количестве 13 человек. Возраст участников варьировался от 23 до 43 лет.
Внутренний климат в команде 98 % участников охарактеризовали как удовлетворительный, описав отношения как приятельские, достаточные для занятий в одном коллективе.
Также все члены экипажа (100 %) отметили, что не чувствуют себя единой командой, так как существуют разногласия в вопросах тренировочного процесса и решении организационных моментов. Главным фактором они отметили проблемы с дисциплиной, а именно с посещаемостью тренировок в зимний период подготовки. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что ряд спортсменов тренировались отдельно по своему расписанию занятости, либо не тренировались вовсе, что в итоге привело к тому, что физическая подготовленность членов команды в конце подготовительного периода сильно отличалась. Эти данные подтвердили контрольные тесты, которые проводились каждые 6 недель в течение всего подготовительного периода (с сентября по апрель).
В качестве тестов были выбраны стандартные для гребли отрезки 200 и 1000 м, тестирование проводилось на гребном тренажере. Результаты тестирования показали, что те члены экипажа, которые систематически посещали тренировки и придерживались графика тренировочного процесса, показывали значительно лучшие результаты, относительно тех спортсменов, которые пропускали или тренировались самостоятельно (табл. 1). Расхождение в среднем составило: на период апреля на отрезке 200 м - 11 с, т. е. результат варьировался, от 54 до 1,05 с. На дистанции 1000 м результаты варьировались от 5,03 до 6,50 мин, т. е. разница составила в среднем 1 мин 47 с. Данные тестов показали насколько отличается физическая подготовка спортсменов.
Результаты тестирования показали, что часть спортсменов лучше подготовлена, но так как экипаж лодки составляет 10 человек, это значит, что вторая половина спортсменов не готова физически и функционально показать такую же работу, как первая половина, что естественным образом скажется на результатах. А именно: те спортсмены, которые
недостаточно хорошо подготовлены, будут усложнять работу тем, кто функционально готов лучше [1].
Таблица 1 Table 1
Результаты контрольного тестирования Results of control testing
Контрольный отрезок (м) Control interval (m) T ± с (с, мин) (s, min)
200 54,0 ± 1,05
1000 5,03 ± 6,50
Так, например, на отрезках, требующих выносливости (1000 м), слабо подготовленные спортсмены не смогут продержать нужный темп и работу по ходу всей дистанции, а это значит, что остальным гребцам придется гораздо тяжелее по ходу дистанции [5]. Именно поэтому основной задачей тренера является подготовка спортсменов, равнозначно физически и технически тренированных, что можно обеспечить только систематическими тренировками в полном составе [4].
Для определения основных проблем внутреннего микроклимата нами было проведено анкетирование с членами экипажа.
В ответе на вопрос: «Почему в зимний период снижается посещаемость?» - 70 % респондентов отметили такие факторы, как монотонность тренировочного процесса, отсутствие достаточного количества времени, а также возможность заниматься где-то еще, так как в зимний период тренировочный процесс выстроен в 2 залах (тренажерный зал и зал с гребными тренажерами).
Соответственно, было выражено мнение о том, что нет необходимости тренироваться вместе со всей командой, достаточно индивидуальных тренировок. Такой подход к тренировочному процессу негативно влияет на спортивный результат, так как в зимний период основной задачей является повышение физического уровня подготовки и оттачивание технической составляющей гребли [1].
В данный период тренер активно работает над индивидуальными ошибками каждого гребца. В итоге к началу соревновательного периода физическая подготовка гребцов из одной команды находится на разном уровне. Также они демонстрируют хорошие показатели специальной и общей выносливости, в отличие от членов экипажа, которые имеют пропуски или тренируются отдельно от всей команды. Следовательно, существует прямая
Человек. Спорт. Медицина 2017. Т. 17, № 3. С. 102-106
Краткие сообщения
зависимость между желанием посещать тренировки и результатом.
На вопрос о том, почему вы не посещаете тренировки в полном объеме, у членов экипажа было много различных ответов, 50 % отметили основными факторами занятость и несерьезное отношение к своему коллективу.
В целом можно сделать вывод о том, что большая часть команды имеет низкую нацеленность на достижение успеха и, как следствие, недостаточно серьезное отношение к тренировочному процессу.
Стоит отметить, что данный экипаж был сформирован из остатков разных команд, которые ранее являлись соперниками, что естественно стало влиять на внутренний климат. Таким образом, можно сделать вывод, что члены команды не считали себя одной командой, что также подтверждалось отсутствием единых целей. На вопросы о целях команды 58 % респондентов отметили достижение спортивных результатов, 30 % - возможность заниматься спортом и общение, 12 % - интерес к данному виду спорта и доступность занятий.
