10. Оганджанов А.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов. М.: Физическая культура, 2005, 200 с.
Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, доц., [email protected]. Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Цыпленкова Евгения Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
INDIVIDUALIZATION OF TECHNICAL TRAINING TRIPLE JUMPERS QUALIFIED USING THE MEASURING SYSTEM "OPTOJUMP NEXT"
A.L. Ogandjhanov, E.S. Tsyplenkova
Presents an innovative and instrumental methods of monitoring fitness of athletes-triple jumpers, allowing process control and individualization of training of qualified athletes-jumpers at a new technological level. Research methodology includes video analysis, measurement system "OPTOJUMPNEXT", methods of multivariate statistical analysis. The model describes the parameters of the landing in the triple jump for men.
Key words: individualization of the training process, technical training, triple jump, kinematic characteristics, corrective exercises.
Ogandjhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Tsyplenkova Evgeniya Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, evgesha8ts@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 797.12:796.012.37
РАЗВИТИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ В ГРЕБЛЕ НА ЛОДКАХ «ДРАКОН» С ПОМОЩЬЮ ТРЕНИРОВОК В ТЕМНОЕ
ВРЕМЯ СУТОК
В.С. Тимченко
Представлена методика развития согласованности действий в гребле на лодках «Дракон» в темное время суток с целью повышения синхронности и результативности гребли. Описаны особенности фаз гребка и темпа гребли на лодках «Дракон». Предложено оценивать эффективность методики контрольными замерами -видеограммами (отрезки 200 м), анализ которых позволяет вносить корректировки в технику.
Ключевые слова: гребля на лодках класса «Дракон», синхронность гребли, фазы гребка, темп гребли.
Во многих видах спорта индивидуальные показатели, сила, выносливость имеют решающее значение. Однако в гребле синхронная работа всей команды является не менее значимым умением. Одна из
главных задач тренера - обучение экипажа одинаковой технике [1].
В гребле на лодках класса «Дракон» команда с меньшей общей мышечной массой может выиграть заезд у более накачанных соперников только за счет гармонии движений [2]. Это совсем не значит, что индивидуализм полностью нивелируется, но значит то, что каждый гребец в отдельности работает на общий результат всей команды. Экипаж лодки -это не набор индивидуальностей, которые работают в общей группе, а единый организм.
Когда все гребцы делают гребок одновременно, то их лодка идет быстрее, чем лодка с более сильными гребцами, которые гребут вразнобой. Это происходит потому, что во втором случае гребцы используют свою мощь против своих же партнеров, вместо того, чтобы сфокусироваться на ритме и технике [3].
Если гребцы производят гребки в разное время, кто-то опережает, кто-то опаздывает в той или иной фазе гребка, появляются микроразрывы, которые рвут ход лодки, за счет этого гребля становиться неэффективной. При этом каждый гребец чувствует усталость и ощущение того, что он гребет в одиночку.
Задача тренера подвести каждого гребца к единой физической форме, а также выработать единый рисунок гребли, чтобы каждый гребец выполнял все фазы гребца одновременно с остальными.
Если кто-то из экипажа не попадает в общий ритм, это сразу же отражается на общей картине гребли. Зачастую, случается так, что разрывы создают несколько человек (кто-то опережает на заходе на гребок, кто-то раньше вытаскивает весло из воды и т. д.). Особенно часто это происходит, когда в экипаж садятся гребцы из разных команд, с различной техникой, не скатанные. Каждый из них имеет индивидуальный рисунок гребли.
Итак, возникают обстоятельства, когда команду необходимо скатать в короткие сроки, при этом физическая подготовка всех членов экипажа одинакова. Такая необходимость возникает при формировании слитых экипажей, например из 2-х десятиместных экипажей необходимо создать один 20-местный или при слиянии 2-х разных команд для определенных соревнований. Также сильную рассогласованность вносят гребцы новички, которые обладают слабой техникой, и бояться, не успеть за темпом команды, тем самым ломая весь рисунок гребли.
В гребле на лодках класса «Дракон» существуют фазы гребка, они схожи с другими видами гребли, но в отличие от одиночных видов гребли развитие синхронности в данном виде гребли очень важно, так как влияет на конечный результат.
Фазы гребка - это совокупность элементов, которые выполняет человек за один полный цикл, рассмотрим каждую фазу в отдельности:
• Растяжка - максимальное вытягивания тела вперед с поворотом туловища для захвата воды (подготовка к «навалу на весло»).
• Навал на весло - ввод весла в воду с помощью спины.
• Проводка - сам гребок, вдоль борта, в период полного входа лопатки в воду.
• Концовка гребка - момент вынимания весла из воды, и подготовка тела к следующему циклу [4].
В каждой из этих фаз гребец может допустить рассогласованность действий с другими гребцами.
Рассогласованность действий вызывает рассинхронность, тем самым при прочих равных, команда, обладающая синхронным гребком, будет показывать лучшее время. При этом по отдельности каждый из гребцов экипажа может быть физически подготовлен, но за счет рассогласованности гребли показывать худшее время, относительно более слабой физически команды. Поэтому тренер должен стремиться к развитию всех компонентов гребли, как-то: индивидуальная техника гребли, физическая подготовка, синхронность действий команды.