Также немаловажным социальным аспектом стало изучение имиджа и авторитета тренера [2]. Особенностью стало получение вывода, что большинство членов экипажа (82 %) относилось к нему не как к тренеру, имеющему авторитет, а как к ровеснику, так как он не намного старше некоторых членов экипажа. Это проявлялось в тренировочном процессе во время обсуждений заданий, даваемых тренером, также в обсуждении соревновательных моментов. Большая часть респондентов (55 %) ответили, что могут себе позволить не до конца или не в точности выполнить задачу тренера, если считают ее недостаточно обоснованной.
Еще одним существенным негативным фактором, влияющим на желание посещать тренировки в полном объеме, который отметили участники анкетирования, стал пессимистический настрой относительно соревновательного периода. 90 % команды сказали, что не чувствуют победного настроя ни от тренера, ни от остальных участников команды, что существенно влияет на настроение и желание тренироваться.
Также стоит сказать, что другие команды также воспринимали данный экипаж не как самостоятельную команду, а как сборную из
различных команд, затрудняясь определить, что это за коллектив в целом.
Этот настрой прослеживался в самом коллективе очень четко, что подкрепляется тем фактом, что команда не имела одного четкого названия (меняла название от соревнований к соревнованиям) и не имела внешних компонентов имиджа: формы, логотипа, фирменных цветов.
В числе прочих мы задавали вопрос: «Что не устраивает респондентов в тренировочном процессе на данный момент?» - 62 % отметили несистематичное посещение занятий отдельными спортсменами, которые позволяют себе пропускать тренировки, также 25 % отметили отсутствие контроля посещаемости со стороны тренера, а также фактор рассадки членов экипажа в лодке.
Для начала было предложено изменить рассадку спортсменов в лодке согласно их пожеланиям с учетом мнения тренера. В результате произошла смена загребного. Это очень значимый момент, так как 80 % спортсменов выявили желание изменить именно этот компонент, ведь от загребного зависит темп и весь рисунок гребли в целом.
В результате после перестановки тренировочный процесс изменился. На первой же тренировке спортсмены отметили положительные моменты: ход лодки стал лучше, работа стала более четкой и слаженной. Самым положительным моментом, который спортсмены отметили в ходе опроса, стал прогресс прохождения контрольных участков, а также прекращение прений по ходу тренировки. В таком составе большая часть участников отметила позитивный настрой и положительный эффект изменения. Особенно ценным стало то, что весь экипаж отметил охотное желание тренироваться. Стоит отметить, что результаты опроса, проведенного после месяца тренировок, показали улучшение показателей контрольных отрезков. Посещаемость возросла на 30 %, что естественным образом сказалось на тренировочном процессе: появилась согласованность гребли, синхронность (по результатам наблюдений).
Следующим шагом на пути формирования положительного имиджа внутри коллектива стал выбор названия для команды. Было предложено множество вариантов, в итоге путем голосования было выбрано название, которое устроило всех членов коллектива.
Нитап. БроЛ. Мелете 2017, vol. 17, по. 3, рр. 102-106
Тимченко В.С.
Социально-психологические аспекты имиджа команды по гребле на лодках класса «Дракон».
Далее было предложено сделать логотип с целью нанесения его на весла. Логотип также был изготовлен.
Данный факт говорит о том, что члены экипажа стали воспринимать себя не как части разных команд, а как единую команду со своей историей.
Еще одним шагом на пути создания «ядра» команды был выбор капитана. С его появлением спортсмены высказали мнение, что тренировочный процесс стал стабильнее и организованнее, так как, по их мнению, капитан взяла на себя часть функций тренера по контролю тренировочного процесса.
Следующим элементом формирования имиджа стало создание формы для соревнований. В предыдущем сезоне команда не была озабочена созданием формы, так как не видела в этом необходимости. С появлением названия и ощущением себя единой командой такая задача появилась.
Еще одним элементом налаживания внутренних компонентов имиджа стало внедрение звена корпоративного отдыха: члены коллектива стали проводить время вместе не только на тренировках, но и в свободное время, что является показателем укрепления межличностных связей внутри коллектива, что непосредственным образом сказывается на результате их деятельности.
Результативность экипажа также выросла. Время контрольных отрезков 200 и 1000 м улучшились (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Результаты тестирования после исследования Results of testing after the research
Контрольный отрезок (м) Control interval (m) T ± с (с, мин) (s, min)
200 54,0 ± 58,9
1000 5,03 ± 6,00
Тем самым видно, что расхождение составило: на период апреля на отрезке 200 м -4,9 с, а на дистанции 1000 м - 97 с.
На этот рост комплексно повлиял и тре-
нировочный процесс, который стал более систематическим, повышенная дисциплина, а также налаженные внутрикомандные связи. На вопрос опроса о поставленных целях на сезон 98 % экипажа отметили участие в соревнованиях международного уровня и достижение улучшения спортивных результатов.
Заключение. Исходя из результатов исследования, мы подтвердили тот факт, что имидж спортивной команды и его компоненты как внешние, так и внутренние напрямую влияют на результативность деятельности. По результатам опроса ко второму соревновательному сезону команда подошла с рядом изменений, и это положительно повлияло на позиционирование. Другие команды стали воспринимать данный экипаж как серьезного соперника, который показывает результат. Отдельно спортсмены отметили появление формы и логотипа.
Тем самым тренеру необходимо заботиться о формировании внутреннего климата коллектива и о внешних проявлениях команды, выставлять четкие цели и планы по их достижению.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2007. -245 с.
2. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева - М. : Изд-во МГУ, 1968. - 312 с.
3. Железнякова, М.Е. Состояние психической готовности к соревнованию как переживание /М.Е. Железнякова, Е.Ф. Рулева, А. О. Соболева // Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - С. 33-37.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2008. - 110 с.
5. Маркетинг спорта: пер. с англ. / под ред. Дж. Битч, С. Чедвик. - М. : Альпина Паб-лишерз, 2010. - 706 с.
Тимченко Валентина Сергеевна, ассистент кафедры методики преподавания циклических видов спорта, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, [email protected].
Поступила в редакцию 30 апреля 2017 г.
Человек. Спорт. Медицина 2017. Т. 17, № 3. С. 102-106
Краткие сообщения
DOI: 10.14529/hsm170311
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMAGE OF DRAGON BOAT PADDLING TEAM AND THEIR IMPACT ON SPORTS PERFORMANCE
V.S. Timchenko, [email protected]
Aim. To assess the connections between all components of the image of sports team and their impact on performance. Materials and Methods. The study involved 13 dragon boat paddlers aged 23-43. Methods included surveys aimed to reveal and estimate problems associated with external and internal image components, and control tests - 200 and 1000 m distances. Results. Changes within the sports crew and changes in external image components were assessed. Survey and analysis of final tests revealed a range of problems concerning internal environment directly influencing the performance of the team (instable attendance of training in winter, discipline problems, and lack of motivation). Test showed finishing time differences: 11 seconds for 200 m and 1.47 minutes for 1000 m. By the end of the research, results improved: 200 m finishing time difference was 4.9 seconds, and 1000 m finishing time difference - 97 seconds. Conclusion. Thus, positive effects of work on social and psychological aspects as well as their direct influence on performance were revealed.
Keywords: sports team image, paddling crew, social and psychological aspects, sports performance, team environment.
1. Zheleznyakova M.E., Ruleva E.F., Soboleva A.O. [States of Mental Readiness for Competition as an Experience]. Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psikhologov fizicheskoy kul'tury i sporta "Rudikovskie chteniya" [Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Psychologists of Physical Culture and Sports Rudikov Readings], 2017, pp. 33-37. (in Russ.)
2. Bueva L.P. Sotsial'naya sreda i soznanie lichnosti [Social Environment and Consciousness of Personality]. Moscow, MGU Publ., 1968. 312 p.
3. Il'in E.P. Psikhologiya sporta [Psychology of Sports]. St. Petersburg, Peter Publ., 2008. 110 p.
4. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspect Press Publ., 2007.245 p.
5. Bitch D., Chedvik S. Marketing sporta [Sports Marketing], english translation. Moscow, Alpina Publ., 2010. 706 p.
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation
References
Received 30 April 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Тимченко, В.С. Социально-психологические аспекты имиджа команды по гребле на лодках класса «Дракон» и их влияние на спортивный результат / В. С. Тимченко // Человек. Спорт. Медицина. - 2017. -Т. 17, № 3. - С. 102-106. Ш1: 10.14529/Ь8ш170311
Timchenko V.S. Social and Psychological Aspects of Image of Dragon Boat Paddling Team and Their Impact on Sports Performance / V.S. Timchenko. Human. Sport. Medicine, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 102-106. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm170311
Human. Sport. Medicine 2017, vol. 17, no. 3, pp. 102-106