Давно доказанным фактом является то, что при снижении функций одного органа чувств, обостряются другие. Так, например, у людей страдающие потерей зрения, обостряется обоняние и тактильные ощущения и наоборот. Так, для улучшения согласованности действий гребцов нами была предложена схема тренировок в темное время суток.
Для эксперимента нами была выбрана женская команда по гребле на лодках класса «Дракон», состоящая из 13 чел.
Тренировочный процесс был выстроен таким образом, что тренировка начиналась в светлое время суток, продолжалась и заканчивалась в темное. Из трех водных тренировок в неделю под данную тренировку была выделена одна. Она характеризовалась не силовой греблей и заданиями на мощность, а включала упражнения на технику и развитие синхронности гребли.
Упражнения выполнялись, как всей командой, так и попарно с подключением в комфортной зоне ЧСС 150-160 уд/мин. Сначала гребки совершает первая пара, через 10 гребков 2-я пара и так далее до полного подключения всех пар под счет рулевого. Так же использовалась техника с зависанием: в фазе начала гребка, а именно заход на гребок все гребцы зависают на несколько секунд, причем отрезки зависания разные и по команде рулевого совершают гребок.
На начальных этапах выполнения этого упражнения происходит много столкновений (кто-то дергается раньше команды, кто-то устает держать весло на весу и производит гребок раньше, тем самым следующие за ними гребцы сбиваются). В сочетании этих упражнений с плохим зрительным контактом, гребля стала принимать автоматический характер, так как, зрительный контроль за впередисидящим гребцом ослабевал. Членам экипажа приходилось полагаться на ощущения, тем самым вырабатывался ритм, который был комфортен. Стало видно, что если в
начале тренировки гребцы сбивались и наталкивались друг на друга, то к концу у команды появлялся общий рисунок, при этом гребцы все меньше полагались на зрительный контакт.
Также гребцы стали четко ощущать ход лодки и малейшие не попадания в ход сразу ощущались. Так если кормовая часть лодки начинает опережать остальных, загребная пара чувствует толчки в спину, при этом сами они находятся в другой фазе гребка.
Для контроля и оценки эффективности, тренировочный процесс был снят на видео. После каждой тренировки все отснятые видеограммы отсматривались для анализа ошибок и корректировки техники.
Так же были проведены контрольные замеры (отрезки 200 м) до начала тренировок и после месячного цикла. Отметим, что результаты прохождения контрольных отрезков выросли в среднем на 0,5-0,6 с. Результаты отражены в таблице.
Результаты замеров контрольных отрезков
№ Контрольное время прохождения до Контрольное время прохождения
начала эксперимента (200 м) после эксперимента (200 м)
1 1,04 с 0,58 с
2 1,03 с 0,57 с
3 1,05 с 0,60 с
4 1,02 с 0,58 с
5 1,04 с 0,57 с
После проведенного эксперимента, эффективность гребли увеличилась на 6 %.
Как видно из рисунка, достигнутый эффект позволил уменьшить время прохождения дистанции 200 м, которая является основной для десятиместных экипажей.
График прохождения контрольных замеров (отрезок 200 м.)
1,2 * 1 (и 5 0,8 1 0,6 0,4 00 0,2 0
_
1 2 3 4 5
Ряд1 1,04 1,03 1,05 1,02 1,04
Ряд2 0,58 0,57 0,6 0,58 0,57
График прохождения контрольных замеров, дистанция 200 м
Таким образом, тренером был отмечен синхронный рисунок гребли с небольшими погрешностями, также он отметил автоматизм фазы захода на гребок, что улучшило ход лодки.
Список литературы
1. Верлин С.В., Семаева Г.Н., Маслова И.Н. Факторы, определяющие эффективность техники гребли // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С 77-90.
2. Jeff Campbell. Dragon Boat Racing. 2009. URL: http://www.lureofthedragons.org/pdfs/dragon-boat-manual.pdf (дата обращения 07.09.2016).
3. Pacific Dragons, dragon Boat& Outrigger canoe club. Padding Guide. Version 3-March 2005. URL: http:// www.pacificdragons.com.au (дата обращения 10.10.2016).
4. Оттачиваем технику. URL: http ://burevisnyk.com/kalendar-sorevnovanij/ (дата обращения 08.09.2016).
Тимченко Валентина Сергеевна, ассистент, legenzova. vsadvfii. ru, Россия, Владивосток, Дальневосточный федеральный университет
DEVELOPMENT COHERENCE ROWING DRAGON BOATS THROUGH TRAINING
IN THE DARK
V.S. Timchenko
The methodology of development of coordination in rowing boats "Dragon" in the dark with the aim of improving the synchronicity and efficiency of rowing. Describes the features of the phases of the stroke and tempo were rowing boats "Dragon". Asked to assess the effectiveness of techniques of control and measurements -recordings (segments 200 m), the analysis of which allows you to make adjustments to the equipment.
Key words: Dragon Boat racing, the synchronicity of rowing, the phase of the paddle, paddle rate.
Timchenko Valentina Sergeyevna, assistant, legenzova. vsadvfii. ru, Russia, Vladivostok, Far Eastern Federal University